Вернуться назад

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

21 апреля 2006 года. Регистрационный номер 45-06 

  

  

  

Утверждено 

постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики 

от 23 марта 2006 года N 7/5 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о мерах воздействия, применяемых к кредитным союзам 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 января 2007 года N 5/2, 28 октября 2009 года N 43/5, 25 апреля 2012 года N 18/9, 12 декабря 2012 года N 48/10, 25 сентября 2013 года N 35/16, 27 ноября 2014 года № 53/8, 5 февраля 2016 года № 5/1, 10 февраля 2016 года № 7/2, 31 мая 2017 года № 21/8, от 15 августа 2018 года № 2018-П-33/33-8-(НФКУ)) 

1. Общие положения 

1.1. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

1.2. Меры воздействия к кредитным союзам, в том числе осуществляющим операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, применяются Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением, и включают в себя предупредительные меры и санкции. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 ноября 2014 года № 53/8

1.3. Целями применения мер воздействия является защита интересов участников и кредиторов кредитных союзов, обеспечение устойчивого развития кредитных союзов, противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 января 2007 года N 5/2) 

1.4. Национальный банк имеет право применять меры воздействия к кредитному союзу и/или его должностному лицу в случаях: 

- нарушения им законодательства Кыргызской Республики, нормативных актов и требований Национального банка, в том числе законодательства по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности; 

- непредоставления информации или предоставления недостоверной информации и/или предоставления информации в неполном объеме; 

- небезопасной или ненадежной финансовой деятельности; 

- проведения операций, не соответствующих стандартам Шариата (для кредитных союзов, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования); 

- действий или бездействия, которые могут повлечь за собой угрозу интересам участников кредитного союза; 

- нарушения устава кредитного союза; 

- противодействия исполнению Национальным банком надзорных функций. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 января 2007 года N 5/2, 27 ноября 2014 года № 53/8

1.5. В случаях совершения кредитным союзом каких-либо нарушений, не оговоренных настоящим Положением, Национальный банк вправе применить к кредитному союзу меры воздействия согласно законодательству Кыргызской Республики. 

1.6. Должностными лицами кредитного союза считаются Председатель Правления, Председатель кредитного комитета, Председатель ревизионной комиссии и главный бухгалтер (бухгалтер на правах главного). 

2. Основные положения о мерах воздействия 

2.1. Настоящее Положение определяет следующие меры воздействия, которые могут быть применены к кредитному союзу: 

а) направление предписания об устранении выявленных нарушений и недостатков; 

б) введение более высоких экономических нормативов; 

в) введение прямого банковского надзора; 

г) требование об отстранении или освобождении должностных лиц, смены органов управления кредитного союза;  

д) временное приостановление или ограничение проведения отдельных операций кредитного союза; 

е) введение временной администрации в кредитном союзе; 

ж) наложение штрафа на кредитный союз и его должностных лиц; 

з) временное приостановление действия лицензии кредитного союза; 

и) отзыв лицензии кредитного союза. 

Национальный банк имеет право: 

- издавать распоряжения, прекращающие любые фактические или планируемые действия кредитного союза, в случаях выявления фактов, свидетельствующих о том, что кредитный союз занимается или в результате указанных действий/бездействия будет вовлечен в небезопасную или ненадежную финансовую деятельность либо нарушает положения банковского законодательства или нормативных актов, предписаний Национального банка, и/или устава кредитного союза; 

- выдавать рекомендации по оздоровлению финансового положения кредитного союза. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 ноября 2014 года № 53/8, 31 мая 2017 года № 21/8) 

2.2. Меры воздействия, указанные в подпунктах б), в), е) пункта 2.1 настоящего Положения могут применяться только к кредитным союзам, имеющим лицензию на привлечение депозитов от участников и/или имеющим задолженность перед специализированным финансово-кредитным учреждением ОАО "Финансовая компания кредитных союзов". 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 12 декабря 2012 года N 48/10, 27 ноября 2014 года № 53/8

2.3. Меры воздействия применяются в зависимости от ситуации, характера нарушения и возможных последствий для кредитного союза. Не предусматривается жесткая очередность и последовательность применения мер воздействия. 

