Вернуться назад

  

  

Приложение 

к постановлению Правления Национального банка  

Кыргызской Республики 

от 26 апреля 2023 года  

№ 2023-П-12/27-8-(НПА) 

Положение «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском при предоставлении проектного финансирования 

коммерческими банками» 

1. Общие положения 

1. Настоящее Положение распространяется на все коммерческие банки, в том числе банки, осуществляющие операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, с учетом специфики их деятельности  

и терминологии, применяемой при осуществлении банковских операций, а также  

на Государственный банк развития Кыргызской Республики (далее банки). 

2. Целью настоящего Положения является определение минимальных требований по управлению кредитным риском при предоставлении проектного финансирования  

на территории Кыргызской Республики, в том числе по иcламским принципам финансирования. 

3. Проектное финансирование форма финансирования проектов, при которой основным источником погашения долговых обязательств служат потоки денежных поступлений и доходов, генерируемых от реализации финансируемого проекта

Проектное финансирование не относится к бланковым кредитам. 

4. В зависимости от масштаба и срока финансируемые проекты классифицируются как краткосрочные и долгосрочные.  

Краткосрочное проектное финансирование предоставляется для реализации конкретных этапов проекта со сроком от 1 до 3 лет.  

Долгосрочное проектное финансирование предоставляется для реализации всех этапов проектов со сроком более 3 лет.  

5. Проектное финансирование основывается на таких принципах, как доходность, срочность, платежеспособность, безопасность и целевой характер финансирования. 

6. Банк в рамках осуществления проектного финансирования вправе предоставлять финансирование путем инвестирования в капитал проекта или предоставления кредита с целью создания или увеличения капитала. 

При инвестировании в капитал проекта банк должен активно участвовать  

в управлении текущей деятельностью проекта с правом голоса и/или принятия решений на уровне органов управления в целях успешной реализации проекта и повышения эффективности участия банка в капитале.  

Банк вправе совместно с другими банками, фондами развития, юридическими  

и физическими лицами участвовать в капитале финансируемого проекта. При этом банку необходимо предусмотреть в соглашении/договоре свои права и обязанности  

по управлению проектом.  

Создание и/или приобретение дочерних и зависимых компаний в рамках проектного финансирования осуществляется в соответствии c банковским законодательством.  

Получателями проектного финансирования могут выступать юридические лица  

и индивидуальные предприниматели. 

7. Проектное финансирование может быть обеспечено акциями и/или долей участия в капитале финансируемого объекта. 

При этом в случае предоставления кредита с целью создания или увеличения капитала проектное финансирование может быть обеспечено другим имуществом согласно законодательству Кыргызской Республики.  

8. Размер инвестиций в каждый проект, включая любые финансовые вложения  

и выданные кредиты, должен составлять менее 10 процентов от собственного (регулятивного) капитала банка. Общий размер таких инвестиций не может превышать 50 процентов от собственного (регулятивного) капитала банка. Для банков, осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, менее 30 процентов от собственного (регулятивного) капитала банка. Общий размер таких инвестиций не может превышать 60 процентов  

от собственного (регулятивного) капитала банка.  

 

2. Инвестиционная политика и стратегия банка 

 

9. Проектное финансирование осуществляется в соответствии с инвестиционной политикой и стратегией банка, утверждаемых Советом директоров банка и одобренных Шариатским советом банка, осуществляющего операции по исламским принципам финансирования.  

10. Банк самостоятельно определяет виды проектов, формирует инвестиционный портфель при осуществлении своей инвестиционной деятельности и устанавливает процентные ставки в пределах требований, установленных законодательством Кыргызской Республики.  

В банке, осуществляющем операции по исламским принципам финансирования, должен быть установлен перечень видов деятельности, в которые не дозволено инвестировать средства согласно стандартам шариата, а также перечень инвестиций, которые привели банк к потерям в прошлом. 

