Вернуться назад

Приложение  

 

Дополнения и изменения в некоторые постановления Правления  

Национального банка Кыргызской Республики 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики»» от 30 июня 2010 года № 52/4 следующие дополнения и изменения: 

в Положении «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1 изложить в следующей редакции: 

«1. Настоящий нормативный акт разработан в соответствии с законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», «О микрофинансовых организациях» и «Об обмене кредитной информацией». Положение распространяется на все коммерческие банки, Государственный банк развития Кыргызской Республики, специализированное финансово-кредитное учреждение ОАО «Финансовая компания кредитных союзов» и микрофинансовые компании, привлекающие срочные депозиты (далее банки).»; 

- третий абзац пункта 30 изложить в следующей редакции: 

«- характер заемщика. Банк должен установить, что заемщик ответственно относится к заемным средствам, дает полные ответы на вопросы банка и будет прилагать все усилия для выплаты задолженности. При анализе следует также учитывать, пользовался ли заемщик кредитами в этом банке или других финансово-кредитных учреждениях в прошлом, каким образом осуществлялся возврат, его дисциплинированность, готовность выполнять свои обязательства. Также следует принимать во внимание его репутацию как в профессиональном, так и в общечеловеческом плане, также важно рассматривать срок и опыт работы заемщика в данной отрасли, его успехи и достижения. Имеет смысл запросить информацию о предоставленных ему кредитах в других кредитных учреждениях. Кроме того, с согласия заемщика запросить информацию (кредитный отчет) о нем в одном или нескольких кредитных бюро. 

Банк должен соблюдать конфиденциальность и сохранность кредитного отчета, полученного от кредитного бюро и не разглашать содержащуюся в нем кредитную информацию третьим лицам и использовать кредитный отчет только для целей, установленных законодательством об обмене кредитной информацией.  

Банк несет ответственность за искажение сведений, содержащихся в кредитном отчете, полученном от кредитного бюро.»; 

- дополнить пунктом 30-1 следующего содержания: 

«30.- 1. Банк в целях организации работы по оценке риска при заключении, изменении и мониторинге исполнения кредитных сделок обязан заключить договор об обмене кредитной информацией с одним или несколькими кредитными бюро, а также предоставлять хотя бы одному кредитному бюро имеющуюся в банке кредитную информацию.  

Кредитная информация должна быть достоверной и обновленной, основанной на фактических данных, и в соответствии с условиями договора, заключенного между банком и клиентом. 

Внутренние документы банка по управлению кредитной деятельностью должны содержать порядок и требования в части организации работы по обмену кредитной информацией:  

- по обеспечению хранения и защиты кредитной информации от несанкционированного доступа, уничтожения, изменения, использования или раскрытия; 

- по запрету разглашения сведений банком и его сотрудниками, получившим доступ к информации в процессе обмена кредитной информацией, а также после прекращения их трудового договора (контракта).  

Кроме того, в кредитной политике отражаются основные условия и обязательства при заключении договора об обмене кредитной информацией с кредитным бюро, в том числе:  

- своевременно сообщать кредитному бюро об изменениях и обновлениях кредитной информации; 

- по требованию субъекта кредитной информации вносить изменения в кредитную информацию, переданную кредитному бюро; 

- обеспечивать бесперебойное функционирование системы передачи данных в кредитное бюро в соответствии с договором об обмене кредитной информацией. 

Банк несет ответственность за искажение кредитной информации, передаваемой в кредитное бюро, а также за полноту передаваемой информации, в том числе относительно всех заёмщиков, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами Национального банка.». 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в микрофинансовых организациях, непривлекающих вклады (депозиты)» от 25 сентября 2013 года № 35/14, следующие дополнения и изменения: 

в Положении о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в микрофинансовых организациях, непривлекающих вклады (депозиты),утвержденном вышеуказанным постановлением: 

пункт первый изложить в следующей редакции: 

