Вернуться назад

Утверждено 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

№ 96/2 от 29 декабря 2010 года  

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

«О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля  

в коммерческих банках в целях противодействия легализации (отмыванию)  

преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» 

(изменения и дополнения утверждены постановлениями Правления НБКР 

от 29 сентября 2011 года №55/9, 16 ноября 2012 года №43/1, 10 апреля 2013 года №11/2, 10 февраля 2016 года №7/2, 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-5-(НПА)) 

 

 

1. Общие положения 

 

1. Настоящее Положение разработано в целях определения минимальных требований по организации внутреннего контроля в коммерческих банках, в том числе осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, банках, имеющих исламское окно, микрофинансовых компаниях, привлекающих депозиты, ОАО «Финансовая компания кредитных союзов», Государственном банке развития Кыргызской Республики (далее - банки), в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности, а также проведению операций, имеющих признаки подозрительных операций (далее - ПОД/ФТЭ). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-5-(НПА)) 

2. Национальный банк Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) проводит инспектирование деятельности банков по вопросам организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ и направляет информацию о его результатах уполномоченному государственному органу в сфере ПОД/ФТЭ (далее - уполномоченный государственный орган)). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-5-(НПА)) 

3. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-5-(НПА)) 

2. Понятия и определения 

 

4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия: 

Бенефициарный собственник (выгодоприобретатель) это лицо: 

обладающее правом собственности на денежные средства или имущество, и от имени и/или за счет которого клиентом совершается операция (сделка) с денежными средствами или имуществом, и/или 

имеющее возможность прямо или косвенно влиять на совершение клиентом операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, в соответствии с заключенным договором между таким лицом и клиентом, и/или 

лицо, в пользу которого в конечном итоге совершается операция (сделка) с денежными средствами или имуществом. 

Подозрительная операция (сделка) - операция (сделка), подпадающие под признаки подозрительных операций (сделок) согласно Закону «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности (далее Закон «О ПОД/ФТЭ»), то есть операции (сделки), совершаемые с денежными средствами или иным имуществом, которые не имеют ясной экономической или очевидной законной цели и не характерны для деятельности данного юридического или физического лица (лиц) согласно перечню признаков подозрительных операций, утвержденному уполномоченным государственным органом. 

Подозрительная операция (сделка) определяется должностным лицом по ПОД/ФТЭ в рамках Закона «О ПОД/ФТЭ» для операций, совершаемых с денежными средствами или иным имуществом клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя). 

Внутренний контроль - совокупность мер, включающих разработку и реализацию политик, процедур и организацию деятельности по выявлению банком операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операций (сделок), а также по предотвращению иных операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, непосредственно связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием террористической или экстремистской деятельности. 

Понятие «Экстремистская деятельность» соответствует нормам понятийного аппарата Закона КР "О противодействии экстремистской деятельности". 

Идентификация - установление банком данных на основе представленных физическими или юридическими лицами оригиналов или надлежащим образом удостоверенных копий документов в соответствии с Законом "О ПОД/ФТЭ". 

Верификация в целях настоящего Положения - мероприятия по уточнению или надлежащей проверке результатов идентификации, осуществляемые банком, в целях внутреннего контроля, а также проведение постоянной надлежащей проверки клиентов, включая, но не ограничиваясь этим, контроль их операций с точки зрения соответствия деловому профилю клиента и правильности банковских записей путем, например, сверки с первичными и другими документами.  

Выявление операций, подлежащих обязательному контролю - этап организации внутреннего контроля банка в целях ПОД/ФТЭ, который включает определение операций, подлежащих обязательному контролю, на основе критериев и признаков, установленных в нормативных правовых актах Кыргызской Республики. 

Должностное лицо по ПОД/ФТЭ - сотрудник банка (на уровне руководителя службы комплаенс-контроля), назначаемый в целях организации внутреннего контроля по ПОД/ФТЭ, имеющий доступ ко всей информации, касающейся идентификации, верификации, выявления, фиксирования и передачи данных в уполномоченный государственный орган. 