11. Инвестиционная политика, включающая деятельность банка по проектному финансированию, должна как минимум включать в себя следующее: 

- краткосрочные/среднесрочные/долгосрочные планы банка; 

- целевые рынки и их общие характеристики, которые банк планирует достичь  

(в том числе уровень диверсификации, планируемые показатели при оценке качества проектного финансирования и т.д.); 

- основные источники финансирования (банку необходимо указать источники финансирования, за счет каких средств планируется осуществлять проектное финансирование и т. д.); 

- требование о проведении анализа косвенно-валютного риска; 

- соотношение доли инвестиций к активам банка; 

- для целей анализа требование по правовому, финансовому и рыночному анализу инвестиционных возможностей банка с учетом прогнозных значений, финансового состояния и риск-аппетита банка; 

- ожидаемую прибыль; 

- возможные издержки, связанные с возвратом активов, подверженных кредитному риску; 

- требование о проведении анализа инвестиционного портфеля. В банке должны быть документы, регламентирующие порядок по проведению такого анализа, который позволит оценивать сопутствующие риски проектного финансирования; 

- информацию по соблюдению экономических нормативов и показателей банка; 

- организационную структуру банка, технические возможности и потенциал (квалификации, штатная численность) персонала и руководства банка, ответственных  

за осуществление деятельности по проектному финансированию.  

12. Бизнес-план/стратегия банка может включать инвестиционную деятельность банка отдельным/дополнительным разделом. 

13. В инвестиционной политике должны быть отражены все основные положения, касающиеся участия в проектном финансировании. 

Общие положения, включая: 

- состав потенциальных участников проекта; 

- виды проектного финансирования в зависимости от целей финансирования и других условий; 

- лимиты финансирования; 

- сроки финансирования; 

- критерии оценки платежеспособности участника проекта; 

- процентные ставки и методы их установления; 

- требования к финансовой информации участника проекта; 

- географические ограничения; 

- валюта финансирования; 

- критерии оценки стоимости и приемлемости обеспечения, в том числе по оценке рисков, в случае, если предмет залога является долей в капитале проекта; 

- контроль за соблюдением процедуры участия в проектном финансировании; 

- требования по использованию банком гарантий в качестве обеспечения проектного финансирования; 

- соотношение доли участия в проектном финансировании к активам; 

- удельный вес каждого финансируемого проекта в кредитном портфеле; 

- условия продления и механизмы выхода из проектного финансирования; 

- и другие. 

14. Совет директоров банка с учетом пункта 8 настоящего Положения должен утвердить приемлемый уровень участия банка в осуществлении проектного финансирования, установить систему лимитов на каждый инвестиционный проект, инструменты и процедуры управления кредитным риском, систему внутреннего аудита инвестиционного портфеля.

15. Правление банка несет ответственность за исполнение инвестиционной политики и стратегии банка, для чего обязано разработать и внедрить в деятельность банка политики и процедуры по выявлению, измерению, мониторингу и контролю рисков в соответствии с требованиями нормативных актов Национального банка. 

Комитет по финансированию соответствующего уровня банка, осуществляющего операции по исламским принципам финансирования, в целях снижения рисков, связанных с проектным финансированием, в каждом отдельном случае может обратиться в Шариатский совет банка для получения рекомендаций и заключений. 

 

3. Организация работы банков по проектному финансированию 

 

16. Организация проектного финансирования начинается с момента получения банком заявки на финансирование проекта на условиях, предусмотренных настоящим Положением.  

17. В банке должен быть установлен порядок рассмотрения заявок на финансирование проекта с детальным описанием бизнес-процесса на каждом этапе рассмотрения, который является неотъемлемой частью организации проектного финансирования, а также должны быть установлены минимальные требования, предъявляемые к проекту. 

18. Банк для проведения анализа денежных потоков проекта и определения целесообразности финансирования проекта должен запросить у заявителя как минимум следующие документы на бумажном носителе или в форме электронного документа: 

1) заполненную заявку на финансирование: вид деятельности, размер оборотных средств, структуру доходов (выручки) в разрезе валют (при финансировании в иностранной валюте), план реализации проекта и основные бизнес-партнеры при их наличии и др.; 

2) копии учредительных документов, заверенные нотариально или печатью юридического лица и подписью руководителя в случае, когда в соответствии с законодательством невозможно нотариальное заверение копий (если заявитель юридическое лицо); 

3) бизнес-план с обязательным указанием как минимум следующей информации: 

- цель и задачи проекта; 

- описание технических и экономических путей реализации проекта; 

- общая планируемая стоимость реализации проекта; 

- планируемый объем финансирования с выделением размера собственных средств (собственный капитал), размер требуемого финансирования, средства партнеров по проекту и бюджетных средств при наличии; 

- прогноз денежных поступлений (денежного потока), которые должны охватывать весь срок проектного финансирования и планируемый размер прибыли в течение реализации проекта; 

