Вернуться назад

  

  

Утверждена 

постановлением Правления Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 23 декабря 2013 года № 52/6 

ИНСТРУКЦИЯ 

О проведении инспекторских проверок деятельности микрофинансовых организаций, не привлекающих депозиты, и других юридических лиц, поднадзорных Национальному банку Кыргызской Республики 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 11 марта 2015 года № 16/2, 5 февраля 2016 года № 5/1, 10 февраля 2016 года № 7/2, 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

1. Общие положения 

1. Настоящая Инструкция о проведении инспекторских проверок деятельности микрофинансовых организаций, не привлекающих депозиты, и других юридических лиц, поднадзорных Национальному банку Кыргызской Республики (далее Инструкция) разработана в целях осуществления Национальным банком Кыргызской Республики (далее Национальный банк) надзора и регулирования деятельности микрофинансовых организаций, в том числе микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования: микрофинансовые компании, не привлекающие депозиты, микрокредитные компании, микрокредитные агентства, а также на специализированные финансовые учреждения (далее СФУ), обменные и кредитные бюро. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

2. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

3. Настоящей Инструкцией используются следующие сокращенные обозначения и основные понятия: 

а) Микрофинансовая организация - это специализированное финансово-кредитное или кредитное учреждение, созданное как юридическое лицо в целях оказания микрофинансовых услуг для физических и юридических лиц, в том числе в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования; 

б) Микрофинансовая компания - это специализированное финансово-кредитное учреждение, созданное в форме акционерного общества, получившее лицензию Национального банка и осуществляющее микрокредитование юридических и физических лиц и другие виды операций, в том числе привлечение срочных вкладов от физических и юридических лиц, предусмотренные Законом "О МФО"; 

в) Микрокредитная компания - это специализированное финансово-кредитное учреждение, созданное в любой организационно-правовой форме коммерческой организации, получившее свидетельство Национального банка и осуществляющее микрокредитование физических и юридических лиц, и другие виды операций, предусмотренные Законом "О МФО"; 

г) Микрокредитное агентство - это специализированное кредитное учреждение, созданное в форме некоммерческой организации, за исключениями, установленными Законом "О МФО", получившее свидетельство Национального банка и осуществляющее микрокредитование физических и юридических лиц в соответствии с уставными целями организации; 

д) Наблюдательный орган - это орган управления МФО, осуществляющий общее руководство МФО, СФУ, кредитными бюро (Совет директоров/Наблюдательный совет); 

е) Исполнительный орган - это орган управления МФО, СФУ, кредитными бюро, осуществляющий текущее руководство МФО, СФУ, кредитными бюро (Правление/Дирекция/Управляющий). 

ж) Специализированное финансовое учреждение - финансовое учреждение, осуществляющее деятельность по обмену иностранной валюты; 

з) Обменное бюро это специально оборудованный пункт, созданный юридическим лицом для проведения обменных операций с наличной иностранной валютой, осуществляемых в соответствии с лицензией Национального банка; 

и) Обменные операции с наличной иностранной валютой операции по покупке, продаже и обмену наличной иностранной валюты, осуществляемые за счет оборотных средств и от своего имени только обменными бюро, имеющими соответствующую лицензию Национального банка; 

к) Кредитное бюро юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, оказывающее услуги по осуществлению обмена кредитной информацией на основании лицензии. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

4. Настоящая Инструкция определяет основные цели и виды инспекторских проверок деятельности МФО, СФУ, обменных и кредитных бюро, а также устанавливает обязательные требования, предъявляемые к МФО, СФУ, обменным и кредитным бюро в связи с проведением проверки их деятельности.  

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

5. Национальный банк проводит инспектирование деятельности МФО, СФУ и обменных бюро, в том числе по вопросам организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности (далее - ПОД/ФТЭ), и направляет информацию о его результатах уполномоченному государственному органу в сфере ПОД/ФТЭ. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

2. Цели проведения инспекторских проверок 

6. Основными целями проведения проверок деятельности МФО, СФУ, обменных и кредитных бюро главным образом, являются: 

а) определение рисков, недостатков и слабых мест МФО, СФУ и кредитных бюро, которые могут угрожать их устойчивости и стабильности, оценка управления МФО, СФУ и кредитных бюро; 

б) установление соответствия и соблюдения МФО, СФУ, обменными и кредитными бюро требований законодательства и нормативных правовых актов Национального банка, в том числе по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг и ПОД/ФТЭ; 

в) оценка достоверности регулятивной отчетности МФО, СФУ, обменных и кредитных бюро представленной в Национальный банк; 

г) выработка рекомендаций и предписаний по устранению выявленных нарушений недостатков в целях улучшения состояния МФО, СФУ, обменных и кредитных бюро и снижения ее рисков, а при необходимости - выработка предложений по применению мер воздействия; 

д) оценка выполнения обменным бюро, наблюдательным и исполнительным органами МФО, СФУ, кредитного бюро рекомендаций и предписаний предыдущей проверки по устранению выявленных недостатков; 

е) анализ ценообразования микрофинансовых услуг в разрезе компонентов, из которых складываются процентная ставка по кредитам, а также соответствия порядка разработки и утверждения тарифов внутренней политике ценообразования и бизнес-плану МФО; 

ж) а также другие сферы деятельности МФО, СФУ, обменных и кредитных бюро в зависимости от рисков, присущих им. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

3. Виды инспекторских проверок 

7. В зависимости от поставленной цели инспекторские проверки могут быть комплексными (для оценки рисков МФО, СФУ и кредитных бюро) и целевыми (для обзора и более тщательного рассмотрения отдельных аспектов деятельности МФО, СФУ и кредитных бюро). 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8) 

7-1. Инспекторские проверки обменных бюро могут быть целевыми (для обзора и более тщательного рассмотрения отдельных аспектов деятельности обменных бюро) и рейдовыми (для выявления фактов осуществления деятельности по обмену наличной иностранной валюты без соответствующей лицензии/свидетельства Национального банка/выявления проблем и фактов системного характера, системных рисков и др.).  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

7-2. Рейдовые проверки могут проводиться в том числе с участием государственных органов Кыргызской Республики.  

В случае проведения проверок с участием государственных органов Кыргызской Республики, определяется лицо, ответственное за координацию работников Национального банка и представителей государственных органов, подготовку документов и формирование групп проверяющих. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

8. Проверки могут быть как плановыми (с предварительным уведомлением МФО, СФУ, кредитных бюро), так и внезапными (без предварительного письменного уведомления о предстоящей проверке). В случае проведения плановой инспекторской проверки Национальный банк направляет в проверяемое учреждение уведомительное письмо (Приложение 1) с приложением Перечня необходимых документов (Приложения 3, 3-1, 3-2), не позднее, чем за 5 рабочих дней до начала проверки, а направление на проверку (Приложение 2) предъявляется по прибытию в учреждение. 

Обменные бюро проверяются без предварительного уведомления, соответственно, направление на проверку (Приложение 2-1) предъявляется непосредственно в момент прибытия группы инспекторов. По запросу проверяемого обменного бюро последнему может быть предоставлена копия направления. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

9. Направления на проверку МФК, СФУ и кредитного бюро, подписываются заместителем председателя/членом Правления Национального банка, курирующим надзорный блок, а направления на проверку МКК, МКА начальником управления инспектирования Национального банка (далее УИ)/начальником областного управления/представительства Национального банка в Баткенской области (далее ОУ). 