«Настоящее Положение разработано в соответствии с законами «О Национальном банке Кыргызской Республики», «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике», «Об обмене кредитной информацией», Правилами регулирования деятельности микрофинансовых организаций на территории Кыргызской Республики, Положением о создании и деятельности микрокредитных компаний и микрокредитных агентств, а также другими нормативными правовыми актами и распространяется на микрофинансовые компании, не привлекающие вклады (депозиты), микрокредитные компании и микрокредитные агентства, в том числе осуществляющие операции по исламским принципам банковского дела и финансирования и имеющие «исламское окно» с учетом специальной терминологии (далее МФО).»; 

- пункт 13 дополнить подпунктом пятым следующего содержания: 

«5) МФО в целях организации работы по оценке риска при заключении, изменении и мониторинге исполнения кредитных сделок обязана заключить договор об обмене кредитной информацией с одним или несколькими кредитными бюро, а также предоставлять хотя бы одному кредитному бюро имеющуюся в МФО кредитную информацию.  

Кредитная информация должна быть достоверной и обновленной, основанной на фактических данных, и в соответствии с условиями договора, заключенного между МФО и клиентом. 

Кредитная политика/внутренние документы МФО по управлению кредитной деятельностью должны содержать порядок и требования в части организации работы по обмену кредитной информацией:  

- по обеспечению хранения и защиты кредитной информации от несанкционированного доступа, уничтожения, изменения, использования или раскрытия; 

- по запрету разглашения сведений МФО и его сотрудниками, получившим доступ к информации в процессе обмена кредитной информацией, а также после прекращения их трудового договора (контракта).  

Кроме того, в кредитной политике отражаются основные условия и обязательства, при заключении договора об обмене кредитной информацией с кредитным бюро, в том числе:  

- своевременно сообщать кредитному бюро об изменениях и обновлениях кредитной информации; 

- по требованию субъекта кредитной информации вносить изменения в кредитную информацию, переданную кредитному бюро; 

- обеспечивать бесперебойное функционирование системы передачи данных в кредитное бюро в соответствии с договором об обмене кредитной информацией. 

МФО несет ответственность за искажение кредитной информации, передаваемой в кредитное бюро, а также за полноту передаваемой информации, в том числе относительно всех заёмщиков, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами Национального банка.»; 

пункт 20 изложить в следующей редакции: 

«20. Регламент рассмотрения заявки должен состоять как минимум из следующих этапов: 

1) регистрации заявок в Журнале регистрации заявок на получение кредитов клиентами (далее Журнал). Допускается ведение Журнала в электронном виде при условии, что в МФО установлена система безопасности, обеспечивающая сохранность информации и невозможность несанкционированного доступа к информации и внесения в нее изменений; 

2) проверка информации и сведений, указанных клиентом в заявке; 

3) с согласия заемщика, запросить информацию о нем (кредитный отчет) в одном или нескольких кредитных бюро; 

МФО должна соблюдать конфиденциальность и сохранность кредитного отчета, полученного от кредитного бюро, не разглашать содержащуюся в нем кредитную информацию третьим лицам и использовать кредитный отчет только для целей, установленных законодательством.  

МФО несет ответственность за искажение сведений, содержащихся в кредитном отчете.  

4) проведение собеседования с клиентом - потенциальным заемщиком; 

5) проведение предварительной экспертизы представленных клиентом документов; 

6) проведение оценки источников денежных средств, подтверждающих платежеспособность клиента; 

7) решение о выдаче кредита; 

8) уведомление клиента о выдаче/отказе в предоставлении ему кредита в порядке, установленном в МФО, с регистрацией в Журнале, форма которого установлена МФО»; 

- в подпункте 7 пункта 34 слова «(если данное МФО является его участником)» исключить.  

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в кредитных союзах» от 23 декабря 2009 года № 50/7, следующие дополнения и изменения: 

в Положении о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в кредитных союзах, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1.1 изложить в следующей редакции: 

«1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», «О кредитных союзах в Кыргызской Республике», «Об обмене кредитной информацией», другими нормативными правовыми актами и распространяется на кредитные союзы.»; 

- пункт 3.2.2 дополнить абзацами следующего содержания: 

«Кредитный союз в целях организации работы по оценке риска при заключении, изменении и мониторинге исполнения кредитных сделок обязан заключить договор об обмене кредитной информацией с одним или несколькими кредитными бюро, а также предоставлять хотя бы одному кредитному бюро имеющуюся в кредитном союзе кредитную информацию.  