Пороговая сумма - установленная Законом «О ПОД/ФТЭ» сумма операции (сделки) в размере 1000000 сомов (или эквивалентная сумма в иностранной валюте, рассчитанная по официальному курсу Национального банка на день совершения операции (сделки)), при равенстве или превышении которой данная операция (сделка) подлежит обязательному внутреннему контролю в соответствии с Законом «О ПОД/ФТЭ» и настоящим Положением

Иностранные политически значимые лица - граждане иностранных государств, которым были предоставлены или предоставляются значительные государственные и политические функции в иностранном государстве (главы государств или правительств, высокопоставленные политические деятели, высшие должностные лица в правительстве, судах, вооруженных силах, правоохранительных и фискальных органах, руководители и деятели политических партий и религиозных объединений), в том числе бывшие. 

«Исламский банк», «Банк, имеющий «исламское окно», «Исламские принципы банковского дела и финансирования», «Стандарты Шариата», «Шариатский совет» - эти термины соответствуют нормам понятийного аппарата Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности». 

Все другие понятия, используемые в данной сфере, не должны противоречить основным понятиям, изложенным в настоящей главе. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-5-(НПА)) 

 

3. Деятельность банка в области ПОД/ФТЭ 

 

5. Деятельность банка в области ПОД/ФТЭ, с учетом его дочерних и зависимых компаний, включает следующие компоненты:  

1) организацию внутреннего контроля по ПОД/ФТЭ,  

2) оценку эффективности внутреннего контроля по ПОД/ФТЭ службой внутреннего аудита банка, 

3) назначение должностного лица по ПОД/ФТЭ и лица, которое заменит должностное лицо по ПОД/ФТЭ в случае его увольнения (резерв кадра),  

4) обучение сотрудников банка, участвующих в реализации политики по ПОД/ФТЭ.  

6. Совет директоров совместно с Правлением банка ответственен за обеспечение адекватной и эффективной деятельности банка в области противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности, а также предотвращения вовлечения банка в проведение операций, имеющих признаки подозрительных операций.  

7. Правление банка несет ответственность за обеспечение эффективного внутреннего контроля и осуществление мер по соблюдению требований Закона «О ПОД/ФТЭ», включая требования, касающиеся открытия банковских счетов (в том числе идентификации и верификации клиентов и установления бенефициарного собственника (выгодоприобретателя)), проведения операций по счетам и расторжения договоров с клиентами (владельцами счетов) и вкладчиками. 

Правление банка должно предпринимать исчерпывающие меры в целях недопущения вовлечения банка в проведение операций, имеющих признаки подозрительных операций. 

 

 

4. Организация внутреннего контроля и политика внутреннего контроля по ПОД/ФТЭ 

 

8. Внутренний контроль в целях ПОД/ФТЭ предполагает проведение в банке, как минимум, следующих мероприятий: 

- идентификацию и верификацию клиентов и операций клиентов, которые наиболее подвержены риску использования в целях легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности, проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций; 

- установление бенефициарного собственника (выгодоприобретателя); 

- идентификацию и верификацию операций банка по всем банковским продуктам и услугам, которые наиболее подвержены риску использования в целях легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности, проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций; 

- внедрение политик, процедур и организацию деятельности по ПОД/ФТЭ; 

- внедрение в банке информационных систем, обеспечивающих оперативное предоставление достоверной и исчерпывающей информации о деятельности банка; 

- информирование Правления банка и Совета директоров должностным лицом по ПОД/ФТЭ о существующих недостатках и проблемах в организации деятельности по ПОД/ФТЭ, принимаемых мерах по их устранению, а также мерах, предпринятых в целях пресечения вовлечения банка в проведение операций по легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности, а также операций, имеющих признаки подозрительных операций; 

- обеспечение предоставления банком информации и сведений в уполномоченный государственный орган в соответствии с требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики; 

- установление контроля и мониторинга за постоянным обеспечением соблюдения банком законодательства Кыргызской Республики по вопросам ПОД/ФТЭ; 

- установление контроля за сотрудниками банка, деятельность которых подвержена высокому риску (кассиры, кредитные инспектора, работники операционных подразделений банка и др.), отражение в должностных инструкциях сотрудников соответствующих подразделений банка функций и обязанностей по реализации политики по ПОД/ФТЭ.  

9. В целях ПОД/ФТЭ, банкам необходимо разработать политику организации внутреннего контроля, которую должен утвердить Совет директоров банка. Данная политика является частью общей политики организации системы внутреннего контроля банка. 

9-1. Банкам необходимо разработать правила внутреннего контроля по ПОД/ФТЭ с учетом требований уполномоченного государственного органа, не противоречащие банковскому законодательству и нормативным правовым актам Национального банка. 

10. В политике организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ должно быть определено, что банком устанавливаются, как минимум: 

1) порядок организации внутреннего контроля, устанавливающий полномочия и ответственность должностных лиц по принятию решений, порядок взаимодействия и подотчетности между лицами и подразделениями, вовлеченными в процесс ПОД/ФТЭ; 

2) порядок приостановления операции (сделки) физических и юридических лиц, при наличии достоверных сведений об их участии в террористической и экстремистской деятельности или распространению оружия массового уничтожения; 

3) порядок идентификации, верификации и изучения банком своего клиента, а также установления бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) согласно Закону "О ПОД/ФТЭ", нормативным правовым актам Национального банка, а также иным нормативным правовым актам Кыргызской Республики; 

4) порядок выявления в деятельности клиента операций, подлежащих обязательному контролю, и проверки информации о клиенте и/или операции клиента для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений в осуществлении клиентом легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности, в соответствии с Законом «О ПОД/ФТЭ»; 

5) порядок выявления в деятельности клиента операций, имеющих признаки подозрительных операций, для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений в осуществлении клиентом подобных операций; 

6) порядок и основания для отказа в открытии счета потенциальным клиентам и банкам-корреспондентам, а также для прекращения обслуживания счетов клиентов и корреспондентских отношений с банками;  

7) порядок документального фиксирования информации, получаемой при осуществлении внутреннего контроля, а также порядок ее хранения и обеспечения конфиденциальности; 

8) порядок предоставления в уполномоченный государственный орган информации о подозрительных операциях (сделках), а также операциях (сделках) с денежными средствами или иным движимым и недвижимым имуществом, подпадающих под перечень критериев, в соответствии с которыми операции (сделки) подлежат обязательному контролю, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики в сфере ПОД/ФТЭ. 

11. Политика внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ должна содержать требования по обязательному запросу у клиентов банка документов, на основании которых осуществляется операция, подлежащая проверке на предмет соответствия признакам подозрительной операции (сделки). 

12. Во внутренних документах банка должен быть предусмотрен порядок назначения должностного лица по ПОД/ФТЭ и его обучения.  

13. Банком должно быть обеспечено соблюдение дочерними и зависимыми компаниями, находящимися как на территории Кыргызской Республики, так и за рубежом, надлежащих мер по организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ. 

 

5. Оценка эффективности внутреннего контроля по ПОД/ФТЭ 

службой внутреннего аудита банка 

 

14. Оценка эффективности внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ осуществляется службой внутреннего аудита банка не менее одного раза в год или чаще, в зависимости от уровня риска операций и динамики показателей деятельности банка. 

15. Служба внутреннего аудита в ходе оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ проводит, как минимум, следующее:  

- оценку эффективности организации внутреннего контроля, включая политики, процедуры и организацию деятельности банка по ПОД/ФТЭ; 

- оценку методологии определения уровней рисков, принятых банком; 

- выборочное тестирование деятельности должностного лица по ПОД/ФТЭ, включая применяемое программное обеспечение, в том числе на соответствие политикам и процедурам банка; 

- оценку мер, применяемых руководством банка, Правлением и Советом директоров по устранению нарушений, выявленных в ходе предыдущих проверок службой внутреннего аудита банка, внешним аудитом, Национальным банком или уполномоченным государственным органом; 

- обзор-оценку внутреннего контроля, включая программное обеспечение на степень эффективности выявления операций по легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности, а также операций, имеющих признаки подозрительных операций; 

- проверку адекватности отчетов должностного лица по ПОД/ФТЭ, предоставляемых Совету директоров по согласованию с Правлением банка и их соответствия минимальным требованиям Национального банка;  

- проверку адекватности программ должностного лица по ПОД/ФТЭ для обучения сотрудников банка, участвующих в реализации политики по ПОД/ФТЭ. 

16. Отчет внутреннего аудитора о результатах оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ представляется Совету директоров для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недопущению их в дальнейшем. 