В случае проведения внезапной инспекторской проверки, направление на проверку предъявляется МФО, СФУ и кредитному бюро непосредственно в момент прибытия группы инспекторов. 

Направления на проверку обменных бюро г. Бишкек и Чуйской области подписываются заместителем председателя/членом Правления Национального банка, курирующим надзорный блок. Направления на проверку обменных бюро остальных областей подписываются начальниками ОУ.  

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

10. Срок проведения проверок на местах составляет не более 35 рабочих дней. В зависимости от вида проверки, размеров МФО, СФУ, кредитного бюро, а также от сложности ситуации срок проверки может быть продлен путем подписания заместителем председателя/членом Правления Национального банка, курирующим надзорный блок, дополнительного направления на проверку МФК, СФУ и кредитного бюро и начальником УИ/ОУ - для проверки МКК и МКА. При этом общий срок проведения инспекторских проверок на местах не может превышать 60 рабочих дней. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

11. Частота проведения инспекторских проверок в МФО, СФУ и кредитных бюро определяется Национальным банком с учетом рисков МФО, СФУ и кредитных бюро. В зависимости от ситуации/обстоятельств Национальный банк может планировать более частые проверки (например, по жалобе заемщиков, при ухудшении деятельности МФО, СФУ и кредитных бюро по обращению правоохранительных органов и другое). 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8) 

4. Проведение инспекторской проверки 

12. По прибытию на место проверки руководитель проверки проводит встречу с исполнительным органом МФО, СФУ и кредитных бюро для того, чтобы: 

а) вручить направление на проверку, а также сообщить о масштабах и задачах проверки; 

б) обсудить процесс проведения проверки; 

в) представить инспекторов с указанием участков их работы; 

г) определить методы осуществления контактов с руководством и сотрудниками МФО, СФУ и кредитных бюро; 

д) ответить на вопросы руководства МФО, СФУ и кредитных бюро и др. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

13. В первый день проверки МФО,СФУ и кредитные бюро обязан предоставить все документы, указанные в списке, приложенном к письму-уведомлению (Приложение 3). В случае если МФО, СФУ и кредитные бюро отказывается представить какие-либо документы из списка или документы, которые потребовались в процессе проверки, либо в случае, когда МФО, СФУ и кредитные бюро не имеет возможности представить эти документы, МФО, СФУ и кредитные бюро обязан представить письменное обоснование отказа или невозможности представления этих документов, о чем немедленно сообщается начальникам отдела инспектирования небанковских финансово-кредитных учреждений УИ (далее - ОИН)/отдела надзора ОУ (далее - ОН ОУ) и УИ. 

Обменное бюро в первый день проверки обязано предоставить документы, необходимые для проверки. В случае если обменное бюро отказывается представить какие-либо документы, которые потребовались в процессе проверки, либо в случае, когда обменное бюро не имеет возможности представить эти документы, обменное бюро обязано предоставить письменное обоснование причин отказа или невозможности представления этих документов, о чем немедленно сообщается начальникам ОИН/ОН ОУ и УИ. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

14. Если МФО, СФУ и кредитные бюро отказываются представить такое обоснование или ввиду неуважительности причин такого отказа, руководитель проверки составляет Акт о противодействии проведению проверки (Приложение 4), который подписывается руководителем проверки и исполнительным органом МФО, СФУ и кредитных бюро. Отказ исполнительного органа МФО, СФУ и кредитного бюро от подписания актируется инспекторами Национального банка с указанием мотивов отказа, если таковые представлены исполнительным органом МФО, СФУ, кредитного бюро. Если мотивы отказа не были предоставлены, то в акте необходимо сделать отметку «без указания мотивов (причин)».  

Если обменное бюро отказывается предоставить письменное обоснование причин отказа или отсутствия документов и/или ввиду неуважительной причины отказа, группа проверки составляет Акт о противодействии проведению проверки (Приложение № 4-1), который подписывается группой проверки и руководителем/сотрудником обменного бюро, уполномоченным представлять интересы обменного бюро, о чем группа проверки должна информировать начальников ОИН/ОН ОУ и УИ. В случае отказа руководителя/сотрудника обменного бюро, уполномоченного представлять интересы обменного бюро, от подписания Акта о противодействии проведению проверки, об этом вносится соответствующая запись в акт с указанием мотивов отказа. Если мотивы отказа не были предоставлены, то в акте необходимо сделать отметку «без указания мотивов (причин)». 

В случае воспрепятствования руководства МФО, СФУ, обменного и кредитного бюро проведению проверки Национальным банком применяются соответствующие меры. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

15. В случае если по прибытию инспекторов окажется, что МФО, СФУ, обменные и кредитные бюро не располагается по зарегистрированному адресу, то данный факт фиксируется инспекторами с последующим применением соответствующих мер воздействий к МФО, СФУ, обменным и кредитным бюро. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

16. Руководство МФО, СФУ и кредитных бюро должно оказать всестороннюю помощь группе инспекторов и обеспечить выполнение следующих условий: 

а) инспектора должны иметь свободный доступ в помещения МФО, СФУ и кредитных бюро, ко всем сотрудникам, документации, а также записям, необходимым для проведения инспекторской проверки; 

б) инспектора должны своевременно получать всю необходимую для проведения проверки информацию и получать необходимые пояснения и/или объяснения от любого сотрудника МФО, СФУ и кредитных бюро, являющегося специалистом в данной области; 

в) там где это возможно, группе инспекторов должно быть предоставлено отдельное помещение, в котором отсутствуют аудио/видео устройства, осуществляющие аудио/видео запись, а также пресекать любые попытки третьих лиц установить аудио/видео оборудование в помещении, предоставленном группе проверяющих Национального банка, обеспечить безопасность хранения документов МФО и группы проверяющих Национального банка и предоставить указанным лицам оборудование и технику (при ее наличии), необходимые для осуществления проверки; 

г) в случае отсутствия копировальной техники и отказа сотрудников МФО, СФУ и кредитных бюро сопровождать инспектора за пределы помещения МФО, СФУ и кредитных бюро для копирования документа, инспектор, при выносе документов из помещения МФО, СФУ и кредитных бюро должен получить подпись ответственного сотрудника МФО, СФУ и кредитных бюро, удостоверяющую, что документы выносятся из помещения для копирования, и при возвращении документа получить еще одну подпись, подтверждающую, что все документы были возвращены; 

д) для оперативного и эффективного решения административных и других вопросов, поднятых в процессе проверки, а также координации отношений МФО, СФУ и кредитных бюро с инспекторами от МФО, СФУ и кредитных бюро назначается ответственное лицо. 

