Вернуться назад

Утверждено 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от «15» июня 2017 года 

№ 2017-П-12/25-9-(НПА) 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о порядке проведения отдельных банковских 

операций банками Кыргызской Республики в случае введения режима  

Временной администрации или начала процедуры ликвидации 

 

Глава 1. Общие положения 

 

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения отдельных банковских операций, а также условий признания Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) безотзывными поручения на перевод денежных средств и ценных бумаг, переданных банком в торговую и/или платежную систему в случае введения режима Временной администрации или начала процедуры ликвидации в коммерческом банке или Государственном банке развития Кыргызской Республики.  

2. Настоящее Положение распространяется на деятельность коммерческих банков Кыргызской Республики, в том числе осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования или имеющих «исламское окно», с учетом специальной терминологии, применяемой ими при осуществлении банковских операций, лицензируемых Национальным банком, и на Государственный банк развития Кыргызской Республики (далее - банки), их клиентов, операторов и участников торговых и платежных систем Кыргызской Республики. 

3. Ответственность за обеспечение своевременного исполнения норм настоящего Положения, бесперебойного функционирования и соблюдения регламента работы торговых и платежных систем несут банки, операторы и участники систем, а также депозитарии и субдепозитарии. Ответственность операторов и/или участников платежных и торговых систем устанавливается в соответствующих договорах/соглашениях между операторами и участниками систем, а также между депозитариями и субдепозитариями. 

 

 

Глава 2. Основные понятия 

 

4. В рамках настоящего Положения устанавливается, что: 

1) безотзывные поручения на перевод денежных средств и ценных бумаг, переданные банком в торговую и/или платежную систему, признаваемую в качестве таковой Национальным банком, имеют юридическую силу и обязательны для третьих сторон в случае введения режима Временной администрации или начала процедуры ликвидации банка; 

2) в случае, если банк передает безотзывные поручения на перевод денежных средств или ценных бумаг в торговую и/или платежную систему после начала режима Временной администрации или ликвидации банка, поручения не имеют юридической силы и не обязательны для третьих сторон лишь в том случае, если Временный администратор или ликвидатор докажет, что оператору системы было известно о начале режима Временной администрации или ликвидации банка до того, как поручения на перевод стали безотзывными. 

5. Контракты и сделки, заключенные под отлагательным условием до начала режима Временной администрации или ликвидации банка, не могут привести к отмене результатов клиринга, произведенного через торговую и/или платежную систему, признанную в качестве таковой Национальным банком, вследствие начала режима Временной администрации или ликвидации банка. 

6. Оператор системы, участник, посредник в расчетах и клиринговый центр с момента, когда им стало известно о начале режима Временной администрации или ликвидации банка, должны принять все необходимые меры, чтобы не допустить перевода денежных средств или ценных бумаг в торговую и/или платежную систему. 

7. Дополнительно для целей настоящего Положения используются следующие определения: 

Временный администратор лицо, назначенное Национальным банком Временным администратором или руководителем Временной администрации, в целях осуществления режима Временной администрации в банке;  

банкнотные операции - операции по зачислению наличных денежных средств на корреспондентский счет, открытый в проблемном банке для другого банка (счет, анологичный счету «Лоро»), либо в другом банке на имя проблемного банка (счет, аналогичный счету «Ностро»); 

банковская платежная карта (платежная карта) - платежный инструмент, позволяющий ее держателю проводить операции по покупке товаров, услуг, получению наличных денежных средств в национальной и иностранной валютах, через терминалы или иные устройства, а также средство доступа к банковскому счету для управления ее держателем денежными средствами, находящимися на банковском счете, в том числе для учета и совершения операций с драгоценными металлами, размещенных на обезличенном металлическом счете, открытом у эмитента, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и договором между держателем карты и эмитентом

денежный перевод без открытия банковского счета перевод денежных средств, банковская операция, которая осуществляется банком путем принятия от физического лица наличных денежных средств в национальной или иностранной валюте и дальнейшей передачи указанному физическому лицу (получателю) в Кыргызской Республике или за ее пределами через систему денежных переводов; 

депозитарий государственных ценных бумаг (далее-ГЦБ) юридическое лицо Кыргызской Республики, осуществляющее депозитарный учет и хранение ГЦБ, регистрацию перехода и подтверждение права собственности на ГЦБ; 