2.4. Решение о применении мер воздействия к кредитному союзу принимается в зависимости от: 

- характера нарушения и его влияния на деятельность, финансовое состояние кредитного союза; 

- вероятности нанесения ущерба интересам участников и кредиторов кредитного союза; 

- способности должностных лиц кредитного союза разрешать возникающие проблемы; 

- выполнения должностными лицами кредитного союза требований Национального банка; 

- наличия личной заинтересованности должностных лиц и/или участников кредитного союза в допущенном нарушении; 

- частоты и продолжительности нарушения; 

- примененных ранее мер воздействия за допущенное нарушение; 

- наличия внутренних процедур и политик кредитного союза по основным направлениям деятельности и эффективности внутреннего контроля; 

- характера, частоты и объема деятельности или операции, подпадающей под нарушение действия законодательства Кыргызской Республики о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности; 

- других факторов и обстоятельств. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 января 2007 года N 5/2) 

2.5. К компетенции Комитета по надзору Национального банка относится принятие решений по применению следующих мер воздействия по отношению к кредитному союзу: 

- введение более высоких экономических нормативов; 

- введение прямого банковского надзора; 

- введение режима временной администрации в кредитном союзе; 

- временное приостановление или ограничение проведения отдельных операций; 

- предъявление требования об отстранении, освобождении должностных лиц, смене органов управления кредитного союза; 

- наложение штрафа на кредитный союз и его должностных лиц; 

- временное приостановление действия лицензии; 

- отзыв лицензии. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года N 35/16, 31 мая 2017 года № 21/8) 

2.5-1. Областные управления и представительство Национального банка в Баткенской области готовят проекты документов на заседание Комитета по надзору Национального банка и направляют их в соответствующее структурное подразделение Национального банка для последующего представления их на рассмотрение Комитета по надзору Национального банка. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 ноября 2014 года № 53/8, от 15 августа 2018 года № 2018-П-33/33-8-(НФКУ)) 

2.6. Начальник структурного подразделения надзорного блока, обнаружившего факт нарушения, может применять следующие меры воздействия по отношению к кредитному союзу: 

- направить предписание. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года N 35/16

2.7. Начальник областного управления Национального банка и директор представительства Национального банка в Баткенской области может применять следующие меры воздействия по отношению к кредитному союзу, зарегистрированному на территории соответствующей области: 

- предписание; 

- (утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года N 35/16) 

- (утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года N 35/16) 

- (утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года N 35/16) 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года N 35/16

2.8. Письменное предупреждение не является мерой воздействия Национального банка и направляется кредитному союзу в случаях, если в его деятельности допущены определенные нарушения и/или имеются недостатки и риски, угрожающие его стабильности и надежности. Письменное предупреждение направляется начальником структурного подразделения надзорного блока Национального банка, обнаружившего факт нарушения/начальником областного управления Национального банка/директором представительства Национального банка в Баткенской области (далее - уполномоченное лицо) в целях информирования кредитного союза о том, что в дальнейшем к нему могут быть применены соответствующие меры воздействия, если нарушения и/или недостатки не будут устранены. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года N 35/16, 27 ноября 2014 года № 53/8

2.9. По итогам проверки Национальным банком деятельности кредитного союза направляется отчет кредитному союзу о результатах проверки с предписаниями по устранению выявленных недостатков, которые являются обязательными для исполнения кредитным союзом. В случае обнаружения фактов неисполнения кредитным союзом предписаний по устранению выявленных недостатков к нему могут быть применены меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением. 

3. Применение мер воздействия 

(Наименование главы в редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 ноября 2014 года № 53/8

3.1. Предписание об устранении в определенный срок выявленных нарушений, подписанное уполномоченным лицом, определяет меры, которые должны быть предприняты кредитным союзом и является обязательным к исполнению в течение установленного срока. 

Предписание направляется кредитному союзу в случаях: 

- нарушения кредитным союзом законодательства Кыргызской Республики; 

- несоблюдения экономических нормативов и требований Национального банка; 

- непредставления финансовой отчетности и периодического регулятивного отчета в установленные Национальным банком сроки; 

- предоставления недостоверной информации и/или информации в неполном объеме; 

- намеренного противодействия сотрудникам Национального банка при исполнении ими надзорных функций; 

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года N 35/16

3.2. Введение более высоких экономических нормативов. Комитетом по надзору Национального банка по отношению к конкретному кредитному союзу могут быть установлены более жесткие экономические нормативы в случаях, когда необходимо оказать влияние на деятельность кредитного союза в целях предотвращения ухудшения ситуации, при этом кредитным союзом могут соблюдаться минимальные экономические нормативы и требования Национального банка. 

