Вернуться назад

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

26 июня 2008 года. Регистрационный номер 47-08 

  

  

  

Утверждено 

постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики 

от 28 мая 2008 года N 22/4 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о прямом банковском надзоре 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 25 апреля 2012 года N 18/9, 11 июля 2012 года N 29/6, 16 ноября 2012 года N 43/1, 25 сентября 2013 года N 35/16, 27 апреля 2016 года N 19/5, от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-12-(НПА)) 

1. Общие положения 

1.1. Настоящее Положение распространяется на коммерческие банки, лицензируемые Национальным банком, и на Государственный банк развития Кыргызской Республики (далее - банк/и). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 16 ноября 2012 года N 43/1, от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-12-(НПА)) 

1.2. Настоящее Положение распространяется также на ОАО "Финансовая компания кредитных союзов" (далее - ФККС) и кредитные союзы, привлекающие депозиты от участников и/или имеющие задолженность перед ФККС (далее - банк/и), в части, не противоречащей нормативным правовым актам, регулирующим деятельность данных организаций, а также с учетом их специфики, в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О кредитных союзах". 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 16 ноября 2012 года N 43/1, от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-12-(НПА)) 

1.3. Прямой банковский надзор является мерой воздействия, применяемой в условиях существования угрозы для стабильной и надежной деятельности банка в целях своевременного принятия необходимых мер по оздоровлению его финансового состояния, раннего выявления, предупреждения усугубления проблем, которые могут привести к ухудшению и неустойчивости положения банка, а также в целях более лучшего изучения финансового состояния, состояния учета и отчетности и в других целях, определяемых Национальным банком. 

1.4. Основными задачами прямого банковского надзора являются: более пристальное изучение и детальный анализ платежеспособности банка, качества управления банком, состояния учета и отчетности и любых других участков деятельности, которые несут потенциальный риск ухудшения положения; целенаправленный и оперативный мониторинг и контроль операций на местах, в соответствии с полномочиями, установленными Комитетом по надзору Национального банка (далее - КПН); а также контроль исполнения всех предписанных Национальным банком и разработанных самим банком мер по оздоровлению финансового состояния и улучшению положения. 

2. Порядок введения прямого банковского надзора 

2.1. Решение о введении прямого банковского надзора принимается КПН Национального банка. 

2.2. Для выполнения задач прямого банковского надзора КПН направляет в банк уполномоченного сотрудника/уполномоченных сотрудников Национального банка. В случае если в банк направляется несколько уполномоченных сотрудников (далее - группа контролеров), то назначается их Руководитель (далее - Руководитель группы контролеров). В случае если в банк направляется один уполномоченный сотрудник (далее - Контролер), то он выполняет функции Руководителя группы контролеров (если применимо). 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года N 35/16, 27 апреля 2016 года N 19/5) 

2.2.1. В зависимости от оснований для введения прямого банковского надзора определяются численность и состав группы контролеров. 

В соответствии с целями и причинами введения прямого банковского надзора определяются круг задач, прямые обязанности, за которые ответственны контролеры/группа контролеров. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6, 27 апреля 2016 года N 19/5) 

2.2.2. При осуществлении прямого банковского надзора для контроля за проведением платежных операций банка Руководитель группы контролеров, при необходимости, может привлекать уполномоченных сотрудников структурных подразделений Национального банка и сотрудников банка, обладающих достаточным опытом и знаниями по проводимым операциям в банках. В случае привлечения уполномоченных сотрудников структурных подразделений Национального банка, Руководитель группы контролеров предварительно должен согласовать данное решение с КПН и получить письменное согласие самих сотрудников и их начальников. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6) 

2.3. В Постановлении КПН о введении прямого банковского надзора должны быть указаны: 

- основания для введения прямого банковского надзора; 

- срок применения данной меры воздействия; 

- виды и периодичность предоставления отчетов банка и Руководителя группы контролеров; 

- особые условия/режим работы банка (включая филиалы и другие обособленные подразделения) и группы контролеров (включая ее полномочия); 

- обязанности банка по отношению к Национальному банку и группе контролеров. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6) 

2.4. В день введения прямого банковского надзора ответственное структурное подразделение Национального банка направляет Правлению банка выписку из постановления КПН о введении прямого банковского надзора, содержащую полную преамбулу и резолютивную часть постановления КПН. Правление банка уведомляет Совет директоров и акционеров банка о введении прямого банковского надзора.  