субдепозитарий - депозитарий, заключивший договор с Национальным банком на выполнение функций по учету движения ГЦБ и который имеет счет «депо» в депозитарии государственных ценных бумаг; 

депо-счет - запись (либо совокупность записей), создающаяся для каждой ГЦБ в целях их учета и хранения;  

депозитная операция - операция по временному изъятию Национальным банком денежных средств в национальной валюте на условиях возвратности, платности и срочности; 

завершающие операции - операции, которые на момент введения в банк режима Временной администрации либо начала процедуры ликвидации банка не были исполнены, но признаны безотзывными и подлежащими к обязательному исполнению в порядке, установленном настоящим Положением; 

клиент: 

1) в отношениях между банками клиентом является банк, заключающий сделку с проблемным банком; 

2) в отношениях банка с другими лицами клиентом является лицо, заключающее сделку с проблемным банком; 

конверсионные операции - валютные операции, связанные с покупкой/продажей одной валюты в обмен на другую; 

корреспондентский счет - это банковский счет, на котором отражаются расчеты, произведенные одним банком по поручению и за счет другого на основе договора;  

«клиринг» означает преобразование в одно чистое требование или одно чистое обязательство требований и обязательств, вытекающих из поручений на перевод, которые один или несколько участников системы расчетов предъявляют одному или нескольким другим участникам этой системы или получают от них, в результате чего остается только одно чистое требование или одно чистое обязательство; 

межбанковский кредит - кредит, выданный или полученный проблемным банком по сделке с другим банком; 

операции рефинансирования Национального банка инструменты денежно-кредитной политики Национального банка, в рамках которых банку предоставляются кредитные ресурсы на условиях срочности, платности, возвратности и в случае соответствия банка требованиям Национального банка на получение кредитов рефинансирования; 

обмен активами - операция по обналичиванию (предоставление безналичных денежных средств в обмен на наличные) или обезналичиванию (предоставление наличных денежных средств в обмен на безналичные), совершаемая между банками; 

окончательный расчет - расчет, проводимый по счетам финансово-кредитных организаций, открытым в Национальном банке, через гроссовую систему расчетов в режиме реального времени. Окончательный расчет является безусловным и безотзывным; 

оператор платежной системы - юридическое лицо, имеющее лицензию/регистрацию Национального банка в зависимости от типа и категории платежной системы, обеспечивающее функционирование платежной системы и заключившее с участниками договор об участии в платежной системе, согласно которому оператор и участники платежной системы обязуются осуществлять свою деятельность в рамках платежной системы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;  

оператор торговой системы - структурное подразделение Национального банка, отвечающее за регламент работы торговых систем, а также за соответствие проводимых операций существующим правилам работы в торговых системах Национального банка; 

поручение на перевод - поручение на перевод, переданное в торговую и/или платежную систему, становится безотзывным в момент, определяемый правилами этой системы; 

проблемный банк банк, в отношении которого введена Временная администрация или применена процедура ликвидации (далее - банк); 

редисконтная операция  операция по покупке Национальным банком ГЦБ на вторичном рынке у банков с установленными Национальным банком ценой и сроком до погашения приобретаемых ГЦБ;  

розничные платежи - платежи на средние и мелкие суммы, являющиеся несрочными и/или регулярными. Размер суммы розничных и регулярных платежей устанавливается нормативными правовыми актами Национального банка; 

репо-операция - операция по покупке/продаже ГЦБ на вторичном рынке с обязательством их обратной продажи/покупки в определенную дату в будущем, по заранее оговоренной цене; 

своп-операция - операция по обмену одной валюты на эквивалентную сумму в другой валюте с обязательством обратного обмена основных сумм и начисленных процентов через заранее оговоренный срок;  

спот-операция - операция по покупке/продаже финансовых активов, расчеты по которой осуществляются в течение одного-двух рабочих дней; 

участниками платежной системы (далее - Участник) являются коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, нефинансово-кредитные организации и другие организации, предоставляющие платежные услуги населению на территории Кыргызской Республики на основании договора, заключенного с оператором платежной системы; 

участник торговой системы (далее Участник) - банк, имеющий доступ к торговым системам Национального банка и имеющий корреспондентский (текущий) счет в Национальном банке; 

форвардные операции - операции с валютой, предусматривающие поставку валюты в какой-то день в будущем по цене, согласованной во время заключения форвардного контракта. 