Кредитная информация должна быть достоверной и обновленной, основанной на фактических данных.  

Внутренние документы кредитного союза по управлению кредитной деятельностью должны содержать порядок и требования в части организации работы по обмену кредитной информацией:  

- по обеспечению хранения и защиты кредитной информации от несанкционированного доступа, уничтожения, изменения, использования или раскрытия; 

- по запрету разглашения сведений кредитным союзом и его сотрудниками, получившим доступ к информации в процессе обмена кредитной информацией, а также после прекращения их трудового договора (контракта).  

Кроме того, во внутренних документах по управлению кредитной деятельностью отражаются основные условия и обязательства при заключении договора об обмене кредитной информацией с кредитным бюро, в том числе:  

- своевременно сообщать кредитному бюро об изменениях и обновлениях кредитной информации; 

- по требованию субъекта кредитной информации вносить изменения в кредитную информацию, переданную кредитному бюро; 

- обеспечивать бесперебойное функционирование системы передачи данных в кредитное бюро в соответствии с договором об обмене кредитной информацией. 

Кредитный союз несет ответственность за искажение кредитной информации, передаваемой в кредитное бюро, а также за полноту передаваемой информации, в том числе относительно всех заёмщиков, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами Национального банка.»; 

- абзац третий пункта 5.1.3 изложить в следующей редакции: 

«- характер заемщика. Кредитный сотрудник должен установить, что заемщик ответственно относится к заемным средствам и будет прилагать все усилия для выплаты задолженности. При анализе следует также учитывать, пользовался ли заемщик кредитами в других финансово-кредитных учреждениях в прошлом, каким образом осуществлялся возврат, его дисциплинированность, готовность выполнять свои обязательства. Также следует принимать во внимание его репутацию как в профессиональном, так и в общечеловеческом плане. Также важно рассматривать срок и опыт работы заемщика в данной отрасли, его успехи и достижения. Имеет смысл запросить информацию о предоставленных ему кредитах в других кредитных учреждениях. А также с согласия заемщика запросить информацию о нем (кредитный отчет) в одном или нескольких кредитных бюро; 

Кредитный союз должен соблюдать конфиденциальность и сохранность кредитного отчета, полученного от кредитного бюро, и не разглашать содержащуюся в нем кредитную информацию третьим лицам и использовать кредитный отчет только для целей, установленных законодательством.  

Кредитный союз несет ответственность за искажение сведений, содержащихся в кредитном отчете.». 

4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок деятельности МФО, непривлекающих депозиты» от 23 декабря 2013 года № 52/6, следующие дополнения и изменения: 

в Инструкции по проведению инспекторских проверок деятельности МФО, не привлекающих депозиты, утвержденной вышеуказанным постановлением: 

- название Инструкции изложить в следующей редакции «Инструкция «О проведении инспекторских проверок деятельности МФО, не привлекающих депозиты, и иных лиц, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики»; 

- пункт 1 изложить в следующей редакции: 

«Настоящая Инструкция по проведению инспекторских проверок деятельности МФО, не привлекающих депозиты и иных учреждений (далее Инструкция) разработана в соответствии с законами Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике» (далее Закон «О МФО»), «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» (далее Закон «О ПОД/ФТЭ»), «Об обмене кредитной информацией», Положением «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в микрофинансовых организациях и кредитных союзах Кыргызской Республики в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности», Правилами регулирования деятельности микрофинансовых организаций на территории Кыргызской Республики, Правилами регулирования деятельности специализированных финансово-кредитных учреждений, Правилами регулирования деятельности кредитных бюро,  Положением о создании и деятельности микрокредитных компаний и микрокредитных агентств и распространяется на микрофинансовые организации (далее МФО), в том числе на МФО, осуществляющие деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования: микрофинансовые компании, не привлекающие депозиты (далее МФК), микрокредитные компании (далее МКК), микрокредитные агентства (далее МКА), а также на специализированные финансово-кредитные учреждения (далее СФКУ) и кредитные бюро.»; 