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6, 27 апреля 2016 года N 19/5) 

2.5. Руководитель и члены группы контролеров, которые направляются в банк (включая филиалы и другие обособленные подразделения), назначаются из числа сотрудников надзорного блока и/или областных управлений/представительства Национального банка для выполнения задач прямого банковского надзора. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6) 

2.5.1. Руководитель группы контролеров несет ответственность за: 

- исполнение постановления КПН по осуществлению прямого банковского надзора; 

- выполнение задач прямого банковского надзора, в том числе указанных в п.4.2 настоящего Положения; 

- руководство за деятельностью группы контролеров; 

- распределение обязанностей между членами группы контролеров. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6) 

2.5.2. Руководитель группы контролеров, по согласованию с КПН, может возложить полномочия по контролю за деятельностью филиала банка на сотрудника банка, обладающего достаточным опытом и знаниями в банковской деятельности. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6) 

2.6. При осуществлении прямого банковского надзора, предполагающего контроль за расчетно-денежными операциями банка, КПН вправе установить: 

- требование о том, чтобы банк проводил расчетно-денежные операции (все или определенные) только после согласования с Руководителем группы контролеров и при наличии его подписи; 

- полномочия группы контролеров по временному приостановлению отдельных расчетно-денежных операций банка и порядок согласования решения по ним с руководством Национального банка; 

- максимальные размеры по суммам расчетно-денежных операций, свыше которых банк не вправе проводить операции без согласования с Руководителем группы контролеров и без его подписи; 

- режим проведения расчетно-денежных операций филиалами (сберегательными кассами) банка, в которых не назначен Руководитель группы контролеров, с указанием порядка согласования и/или информирования ими Руководителя группы контролеров, осуществляющего прямой банковский надзор в банке. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6) 

2.7. Не позднее дня введения прямого банковского надзора и назначения группы контролеров, которая будет контролировать операции банка на месте, орган надзора представляет в организации, предоставляющие услуги по межбанковским системам расчетов и платежей, образец подписи Руководителя группы контролеров, с указанием режима работы определенных счетов и уведомлением о том, что расчетно-денежные документы по данным счетам могут приниматься только при наличии его подписи. Подписи должностных лиц банка считаются недействительными при отсутствии подписи Руководителя группы контролеров. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6) 

2.8. КПН устанавливает срок, в течение которого в банке осуществляется прямой банковский надзор, а также определяет периодичность отчетов, предоставляемых Правлением банка и Руководителем группы контролеров в Управление внешнего надзора и КПН. КПН, по результатам рассмотрения отчетов Руководителя группы контролеров и банка, вправе продлить или отменить (досрочно) действие прямого банковского надзора. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6) 

2.9. Правление банка обязано в течение 10 дней с момента введения прямого банковского надзора оповестить всех акционеров банка о введении прямого банковского надзора. 

2.10. Руководство банка, находящегося в режиме прямого банковского надзора, несет полную ответственность за исполнение постановления КПН, включая требования по согласованию операций с группой контролеров. В случае невыполнения требований постановления КПН к руководству банка могут быть применены меры воздействия в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 апреля 2016 года N 19/5) 

 

3. Основания для введения прямого банковского надзора 

3.1. Национальный банк вправе ввести прямой банковский надзор в случаях, когда не имеется достаточных оснований для назначения в банк временной администрации или отзыва лицензии на проведение банковских операций. 