 

Глава 3. Общие условия проведения отдельных банковских операций при введении в банк режима Временной администрации 

 

8. Решение о введении в банк режима Временной администрации, принимается Национальным банком в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и нормативными правовыми актами Национального банка. 

9. Режим работы проблемного банка устанавливается в соответствующем решении Национального банка с момента введения либо в процессе осуществления режима Временной администрации. В случае отсутствия указаний о режиме работы в решении Национального банка, операции осуществляются в соответствии с настоящим Положением. 

10. С момента введения режима Временной администрации Национальный банк, в случае необходимости, вправе в одностороннем порядке заблокировать корреспондентский (текущий) счет Участника для проведения платежей и расчетов или установить ограничения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Порядок проведения платежей Участника и окончательных расчетов устанавливаются настоящим Положением или в соответствии с решением Национального банка. 

11. На основании решения Национального банка операторы платежной и торговой систем в одностороннем порядке без предварительного уведомления блокируют Участника, доступ пользователей Участника к системе и сертификаты подписи пользователей Участника в системе с последующим оповещением остальных участников. 

12. Национальный банк в целях обеспечения стабильной работы банковской и платежной систем, сохранения активов в интересах вкладчиков и других кредиторов банка вправе, если у банка достаточно активов, в первую очередь, для осуществления расчетов с вкладчиками - физическими лицами, помимо проведения завершающих операций, разрешить проведение банком всех или отдельных видов банковских операций. 

13. Право на осуществление своп и репо операций, депозитных операций в национальной валюте, редисконтных и конверсионных операций с Национальным банком, а также операций на первичном и вторичном рынках ГЦБ, проблемному банку может быть предоставлено на основании соответствующего решения Национального банка. 

14. В целях сохранения активов проблемному банку решением Национального банка может быть установлен запрет на проведение отдельных операций на валютном рынке. 

15. В случае, если у банка не имеется достаточно активов для расчета с вкладчиками - физическими лицами, банку разрешается проведение только завершающих операций или отдельных операций в соответствии с решением Национального банка. 

 

Глава 4. Условия признания завершающих операций безотзывными 

 

16. Национальный банк признает безотзывными операции, расчеты по которым осуществляются через корреспондентский/текущий счет, открытый в Национальном банке. 

17. Операции, расчеты по которым осуществляются не через корреспондентский/текущий счет, открытый в Национальном банке, признаются безотзывными в судебном порядке в следующих случаях: 

1) если по этой операции уже полностью осуществлен расчет до введения режима Временной администрации либо до момента получения системой расчетов информации о введении режима Временной администрации; 

2) если по этой операции еще не произведен полный расчет, но требования и поручения по ней уже переданы в систему расчетов, которая исполняет расчеты в автоматическом режиме, и ее отмена в этой системе не предусмотрена для проблемного банка или для лица, по требованию или поручению которого проводится операция. 

18. Признание операций безотзывными и окончательными осуществляется на основании требований, установленных в нормативных правовых актах Национального банка.  

19. Для целей настоящего Положения завершающими операциями считаются: 

1) исполнение поручений Участника на перевод денежных средств или ценных бумаг, а также поручений других участников на перевод денежных средств или ценных бумаг в пользу банка, переданных в торговую и/или платежную систему до момента получения оператором уведомления и введения в банк режима Временной администрации. Эти поручения признаются безотзывными, имеют исковую силу и обязательны для третьих лиц. Операторы систем должны завершить сделку и произвести окончательный расчет по всем вышеуказанным поручениям; 

2) расчеты с другими участниками в рамках систем расчетов банковскими платежными картами, если операции с использованием карт были проведены до момента введения в банк режима Временной администрации и стали безотзывными. Участник в обязательном порядке проводит расчеты с другими участниками в течение срока, установленного системами расчетов банковскими платежными картами; 