В ходе проверки руководитель проверки периодически проводит с ответственным сотрудником МФО, СФУ и кредитных бюро встречи для обсуждения отдельных вопросов. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

17. Проверяющие могут запрашивать документы МФО, СФУ и кредитных бюро, (не ограничиваясь документами, указанными в Перечне документов и сведений, предоставляемых МФО, СФУ и кредитными бюро для проверки, (согласно Приложению 3), связанные с выполнением возложенных на них заданий, а также могут запрашивать надлежащим образом заверенные копии или выписки из необходимых документов и требовать представления объяснений по документам от МФО, СФУ, обменных и кредитных бюро. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

17-1. Обменное бюро по требованию группы проверяющих обязано обеспечить доступ ко всем данным, зафиксированным техническими средствами, имеющими функции фото- и видеозаписи, имеющихся в обменном бюро. В случае отказа по предоставлению указанных данных, группа проверяющих составляет Акт о противодействии проведению проверки. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА))  

17-2. В ходе проверки обменных бюро, группа проверяющих имеет право требовать открыть все возможные места хранения денежной наличности (шкафы, полки, сейфы, коробки и т.п.), находящиеся в кассовом помещении, для инспектирования.  

В случае если в вышеуказанных местах будет обнаружена денежная наличность, не учтенная в кассе обменного бюро, она должна быть пересчитана и данные о результатах должны быть внесены в Акт ревизии денежной наличности данного обменного бюро. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

5. Предварительная и заключительная встречи с руководством МФО, СФУ и кредитных бюро по итогам комплексной проверки 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

18. При проведении комплексной проверки, в последнюю неделю проверки, руководитель проверки организует предварительную встречу с исполнительным органом МФО, СФУ, кредитного бюро (или лицом, исполняющим его обязанности) и с руководителями соответствующих структурных подразделений МФО, СФУ, кредитного бюро для информирования руководства проверяемого учреждения о результатах проверки и обсуждения выводов, проектов рекомендаций и предписаний. В рамках данной встречи проверяемому учреждению дается возможность предоставить свои комментарии или разъяснения по тем или иным вопросам, озвученным группой проверяющих по проверенным участкам деятельности. 

По итогам предварительной встречи составляется краткий протокол, который должен быть подписан в течение 3-х рабочих дней с даты проведения встречи. 

В случае отказа МФО, СФУ и кредитного бюро подписать протокол по результатам встречи, в МФО, СФУ и кредитное бюро направляется письмо с освещением основных вопросов, обсужденных на встрече. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

19. Руководитель проверки, по завершению проверки, должен провести заключительную встречу с исполнительным органом МФО, СФУ, кредитного бюро и членами наблюдательного органа (по необходимости), которая организуется для информирования исполнительного органа МФО, СФУ, кредитного бюро о результатах проверки, обсуждения выводов относительно рисков, а также представления рекомендаций и предписаний. Начальник УИ (или лицо, замещающее его) при необходимости может присутствовать на встрече. В ходе встречи руководитель проверки должен максимально акцентировать внимание на те области, которые представляют наибольший риск для МФО, СФУ, кредитного бюро. Кроме того, заключительная встреча дает возможность исполнительному органу МФО, СФУ, кредитного бюро прояснить ситуацию по вопросам, которые вызывают беспокойство у органа надзора, а также задать вопросы инспекторам. 

На заключительной встрече руководитель проверки должен проинформировать исполнительный орган МФО о выводах, сделанных в ходе проверки, относительно: 

а) кредитного риска; 

б) риска ликвидности; 

в) операционного риска; 

г) рыночного риска; 

д) других рисков, имеющих важное значение; 

е) оценки управления МФО; 

ж) нарушений законодательства и нормативных актов Национального банка, раскрытых в ходе проверки; 

з) других важных вопросов. 

На заключительной встрече руководитель проверки должен проинформировать исполнительный орган СФУ о выводах, сделанных в ходе проверки, относительно: 

а) соблюдения требований по проведению кассовых операций; 

б) нарушений законодательства и нормативных актов Национального банка, раскрытых в ходе проверки, в том числе ПОД/ФТЭ; 

в) достоверности предоставляемой в Национальный банк отчетности; 

г) других важных вопросов. 

На заключительной встрече руководитель проверки должен проинформировать руководство кредитного бюро о выводах, сделанных в ходе проверки, относительно: 

а) обеспечения безопасности базы данных кредитных историй; 

б) функционирования деятельности кредитного бюро; 

в) обеспечения сохранности и достоверности данных; 

г) соблюдения требований по предоставлению кредитных отчетов; 

д) рассмотрения жалоб клиентов; 

е) оценки управления кредитным бюро; 

ж) нарушений законодательства и нормативных актов Национального банка, раскрытых в ходе проверки; 

з) других важных вопросов. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

20. В ходе заключительной встречи руководитель проверки сообщает исполнительному органу МФО, СФУ, кредитного бюро о необходимости исправить все недостатки, выявленные в ходе проверки, а также обсуждает с МФО, СФУ, кредитным бюро приемлемые решения указанных проблем и сроки их исполнения. В ходе встречи составляется протокол, где фиксируются все обсужденные вопросы, и который подписывается руководителем проверки и исполнительным органом МФО, СФУ, кредитного бюро. В случае отказа МФО, СФУ, кредитного бюро подписать протокол по результатам встречи, то к ним направляется письмо с освещением основных вопросов, обсужденных на встрече. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

21. В случае необходимости по результатам проверки может быть затребована корректировка финансовой отчетности с учетом существенности. 

6. Встреча по итогам целевой проверки 

22. В последний день целевой проверки руководитель проверки организует встречу с исполнительным органом МФО, СФУ и кредитных бюро. В ходе встречи руководитель проверки сообщает исполнительному органу МФО, СФУ и кредитных бюро о необходимости исправить все недостатки, выявленные в ходе проверки, а также обсуждает с МФО, СФУ и кредитными бюро приемлемые решения указанных проблем и сроки их исполнения. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

23. По итогам встречи составляется краткий протокол, который подписывается руководителем проверки и исполнительным органом МФО, СФУ и кредитных бюро. В случае отказа МФО, СФУ и кредитных бюро подписать данный протокол, в МФО, СФУ и кредитным бюро направляется письмо с освещением основных вопросов, обсужденных на встрече. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

7. Отчет о проверке 

24. По итогам проверки составляется отчет о проверке, отражающий результаты проверки в письменном виде для наблюдательного органа и исполнительного органа. Отчет о проверке информирует исполнительный орган и наблюдательный орган об основных выводах и заключениях проверки, включая все существенные проблемы и меры, которые необходимо предпринять. Отчет содержит все выводы и вопросы, вызывающие беспокойство у органа надзора, рекомендации и предписания. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

24-1. По результатам проверки деятельности обменного бюро группой проверки составляется Справка о проверке деятельности обменного бюро, которая подписывается группой проверки и руководителем/сотрудником обменного бюро, уполномоченным представлять интересы обменного бюро, в двух экземплярах, один из которых передается обменному бюро. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

25. Отчет по итогам проверки на месте охватывает, включая (но, не ограничиваясь), следующие вопросы: 

а) обзор основных рисков, присущих деятельности МФО, и оценка управления МФО; 

б) изучение кредитного портфеля и других активов, несущих кредитный риск, для проведения анализа качества активов; 

в) обзор управления активами и пассивами в целях оценки системы управления рисками; 

г) проверка достоверности сведений в представленном МФО регулятивном отчете; 

д) определение соответствия деятельности МФО законодательству и нормативным правовым актам Национального банка, регулирующим деятельность МФО, в том числе по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг и ПОД/ФТЭ; 

е) ценообразование микрофинансовых услуг в разрезе компонентов, из которых складываются процентная ставка по кредитам, а также соответствие порядка разработки и утверждения тарифов внутренней политике ценообразования и бизнес-плану МФО. 