- план-график реализации проекта по годам (промежуточные периоды могут быть предусмотрены специальным контрактом) с указанием ключевых событий проекта и лиц, ответственных за реализацию соответствующих мероприятий; 

- анализ рисков реализации проекта, в том числе макроэкономических, демографических, политических, географических факторов, способных негативно повлиять на реализацию проекта, анализ чувствительности проекта, дополнительные перспективы, возможности расширения и (или) масштабирования проекта в будущем; 

4) финансовую отчетность заявителя за последние отчетный год (при наличии). Если заявитель юридическое лицо, которое обязано проходить ежегодный аудит согласно законодательству Кыргызской Республики, то финансовая отчетность должна быть подтверждена внешним аудитором. При этом если юридическое лицо должно предоставлять промежуточную финансовую отчетность согласно законодательству Кыргызской Республики, тогда банк должен запросить данную отчетность у юридического лица

5) гарантии (поручительства) с указанием гаранта (поручителя), суммы гарантии (поручительства) и др. (если участники требуют предоставления гарантии (поручительства), а также финансовую отчетность гаранта (если гарант юридическое лицо) при необходимости); 

6) заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя;  

7) сведения об участнике проектного финансирования, хранящиеся в электронной базе данных юридических лиц, филиалов (представительств); 

8) перечень закладываемого имущества, виды которого также должны быть указаны в договоре о залоге при дальнейшем его составлении, а также документы, подтверждающие права владения (если обеспечением является движимое/недвижимое имущество), права пользования и другие документы в соответствии с внутренними документами банка; 

9) прочие необходимые банку документы, в том числе для оценки проекта (контракты, договоры, рекомендательные письма, выписки из государственных реестров, информация из кредитного бюро и т. п.), которые могут быть предоставлены в форме электронного документа или на бумажном носителе.  

19. При анализе проекта оценка затрат и доходов осуществляется с учетом распределения рисков между участниками проекта.  

20. Банк для принятия решения о выдаче или отказе в финансировании проекта составляет заключение, в котором указывается целесообразность предоставления или причины отказа заявителю в финансировании проекта. 

21. Банк вправе осуществлять финансирование проектов в виде кредитных линий с учетом выполнения условий и/или реализации конкретных этапов проекта, которые определены договором. 

22. Банк вправе финансировать проекты с недостаточным обеспечением при следующих условиях: 

- при наличии опыта работы заявителя в сфере финансируемого проекта, а также с учетом деловой репутации заявителя в данной отрасли по реализации аналогичных проектов; 

- при наличии первоначального взноса заявителя не менее 10 процентов от стоимости финансируемого проекта. 

При этом банк должен оценить перспективу финансируемого проекта и возможные риски при реализации проекта. Банк также должен установить внутренние лимиты по финансированию проектов с недостаточным капиталом в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения.  

23. Документация по проектному финансированию включает договор, устанавливающий основные условия (стоимость финансирования, срок финансирования, способы использования денег, возврат, гарантии, меры в случае недобросовестного исполнения обязательств сторонами и так далее).  

 

4. Мониторинг проектного финансирования 

 

24. Банку необходимо обеспечить комплексную систему постоянного выявления, оценки, мониторинга и контроля сопутствующих рисков для осуществления проектного финансирования согласно требованиям нормативных правовых актов Национального банка. 

25. Банк должен проводить мониторинг за целевым использованием средств финансирования. 

26. Банк не реже одного раза в месяц проводит мониторинг проектов, включая финансовое состояние финансируемого субъекта, денежные потоки в рамках реализации проекта, рентабельность проекта и другие параметры.  

27. В процессе мониторинга реализации проектов банку необходимо сопоставлять финансовые показатели с плановыми показателями проекта и при отклонении выяснять причину. 

28. Банк должен проводить анализ рисков и чувствительность на основе собранной информации и принимать меры по оптимизации/корректировке деятельности проекта.  

29. Банк на периодической основе должен предоставлять информацию о проектах в рамках проектного финансирования на Комитет по управлению активами и пассивами банка для осуществления контроля за общей структурой баланса банка, мониторинга структуры активов и пассивов, а также для обеспечения соблюдения политики по управлению активами и пассивами. 