3) расчеты по розничным платежам, в том числе платежам с Государственной таможенной службой и/или Государственной налоговой службой при Правительстве Кыргызской Республики, государственным бюджетом, а также с организациями, предоставляющими коммунальные услуги и услуги связи, информация по оплате которых поступила в платежную систему до момента введения в банк режима Временной администрации. Такие платежи признаются безотзывными и расчеты по ним проводятся в течение срока, установленного регламентом работы межбанковских платежных систем; 

4) расчеты по трансграничным платежам, если платежи были проведены до момента введения в банк режима Временной администрации и стали безотзывными, а дата расчета совпадает с периодом введения в банк режима Временной администрации. Участник в обязательном порядке проводит расчеты по ним. Порядок и сроки проведения расчетов по трансграничным платежам в случае введения в банк режима Временной администрации должны быть установлены в соответствующем договоре между оператором данной системы и банком-корреспондентом; 

5) расчеты с другими участниками по своп и репо-операциям, по операциям рефинансирования, по «обмену активами», при осуществлении конверсионных сделок, если данные сделки были заключены до введения в банк режима Временной администрации; 

6) расчеты с другими участниками в рамках систем расчетов электронными деньгами, если операции с использованием электронных денег были проведены до момента введения в банк режима Временной администрации и стали безотзывными. Участник в обязательном порядке проводит расчеты с другими участниками в течение срока, установленного правилами систем расчетов электронными деньгами;  

7) расчеты по другим межбанковским операциям, совершенным в соответствии с требованиями настоящего Положения. 

 

Глава 5. Особенности проведения завершающих операций «своп», «репо»,  

депозитных операций в национальной валюте, «форвард», конверсионных операций, операций по обмену активами (конверсионные операции) при введении  

в банк режима Временной администрации 

 

20. Если на момент введения режима Временной администрации у банка наступили сроки по обязательствам по репо и свопоперациям, депозитным операциям в национальной валюте перед Национальным банком и наоборот, то данные обязательства должны быть исполнены в полном объеме в соответствии с заключенными договорами (или приравненным к ним другим документам), если иное не установлено решением Национального банка или другими уполномоченными органами. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения банком своих обязательств по своп-операциям, репо-операциям и депозитным операциям в национальной валюте, а также по обмену активами (конверсионным операциям), Национальный банк имеет право безакцептного (бесспорного) списания с корреспондентского счета банка суммы денежных средств в размере неисполненных обязательств. В случае возникновения ситуации, когда банк не исполняет свои обязательства по возврату денежных средств по своп-операциям, репо-операциям, депозитным операциям в национальной валюте и конверсионным операциям, и со стороны Национального банка не представляется возможным безакцептно списать с корреспондентского счета банка суммы денежных средств в размере неисполненных обязательств в силу отсутствия достаточного объема денежных средств, споры между сторонами подлежат урегулированию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

21. Если на момент введения в банк режима Временной администрации при отсутствии особого указания в решении Национального банка в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения у банка наступили сроки по обязательствам «спот», «своп», «форвард», «репо», «межбанковский кредит», «обмен активами» (конверсионным операциям), банк вправе завершить в установленные сроки данные межбанковские сделки при исполнении следующих условий: 

1) операция осуществляется с банком, который не является проблемным банком либо связанным с проблемным банком лицом; 

2) операция не нарушает принцип беспристрастности, установленный законодательством и нормативными правовыми актами Национального банка; 

3) по условиям сделки проблемный банк уже произвел поставку денежных средств в другой банк либо в проблемный банк уже поступили денежные средства; 

4) в результате операции у банка юридически и фактически произойдет только замена валюты актива. 

22. В случае введения режима Временной администрации, проблемный банк не проводит завершающие операции по контрактам «своп» и «репо» с клиентами (кроме банков), если клиент еще не поставил денежные средства проблемному банку. 

23. В случае введения режима Временной администрации банку разрешено проводить завершающие операции по контрактам «своп» и «репо», если клиент уже произвел поставку денежных средств банку, при условии, что клиент не является связанным с банком лицом, в отношении которого нет других требований о запрете на проведение операций либо претензий правоохранительных органов. 

24. Временный администратор вправе приостановить исполнение операций, указанных в пунктах 22-23 настоящего Положения, на срок до 7 рабочих дней с целью проверки законности операций и исполнения требований настоящего Положения. 