 

6. Должностное лицо, назначаемое в целях организации  

внутреннего контроля по ПОД/ФТЭ 

 

17. В целях разработки и реализации политики внутреннего контроля, соответствующих процедур, а также иных внутренних организационных мероприятий по ПОД/ФТЭ Совет директоров утверждает должностное лицо, подотчетное Совету директоров (далее должностное лицо по ПОД/ФТЭ) и принимает меры по обеспечению эффективной организации условий его работы. 

18. В целях ПОД/ФТЭ должностное лицо по ПОД/ФТЭ выполняет следующие функции: 

- разрабатывает и представляет на утверждение Совету директоров, по согласованию с Правлением банка, соответствующую политику внутреннего контроля и доводит данную политику до сведения всех сотрудников, которые участвуют в ее реализации; 

- обеспечивает реализацию политики внутреннего контроля и осуществляет мониторинг исполнения внутренних нормативных документов банка по ПОД/ФТЭ в соответствии с данной политикой; 

- обеспечивает предоставление информации и сведений в уполномоченный государственный орган в соответствии с требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики; 

- представляет информацию Правлению банка для принятия решения о приостановлении операции (сделки) физических и юридических лиц, если имеются достоверные сведения об их участии в террористической и экстремистской деятельности или распространении оружия массового уничтожения; 

- представляет информацию и оказывает содействие уполномоченным представителям Национального банка при проведении ими инспекционных проверок деятельности банка по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Положением и внутренними документами банка; 

- организует обучение и консультирует сотрудников банка, которые участвуют в реализации политики по ПОД/ФТЭ; 

- по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, представляет на рассмотрение Совета директоров, по согласованию с Правлением банка, письменный отчет о результатах реализации политики внутреннего контроля по ПОД/ФТЭ в порядке, определенном внутренними документами банка. 

19. При осуществлении своих функций должностное лицо по ПОД/ФТЭ вправе: 

- получать от руководителей и сотрудников подразделений банка необходимые документы, в том числе приказы и другие распорядительные документы, изданные руководством банка и его подразделений, бухгалтерские и денежно-расчетные документы; 

- инициировать получение дополнительной информации о клиенте, бенефициарном собственнике (выгодоприобретателе) и/или операции (сделке) для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений в осуществлении клиентом легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности; 

- снимать копии с полученных документов, в том числе копии электронных документов; 

- обращаться к Совету директоров банка в случае необходимости; 

- взаимодействовать с Шариатским советом(*) и обращаться к нему. 

(*) касается банков, осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования. 

20. При осуществлении своих функций должностное лицо по ПОД/ФТЭ обязано: 

- обеспечивать сохранность и возврат документов, полученных от соответствующих подразделений банка; 

- соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций; 

- представлять сведения Правлению банка для принятия решения о приостановлении операции (сделки) физических и юридических лиц, если имеются достоверные сведения об их участии в террористической и экстремистской деятельности или распространении оружия массового уничтожения, на три рабочих дня с даты, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, не позднее дня приостановления операции (сделки) в обязательном порядке представлять информацию о ней в уполномоченный государственный орган, и организовать дальнейшую работу в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. 

21. Должностное лицо по ПОД/ФТЭ должно быть независимо при реализации политики банка по ПОД/ФТЭ и может совмещать деятельность, относящуюся к его компетенции в соответствии с настоящим Положением, с осуществлением иных функций, кроме функций: 

- сотрудника службы внутреннего аудита; 

- сотрудника, осуществляющего операционную деятельность; 

- сотрудника, осуществляющего деятельность, при выполнении которой не обеспечивается его независимость. 

22. К должностному лицу по ПОД/ФТЭ предъявляются следующие минимальные квалификационные требования: 

- высшее экономическое или юридическое образование; 

- знание законодательства по вопросам ПОД/ФТЭ;  

- стаж работы в подразделениях, связанных с основной деятельностью финансово-кредитных организаций, в общей сложности не менее трех лет; 

- четкое понимание банковских продуктов, операций, услуг, операций клиентов, и потенциальных рисков, характерных для деятельности банка по ПОД/ФТЭ;  

- отсутствие судимости; 

- знания в области исламского банковского дела и финансирования(*). 

