Вернуться назад

Выборка положений из НПА НБКР, регулирующих деятельность ФКУ в платежной системе, 

относящихся к защите прав потребителей финансовых услуг 

 

 

Положение о безналичных расчетах в Кыргызской Республике 

IV. Взаимоотношения участников безналичных платежей. 

4.2.2. Банки несут ответственность за несвоевременное списание (зачисление) денежных средств со счетов (на счета) клиентов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики или договорами, заключенными с клиентами.  


* * * *

Инструкция о порядке проведения платежей в Системе пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей в Кыргызской Республике 

4. Прием и обработка первичных платежных документов в банке-отправителе  

4.1. Банк-отправитель принимает бумажный платёжный документ от клиента в двух экземплярах. Один экземпляр бумажного платежного документа остается в банке-отправителе, другой экземпляр возвращается клиенту с отметкой о приеме его к исполнению. С момента получения клиентом экземпляра платежного документа с отметкой банка плательщика о приеме его к исполнению данный платеж является для клиента безотзывным и окончательным.  


* * * *

Политика по управлению рисками в платежной системе Кыргызской Республики. 

4.2. Распределение ответственности по окончательности и безотзывности платежей  

4.2.3. Платежное поручение становится безотзывным и окончательным для клиента-отправителя в момент получения платежного документа банком-плательщиком и дебетования счета клиента. Платежное поручение становится окончательным для клиента-получателя в момент кредитования банком-получателем счета получателя. Данные положения должны быть включены в договор, подписанный между коммерческим банком и его клиентом.  

5.4. Ограничение рисков в системе расчетов с использованием банковских платежных карт  

5.4.2. Для ограничения рисков и защиты прав держателей карт правила системы расчетов с использованием банковских платежных карт и типовые договора должны быть опубликованы с целью широкой информированности общественности. Держатель карты должен быть предварительно ознакомлен с правилами и типовыми условиями Договора до того, как ему будет выдана карта.  


* * * *

Положение «Об основных требованиях к функционированию платежной системы Кыргызской Республики при возникновении нештатных ситуаций в платежной системе» 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  

1.2. Настоящее Положение определяет основные понятия и требования к функционированию платежной системы Кыргызской Республики и действиям персонала при возникновении нештатных ситуаций в платежной системе, связанных с:  

• перебоями энергоснабжения;  

• сбоями аппаратного или программного обеспечения;  

• сбоями каналов связи системы;  

• нарушением регламента работы системы;  

• несанкционированным доступом к системе;  

• мошенничеством;  

• форс-мажорными обстоятельствами.  

4.2. МОШЕННИЧЕСТВО В ЗНАЧИМЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМАХ.  

4.2.2. Оператор и участники (эмитенты) ЗПС должны иметь внутренние процедуры с указанием в них, как минимум:  

• ограничений по доступу персонала к базе данных системы (к информации о номерах карт, кодовых словах, фамилии, имени, отчестве держателя карты, об образце подписи и т.д.) и список сотрудников персонала системы, имеющих такой доступ; ответственность и санкции за нарушение ограничений;  

• системы защиты от мошенничества при эмиссии карт,  

• порядка обработки заявлений клиентов и получения карт, включающего требования по обязательной идентификации и проверке клиента;  

• порядка возврата захваченных банкоматами карт.  


* * * *

Постановление Правительства Кыргызской Республики и НБКР «Об установлении сроков прохождения платежей в платежной системе Кыргызской Республики об ответственности за нарушение сроков их прохождения» от 11.03.2004г. №144/1/6. 

1. Установить сроки прохождения платежей в национальной валюте Кыргызской Республики: 

- между банками в пределах Кыргызской Республики не более одного банковского дня; 

- между клиентами банков в пределах Кыргызской Республики не более двух банковских дней; 

-для платежей с использованием пластиковых карт и платежей путем взноса наличных денежных средств для дальнейшего перевода не более двух банковских дней. 

… … 

4. Установить, что в случае несвоевременного зачисления средств на счета кредитов клиенты вправе требовать у банков выплату процентов за неисполнение денежного обязательства в размере тройной действующей учетной ставки Национального банка Кыргызской Республики от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, если иной, более высокий, размер процентов не предусмотрен законодательством Кыргызской Республики. 


* * * *

Отчет по надзору (оверсайту) за функционированием платежной системы Кыргызской Республики за 2 квартал 2012 г. 

2.2. Мошеннические операции в системе расчетов с использованием платежных карт  

По результатам анализа данных, получаемых от коммерческих банков в рамках ПРБО по мошенническим транзакциям, в системах расчетов платежными картами в течение 2-го квартала 2012 года были зафиксированы 38 сомнительных операций.  

Из всех сомнительных транзакций 19 транзакций с картами идентифицируется, как явно мошеннические на общую сумму около 98 766 сомов, из них 18 транзакции с использованием 3-х карт международной системы «VISA Int.» (финансовые риски на сумму около 93 566 сом.) и 2 транзакции с использованием национальной системы «Элкарт» (финансовые риски на сумму 5 200 сом.).  

Основными причинами, приведшими к возможности проведения указанных мошеннических операций и, как следствие, возникновению финансовых потерь является несоблюдение держателями карт правил безопасности и нарушение условий договора с банком, выдавшим им карту (не был ограничен доступ к платежным картам третьих лиц, не обеспечена конфиденциальность и сохранность ПИН-кодов, несвоевременное уведомление своего банка об утере карты).  

Другие сомнительные транзакции были выявлены и попытки получения наличных были отвергнуты системой. Банки финансовых потерь не понесли.