30. Независимая оценка инвестиционного портфеля должна проводиться самостоятельным отделом/управлением риск-менеджмента либо риск-менеджером банка, независимым от процесса выдачи финансирования. Результаты независимой оценки и рекомендации по снижению риска и формированию достаточного уровня резервов должны предоставляться не реже одного раза в месяц Правлению банка и не реже одного раза в квартал Совету директоров банка. 

31. Совет директоров периодически, но не реже одного раза в квартал, рассматривает проекты, профинансированные банком, финансовые и экономические показатели участников проектного финансирования и при необходимости вносит необходимые рекомендации и решения по снижению рисков. 

 

5. Классификация активов, предоставляемых  

в рамках проектного финансирования 

 

32. Для своевременного покрытия потенциальных потерь и убытков, а также в целях определения реального финансового состояния и эффективности реализации проектов, банки обязаны постоянно проводить оценку качества своих активов, предоставляемых в рамках проектного финансирования, и создавать резервы на покрытие потенциальных потерь и убытков. 

33. В связи с возможными различными толкованиями определений, категорий классификации вводятся количественные и качественные характеристики. Совокупность двух и более признаков определяют категорию классификации, если иное не установлено данным Положением.  

34. Оценка качества активов и их классификация, согласно данному Положению, распространяются на активы банка, предоставляемые в рамках проектного финансирования. 

35. Банки могут классифицировать активы, предоставляемые в рамках проектного финансирования, как «нормальные активы» в случае: 

1) если актив обеспечен не менее чем на 50 процентов от размера выдаваемого актива поручительством, выданным решением Кабинета Министров Кыргызской Республики; 

2) если актив обеспечен гарантией гарантийного фонда. При этом банк должен одновременно соблюдать все следующие условия:  

- более 50 процентов активов гарантийного фонда являются безрисковыми активами на день выдачи гарантии;  

- объем активов, обеспеченных гарантией гарантийного фонда, не должен превышать суммы высоколиквидных активов гарантийного фонда более чем в два раза.  

В целях настоящего пункта под «безрисковыми активами» необходимо понимать ценные бумаги Кабинета Министров Кыргызской Республики и Национального банка, а также срочные депозиты, размещенные в банках, соответствующие следующим условиям:  

- наличие значительной доли государственного участия и/или доли участия органов государственной власти Кыргызской Республики со специальным статусом;  

- отсутствие ограничений в перечне разрешенных банковских операций в национальной и/или иностранной валютах;  

- соблюдение экономических нормативов и требований;  

- отсутствие введенных специальных режимов.  

3) если актив обеспечен залогом, который покрывает в полном объеме основную сумму финансирования и сумму процентной ставки; 

4) если актив выдан за счет средств фондов развития, созданных в рамках межгосударственных (межправительственных) соглашений (далее Фонд развития); 

5) если актив гарантирован гарантией, выданной Фондом развития, который обеспечен денежными средствами Фонда развития, размещенных в коммерческом банке, при одновременном соблюдении следующих условий: 

- объем активов, гарантированных Фондом развития, не должен превышать остаток денежных средств Фонда развития, размещенных в коммерческом банке не более чем в два раза;  

- договор гарантии между Фондом развития и банком должен предусматривать право банка по безакцептному списанию денежных средств по возникшим перед банком просроченным платежам по обязательствам, гарантированным гарантиями Фонда развития, с текущих счетов Фонда развития, открытых и обслуживаемых в банке, в течение пяти рабочих дней;   

- минимальный остаток денежных средств Фонда развития на текущих счетах в банке должен поддерживаться на уровне не менее 50 процентов от балансовой стоимости кредитов банка, выданных под гарантию Фонда развития до полной реализации общего объема финансирования;  

- в случае безакцептного списания денежных средств Фонда развития по возникшим перед банком обязательствам, гарантированным гарантиями Фонда развития, Фонд развития должен пополнить текущий счет в банке в течение трех рабочих дней как минимум на сумму списанных средств.  

36. В случае проявлении следующих признаков банки должны классифицировать активы как «актив под наблюдением» с созданием резерва в размере 15 процентов: 

- полное отсутствие обеспечения актива или актив обеспечен менее 50 процентов от размера выдаваемого кредита; 

- просроченность возврата по основной сумме и/или процентам, на срок не более 30 (тридцати) дней;   

- отсутствие возможности проведения мониторинга и контроля за целевым использованием средств, в том числе анализа исполнения плановых показателей проекта, в связи с отсутствием информации, либо из-за отсутствия экспертов по оценке;    

- снижение ликвидности обеспечения (снижение цен, падение курса валюты) либо появление тенденции ухудшения финансового состояния гаранта/поручителя (если актив обеспечен гарантией/поручительством);    

- проявление тенденций к ухудшению финансового состояния клиента, отклонение финансовых показателей от плановых показателей проекта;    

- изменение рыночных условий, которые могут повлиять на возврат актива.    