- пункт 2 изложить в следующей редакции: 

«В соответствии с законами «О МФО», «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» и «Об обмене кредитной информацией» Национальный банк Кыргызской Республики (далее Национальный банк) осуществляет регулирование и надзор за деятельностью МФО, СФКУ, а также кредитных бюро.»; 

- в пункте 3: 

подпункты д) и е) пункта изложить в следующей редакции: 

«д) Наблюдательный орган это орган управления МФО, осуществляющий общее руководство МФО, СФКУ, кредитными бюро (Совет директоров/Наблюдательный совет); 

е) Исполнительный орган это орган управления МФО, СФКУ, кредитными бюро, осуществляющий текущее руководство МФО, СФКУ, кредитными бюро (Правление/Дирекция/Управляющий).»; 

пункт дополнить подпунктами следующего содержания: 

«ж) Специализированное финансово-кредитное учреждение финансовое учреждение, осуществляющее деятельность по обмену иностранной валюты; 

з) Кредитное бюро юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, оказывающей услуги по осуществлению обмена кредитной информацией на основании лицензии.»; 

- пункт 4 изложить в следующей редакции: 

«4. Настоящая Инструкция определяет основные цели и виды инспекторских проверок деятельности МФО, СФКУ и кредитных бюро. Кроме того, данная Инструкция устанавливает обязательные требования, предъявляемые к МФО, СФКУ и кредитным бюро в связи с проведением проверки их деятельности.»; 

- в пункте 5 после слова «МФО» дополнить словом «и СФКУ»; 

- пункт 6 изложить в следующей редакции: 

«6. Основными целями проведения проверок деятельности МФО, СФКУ и кредитных бюро главным образом являются: 

а) определение рисков, недостатков и слабых мест МФО, СФКУ и кредитных бюро, которые могут угрожать их устойчивости и стабильности, оценка управления МФО, СФКУ и кредитных бюро; 

б) установление соответствия и соблюдения МФО и СФКУ требований законодательства и нормативных правовых актов Национального банка, в том числе по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг и ПОД/ФТЭ; 

в) оценка достоверности регулятивной отчетности МФО, СФКУ и кредитных бюро, представленной в Национальный банк; 

г) выработка рекомендаций и предписаний по устранению выявленных нарушений недостатков в целях улучшения состояния МФО, СФКУ, кредитных бюро и снижения ее рисков, а при необходимости выработка предложений по применению мер воздействия; 

д) оценка выполнения Наблюдательным и Исполнительным органами МФО, СФКУ, кредитным бюро рекомендаций и предписаний предыдущей проверки по устранению выявленных недостатков; 

е) анализ ценообразования микрофинансовых услуг в разрезе компонентов, из которых складываются процентная ставка по кредитам, а также соответствия порядка разработки и утверждения тарифов внутренней политике ценообразования и бизнес-плану МФО; 

ж) другие сферы деятельности МФО, СФКУ и кредитных бюро в зависимости от рисков, присущих им.»; 

- пункт 7 изложить в следующей редакции: 

«7. В зависимости от поставленной цели инспекторские проверки могут быть комплексными (для оценки рисков МФО, СФКУ и кредитных бюро) и целевыми (для обзора и более тщательного рассмотрения отдельных аспектов деятельности МФО, СФКУ и кредитных бюро).»; 

- пункт 8 изложить в следующей редакции: 

«8. Проверки могут быть как плановыми (с предварительным уведомлением МФО, СФКУ, кредитных бюро), так и внезапными (без предварительного письменного уведомления о предстоящей проверке). В случае проведения плановой инспекторской проверки Национальный банк направляет в проверяемое учреждение уведомительное письмо (Приложение 1) с приложением Перечня необходимых документов (Приложения 3, 3-1, 3-2), не позднее чем за 5 рабочих дней до начала проверки, а направление на проверку (Приложение 2) предъявляется по прибытии в учреждение.»; 

- пункт 9 изложить в следующей редакции: 

«9. Направления на проверку МФК, СФКУ и кредитного бюро подписываются заместителем Председателя/членом Правления Национального банка, курирующим надзорный блок, а направления на проверку МКК и МКА начальником управления инспектирования Национального банка (далее УИ)/Начальником областного управления/Представительства Национального банка в Баткенской области (далее  ОУ). 