(*) Касается банков, осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-5-(НПА)) 

23. Обучение (переподготовка) должностного лица по ПОД/ФТЭ должно осуществляться на регулярной основе, не менее одного раза в год. 

24. Ответственность должностного лица по ПОД/ФТЭ, Правления банка и Совета директоров наступает на основаниях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

25. Письменный отчет должностного лица по ПОД/ФТЭ, согласованный с Правлением, и представляемый Совету директоров банка, должен содержать, как минимум, следующую информацию за отчетный период и, по мере необходимости, за другие периоды:  

1) результаты контроля исполнения требований по идентификации, верификации и изучению клиентов, а также установлению бенефициарного собственника (выгодоприобретателя); 

2) результаты анализа операций клиентов банка, проводимого в целях выявления операций, имеющих признаки подозрительных операций (сделок), включающие информацию относительно: 

значительной динамики движения средств по счетам клиентов (действующим счетам клиентов, счетам сотрудников банка); 

операций на самые крупные суммы;  

покупки или продажи иностранной валюты клиентам на сумму, превышающую пороговую сумму; 

операций клиентов, суммы которых существенно превышают обороты, указанные в анкете; 

операций с наличными средствами (обналичивание средств, обмен активами, взнос наличными для пополнения банковского счета посредством специализированных периферийных устройств банка); 

операций по выдаче кредитов и приему депозитов (срочных); 

операций с гарантиями, аккредитивами и другими условными обязательствами; 

переводов без открытия счета по системам денежных переводов, а также посредством системы SWIFT (или других систем, выступающих в банках как основные); 

операций клиентов и банка по купле-продаже ценных бумаг;  

движения денежных средств клиентов банка, находящихся в других странах.  

3) о предоставлении сведений в уполномоченный государственный орган в соответствии с требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики; 

4) о приостановлении операций (сделок) с описанием обоснования для их приостановления, представление информации о них в уполномоченный государственный орган и дальнейшей работе в соответствии с законодательством;  

5) о соблюдении мер по организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ дочерними и зависимыми компаниями банка, находящимися на территории Кыргызской Республики и за рубежом; 

6) о мониторинге исполнения законодательства и внутренних нормативных документов банка по ПОД/ФТЭ в соответствии с политикой банка, их нарушение и принятые меры; 

7) сведения о результатах работы по устранению нарушений, отмеченных в предыдущих отчетах должностного лица по ПОД/ФТЭ, представленных Совету директоров; 

8) результаты работы сотрудников, участвующих в реализации политики по ПОД/ФТЭ, принятые меры по организации их обучения и консультирования; 

9) аналитическую информацию относительно: 

возможной взаимосвязи клиентов; 

банков корреспондентов; 

операций по доверительному управлению (траст) имуществом по договорам с клиентами; 

внедрения новых банковских продуктов и технологий и рисков, связанных с их внедрением. 

26. По итогам рассмотрения письменного отчета должностного лица по ПОД/ФТЭ, Совет директоров устанавливает контроль за деятельностью должностного лица по ПОД/ФТЭ и Правления банка по устранению отмеченных в отчете нарушений и принятию мер по недопущению нарушений политики по ПОД/ФТЭ в дальнейшем. 

 

7. Определение уровня риска осуществления клиентом 

легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности, а также операций,  

имеющих признаки подозрительных операций  

 

27. Процесс идентификации и изучения клиентов банка включает определение уровня риска осуществления клиентом легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности с учетом требований, установленных законодательством Кыргызской Республики. Для определения уровня риска необходимо, как минимум, принимать во внимание вид деятельности клиента и место нахождение (происхождение) клиента и/или его бизнеса, а также проводимые им операции, оказываемые услуги и назначение платежей клиента. 

28. Банк должен уделять особое внимание и осуществлять надлежащий контроль в отношении клиентов, относящихся к категории клиентов, подверженных более высокому риску. К видам деятельности клиента, подверженным более высокому риску осуществления легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности и проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций, могут быть отнесены: 

- деятельность юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся кредитными организациями, занимающихся переводом денежных средств, платежами в наличной форме, по чекам, инкассацией денежных средств; 

- деятельность юридических лиц (в том числе кредитных организаций), зарегистрированных в оффшорных зонах, их обособленных подразделений, дочерних и зависимых обществ; 

- деятельность клиентов-нерезидентов, в том числе иностранных политически значимых лиц; 

- игорный бизнес (предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением (казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места)) дохода от участия в азартных играх в виде выигрыша и платы за их проведение); 

- деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства и антиквариата; 

- торговля (особенно экспорт) драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни; 

- деятельность юридических лиц, осуществляющих операции преимущественно в наличной форме (крупные торговые комплексы, рестораны, автозаправочные станции и т.п.); 

- деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих операции брокеров и дилеров (купля продажа ценных бумаг, иностранной валюты и т.п.).  

