Вернуться назад

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 1 февраля 2005 года.  

Регистрационный номер 16-05 

  

  

Утверждена  

постановлением Правления Национального банка  

Кыргызской Республики  

от 29 декабря 2004 года N 36/13 

ИНСТРУКЦИЯ  

о порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 25 августа 2005 года N 26/5, 23 сентября 2009 года N 38/5, 16 декабря 2010 года N 91/7, 16 ноября 2012 года N 43/1, 24 декабря 2014 года № 58/14, 24 июня 2015 года № 35/7, 14 декабря 2016 года № 48/11, от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА), от 17 октября 2018 года  

№2018-П-12/43-2-(НПА)) 

Настоящая Инструкция устанавливает порядок расчета открытой позиции и контроля за соблюдением лимитов открытой позиции валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах (далее - открытая позиция) коммерческими банками, действующими на территории Кыргызской Республики. Для достижения цели и выполнения задач Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) Правление Национального банка отдельным постановлением может изменять значения установленных в настоящей Инструкции лимитов открытой позиции на ограниченный срок. 

Настоящий порядок соблюдения лимитов открытой позиции распространяется на все коммерческие банки и на Государственный банк развития Кыргызской Республики (далее - банки). 

При разработке внутренней политики и процедур контроля рисков банк должен руководствоваться требованиями настоящей Инструкции. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 23 сентября 2009 года N 38/5, 16 ноября 2012 года N 43/1, 24 декабря 2014 года № 58/14, от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

I. Определения 

1. В целях настоящей Инструкции применяются следующие определения: 

1.1. Валютный риск - это риск получения банком убытков вследствие изменения стоимости требований (активов)/обязательств банка, выраженных в иностранной валюте, при неблагоприятном изменении валютного курса, в тот момент, когда банк имеет открытую валютную позицию по данной валюте. Валютная позиция возникает при осуществлении валютных операций и является показателем степени подверженности банка валютному риску. 

1.2. Валютные операции - это сделки, связанные с обменом, покупкой/продажей (конвертацией) иностранной валюты, а также иные операции, в результате которых изменяются требования (активы) либо обязательства, выраженные в иностранной валюте. 

1.3. Чистая позиция - это разница между требованиями (активами) и обязательствами банка, как балансовыми, так и забалансовыми, по каждой иностранной валюте в отдельности и по каждому виду драгоценного металла в отдельности (золоте, серебре, платине), за исключением нумизматических (коллекционных) монет. 

1.4. Открытая позиция - это несовпадение требований (активов) банка в иностранной валюте/виде драгоценного металла и обязательств банка в той же иностранной валюте/в том же виде драгоценного металла, а в случае равенства позиция считается закрытой. 

По каждой иностранной валюте и по каждому виду драгоценного металла открытая позиция рассчитывается отдельно. 

1.5. Открытая позиция банка может быть длинной (в случае превышения требований (активов) банка в соответствующей валюте/соответствующем виде драгоценного металла над его обязательствами в той же валюте/том же виде драгоценного металла), или короткой (при превышении обязательств над требованиями (активами)). Длинная валютная позиция записывается со знаком "+", короткая - со знаком "-". 

1.6. Суммарная позиция - это сумма всех чистых позиций банка по всем иностранным валютам или видам драгоценных металлов, рассчитанная с использованием метода "short hand", определенном в п.2.5 настоящей Инструкции. 

1.7. Лимиты открытых валютных позиций - это устанавливаемые Национальным банком ограничения, выраженные в процентном отношении открытых позиций (по каждой иностранной валюте/по каждому виду драгоценного металла и суммарной) к чистому суммарному капиталу банка.. Лимиты открытых валютных позиций рассчитываются в процентах с округлением до двух десятичных знаков после запятой. 

1.8. Чистый суммарный капитал банка - данная величина, рассчитывается в соответствии с требованиями Инструкции по определению стандартов достаточности (адекватности) капитала коммерческих банков Кыргызской Республики. , В целях настоящей Инструкции при расчете лимитов открытых позиций используется значение чистого суммарного капитала банка по состоянию на 1-е число каждого месяца. 

1.9. Дата заключения сделки - это дата достижения сторонами соглашения по основным условиям сделки (виды валют, обменный курс, суммы средств, дата валютирования, вид, масса драгоценного металла и др.). 

