Вернуться назад

 

 

 

 

Журнал «Нормативные акты НБКР» № 5 за 2008 г. 

 

 

 

 

1. Постановление Правления НБКР от 29 февраля 2008 года № 9/1 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления НБКР «О Временном положении «О создании микрокредитных компаний и микрокредитных агентств в Кыргызской Республике» № 37/2 от 11 сентября 2002 года» 

(Регистрационный номер МЮ КР № 22-08 от 8.04.2008 г.) 

 

2. Постановление Правления НБКР от 29 февраля 2008 года № 9/2 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления НБКР № 16/3 от 19 мая 2005 года «Об утверждении Положения о предупредительных мерах и санкциях, применяемых НБКР к микрофинансовым организациям» № 16/3 от 19 мая 2005 года 

( Регистрационный номер МЮ КР № 23-08 от 8 апреля 2008 г.) 

 

 

3. Постановление Правления НБКР от 12 марта 2008 г. № 10/3 «О внесении дополнения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 25.07.07 г. № 36/6 «О положении, о лицензировании деятельности по предоставлению платежных услуг с использованием электронных денег», зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 27 августа 2007 года 81-07 

( Регистрационный номер МЮ КР № 24-08 от 18 апреля 2008 г.)  

 

4. Постановление Правления НБКР от 12 марта 2008 г. № 13/4 «О Положении «О корпоративном управлении в коммерческих банках Кыргызской Республики» (Регистрационный номер МЮ КР № 25-08 от 22 апреля 2008 г.)  

 

 

 

Постановление Правления НБКР № 9\1 от 29.02.2008 г. 

Регистрационный номер МЮ КР № 22-08 от 08.04.2008 г. 

 

 

«О внесении изменений и дополнений в постановление  

Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О Временном положении «О создании микрокредитных компаний и микрокредитных агентств в Кыргызской Республике» № 37/2 от 11 сентября 2002 года» 

 

Рассмотрев проект изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О Временном положении «О создании микрокредитных компаний и микрокредитных агентств в Кыргызской Республике» № 37/2 от 11 сентября 2002 года, зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 25 октября 2002 года, регистрационный номер 135-02, Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:  

 

1. Утвердить изменения и дополнения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О Временном положении «О создании микрокредитных компаний и микрокредитных агентств в Кыргызской Республике» № 37/2 от 11 сентября 2002 года, зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 25 октября 2002 года, регистрационный номер 135-02 (прилагаются). 

2. Юридическому отделу совместно с Управлением методологии надзора и лицензирования в установленном порядке направить настоящее постановление на государственную регистрацию в Министерство юстиции Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

4. После опубликования зарегистрированного нормативного правового акта Юридическому отделу информировать Министерство юстиции Кыргызской Республики об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата). 

5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя НБКР Боконтаева К.К. 

 

Председатель Алапаев М.О. 

 

 

Утверждены  

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

№ 9\1 от 29.02.2008 г.  

 

 

Изменения и дополнения в постановление Правления 

Национального банка Кыргызской Республики № 37/2 от 11 сентября 2002 года «О Временном Положении «О создании микрокредитных компаний и микрокредитных агентств в Кыргызской Республике», зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 25 октября 2002 года, регистрационный номер 135-02 

 

Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

№ 37/2 от 11 сентября 2002 года «О Временном Положении «О создании микрокредитных компаний и микрокредитных агентств в Кыргызской Республике», зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 25 октября 2002 года, регистрационный номер 135-02, следующие изменения и дополнения: 

 

1. В названии «Временное положение «О создании микрокредитных компаний и микрокредитных агентств в Кыргызской Республике» слова «Временное положение» заменить словом «Положение».  

2. По всему тексту слова «Компания» и «Агентство» заменить аббревиатурами «МКК» и «МКА». 

3. По всему тексту слова «Временное положение» заменить словом «Положение». 

4. Пункт 2.9 раздела 2 после слов «за счет» дополнить словом «денежных»

5. Подпункт 2 пункта 3.1 раздела 3 изложить в следующей редакции: «оригинал решения учредителя (при одном учредителе) или протокола общего собрания учредителей/участников (при числе учредителей более одного), заверенный печатью МКК или МКА, об образовании МКК или МКА, избрании (назначении) руководителей, главного бухгалтера (бухгалтера - при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), начальника подразделения по кредитованию (при наличии такового);». 

6. Подпункт 6 пункта 3.1 раздела 3 изложить в следующей редакции: «анкеты руководителя (руководителей при наличии таковых), главного бухгалтера, начальника подразделения по кредитованию МКК или МКА (Приложение 2), а также сведения и документы, подтверждающие их соответствие минимальным квалификационным требованиям, установленным НБКР (Приложение 7);». 

7. В пункте 3.2 раздела 3 исключить второе предложение

8. В пункте 3.4 раздела 3 слово «месяца» заменить словами «30 дней». 

9. В пункте 3.6 раздела 3 слова «(областное управление)» заменить словами «(далее - УННУ), а в областях областные управления1». Сноску 1 изложить в следующей редакции:  

« Включая представительство НБКР в Баткенской области.».  

10. По всему тексту слова «Управление надзора за небанковскими учреждениями» заменить аббревиатурой «УННУ». 

 

11. Подпункт 2 пункта 3.13 раздела 3 изложить в следующей редакции: «оригинал решения учредителя (при одном учредителе) или протокола общего собрания учредителей/участников (при числе учредителей более одного) МКК или МКА о внесении изменений в учредительные документы, заверенный печатью МКК или МКА;». 