Отчет по итогам проверки СФУ на месте охватывает, включая но, не ограничиваясь, следующие вопросы: 

а) обзор основных рисков, присущих деятельности СФУ, и оценка управления СФУ; 

б) изучение деятельности СФУ по проведению обменных операций; 

в) изучение деятельности СФУ по проведению иных операций, разрешенных лицензией СФУ; 

г) проверка достоверности сведений в представленном СФУ отчете; 

д) определение соответствия деятельности СФУ законодательству и нормативным правовым актам Национального банка, регулирующим деятельность СФУ. 

Отчет по итогам проверки кредитного бюро на месте охватывает, включая но, не ограничиваясь, следующие вопросы: 

а) обзор основных рисков, присущих деятельности кредитного бюро, и оценка управления кредитного бюро; 

б) изучение деятельности кредитного бюро по сбору хранению и обмену кредитной информацией, а также соблюдение требований по осуществлению данной деятельности; 

в) проверка достоверности сведений в представленном кредитном бюро отчете; 

г) определение соответствия деятельности кредитного бюро законодательству и нормативным правовым актам Национального банка, регулирующим деятельность кредитного бюро. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8) 

26. На основании отчета о проверке составляются рекомендации и предписания, которые вместе с отчетом о проверке направляются наблюдательному органу и исполнительному органу МФО, СФУ и кредитных бюро. Рекомендации и предписания определяют конкретные меры, которые должны быть предприняты МФО, СФУ и кредитными бюро в целях устранения фактов несоблюдения МФО, СФУ и кредитными бюро нормативных требований Национального банка, либо нарушения законодательства Кыргызской Республики, случаев вовлечения МФО, СФУ и кредитных бюро в нездоровую банковскую практику и других недостатков в деятельности МФО, СФУ и кредитных бюро. В случае отказа от исполнения рекомендаций Национального банка, МФО, СФУ и кредитные бюро должно предоставить органу надзора письменное обоснование с указанием причин неисполнения рекомендации Национального банка. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

27. Предписания составляются на основе отчета о проверке и являются одними из первых мер воздействия, предпринимаемых в отношении МФО, СФУ и кредитных бюро по итогам инспекторской проверки. Исполнение предписаний в течение установленного срока является строго обязательным. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8) 

28. Отчет о проверке МФО, СФУ и кредитных бюро составляется в соответствии с требованиями нормативных документов Национального банка. Отчет о проверке является собственностью Национального банка. Передача МФО, СФУ и кредитными бюро отчета о проверке третьим лицам осуществляется с разрешения Национального банка в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, и без его разрешения отчет не может быть передан МФО, СФУ и кредитными бюро третьим лицам. МФО, СФУ и кредитные бюро должны обеспечить сохранность отчета о проверке и не должны распространять его в бумажном или в электронном видах. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8) 

8. Ознакомление с отчетом о проверке 

29. Отчет о проверке, рекомендации и предписания в запечатанном виде с грифом "ДСП" с сопроводительным письмом направляются исполнительному органу МФО, СФУ и кредитных бюро, с обязательным уведомлением наблюдательного органа МФО, СФУ и кредитных бюро, не позднее чем через 30 рабочих дней с момента итогового обсуждения результатов проверки с уполномоченными представителями МФО, СФУ и кредитных бюро. В обязательном порядке должно быть получено подтверждение о доставке отчета, включающее фамилию, имя и отчество лица, получившего отчет, его подпись и дату доставки. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

30. В сопроводительном письме указывается: 

а) что членам наблюдательного органа/учредителям МФО, СФУ и кредитных бюро (при необходимости) и исполнительного органа МФО, СФУ и кредитных бюро следует внимательно изучить отчет о проверке, рекомендации, предписания, и принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений и недостатков; 

б) что после ознакомления с отчетом о проверке, необходимо подписать лист ознакомления; 

в) в случаях, если ОИН/ОН ОУ считает, что необходимо проведение встречи с наблюдательным органом/учредителями МФО, СФУ и кредитных бюро и/или исполнительного органа МФО, СФУ и кредитных бюро, назначается дата встречи. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

31. В случае если, по мнению ОИН/ОН ОУ, нет необходимости в проведении встречи с членами наблюдательного органа/учредителями МФО, СФУ и кредитных бюро и/или исполнительного органа МФО, СФУ и кредитных бюро, а наблюдательный орган/учредитель(и) МФО, СФУ и кредитных бюро и/или исполнительный орган МФО, СФУ и кредитных бюро считает, что необходимость во встрече есть, то МФО, СФУ и кредитным бюро следует известить об этом ОИН/ОН ОУ с предложением примерной даты встречи. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

32. Члены наблюдательного органа/учредители МФО, СФУ и кредитных бюро (при необходимости) и/или исполнительного органа проверенного МФО, СФУ и кредитных бюро должны ознакомиться с отчетом о проверке под роспись (Приложение 5). Срок ознакомления с данным отчетом составляет 10 рабочих дней, с момента получения отчета с сопроводительным письмом. По окончании этого срока лист ознакомления с подписями возвращается в ОИН/ОН ОУ. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

33. Члены наблюдательного органа/учредитель(и) МФО, СФУ и кредитных бюро (при необходимости) и/или исполнительного органа МФО, СФУ и кредитных бюро обязаны подписаться об ознакомлении с отчетом о проверке, при этом несогласие с выводами и заключениями, содержащимися в отчете, рекомендациями и предписаниями, не является основанием для отказа в подписании листа ознакомления. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

9. Лист ознакомления 

34. Лист ознакомления содержит подписи всех членов исполнительного органа и при необходимости членов наблюдательного органа/учредителя(ей) МФО, СФУ и кредитных бюро. После ознакомления с отчетом, подписанный лист ознакомления возвращается в ОИН/ОН ОУ в течение 10 рабочих дней, начиная с даты отправления сопроводительного письма Национального банка. МФО, СФУ и кредитные бюро должны хранить копию страницы с подписями в своих делах. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

35. В случае отсутствия того или иного члена наблюдательного органа/учредителя(ей) МФО, СФУ и кредитных бюро и/или исполнительного органа, и/или в случае невозможности контакта с ним в течение установленного периода времени для ознакомления с отчетом, МФО, СФУ и кредитные бюро в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета, должны письменно известить начальника УИ/ОН ОУ о причинах, по которым член наблюдательного органа/учредитель(и) МФО, СФУ и кредитных бюро и/или исполнительного органа не может подписать лист ознакомления. В этом случае лист ознакомления в установленный срок может быть возвращен в ОИН/ОН ОУ без подписи отсутствующих членов наблюдательного органа/учредителя(ей) МФО, СФУ и кредитных бюро и/или исполнительного органа. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

36. Ответственность за ознакомление с отчетом и подписание листа ознакомления членами наблюдательного органа/учредителя(ей) МФО, СФУ и кредитных бюро и исполнительного органа в последующем, возлагается на МФО, СФУ и кредитные бюро. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

10. Предупредительные меры и санкции 

37. При обнаружении нарушений требований законодательства Кыргызской Республики, в том числе нормативных правовых актов Национального банка, к МФО, СФУ, к обменным и кредитным бюро и их должностным лицам применяются меры воздействия в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка и законодательством Кыргызской Республики. 

