Выборка положений из НПА НБКР, регулирующих деятельность ФКУ в платежной системе,
относящихся к защите прав потребителей финансовых услуг
Положение о безналичных расчетах в Кыргызской Республике
IV. Взаимоотношения участников безналичных платежей.
4.2.2. Банки несут ответственность за несвоевременное списание (зачисление) денежных средств со счетов (на счета) клиентов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики или договорами, заключенными с клиентами.
Инструкция о порядке проведения платежей в Системе пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей в Кыргызской Республике
4. Прием и обработка первичных платежных документов в банке-отправителе
4.1. Банк-отправитель принимает бумажный платёжный документ от клиента в двух экземплярах. Один экземпляр бумажного платежного документа остается в банке-отправителе, другой экземпляр возвращается клиенту с отметкой о приеме его к исполнению. С момента получения клиентом экземпляра платежного документа с отметкой банка – плательщика о приеме его к исполнению данный платеж является для клиента безотзывным и окончательным.
Политика по управлению рисками в платежной системе Кыргызской Республики.
4.2. Распределение ответственности по окончательности и безотзывности платежей
4.2.3. Платежное поручение становится безотзывным и окончательным для клиента-отправителя в момент получения платежного документа банком-плательщиком и дебетования счета клиента. Платежное поручение становится окончательным для клиента-получателя в момент кредитования банком-получателем счета получателя. Данные положения должны быть включены в договор, подписанный между коммерческим банком и его клиентом.
5.4. Ограничение рисков в системе расчетов с использованием банковских платежных карт
5.4.2. Для ограничения рисков и защиты прав держателей карт правила системы расчетов с использованием банковских платежных карт и типовые договора должны быть опубликованы с целью широкой информированности общественности. Держатель карты должен быть предварительно ознакомлен с правилами и типовыми условиями Договора до того, как ему будет выдана карта.
Положение «Об основных требованиях к функционированию платежной системы Кыргызской Республики при возникновении нештатных ситуаций в платежной системе»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.2. Настоящее Положение определяет основные понятия и требования к функционированию платежной системы Кыргызской Республики и действиям персонала при возникновении нештатных ситуаций в платежной системе, связанных с:
• перебоями энергоснабжения;
• сбоями аппаратного или программного обеспечения;
• сбоями каналов связи системы;
• нарушением регламента работы системы;
• несанкционированным доступом к системе;
• мошенничеством;
• форс-мажорными обстоятельствами.
4.2. МОШЕННИЧЕСТВО В ЗНАЧИМЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМАХ.
4.2.2. Оператор и участники (эмитенты) ЗПС должны иметь внутренние процедуры с указанием в них, как минимум:
• ограничений по доступу персонала к базе данных системы (к информации о номерах карт, кодовых словах, фамилии, имени, отчестве держателя карты, об образце подписи и т.д.) и список сотрудников персонала системы, имеющих такой доступ; ответственность и санкции за нарушение ограничений;
• системы защиты от мошенничества при эмиссии карт,
• порядка обработки заявлений клиентов и получения карт, включающего требования по обязательной идентификации и проверке клиента;
• порядка возврата захваченных банкоматами карт.
Постановление Правительства Кыргызской Республики и НБКР «Об установлении сроков прохождения платежей в платежной системе Кыргызской Республики об ответственности за нарушение сроков их прохождения» от 11.03.2004г. №144/1/6.
1. Установить сроки прохождения платежей в национальной валюте Кыргызской Республики:
- между банками в пределах Кыргызской Республики – не более одного банковского дня;
- между клиентами банков в пределах Кыргызской Республики – не более двух банковских дней;
-для платежей с использованием пластиковых карт и платежей путем взноса наличных денежных средств для дальнейшего перевода – не более двух банковских дней.
… …
4. Установить, что в случае несвоевременного зачисления средств на счета кредитов клиенты вправе требовать у банков выплату процентов за неисполнение денежного обязательства в размере тройной действующей учетной ставки Национального банка Кыргызской Республики от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, если иной, более высокий, размер процентов не предусмотрен законодательством Кыргызской Республики.
Отчет по надзору (оверсайту) за функционированием платежной системы Кыргызской Республики за 2 квартал 2012 г.
2.2. Мошеннические операции в системе расчетов с использованием платежных карт
По результатам анализа данных, получаемых от коммерческих банков в рамках ПРБО по мошенническим транзакциям, в системах расчетов платежными картами в течение 2-го квартала 2012 года были зафиксированы 38 сомнительных операций.
Из всех сомнительных транзакций 19 транзакций с картами идентифицируется, как явно мошеннические на общую сумму около 98 766 сомов, из них 18 транзакции с использованием 3-х карт международной системы «VISA Int.» (финансовые риски на сумму около 93 566 сом.) и 2 транзакции с использованием национальной системы «Элкарт» (финансовые риски на сумму 5 200 сом.).
Основными причинами, приведшими к возможности проведения указанных мошеннических операций и, как следствие, возникновению финансовых потерь является несоблюдение держателями карт правил безопасности и нарушение условий договора с банком, выдавшим им карту (не был ограничен доступ к платежным картам третьих лиц, не обеспечена конфиденциальность и сохранность ПИН-кодов, несвоевременное уведомление своего банка об утере карты).
Другие сомнительные транзакции были выявлены и попытки получения наличных были отвергнуты системой. Банки финансовых потерь не понесли.