12. Раздел 3 дополнить пунктом 3.16 следующего содержания: «3.16. При избрании/назначении (переизбрании) руководителя, главного бухгалтера и/или начальника подразделения по кредитованию, МКК или МКА представляют в УННУ (областные управления) НБКР в течение десяти дней оригинал решения учредителя (при одном учредителе) или протокола общего собрания учредителей/участников (при числе учредителей более одного), заверенный печатью МКК или МКА, с приложением анкет избранных/назначенных лиц, а также сведения и документы, подтверждающие их соответствие минимальным квалификационным требованиям, установленным НБКР (приложение 7);». 

13. Раздел 3 дополнить пунктом 3.17. следующего содержания: «3.17. При несоответствии руководителя либо главного бухгалтера установленным требованиям, НБКР вправе потребовать их замены». 

14. Подпункт 2 пункта 4.3 раздела 4 изложить в следующей редакции: «оригинал решения уполномоченного органа МКК или МКА о создании филиала (представительства) и внесении изменений в учредительные документы МКК или МКА, заверенный печатью МКК или МКА;». 

15. Подпункт 5 пункта 4.3 раздела 4 изложить в следующей редакции: «для микрокредитных компаний документ, подтверждающий внесение денежных средств на накопительный счет в коммерческом банке либо отчет о финансовом состоянии, подтверждающий наличие уставного капитала в размере, установленном в пункте 2.8. для микрокредитных компаний, имеющих филиалы;». 

16. Раздел 4 дополнить пунктом 4.6. следующего содержания:  

«4.6. Филиалы и представительства МКК и МКА могут иметь структурные подразделения, находящиеся вне их местонахождения и выполняющие некоторые функции (сбор информации, сбор и обработка заявок на предоставление микрокредитов, кассовое обслуживание операций по микрокредитованию) от имени филиалов и представительств. МКК или МКА обязаны уведомить НБКР о наличии таких структурных подразделений в течение 10 дней с момента их открытия.». 

17. Пункт 5.1 раздела 5 изложить в следующей редакции: 

«МКК или МКА может быть отказано в выдаче свидетельства в следующих случаях: 

1) МКК или МКА нарушены требования закона «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике» и нормативных правовых актов НБКР;  

2) учредительные или иные документы, поданные для получения свидетельства, не соответствуют требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики; 

3) при несоответствии руководителя и главного бухгалтера установленным минимальным квалификационным требованиям. 

18. Пункт 5.4 раздела 5 изложить в следующей редакции: «МКК или МКА имеют право обжаловать решение об отказе в выдаче свидетельства у члена Правления НБКР, курирующего УННУ НБКР, в течение пяти рабочих дней со дня получения официального уведомления о принятом решении.». 

19. Пункт 6.1 раздела 6 изложить в следующей редакции:  

«Свидетельство может быть отозвано НБКР в следующих случаях: 

1) если имеет место систематическое (два и более раза) нарушение нормативных правовых актов НБКР и законодательства Кыргызской Республики. 

2) при систематическом (два и более раза) несоблюдении МКК и МКА рекомендаций, предупреждений, инструкций или иных требований НБКР; 

3) если имеет место систематическое (два и более раза) непредставление информации или представление недостоверной, неполной информации; 

4) при неосуществлении деятельности по выдаче микрокредитов более одного года; 

5) в других случаях, установленных законодательством.». 

20. Пункт 6.3 раздела 6 изложить в следующей редакции:  

«В случаях отзыва свидетельства МКК или МКА имеют право обжаловать это решение у члена Правления НБКР, курирующего УННУ, в соответствии с нормативными правовыми актами НБКР.».  

21. Раздел 7 изложить в следующей редакции:  

«7. Особенности лицензирования микрокредитных компаний и микрокредитных агентств 

 

7.1. МКК может получить лицензию НБКР на совершение следующих видов банковских операций (Приложение 5): 

1) покупка и продажа долговых обязательств (факторинг); 

2) финансовый лизинг, при котором микрофинансовая организация выступает как посредник между поставщиком или производителем имущества и покупателем, финансируя продажу имущества поставщика или производителя путем покупки у него и продажи на условиях кредита покупателю.  

7.2. МКА может получить лицензию НБКР на совершение операций по финансовому лизингу. 

7.3. Для получения лицензии МКК или МКА обязаны предоставить следующие документы в двух экземплярах: 

1) заявление руководителя о выдаче лицензии (Приложение 6); 

2) нотариально заверенные копии учредительных документов с внесенными изменениями; 

3) бизнес- план, содержащий: 

ъ определение целей, преследуемых МКК или МКА при проведении операций, предусмотренных пунктом 7.1. и пунктом 7.2. настоящего Положения; 

ъ прогнозные расчеты экономических результатов, ожидаемых от проведения данных операций; 

4) документ, подтверждающий внесение платы за выдачу лицензии. 

7.4. Лицензия на право проведения операций, указанных в пунктах 7.1 и 7.2, может быть выдана не ранее, чем через год после получения свидетельства об учетной регистрации МКК или МКА.  

7.5. Документы, представленные на получение лицензии, рассматриваются в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента их получения. Период рассмотрения документов может быть продлен на 10 дней членом Правления, курирующим УННУ.  

7.6. В случае несоответствия документов требованиям законодательства и настоящего Положения и/или при представлении неполного пакета документов, они возвращаются в МКК или МКА с приложением мотивированного отказа. При этом, один экземпляр документов, представленных МКК или МКА, не возвращается. Отсчет срока рассмотрения документов начинается со дня получения пакета документов, удовлетворяющих требованиям НБКР. 

7.7. Лицензия подписывается в трех экземплярах членом Правления, курирующим УННУ.  

7.8. МКК или МКА может быть отказано в выдаче лицензии на право осуществления банковских операций по покупке и продаже долговых обязательств (факторинг) и/или финансовому лизингу в случаях: 1) если документы, представленные на получение лицензии содержат неполную, недостоверную информацию и/или не соответствуют требованиям, установленным законодательством; 

2) наличия проблем в финансовом положении МКК или МКА; 3) предоставления бизнес плана, не содержащего достаточного экономического обоснования для получения лицензии на проведение операций по факторингу и/или финансовому лизингу.  

7.9. МКК или МКА, получившие лицензию на право проведения банковских операций, указанных в п. 7.1. и п. 7.2. настоящего Положения, могут быть подвергнуты регулированию и надзору со стороны НБКР в порядке, предусмотренном законодательством и нормативными актами НБКР. 

7.10. Лицензия на право осуществления банковских операций по покупке и продаже долговых обязательств (факторинг) и/или финансовому лизингу может быть отозвана НБКР в следующих случаях: 

1) если имеет место нарушение нормативных правовых актов НБКР и законодательства Кыргызской Республики при проведении данных операций; 

2) при несоблюдении рекомендаций, предупреждений, инструкций или иных требований НБКР в отношении данных операций; 

3) при непредставлении или представлении недостоверной, неполной информации». 

МКК или МКА должны сдать лицензию в НБКР в течение трех дней с момента уведомления МКК или МКА об отзыве лицензии и прекратить осуществление операций, предусмотренных лицензией.». 

 

 

22. Приложение 2 после слов «диплом №_____ дата выдачи______ 

кем выдан_______» дополнить словами:  

 

«Сведения о наличии знаний в области: 

- законодательства, регулирующего деятельность микрофинансовых организаций__________________________________________ 

- бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности________________________________________________________________» 

 

 

23. В приложении 2 слова «Имеете ли Вы решение суда, запрещающее занятие данным видом деятельности» заменить словами «Имеется ли решение суда, запрещающее Вам занятие данным видом деятельности».  

24. В приложении 4 слова «о намерении открыть филиал (представительство)» заменить словами «об открытии филиала (представительства)». 

25. В приложении 5 после слов «поставщиком или производителем имущества» дополнить слова «и покупателем». 

26. В приложении 5 после слов «вступает в силу с момента ее подписания» слова «заместителем Председателя НБКР» исключить. 

27. В приложении 5 слова «Заместитель Председателя» заменить словами «Член Правления». 

28. Положение дополнить приложением 7 следующего содержания: 

 

«Приложение 7 

К Положению о создании микрокредитных компаний и микрокредитных агентств в КР 

 

Кандидаты на должность руководителя и главного бухгалтера должны соответствовать следующим минимальным требованиям: 

1) для руководителя: 

- наличие высшего или средне-профессионального образования; 

- наличие знаний в области законодательства, регулирующего деятельность микрофинансовых организаций; 

- отсутствие решения суда, запрещающего занятие данным видом деятельности. 

2) для главного бухгалтера (бухгалтера при отсутствии в штате должности главного бухгалтера): 

- наличие высшего, средне-профессионального или начально-профессионального образования по банковскому делу и/или бухгалтерскому учету; 

- наличие знаний в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. - отсутствие решения суда, запрещающего занятие данным видом деятельности.».  

 

 

 

Постановление Правления НБКР № 9\2 от 29.02.2008 г. 

Регистрационный номер МЮ КР № 23-08 от 08.04.2008 г. 

 

О внесении изменений и дополнений в постановление  

Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении  

Положения о предупредительных мерах и санкциях, применяемых  

Национальным банком Кыргызской Республики к микрофинансовым организациям»  

№ 16/3 от 19 мая 2005 года 

 

Рассмотрев предлагаемый проект изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о предупредительных мерах и санкциях, применяемых Национальным банком Кыргызской Республики к микрофинансовым организациям» № 16/3 от 19 мая 2005 года, зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 27 июня 2005 года, регистрационный номер 90-05, руководствуясь Законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике», «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:  

 

6. Утвердить изменения и дополнения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о предупредительных мерах и санкциях, применяемых Национальным банком Кыргызской Республики к микрофинансовым организациям» № 16/3 от 19 мая 2005 года, зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 27 июня 2005 года, регистрационный номер 90-05 (прилагается). 

7. Юридическому отделу совместно с Управлением методологии надзора и лицензирования в установленном порядке провести государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

8. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

9. После опубликования зарегистрированного нормативного правового акта Юридическому отделу информировать Министерство юстиции Кыргызской Республики об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата). 

10. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя НБКР Боконтаева К.К. 

 

Председатель Алапаев М.О. 

 

 

Утверждены  

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

№ 9\2 от 29.02.2008 г.  

 

 

Изменения и дополнения в постановление Правления 

Национального банка Кыргызской Республики № 16/3 от 19 мая 2005 года «Об утверждении Положения о предупредительных мерах и санкциях, применяемых Национальным банком Кыргызской Республики к микрофинансовым организациям», зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 27 июня 2005 года, регистрационный номер 90-05 

 

Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о предупредительных мерах и санкциях, применяемых Национальным банком Кыргызской Республики к микрофинансовым организациям» № 16/3 от 19 мая 2005 года, зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 27 июня 2005 года, регистрационный номер 90-05, следующие изменения и дополнения: 

1. Пункт 1.5. раздела 1 изложить в следующей редакции:  

«В целях настоящего Положения нарушениями считаются: неисполнение микрофинансовыми организациями и должностными лицами МФО требований законодательства Кыргызской Республики, нормативных правовых актов и предписаний НБКР, проведение нездоровой и небезопасной банковской практики, а также действия или бездействие должностных лиц МФО, приводящие к ухудшению финансового состояния и/или создающие угрозу платежеспособности МФО».  