1.10. Дата валютирования - это дата, в которую происходит зачисление средств на счета участников сделки. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

II. Порядок расчета открытых позиций 

2.1. По состоянию на конец каждого рабочего дня банк должен рассчитывать следующие показатели: 

- чистые валютные позиции по каждой иностранной валюте; 

- суммарную валютную позицию; 

- чистые позиции по каждому виду драгоценных металлов; 

- суммарную позицию в драгоценных металлах. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

2.2. Чистые позиции рассчитываются отдельно по каждой иностранной валюте и виду драгоценного металла как сумма следующих показателей: 

- Чистая спот-позиция в иностранной валюте/виде драгоценного металла.. Данная величина рассчитывается как разница между балансовыми активами и балансовыми обязательствами (в том числе незавершенные "спот" контракты с датой валютирования до 2-х дней и "спот" контракты, являющиеся частью "СВОП" контрактов). При этом активы и обязательства включаются в расчет по чистой балансовой стоимости. 

Примечание: Для целей настоящей Инструкции под контрактом "СВОП" понимается операция, представляющая собой комбинацию двух сделок: "спот" и "форвард" контрактов на одну и ту же сумму/вес драгоценного металла (основная сумма "СВОП" контракта), с одним и тем же контр-агентом, на определенный период времени. 

- Чистая форвард-позиция в иностранной валюте/виде драгоценного металла. Данная величина рассчитывается как разница между требованиями и обязательствами по контрактам "форвард" (включая фьючерсы), а также "форвард" контракты, являющиеся частью "СВОП" контрактов (основная сумма "СВОП" контракта). 

- Выпущенные или подтвержденные банком безотзывные гарантии, аккредитивы и подобные им финансовые инструменты, номинированные в иностранной валюте/виде драгоценного металла, за исключением гарантий, аккредитивов и подобных им финансовых инструментов, обеспеченных в той же валюте. В целях настоящей Инструкции, под финансовыми инструментами подразумеваются вексельные поручительства (аваль), дорожные чеки и другие, принятые в международной практике условные обязательства банка. К финансовым инструментам не относятся кредитные линии. 

При этом, указанные гарантии, аккредитивы и подобные им финансовые инструменты включаются в расчет чистой позиции с момента представления бенефициаром (выгодоприобретателем) требования об оплате денежной суммы по обязательству или получения банком документально подтвержденной информации, свидетельствующей о высокой вероятности предъявления требования об оплате по указанным обязательствам. Например, письмо бенефициара о неисполнении (задержке исполнения) принципалом своих обязательств является основанием для включения гарантии в расчет чистой позиции. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 23 сентября 2009 года N 38/5, от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

2.3. Валютные операции и операции с драгоценными металлами включаются в расчет чистой позиции с даты заключения сделки, в том числе операции, содержащие будущую дату валютирования, не являющуюся датой заключения сделки. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

2.4. При расчете чистых валютных позиций по каждой иностранной валюте величины валютных позиций переводятся в сомовый эквивалент по действующему на отчетную дату учетному курсу Национального банка. 

При расчете чистых позиций в драгоценных металлах: 

- драгоценные металлы в безналичной форме в количественном выражении рассчитываются по вечернему фиксингу, установленному Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов в день, предшествующий дню проведения учета, рассчитанный через кросс-курс официального курса доллара США к сому, установленному Национальным банком на отчетную дату; 

- драгоценные металлы в физической форме в количественном выражении рассчитываются по учетному курсу, установленному в учетной политике банка. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

2.5. Суммарная позиция рассчитывается с использованием метода "shorthand". А именно, расчет осуществляется путем суммирования отдельно всех длинных чистых позиций и отдельно всех коротких чистых позиций по каждой валюте/каждому виду драгоценного металла. Затем полученные величины сравниваются друг с другом (в абсолютной величине), и наибольшая из двух величин используется при расчете лимита суммарной позиции. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

III. Лимиты открытой позиции 

3.1. В целях снижения валютного риска банков Национальный банк устанавливает следующие лимиты открытой валютной позиции: 

3.1.1. По состоянию на конец операционного дня размер открытой длинной/короткой валютной позиции по каждой иностранной валюте не должен превышать: 

а) для валют стран, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) и/или для валют стран, подписавших 8 статью "Статей соглашения" с МВФ - 15% от чистого суммарного капитала банка. Перечень государств-членов ОЭСР размещен на официальном сайте www.oecd.org. Перечень стран, подписавших 8 статью "Статей соглашения" с МВФ размещен на официальном сайте www.imf.org; 

б) для валют стран, не подписавших 8 статью "Статей соглашения" с МВФ - 0% от чистого суммарного капитала банка (закрытая позиция). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 ноября 2016 года № 47/6) 

3.1.2. По состоянию на конец операционного дня размер суммарной валютной позиции по всем иностранным валютам стран, указанных в подпункте а) пункта 3.1.1 настоящей Инструкции, не должен превышать 20% от чистого суммарного капитала банка. 

