Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

26 апреля 2007 года. Регистрационный номер 46-07 

  

  

  

Утверждено 

постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики 

от 28 марта 2007 года N 16/5 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

об определении доминирующего положения на рынке банковских услуг 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 16 ноября 2012 года N 43/1, 19 февраля 2014 года № 4/5, 08 июня 2017 года № 2017-П-12\23-16-(НПА) 

 

I. Общие положения 

1.2. Настоящее Положение определяет действия, применяемые Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) в области антимонопольного регулирования, развития конкуренции и защиты прав потребителей на рынке банковских, микрофинансовых и платежных услуг (далее банковские услуги) и операций в Кыргызской Республике, оказываемых коммерческими банками, другими небанковскими финансово-кредитными организациями и юридическими лицами (операторами платежных систем и платежными организациями), поднадзорными Национальному банку и Государственным банком развития Кыргызской Республики (далее лица, предоставляющие банковские услуги).  

1.3. В целях настоящего Положения используются следующие понятия: 

а) банковские услуги - услуги, в том числе операции и сделки лиц, предоставляющих банковские услуги, предоставляемые юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

б) рынок банковских услуг - сфера деятельности лиц, предоставляющих банковские услуги на территории Кыргызской Республики или ее части, определяемые исходя из места предоставления банковской услуги потребителям, и видов банковских услуг; 

в) конкуренция на рынке банковских услуг - свободная состязательность между лицами, предоставляющими банковские услуги, при которой их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия осуществления деятельности на рынке банковских услуг, в том числе в разрезе сегментов услуг; 

г) монополистическая деятельность на рынке банковских услуг - злоупотребление лицами, предоставляющими банковские услуги, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, противоречащие антимонопольному законодательству, действия (бездействие) лиц, предоставляющих банковские услуги (группы лиц), направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции; 

д) недобросовестная конкуренция на рынке банковских услуг - действия лиц, предоставляющих банковские услуги, которые противоречат антимонопольному законодательству и обычаям делового оборота, устанавливают необоснованное преимущество при предоставлении банковских услуг и причиняют или могут причинить убытки другим лицам, предоставляющим банковские услуги - конкурентам на рынке банковских услуг либо нанести ущерб их деловой репутации; 

е) доминирующее положение на рынке банковских услуг - исключительное положение лиц, предоставляющих банковские услуги или группы лиц, предоставляющих банковские услуги, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления банковских услуг и/или затруднять доступ на рынок банковских услуг другим лицам, предоставляющим банковские услуги Кыргызской Республики; 

ж) антиконкурентные соглашения (согласованные действия) - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, доказательством которой может быть анализ изменений ситуации на рынке банковских услуг; 

з) злоупотребление доминирующим положением - действия лиц, предоставляющих банковские услуги, которые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и/или ущемление интересов других лиц, предоставляющих банковские услуги - конкурентов на рынке банковских услуг. 

 

II. Признаки доминирующего положения на рынке банковских услуг 

2.1. Для установления наличия доминирующего положения лиц, предоставляющих банковские услуги, на рынке банковских услуг, а также по любому виду банковских услуг производится анализ факторов, включая: 

а) определение доли лица, предоставляющее банковские услуги, на рынке банковских услуг по видам услуг с целью выявления лиц, предоставляющих банковские услуги, с наибольшей долей и степени его влияния на рынок в целом и/или по отдельным видам услуг; 

б) наличие конкурентов и потенциальных конкурентов; 

в) существующую практику установления цен (тарифов) на рынке банковских услуг; 

г) наличие препятствий для проникновения на рынок (определение барьеров вхождения на рынок); 

д) анализ возможных действий конкурентов в ответ на антиконкурентное поведение лица, предоставляющего банковские услуги, занимающего доминирующее положение; 

е) учет временного аспекта доминирования; 

е-1) наличие аффилированности;  

з) другие аспекты, которые могут оказать существенное влияние на рынок банковских услуг. 