Основаниями для введения прямого банковского надзора являются: 

- наличие финансовых проблем, которые не были устранены банком в течение предписанного времени; 

- действия банка и/или его должностных лиц, которые расцениваются как рискованные и могут негативно повлиять на устойчивое и надежное состояние банка; 

- возникновение угрозы интересам вкладчиков и других кредиторов; 

- выявление фактов нарушений законодательства, нормативных актов и предписаний Национального банка, которые не были устранены банком в течение предписанного времени; 

- наличие в составе акционеров банка, владеющих или управляющих как в совокупности, так и единолично десятью и более процентами акций банка, лиц, зарегистрированных в государствах, в отношении которых приняты решения (резолюции) Совета безопасности ООН, к которым присоединилась Кыргызская Республика, предусматривающие запрет и/или ограничения на сотрудничество с физическими и юридическими лицами из данных государств. Уполномоченный государственный орган в сфере иностранных дел и другие государственные органы Кыргызской Республики предоставляют по запросу Национального банка имеющуюся информацию о международных санкциях;  

- наличие в составе акционеров банка, владеющих или управляющих как в совокупности, так и единолично десятью и более процентами акций банка, лиц, зарегистрированных на территории государств, которые не применяют Рекомендации ФАТФ по разработке и внедрению международных стандартов по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности, и в отношении которых ФАТФ призывает государства-члены применять контрмеры. Перечень данных стран устанавливается государственным уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 апреля 2016 года N 19/5, от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-12-(НПА)) 

3.2. К действиям банка и/или его должностных лиц, которые расцениваются как рискованные и могут негативно повлиять на устойчивое и надежное состояние банка, а также создают потенциальную угрозу интересам вкладчиков и других кредиторов, в частности, относятся: 

- проведение нездоровой и небезопасной банковской практики; 

- действия или бездействие банка и должностных лиц, которые повлекли и/или могут повлечь несвоевременное исполнение или неисполнение банком своих обязательств; 

- действия или бездействие банка и должностных лиц, которые отвечают интересам акционеров, должностных лиц, аффилированных лиц и лиц, связанных с ними общими интересами, но наносят ущерб финансовому состоянию банка или интересам вкладчиков и других кредиторов банка; 

- бездействие (или неспособность принять меры) должностных лиц банка в отношении обеспечения надлежащей оценки и контроля рисков при проведении рискованных операций; 

- представление недостоверной, неполной информации о деятельности банка, акционерах, должностных лицах; 

- действия или бездействие банка и должностных лиц, которые привели к потере, уничтожению, хищению, подлогу документов (в бумажной и электронной форме), в результате которых деятельность банка подвергается высокому риску финансовых потерь, правовому риску, риску потери репутации; 

- утрата активов банка и залогового имущества, находящегося на хранении в банке; мошенничество; финансовые махинации; злоупотребления полномочиями, в результате которых банк понес значительные потери и убытки. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6) 

3.3. При потенциальной угрозе интересам вкладчиков и других кредиторов прямой банковский надзор вводится с целью предотвращения возможных негативных последствий для финансового состояния банка. Помимо случаев, указанных в п.3.2 настоящего Положения, потенциальная угроза интересам вкладчиков и других кредиторов возникают, например, когда: 

- происходит частая смена ((1) см. примечание) руководства банка (Председатель, члены Совета директоров), при этом происходит невыполнение/несвоевременное выполнение предписаний и других требований Национального банка, неспособность руководства банка надлежащим образом обеспечить работу банка в соответствии с банковским законодательством и законодательством по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности, потеря преемственности и ослабление системы внутреннего контроля; 

- существует конфликт между акционерами, в результате которого создается угроза сохранности активов банка; 

- возбуждено уголовное дело в отношении акционеров, осуществляющих контроль над банком; 

- имеют место события и обстоятельства, результатом которых может стать значительное увеличение риска ликвидности, отток депозитов и других привлеченных средств из банка. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 апреля 2016 года N 19/5) 

4. Осуществление прямого банковского надзора 

4.1. КПН Национального банка, учитывая основания для введения прямого банковского надзора, финансовое состояние и специфику банка, а также иные факторы и обстоятельства, которые влияют или могут повлиять на положение банка, вправе установить при введении и в любой момент в процессе осуществления прямого банковского надзора: 

- ограничения (и/или требование о временном прекращении) по операциям банка, которые связаны с высоким риском потерь; 

- требования по капитализации банка; 

- требование о смене должностных лиц банка, чьи действия или бездействие создают угрозу ухудшения положения банка; 

- ограничения и/или требование о временном прекращении операций по привлечению депозитов; 

- иные требования и ограничения, направленные на снижение рисков, угрожающих положению банка, оздоровление его финансового состояния и защиту интересов вкладчиков и других кредиторов банка. 