25. При проведении банкнотных операций, в случаях, когда проблемный банк открыл счета типа «лоро» для иностранного банка и получил наличные средства для их зачисления на данные «лоро» счета, Временный администратор вправе отменить операцию и вернуть средства банку-корреспонденту, при соблюдении следующих условий: 

1) средства не были зачислены до введения в банк режима Временной администрации несмотря на то, что наличные средства уже прибыли в здание проблемного банка; 

2) в случае наличия соответствующего решения Национального банка согласно пункту 9 настоящего Положения; 

3) банк-корреспондент обратился с просьбой о расторжении сделки, несмотря на то, что денежные средства уже прибыли в помещение проблемного банка, и обязался в течение 1 рабочего дня разрешить все организационные вопросы, в том числе по оплате соответствующих расходов, по обратному вывозу и транспортировке наличных денежных средств из помещения проблемного банка. 

В случае неисполнения вышеназванных условий Временный администратор вправе зачислить средства на «лоро» счет банка. 

26. При предоставлении услуг по системам денежных переводов конвертация в ту или иную валюту производится в соответствии с внутренними процедурами банка и тарифами, установленными для проведения обменных операций, если иное не установлено решением Национального банка или другими уполномоченными органами для конкретного банка. 

 

Глава 6. Особенности проведения завершающих операций 

по операциям рефинансирования Национального банка при введении 

в банк режима Временной администрации 

 

27. Если на момент введения режима Временной администрации у проблемного банка наступили сроки погашения по операциям рефинансирования Национального банка, то данные обязательства должны быть исполнены в полном объеме в соответствии с заключенными Генеральными соглашениями и/или другими договорами/соглашениями на получение кредитных ресурсов, если иное не установлено решением Национального банка, судебным актом или постановлением следователя

28. Если на момент введения режима Временной администрации банк не может осуществить погашение имеющейся задолженности по операциям рефинансирования Национального банка (отсутствие денежных средств на корреспондентском счете), то Национальный банк вправе осуществить погашение кредитных ресурсов за счет безакцептного (бесспорного) списания с корреспондентского счета банка суммы денежных средств в размере неисполненных обязательств и обращения взыскания на предмет залога в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. При этом Национальный банк предварительно, в течение трех рабочих дней, в письменной форме извещает банк о неисполнении им в срок своих обязательств и начале процедуры обращения взыскания на предмет залога. 

 

Глава 7. Особенности проведения операций с ценными бумагами 

 

29. Право на осуществление операций на первичном и вторичном рынках ГЦБ банку при введении режима Временной администрации может быть предоставлено на основании соответствующего решения Правления Национального банка. 

30. Если до введения режима Временной администрации банк подал заявку на участие в аукционе по размещению ГЦБ и выиграл по ней, то данная заявка является безотзывной и обязательной для проведения денежных расчетов. В случае, если банк не может осуществить расчеты по выигранной на аукционе заявке (отсутствие денежных средств на корсчете), то заявка банка аннулируется, и банк отстраняется от дальнейшего участия на первичном и вторичном рынках ГЦБ до принятия Национальным банком отдельного решения. 

31. Если на момент введения режима Временной администрации в банк, являющийся владельцем ГЦБ (государственные казначейские векселя, государственные казначейские облигации, ноты), наступили сроки погашения ГЦБ или купонных выплат, то Национальный банк перечисляет денежные средства по погашаемым выпускам или купонным выплатам на корреспондентский счет банка, открытый в Национальном банке в дату погашения ГЦБ или купонных выплат. 

32. Если на дату введения режима Временной администрации в портфеле банка есть ГЦБ, принадлежащие клиентам банка, срок погашения которых наступил, то банк производит зачисление денежных средств, полученных в счет погашения от Министерства финансов Кыргызской Республики и Национального банка выпусков ГЦБ, на счета владельцев ГЦБ в данном банке, либо по желанию клиентов (за исключением ГЦБ клиентов банка, в отношении которых Национальным банком установлены ограничения на проведение каких-либо операций) производит им выплату денежных средств наличными через кассу банка. 

33. Если на дату введения в банк режима Временной администрации сроки погашения ГЦБ, принадлежащих клиентам банка, не наступили, то в этом случае проблемный банк может передать ГЦБ своих клиентов в другой банк, за исключением ГЦБ клиентов банка, в отношении которых Национальным банком установлены ограничения на проведение каких-либо операций. 