2.2. Характерными признаками доминирующего положения лиц, предоставляющих банковские услуги, на рынке банковских услуг (по любому виду банковских услуг) являются: 

а) доля лица, предоставляющего банковские услуги, на рынке банковских услуг превышает 35% или предельное значение (максимальная доля на рынке), устанавливаемое Правлением Национального банка; 

б) использование лицами, предоставляющими банковские услуги, доминирующего положения для создания условий, ограничивающих конкуренцию на рынках аналогичных банковских услуг; 

в) наличие возможности контролировать цены на определенные продукты и услуги с целью устранения конкурентов, соперников и/или повышения цен; 

г) отсутствие/ограничение возможности входа на рынок другого лица, предоставляющего банковские услуги (наличие директивных решений, ограничивающих возможность входа на данный рынок; высокие затраты для получения права работать на определенном рынке, расходы на преодоление "затрат на переключение" покупателей (например, рекламные расходы) и т.д.). 

2.3. Доминирующее положение лиц, предоставляющих банковские услуги, на рынке банковских услуг является нарушением антимонопольного законодательства, если оно достигнуто путем: 

а) немотивированного отказа заключать договор с потребителями банковских услуг; 

б) принуждения потребителя к заключению договора на невыгодных, неприемлемых для потребителя, или не относящихся к предмету договора условиях; 

в) установления необоснованно высоких (низких) тарифов на предоставляемые услуги; 

г) создания препятствий доступа на рынок банковских услуг другому лицу, предоставляющему банковские услуги; 

д) оказания негативного влияния на конкурентную среду на рынке банковских услуг действиями, противоречащими антимонопольному законодательству. 

2.4. Доминирующее положение лиц, предоставляющих банковские услуги, может явиться результатом как внешних, так и внутренних факторов, в том числе: 

- государственной политики, включая дифференцированную систему налогов, предоставление субсидий и других льгот; 

- слияний, присоединений, а также ликвидации; 

- деятельности лиц, предоставляющих банковские услуги, по устранению конкурентов с рынка неконкурентными методами; 

- явных и тайных соглашений между лицами, предоставляющими банковские услуги. 

2.5. Превышение лицом, предоставляющим банковские услуги, предельного значения (максимальной доли на рынке), установленного Национальным банком относительно доли на рынке банковских услуг, не является нарушением антимонопольного законодательства. При этом лицо, предоставляющее банковские услуги не должно злоупотреблять своим доминирующим положением на рынке банковских услуг. 

III. Определение доминирующего положения на рынке банковских услуг 

3.1. Национальный банк определяет доминирующее положение лиц, предоставляющих банковские услуги, на рынке банковских услуг, а также по любому виду банковских услуг, предоставляемых лицами, предоставляющими банковские услуги на территории Кыргызской Республики в случаях рассмотрения: 

а) вопросов антимонопольного регулирования рынка банковских услуг; 

б) вопросов о приобретении порогового участия в капитале лиц, предоставляющих банковские услуги, либо увеличении их уставного капитала до размера, позволяющего злоупотреблять данным положением на рынке банковских услуг

в) вопросов о реорганизации лиц, предоставляющих банковские услуги, в форме слияния, присоединения, разделения, выделения; 

г) заявлений потребителей услуг или других лиц о злоупотреблении доминирующим положением и/или о нарушении прав потребителей; 

г-1) создания банковских групп, лицами, предоставляющими банковские услуги, которые зарегистрированы в Кыргызской Республике. 

е) и в других случаях, предусмотренных законодательством. 

3.2. При определении доминирующего положения лица, предоставляющего банковские услуги, принимается во внимание наличие общих интересов в рассматриваемых лицах, предоставляющих банковские услуги. 

3.3. Определение доминирующего положения лица, предоставляющего банковские услуги, на рынке банковских услуг осуществляется Национальным банком на основании информации, получаемой Национальным банком от лица, предоставляющего банковские услуги, официальных статистических данных, данных выборочных опросов клиентов лица, предоставляющего банковские услуги, данных независимых экспертов, информационных агентств, средств массовой информации. При необходимости, Национальный банк может запросить у лица, предоставляющего банковские услуги, о предоставлении дополнительных сведений или разъяснений по вопросам, возникшим в ходе проведения анализа (стратегических планов, информации об объемах услуг, сведений о конкурентах (существующих и потенциальных) и т.д.). 

