УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта нормативного правового акта
Национальный банк Кыргызской Республики (далее – Национальный банк) извещает о начале проведения анализа регулятивного воздействия по вопросу правового регулирования цифрового сома и сборе предложений заинтересованных лиц.
В целях исполнения и реализации пункта 3. Раздела 9 Концепции цифрового сома, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 25 мая 2022 года № 2022-П-14/32-3-(ПС), проработка правовых и регуляторных вопросов внедрения цифрового сома, а также внесения изменений/дополнений в законодательство Кыргызской Республики, Национальным банком инициируется проведение анализа регулятивного воздействия к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесений изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросу правового статуса цифровой валюты «цифровой сом» и проработки регуляторных вопросов цифрового сома».
Цифровой сом – дополнительная форма национальной валюты Кыргызской Республики (кыргызского сома), которая будет эмитироваться Национальным банком в цифровой форме и являться его обязательством и третьей формой денег.
В настоящее время в Кыргызстане существуют две формы национальной валюты сом – наличные денежные знаки (сом, тыйын), эмитируемые Национальным банком, и безналичные платежи – в виде денежных средств на счетах в коммерческих банках и в Национальном банке.
В Национальном банке корреспондентские счета открываются коммерческим банкам, Центральному казначейству Министерства финансов Кыргызской Республики и другим специальным участникам. Модель реализации проекта по прототипу цифрового сома – двухуровневая розничная модель, что не будет отличаться/меняться от действующего цикла взаиморасчетов между участниками и роли участников. Роль эмитента, роль участников и пользователей сохранится. Единственным различием реализации проекта является его технологическое решение, эксклюзивность/инновационность по доступу финансовой доступности в отдаленных регионах республики, оплата платежей без доступа Интернета (офлайн-платежи), безопасность и способы заключения цифровых контрактов (smart-contract) между участниками платежных систем на платформе цифрового сома, что ускорит процесс расчетов в режиме реального времени.
2. Цель предлагаемого регулирования
Целью предлагаемого регулирования является проработка вопроса о введении правового статуса третьей формы денег Кыргызской Республики путем внесения изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики:
- конституционный Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики»;
- Гражданский кодекс Кыргызской Республики;
- Бюджетный кодекс Кыргызской Республики;
- Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности»;
- Закон Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики»;
- Закон Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов»;
- Налоговый кодекс Кыргызской Республики;
- Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях
- и др.
3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования
Проработка правовых и регуляторных вопросов внедрения цифрового сома и разработка изменений в законодательство Кыргызской Республики позволит выработать перечень конкретных рекомендаций для юридической значимости и создания сбалансированной нормативной правовой среды для функционирования цифрового сома. Помимо этого, будут определены и разработаны необходимые изменения в законодательство Кыргызской Республики, в том числе для закрепления терминологического аппарата, роли, права и обязанности участников системы, регуляторные механизмы для контроля возможных рисков, аспекты ПФТД/ЛПД и т.д.
4. Оценка возможных неблагоприятных последствий
С введением цифрового сома негативных последствий не ожидается, так как цифровой сом не будет ограничивать население в использовании наличных и безналичных денег в повседневной жизни.
5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства – адресатов предлагаемого регулирования
Предлагаемое регулирование касается деятельности Национального банка как эмитента цифрового сома и оператора платформы цифрового сома, участников платежных систем, Центрального казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики, бюджетных организаций и пользователей цифрового сома с использованием цифрового кошелька.
6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением
Введение предлагаемого регулирования повлечет дополнительные финансовые расходы из бюджета Национального банка и участников платежных систем.
7. Приблизительная оценка расходов и выгод республиканского бюджета, связанных с введением предлагаемого регулирования
Реализация данного законопроекта сократит расходы Национального банка на изготовление наличных денежных знаков за счет введения правового статуса цифрового сома и переводов денежных средств в цифровой форме.
К уведомлению прилагается:
1. Перечень вопросов для участников публичных консультаций:
- являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем внесения изменений в вышеуказанные законодательные акты Кыргызской Республики, или достаточно будет регулирования на уровне нормативных правовых актов Национального банка;
- является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения;
- является ли предлагаемый способ решения проблем (внесение изменений в законы Кыргызской Республики) наиболее предпочтительным;
- какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого изменения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики;
- какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого изменения в законодательные акты Кыргызской Республики;
- существуют ли более эффективные альтернативные способы решения проблем;
- общее мнение относительно предлагаемого изменения в законодательные акты Кыргызской Республики;
- какие еще законодательные акты Кыргызской Республики в рамках вышеописанных проблем необходимо пересмотреть и, возможно, внести изменения комплексно.
Перечень вопросов может быть расширен.
Контакты и сроки для обсуждения предложений:
1. Предложения принимаются: |
|
- по электронной почте |
abakesarieva @nbkr.kg / mail@nbkr.kg |
- на почтовый адрес |
720001, Кыргызская Республика, г. Бишкек, пр. Чуй 168 Национальный банк Кыргызской Республики |
2. Срок приема предложений не позднее |
10 февраля 2024 года |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее |
19 февраля 2024 года |