В Кыргызстане ни один госорган официально не определен ответственным за защиту прав клиентов ломбардов, поставщиков платежных и других услуг - эксперт И.Функе 

В части защиты прав потребителей значительного прогресса достиг микрофинансовый сектор страны, отметила на международной конференции "Микрофинансирование - успехи, проблемы и решения", прошедшей в Бишкеке 25-26 июня, специалист Всемирного банка по вопросам финансовой вовлеченности Илка Функе. Наблюдается повышение резервных требований для клиентов, имеющих одновременно несколько кредитов, введен запрет на индексацию кредитов в иностранной валюте и ограничен размер пени по просроченным кредитам. "Большинство микрофинансовых организаций ориентируются на передовой международный опыт и пересматривают политику кредитования, управления рисками, показывая неплохие результаты. К примеру, количество заемщиков с несколькими кредитами снизилось до 13% по сравнению с 31% в 2011-2012 годах", - проинформировала она. 

Вместе с достижениями финансового сектора, эксперт отметила и его недостатки. А именно: несоответствие между отдельными положениями, отсутствие для кредитных бюро правовой базы и положения о защите прав потребителей, частое внесение изменений и дополнений в правовые акты, что создает дополнительные сложности. "Еще одним важным вопросом является отсутствие у заемщиков экономически доступных каналов для быстрого и эффективного урегулирования споров и ограниченность функций НБКР в сфере урегулирования споров", - сказала И.Функе. 

При этом, как подчеркнула И.Функе - "В Кыргызстане ни один государственный орган не считает себя ответственным за защиту прав клиентов ломбардов и поставщиков платежных услуг"  

Она отметила, что в стране деятельность ломбардов и поставщиков платежных услуг никем не регулируется. По ее мнению, в целях прояснения мандата и роли каждого надзорного органа, в том числе Антимонопольного агентства, Национального банка КР и других организаций, следует заключить Меморандум о взаимопонимании и разработать правовую основу для регулирования вышеуказанных субъектов. "Сейчас многие страны мира для улучшения качества надзора в нормативно-правовую базу для финансовых учреждений включают вопросы защиты прав потребителей", - добавила эксперт. 

В заключение эксперт рекомендовала государственным органам, МФО привести в порядок законодательные акты, руководствуясь Банковским кодексом, создать институт финансового омбудсмена, максимально упростить и оптимизировать процедуру получения кредита, раскрывать клиенту информацию по эффективной процентной ставке, комиссионных сборах и графике номинальных выплат и др.