При выявлении лиц, осуществляющих деятельность без соответствующей лицензии/свидетельства Национального банка, составляется протокол об административном правонарушении (далее Протокол) в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. При отказе лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписания, в протоколе должны быть указаны причины отказа. Если мотивы отказа не были предоставлены, то в протоколе необходимо сделать отметку «без указания мотивов (причин)».  

По возможности производится фото- и видеофиксация места осуществления безлицензионной деятельности правонарушителем. 

Проверки на предмет безлицензионной деятельности также могут проводиться на основании обращения (письма, запроса, жалобы и др.) государственных органов, организации и граждан. При этом к обращению могут быть приложены необходимые материалы оперативно-следственных мероприятий и/или другие документы, подтверждающие факт совершения административного правонарушения/нарушения банковского законодательства. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

38. Решение о применении к МФО, СФУ, обменным и кредитным бюро мер воздействия принимается в установленном порядке соответствующими должностными лицами и органами Национального банка, уполномоченными принимать такие решения согласно нормативным правовым актам Национального банка и уполномоченным государственным органом в сфере ПОД/ФТЭ. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

39. В случае, если в ходе или в результате проверки будут выявлены сведения, свидетельствующие о том, что член(ы) наблюдательного/исполнительного органов МФО, СФУ и кредитных бюро, руководители/сотрудники обменных бюро совершали, совершают или готовятся к совершению деяний, подпадающих под признаки преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Кыргызской Республики/Кодексом об административной ответственности, Национальный банк вправе передать имеющиеся материалы, подтверждающие выводы инспекторов, в соответствующие правоохранительные органы (по подведомственности), в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики и внутренними положениями и процедурами Национального банка. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

11. Порядок обжалования 

40. Отчет о проверке не может быть обжалован. 

41. Предписание и/или несколько предписаний, подготовленных на основании отчета, могут быть обжалованы в соответствии Положением «О досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 5 февраля 2016 года № 5/1, 31 мая 2017 года № 21/8) 

42. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

43. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

44. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

  

  

  

Приложение 1 

к Инструкции по проведению инспекторских проверок деятельности микрофинансовых организаций, не привлекающих депозиты и иных лиц, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики 

  

Руководителю исполнительного органа 

МФК/МКК/МКА, СФУ и кредитных бюро  

__________________________________, 

(наименование МФК/МКК/МКА, СФУ и кредитных бюро) 

находящегося по адресу: ___________________ 

г-ну _________________________________ (ФИО) 

УВЕДОМЛЕНИЕ 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

Настоящим Управление инспектирования ___________________ областное управление (далее - УИ/ОУ) Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) уведомляет Вас, что с "___" _______________ 20__ г. будет проводиться комплексная проверка деятельности МФК/МКК/МКА, СФУ и кредитных бюро "__________________________________________". 

В целях эффективного проведения проверки, а также сокращения времени пребывания инспекторов в МФК/МКК/МКА, СФУ и кредитных бюро, обращаюсь к Вам с просьбой дать указания соответствующим работникам подготовить документы и информацию, описанные в приложении к письму. Все документы и сведения должны быть подготовлены по состоянию на "01" _______________ 20__ г. и переданы руководителю группы проверяющих в день их прибытия в МФК/МКК/МКА, СФУ и кредитные бюро. 

Если в ходе подготовки указанных документов у Ваших работников возникнут какие-либо вопросы, а также в том случае, если МФК/МКК/МКА, СФУ и кредитные бюро не в состоянии подготовить запрашиваемые документы и сведения, необходимо заблаговременно, до указанной выше даты начала инспекторской проверки, связаться с работником УИ/ОН ОУ НБКР ______________________________________________________________________. (указать ФИО, должность и номер телефона) 

Планируется, что в проверке примут участие _______ инспекторов, в связи с этим просим подготовить рабочее помещение с рабочими местами на ________ человека. 

Прошу Вас оказывать всемерное содействие группе проверки по вопросам, связанным с проверкой, обеспечивать возможность своевременного опроса должностных лиц и участников МФК/МКК/МКА, СФУ и кредитных бюро, и доступ к источникам информации, необходимой для выполнения проверки. 

Приложение: Перечень документов и сведений на _______ листах. 

  

С уважением, 

Начальник УИ/ОУ _________________________________________________(ФИО, подпись) 

  

  

  

Приложение 2 

к Инструкции по проведению инспекторских проверок деятельности микрофинансовых организаций, не привлекающих депозиты и иных лиц, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики 

НАПРАВЛЕНИЕ 

на проверку деятельности _________________________________ 

(полное наименование МФК/МКК/МКА, СФУ и кредитных бюро) 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 5 февраля 2016 года № 5/1, 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

Настоящим удостоверяется, что следующие работники: 

1. _______________________________________________________________ (ФИО и должность) 

2. _______________________________________________________________ (ФИО и должность) 

3. _______________________________________________________________ (ФИО и должность) 

4. _______________________________________________________________ (ФИО и должность) 

5. _______________________________________________________________ (ФИО и должность) 

... 

направляются на проверку деятельности __________________________ с "___" _______________ 20__ года, сроком на ______ рабочих дней. В зависимости от обстоятельств, возникших в период проверки, срок проверки может быть увеличен в пределах срока, установленного в п.10 Инструкции по проведению инспекторских проверок деятельности микрофинансовых организаций, не привлекающих депозиты и иных лиц, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики. Руководителем проверки назначен ________________________________________________________ (ФИО и должность). 

  

С уважением, 

Заместитель Председателя/член Правления/начальник УИ/ОУ _________________________ (ФИО, подпись) 

 

Приложение 2-1  

к Инструкции по проведению инспекторских проверок деятельности микрофинансовых 

организаций, не привлекающих депозиты и иных лиц, лицензируемых 

и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики 

 

Обменное/обменные бюро по ____________________________ 

(наименование города/области) 

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ 

на проверку деятельности обменного/обменных бюро  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

Национальный банк Кыргызской Республики для проведения проверки деятельности обменного/обменных бюро на предмет соблюдения законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики направляет на проверку обменного/обменных бюро по ____________________________ следующих работников  

(наименование города/области) 

Национального банка: 

-  

-. 

Срок действия направления:___________________ 

 

 

Член Правления/ 

заместитель председателя/ 

начальник ОУ/директор представительства (ФИО, подпись)  

  

  

  

 

 

 

Приложение 3 

к Инструкции по проведению инспекторских проверок 

деятельности микрофинансовых организаций, 

не привлекающих депозиты и иных лиц, лицензируемых 

и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики 

ПЕРЕЧЕНЬ 

документов и сведений, предоставляемых МФО для проверки 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 10 февраля 2016 года № 7/2, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

I. Документы, регламентирующие деятельность МФО, и другая информация: 

1. Учредительные документы: Учредительный договор, Устав. 

2. Сведения об источниках происхождения капитала. 

3. Свидетельство Национального банка об учетной регистрации. 