3.3. Введение прямого банковского надзора. Решение о введении прямого банковского надзора принимается Комитетом по надзору Национального банка. 

Основанием для введения прямого банковского надзора со стороны Национального банка являются: 

- наличие финансовых проблем, составляющих угрозу для дальнейшей деятельности, и неспособность кредитного союза решить их в течение установленного срока; 

- действие или бездействие должностных лиц кредитного союза, которое может негативно повлиять на финансовое состояние и деятельность кредитного союза; 

- высокая вероятность нанесения ущерба интересам участников и кредиторов кредитного союза; 

- проведение операций, не соответствующих стандартам Шариата (для кредитных союзов, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования); 

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

Прямой банковский надзор вводится в целях контроля операций кредитного союза, мониторинга его финансового состояния, учета и отчетности, а также в других целях, определенных Национальным банком. 

Комитет по надзору Национального банка может назначить уполномоченного сотрудника Национального банка для осуществления прямого банковского надзора. 

При введении прямого банковского надзора должностные лица кредитного союза продолжают нести ответственность за финансовое состояние кредитного союза, однако они управляют делами кредитного союза под наблюдением уполномоченного сотрудника Национального банка. 

Участники и должностные лица кредитного союза обязаны представлять уполномоченному сотруднику Национального банка всю информацию, связанную с деятельностью кредитного союза. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 ноября 2014 года № 53/8, 31 мая 2017 года № 21/8) 

3.4. Требование об отстранении или освобождении должностных лиц, смене органов управления кредитного союза принимается Комитетом по надзору Национального банка. Основанием для отстранения или освобождения должностных лиц, смены органов управления кредитного союза являются: 

- неспособность, включая некомпетентность, должностного лица кредитного союза разрешать возникающие проблемы; 

- действие или бездействие должностных лиц кредитного союза, которое может негативно повлиять на финансовое состояние и деятельность кредитного союза, если иные меры воздействия не возымели должного эффекта; 

- систематическое (два и более раза в течение последовательных 12 календарных месяцев) противодействие сотрудникам Национального банка при исполнении ими надзорных функций; 

- возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц кредитного союза (по обвинению в совершении экономических и должностных преступлений) в связи с исполнением служебных обязанностей; 

- вынесение в отношении должностного лица кредитного союза обвинительного приговора за совершение преступления в сфере экономики и/или за должностные преступления; 

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года N 35/16, 27 ноября 2014 года № 53/8, 31 мая 2017 года № 21/8) 

3.5. Временное приостановление или ограничение проведения отдельных операций кредитного союза. Решение о необходимости временного приостановления или ограничений в проведении отдельных операций кредитного союза принимает Комитет по надзору Национального банка в случае обнаружения в деятельности кредитного союза фактов нарушений им законодательства Кыргызской Республики, нормативных актов Национального банка или его предписаний, включая несоблюдение установленных экономических нормативов, стандартов Шариата при проведении операций, соответствующих исламским принципам банковского дела и финансирования, а также в случае вовлечения кредитного союза в небезопасную или ненадежную финансовую деятельность. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года N 35/16, 27 ноября 2014 года № 53/8

3.6. Введение режима временной администрации в кредитном союзе.  

Решение о введении временной администрации принимается Комитетом по надзору Национального банка. 

Основаниями для назначения временной администрации являются: 

- неспособность органов управления кредитного союза обеспечить работу в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики и уставом кредитного союза; 

- неудовлетворительное финансовое состояние кредитного союза; 

- нарушение должностными лицами кредитного союза действующего законодательства Кыргызской Республики, возбуждение уголовного дела в отношении названных лиц или начало расследования по обвинению в финансовых махинациях; 

- обоснованная просьба органов управления кредитного союза и/или не менее двух третей общего количества участников кредитного союза; 

- иные случаи, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года N 21/8) 

3.6.-1. Наложение штрафа на кредитный союз. 

Штраф на кредитный союз налагается решением Комитета по надзору Национального банка за нарушение банковского законодательства, включая нормативные правовые акты Национального банка, невыполнение обязательных предписаний Национального банка или систематическое непредставление отчетности либо представление недостоверной информации, отчетности или сведений в размере не более 10 (десяти) процентов от балансовой стоимости активов. 

Кредитный союз обязан уплатить штраф в месячный срок со дня принятия решения. 

В случае неуплаты кредитным союзом штрафа, Национальный банк вправе применить к кредитному союзу меры принудительного взыскания штрафа. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года N 21/8) 

3.6.-2. Наложение штрафа на должностных лиц кредитного союза.  