3.1.3. В целях регулирования операций купли-продажи с драгоценными металлами Национальный банк устанавливает для коммерческих банков лимит суммарной открытой позиции в драгоценных металлах: 

а) по состоянию на конец операционного дня размер открытой длинной/короткой позиции по каждому виду драгоценного металла не должен превышать 15% от чистого суммарного капитала банка; 

б) по состоянию на конец операционного дня размер суммарной позиции в драгоценных металлах в совокупности не должен превышать 20% от чистого суммарного капитала банка.  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

3.2. Банки обязаны соблюдать установленные лимиты открытых позиций на конец каждого операционного дня. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

3.3. Превышения установленных лимитов открытых позиций не могут переноситься банком на следующий операционный день. До конца текущего операционного дня лимиты должны быть приведены в соответствие с требованиями Национального банка. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

3.4. Величина открытых позиций в течение операционного дня контролируется банками самостоятельно, исходя из собственной оценки допустимого уровня валютного риска и рисков по операциям с драгоценными металлами. При этом каждый банк должен удерживать размеры рисков в течение дня в соответствии с внутренней политикой управления рисками, утвержденной Советом директоров. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

3.5. Предельное значение лимитов открытых позиций может быть снижено решением Комитета по надзору для отдельных банков при осуществлении ими ненадежной и нездоровой практики ведения операций или при угрозе нарушения банковского законодательства. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

3.6. В случае, если величина чистого суммарного капитала банка является отрицательной или равна нулю, банк должен привести чистые позиции по каждой валюте/ каждому виду драгоценного металла к нулевому значению (закрытая позиция) в сроки, установленные Национальным банком. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

3.7. Драгоценные металлы, находящиеся у банка на ответственном хранении и в качестве заклада, не являются обязательствами банка и в расчет открытой позиции по драгоценным металлам не включаются. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

IV. Отчетность банков и порядок ее представления 

4.1. Ежедневно до 9.00 ч. банки должны представлять в Национальный банк отчет об открытых позициях по состоянию на конец последнего операционного дня согласно Приложению 1 и 2. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 сентября 2009 года N 38/5, от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

4.2. Банки, имеющие филиалы и дочерние банки, проводящие операции в иностранной валюте и с драгоценными металлами, а также имеющие обменные пункты, должны представлять в отчете сводные данные по открытым позициям с учетом данных всех филиалов, дочерних банков и обменных пунктов. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

V. Меры воздействия за нарушение банками установленных лимитов открытой позиции 

5.1. В случае нарушения банком по состоянию на конец каждого операционного дня установленных лимитов открытой позиции, Национальный банк применяет меры воздействия в виде взыскания штрафа в размере 5% от суммы нарушения, но не более 10 % от норматива минимального размера уставного капитала банка. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 24 июня 2015 года № 35/7, от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА), от 17 октября 2018 года №2018-П-12/43-2-(НПА)) 

5.2. При систематическом (более 2-х раз за последовательные 30 календарных дней) нарушении банком установленных лимитов, Национальный банк может применить иные меры воздействия, предусмотренные банковским законодательством и нормативными актами Национального банка, вплоть до отзыва лицензии. 

Примечание: Превышение установленных лимитов в пределах 0-0,05% не влечет за собой применение штрафа.  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

5.3. Любые попытки банка каким-либо образом избежать отражения в отчетности чистой позиции будут рассматриваться Национальным банком как: 

- попытки ввести Национальный банк в заблуждение; 

- нездоровая и небезопсная банковская практика; 

- манипуляция позицией с целью искажения ее реальной величины, то есть проведение сомнительных операций, происхождение и совершение которых не поддаются четкой идентификации и/или если эти операции влияют на финансовую отчетность банка и его экономические нормативы; 

- предоставление банком недостоверной финансовой и регулятивной отчетности. Подобные валютные операции и операции с драгоценными металлами не принимаются во внимание при расчете лимитов позиции. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

5.4. В случае нарушения любого из требований настоящей Инструкции руководство банка обязано незамедлительно информировать Национальный банк о допущенных нарушениях и представить в двухдневный срок письменные объяснения о причинах допущенного нарушения с перечнем мер, принятых банком с целью его устранения. 