34. Временный администратор банка должен проинформировать клиентов проблемного банка, владеющих ГЦБ, о введении в банк режима Временной администрации не позднее 2-х рабочих дней после введения режима Временной администрации и об их праве на передачу собственных ГЦБ в другой банк. При этом в случае, если клиент проблемного банка выразил желание получать денежные средства от погашения ГЦБ в другом банке, то он должен подать письменное заявление в проблемный банк о передаче ГЦБ в другой банк, с указанием наименования банка, в который будут переданы ГЦБ и перечня выпусков ГЦБ, подлежащих переводу в другой банк. Ответственность по определению списка клиентов проблемного банка - владельцев ГЦБ и получению от них указанных заявлений несет Временный администратор банка. 

35. Банк, в который введен режим Временной администрации, при передаче ГЦБ клиента проблемного банка в другой банк, должен заблаговременно провести переговоры с банком, указанным в письменном заявлении клиента, и, как минимум, за два дня до наступления срока погашения ГЦБ предоставить в Национальный банк для осуществления передачи ГЦБ клиента следующие документы: 

1) договор о передаче ГЦБ, заключенный между проблемным банком и банком, в который передаются ГЦБ; 

2) копию письменного заявления клиента - владельца ГЦБ о переводе ценных бумаг в другой банк; 

3) письмо-ходатайство проблемного банка о передаче ценных бумаг клиента банка в другой банк; 

4) поручения данных банков на осуществление передачи/приема ГЦБ, оформленные в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. 

36. Национальный банк после получения указанных документов осуществляет передачу ГЦБ от проблемного банка другому банку в депозитарии ГЦБ.  

37. Если при наступлении срока погашения ГЦБ, купонных выплат по ГЦБ клиентов проблемного банка Временный администратор не передал ГЦБ клиентов проблемного банка в другой банк, то денежные средства клиентов проблемного банка по погашаемому выпуску или купонным выплатам перечисляются на корреспондентский счет банка, открытый в Национальном банке в дату погашения ГЦБ или купонных выплат. Банк производит зачисление денежных средств, полученных в счет погашения от Министерства финансов Кыргызской Республики и Национального банка выпусков ГЦБ, на счета владельцев ГЦБ в данном банке, либо по желанию клиентов (за исключением ГЦБ клиентов банка, в отношении которых Национальным банком установлены ограничения на проведение каких-либо операций) производит им выплату денежных средств наличными через кассу банка. 

38. В случае передачи в суд заявления о признании банка банкротом, при наличии на счетах клиентов денежных средств, полученных в счет погашения ГЦБ, банк обязан перечислить эти денежные средства на счет Национального банка. При этом банк обязан известить таких клиентов о необходимости представления заявления о переводе этих денежных средств в другой банк. 

39. Перечисленные денежные средства находятся на счете Национального банка до получения от проблемного банка следующих документов: 

1) письма-ходатайства о переводе денежных средств клиента со счета Национального банка на счет клиента в другом банке. В письме-ходатайстве указывается: наименование/ФИО клиента, номер выпуска ГЦБ, дата погашения ГЦБ, количество погашенных ГЦБ, номинальная стоимость погашенных ГЦБ, сумма купонных выплат, наименование банка, на который осуществляется перевод денежных средств по погашенному выпуску, номер счета клиента и другая необходимая информация; 

2) копии письменного заявления клиента с указанием реквизитов счета, открытого в другом банке; 

3) подтверждение банка/филиала банка об открытии счета клиенту с указанием номера счета, БИК и адреса банка. 

40. После получения необходимых документов Национальный банк производит зачисление денежных средств со счета Национального банка на счет клиента в другом банке, указанный в письме-ходатайстве банка и заявлении клиента банка. 

41. Временный администратор банка осуществляет контроль и несет ответственность за соблюдением прав владельцев ГЦБ, учитываемых в реестре банка. 