В случае проведения внезапной инспекторской проверки направление на проверку предъявляется МФО, СФКУ и кредитному бюро непосредственно в момент прибытия группы инспекторов.»; 

- пункт 10 изложить в следующей редакции: 

«10. Срок проведения проверок на местах составляет не более 35 рабочих дней. В зависимости от вида проверки, размеров МФО, СФКУ, кредитного бюро, а также от сложности ситуации срок проверки может быть продлен путем подписания заместителем Председателя/членом Правления Национального банка, курирующим надзорный блок, дополнительного направления на проверку МФК, СФКУ и кредитного бюро и начальником УИ/ОУ для проверки МКК и МКА. При этом общий срок проведения инспекторских проверок на местах не может превышать 60 рабочих дней.»; 

- пункт 11 изложить в следующей редакции: 

«11. Частота проведения инспекторских проверок в МФО, СФКУ и кредитных бюро определяется Национальным банком с учетом рисков МФО, СФКУ и кредитных бюро. В зависимости от ситуации/обстоятельств Национальный банк может планировать более частые проверки (например, по жалобе заемщиков, при ухудшении деятельности МФО, СФКУ и кредитных бюро по обращению правоохранительных органов и другое).»; 

- в разделе 4 по всему тексту после слов «МФО» дополнить словами «СФКУ и кредитные бюро» в соответсвующих падежах; 

- название раздела 5 изложить в следующей редакции «5. Предварительная и заключительная встречи с руководством МФО, СФКУ и кредитных бюро по итогам комплексной проверки»; 

- пункт 18 изложить в следующей редакции: 

«18. При проведении комплексной проверки, в последнюю неделю проверки, руководитель проверки организует предварительную встречу с Исполнительным органом МФО, СФКУ, кредитного бюро (или лицом, исполняющим его обязанности) и с руководителями соответствующих структурных подразделений МФО, СФКУ, кредитного бюро для информирования руководства проверяемого учреждения о результатах проверки и обсуждения выводов, проектов рекомендаций и предписаний. В рамках данной встречи проверяемому учреждению дается возможность предоставить свои комментарии или разъяснения по тем или иным вопросам, озвученным группой проверяющих по проверенным участкам деятельности. 

По итогам предварительной встречи составляется краткий протокол, который должен быть подписан в течение 3-х рабочих дней с даты проведения встречи. 

В случае отказа МФО, СФКУ и кредитного бюро подписать протокол по результатам встречи, в МФО, СФКУ и кредитное бюро направляется письмо с освещением основных вопросов, обсужденных на встрече.»; 

- пункт 19 изложить в следующей редакции: 

«19. Руководитель проверки по завершении проверки должен провести заключительную встречу с Исполнительным органом МФО, СФКУ, кредитного бюро и членами Наблюдательного органа (по необходимости), которая организуется для информирования Исполнительного органа МФО, СФКУ, кредитного бюро о результатах проверки, обсуждения выводов относительно рисков, а также представления рекомендаций и предписаний. Начальник УИ (или лицо, замещающее его) при необходимости может присутствовать на встрече. В ходе встречи руководитель проверки должен максимально акцентировать внимание на те области, которые представляют наибольший риск для МФО, СФКУ, кредитного бюро. Кроме того, заключительная встреча дает возможность Исполнительному органу МФО, СФКУ, кредитного бюро прояснить ситуацию по вопросам, которые вызывают беспокойство у органа надзора, а также задать вопросы инспекторам.  