29. К государствам (территориям), подверженным высокому риску осуществления легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности могут быть отнесены: 

- государства (территории), которые не применяют либо применяют в недостаточной степени рекомендации ФАТФ, перечень которых определяется уполномоченным государственным органом совместно с Центральным банком и иными надзорными органами; 

- государства (территории), в которых не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, перечень которых утверждается уполномоченным государственным органом по согласованию с Центральным банком на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися ПОД/ФТЭ. 

30. На основании всей информации и документов, позволяющих идентифицировать, верифицировать и изучить клиента, банком оценивается уровень риска осуществления клиентом возможной легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности. Заключение о данной оценке подшивается в досье клиента. 

31. Банк должен уделять особое внимание и осуществлять надлежащий контроль в отношении операций банка, подверженных высокому риску осуществления легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности, и проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций.  

32. При обслуживании иностранных политически значимых лиц банк должен провести следующие мероприятия: 

- до установления отношений с иностранными политически значимыми лицами получить письменное разрешение Совета директоров; 

- принимать доступные меры по определению источников происхождения денежных средств иностранных политически значимых лиц; 

- на постоянной основе обновлять имеющуюся в распоряжении информацию об иностранных политически значимых лицах; 

- уделять повышенное внимание операциям (сделкам) с денежными средствами или имуществом, осуществляемым иностранными политически значимыми лицами, их супругами и близкими родственниками в соответствии с Законом "О ПОД/ФТЭ". 

33. Банк должен обновлять сведения, полученные в результате идентификации, верификации и изучения клиента, а также установления бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) периодически, не реже одного раза в год в случаях, когда банк оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности, как высокий, и в иных случаях не реже одного раза в три года. 

34. Банк должен обеспечить соблюдение всех процедур, разработанных в целях осуществления надлежащего контроля риска легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности, связанного с применением новых технологий (новых банковских продуктов), предполагающих осуществление операций (сделок) без непосредственного контакта с клиентом. 

35. При установлении корреспондентских отношений банк должен установить, в том числе путем направления запроса банку-корреспонденту, осуществляются ли им меры по ПОД/ФТЭ, включая идентификацию, верификацию и изучение банком-корреспондентом его клиентов. 

 

8. Выявление операций (сделок), подлежащих обязательному контролю 

 

36. Банком должен быть определен порядок проверки деятельности клиентов на предмет наличия критериев и признаков, свидетельствующих о возможном осуществлении легализации (отмывания) преступных доходов, установленных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. В этих целях банк проводит мониторинг своих деловых отношений с клиентами на постоянной основе, который предусматривает следующие мероприятия: 

- отслеживание проведенных операций по счету клиента, чтобы убедиться, что деятельность клиента соответствует информации, имеющейся у банка о клиенте, его бизнесе и уровне риска по данному клиенту; 

- в случае необходимости выяснение происхождения денежных средств, поступивших на счет клиента; 

- анализ всех сложных или необычайно крупных операций, которые не имеют очевидной или видимой экономической или законной цели; 

- фиксирование и документирование всей полученной информации банка и в случае необходимости передача данной информации в уполномоченный государственный орган. 

37. Операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает пороговую сумму. 

38. Перечень операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, подлежащих обязательному контролю, определенный уполномоченным государственным органом, согласно Закону «О ПОД/ФТЭ», приведен в Приложении 1 к настоящему Положению. Обязательному контролю также подлежат операции, не входящие в перечень, определяемый уполномоченным государственным органом, но имеющие признаки подозрительных операций. 

39. До начала осуществления новых видов услуг или операций банком должны быть выявлены и оценены все возможные риски, касающиеся данной услуги или операции, в целях предотвращения легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности. 