2. Раздел 1 дополнить пунктом 1.6. следующего содержания: 

«Должностными лицами микрокредитных агентств (далее по тексту «МКА») и микрокредитных компаний (далее по тексту «МКК») являются руководитель, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) и начальник подразделения по кредитованию, а также члены Совета директоров, при наличии данного органа». 

3. Раздел 1 дополнить пунктом 1.7. следующего содержания: 

«Должностные лица МФК определяются согласно нормативному правовому акту НБКР о минимальных квалификационных требованиях к должностным лицам МФК».  

4. Пункт 2.1. раздела 2 изложить в следующей редакции: 

«Настоящим Положением определены следующие предупредительные меры и санкции, применяемые к МКА и МКК: 

· предупреждение; 

· предписание; 

· денежный штраф с должностных лиц; 

· отзыв лицензии на право осуществления банковских операций по продаже и покупке долговых обязательств (факторинг) и/или финансовому лизингу; 

· отзыв свидетельства об учетной регистрации». 

5. В четвертом абзаце пункта 2.2. раздела 2 перед словом «состояния» дополнить слово «финансового»

6. По всему тексту заменить слова «заместитель Председателя» на слова «член Правления» в соответствующих падежах; 

7. Пункт 3.3. раздела 3 изложить в следующей редакции:  

«К компетенции начальника органа надзора относится принятие решений по применению следующих предупредительных мер и санкций: 

· предупреждение; 

· предписание; 

· отзыв свидетельства об учетной регистрации». 

8. В пункте 3.4. раздела 3 после слова «Предупреждение» исключить слова «, подписанное начальником органа надзора,»

9. В первом абзаце пункта 3.5. раздела 3 после слов «выявленных нарушений» исключить слова «, подписанное начальником органа надзора,», а также в третьем абзаце после слова «недостоверной» дополнить слово «, неполной»

10. Раздел 3 дополнить пунктом 3.6. следующего содержания:  

«3.6. Денежный штраф с должностных лиц.  

Денежный штраф с должностных лиц налагается согласно Кодексу Кыргызской Республики «Об административной ответственности» и нормативным правовым актам НБКР». 

11. Пункт 3.6. изложить в следующей редакции: 

«Отзыв лицензии

Отзыв лицензии на право осуществления банковских операций по покупке и продаже долговых обязательств (факторинг) и/или финансовому лизингу применяется в случаях: 

· когда имеют место нарушения нормативных правовых актов НБКР и законодательства Кыргызской Республики при проведении данных операций; 

· при несоблюдении рекомендаций, предупреждений, инструкций или иных требований НБКР в связи с данными операций; 

· при непредставлении информации или предоставлении недостоверной, неполной информации. 

Решение об отзыве лицензии может быть принято, минуя другие предупредительные меры и санкции.  

Отзыв лицензии не означает прекращение деятельности МКА и МКК». 

12. Пункт 3.7. изложить в следующей редакции: 

«Отзыв свидетельства об учетной регистрации. 

Свидетельство об учетной регистрации МКА и МКК может быть отозвано в следующих случаях: 

· когда имеет место систематическое (два и более раза) нарушение нормативных правовых актов НБКР и законодательства Кыргызской Республики; 

· при систематическом (два и более раза) несоблюдении МКА/МКК рекомендаций, предупреждений, инструкций или иных требований НБКР; 

· когда имеет место систематическое (два и более раза) непредставление информации, или представление недостоверной, неполной информации; 

· при неосуществлении деятельности по выдаче микрокредитов более одного года; 

· в других случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики. 

Решение об отзыве свидетельства может быть принято, минуя другие предупредительные меры и санкции.  

Отзыв свидетельства об учетной регистрации МКА и МКК влечет ее ликвидацию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики».  

13. Пункты 3.6. и 3.7. считать пунктами 3.7. и 3.8., соответственно; 

14. В пункте 4.4. раздела 4 перед словом «состояния» дополнить слово «финансового», а также после слов «состояния МФК» исключить слова «, наложение денежного штрафа с МФК и/или с отдельных членов Совета директоров и должностных лиц МФК после принятия решения Комитетом по надзору»

15. Пункт 4.5. раздела 4 изложить в следующей редакции: 

«Начальник органа надзора вправе принять решение по применению следующих предупредительных мер и санкций: 

· предупреждение; 

· требование о предоставлении письма-обязательства; 

· предписание». 

16. В пункте 4.6. раздела 4 после слова «Предупреждение» исключить слова «, подписанное начальником органа надзора,»

17. В пункте 4.7. раздела 4 исключить последнее предложение;  

18. Пункт 4.9. считать пунктом 4.8., а 4.8. считать пунктом 4.9.; 

19. В первом абзаце пункта 4.9. раздела 4 после слов «выявленных нарушений» исключить слова «, подписанное начальником органа надзора,», а также в третьем абзаце после слова «недостоверной» дополнить слово «, неполной»

20. Во вторых абзацах пунктов 4.13. и 4.14. раздела 4 после слов «МФК налагается» исключить слова «заместителем Председателя НБКР после принятия решения», а также во втором абзаце пункта 4.14. слова «минимальных размеров оплаты труда (минимальной ставки), установленной» заменить словами «расчетных показателей, установленных»; 

21. Пункт 4.15. раздела 4 изложить в следующей редакции:  

« Требование о смене всех или некоторых должностных лиц МФК.  