На заключительной встрече руководитель проверки должен проинформировать Исполнительный орган МФО о выводах, сделанных в ходе проверки, относительно: 

а) кредитного риска; 

б) риска ликвидности; 

в) операционного риска; 

г) рыночного риска; 

д) других рисков, имеющих важное значение; 

е) оценки управления МФО; 

ж) нарушений законодательства и нормативных актов Национального банка, раскрытых в ходе проверки; 

з) других важных вопросов. 

На заключительной встрече руководитель проверки должен проинформировать Исполнительный орган СФКУ о выводах, сделанных в ходе проверки, относительно: 

а) соблюдения требований по проведению кассовых операций; 

б) нарушений законодательства и нормативных актов Национального банка, раскрытых в ходе проверки, в том числе ПОД/ФТЭ; 

в) достоверности предоставаляемой в Национальный банк отчетности; 

г) других важных вопросов. 

На заключительной встрече руководитель проверки должен проинформировать руководство кредитного бюро о выводах, сделанных в ходе проверки, относительно: 

а) обеспечения безопасности базы данных кредитных историй; 

б) функционирования деятельности кредитного бюро; 

в) обеспечения сохранности и достоверности данных; 

г) соблюдения требований по предоставлению кредитных отчетов; 

д) рассмотрения жалоб клиентов; 

е) оценки управления кредитным бюро; 

ж) нарушений законодательства и нормативных актов Национального банка, раскрытых в ходе проверки; 

з) других важных вопросов.»; 

- пункт 20 изложить в следующей редакции: 

«20. В ходе заключительной встречи руководитель проверки сообщает Исполнительному органу МФО, СФКУ, кредитного бюро о необходимости исправить все недостатки, выявленные в ходе проверки, а также обсуждает с МФО, СФКУ, кредитным бюро приемлемые решения указанных проблем и сроки их исполнения. В ходе встречи составляется протокол, где фиксируются все обсужденные вопросы, и подписывается руководителем проверки и Исполнительным органом МФО, СФКУ, кредитного бюро. В случае отказа МФО, СФКУ, кредитного бюро подписать протокол по результатам встречи, то к ним направляется письмо с освещением основных вопросов, обсужденных на встрече.»; 

- в пункте 22, 23 после слов «МФО» дополнить словами «СФКУ и кредитные бюро» в соответствующих падежах; 

- пункт 25 дополнить абзацами следующего содержания: 

«Отчет по итогам проверки СФКУ на месте охватывает, включая но, не ограничиваясь, следующие вопросы: 

а) обзор основных рисков, присущих деятельности СФКУ, и оценка управления СФКУ; 

б) изучение деятельности СФКУ по проведению обменных операций; 

в) изучение деятельности СФКУ по проведению иных операций, разрешенных лицензией СФКУ; 

г) проверка достоверности сведений в представленном СФКУ отчете; 

д) определение соответствия деятельности СФКУ законодательству и нормативным правовым актам Национального банка, регулирующим деятельность СФКУ. 

Отчет по итогам проверки кредитного бюро на месте охватывает, включая но, не ограничиваясь, следующие вопросы: 

а) обзор основных рисков, присущих деятельности кредитного бюро, и оценка управления кредитного бюро; 

б) изучение деятельности кредитного бюро по сбору, хранению и обмену кредитной информацией, а также соблюдение требований по осуществлению данной деятельности; 

в) проверка достоверности сведений в представленном кредитным бюро отчете; 

г) определение соответствия деятельности кредитного бюро законодательству и нормативным правовым актам Национального банка, регулирующим деятельность кредитного бюро.»; 

- в разделах 7-11 после слов «МФО» дополнить словами «СФКУ и кредитные бюро» в соответствующих падежах; 

- в Приложениях 1, 2, 4 и 5 после слов «МФО» дополнить словами «СФКУ и кредитные бюро» в соответствующих падежах; 

- дополнить Приложением 3-1 следующего содержания: 

« 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3-1 

к Инструкции по проведению 

инспекторских проверок  

деятельности МФО,  

не привлекающих депозиты, и  

иных лиц,  

лицензируемых и регулируемых  

Нацинальным банком  

Кыргызской Республики 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ 

документов и сведений, предоставляемых СФКУ для проверки 

 

I. Документы, регламентирующие деятельность СФКУ, и другая информация: 

1. Учредительные документы: Учредительный договор, Устав. 

2. Сведения об источниках происхождения капитала. 

3. Свидетельство Национального банка об учетной регистрации. 

4. Реестр участников на дату проверки. 

5. Перечень основных участников с указанием суммы и доли владения в процентном соотношении к уставному капиталу. 

6. Реестр нормативных документов, регламентирующих деятельность СФКУ. 

7. Пакет документов, регламентирующих деятельность СФКУ и определяющих его политику: внутренние политики, инструкции, положения, процедуры, указания, циркулярные письма и т.п. политики управления риском или описание как риск (кредитный, рыночный, операционный, ликвидный и т.д.) идентифицируется, оценивается, отслеживается и контролируется СФКУ. 

9. Протоколы заседаний собраний акционеров/участников, Совета директоров/Наблюдательного органа, Комитета по аудиту, Правления/Исполнительного органа СФКУ (с приложением всех материалов и отчетов). 

10. Список членов Совета директоров/Наблюдательного органа СФКУ с указанием срока пребывания в Совете и места работы, анкеты членов Совета директоров/Наблюдательного органа. 

11. Список членов Правления/Исполнительного органа СФКУ с указанием занимаемой должности, круга выполняемых обязанностей, личные дела членов Правления/Исполнительного органа. 

12. Список руководителей структурных подразделений СФКУ с указанием перечня курируемых вопросов и выполняемых обязанностей. 

13. Список основных контактных сотрудников с указанием телефонных номеров по каждому важному оперативному подразделению, департаменту и функциональной группе. 

14. Организационная структура СФКУ. 

15. Стратегический план развития СФКУ, бизнес-план на прошедший и текущий годы. 

16. Дела постоянного хранения по формированию капитала. 

18. Периодические регулятивные отчеты и сведения о выполнении экономических нормативов за два предыдущих года. 

19. Копии всех основных управленческих отчетов, используемых для мониторинга всех аспектов ликвидности, управления активами и пассивами и управления всеми финансовыми рисками (процентный, валютный и др.). 

20. Переписка с Национальным банком и другими государственными органами. 

21. Приказы по личному составу и основной деятельности. 

22. Список начальников структурных подразделений СФКУ, включая филиалы и представительства. 

23. Штатное расписание СФКУ. 

24. Отчеты по исполнению предписаний/рекомендаций предыдущей проверки. 

25. Информация о дочерних, зависимых или связанных компаниях. 

 

II. Данные по бухгалтерскому учету, отчетности и аудиту: 

1. Бухгалтерский баланс СФКУ на дату "01" ______________ 20__ г. 

2. Расшифровки всех статей баланса и отчета о прибыли и убытках. 

4. Соглашения с коммерческими банками по выплатам и за кассовые услуги. 

5. Информация по операциям с инсайдерами и аффилированными компаниями. 

6. ПРО "01" ______________ 20__ г., "01" ________________ 20__ г., "01" _________________ 20__ г., "01" ________________ 20__ г. 

7. Копии отчетов о доходах и расходах и бюджете в сопоставлении с отчетами о фактическом исполнении за последние два года и текущий год по важным оперативным участкам. 

 

III. Информация об управлении рисками и внутреннем контроле в целях ПОД/ФТЭ: 

1. Внутренние документы СФКУ (политики, процедуры и т.д.) по идентификации клиентов и противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности. 

2. Отчеты риск-менеджера и сотрудника Компании, ответственного за реализацию политики внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности. 

3. Переписка между CARE и Государственной службой финансовой разведки Кыргызской Республики. 

4. Список клиентов: 

- высокой категории риска; 

- зарегистрированных в оффшорных зонах; 

- зарегистрированных в свободных экономических зонах; 

- обороты по счетам которых превышают обороты, указанные в отчетах. 

5. Список сообщений, отправленных в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики. 

6. Журнал учета отправки информации в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики. 

7. Информация о надлежащем обучении сотрудников, участвующих в реализации политики по ПОД/ФТЭ. 

8. Отчеты внутреннего аудитора/Ревизионной комиссии/органа, выполняющего функции внутреннего аудита, по проверке системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ.»; 

- дополнить Приложением 3-2 следующего содержания: 

« 

  

  

 

Приложение 3-2 

к Инструкция «О проведении инспекторских проверок деятельности МФО, не привлекающих депозиты, и иных лиц, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики» 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ 

документов и сведений, предоставляемых кредитным бюро для проверки 

 

1№ 

Сфера 

Информационные документы 

11 

Информация о регистрации/лицензировании 

Учредительные документы: Учредительный договор, Устав. 

12 

Структура управления 

1. Список наблюдательного органа, руководителя, учредителей.  

2. Краткое изложение соответствующей квалификации и опыта руководителя

33 

Обзор протоколов заседаний Наблюдательного органа за последние 12 месяцев 

Протоколы заседаний Совета директоров за последние 12 месяцев 

44 

Комитеты и их полномочия 

Положение о Комитете по аудиту, или других комитетов, отвечающих за вопросы соблюдения кредитным бюро нормативных требований и требований законодательства.  

55 

Внутренний аудит 

Процедуры/правила внутреннего аудита 

66 

Внешний аудит 

Процедуры\правила по проведению внешнего аудита 

77 

Стратегический план и бюджеты 

Копии стратегического плана и бюджета 

88 

Штатное расписание 

1. Ф.И.О., служебные инструкции и соответствующий опыт управления 

2. Срок работы в данной должности 

3. Список остальных сотрудников, их квалификация 

99 

Политики и процедуры, по меньшей мере: 

по получению данных и проверки достоверности данных; 

- по обработке данных; 

- по доступу к данным, отчетам и запросам; 

- по организации рассмотрений обращений субъектов информации; 

- по обеспечению информационной безопасности; 

- по обеспечению бесперебойной деятельности (включая аварийное восстановление). 

Оригиналы и копии ключевых политик и процедур, с кратким описанием процедур и механизмов контроля за соблюдением требований в ключевых областях. 

110 

Соглашения об оказании услуг 

Копия договоров на оказание услуг 

111 

Программное обеспечение и поддержка программного обеспечения (прикладные программы, ответственность за программирование, модификации и поддержку. Сертификация) 

Краткое описание программного обеспечения и приложений, краткое описание ключевых политик 

112 

Отчеты об авариях и инцидентах 

Отчеты об авариях и инцидентах за прошлый год 

113 

Поставщики данных 

Список всех поставщиков данных, в том числе: 

- число записей, представленных в каждом из последних 3 месяца; 

- число отклоненных записей в каждом месяце; 

- шаги, предпринятые для устранения несоответствий в отклоненных записях.  

114 

Пользователи данных 

Список всех пользователей данных: 

- число запросов в каждом из последних 3 месяца; 

- коэффициент эффективности поиска за каждый из последних 3 месяца. 

115 

Оценка точности и достоверности  

Оригинал и копии политик и процедур, которые касаются точности и достоверности данных, копии правил проверки данных 

116 

Доступ потребителей к записям, защита конфиденциальности и предотвращение несанкционированного доступа 

Документ, содержащий описание ключевых атрибутов доступа потребителей к записям, включая требования в отношении идентификации и процедуры для предотвращения несанкционированного доступа к данным 

117 

Получение жалоб потребителей и рассмотрение жалоб 

Политики и процедуры получения и проверки жалоб потребителей. 

1. Статистика по жалобам потребителей за последние 3 месяца: 

- количество полученных жалоб; 

- количество урегулированных жалоб; 

- среднее время на урегулирование жалобы; 

- анализ сроков рассмотрения неурегулированных жалоб; 

- список «наиболее жалующихся учреждений». 

2. Разбивка характера жалоб; 

3. Число сотрудников, занимающихся рассмотрением жалоб. 

118 

Бухгалтерский баланс  

Бухгалтерский баланс кредитного бюро на дату "01" ______________ 20__ г. 

Расшифровки всех статей баланса и отчета о прибыли и убытках.