4. Реестр участников на дату проверки. 

5. Перечень основных участников, с указанием суммы и доли владения в процентном соотношении к уставному капиталу. 

6. Реестр нормативных документов, регламентирующих деятельность МФО. 

7. Пакет документов, регламентирующих деятельность МФО и определяющих его политику: внутренние политики, инструкции, положения, процедуры, указания, циркулярные письма и т.п. политики управления риском или описание как риск (кредитный, рыночный, операционный, ликвидный и т.д.) идентифицируется, оценивается, отслеживается и контролируется МФО. 

8. Перечень всех комитетов по управлению МФО, информация о составе комитетов, документы по утверждению состава комитетов. 

9. Протоколы заседаний собраний акционеров/участников, Совета директоров/наблюдательного органа, Комитета по аудиту, Правления/исполнительного органа МФО, Кредитного комитета, Комитета по управлению активами и пассивами и других комитетов за два предыдущих года (с приложением всех материалов и отчетов). 

10. Список членов Совета директоров/наблюдательного органа МФО с указанием срока пребывания в Совете и места работы, анкеты членов Совета директоров/наблюдательного органа. 

11. Список членов Правления/исполнительного органа МФО, с указанием занимаемой должности, круга выполняемых обязанностей, личные дела членов Правления/исполнительного органа. 

12. Список руководителей структурных подразделений МФО, с указанием перечня курируемых вопросов и выполняемых обязанностей. 

13. Список основных контактных сотрудников с указанием телефонных номеров по каждому важному оперативному подразделению, департаменту и функциональной группе. 

14. Организационная структура МФО. 

15. Стратегический план развития МФО, бизнес-план на прошедший и текущий годы. 

16. Дела постоянного хранения по формированию уставного капитала. 

17. Копии основных отчетов, предоставляемых руководству МФО на периодической основе для принятия управленческих решений, используемых руководством и исполнителями для мониторинга качества активов. 

18. Периодические регулятивные отчеты и сведения о выполнении экономических нормативов за два предыдущих года. 

19. Копии всех основных управленческих отчетов, используемых для мониторинга всех аспектов ликвидности, управления активами и пассивами и управления всеми финансовыми рисками (процентный, валютный и др.). 

20. Переписка с Национальным банком и другими государственными органами. 

21. Приказы по личному составу и основной деятельности. 

22. Список начальников структурных подразделений МФО, включая филиалы и представительства. 

23. Штатное расписание МФО. 

24. Отчеты по исполнению предписаний/рекомендаций предыдущей проверки. 

25. Информация о дочерних, зависимых или связанных компаниях. 

II. Данные о кредитной деятельности, об операциях с ценными бумагами и т.д. МФО: 

1. Обзор кредитного портфеля по состоянию на "01" ________________ 20__ г., включая название заемщика, тип кредита, сумму кредита, остаток кредита (также указать остаток начисленных, но не уплаченных процентов) на дату "01" ______________ 20__ г., дата выдачи и погашения, количество и срок пролонгации, количество дней просрочек, наличие залога, условия погашения, классификация, сумма РППУ, регион/область. Выписки по кредитным делам также должны быть подготовлены с указанием, как минимум, данной информации. 

2. Список просроченных кредитов (основная сумма и проценты) с указанием срока просрочки относительно первоначальной даты возврата по договору. Следует указать также итоговые суммы по следующим просроченным интервалам: 1-30 дней, 31-90 дней, 91-180 дней, 180 дней и более. 

3. Классификация кредитного портфеля по состоянию на дату "01" ___ ____________ 20__ г. 

4. Список реструктуризированных кредитов. 

5. Информация о мероприятиях, проводимых в целях выявления наличия параллельных кредитов заемщиков. Данные об участии в КИБ "Ишеним". 

6. Кредитные дела, залоговые документы, графики погашения кредитов и процентов по ним, согласно выборки. 

7. Журнал регистрации заявок на выдачу кредитов. 

8. Список кредитов, вынесенных на внесистемный учет, списанных с баланса. 

9. Список досрочно погашенных кредитов за период. 

10. Дела постоянного хранения по формированию РППУ за период с предыдущей проверки по всей МФО и по каждому филиалу отдельно. 

11. Описание любых контрактов, где МФО за себя или за других гарантирует выплату любой ссуды или другого долгового обязательства, либо гарантирует исполнение какого-либо другого обязательства. 

12. Перечень кредитов и других кредитных заменителей, выданных МФО, следующим физическим и связанным с ними лицам: 

- исполнительным должностным лицам МФО; 

- основным участникам МФО; 

- членам Совета директоров МФО; 

- любой компании, где большинство директоров/участников также составляет большинство директоров/участников МФО; 

- любым другим аффилированным организациям. 

13. Список инвестиций МФО в акциях долговых обязательствах, в которых, связанные с МФО лица имеют существенный интерес. 

14. Перечень ценных бумаг, купленных МФО. 

15. Список заложенных ценных бумаг (номинальная, балансовая и рыночная стоимость). 

16. Перечень покупок или продаж ценных бумаг или других активов, по которым имеется договоренность об обратной продаже или покупке. 

17. Список депозитов и счетов в банках, с указанием остатков. 

18. Список крупных индивидуальных источников финансирования. 

19. Информация о кредитных линиях между Компанией и другими финансовыми организациями. 

20. Информация по источникам финансирования на дату проверки, с указанием основных условий привлечения денежных средств (заверенные копии договоров). 

21. Данные (внутренние отчеты) по реакции МФО на жалобы и вопросы потребителей. 

22. Данные и расчеты по процентным ставкам (номинальная, эффективная) по основным кредитным продуктам. 

23. Внутренние документы МФО по ценообразованию, формирование процентных ставок по кредитам. 

III. Данные по бухгалтерскому учету, отчетности и аудиту: 

1. Бухгалтерский баланс МФО на дату "01" ______________ 20__ г. 

2. Расшифровки всех статей баланса и отчета о прибыли и убытках. 

3. Отчеты внешнего (включая письмо к руководству) и внутреннего аудита за последний год. Информация об аудиторских планах и расписании за прошедший год и на текущий год, отчеты по исполнению рекомендаций внешнего (включая письмо к руководству) и внутреннего аудита/Ревизионной комиссии/органа, выполняющего функции внутреннего аудита. 

4. Соглашения с коммерческими банками по выплатам и за кассовые услуги. 

5. Информация по операциям со связанными и аффилированными компаниями. 

6. ПРО "01" ______________ 20__ г., "01" ________________ 20__ г., "01" _________________ 20__ г., "01" ________________ 20__ г. 

7. Копии отчетов о доходах и расходах и бюджете в сопоставлении с отчетами о фактическом исполнении за последние два года и текущий год по важным оперативным участкам. 

IV. Информация об управлении рисками и внутреннем контроле в целях ПОД/ФТЭ: 

1. Внутренние документы МФО (политики, процедуры и т.д.) по идентификации клиентов и противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности. 

2. Отчеты риск-менеджера и сотрудника Компании, ответственного за реализацию политики внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности. 

3. Переписка между МФО и ГСФР КР. 

4. Список клиентов: 

- высокой категории риска; 

- зарегистрированных в оффшорных зонах; 

- зарегистрированных в свободных экономических зонах; 

- обороты по счетам которых превышают обороты, указанные в отчетах. 