5.5. Меры воздействия в виде взыскания штрафа, как правило, не применяются к банку, если лимит открытой позиции был нарушен в условиях возникших форс-мажорных обстоятельств. 

К форс-мажорным обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, пожары и иные природные либо техногенные катастрофы), военные конфликты, террористические акты, гражданские волнения и беспорядки, а также издание нормативных правовых актов, ограничивающих или запрещающих выполнение каких-либо действий и повлиявших на выполнение банком экономических нормативов, установленных Национальным банком. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 16 декабря 2010 года N 91/7, от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

5.6. В период действия в банке временной алминистрации Комитет по надзору вправе рассмотреть целесообразность взыскания штрафа с банка за несоблюдение установленных лимитов открытой позиции с учетом всех обстоятельств, которые привели к нарушению данного экономического норматива. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 16 декабря 2010 года N 91/7, от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

5.7. В случае, если нарушение лимита открытой позиции в период действия в банке временной администрации явилось результатом деятельности банка до введения временной администрации, Комитет по надзору вправе рассмотреть вопрос о взыскании штрафа с банка с отсрочкой его оплаты. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 16 декабря 2010 года N 91/7, от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

VI. Организация внутреннего контроля по операциям с иностранной валютой 

6.1. Для осуществления операций с иностранной валютой банки должны разработать внутреннюю политику управления валютными рисками и организовать адекватный внутренний контроль. 

6.2. По каждой из проводимых операций с иностранной валютой должны быть разработаны соответствующие процедуры, в которых должны быть отражены, по меньшей мере, следующие вопросы: 

- разграничение функций back и front офисов; 

- разграничение функциональных обязанностей сотрудников банка таким образом, чтобы один сотрудник не мог исполнить и/или контролировать какой-либо процесс в полном объеме от инициирования сделки до ее учета в бухгалтерских книгах; 

- внедрение четкой системы санкционирования объема проводимых банком операций соответствующими уполномоченными сотрудниками банка; 

- установление банком внутренних лимитов открытой валютной позиции по каждой иностранной валюте и в целом по всем валютам; 

- установление уровня достаточности информации о надежности контр-агентов, в зависимости от характера и степени риска совершаемых операций и категории контр-агента; 

- установление требований к внутреннему аудиту при проведении проверок валютных операций (как минимум, независимость аудиторов и наличие у них необходимой квалификации и знаний); 

- установление требований по учету и отчетности по валютным операциям для банка и его филиалов (форма, частота представления, ответственность). 

6.3. Организация внутреннего контроля по операциям с драгоценными металлами осуществляется согласно нормам, установленным в Положении об операциях коммерческих банков с драгоценными металлами. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА)) 

  

  

  

 

 

 

 

Приложение 1 к Инструкции о порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики 

ОТЧЕТ  

об открытых валютных позициях (ОВП) 

 (В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 25 августа 2005 года N 26/5) 

ЧСК: ________________ тыс.сом 

  

Вид валюты 

Учетный курс Национального банка 

Величина ОВП (тыс.сом) 

В том числе: 

Величина ОВП (% к ЧСК) 

Отклонение от нормы лимита (%) 

Остатки по незавершенным спот-сделкам 

  

  

  

баланс 

забаланс 

  

  

продажа 

покупка 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

... 

  

  

  

  

  

  

  

  

Суммарная ОВП: 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  

Приложение 2 к Инструкции о порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики  

ОТЧЕТ  

об открытых позициях в драгоценных металлах (ОПДМ) 

В редакции постановления Правления Нацбанка КР 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-10-(НПА) 

 

ЧСК: ________________ тыс.сом 

  

Вид драгоценного металла 

Учетный курс  

Величина ОПДМ (тыс.сом) 

В том числе: 

Величина ОПДМ (% к ЧСК) 

Отклонение от нормы лимита (%) 

Остатки по незавершенным спот-сделкам 

  

  

  

баланс 

забаланс 

  

  

продажа 

покупка 

 золото 

  

  

  

  

  

  

  

  

серебро 

  

  

  

  

  

  

  

  

платина 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суммарная ОПДМ: