Вернуться назад

 

 

 

 

 

 

Журнал № 9 за 2009 г. 

 

 

1. Постановление Правления НБКР № 25\8 от 27.05.2009 г.Об утверждении Правил гулирования деятельностиОсОО «Специализированный фонд рефинансирования банков» ; 

2. Постановление Правления НБКР № 26\3 от 10.06.2009 г.Регистрационный номер МЮ КР № 74-09 от 14.07.09г.Об утверждении «Правил создания и/или приобретения дочерних или зависимых компаний коммерческими банками Кыргызской Республики»; 

3. Постановление Правления НБКР № 30\6 от 15.07.2009 г.Регистрационный номер МЮ КР № 77-09 от 03.08.2009 г.Об утверждении «Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике»; 

 

 

Постановление Правления НБКР № 25\8 от 27.05.2009 г. 

 

 

Об утверждении Правил регулирования деятельности 

ОсОО «Специализированный фонд рефинансирования банков»  

 

 

В соответствии со статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Утвердить Правила регулирования деятельности ОсОО «Специализированный фонд рефинансирования банков» согласно приложению к настоящему постановлению. 

2. Управлению методологии надзора и лицензирования совместно с Юридическим отделом в установленном порядке направить настоящее постановление на государственную регистрацию в Министерство юстиции Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики и последующего официального опубликования. 

4. После опубликования зарегистрированного нормативного правового акта Юридичес- кому отделу информировать Министерство юстиции Кыргызской Республики об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата).  

5. Управлению методологии надзора и лицензирования довести настоящее постановление до сведения ОсОО «Специализированный фонд рефинансирования банков». 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Боконтаева К.К. 

 

Председатель Алапаев М.О.  

 

 

 

Приложение к 

Постановлению Правления НБКР  

№ 25\8 от 27.05.2009 года 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила  

регулирования деятельности 

Общества с ограниченной ответственностью  

«Специализированный фонд рефинансирования банков» 

 

 

 

Бишкек-2009 

 

1. Общие положения 

 

1.1. Настоящие Правила регулирования деятельности ОсОО "Специализированный фонд рефинансирования банков" (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

1.2. Национальный банк Кыргызской Республики (далее - НБКР) устанавливает экономические нормативы, требования и ограничения, обязательные для выполнения ОсОО "Специализированный фонд рефинансирования банков" (далее - Фонд) в целях сохранения стабильности финансовой системы и устойчивого развития Фонда. 

1.3. НБКР вправе применить предупредительные меры и санкции к Фонду в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и настоящими Правилами. 

1.4. Фонд может устанавливать более высокие требования к своей деятельности, согласно своей внутренней политике управления рисками, не нарушая при этом значений, требуемых для исполнения нормативными актами Национального банка Кыргызской Республики 

 

2. Экономические нормативы и требования, обязательные для выполнения Фондом 

Фонд должен соблюдать следующие экономические нормативы и требования: 

2.1. Максимальный размер риска на одного заемщика 

2.1.1. Максимальный размер кредитных средств Фонда, которые Фонд может выдать банку, определяется в соответствии с условиями и требованиями, установленными Политикой рефинансирования Фонда.  

2.1.2. Совокупная задолженность банка (заемщика) по кредитным средствам, полученным от Фонда, не должна превышать 10% размера чистого суммарного капитала Фонда. Данный норматив максимального размера риска на одного заемщика (К1) рассчитывается по следующей формуле: 

 

К1 = СЗ / ЧСК x 100%, где 

 

СЗ - совокупная задолженность одного заемщика включая: 

- кредитные средства (вне зависимости от срока погашения), полученные заемщиком;  

- начисленные проценты к получению по кредитным средствам данному заемщику; 

- сумма забалансовых обязательств на выдачу кредитов данному заемщику; 

- задолженность данного заемщика по кредитам и процентам, учитываемая за балансом или внесистемно.  

ЧСК - чистый суммарный капитал Фонда, который определяется согласно Инструкции по определению стандартов адекватности капитала коммерческих банков Кыргызской Республики. 

 

 

2.2. Требование к достаточности капитала Фонда 

Начиная со второго финансового года осуществления своей деятельности, Фонд должен поддерживать значение чистого капитала первого уровня не ниже размера оплаченного уставного капитала Фонда. 

Чистый капитал первого уровня Фонда определяется согласно Инструкции по определению стандартов адекватности капитала коммерческих банков Кыргызской Республики.  

Норматив минимального размера чистого капитала первого уровня (ЧКПУ) определяется по формуле: 

 

ЧКПУ / УК * 100% 100%, где: 

 

ЧКПУ - Чистый капитал первого уровня Фонда;  

УК - оплаченный уставный капитал Фонда. 

 

2.3. Требование к размеру инвестиций в помещения Фонда 

 

2.3.1. Максимальный размер инвестиций в помещения Фонда (основные средства) не должен превышать 0,5% чистого суммарного капитала Фонда. 

2.3.2. Под помещением Фонда понимается недвижимое имущество (включая строящееся/устанавливаемое недвижимое имущество), которое принадлежит Фонду или находится в распоряжении Фонда по договору финансовой аренды и используется/будет использоваться в качестве основного средства. 

2.3.3. В расчет максимального размера инвестиций в помещения Фонда (основные средства) должны включаться все помещения, капитальные вложения в благоустройство арендованной собственности (по договору финансовой аренды). Указанные активы (за исключением помещений по договору финансовой аренды) включаются в расчет по их балансовой стоимости. 

Помещения Фонда, находящиеся в распоряжении Фонда по договору финансовой аренды, должны включаться в расчет максимального размера инвестиций в помещения Фонда (основные средства) по первоначальной стоимости за вычетом текущего размера обязательств по финансовой аренде. 

 

3. Ограничение риска концентрации и другие требования  

 

3.1. Сумма совокупной задолженности одного заемщика, равная или превышающая 1,5 процента уставного капитала Фонда, требует особого внимания со стороны Фонда и постоянной оценки финансового состояния такого заемщика. Такие кредиты считаются "крупными" кредитами. 

3.2. Сотрудники Фонда не должны быть участниками (владельцами), сотрудниками коммерческих банков, юридических лиц - аффилированных лиц банков, не должны получать кредиты в коммерческих банках. 

3.3. Дирекция Фонда должна предоставлять Наблюдательному совету Фонда информацию о риске концентрации в деятельности Фонда. Система измерения риска концентрации Фонда должна обеспечивать оценку, как минимум, следующих позиций: 

а) размеры средств Фонда: 

- вложенных в определенные виды активов; 

- предоставленных одному заемщику; 

- размещенных в определенной отрасли экономики; 

- размещенных в определенной области (регионе) республики; 

б) размеры определенных видов обязательств; 

в) размеры различных видов залогов; 

г) место расположения залогового имущества. 

3.4. Фондом должна быть установлена система ограничений риска концентрации, которая количественно определяла бы размер предельно допустимого для Фонда риска концентрации и эта система должна периодически пересматриваться. Фондом должны быть установлены, как минимум, следующие ограничения риска концентрации: 

- максимальный размер суммарной задолженности по «крупным» кредитам; 

- кредиты и другие виды задолженности одного заемщика в удельном весе от чистого суммарного капитала. Установленное Фондом значение ограничения не должно нарушать значение нормативов, установленных настоящими Правилами; 

- кредиты, направленные в один вид деятельности (отрасль экономики), в удельном весе от всех кредитов; 

- десять наиболее крупных кредитов, предоставленных Фондом коммерческим банкам, в удельном весе от всех предоставленных Фондом кредитов; 

- определенные виды залогового обеспечения по кредитам в удельном весе от суммы всех залоговых обеспечений. 

3.5. Фонд, как минимум, ежемесячно должен отслеживать уровень риска концентрации во всех формах его проявления, осуществлять анализ текущей ситуации и планировать деятельность по управлению риском (аналитические отчеты, таблицы, графики и диаграммы), которые должны представляться Наблюдательному совету Фонда. 

Наблюдательный совет и Дирекция Фонда должны периодически пересматривать политику управления риском концентрации. 

 

4. Порядок и сроки представления сведений о соблюдении экономических нормативов, регулятивной и другой отчетности 

 

4.1. В целях обеспечения адекватного регулирования деятельности Фонда, Фонд должен представлять в НБКР сведения о соблюдении экономических нормативов и требований, сведения о качестве кредитного портфеля, регулятивную отчетность, а также прочую дополнительную информацию по необходимости и в соответствии с письменным запросом НБКР. 

4.2. Сроки предоставления отчетности: 

4.2.1. Еженедельно, в первый рабочий день недели, Фонд должен предоставлять отчетность за прошедшую неделю согласно Приложению 1 к настоящим Правилам; 

4.2.2. Ежемесячно, не позднее 12 числа месяца, следующего за отчетным периодом, Фонд должен предоставлять отчетность согласно Приложению 2 к настоящим Правилам; 

4.2.3. Ежемесячно и ежеквартально, не позднее 12 числа месяца, следующего за отчетным периодом, Фонд должен предоставлять периодическую регулятивную банковскую отчетность (ПРБО); 

4.2.4. Годовой ПРБО представляется в НБКР не позднее 15 февраля, следующего за отчетным годом. 

4.3. Фонд должен предоставлять периодическую регулятивную банковскую отчетность по разделам: 

- 1. Балансовый отчет; 

- 2. Отчет о прибылях и убытках; 

- 3. Структура капитала; 

- 4. Изменения в нераспределенной прибыли; 

- 5. Портфель ценных бумаг; 

- 6. Информация о просроченных активах; 

- 7. Классификация активов и забалансовых обязательств по степени риска; 

- 8. Изменения в РППУ; 

- 9. Сведения о крупных рисках; 

- 12. Анализ чувствительности активов и обязательств к изменению процентных ставок, срок погашения активов/обязательств; 

- 14. Сведения о соблюдении экономических нормативов; 

- 15. Расчет капитала;  

- 18. Прочие сведения. (А. Среднее значение активов и обязательств, Б. О деятельности банка, В. О персонале банка, Г.Сведения по клиентам с наибольшими оборотами по счетам, Д. Сведения о количестве и сумме сообщений в Службу финансовой разведки Кыргызской Республики). 

Все отчеты должны быть представлены в форме и завизированы в порядке, установленном для ПРБО. 

4.4. Финансовая отчетность Фонда представляется в НБКР в соответствии с требованиями, установленными для коммерческих банков, согласно Положению «О требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков Кыргызской Республики». 

4.5. В случае непредставления сведений в сроки, установленные настоящими Правилами, а также при предоставлении недостоверной информации, к Фонду могут быть применены предупредительные меры и санкции, установленные законодательством. 

 

5. Надзор за соблюдением экономических нормативов и требований. Предупредительные меры и санкции, применяемые к Фонду  

 

5.1. Надзор за соблюдением Фондом экономических нормативов и других требований, включая проведение проверки, осуществляется уполномоченным структурным подразделением НБКР. 

5.2. Проверка соблюдения Фондом экономических нормативов и других требований может производиться по состоянию на любую дату на основании бухгалтерского баланса Фонда. 

5.3. Нарушениями деятельности Фонда считаются действия или бездействие, противоречащие законодательству Кыргызской Республики и нормативным актам НБКР, в том числе, постановлениям, приказам, распоряжениям, инструкциям, предписаниям и иным документам и требованиям НБКР. 

5.4. При обнаружении фактов несоблюдения Фондом экономических нормативов и требований, установленных настоящими Правилами, представления недостоверной (или непредставление) информации, либо нарушения законодательства, НБКР применяет к Фонду предупредительные меры и санкции в соответствии с Законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" и соответствующими нормативными актами НБКР. 

5.5. В случае необходимости информирования Фонда о том, что он нарушает определенные нормы и правила, а также положения законодательства, включая нормативные правовые акты Кыргызской Республики, или занимается деятельностью, угрожающей его стабильности и надежности, и в целях предупреждения, что в дальнейшем к нему могут быть применены соответствующие меры воздействия, Фонду направляется письменное предупреждение НБКР. 

5.6. В целях сохранения стабильной финансовой системы к Фонду могут применяться меры воздействия, предусмотренные банковским законодательством.  

5.7. В случае несогласия Фонда с принятым решением НБКР, Фонд вправе обжаловать его в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 

 

 

 

СВЕДЕНИЯ о выданных кредитах ОсОО “СФРБ”  

за период с________по__________  

 

еженедельная отчетность (в сомах) 

Наименование заемщика-коммерческого банка 

Целевое назначение выданного кредита 

Процентная ставка (годовых) 

Объем выданных кредитов или траншей 

Объем погашения основной суммы кредита (фактический) 

Процентный доход (полученный) 

Объем просроченных платежей по основной сумме кредита (за период) 

Объем просроченных выплат по процентам (за период) 

Всего 

В т.ч., 

сумма по оплате импортных контрактов клиентов банка 

1  

2  

3  

4  

5  

6  

7  

8  

9  

10  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

 

 

Ф.И.О. должность подпись 

_____________________ ________________________ _________________ 

_____________________ ________________________ _________________ 

 

§ Промышленность;  

§ Сельское хозяйство, заготовка и переработка: 

- животноводство; 

- растениеводство. 

§ Строительство; 

§ Транспорт; 

§ Связь; 

§ Туристическая сфера; 

§ Торговля; 

§ Поддержание ликвидности 

 

 

 

Приложение 2 

 

СВЕДЕНИЯ о выданных кредитах ОсОО “СФРБ”  

 

по состоянию на "___" ______________ 20__ г. 

ежемесячная отчетность (в сомах) 

Наименование заемщика-коммерческого банка 

Сумма кредитной линии или кредита 

Дата открытия кредитной линии или выдачи кредита  

  

Дата закрытия кредитной линии или погашения кредита  

  

Залоговое обеспечение 

Целевое назначение выданного кредита 

 

Выданные транши в рамках кредитной линии (наименование заемщика ком банка - для различения траншей) 

Процентная ставка (годовых) 

 % 

Объем выданного кредита или транша 

Объем погашения основной суммы кредита (фактически) 

Процентный доход (полученный) 

Срок до погашения кредитной задолженности 

Объем просроченных платежей по основной сумме кредита (на дату) 

Объем просроченных выплат по процентам (на дату) 

Вид  

Стоимость залоговая 

Всего 

В т.ч., 

сумма по оплате импортных контрактов клиентов банка  

1  

2  

3  

4  

5  

6  

7  

8  

9  

10  

11  

12  

13  

14  

15  

16  

17  

1-Л 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

  

2-К 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

  

  

  

 

  

 

Ф.И.О. должность подпись 

_____________________ ________________________ _________________ 

_____________________ ________________________ _________________ 

 

§ Промышленность; Связь; 

§ Сельское хозяйство, заготовка и переработка: Туристическая сфера; 

- животноводство; Торговля; 

- растениеводство. Поддержание ликвидности 

§ Строительство; 

§ Транспорт; 

 

1-Л - кредитная линия 

2-К - кредит 

 

Постановление Правления НБКР № 26\3 от 10.06.2009 г. 

Регистрационный номер МЮ КР № 74-09 от 14.07.09г. 

 

Об утверждении «Правил создания и/или приобретения дочерних или зависимых компаний коммерческими банками Кыргызской Республики» 

 

В соответствии со статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» и статьей 18 Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Утвердить «Правила создания и/или приобретения дочерних или зависимых компаний коммерческими банками Кыргызской Республики» согласно приложению к настоящему постановлению. 

2. Управлению методологии надзора и лицензирования совместно с Юридическим отделом в установленном порядке направить настоящее постановление на государственную регистрацию в Министерство юстиции Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики и последующего официального опубликования. 

4. После опубликования зарегистрированного нормативного правового акта Юридическому отделу информировать Министерство юстиции Кыргызской Республики об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата).  

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Боконтаева К.К. 

 

Председатель Алапаев М.О.  

 

 

 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 10.06.2009 года № 26\3 

 

 

«Правила 

создания и/или приобретения дочерних или зависимых компаний  

коммерческими банками Кыргызской Республики»  

 

1. Общие положения 

  

1.1. «Правила создания и/или приобретения дочерних или зависимых компаний коммерческими банками Кыргызской Республики» (далее Правила) разработаны в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк), и его действие распространяется на все коммерческие банки (далее - банк). 

1.2. Настоящие Правила устанавливают порядок создания и/или приобретения банком дочерней или зависимой компании, не являющейся банком.  

1.3. Создание и/или приобретение банком дочерней или зависимой компании осуществляется на основании разрешения Национального банка. 

1.4. Банки не вправе создавать и/или приобретать дочерние или зависимые компании, зарегистрированные в оффшорных зонах, а также имеющие в качестве участников юридических лиц, находящихся на территории оффшорных зон или являющихся акционерами (участниками) юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах.  

1.5. Размер любых инвестиций, включая любые финансовые вложения и кредиты в каждую небанковскую организацию, в том числе при создании и/или приобретении дочерней или зависимой компании, должен составлять менее двадцати процентов капитала банка. При этом общий размер таких инвестиций не может превышать шестидесяти процентов капитала банка. В целях настоящих Правил под капиталом банка подразумевается чистый суммарный капитал, который рассчитывается в соответствии с Инструкцией по определению стандартов адекватности капитала коммерческих банков Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 21 июля 2004 г. №18/2 «Об утверждении новой редакции Инструкции по определению стандартов адекватности капитала коммерческих банков Кыргызской Республики», зарегистрированной в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 23 августа 2004 г., регистрационный номер 94-04.  

1.6. В настоящих Правилах используются понятия в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике». 

 

2. Критерии, предъявляемые к дочерним или зависимым компаниям банка  

 

2.1. Дочерние или зависимые компании банка, не являющиеся банком, могут осуществлять только следующие виды деятельности:  

1) микрофинансовая деятельность в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике»; 

2) деятельность инвестиционных фондов в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об инвестиционных фондах»; 

3) страховая деятельность в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об организации страхования в Кыргызской Республике»; 

4) аудиторская деятельность в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности»; 

5) деятельность по организации и ведению бухгалтерского учета в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете»;  

6) лизинговая деятельность; 

7) деятельность ломбардов; 

8) деятельность по оказанию платежных услуг: 

прием и проведение платежей и расчетов в пользу третьих лиц без открытия счета; 

прием, обработка и выдача финансовой информации (процессинг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежных систем; 

прием, обработка и выдача финансовой информации (межбанковский процессинг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам как межбанковских, так и небанковских платежных систем; 

выпуск, распространение, прием к оплате и подтверждение предоплаченных карт в эквиваленте электронных денег; 

9) покупка и продажа долговых обязательств (факторинг); 

10) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; 

11) осуществление брокерских услуг, включая покупку и продажу ценных бумаг по поручению клиента, действуя по инструкциям клиента; 

12) осуществление доверительного управления (траст) имуществом по договору с физическим или юридическим лицом; 

13) выпуск от своего имени ценных бумаг в соответствии с нормативными правовыми актами, за исключением выпуска долговых ценных бумаг;  

14) покупка и продажа ценных бумаг для компании от своего имени в соответствии с нормативными правовыми актами; 

15) оказание консультационных и информационных услуг, связанных с деятельностью компании

Дочерние и зависимые компании банка вправе осуществлять иные сделки, необходимые для обеспечения их деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.  

2.2. Дочерняя компания дочерней компании банка может осуществлять только виды деятельности, указанные в пункте 2.1. настоящих Правил.  

2.3. Виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с нормативными правовыми актами республики, осуществляются дочерними или зависимыми компаниями банка, а также дочерними компаниями дочерней компании банка на основании лицензии соответствующего уполномоченного государственного органа.  

2.4. Дочерние и зависимые компании банка создаются в любой организационно-правовой форме, предусмотренной нормативными правовыми актами. Компании банка, создаваемые с целью управления дочерними и зависимыми компаниями банка, должны создаваться в форме акционерного общества, согласно статье 7 Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике».  

2.5. Дочерние и зависимые компании банка, а также дочерние компании дочерней компании банка, приобретаемые или создаваемые за пределами территории Кыргызской Республики, осуществляют деятельность, указанную в пункте 2.1. настоящих Правил, не противоречащую нормативным правовым актам иностранного государства по месту нахождения дочерней или зависимой компании, если иное не предусмотрено в установленном порядке вступившим в силу международным договором, участником которого является Кыргызская Республика.  

2.6. Дочерние или зависимые компании банка:  

1) приобретаемые на территории Кыргызской Республики, должны иметь устойчивое финансовое состояние (безубыточное), подтвержденное финансовой отчетностью за последние два года, заверенной независимой аудиторской организацией (внешним аудитором) для компаний, подлежащих аудиторской проверке, или финансовой отчетностью, заверенной печатью налоговой службы, в случае, если компания не подлежит аудиту; 

2) приобретаемые за пределами территории Кыргызской Республики, должны иметь устойчивое финансовое состояние (безубыточное), подтвержденное финансовой отчетностью за последние два года, заверенной независимой аудиторской организацией (внешним аудитором); 

3) создаваемые на территории и за пределами территории Кыргызской Республики, должны соответствовать критериям устойчивого финансового состояния, указанным в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта, соответственно, по итогам деятельности на третий год работы; 

4) руководитель и главный бухгалтер приобретаемой или создаваемой компании должны иметь высшее образование, подтвержденное соответствующими дипломами, кроме того, главный бухгалтер должен пройти специальную подготовку по вопросам бухгалтерского учета в финансово-кредитных учреждениях (международные стандарты бухгалтерского учета, международные стандарты финансовой отчетности), подтвержденную соответствующими документами;  

5) руководителем и главным бухгалтером приобретаемой и создаваемой компании не могут быть лица, в отношении которых: 

имеется судимость, не снятая и/или непогашенная в порядке, установленном нормативными правовыми актами; 

по решению суда вынесен обвинительный приговор, запрещающий им работать в финансово-кредитной сфере, или обвинительный приговор за совершение преступлений в сфере экономики, финансов и банковской деятельности, а также за должностные преступления;  

имеется официальное решение Национального банка (постановление Комитета по надзору Национального банка, предписания и другие надзорные меры), признающее их причастными к действиям, классифицируемым как нездоровая и небезопасная банковская практика, и неоднократно допускавшими нарушения нормативных правовых актов; 

имеется подтвержденная письменная информация, свидетельствующая об их ненадлежащей деловой репутации.  

 

3. Создание и/или приобретение банком дочерней или зависимой компании  

 

3.1. Банк вправе создать и/или приобрести дочернюю или зависимую компанию при следующих условиях: 

деятельность банка является безубыточной в течение предыдущих 3-х лет и на момент принятия решения о создании или приобретении дочерней или зависимой компании; 

банком выполняются все экономические нормативы и требования Национального банка в течение последних 12 месяцев, 

в отношении банка не установлены ограничения на осуществление отдельных видов банковских операций, вследствие выявления Национальным банком нарушений в деятельности банка,  

деятельность банка и его должностных лиц не подпадает под небезопасную и нездоровую банковскую практику, 

создание или приобретение дочерней или зависимой компании не приведет к нарушению экономических нормативов и требований Национального банка, а также к вовлечению банка в небезопасную и нездоровую банковскую практику, 

создание или приобретение дочерних или зависимых компаний не несет угрозы интересам вкладчиков и других кредиторов банка и обусловлено интересами банка, а не личными интересами должностных лиц, инсайдеров и аффилированных лиц банка; 

создание или приобретение дочерней или зависимой компании не приведет к доминирующему положению банка на рынке банковских услуг. 

3.2. Решение о создании и/или приобретении дочерней или зависимой компании принимается Советом Директоров банка, с учетом заключения риск-менеджера банка о рисках, связанных с созданием и/или приобретением дочерней или зависимой компании.  

3.3. В случае принятия решения о создании и/или приобретении дочерней или зависимой компании за пределами территории Кыргызской Республики, банк предусматривает меры, направленные на минимизацию рисков, связанных с созданием и/или приобретением дочерних или зависимых компаний, включая анализ нормативных правовых актов соответствующей страны, создание резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков, связанных со страновым риском и др.  

3.4. Банк, после принятия решения о создании или приобретении дочерней или зависимой компании, представляет в Национальный банк следующие документы: 

1) заявление на создание и/или приобретение дочерней и/или зависимой компании, содержащее общую информацию о компании (Приложение 1);  

2) решение Совета Директоров о создании и/или приобретении дочерней или зависимой компании; 

3) заключение банка о рисках банка, связанных с созданием и/или приобретением дочерних и/или зависимых компаний, включая оценку рисков создаваемой и/или приобретаемой компании, которые могут повлиять на финансовую стабильность банка; 

4) проекты устава и учредительного договора создаваемой компании; 

5) копии устава, учредительного договора и свидетельства о государственной регистрации приобретаемой компании, нотариально заверенные в установленном порядке;  

6) бизнес-план развития банка с учетом создаваемой или приобретаемой компании на 1 год, содержащий экономическое обоснование создания или приобретения дочерней или зависимой компании, расчеты ожидаемого влияния создания или приобретения дочерней или зависимой компании на капитал и доходность банка, а также на выполнение банком экономических нормативов, установленных Национальным банком; 

7) годовые отчеты приобретаемой компании и ее значительных участников за последние два года, содержащие заключение (отчет) независимого аудитора об их достоверности и соответствующие пояснения и раскрытия информации;  

8) копию лицензии (или иного разрешительного документа) приобретаемой компании на осуществление деятельности, выданной соответствующим уполномоченным государственным органом, или письмо банка с указанием сведений о номере и дате лицензии (или иного разрешительного документа), об уполномоченном государственном органе, выдавшем лицензию (или иной разрешительный документ) приобретаемой компании, если уполномоченным государственным органом предусматривается запрет на снятие копий с лицензии (или иного разрешительного документа) и условие о признании копий недействительными;  

9) баланс банка и баланс приобретаемой дочерней или зависимой компании, прогноз консолидированного баланса банка с балансом дочерней или зависимой компании банка по состоянию на последнюю отчетную дату; 

10) сведения о мерах и санкциях, принятых в течение последних двух лет в отношении приобретаемой банком дочерней или зависимой компании, лицензируемой и регулируемой со стороны уполномоченного государственного органа или сведения об отсутствии подобных мер и санкций; 

11) в случае создания или приобретения компании за пределами территории Кыргызской Республики: 

письменное подтверждение органа надзора страны, в которой предполагается создать или приобрести дочернюю или зависимую компанию о том, что деятельность компаний подлежит надзору, согласно требованиям нормативных правовых актов страны, в которой предполагается создать или приобрести дочернюю или зависимую компанию;  

или письменное подтверждение органа надзора о том, что деятельность компании не подлежит надзору, согласно требованиям нормативных правовых актов страны, в которой предполагается создать или приобрести дочернюю или зависимую компанию.  

3.5. Указанные в подпунктах 10), 11) пункта 3.4. настоящих Правил документы дочерних или зависимых компаний банка, в случае их приобретения и/или создания за пределами территории Кыргызской Республики, представляются легализованными в установленном порядке. Перевод документов на государственный или официальный язык должен содержать подпись переводчика, заверенную нотариально.  

3.6. Национальный банк вправе запросить у банка дополнительную информацию, необходимую для принятия решения о предоставлении разрешения.  

 

4. Порядок рассмотрения документов, представленных банком для получения разрешения на создание и/или приобретение дочерних или зависимых компаний  

 

4.1. Документы, представляемые в Национальный банк, рассматриваются на предмет полноты и достоверности представленной информации, соответствия должностных лиц дочерней или зависимой компании установленным требованиям и соответствия дочерней или зависимой компании критериям Национального банка, обоснованности бизнес-плана и соответствия деятельности дочерней или зависимой компании нормативным правовым актам. 

4.2. Документы, представленные в Национальный банк и имеющие более 1 листа, полистно описываются, пронумеровываются, прошнуровываются и подписываются. В Национальный банк представляются нотариально заверенные копии документов. В случае необходимости, по требованию Национального банка, отдельные документы должны быть дополнительно представлены в электронной форме.  

4.3. Национальный банк рассматривает представленные банком документы, принимает решение о предоставлении разрешения на создание и/или приобретение дочерней или зависимой компании или об отказе и направляет письмо на имя Председателя Совета Директоров банка с информацией о принятом решении в течение двух месяцев со дня поступления документов на рассмотрение.  

4.4. В случае несоответствия документов требованиям настоящих Правил и/или представления документов в неполном объеме, отсчет сроков рассмотрения документов начинается со дня получения Национальным банком документов, удовлетворяющих установленным требованиям.  

4.5. В течение пяти рабочих дней после проведения государственной регистрации создаваемой дочерней или зависимой компании и получения лицензии (или иного разрешительного документа) в соответствии с нормативными правовыми актами на право осуществления деятельности, банк направляет в Национальный банк уведомление с приложением копий устава, учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации и лицензии (или иного разрешительного документа) дочерней или зависимой компании. Если уполномоченным государственным органом предусматривается запрет на снятие копий с лицензии (или иного разрешительного документа), а также условие о признании копий недействительными, то банк представляет в Национальный банк письмо в соответствии с подпунктом 8) пункта 3.4. настоящих Правил.  

4.6. В течение пяти рабочих дней после проведения государственной перерегистрации приобретаемой дочерней или зависимой компании и, в случае необходимости, переоформления лицензии (или иного разрешительного документа) в порядке, установленном нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, банк направляет в Национальный банк уведомление с приложением копий устава, учредительного договора, свидетельства о государственной перерегистрации и лицензии (или иного разрешительного документа) дочерней или зависимой компании. Если уполномоченным государственным органом предусматривается запрет на снятие копий с лицензии (или иного разрешительного документа), а также условие о признании копий недействительными, то банк представляет в Национальный банк письмо в соответствии с подпунктом 8) пункта 3.4. настоящих Правил.  

4.7. В течение десяти рабочих дней после проведения государственной регистрации создаваемой дочерней или зависимой компании или перерегистрации приобретаемой дочерней или зависимой компании банка за пределами территории Кыргызской Республики, получения лицензии (или иного разрешительного документа) на право осуществления деятельности или переоформления лицензии в установленном нормативными правовыми актами порядке, банк представляет в Национальный банк копии соответствующих документов иностранного государства, легализованные в установленном порядке. Перевод документов на государственный или официальный язык должен содержать подпись переводчика, заверенную нотариально.  

4.8. В течение трех рабочих дней со дня поступления документов в Национальный банк, соответствующая запись вносится в Базу данных дочерних компаний банка (Приложение 2) или в Базу данных зависимых компаний банка (Приложение 3).  

4.9. Банк обязан в течение десяти рабочих дней уведомлять Национальный банк о любом последующем изменении размера своего участия в капитале (доле) дочерней или зависимой компании (в суммарном и процентном выражении).  

4.10. Копии документов, представленных банком в Национальный банк, возвращаются банку согласно письменному запросу и только на основании акта приема-передачи копий документов от Национального банка банку.  

 

5. Отказ в предоставлении разрешения на создание и/или приобретение банком дочерней или зависимой компании 

 

5.1. Национальный банк может отказать банку в предоставлении разрешения на создание и/или приобретение дочерней или зависимой компании в случаях: 

представления документов не в полном объеме или документов, содержащих недостоверные сведения,  

несоответствия дочерних и зависимых компаний банка критериям, установленным Национальным банком,  

несоответствия руководителя или главного бухгалтера дочерних и зависимых компаний банка требованиям Национального банка, указанным в подпунктах 4) и 5) пункта 2.6. настоящих Правил,  

наличия мер и санкций в отношении приобретаемой банком дочерней или зависимой компании в течение последних двух лет со стороны уполномоченного государственного органа, 

введения мер и санкций в отношении банка в течение периода времени рассмотрения Национальным банком документов для выдачи разрешения на создание или приобретение дочерней или зависимой компании, 

невыполнения банком требований, указанных в пункте 3.1. настоящих Правил.  

5.2. При отказе в предоставлении разрешения на создание и/или приобретение дочерней или зависимой компании, Национальный банк направляет в банк мотивированный отказ в письменной форме. 

 

6. Порядок применения мер воздействия к банкам, имеющим дочерние или зависимые компании, и к дочерним или зависимым компаниям  

 

6.1. Меры воздействия к банкам, имеющим дочерние и зависимые компании, а также к дочерним и зависимым компаниям банка, применяются в соответствии с нормативными правовыми актами.  

6.2. В случае нарушения аффилированным лицом банка требований Национального банка и/или нормативных правовых актов или, если его деятельность или финансовое положение наносит или может нанести ущерб финансовой стабильности банка и интересам вкладчиков банка, Национальный банк может потребовать от аффилированного лица принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков. При этом требования Национального банка излагаются в письменном соглашении между Национальным банком и аффилированным лицом банка или в предписании Национального банка.  

6.3. Национальный банк может потребовать от значительных участников банка принятия мер по отношению к контролируемым ими компаниям, чья деятельность или финансовое положение наносит или может нанести ущерб финансовой стабильности банка и интересам вкладчиков банка. При этом требования Национального банка излагаются в письменном соглашении между Национальным банком и значительным участником банка или в предписании Национального банка.  

6.4. Если требования Национального банка, предпринятые в соответствии с пунктами 6.2. и 6.3. настоящих Правил не выполнены в сроки, установленные Национальным банком, Национальный банк вправе, в отношении дочерней или зависимой компании банка, потребовать, чтобы банк: 

не увеличивал размер любых инвестиций в данную компанию, 

уменьшил свои инвестиции до уровня, когда компания не будет более являться дочерней или зависимой компанией банка; 

прекратил участие в дочерней или зависимой компании и продал акции или долю в капитале дочерней или зависимой компании в течение срока, предусмотренного пунктом 6.7. настоящих Правил.  

6.5. После получения письма Национального банка об уменьшении инвестиций банка в капитал дочерней или зависимой компании до уровня, когда компания не будет более являться дочерней или зависимой компанией, банк предпринимает меры к продаже такой части акций либо доли в капитале дочерней или зависимой компании, когда компания не будет более являться дочерней или зависимой компанией банка. Банк продает часть акций лицам, не связанным с банком, в течение срока, установленного Национальным банком, который не должен превышать шести месяцев со дня получения соответствующего письма Национального банка, и в течение трех рабочих дней после продажи, банк уведомляет Национальный банк и другой уполномоченный государственный орган о продаже.  

6.6. Национальный банк может отозвать (аннулировать) разрешение на создание и/или приобретение дочерней или зависимой компании, если: 

Национальному банку стали известны факты, на основании которых может быть отказано в предоставлении разрешения на создание дочерних и зависимых компаний;  

Национальному банку стали известны факты, что дочерние или зависимые компании банка участвуют в деятельности, не разрешенной нормативными правовыми актами Кыргызской Республики; 

Национальному банку стали известны факты, свидетельствующие о ненадлежащей деловой репутации дочерней или зависимой компании банка и ее должностных лиц; 

результаты последней инспекторской проверки либо информация, полученная в рамках внешнего надзора, показали наличие угрозы финансовой стабильности и надежности банка;  

выявлено несоответствие со сведениями, на основании которых Национальным банком принято решение о предоставлении разрешения банку приобрести и/или создать дочернюю или зависимую компанию; 

у дочерней или зависимой компании банка отозвана лицензия (или другой разрешительный документ) Национальным банком или другим уполномоченным государственным органом, согласно информации банка, представленной в Национальный банк.  

6.7. После получения письма Национального банка об отзыве (аннулировании) разрешения, банк предпринимает меры к продаже принадлежащих ему акций либо доли банка в капитале дочерней или зависимой компании лицам, не связанным с банком, в течение срока, установленного Национальным банком, который не должен превышать шести месяцев со дня получения соответствующего письма Национального банка, и уведомить Национальный банк и другой уполномоченный государственный орган в течение трех рабочих дней после продажи. В течение срока продажи акций либо доли банка в капитале дочерней или зависимой компании, дочерняя или зависимая компания банка, по требованию Национального банка, приостанавливает свою деятельность.  

6.8. В течение трех рабочих дней после поступления в Национальный банк уведомления банка о продаже принадлежащих ему акций либо доли банка в капитале дочерней или зависимой компании, соответствующая запись вносится в Базу данных дочерних компаний банка (Приложение 2) или в Базу данных зависимых компаний банка (Приложение 3). 

 

7. Ликвидация дочерней или зависимой компании банка 

 

7.1. Решение о ликвидации дочерней или зависимой компании банка в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, может быть принято:  

Советом Директоров банка, 

судебными органами Кыргызской Республики,  

в других случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.  

7.2. Ликвидация дочерней или зависимой компании банка осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами республики. Дочерние или зависимые компании банка, расположенные за пределами территории Кыргызской Республики, подлежат ликвидации в соответствии с нормативными правовыми актами страны нахождения дочерней или зависимой компании банка.  

7.3. Ликвидация дочерних или зависимых компаний, созданных на территории Кыргызской Республики, считается завершенной с момента внесения органом юстиции Кыргызской Республики соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. 

7.4. В течение трех рабочих дней после завершения ликвидации дочерней или зависимой компании, созданной на территории Кыргызской Республики, банк представляет в Национальный банк копию приказа о внесении соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, выданного органом юстиции.  

7.5. В течение десяти рабочих дней с даты снятия дочерней или зависимой компании банка с учетной регистрации в органах юстиции Кыргызской Республики или соответствующем регистрирующем органе за пределами Кыргызской Республики, банк письменно уведомляет Национальный банк и уполномоченный государственный орган, выдавший дочерней или зависимой компании лицензию (или иной разрешительный документ) на право осуществления деятельности, о прекращении деятельности дочерней или зависимой компании, с приложением нотариально заверенной копии документа уполномоченного государственного органа, подтверждающего снятие компании с учетной регистрации. 

7.6. В течение трех рабочих дней со дня поступления документов в Национальный банк, соответствующая запись вносится в Базу данных дочерних компаний банка (Приложение 2) или в Базу данных зависимых компаний банка (Приложение 3).  

 

8. Сведения и отчетность, представляемые банком в Национальный банк 

 

8.1. Банк представляет в Национальный банк информацию о существенных изменениях, вносимых в учредительные документы, уставы, структуру дочерних или зависимых компаний, расширении их деятельности, смене должностных лиц в дочерних или зависимых компаниях, а также информацию о создании и/или приобретении дочерних компаний дочерними компаниями банка за 30 дней до наступления сроков изменений.  

8.2. Национальный банк рассматривает поступившую информацию и в течение 30 дней с момента ее поступления, направляет в банк письмо с мотивированным запретом на совершение тех или иных изменений. В случае, если Национальный банк не сообщил о своем решении в течение указанного срока, согласие с изменениями считается принятым.  

8.3. Банк в обязательном порядке уведомляет Национальный банк обо всех фактах или обстоятельствах, которые могут существенно повлиять на его финансовое положение, или на финансовое положение любой его дочерней или зависимой компании, по результатам рассмотрения которой Национальный банк принимает соответствующие меры в установленном порядке.  

8.4. Банк представляет в Национальный банк финансовую отчетность на индивидуальной и консолидированной основе.  

8.5. Банк представляет в Национальный банк Периодический регулятивный банковский отчет на индивидуальной и консолидированной основе в соответствии с требованиями, установленными Национальным банком.  

 

 

 

 

Приложение 1 

к «Правилам создания и/или приобретения  

дочерних или зависимых компаний  

коммерческими банками Кыргызской Республики»  

 

Председателю Национального банка 

Кыргызской Республики 

________________ (дата) 

 

Заявление на создание и/или приобретение  

дочерней и/или зависимой компании 

 

Настоящим ____________________________________________________________________ , 

(наименование банка)  

расположенный по адресу ________________________________________________________,  

(место нахождения банка) 

 

действующий на основании лицензии НБКР №_____ от «___» ___________ 20___ г., просит  

 

разрешения на создание / приобретение _____________________________________________ 

(указать необходимое)  

дочерней / зависимой компании ___________________________________________________ 

(указать необходимое)  

со следующими реквизитами: 

 

1. Наименование компании_______________________________________________________ 

2. Адрес компании ______________________________________________________________ 

3. Организационно-правовая форма компании _______________________________________ 

4. Вид деятельности компании ____________________________________________________ 

5. Информация о том, с какого года компания работает на рынке _______________________ 

6. ФИО руководителя компании___________________________________________________ 

7. ФИО главного бухгалтера компании______________________________________________ 

8. Телефон ___________________________ Факс _____________________________________  

 

9. Размер уставного капитала компании ______________________________________(сумма) 

 

10. Доля банка в уставном капитале компании ______ (%) _______________________(сумма) 

 

11. Учредители, включая значительных участников и контролирующих лиц, и их доля в уставном капитале компании (% и сумма) 

__________________________________ _______(%) ________________________(сумма) 

(наименование учредителя)  

__________________________________ _______(%) ________________________(сумма) 

(наименование учредителя)  

__________________________________ _______(%) ________________________(сумма) 

(наименование учредителя)  

 

Банк полностью несет ответственность за достоверность предъявленной информации. 

Учредительные документы создаваемой или приобретаемой компании на ____ листах, описаны полистно. 

 

Председатель Совета Директоров банка _____________________ ____________________  

 

(подпись) (Фамилия и инициалы) 

 

Приложение 2 

к «Правилам создания и/или приобретения  

дочерних или зависимых компаний коммерческими банками Кыргызской Республики» 

 

  

База данных дочерних компаний банка 

  

№ 

Наименование банка 

Дата и номер письма НБКР о предоставлении разрешения на создание и/или приобретение банком дочерней компании 

Наименование дочерней компании 

  

Данные о государственной 

регистрации (перерегистрации) дочерней  

компании  

Виды деятельности дочерней компании 

Дата и основание для аннулирования разрешения 

Дата и основание для ликвидации дочерней компании 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3 

к «Правилам создания и/или приобретения 

дочерних или зависимых компаний 

коммерческими банками Кыргызской Республики» 

 

 

  

База данных зависимых компаний банка 

  

№ 

Наименование банка 

Дата и номер письма НБКР о предоставлении разрешения на создание и/или приобретение банком зависимой компании   

Наименование зависимой компании 

  

Данные о государственной 

регистрации (перерегистрации) зависимой  

компании  

Виды деятельности зависимой компании 

Дата и основание для аннулирования разрешения  

Дата и основание для ликвидации зависимой компании 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Постановление Правления НБКР № 30\6 от 15.07.2009 г. 

Регистрационный номер МЮ КР № 77-09 от 03.08.2009 г. 

 

Об утверждении «Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике» 

 

В соответствии со статьей 43 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Утвердить Правила осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике согласно приложению к настоящему постановлению. 

2. Признать утратившими силу: 

- постановление Правления № 12/1 от 11 марта 2009 г., «О временном положении «О денежных переводах в Кыргызской Республике, осуществляемых по системам денежных переводов». 

- постановление Правление № 26/5 от 10 июня 2009 г. «О временном положении «О денежных переводах в Кыргызской Республике, осуществляемых по системам денежных переводов».  

3. Управлению платежных систем совместно с Юридическим отделом в установленном порядке направить настоящее постановление на государственную регистрацию в Министерство юстиции Кыргызской Республики. 

4. Настоящее постановление вступает в силу после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики и последующего официального опубликования. 

5. После опубликования зарегистрированного нормативного правового акта Юридическому отделу проинформировать Министерство юстиции Кыргызской Республики об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата). 

6. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения структурных подразделений Национального банка Кыргызской Республики, областных управлений, Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области и коммерческих банков Кыргызской Республики. 

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Чокоева З.Л 

 

Председатель Алапаев М.О. 

 

 

Утверждено 

Постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

№ 30/6 от 15 июля 2009 г. 

 

 

Правила осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике. 

 

 

1. Общие положения 

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с:  

- законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», «Об электронных платежах», «Об электронной цифровой подписи», «Об операциях в иностранной валюте», «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»; 

- Положением «О безналичных расчетах в Кыргызской Республике», утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики от 9 сентября 2005 года № 420/21/4 «Об утверждении Положения о безналичных расчетах в Кыргызской Республике»; 

- «Политикой по управлению рисками в платежной системе Кыргызской Республики», утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 мая 2005 года № 16/4 «Об утверждении Политики по управлению рисками в платежной системе Кыргызской Республики», зарегистрированным в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 27 июня 2005 года (регистрационный номер 91-05); 

- «Политикой по надзору за платежной системой Кыргызской Республики», утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 23 марта 2006 года № 7/8 «Об утверждении Политики по надзору за платежной системой Кыргызской Республики», зарегистрированным в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 28 апреля 2006 года (регистрационный номер 48-06); 

- «Правилами осуществления надзора за платежной системой Кыргызской Республики», утвержденными постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 28 мая 2008 года № 22/11 «Об утверждении Правил осуществления надзора за платежной системой Кыргызской Республики», зарегистрированным в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 4 июля 2008 года (регистрационный номер 67-08); 

- «Временной инструкцией по работе с депозитами», утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 февраля 2003 года № 4/4 «Об утверждении временной инструкции по работе с депозитами», зарегистрированным в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 25 марта 2003 года (регистрационный номер 25-03); 

- «Положением о периодическом регулятивном банковском отчете», утвержденным постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 25 августа 2005 года 26/5 «Об утверждении положения «О регулятивном периодическом отчете», зарегистрированным в Министерстве юстиции Кыргызской Республики от 16 сентября 2005 года (регистрационный номер 132-05); 

1.2. Перевод денежных средств без открытия банковского счета (далее денежный перевод) на территории Кыргызской Республики осуществляется физическими и юридическими лицами, резидентами и нерезидентами Кыргызской Республики, в национальной или иностранной валютах через коммерческие банки (далее банки), лицензируемые и регулируемые Национальным банком Кыргызской Республики, с использованием специализированных систем денежных переводов (локальные, международные системы) либо по прямым корреспондентским отношениям банков (трансграничные денежные переводы). 

1.3. Целью настоящих Правил является определение требований к банкам при осуществлении деятельности по предоставлению ими услуг по денежным переводам через системы денежных переводов.  

1.4. Банки Кыргызской Республики осуществляют денежные переводы в национальной валюте на территории Кыргызской Республики в соответствии нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и на основании правил локальных систем денежных переводов. Операторами локальных систем денежных переводов являются банки Кыргызской Республики. 

1.5. Банки Кыргызской Республики могут стать участниками международных систем денежных переводов путем подписания договора с оператором системы денежных переводов по участию в системе и соблюдению правил системы. Оператором международной системы денежных переводов является юридическое лицо, резидент или нерезидент Кыргызской Республики, действующее на основании разрешительных документов для осуществления данного вида деятельности, выданных уполномоченным органом по финансовому надзору страны происхождения. 

1.6. Банк может заключить договор (агентский договор) с небанковскими финансово-кредитными учреждениями по предоставлению услуг населению по денежным переводам через системы денежных переводов в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. При этом ответственность по исполнению обязательств по денежным переводам несет банк. 

1.7. Все, не закрепленные настоящими Правилами взаимоотношения участников системы денежных переводов, их ответственность, права и обязанности устанавливаются соответствующими договорами или соглашениями. 

 

2. Термины и определения 

2.1. Термины и определения, используемые в настоящих Правилах, соответствуют терминам и определениям, приведенным в "Основных положениях по организации платежной системы в Кыргызской Республике», утвержденных постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики № 20/7 от 25 марта 1999 года, положении «О безналичных расчетах в Кыргызской Республике», утвержденном постановлением Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики № 420/21/4 от 9 сентября 2005 года, «Политике по управлению рисками в платежной системе Кыргызской Республики», утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики № 16/4 от 19 мая 2006 года, зарегистрированным в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 27 июня 2005 года (регистрационный номер 91-05)  

2.2. Дополнительно в настоящих Правилах используются следующие термины и определения: 

2.3. Денежный перевод без открытия банковского счета перевод денежных средств, банковская операция, которая осуществляется банком путем принятия от отправителя наличных денежных средств в национальной или иностранной валюте и дальнейшей передачи указанному получателю в Кыргызской Республике или за ее пределами через систему денежных переводов  

2.4. Оператор системы денежных переводов (далее - оператор) - юридическое лицо, резидент или нерезидент Кыргызской Республики, провайдер услуг по денежным переводам, имеющий соответствующие разрешительные документы уполномоченного органа по финансовому надзору страны происхождения (лицензия, регистрационный сертификат и т.п.) и обеспечивающий функционирование системы денежных переводов. Для развития инфраструктуры и пунктов доступа к системе денежных переводов оператор заключает договор об участии в системе денежных переводов, согласно которому оператор и участники обязуются осуществлять свою деятельность в соответствии с правилами системы. 

2.5. Отправитель лицо, инициирующее отправку денежного перевода без открытия банковского счета путем передачи наличных денежных средств банку для их отправки в пользу указанного отправителем получателя денежных средств. 

2.6. Получатель лицо, указанное отправителем в качестве получателя денежного перевода. Отправитель и получатель могут быть одним и тем же лицом. 

2.7. Система денежных переводов тип платежной системы, в которой участник системы денежных переводов принимает денежные средства от отправителя с тем условием, что эти денежные средства будут выплачены получателю в другом месте. По системе денежных переводов осуществляются денежные переводы как внутри страны, так и с пересечением национальных границ. Каждому денежному переводу в системе присваивается уникальный идентификационный номер. 

2.8. Участник системы денежных переводов (далее Участник) - банк, предоставляющий услуги по денежным переводам населению на территории Кыргызской Республики согласно нормативным правовым актам Кыргызской Республики и подписавший договор с оператором об участии в системе денежных переводов. Участник должен соответствовать критериям участия в системе денежных переводов, установленным правилами системы.  

2.9. Электронное поручение электронная информация о денежном переводе, сформированная в системе денежных переводов в соответствии с установленными форматами системы и содержащая все необходимые сведения о денежном переводе, отправителе и получателе. 

3. Требования к оператору  

3.1. Оператор, оказывающий услуги по системе денежных переводов, должен осуществлять деятельность на территории Кыргызской Республики в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.  

3.2. В случае, если оператор является нерезидентом Кыргызской Республики, то при заключении договоров по участию в системе денежных переводов с банками Кыргызской Республики банки должны руководствоваться требованиями нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области денежных переводов. 

3.3. Оператор должен обеспечить наличие в системе механизмов по управлению справочниками отправителей и получателей, проверку клиентов по спискам террористов, выпускаемым международными организациями, национальным списком террористов, национальным списком подозреваемых в причастности к терроризму. 