 

Глава 8. Особенности проведения других банковских операций при введении в банк режима Временной администрации 

 

42. Временный администратор банка может проводить следующие операции для своих клиентов, за исключением лиц, являющихся связанными с банком и аффилированными лицами, а также лиц, связанных с ними общими интересами, и другими лицами, указанными в соответствующих решениях уполномоченных органов Кыргызской Республики: 

1) для физических лиц-резидентов Кыргызской Республики - осуществлять банковские операции (кроме выдачи кредитов и приравненных к ним активов, инвестиций в капитал, ценные бумаги, за исключением государственных, а также вложений в основные средства и нематериальные активы) в полном объеме, если иное не установлено решением Национального банка или другими уполномоченными органами для конкретного банка; 

2) для юридических лиц-резидентов Кыргызской Республики - осуществлять операции с расчетных счетов юридических лиц для выплаты заработной платы сотрудникам данного юридического лица, погашения собственных обязательств данных юридических лиц перед Социальным фондом, бюджетом, коммунальными организациями, операторами связи, поставщиками ГСМ в сумме, указанной в расчетных документах поставщиков услуг (счет-квитанция, счет-фактура) в полном объеме, если иное не установлено решением Национального банка или другими уполномоченными органами для конкретного банка; 

3) для физических и юридических лиц-нерезидентов Кыргызской Республики, индивидуальных и частных предпринимателей резидентов и нерезидентов Кыргызской Республики - осуществлять операции в пределах, установленных решением Национального банка или другими уполномоченными органами для конкретного банка. 

43. Временный администратор банка, в соответствии с решением Национального банка, может осуществлять прием платежей, направленных на погашение клиентами любых обязательств перед банком, за исключением расчетов внутри банка, производить конвертацию со счетов юридических лиц в целях оплаты бюджетных платежей, социальных отчислений, заработной платы, кредитов и процентов по ним, перечислять суммы, поступившие через транзитные счета, открытые юридическими лицами, на счета вкладчиков банка для выплаты пенсий и заработных плат. 

44. Банк может проводить платежи и расчеты с Государственной таможенной службой и/или Государственной налоговой службой при Правительстве Кыргызской Республики, государственным бюджетом, а также с организациями, предоставляющими коммунальные услуги и услуги связи, на основании решения Национального банка. 

45. Банк может выплачивать клиентам адресные денежные переводы. Прием и перевод денежных средств по системам денежных переводов может осуществляться только на основании соответствующего решения Национального банка. 

46. Банк, который находится в режиме Временной администрации, в рамках платежных систем с использованием банковских платежных карт может осуществлять операции по обналичиванию и оплате товаров и услуг только своих клиентов через собственные периферийные устройства (банкоматы и терминалы) и во всех своих подразделениях. Прием и обслуживание банковских платежных карт клиентов других банков может осуществляться на основании соответствующего решения Национального банка. 

47. Временному администратору банка запрещено проводить платежи клиентов через международные платежные системы (Visa, MasterCard, Золотая Корона, American Express, Diners Club и др.) до принятия соответствующего решения Национального банка. 

48. Временный администратор банка незамедлительно после получения соответствующего решения Национального банка о запрете проводить платежи через международные платежные системы должен информировать об этом операторов международных платежных систем, с которыми заключены соответствующие договоры на проведение платежей с использованием банковских платежных карт, денежных переводов и других банковских услуг. 

49. Временному администратору банка запрещено проводить трансграничные платежи через системы SWIFT, Банк-клиент и использовать другие альтернативные каналы связи до принятия соответствующего решения Национального банка. 

50. Национальный банк может в одностороннем порядке без предварительного уведомления заблокировать доступ Участника в системе Узла коллективного пользования (УКП) SWIFT в случае принятия такого решения Национальным банком. 

 

Глава 9. Окончательность расчетов в торговых и/или платежных системах при начале процедуры ликвидации банков 

 

51. Национальный банк, при вступлении в силу решения суда о начале процедуры ликвидации в отношении банка, должен немедленно информировать о данном решении всех операторов платежных (гроссовой системы расчетов в режиме реального времени, системы пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей, национальной системы расчетов банковскими платежными картами «Элкарт», Узла коллективного пользования SWIFT и др.), и торговых систем, депозитарий ГЦБ для своевременного блокирования банка в системе, а также информировать банки, операторов рынка ценных бумаг и операторов торговых площадок Кыргызской Республики. 