НБКР вправе потребовать прекращения полномочий должностных лиц МФК в следующих случаях:  

· нарушения или вовлечение в деятельность, характеризующуюся как нездоровая банковская практика (Приложение 1); 

· несоответствия минимальным квалификационным требованиям, установленным НБКР;  

· непредставления информации или предоставления недостоверной, неполной информации; 

· инициирования действий, подвергающих риску потерь средства вкладчиков и финансовую стабильность МФК;  

· неисполнения требований и предписаний НБКР; 

· в иных случаях, предусмотренных банковским законодательством и нормативными правовыми актами НБКР. 

Комитет по надзору издает письменное предписание, содержащее требование об освобождении либо временном отстранении должностного лица от занимаемой должности в МФК и/или запрет на какое-либо дальнейшее участие данного лица в деятельности МФК, если информация, представленная органом надзора, убедит Комитет в том, что нарушения имеют место». 

22. В последнем абзаце пункта 4.17. раздела 4 слово «исполнением» заменить словами «нарушениями, допущенными при исполнении»; 

23. В последнем предложении пункта 5.4. раздела 5 после слов «Не позднее следующего дня» дополнить слова «после определения даты проведения заседания»

24. В пункте 5.5. раздела 5 исключить слова «со дня получения возражения»; 

25. Пункт 5.6. раздела 5 исключить; 

26. Положение дополнить Приложением 1 следующего содержания: 

«Приложение 1 

к Положению о предупредительных мерах и санкциях, применяемых НБКР к МФО,  

 

Признаки действий, которые могут относиться к нездоровой и небезопасной банковской практике: 

 

1. Создание неадекватного резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков по активам и забалансовым обязательствам. 

2. Неспособность вести учет в соответствии с МСФО и нормативными правовыми актами НБКР.  

3. Осуществление операций, подпадающих под критерии подозрительных операций и/или нарушения законодательства по противодействию финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.  

4. Осуществление деятельности без надлежащего уровня внутреннего контроля.  

5. Отсутствие адекватного внутреннего аудита. 

6. Осуществление операций с инсайдерами и аффилированными лицами в нарушение требований НБКР. 

7. Осуществление деятельности, для которой в МФК отсутствуют квалифицированные и опытные сотрудники. 

8. Осуществление деятельности при отсутствии соответствующих политик и/или процедур, или когда они не соответствуют масштабам деятельности и уровню рисков МФК. 

9. Предоставление кредитов заемщикам, которые не выполнили свои обязательства перед МФК или каким-либо другим финансово-кредитным учреждением, или предоставление кредитов заемщикам с неоднократной пролонгацией кредитов и нестабильным финансовым положением.  

10. Представление несвоевременных, неполных или недостоверных отчетов в НБКР». 

11. Неспособность органов управления и должностных лиц обеспечить адекватное руководство в целях предотвращения нездоровой и небезопасной банковской практики и нарушений законодательства.  

12. Мошенничество, злоупотребление полномочиями или иные подобные действия. 

 

Постановление Правления НБКР № 10\3 от 12.03.2008 г. 

Регистрационный номер МЮ КР № 24-08 от 18.04.2008 г. 

 

 

О внесении дополнения в постановление  

Правления Национального банка Кыргызской республики от 25.07.07 г. № 36/6 «О положении о лицензировании деятельности по предоставлению платежных услуг с использованием электронных денег », зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской республики 27 августа 2007 года, регистрационный номер 81-07  

 

Рассмотрев проект дополнения в постановление Правления Национального банка Кыргызской республики от 25.07.07 г. № 36/6 «О положении о лицензировании деятельности по предоставлению платежных услуг с использованием электронных денег», зарегистрированное в Минестерстве юстиции Кыргызской республики 27 августа 2007 года, регистрационный номер 81-07, руководствуясь статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести в постановление Правления Национально банка Кыргызской республики от 25.07.07 г. № 36/6 «О положении о лицензировании деятельности по предоставлению платежных услуг с использованием электронных денег», зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 27 августа 2007 года, регистрационный номер 81-07 следующее дополнение: 

- дополнить пунктом 5 следующего содержания: 

«5. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим платежные услуги с использованием электронных денег, привести осуществляемую деятельность в соответствие с порядком, установленным в Положении «О лицензировании деятельности по предоставлению платёжных услуг с использованием электронных денег» в срок до 1 сентября 2008 года»; 

- пункты 5, 6, 7 считать соответственно подпунктами 6, 7, 8. 

2. Управлению платежных систем совместно с Юридическим отделом в установленном порядке направить на государственную регистрацию настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

4. После опубликования зарегистрированного нормативного правового акта Юридическому отделу информировать Министерство юстиции Кыргызской Республики об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата). 

5. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих такой вид деятельности.  

6. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Чокоева З.Л. 

 

Председатель Алапаев М.О. 

 

 

Постановление Правления НБКР № 13\4 от 26.03.2008 г. 

Регистрационный номер МЮ КР № 25-08 от 22.04.2008 г. 