5. Список сообщений, отправленных в ГСФР КР. 

6. Журнал учета отправки информации в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики. 

7. Информация о надлежащем обучении сотрудников, участвующих в реализации политики по ПОД/ФТЭ. 

8. Отчеты внутреннего аудитора/Ревизионной комиссии/органа, выполняющего функции внутреннего аудита, по проверке системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ. 

  

  

  

Приложение 3-1 

к Инструкции по проведению инспекторских проверок 

деятельности микрофинансовых организаций, не привлекающих депозиты, 

и иных лиц, лицензируемых и регулируемых  

Национальным банком Кыргызской Республики 

ПЕРЕЧЕНЬ 

документов и сведений, предоставляемых СФУ для проверки 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

I. Документы, регламентирующие деятельность СФУ, и другая информация: 

1. Учредительные документы: Учредительный договор, Устав. 

2. Сведения об источниках происхождения капитала. 

3. Свидетельство Национального банка об учетной регистрации. 

4. Реестр участников на дату проверки. 

5. Перечень основных участников, с указанием суммы и доли владения в процентном соотношении к уставному капиталу. 

6. Реестр нормативных документов, регламентирующих деятельность СФУ. 

7. Пакет документов, регламентирующих деятельность СФУ и определяющих его политику: внутренние политики, инструкции, положения, процедуры, указания, циркулярные письма и т.п. политики управления риском или описание как риск (кредитный, рыночный, операционный, ликвидный и т.д.) идентифицируется, оценивается, отслеживается и контролируется СФУ. 

9. Протоколы заседаний собраний акционеров/участников, Совета директоров/наблюдательного органа, Комитета по аудиту, Правления/исполнительного органа СФУ, (с приложением всех материалов и отчетов). 

10. Список членов Совета директоров/наблюдательного органа СФУ с указанием срока пребывания в Совете и места работы, анкеты членов Совета директоров/наблюдательного органа. 

11. Список членов Правления/исполнительного органа СФУ, с указанием занимаемой должности, круга выполняемых обязанностей, личные дела членов Правления/исполнительного органа. 

12. Список руководителей структурных подразделений СФУ, с указанием перечня курируемых вопросов и выполняемых обязанностей. 

13. Список основных контактных сотрудников с указанием телефонных номеров по каждому важному оперативному подразделению, департаменту и функциональной группе. 

14. Организационная структура СФУ. 

15. Стратегический план развития СФУ, бизнес-план на прошедший и текущий годы. 

16. Дела постоянного хранения по формированию капитала. 

18. Периодические регулятивные отчеты и сведения о выполнении экономических нормативов за два предыдущих года. 

19. Копии всех основных управленческих отчетов, используемых для мониторинга всех аспектов ликвидности, управления активами и пассивами и управления всеми финансовыми рисками (процентный, валютный и др.). 

20. Переписка с Национальным банком и другими государственными органами. 

21. Приказы по личному составу и основной деятельности. 

22. Список начальников структурных подразделений СФУ, включая филиалы и представительства. 

23. Штатное расписание СФУ. 

24. Отчеты по исполнению предписаний/рекомендаций предыдущей проверки. 

25. Информация о дочерних, зависимых или связанных компаниях. 

II. Данные по бухгалтерскому учету, отчетности и аудиту: 

1. Бухгалтерский баланс СФУ на дату "01" ______________ 20__ г. 

2. Расшифровки всех статей баланса и отчета о прибыли и убытках. 

4. Соглашения с коммерческими банками по выплатам и за кассовые услуги. 

5. Информация по операциям со связанными и аффилированными компаниями. 

6. ПРО "01" ____________ 20__ г., "01" _____________ 20__ г., "01" _____________ 20__ г., "01" ____________ 20__ г.  

7. Копии отчетов о доходах и расходах и бюджете в сопоставлении с отчетами о фактическом исполнении за последние два года и текущий год по важным оперативным участкам. 

III. Информация об управлении рисками и внутреннем контроле в целях ПОД/ФТЭ: 

1. Внутренние документы СФУ (политики, процедуры и т.д.) по идентификации клиентов и противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности. 

2. Отчеты риск-менеджера и сотрудника Компании, ответственного за реализацию политики внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности. 

3. Переписка между CARE и ГСФР КР. 

4. Список клиентов: 

- высокой категории риска; 

- зарегистрированных в оффшорных зонах; 

- зарегистрированных в свободных экономических зонах; 

- обороты по счетам которых превышают обороты, указанные в отчетах. 

5. Список сообщений, отправленных в ГСФР КР. 

6. Журнал учета отправки информации в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики. 

7. Информация о надлежащем обучении сотрудников, участвующих в реализации политики по ПОД/ФТЭ. 

8. Отчеты внутреннего аудитора/Ревизионной комиссии/органа, выполняющего функции внутреннего аудита, по проверке системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ. 

  

  

  

 

 

 

Приложение 3-2 

к Инструкции "О проведении инспекторских проверок 

деятельности микрофинансовых организаций, 

не привлекающих депозиты, и иных лиц, лицензируемых и регулируемых 

Национальным банком Кыргызской Республики" 

ПЕРЕЧЕНЬ 

документов и сведений, предоставляемых кредитным бюро для проверки 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

№ 

Сфера 

Информационные документы 

Информация о регистрации/лицензировании 

Учредительные документы: Учредительный договор, Устав 

Структура управления 

1. Список наблюдательного органа, руководителя, учредителей. 

2. Краткое изложение соответствующей квалификации и опыта руководителя 

Обзор протоколов заседаний наблюдательного органа за последние 12 месяцев 

Протоколы заседаний Совета директоров за последние 12 месяцев 

Комитеты и их полномочия 

Положение о Комитете по аудиту, или других комитетов, отвечающих за вопросы соблюдения кредитным бюро нормативных требований и требований законодательства 

Внутренний аудит 

Процедуры/правила внутреннего аудита 

Внешний аудит 

Процедуры/правила по проведению внешнего аудита 

Стратегический план и бюджеты 

Копии стратегического плана и бюджета 

Штатное расписание 

1. ФИО, служебные инструкции и соответствующий опыт управления 

2. Срок работы в данной должности 

3. Список остальных сотрудников, их квалификация 

Политики и процедуры, по меньшей мере: 

1. По получению данных и проверки достоверности данных; 

2. По обработке данных; 

3. По доступу к данным, отчетам и запросам; 

4. По организации рассмотрений обращений субъектов информации; 

5. По обеспечению информационной безопасности; 

6. По обеспечению бесперебойной деятельности (включая аварийное восстановление) 

Оригиналы и копии ключевых политик и процедур, с кратким описанием процедур и механизмов контроля за соблюдением требований в ключевых областях 

10 

Соглашения об оказании услуг 

Копия договоров на оказание услуг 

11 

Программное обеспечение и поддержка программного обеспечения (прикладные программы, ответственность за программирование, модификации и поддержку. Сертификация) 

Краткое описание программного обеспечения и приложений, краткое описание ключевых политик 

12 

Отчеты об авариях и инцидентах 

Отчеты об авариях и инцидентах за прошлый год 

13 

Поставщики данных 

Список всех поставщиков данных, в том числе: 

- число записей, представленных в каждом из последних 3 месяца; 

- число отклоненных записей в каждом месяце; 

- шаги, предпринятые для устранения несоответствий в отклоненных записях 

14 

Пользователи данных 

Список всех пользователей данных: 

- число запросов в каждом из последних 3 месяца; 

- коэффициент эффективности поиска за каждый из последних 3 месяца 

15 

Оценка точности и достоверности 

Оригинал и копии политик и процедур, которые касаются точности и достоверности данных, копии правил проверки данных 

16 

Доступ потребителей к записям, защита конфиденциальности и предотвращение несанкционированного доступа 

Документ, содержащий описание ключевых атрибутов доступа потребителей к записям, включая требования в отношении идентификации и процедуры для предотвращения несанкционированного доступа к данным 

17 

Получение жалоб потребителей и рассмотрение жалоб 

Политики и процедуры получения и проверки жалоб потребителей. 