37. При проявлении следующих признаков банки должны классифицировать актив как «субстандартный» с созданием резерва в размере 25 процентов:  

- просроченная задолженность по плановым платежам от 30 до 90 дней;  

- недостаточные денежные потоки для оплаты задолженности;  

- наличие у заемщика просроченной задолженности более 30 дней по основной сумме и/или процентам по любому другому кредиту в данном банке и/или другой финансово-кредитной организации;  

- при повторной реструктуризации актива, который обладал признаками «актива под наблюдением». 

38. Актив, полностью обеспеченный поручительством/гарантией, необходимо классифицировать как «субстандартный» (с созданием резерва в размере 25 процентов) при наступлении 60-го дня просроченности по платежам. 

39. При проявлении следующих признаков банки должны классифицировать актив как «сомнительный» с созданием резерва в размере 50 процентов: 

- просроченная задолженность по основной сумме и/или процентам составляет от 90 до 180 дней;   

- финансовое состояние клиента серьезно ухудшилось (либо клиент находится на грани банкротства), отклонение реализации финансируемого проекта от планируемого графика;   

ухудшение финансового состояния поручителя/гаранта и/или контрагента клиента, получившего кредит в рамках финансируемого проекта;  

- зависимость выплаты задолженности в основном от реализации залога или за счет средств поручителя/гаранта;  

- повторная реструктуризация актива, который обладал признаками «субстандартного актива». 

40. Актив, полностью обеспеченный поручительством/гарантией, необходимо классифицировать как «сомнительный» (с созданием резерва в размере 50 процентов) при наступлении 90-го дня просроченности по платежам. 

41. Актив должен классифицироваться как «потери» при просроченной задолженности более 180 дней, при этом качественные признаки такого актива при его классификации не применяются. 

 

6. Классификация инвестиций  

в капитал по проектному финансированию  

 

42. Инвестиции в капитал компании классифицируются как минимум как «субстандартные» с созданием резерва в размере 25 процентов.   

43. Банки могут классифицировать инвестиции в проектное финансирование как «нормальный» актив в случае выполнения следующих требований:  

- компания осуществляет деятельность не менее 4 (четырех) лет;  

- имеет устойчивое финансовое состояние (безубыточное), подтвержденное финансовой отчетностью за последние 3 (три) года, заверенной независимой аудиторской организацией (если заявитель обязан проходить ежегодный аудит согласно законодательству Кыргызской Республики) и промежуточную финансовую отчетность (если заявитель должен предоставить согласно законодательству Кыргызской Республики) и положительные финансовые долгосрочные перспективы развития;  

- имеет достаточный опыт в реализации проектов и информацию о их полной положительной реализации, подтвержденные результатами тщательного анализа рентабельности/доходности проекта; 

- комплексный мониторинг и контроль за целевым использованием средств, в том числе контроль за проведением закупок и поставок на ежемесячной основе; 

- анализ реализации инвестиционного проекта, в том числе рентабельность, самоокупаемость и другие параметры;  

- участие в управлении инвестиционным проектом; 

- анализ финансовых показателей с показателями, предусмотренными инвестиционным проектом. 

44. В случае объявления компании неплатежеспособной, в капитал которой банки инвестировали активы, такие инвестиции должны быть классифицированы как «потери».   

45. РППУ по инвестициям в капитал компании должен создаваться на общий размер инвестиций банка в данную компанию.   

7. Дополнительные требования к классификации актива 

по проектному финансированию  

 

46. Требования Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков», утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 21 июля 2004 года № 18/3, применяются к банкам в части, не противоречащей настоящему Положению. 

47. При наличии разногласий в вопросе отнесения актива к той или иной категории классификации между банком и проверяющими инспекторами банковского надзора в обязанность банка входит представление соответствующего анализа и доказательства правильности своей классификации.   

48. В случае несоблюдения требований настоящего Положения либо представления недостоверной и/или неполной информации Национальный банк вправе применить к банку меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.