3.4. При рассмотрении вопроса об определении доминирующего положения на рынке банковских услуг, проводится анализ рынка, включая: 

а) определение границ рынка банковских услуг; 

б) определение участников рынка; 

в) определение доли лица, предоставляющего банковские услуги, на рынке банковских услуг; 

г) проведение анализа барьеров для входа на рынок; 

д) определение оборотов (объемов) банковских услуг и долей лица, предоставляющего банковские услуги на рынке банковских услуг. 

3.5. Определение границ рынка банковских услуг. 

3.5.1. Границы рынка банковских услуг определяются на основе исследования (анализа) спроса и предложения банковской услуги, включая следующее: 

- характеристику услуг - определение вида банковской услуги - банковской операции (сделки), осуществляемой лицом, предоставляющим банковские услуги, и/или банковских операций (сделок) в совокупности; 

- систему распределения услуг и ее особенности - (определение географического рынка банковских услуг) - определение места предоставления банковской услуги потребителям на территории Кыргызской Республики; 

- состав потребителей услуг и их группы с точки зрения: (1) возможности потребителей приобрести банковскую услугу в другой части территории Кыргызской Республики, в том числе технические возможности; (2) экономической целесообразности приобретения банковской услуги в данной части территории Кыргызской Республики, в том числе существенность дополнительных расходов, включая транспортные расходы потребителя на получение банковской услуги в другой части территории Кыргызской Республики; (3) возможности для потребителей воспользоваться другими видами банковских услуг в случае изменения цен (чувствительность потребителей к изменениям цен); 

- барьеры для входа на рынок банковских услуг - (1) любые обстоятельства, мешающие новому лицу, предоставляющему банковские услуги на равных условиях конкурировать с уже существующими на рынке лицами, предоставляющими банковские услуги; (2) факторы, затрудняющие доступ на рынок банковских услуг (например, природные, административные, меры государственного регулирования); 

- определение конкурентов и/или потенциальных конкурентов - лица, предоставляющего банковские услуги, предоставляющего аналогичные услуги на рынке банковских услуг и его возможности по улучшению качества данного вида услуг и/или увеличению доли на рынке; 

- другие факторы, влияющие на предоставление банковских услуг и осуществление деятельности лица, предоставляющего банковские услуги. 

3.5.2. Определение границ рынка банковских услуг осуществляется с учетом: 

1) объема услуг, предоставляемых лицами, предоставляющими банковские услуги, на постоянной основе; 

2) возможности лица, предоставляющего банковские услуги, продолжительное время оказывать существенное влияние на рынок банковских услуг путем определения ценовых параметров или иных условий предоставления услуг; 

3) возможности влияния на конкуренцию путем ограничения (затруднения) доступа на рынок банковских услуг, в том числе создание препятствий расширению деятельности других лиц, предоставляющих банковские услуги. 

3.5.3. Анализ рынка определенного вида услуг осуществляется с учетом: 

1) факторов спроса: какие продукты и услуги потребители считают хорошими заменителями; 

2) данных об оценке предпочтений потребителей: каким образом потребители реагировали на повышение цен в прошлом; собственная оценка лицами, предоставляющими банковские услуги, границ соответствующего рынка: каким образом потребители отреагировали в прошлом на относительные изменения в ценах отдельных услуг лиц, предоставляющих банковские услуги. При этом не принимаются во внимание различия, механизмы и процедуры лиц, предоставляющих банковские услуги, по осуществлению (оказанию) банковских операций. 

3.5.4. Для определения границ банковского рынка (продуктового и географического рынков, рынка банковских услуг) может быть использован тест "гипотетического монополиста", приведенный в Приложении 1 к настоящему Положению. 

3.6. Определение участников рынка. 

3.6.1. Участники рынка определяются на основании данных, полученных при анализе границ рынка. При необходимости проводится опрос участников рынка банковских услуг. При этом, если при анализе участников рынка, будет выявлено, что небанковские организации, не лицензируемые и нерегулируемые Национальным банком (например, производственные, торговые и т.д.) постоянно или эпизодически осуществляют определенные операции, осуществляемые только лицами, предоставляющими банковские услуги, то данные по операциям этих компаний должны быть учтены. 

3.7. Определение доли лица, предоставляющего банковские услуги, на рынке банковских услуг, в том числе по любому виду банковских услуг: 

3.7.1. При определении доминирующего положения лица, предоставляющего банковские услуги, необходимо учитывать его долю на соответствующем рынке банковских услуг. 

3.7.2. Доля лица, предоставляющего банковские услуги, на рынке банковских услуг определяется исходя из соотношения суммы его оборота по определенному виду банковских услуг (по объему привлеченных депозитов, размещенных активов и т.д.) к общей сумме оборота банковских услуг лиц, предоставляющих банковские услуги в установленных границах рынка банковских услуг: 

  

, где 

  

объем услуг, оказываемых лицами, предоставляющими банковские услуги - совокупный объем определенного вида банковской операции (услуги), осуществляемой (оказываемой) лицом, предоставляющим банковские услуги, за определенный период времени (за год, за квартал, за месяц, за день). Объем услуг рассчитывается на основе аналитических данных оборотной ведомости по счетам лицом, предоставляющим банковские услуги, за рассматриваемый (отчетный) период; 

объем услуг, предоставляемых лицами, предоставляющими банковские услуги, за пределами Кыргызской Республики; 

общая сумма оборота банковских услуг - совокупный оборот по данному виду банковских операций (услуг), осуществленных (предоставленных) всеми лицами, предоставляющими банковские услуги, на территории Кыргызской Республики. 

3.7.3. При определении доли лица, предоставляющего банковские услуги, на рынке необходимо учитывать, что доля на рынке может измениться, если рассматриваемые услуги будут предоставлены другими лицами, предоставляющими банковские услуги, которые в настоящее время не предоставляют услуги, но с легкостью готовы это сделать, если цены на соответствующем товарном рынке начнут повышаться. 

3.7.4. В случае, если доля лица, предоставляющего банковские услуги, по определенному виду банковской операции/услуги превышает 35% и данной операцией/услугой пользуются все слои населения, то Национальный банк вправе устанавливать и применять ограничения в тарифной политике по данному виду операции/услуги или налагать дополнительные условия защиты потребителей. 

IV. Оценка конкурентности 

4.1. Для оценки уровня конкуренции рынка банковских услуг может использоваться индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана, который учитывается в совокупности с другими факторами и показателями деятельности лица, предоставляющего банковские услуги. Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяется по формуле: 

  

Н = Р21 + Р22 + ... + Р2i + ... Р2n, где: 

  

Н - показатель концентрации; 

Pi - процентная доля лица, предоставляющего банковские услуги на рынке. 

4.2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана используется для оценки концентрации рынка при рассмотрении вопросов реорганизации лица, предоставляющего банковские услуги в форме слияния, присоединения, разделения, выделения. 

4.3. Если показатель индекса Херфиндаля-Хиршмана превышает 1800, это характеризует низкую интенсивность конкуренции и высокую концентрацию рынка банковских услуг. 

4.4. В случаях поглощения и/или слияния лиц, предоставляющих банковские услуги, когда финансовое состояние одной из сторон характеризуется как "близкое к банкротству", в целях защиты интересов вкладчиков лица, предоставляющего банковские услуги, по усмотрению Национального банка, допускается превышение значения 1800 индекса Херфиндаля-Хиршмана. 

4.5. В случае, когда показатель индекса Херфиндаля-Хиршмана колеблется от 1000 до 1800, может быть запрещена сделка (по слиянию, поглощению), увеличивающая индекс более чем на 200 пунктов, если не будут установлены иные факторы, указывающие на то, что подобная мера не представляет угрозу для потребителей и не окажет негативного влияния на рынок банковских услуг. 

4.6. В случае, когда показатель индекса Херфиндаля-Хиршмана в целом по рынку банковских услуг превышает 1800, сделки (по слиянию, поглощению), увеличивающие индекс Херфиндаля-Хиршмана на 100 и более пунктов, рассматриваются как нарушение антимонопольного законодательства и не допускаются, если не будут установлены иные факторы, указывающие на то, что подобная мера не представляет угрозу для потребителей и не окажет негативного влияния на рынок банковских услуг. 