52. В целях ускорения процесса информирования, а также фиксирования времени и даты получения всеми заинтересованными адресатами соответствующей информации, Национальный банк осуществляет отправку отсканированной копии официального уведомления на официальные электронные адреса операторов систем, указанных в пункте 51 Положения, с дальнейшим досылом бумажного варианта уведомления. 

53. Операторы платежных (гроссовой системы расчетов в режиме реального времени, системы пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей, национальной платежной системы расчетов банковскими платежными картами «Элкарт», Узла коллективного пользования SWIFT и др.) и торговых систем незамедлительно после получения официального уведомления о судебном акте о признании Участника неплатежеспособным и возбуждении процедуры банкротства, должны заблокировать данного Участника в своей системе. 

54. Ликвидатор банка незамедлительно должен информировать о ликвидации банка операторов международных платежных систем, с которыми заключены соответствующие договоры на проведение платежей с использованием банковских платёжных карт, денежных переводов и других банковских услуг. 

55. Поручения банка на перевод денежных средств или ценных бумаг, а также поручения других участников на перевод денежных средств или ценных бумаг в пользу банка, переданные в платежную или торговую системы до момента получения оператором уведомления о процессе банкротства, признаются безотзывными, имеют юридическую силу и обязательны для третьих лиц. В этом случае операторы системы должны завершить сделку и произвести окончательный расчет по всем вышеуказанным поручениям в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. 

56. Поручения банка на перевод денежных средств или ценных бумаг, а также поручения других участников на перевод денежных средств или ценных бумаг в пользу Участника, переданные в торговую и/или платежную систему после получения оператором уведомления о начале процесса банкротства, должны быть отозваны, они не имеют юридической силы и не обязательны для третьих сторон. 

57. Проведение расчетов с другими участниками по платежам, проведенным с использованием платежных систем, осуществляется ликвидатором банка через специальный счет, открытый у другого участника согласно решению Национального банка. 

58. В случае начала ликвидации банка, в котором размещены ГЦБ клиентов, сроки погашения по которым не наступили, банк должен передать ГЦБ своих клиентов в другой банк, за исключением ГЦБ клиентов банка, в отношении которых Национальным банком установлены ограничения на проведение каких-либо операций. Ликвидатор банка должен проинформировать своих клиентов - владельцев ГЦБ о вступлении в силу решения о ликвидации банка не позднее 2-х рабочих дней после вступления в силу данного решения и об их праве на передачу собственных ГЦБ в другой банк. При этом клиент ликвидируемого банка должен подать письменное заявление в проблемный банк о передаче ГЦБ в другой банк, с указанием наименования банка, в который будут переданы ГЦБ и перечни выпусков ГЦБ, подлежащих переводу в другой банк. Ответственность по определению списка клиентов проблемного банка - владельцев ГЦБ и получению от них заявлений несет Ликвидатор банка. Передача ГЦБ клиентов ликвидируемого банка в другой банк и действия Национального банка осуществляются в том же порядке, что и при введении режима Временной администрации, с учетом пунктов 59-61 настоящего Положения. 

59. Если при наступлении срока погашения ГЦБ клиентов банка Ликвидатор не передал ГЦБ клиентов ликвидируемого банка в другой банк, то денежные средства клиентов ликвидируемого банка по погашаемому выпуску или купонным выплатам перечисляются на счет Национального банка в дату погашения ГЦБ или купонных выплат. 

60. Перечисленные денежные средства находятся на счете Национального банка до получения от ликвидируемого банка следующих документов: 

1) письма-ходатайства о переводе денежных средств клиента со счета Национального банка на счет клиента в другом банке. В письме-ходатайстве указывается: наименование/ФИО клиента, номер выпуска ГЦБ, дата погашения ГЦБ, количество погашенных ГЦБ, номинальная стоимость погашенных ГЦБ, сумма купонных выплат, наименование банка, на который осуществляется перевод денежных средств по погашенному выпуску, номер счета клиента и другая необходимая информация; 

2) копии письменного заявления клиента с указанием реквизитов счета, открытого в другом банке; 

3) подтверждение банка/филиала банка об открытии счета клиенту с указанием номера счета, БИК и адреса банка. 

61. После получения необходимых документов, Национальный банк производит зачисление денежных средств со счета Национального банка на счет клиента в другом банке, указанный в письме-ходатайстве банка и заявлении клиента банка.