 

 

О Положении «О корпоративном управлении в коммерческих банках  

Кыргызской Республики» 

 

Рассмотрев проект Положения «О корпоративном управлении в коммерческих банках Кыргызской Республики», руководствуясь Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» и статьями 21, 24, 25, 25-2, 26, 27, 35 и 37 Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Утвердить Положение «О корпоративном управлении в коммерческих банках Кыргызской Республики» (прилагается). 

2. Юридическому отделу совместно с Управлением методологии надзора и лицензирования в установленном порядке направить настоящее постановление на государственную регистрацию в Министерство юстиции Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики и последующего официального опубликования. 

4. С момента вступления в силу настоящего постановления признать утратившим силу постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 24 января 2001 года № 1/3 «О Принципах корпоративного управления в коммерческих банках и других финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики». 

5. После опубликования зарегистрированного нормативного правового акта Юридическому отделу информировать Министерство юстиции Кыргызской Республики об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата).  

6. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Боконтаева К.К. 

 

Председатель Правления Алапаев М.О. 

 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

22 апреля 2008 года. Регистрационный номер 25-08 

 

Утверждено 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 26 марта 2008 года N 13/4 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о корпоративном управлении в коммерческих 

банках Кыргызской Республики 

 

1. Общие положения 

2. Общее собрание акционеров 

3. Совет директоров банка 

4. Правление банка 

5. Профессиональная этика и предотвращение конфликтов интересов 

6. Прозрачность управления банком 

 

1. Общие положения 

 

1.1. Положение "О корпоративном управлении в коммерческих банках Кыргызской Республики" (далее - Положение) разработано в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", статьями 21, 24, 25, 25-2, 26, 27, 35 и 37 Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", а также нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики. Положение распространяется на все коммерческие банки (далее - банки). 

Эффективное корпоративное управление в коммерческих банках является одним из важнейших условий обеспечения стабильного развития отдельных банков и банковской системы в целом. 

1.2. Под корпоративным управлением понимается общее руководство деятельностью банка, осуществляемое акционерами, Советом директоров и Правлением банка в части: 

- определения стратегических целей деятельности банка, путей их достижения и контроля за достижением этих целей; 

- создания стимулов трудовой деятельности, обеспечивающих выполнение органами управления и сотрудниками банка всех действий, необходимых для достижения стратегических целей деятельности банка; 

- достижения баланса интересов акционеров банка, его кредиторов, включая вкладчиков, и стабильного развития банка; 

- обеспечения соблюдения законодательства Кыргызской Республики, а также внутренних документов банка. 

1.3. Основными компонентами эффективного корпоративного управления в банках являются: 

- распределение полномочий, вопросов компетенции и подотчетности между органами управления банка, организация эффективной деятельности Совета директоров и Правления банка; 

- определение и утверждение стратегии развития деятельности банка и контроль за ее реализацией; 

- предотвращение конфликтов интересов; 

- определение и соблюдение стандартов профессиональной этики; 

- обеспечение прозрачности деятельности банка. 

Методологической основой эффективного корпоративного управления в банках и банковских группах являются рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору(1). 

1.4. В банке могут быть разработаны внутренние документы, направленные на реализацию эффективного корпоративного управления и не противоречащие настоящему Положению. 

 

2. Общее собрание акционеров 

 

2.1. Высшим органом управления банка является общее собрание акционеров. 

2.2. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции годового собрания акционеров банка, определены Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" (далее - Закон). 

2.3. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение другим органам управления, если иное не установлено законодательством. 

2.4. В соответствии с Законом акционеры банка не должны предпринимать действия, приносящие вред интересам клиентов банка. 

 

3. Совет директоров банка 

 

3.1. Совет директоров осуществляет контроль за управлением банком и его финансовым состоянием и подотчетен общему собранию акционеров банка. 

3.2. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции и ответственности Совета директоров, определены Законом и включают определение стратегий и политик банка. 

3.3. В целях обеспечения эффективного корпоративного управления Совету директоров необходимо: 

- устанавливать четкие уровни полномочий, ответственности и подотчетности в рамках организационной структуры банка; 

- сформировать эффективную систему внутреннего контроля и обеспечивать ее адекватность размеру, сложности деятельности, структуре и профилю риска(2) банка. В целях организации надлежащего внутреннего контроля, банкам следует руководствоваться рекомендациями Национального банка Кыргызской Республики (далее - НБКР)(3); 

- обеспечить надлежащую систему управления рисками, соответствующую требованиям, установленным НБКР; 

- принять меры по доведению информации о стратегических целях банка до всех уровней организационной структуры банка; 

- периодически (не реже одного раза в год) оценивать стратегию развития банка, бизнес-планы банка и политики по всем основным видам деятельности банка с целью определения их адекватности текущей деятельности, финансовому состоянию банка и внешним экономическим условиям; 

- периодически (не реже одного раза в квартал) оценивать текущую банковскую деятельность и финансовые результаты с точки зрения достижения стратегических целей банка и прогнозных показателей бизнес-планов банка; 

- обеспечить соответствие деятельности банка и его органов управления законодательству Кыргызской Республики, нормативным правовым актам и требованиям НБКР; 

- рассматривать результаты и принимать меры по итогам проверок внешних, внутренних аудиторов и органов банковского надзора; 

- для принятия объективных и компетентных решений владеть достаточной и достоверной информацией и убедиться, что рекомендации и предложения Правления, других органов управления и должностных лиц банка обоснованы и отвечают интересам банка; 

- периодически оценивать свою деятельность, определяя наличие слабых мест и принимая соответствующие корректирующие действия. 