 

V. Заключительные положения 

5.1. Для принятия решения по вопросу доминирующего положения лица, предоставляющего банковские услуги, на банковском рынке необходимо определить влияние данного лица, предоставляющего банковские услуги на рынок определенных банковских услуг с учетом всех данных, полученных в ходе проведения анализа, оценить имеющиеся факты злоупотребления занимаемым доминирующим положением, а также определить: 

а) может ли данное лицо, предоставляющее банковские услуги, играть существенную либо решающую роль в использовании своего положения при данных обстоятельствах и на данном рынке услуг; 

б) играет ли данное лицо, предоставляющее банковские услуги, эту роль в действительности, учитывая позиции конкурентов в отношении этого фактора или других уравновешивающих конкурентных преимуществ, которыми обладают конкуренты данного лица, предоставляющее банковские услуги, доминирующее положение которого определяется; 

в) каково влияние условий входа на рынок; 

г) льготы или иные привилегии, имеющиеся у лица, предоставляющего банковские услуги (льготы, предоставленные государством в виде льгот на налоги и т.д.); 

д) решения Национального банка и других уполномоченных государственных органов по ограничению или установлению каких-либо лимитов; 

е) влияние существующих ограничений входа (выхода) на рынок на развитие рассматриваемого вида услуг и в целом на развитие рынка; 

ж) возможность входа на рынок других участников рынка или нового лица, предоставляющего банковские услуги, в течение ближайших двух лет; 

з) достаточность количества участников на рынке для поддержания конкуренции. 

5.2. В случае, если доминирующее положение лица, предоставляющего банковские услуги влияет на качество предоставляемой потребителю услуги, либо увеличивает ее стоимость, либо может привести к возникновению финансового риска и/или монопольного положения на рынке банковских услуг и операций, Национальный банк вправе устанавливать соответствующие ограничения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

  

  

  

Приложение 1 

к Положению "Об определении доминирующего положения на рынке банковских услуг" 

ТЕСТ 

на определение "гипотетического монополиста" 

В соответствии с тестом "гипотетического монополиста" определяются продукты и услуги данного лица, предоставляющего банковские услуги и определяется возможность того, что произойдет, если лицо, предоставляющее банковские услуги предпримет попытку небольшого, но продолжительного увеличения цены - SSNIP ("small but significant non-transitory increase in price" - "малого, но продолжительного роста в цене"), и будет "удерживать" увеличение цены в диапазоне от 5 до 10 процентов на протяжении длительного периода времени. 

Если такое повышение может повлечь переход значительного количества потребителей на альтернативные услуги, то данные услуги должны быть включены в соответствующий продуктовый рынок. 

Аналогичный тест должен быть проведен в отношении определения соответствующего географического рынка. Если данное лицо, предоставляющее банковские услуги решает повысить цены от 5 до 10 процентов, то из каких географических областей другие лица, предоставляющие банковские услуги будут пытаться осуществить поставку данной услуги для потребителей? 

При этом необходимо учитывать следующие три условия: 

Первое: Возможно, что результаты теста SSNIP покажут, что потребители выбирают другие продукты или услуги, поскольку гипотетический монополист уже взимает монополистическую цену. Например, если цена за пользование услугами гипотетического монополиста увеличилась достаточно высоко, то физические лица - потребители могут отказаться от банковских услуг и хранить сбережения в наличной форме вне банковской системы, или проводить платежи посредством других инструментов. Таким образом, гипотетически можно предположить более высокое увеличение цены (возможно от 20 до 25 процентов) чтобы оценить влияние одного лица, предоставляющего банковские услуги (предполагаемого монополиста) на рынок. 

Второе: использование долей рынка для определения монопольной власти - измерение рыночной власти. В данном случае, доли на рынке служат в качестве доказательств существования доминирования - имеет ли данное лицо, предоставляющее банковские услуги, возможность повысить цены выше гипотетического конкурентного уровня, при этом, не неся прямых и существенных потерь в продажах. 

Третье: применения конкурентной политики в отношении лица, предоставляющего банковские услуги, предлагающих "группу" финансовых услуг. Предполагается, что потребители используют конкретное лицо, предоставляющее банковские услуги из-за способности лица, предоставляющего банковские услуги предложить "группу" услуг. Например, возможно, что потребитель хочет быть постоянным клиентом только тех лиц, предоставляющих банковские услуги, которые предлагают услуги по текущим, сберегательным счетам, по ипотечному кредитованию или по проведению различных платежей. Таким образом, необходимо определить соответствующий рынок среди банковских услуг в отношении предоставления группы услуг, а не только возможности лица, предоставляющего банковские услуги по оказанию какой-либо одной услуги.