3.4. Оператор должен предпринимать необходимые меры по приведению системы в соответствие с общими международными принципамиосуществления денежных переводов, направленными на обеспечение конкурентоспособности, прозрачности, доступности и надежности рынка денежных переводов: 

1) прозрачность рынка и защита прав потребителей. Оператор должен обеспечивать прозрачность предоставляемых услуг по системе денежных переводов, предоставлять отправителям и получателям денежных переводов возможность получать информацию о предлагаемых услугах до того, как ими воспользуются (включая комиссии, скорость осуществления денежного перевода, обменный курс и т.д.) и обеспечивать адекватную защиту потребителя; 

2) инфраструктура платежных систем. Оператор должен поддерживать и поощрять совершенствование инфраструктуры платежных систем, направленное на повышение эффективности услуг по осуществлению денежных переводов, расширение пунктов доступа к системе путем расширения партнерских связей, организации трансграничных связей между национальными платежными системами разных стран; 

3) нормативное правовое поле. Оператор должен обеспечить наличие в системе разумной, предсказуемой, недискриминационной правовой и нормативной базы в условиях соответствующих правовых систем. Регулирование процесса осуществления денежных переводов через систему должно быть, прежде всего, направлено на предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма и предусматривать выполнение требования «знай своего клиента»; 

4) структура рынка и конкуренция. Оператор должен поощрять создание условий для рыночной конкуренции, в том числе обеспечение доступа к местным инфраструктурам платежных систем в области осуществления денежных переводов; 

5) руководство и управление рисками. Оператор должен обеспечить наличие в системе соответствующих механизмов по управлению рисками, включая финансовые риски, операционные риски и риски утраты репутации, для повышения эффективности, надежности и безопасности работы системы. 

3.5. Оператор, действуя от своего имени, должен координировать деятельность участников, связанную с участием в системе денежных переводов без открытия банковского счета, и обеспечивать информационное и технологическое взаимодействие участников, включая, но не ограничиваясь, следующими функциями: 

1) привлечение новых участников в систему, оформление с ними договорных отношений; 

2) создание и внесение дополнений и/или изменений в нормативные документы системы; 

3) контроль выполнения участниками требований нормативных документов системы, включая договоры и соглашения, заключенные между участниками; 

4) разработку требований к технологическим решениям, в том числе к виду и порядку работы программного обеспечения, протоколу обмена данными между оператором и участниками системы; проверку технологических решений, предлагаемых участниками, на соответствие требованиям системы; 

5) процессинг (осуществление информационного и технологического взаимодействия между участниками, услуги по сбору, обработке и рассылке информации по производимым операциям по денежным переводам, управление общесистемными справочниками, ограничениями, реестрами и другой системной информацией, а также иные сопутствующие функции); 

6) управление рисками в системе, связанными с возможным превышением суммы текущих денежных обязательств участников.  

3.6. Оператор должен обеспечить наличие в системе и в договорной базе правил и процедур по разрешению споров (ошибочный денежный перевод, возврат, отказ от денежного перевода и т.п.). 

 

4. Требования к Участнику  

4.1 Участник должен иметь разработанные внутренние правила по предоставлению услуги по системе денежных переводов без открытия счета и процедуры контроля для обеспечения эффективной и безопасной работы при осуществлении денежных переводов без открытия банковского счета. Данные процедуры должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Кыргызской Республики и изменяться в зависимости от конъюнктуры рынка. 

4.2. Участник системы, оператором которой является нерезидент Кыргызской Республики, до принятия решения о присоединении к данной системе денежных переводов должен удостовериться в соответствии правил системы требованиям нормативных правовых актов Кыргызской Республики и соответствия оператора требованиям настоящих Правил.  

4.3. Участник при осуществлении денежных переводов без открытия банковского счета через систему денежных переводов должен соответствовать нормам и требованиям по соблюдению принципа «знай своего клиента» в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.  

4.4. Участник, предоставляя услуги по денежным переводам без открытия банковского счета через системы денежных переводов, должен соблюдать требования нормативных правовых актов Кыргызской Республики по противодействию отмывания денег и финансированию терроризма.  

4.5. Участник при осуществлении денежных переводов через систему денежных переводов должен информировать отправителя и/или получателя о правилах денежного перевода и предоставить все необходимые документы для осуществления или получения денежного перевода, проверить идентификационные данные отправителя и/или получателя и проконтролировать правильность заполнения отправителем или получателем всех необходимых реквизитов.  

4.6. Участник должен информировать отправителя о следующем:  

1) сумме денежных средств, которая будет выплачена получателю в результате 

денежного перевода; 

2) о сумме комиссионных сборов участника, необходимых к выплате отправителем и/или получателем; 

3) об обменном курсе валюты переводимых денежных средств; 

4) о дате и времени, когда средства по денежному переводу будут доступны для получения;  

5) месте, где средства по денежному переводу будут доступны для получения; 

6) о другой информации, необходимой для отправителя. 

4.7. Участник принимает денежные средства от отправителя и обеспечивает отправку денежного перевода в соответствии с форматами и правилами системы денежных переводов. 

4.8. В случае выдачи получателю денежных средств, полученных через систему денежных переводов, участник должен удостовериться в полном соответствии реквизитов электронного поручения, сформированного системой денежных переводов, с удостоверяющими документами получателя. В случае несовпадения реквизитов участник должен проинформировать получателя о несовпадении реквизитов и отказать получателю в выдаче денежных средств.  

4.9. Участник должен вести учет по каждой операции по денежному переводу и хранить информацию об отправителе и получателе денежного перевода (ФИО, год рождения, домашний адрес, паспортные данные либо данные документа, удостоверяющего личность), цель перевода, сумму перевода цифрами и прописью и другую информацию в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Кыргызской Республики по хранению платежных документов. 

4.10. Участник должен предотвращать попытки проведения денежного перевода по операциям незаконной торговли, незаконных финансовых операций, операций, направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем. 

 

5. Требования к договору по участию в системе денежных переводов 

5.1. Участник при заключении типового договора с оператором по участию в системе денежных переводов должен удостовериться в наличии у оператора соответствующих разрешительных документов уполномоченного органа страны происхождения (лицензия, свидетельство о регистрации, сертификат и т.п.), и на соответствие требованиям настоящих Правил и нормативных правовых актов Кыргызской Республики.  

5.2. Участник должен разработать и согласовать с оператором комплекс мер по применению различных методов управления рисками и предусмотреть распределение ответственности между сторонами в договоре по участию в системе денежных переводов. При установлении мер по контролю рисков участник должен провести оценку уровня риска и предпринимать все необходимые меры по защите от рисков при предоставлении услуги по денежным переводам без открытия банковского счета через систему денежных переводов. 

5.3. Взыскание любых неустоек и штрафных санкций, а также возмещение убытков является правом, а не обязанностью, и реализуется сторонами в соответствии с заключенными договорами. 

 

6. Заключительные положения 

6.1. Участник должен предоставлять в Национальный банк Кыргызской Республики информацию о функционировании используемых систем денежных переводов, а также об операциях по системам денежных переводов в соответствии с формами и сроками, установленными в нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики. 

6.2. Участник обязан хранить информацию и документацию по проводимым операциям через системы денежных переводов в соответствии со сроками хранения платежных документов, определенных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

6.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований к осуществлению деятельности по денежным переводам на территории Кыргызской Республики участник и оператор несут ответственность в порядке, установленном нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

6.4. Участники систем денежных переводов должны осуществлять контроль над соблюдением условий соответствующих договоров с операторами, обеспечением безопасности проведения операций и соблюдения правил по денежным переводам отправителями и получателями денежных переводов. 

6.5. Участники, предоставляющие услуги по денежным переводам через системы денежных переводов, должны осуществлять мониторинг операций по денежным переводам по параметрам, установленным правилами соответствующей системы, а также проводить мероприятия для прекращения и/или предотвращения ошибочных и неправомочных операций.