4.2. КПН определяет полномочия и обязанности Руководителя и членов группы контролеров, выполняющих задачи прямого банковского надзора, основными из которых являются: 

- изучение и детальный анализ платежеспособности банка, качества управления банком, состояния учета и отчетности и любых других участков деятельности, которые несут потенциальный риск ухудшения положения; 

- постоянный, целенаправленный и оперативный мониторинг финансового состояния банка в целом, мониторинг операций и действий банка и/или его должностных лиц; 

- контроль за расчетно-денежными операциями банка, включая временное приостановление операций, а также контроль за ограничениями по операциям, установленными КПН; 

- контроль за выполнением мер, предписанных Национальным банком и разработанных самим банком, по улучшению положения и оздоровлению финансового состояния; 

- контроль за подготовкой и предоставлением регулярных отчетов банка; 

- подготовка и предоставление регулярных отчетов в Управление внешнего надзора и руководству Национального банка; 

- регулярное и оперативное информирование (в устной и/или письменной форме) руководства Национального банка о ситуации в банке и предпринятых мерах, незамедлительное сообщение о действиях банка и/или его должностных лиц, угрожающих его положению и финансовому состоянию, или о проведении банком операций в нарушение требований Национального банка; 

- подготовка предложений руководству Национального банка относительно дальнейших мер и действий в отношении банка и/или его должностных лиц на основании анализа эффективности предпринятых мер, текущего положения, а также факторов и обстоятельств, которые могут повлиять на ситуацию в банке. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6) 

4.3. Для целей осуществления прямого банковского надзора Руководитель группы контролеров вправе, при необходимости: 

- инициировать созыв Совета директоров и Правления банка; 

- пригласить Председателя Совета директоров банка с просьбой разъяснить ситуацию и принять неотложные меры; 

- внести предложение Совету директоров банка о созыве внеочередного собрания акционеров банка; 

- иметь полный доступ к автоматизированным банковским системам банка с возможностью получения информации обо всех клиентах банка и их счетах, обо всех балансовых счетах банка (чтение, формирование и печать отчетов, без права исправления); 

- иметь полный доступ к электронной нормативной базе банка с возможностью чтения и печати, без права исправления, удаления; 

- запрашивать необходимую информацию у соответствующих государственных органов и иных организаций. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6, 27 апреля 2016 года N 19/5) 

4.4. В условиях прямого банковского надзора руководство банка продолжает нести полную ответственность за деятельность банка, в том числе за финансовое состояние банка, выполнение требований и рекомендаций Национального банка, проведение мер по финансовому оздоровлению, снижению рисков, устранению нарушений и недостатков в деятельности банка, а также за предоставление в Национальный банк и руководителю группы контролеров плана мероприятий по выводу банка из сложившейся ситуации, регулярных отчетов и любой необходимой и/или запрашиваемой информации. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6, 27 апреля 2016 года N 19/5) 

4.5. Руководство банка обязано оказывать содействие группе контролеров и предоставлять исчерпывающую и достоверную информацию и документы, включая все материалы, подготовленные для заседаний Совета директоров и Правления банка до их проведения. Также обеспечить необходимые условия (помещение, компьютер, средства связи и др.) для осуществления прямого банковского надзора в банке. 

Руководство банка (Члены Правления банка) обязано: 

- предоставить группе контролеров отдельное помещение в банке, в котором отсутствуют аудио/видео устройства, осуществляющие аудио/видео запись; 

- пресекать любые попытки третьих лиц установить аудио/видео оборудование в предоставленном группе контролеров помещении; 

- обеспечить безопасность хранения документов банка и группы контролеров; 

- предоставить оборудование и технику, необходимые для осуществления прямого банковского надзора; 

- обеспечить полный доступ к внешней электронной почте;  

- обеспечить соблюдение полного режима конфиденциальности банком и/или работниками банка компьютерных рабочих станций группы контролеров. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6, 27 апреля 2016 года N 19/5) 

4.6. Прямой банковский надзор за деятельностью банка осуществляется на основании данных бухгалтерского учета банка, а также отчетов (периодичность определяется КПН) банка, включая отчеты и данные группы контролеров, содержащие информацию о: 