1. Статистика по жалобам потребителей за последние 3 месяца: 

- количество полученных жалоб; 

- количество урегулированных жалоб; 

- среднее время на урегулирование жалобы; 

- анализ сроков рассмотрения неурегулированных жалоб; 

- список "наиболее жалующихся учреждений". 

2. Разбивка характера жалоб; 

3. Число сотрудников, занимающихся рассмотрением жалоб 

18 

Бухгалтерский баланс 

Бухгалтерский баланс кредитного бюро на дату "01" ___________ 20__ г. 

Расшифровки всех статей баланса и отчета о прибыли и убытках 

  

  

  

 

 

 

 

 

Приложение 4 

к Инструкции по проведению инспекторских проверок  

деятельности микрофинансовых организаций, не привлекающих  

депозиты и иных лиц, лицензируемых и регулируемых 

Национальным банком Кыргызской Республики 

АКТ 

о противодействии проведению проверки 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2016 года № 40/6, 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

__________________________________________________________________ 

(наименование МФК/МКА/МКК, СФУ и кредитных бюро) 

__________________________________________________________________ 

(местонахождение МФК/МКА/МКК, СФУ и кредитных бюро - адрес, телефон) 

  

______________________ 

  

"___" __________ 20__ года 

(место составления) 

  

  

  

Мной, работником Национального банка Кыргызской Республики _________________________________ (ФИО работника НБКР), служебное удостоверение от ____________________№______________, составлен настоящий акт о том, что работник МФК/МКА/МКК, СФУ и кредитных бюро ______________________________________ (ФИО, должность работника МФК/МКА/МКК, СФУ, и кредитных бюро) воспрепятствовал проведению проверки деятельности данного МФК/МКА/МКК, СФУ и кредитных бюро. Воспрепятствование проведению проверки деятельности данного МФК/МКА/МКК, СФУ и кредитных бюро выражается в следующем: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 

В связи с воспрепятствованием проведению проверки работниками Национального банка, работник МФК/МКА/МКК, СФУ и кредитных бюро настоящим предупрежден об ответственности за воспрепятствование проведению проверки МФК/МКА/МКК, СФУ, и кредитных бюро. 

  

Акт составлен: _______________ (ФИО работника НБКР) _____________ (должность) ___________ (Подпись) 

Ознакомлен: _________________ (ФИО работника МФК/МКА/МКК, СФУ и кредитных бюро) _________ (должность) _______ (Подпись) 

Получен второй экземпляр акта: ________________ (ФИО работник МФК/МКА/МКК, СФУ и кредитных бюро) ___________ (Подпись)  

 

 

Приложение 4-1  

к Инструкции по проведению инспекторских проверок 

деятельности микрофинансовых  

организаций, не привлекающих депозиты и иных лиц,  

лицензируемых и регулируемых Национальным банком  

Кыргызской Республики 

 

АКТ 

о противодействии проведению проверки 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

_______________________________________________________________________ 

(наименование обменного бюро) 

_______________________________________________________________________ 

(местонахождение обменного бюро) 

 

_______________________ ____________ 

(место составления) дата 

 

Нами, работниками Национального банка Кыргызской Республики___________________________________________________________________ (ФИО работника НБКР), служебное удостоверение от __________________года №__________________, составлен настоящий акт о том, что _____________________________________________________________________________ (руководитель/сотрудник обменного бюро, уполномоченный представлять интересы обменного бюро) 

воспрепятствовал(а) проведению проверки деятельности обменного бюро «_________________________», а именно __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 

В связи с воспрепятствованием проведению проверки работниками Национального банка, руководитель/работник обменного бюро, уполномоченный представлять интересы обменного бюро настоящим предупрежден об ответственности за воспрепятствование проведению проверки обменного бюро. 

Если мотивы отказа в подписании настоящего акта не были предоставлены, то необходимо сделать отметку «без указания мотивов (причин)».* ________________________________________________________________________ 

Акт составлен (работники Национального банка):  

1. ___________________________________________________________________________ 

2. ___________________________________________________________________________ 

3. ___________________________________________________________________________ 

(Ф.И.О., должность и подпись) 

Ознакомлен(а):____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

(Ф.И.О, должность и подпись) 

 

Получил второй экземпляр акта:_________________________________________________ 

(Ф.И.О., должность и подпись) 

* Заполняется только в случае отказа от подписи акта. 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5 

к Инструкции по проведению инспекторских проверок 

деятельности микрофинансовых организаций, не привлекающих  

депозиты и иных лиц, лицензируемых и регулируемых 

Национальным банком Кыргызской Республики 

  

  

  

  

  

Приложение 

к письму НБКР 

№ _____ от "___" __________ 20__ г. 

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, 28 марта 2018 года № 2018-П-12/10-7-(НПА)) 

Мы, нижеподписавшиеся члены наблюдательного органа/учредитель(и) МФО, СФУ и кредитных бюро и/или исполнительного органа, лично ознакомились с содержанием настоящего Отчета о результатах проверки МФК/МКК/МКА, СФУ и кредитных бюро ___________________", проведенной инспекторами Национального банка Кыргызской Республики с "___" ____________ 20__ г. по "___" ___________ 20__ г. по состоянию на "___" ____________ 20__ г. 

ФИО учредителя(ей) МФО (при необходимости) 

Подпись 

Дата 

  

  

  

  

  

  

ФИО членов наблюдательного органа 

Подпись 

Дата 

  

  

  

  

  

  

ФИО членов исполнительного органа 

Подпись 

Дата 

  

  

  

  

  

  

В случае отказа от подписания данного листа, отказ актируется, либо в документе ставятся подписи трех лиц с указанием их фамилии, имени и отчества, паспортных данных о том, что в их присутствии до сведения исполнительного органа доведено содержание настоящего документа. 

Примечание: Эта страница должна быть подписана каждым членом наблюдательного органа/учредителем(ями) и/или исполнительного органа (или лицом, исполняющим его/ее обязанности), а затем возвращена в ОИН/ОН ОУ в течение 10 рабочих дней с момента получения настоящего отчета. Второй экземпляр листа ознакомления с подписями членов наблюдательного органа/учредителя(ей) и/или исполнительного органа должен храниться в МФК/МКК/МКА, СФУ и кредитных бюро вместе с Отчетом о результатах проверки.