3.4. Деятельность внутренних и внешних аудиторов, соответствующая законодательству Кыргызской Республики, нормативным правовым актам НБКР и международным стандартам аудита, необходима для достижения эффективности корпоративного управления в банке. Функции аудита могут быть усилены посредством: 

- признания на всех уровнях организационной структуры необходимости и важности работы аудиторов для устойчивости финансового состояния и достижения стратегических целей банка; 

- принятия мер, укрепляющих независимость и адекватность внутреннего аудита; 

- повышенного внимания со стороны Совета директоров к отчетам и рекомендациям внешних и внутренних аудиторов в целях независимой оценки деятельности банка; 

- принятия своевременных корректирующих мер в отношении проблем, выявленных аудиторами. 

3.5. При выборе внешнего аудитора для представления общему собранию акционеров Совету директоров следует принимать во внимание соблюдение баланса между затратами на проведение аудита и необходимостью обеспечить надлежащее качество внешнего аудита. 

3.6. Для укрепления своих контролирующих функций Совету директоров целесообразно проводить регулярные обсуждения с внешним аудитором (не реже одного раза в год) и внутренним аудитором (не реже одного раза в квартал). 

3.7. Совет директоров вправе привлекать аудиторов для проверки деятельности структурных подразделений, созданных комитетов и должностных лиц банка. 

3.8. В банке должны быть созданы Кредитный комитет и Комитет по аудиту. Деятельность данных комитетов должна соответствовать требованиям НБКР(4) и внутренним документам банка. 

3.9. Совет директоров вправе создать иные комитеты в целях усиления корпоративного управления в банке, в частности: 

- Комитет по управлению рисками, обеспечивающий контроль за деятельностью Правления банка в вопросах управления рисками, которые принимает на себя банк; 

- Комитет по управлению активами и пассивами банка, осуществляющий контроль за общей структурой баланса банка, мониторинг за структурой активов и пассивов, а также обеспечивающий соблюдение политики по управлению активами и пассивами, установленной Советом директоров. 

Во внутренних документах банка, регламентирующих деятельность комитетов должны быть определены цель создания, ответственность и полномочия, а также установлены порядок отчетности и проведения заседаний данных органов. 

3.10. Высокий уровень ответственности и широкий круг полномочий Совета директоров предполагает, что члены Совета директоров обладают достаточными знаниями об основных видах деятельности банка и способностью выражать мнение, независимое от мнения органов управления и должностных лиц банка. При принятии решений каждый член Совета директоров должен быть объективным и руководствоваться интересами банка, а не личными интересами или интересами отдельных акционеров и должностных лиц банка. 

3.11. Члены Совета директоров должны соответствовать минимальным квалификационным требованиям, установленным НБКР(5). 

3.12. В целях обеспечения компетентности, объективности и независимости в Совет директоров могут быть избраны специалисты-эксперты, обладающие признанной репутацией и профессиональным опытом по экономическим, финансовым, монетарным и юридическим вопросам. В соответствии с Законом минимум один член Совета директоров должен быть специалистом-экспертом, не являющимся акционером или учредителем и соответствующим требованиям, установленным НБКР(6). 

 

4. Правление банка 

 

4.1. Правление осуществляет руководство текущей деятельностью банка и подотчетно Совету директоров. 

4.2. Вопросы, отнесенные к ответственности Правления, определены Законом и включают реализацию стратегий и политик, определенных Советом директоров. 

4.3. В целях обеспечения эффективного корпоративного управления Правлению необходимо: 

- обеспечить четкое распределение ответственности, полномочий и подотчетности структурных подразделений, должностных лиц и сотрудников банка; 

- установить эффективные системы мониторинга соблюдения политик, утвержденных Советом директоров, процедур и должностных инструкций на всех исполнительных уровнях организационной структуры и периодически проводить оценку адекватности данных систем; 

- установить надежные информационные системы, которые обеспечивают надлежащую подготовку и своевременное представление информации (финансовой, анализ о событиях и условиях рынка и др.), необходимой для принятия управленческих решений; 

- представлять Совету директоров своевременные, содержательные и достоверные отчеты о текущей деятельности, содержащие фактические результаты финансовой и операционной деятельности, позволяющие оценить выполнение прогнозных показателей бизнес-плана и стратегии развития банка; 

- представлять (не реже одного раза в год) Совету директоров детальную оценку адекватности системы внутреннего контроля банка, в том числе и по вопросам противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также представлять рекомендации по совершенствованию системы внутреннего контроля; 

- на периодической основе представлять Совету директоров отчеты и рекомендации по управлению рисками, которые позволят обеспечить эффективность и адекватность непрерывного процесса управления рисками; 

- незамедлительно информировать Совет директоров о любых ухудшениях в экономическом положении банка или угрозе возникновения такой ситуации; 

- информировать Совет директоров обо всех выявленных нарушениях законодательства, нормативных актов НБКР, внутренних политик, утвержденных Советом директоров. 

4.4. Члены Правления должны соответствовать минимальным квалификационным требованиям, установленным НБКР(7). 

4.5. При осуществлении своей деятельности членам Правления следует быть объективными и руководствоваться, прежде всего, интересами банка, а не личными интересами или интересами отдельных акционеров и должностных лиц банка, прилагая все усилия для обеспечения здоровой и безопасной банковской практики. 