Решение о наложении штрафа на должностных лиц кредитного союза принимается Комитетом по надзору за нарушение положений законодательства, невыполнение обязательных предписаний Национального банка или систематическое непредставление отчетности либо представление недостоверной информации, отчетности или сведений в размере не более среднего годового вознаграждения, включая все виды выплат (должностной оклад, премии, бонусы и др.). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года N 21/8) 

3.7. Временное приостановление действия лицензии. Решение о временном приостановлении действия лицензии принимается Комитетом по надзору Национального банка в случаях: 

- систематического невыполнения кредитным союзом предписаний Национального банка; 

- совершения кредитным союзом операций, не предусмотренных лицензией; 

- систематическое противодействие сотрудникам Национального банка при исполнении ими надзорных функций; 

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года N 35/16, 27 ноября 2014 года № 53/8

3.8. Отзыв лицензии. Комитет по надзору Национального банка может отозвать лицензию кредитного союза. Отзыв лицензии у кредитного союза может производиться в любом из следующих случаев: 

- несоблюдение кредитным союзом законодательства Кыргызской Республики, нормативных актов и требований Национального банка; 

- неплатежеспособность кредитного союза; 

- неустранение в установленные сроки причин, по которым Национальный банк приостановил действие лицензии; 

- систематическое предоставление недостоверной информации; 

- предоставление недостоверных сведений, на основании которых была выдана лицензия; 

- участие в операциях, запрещенных законодательством Кыргызской Республики; 

- занятие кредитным союзом деятельностью, не предусмотренной лицензией; 

- если кредитный союз не осуществляет деятельности по выдаче кредитов (для кредитных союзов, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования - сделки, по условиям которых предоставляются денежные средства) более одного года после его регистрации и получения лицензии и/или в течение периода деятельности; 

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

Отзыв лицензии является крайней мерой, применяемой в случаях, когда продолжение деятельности кредитного союза влечет за собой реальную угрозу интересам участников кредитного союза, а другие меры воздействия не привели к улучшению финансового состояния. Отзыву лицензии, как правило, должны предшествовать иные меры воздействия, направленные на устранение допущенных нарушений. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 октября 2009 года N 43/5, 25 сентября 2013 года N 35/16, 27 ноября 2014 года № 53/8

3.9. Кредитный союз подлежит ликвидации с отзывом лицензии Национального банка в следующих случаях: 

- если количество физических лиц - участников кредитного союза, имеющих право голоса, стало меньше десяти; 

- если кредитный союз не выполняет условия по соблюдению минимального размера общей суммы сберегательных паев в соответствии с законодательством; 

- если кредитный союз систематически (т.е. два и более раза в течение 12 последовательных календарных месяцев) нарушает положения законодательства, нормативных правовых актов, предписаний Национального банка и/или устава кредитного союза, в результате чего деятельность кредитного союза стала или может стать небезопасной или финансово ненадежной; 

- если кредитный союз признан неплатежеспособным в соответствии с законодательством. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 октября 2009 года N 43/5) 

3.10. Кредитный союз должен в течение трех дней после получения решения Комитета по надзору Национального банка об отзыве лицензии сдать оригинал лицензии (включая дополнительную лицензию) в Национальный банк, а в течение одного месяца начать процедуру ликвидации во внесудебном порядке. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 ноября 2014 года № 53/8

3.11. Обязанности по ликвидации кредитного союза возлагаются на его участников либо на орган управления, уполномоченный на ликвидацию уставом кредитного союза. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 октября 2009 года N 43/5) 

3.12. В случае неплатежеспособности кредитный союз подлежит ликвидации в соответствии с законодательством о банкротстве. При этом особенности проведения процесса банкротства кооперативов к кредитным союзам не применяются. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 октября 2009 года N 43/5) 

3.13. В случае неплатежеспособности кредитный союз, имеющий лицензию на привлечение депозитов от своих участников, подлежит ликвидации в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" и нормативными правовыми актами Национального банка. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 октября 2009 года N 43/5, 31 мая 2017 года № 21/8) 

4. Порядок досудебного обжалования кредитным союзом решений Национального банка о применении мер воздействия 

4.1. Решения Национального банка о применении мер воздействия могут быть обжалованы в соответствии с Положением "О досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами". 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года N 21/8) 

4.2. Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8. 

4.3.  Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8.