40. Банк обязан принять необходимые меры с целью проверки наличия в отношении клиента, бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) сведений об их участии в террористической деятельности. Указанные сведения содержатся в Перечне физических и юридических лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности или распространению оружия массового уничтожения, установленном уполномоченным государственным органом. 

41. Сотрудники структурных подразделений банка, осуществляющие идентификацию клиентов и выявление операций, имеющих признаки подозрительных операций, в соответствии с порядком, определенным политикой и процедурами банка, должны информировать должностное лицо по ПОД/ФТЭ о всех случаях выявленных операций, имеющих признаки подозрительных операций. 

42. В случае обоснованности подозрений должностное лицо по ПОД/ФТЭ выносит на рассмотрение Правления информацию о клиенте, в том числе о бенефициарном собственнике (выгодоприобретателе), и операции (сделке) с рекомендациями по дальнейшим действиям. Правление банка несет ответственность за своевременное осуществление дальнейших действий, в том числе, приостановление проведения операции (сделки) и/или прекращение деловых отношений с клиентом в соответствии с Законом "О ПОД/ФТЭ". 

 

9. Фиксирование, хранение и передача в уполномоченный государственный орган  

информации, выявленной в ходе проверки 

 

43. Информация об операциях (сделках) клиента, полученная в ходе проверки, подлежит обязательному документальному фиксированию в объемах, достаточных для подтверждения или опровержения подозрений в осуществлении клиентом легализации (отмывания) преступных доходов и/или финансирования террористической или экстремистской деятельности. 

44. При подтверждении подозрений в определении операции клиента как операции, подлежащей обязательному контролю, Правление банка принимает окончательное решение о признании операции клиента подозрительной, и представлении сведений о ней в уполномоченный государственный орган в соответствии с порядком передачи информации, утверждаемым уполномоченным государственным органом. 

45. Решение Правления банка о не признании операции клиента как подозрительной и ненаправлении сведений о ней в уполномоченный государственный орган, должно быть обосновано и запротоколировано. Должностное лицо по ПОД/ФТЭ должно вести реестр таких решений Правления, включающий краткое описание операций и сведений о клиенте. 

46. Банк не вправе информировать клиентов о передаче информации уполномоченному государственному органу в соответствии с Законом "О ПОД/ФТЭ". 

47. Информация и документы, содержащие сведения о клиенте, бенефициарном собственнике (выгодоприобретателе), в том числе деловая переписка, а также об операциях (сделках) клиента, полученные в ходе проверки согласно настоящему Положению, должны храниться не менее пяти лет после прекращения отношений между банком и клиентом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 

 

к Положению о минимальных требованиях к организации 

внутреннего контроля в коммерческих банках в целях  

противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и  

финансированию террористической или экстремистской деятельности 

 

 

Перечень операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, подлежащих обязательному контролю, определенный уполномоченным государственным органом, согласно Закону «О ПОД/ФТЭ» 

 

1) все внутренние или внешние операции (сделки), за исключением операций (сделок), перечень которых определяется уполномоченным государственным органом по согласованию с Национальным банком Кыргызской Республики; 

2) покупка или продажа наличной иностранной валюты; 

3) приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; 

4) обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; 

5) движение денежных средств благотворительных, общественных организаций и учреждений, фондов; 

6) размещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард; 

7) выплата физическим лицом страхового взноса или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; 

8) сделка с недвижимым имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 4500000 сомов; 

9) сделка с движимым имуществом; 

10) получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); 

11) выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от игры в лотерею, тотализатора (взаимного пари) или от других, основанных на риске, игр; 

12) перевод денежных средств, осуществляемый не финансово-кредитными организациями по поручению клиента; 

13) перевод денежных средств по системам, позволяющим осуществлять такие операции без открытия счета, и их получение; 

14) внесение физическим лицом в уставной капитал организации денежных средств в наличной форме; 

15) операции (сделки) в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории); 

16) операции (сделки) с денежными средствами или имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон, участвующих в этих операциях (сделках), является физическое или юридическое лицо, в отношении которого имеются сведения об участии в террористической или экстремистской деятельности, полученные в порядке, установленном законами или международными договорами Кыргызской Республики; 

17) подозрительные операции (сделки).