- проблемных (просроченных, классифицированных, пролонгированных, реструктуризированных) активах (анализ причин ухудшения качества актива, предпринятые меры по возврату активов/кредитов, в том числе сумм на внесистемном учете банка, данные о ликвидности и состоянии залогового обеспечения и др.); 

- классификации всех активов (в том числе оценка/прогноз изменений в качестве и классификации активов в ближайшей перспективе (не более чем за одну неделю), с выделением активов, составляющих крупный риск, и активов без залогового обеспечения, данные о размере созданного резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков (далее - РППУ) и предполагаемых изменениях с учетом оценки изменений в качестве активов и др.); 

- текущем состоянии ликвидности (структура активов и обязательств банка; прогноз по выполнению текущих обязательств, данные об источниках финансирования, анализ разрывов в сроках погашения активов/обязательств и др.); 

- способности (неспособности) руководства банка, при выполнении ими должностных обязанностей, обеспечить безопасную, надежную и эффективную деятельность в соответствии с законодательством и требованиями Национального банка. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6) 

4.7. (утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 27 апреля 2016 года N 19/5) 

4.8. В случае отказа банка и/или его должностных лиц исполнить постановление КПН о введении прямого банковского надзора или создания препятствий для осуществления прямого банковского надзора, а также нарушения норм постановления КПН, в том числе отдельных пунктов постановления КПН, группой контролеров составляется акт о противодействии проведению прямого банковского надзора, который подписывается Руководителем и всеми членами группы контролеров (Приложение 1). 

В случае нарушения банком требований настоящего Положения, нормативных актов Национального банка, а также законодательства Кыргызской Республики и/или режима прямого банковского надзора, установленного постановлениями КПН (поручений, ограничений), Национальный банк вправе применить к банку и его руководству меры воздействия в соответствии с банковским законодательством, включая отзыв лицензии на осуществление банковских операций. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6) 

(1) Управление внешнего надзора. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 25 апреля 2012 года N 18/9) 

Примечания: 

(1) Под частой сменой руководства банка понимается: для Председателя более двух раз за последовательные 12 месяцев; для членов Совета директоров смена всего состава Совета директоров более двух раз за последовательные 12 месяцев (не считая избрания Совета директоров на годовом собрании акционеров). 

  

  

  

Приложение 1 

к Положению о прямом банковском надзоре 

АКТ 

о противодействии проведению прямого банковского надзора 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 11 июля 2012 года N 29/6) 

_______________________________________________________________________ 

(наименование коммерческого банка (филиала, терминала, сберкассы) 

_______________________________________________________________________ 

(местонахождение банка (филиала, терминала, сберкассы), адрес, телефон) 

  

_________________________ 

  

"___" __________ 2012 г. 

(место составления) 

  

  

  

Мной/нами, сотрудником/ами Национального банка Кыргызской Республики _______________________________________ (ФИО сотрудников Национального банка) составлен настоящий Акт о том, что коммерческий банк в лице: 

_______________________________________________________________________ (ФИО сотрудника/ов банка) воспрепятствовал проведению прямого банковского надзора: 

_______________________________________________________________________ (не допустил в здание банка, не предоставил запрашиваемые группой контролеров документы банка и др.) 

Сотрудник/и банка предупрежден/ы группой контролеров об ответственности банка и его должностных лиц за воспрепятствование проведению прямого банковского надзора. 

  

Акт составлен: 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО Руководителя группы контролеров) 

(должность) 

(Подпись) 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО Председателя Правления банка/лица, который его замещает) 

(должность) 

(Подпись) 

Ознакомлен: 

  

  

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО членов группы контролеров) 

(должность) 

(Подпись) 

_____________________________ 

_____________ 

_____________ 

(ФИО сотрудников банка, прямо или косвенно создавшего(их) препятствия для осуществления прямого банковского надзора) 

(должность) 

(Подпись) 

Получен второй экземпляр акта 

____________________________________ 

  

(ФИО сотрудника банка) 

  

_____________ 

_____________ 

  

(должность) 

(Подпись) 

  

В случае отказа со стороны сотрудников банка в подписании настоящего акта, группа контролеров вправе оставить настоящий акт в канцелярии банка, при этом зарегистрировать его в установленном порядке, с указанием в настоящем акте факта данного отказа.