4.6. В практике управленческой деятельности не следует допускать случаев, когда: 

- в принятии решений участвуют члены Правления, не имеющие соответствующих полномочий; 

- члены Правления не имеют соответствующей квалификации, необходимых навыков и знаний по тем вопросам, которые входят в их компетенцию; 

- члены Правления не способны осуществлять контроль за работой ключевых сотрудников банка, результаты деятельности которых имеют большое значение для банка (с точки зрения генерируемого дохода, внедрения новых банковских продуктов и др.). 

 

5. Профессиональная этика и предотвращение 

конфликтов интересов 

 

5.1. Важным фактором достижения стратегических целей банка является деятельность Совета директоров и Правления, направленная на установление стандартов профессиональной этики, которые определяют важность следующих аспектов корпоративного управления: 

- обеспечение эффективной системы внутреннего контроля, в том числе и по вопросам противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на всех уровнях организационной структуры банка; 

- проведение здоровой и безопасной банковской практики; 

- защита интересов банка от ненадлежащих или незаконных действий акционеров, должностных лиц банка и иных лиц, имеющих возможность влиять на деятельность банка; 

- соблюдение законодательства Кыргызской Республики, нормативных правовых актов НБКР и внутренних документов банка; 

- предотвращение конфликтов интересов и выявление ситуаций и сфер деятельности, где могут возникнуть конфликты интересов; 

- установление оплаты труда, вознаграждений и поощрений сотрудникам (включая Совет директоров и Правление), с учетом не только результатов деятельности банка, но и соответствия стратегическим целям и соблюдения стандартов профессиональной этики банка; 

- соблюдение требований безопасности и надежности банка при кредитовании сотрудников и должностных лиц банка; 

- наличие механизмов, предоставляющих возможность сотрудникам выражать озабоченность о незаконных, неэтичных или сомнительных действиях руководства и обеспечивающих защиту от возможной негативной реакции со стороны руководства. 

5.2. Стандарты профессиональной этики в целях обеспечения их позитивного влияния на уровень корпоративного управления банка должны быть доведены до всех сотрудников и соблюдаться на всех уровнях организационной структуры банка, включая Совет директоров и Правление. 

5.3. В банке должны быть разработаны механизмы, обеспечивающие соблюдение законодательства и нормативных правовых актов НБКР по предотвращению конфликтов интересов и регламентации операций с инсайдерами и аффилированными лицами банка. 

5.4. В области кадровой политики корпоративное управление предполагает наличие и соблюдение внутренних документов, касающихся: 

- приема на работу и увольнения сотрудников (включая руководство банка); 

- кадровых перемещений и карьерного роста; 

- оплаты труда, вознаграждений и поощрений, предоставления социальных выплат и льгот, включая Совет директоров и Правление банка; 

- обучения сотрудников (включая Совет директоров и Правление); 

- системы мер по сохранению квалифицированного и компетентного персонала (включая руководство); 

- применения мер за неадекватное исполнение сотрудниками банка (включая Совет директоров и Правление) своих обязанностей, за нарушение стандартов профессиональной этики, принятых банком. 

 

6. Прозрачность управления банком 

 

6.1. Прозрачность управления банком позволяет акционерам, вкладчикам и другим кредиторам банка осуществлять мониторинг деятельности органов управления, а также поддерживает репутацию банка, как осуществляющего эффективное корпоративное управление. Это будет способствовать привлечению новых клиентов, инвесторов, деловых партнеров. 

6.2. В дополнение к требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики по раскрытию информации о деятельности банка, эффективное корпоративное управление предполагает раскрытие информации, которая также включает: 

- структуру органов управления банка (состав, квалификация и опыт, полномочия, обязанности, курируемые области, регламент работы и членство в комитетах и др.); 

- структуру собственности банка (значительные акционеры банка, доля иностранных инвесторов в акционерном капитале банка и др.); 

- организационную структуру банка и, при наличии, структуру банковской группы; 

- виды, условия и объемы операций с аффилированными лицами и инсайдерами банка; 

- стандарты профессиональной этики; 

- политику банка в отношении конфликтов интересов. 

6.3. Информация, характеризующая корпоративное управление банка, в том числе, приведенная в п.6.2 настоящего Положения, может быть размещена на веб-сайте банка и опубликована в его ежегодных и периодических отчетах. 

 

(1) Документ Базельского комитета по банковскому надзору "Укрепление корпоративного управления в банковских организациях" на английском языке размещен на web-сайте Банка международных расчетов (Швейцария) по электронному адресу www.bis.org. См. также Принципы корпоративного управления ОЭСР, размещенные на сайте www.oecd.org. 

(2) Профиль риска - сочетание показателей риска банка, основанных на собранной, проанализированной и систематизированной информации, которая характеризует подверженность банка рискам по направлениям деятельности с учетом сложившихся приоритетов. 

(3) Методические рекомендации по организации системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в банках и финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых НБКР, утвержденных постановлением Комитета по надзору НБКР от 28.10.2004 г. N 24/1. 

(4) В соответствии с Основными требованиями к Комитету по аудиту, утвержденные постановлением Правления НБКР от 20.11.2003 г. N 32/7, регистрационный номер МЮ КР 126-03 от 29.12.2003 г. 

В соответствии с Положением о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых НБКР, утвержденным постановлением Правления НБКР от 27.04.2005 г. N 12/7, регистрационный номер МЮ КР 69-05 от 03.06.2005 г. 

(5) В соответствии с Положением о лицензировании деятельности банков, утвержденным постановлением Правления НБКР от 02.03.2006 г. N 5/7, регистрационный номер МЮ КР 34-06 от 07.04.2006 г. 

(6) См. сноску 3. 

(7) См. сноску 3.