Кайта келүү

  

  

Утверждено 

постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики 

от 26 мая 2010 года N 36/7 

ПОЛОЖЕНИЕ 

об основных требованиях к деятельности коммерческих банков при заключении агентского договора по предоставлению банковских розничных услуг 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 августа 2013 года N 32/5, 30 сентября 2015 года № 59/5, 28 июня 2017 года № 2017-П-14/28-3, 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11, 15 августа 2018 года № 2018-П-14/33-5) 

1. Общие положения 

1. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 28 июня 2017 года № 2017-П-14/28-3) 

2. Целью Положения "Об основных требованиях к деятельности коммерческих банков при заключении агентского договора по предоставлению банковских розничных услуг" (далее - Положение) является определение основных требований к коммерческим банкам (далее - банк) при осуществлении ими деятельности по расширению доступа к финансовым услугам путем привлечения розничных агентов по предоставлению розничных банковских услуг населению от имени банка и создания инфраструктуры внеофисного банкинга (branchless banking). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 июня 2017 года № 2017-П-14/28-3) 

3. Действие настоящего Положения распространяется на банки и розничных агентов, заключивших агентский договор о предоставлении банковских розничных услуг населению от имени банка в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности", "О платежной системе Кыргызской Республики", "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", "О кредитных союзах", "О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности" (далее - законодательство Кыргызской Республики), настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 июня 2017 года № 2017-П-14/28-3) 

4. Банк может привлекать в качестве розничного агента юридическое лицо или индивидуального предпринимателя в соответствии с требованиями настоящего Положения. При этом ответственность за исполнение обязательств агентами в пределах договора несет банк. 

Розничные агенты могут предоставлять: 

- расширенный спектр банковских розничных услуг; 

- ограниченный спектр банковских розничных услуг. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11) 

5. К расширенному спектру банковских розничных услуг относятся: 

- прием и проведение платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах, и способах проведения платежей; 

- осуществление денежных переводов посредством систем денежных переводов; 

- выдача и прием бланков и передача их в банк для оформления кредитов овердрафт; 

- погашение кредитов; 

- пополнение банковского счета; 

- распространение/погашение электронных денег; 

- выдача наличных денежных средств с банковских карт; 

- прием платежей в бюджет (штрафы, налоги, таможенные сборы). 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11, 15 августа 2018 года № 2018-П-14/33-5) 

6. К ограниченному спектру банковских розничных услуг относятся: 

- прием и проведение платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах, и способах проведения платежей; 

- погашение кредитов; 

- распространение/погашение электронных денег; 

- выдача наличных денежных средств с банковских карт; 

- прием платежей в бюджет (штрафы, налоги, таможенные сборы). 

(В редакции постановленияй Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11, 15 августа 2018 года № 2018-П-14/33-5) 

6-1. Банк при привлечении розничного агента для распространения/погашения электронных денег должен соблюдать требования Национального банка, установленные в Положении "Об электронных деньгах в Кыргызской Республике", утверждаемом постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики. В случае несоблюдения требований нормативных правовых актов, Национальный банк вправе применить меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11) 

7. Условия предоставления банком клиенту банковских розничных услуг через розничного агента устанавливаются в договоре между банком и его агентом. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

7-1. Агентам расширенного спектра банковских розничных услуг и агентам ограниченного спектра банковских розничных услуг запрещается: 

- прием лотерейных ставок, за исключением государственных (национальной) лотерей, проводимых в режиме реального времени; 

- прием платежей за лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11) 

2. Используемые термины и определения 

8. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 15 августа 2018 года № 2018-П-14/33-5) 

9. Банковская агентская сеть - система, включающая в себя расчетный банк, розничных агентов, осуществляющих деятельность по предоставлению отдельных видов банковских услуг на основании заключенных между ними агентских договоров. 

9-1. Баркод (barcode) - штриховой код, машинно-читаемый код, набор геометрических символов, расположение которых описано в соответствующих товарах/объектах и т.д. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11) 

10. Розничный агент - юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, подписавшее агентский договор с банком о предоставлении от имени банка розничных банковских услуг, в том числе через сеть розничного агента. Розничные агенты подразделяются на агентов, предоставляющих расширенный спектр услуг, и на агентов, предоставляющих ограниченный спектр банковских розничных услуг в соответствии с пунктом 25 настоящего Положения. 

(Абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11) 

(Абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11) 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5, 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11) 

11. Собственная сеть розничного агента - это филиалы, отделения розничного агента, осуществляющие деятельность на основании Устава или договоров, заключенных с розничным агентом. 

12. Гарантийный взнос - денежные средства в сумме, определенной агентским договором или приложением к нему, являющиеся обеспечением расчетов по платежам, зачисленные агентом на счет банка с условием регулирования их остатка в зависимости от разницы между входящими и исходящими платежами. По согласованию между расчетным банком и розничным агентом, счет может быть заблокирован банком в рамках лимита, согласованного сторонами, до окончания срока действия договора с правом банка изменять суммы лимита, в зависимости от оборота розничного агента. Сумма лимита устанавливается в виде норматива, определенного в процентах, с учетом всех рисков, присущих данной деятельности. 

13. Мобильный платеж - распоряжение банку о списании денежных средств со счета клиента, инициированное клиентом при помощи мобильного телефона посредством SMS/USSD-сообщения, для проведения расчета за товары/услуги в пользу получателя и/или в пользу розничного агента. 

14. Плательщик - клиент, физическое или юридическое лицо, осуществляющее внесение денежных средств розничному агенту или банку в целях исполнения денежных обязательств перед поставщиком (получателем денежных средств), в том числе предоплаты за услуги поставщика. 

15. Получатель - поставщик товаров и/или услуг, юридическое лицо, за исключением кредитных организаций, имеющий договор банковского обслуживания с банком, в пользу которого посредством банковской агентской сети поступают денежные средства от плательщиков за потребленные товары и/или услуги этого поставщика. 

16. Расчетный банк - банк или его филиал, в котором розничный агент имеет расчетный счет по учету денежных средств, полученных от плательщиков, и используемый для проведения расчетов только в пользу определенных получателей. 

17. Терминал - аппаратно-программный комплекс различных типов, в том числе pos-терминалы, специализированные прикассовые устройства, стационарное оборудование, мобильные устройства карманного типа, переносные терминалы и кассовые аппараты, автоматы самообслуживания (специализированные автоматы и банкоматы, предназначенные для приема платежей), а также расчетный веб сервер для авторизации транзакций в сети Интернет, позволяющий устанавливать связь с главным процессингом, формировать, отправлять сообщения в сеть платежной системы банка и принимать сообщения, поступающие из нее. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

17-1. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11) 

18. Кобрэндинг (Co-branding) - комплекс маркетинговых мероприятий банка и агента по совместному продвижению продуктов или услуг, которые объединяют брэндовые имена банка и агента. 

19. Сообщение USSD (USSD - команда, Unstructured Supplementary Services Data) - технология передачи текстовых сообщений, альтернативная SMS, особенность которой заключается в том, что отправленные сообщения не хранятся в базе данных оператора сотовой связи. Может использоваться операторами связи для сообщения баланса счета плательщику, активации карт оплаты и других сервисов, в том числе инициализации совершения мобильного платежа. 

3. Порядок заключения агентского договора и управление рисками 

20. Банковские розничные услуги предоставляются розничным агентом на основании агентского договора с банком о предоставлении банковских розничных услуг, в котором должны предусматриваться: 

1) перечень банковских розничных услуг с указанием лимитов сумм, которые могут осуществляться розничным агентом; 

2) способ предоставления банковских розничных услуг и получения доступа к ним (через Интернет, по коммутируемым и иным каналам связи, с использованием Интернет-киосков, телефона, персонального компьютера или других устройств); 

3) тарифы на банковские розничные услуги с учетом комиссии розничного агента. При расчете комиссий розничного агента банк принимает во внимание вид банковской розничной услуги, затраты на обеспечение безопасности и надежности предоставления данной услуги клиентам, затраты на организацию, управление и поддержку технического и технологического процесса предоставления услуги, издержки на обеспечение контроля рисков и конфиденциальности данных в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

4) права и обязанности сторон, возникающие при предоставлении банком и розничным агентом услуг по банковской агентской сети, включая право банка осуществлять надзор за деятельностью розничного агента; 

5) процедуры безопасности, включая порядок аутентификации и подтверждения прав клиента на получение банковских розничных услуг; 

6) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, возникающих при предоставлении розничным агентом банковских розничных услуг. При этом в агентском договоре в обязательном порядке должна быть предусмотрена ответственность банка за ненадлежащее исполнение или неисполнение его розничным агентом своих обязанностей перед клиентами; 

7) порядок, сроки и объемы отчетности розничного агента перед банком об операциях клиентов; 

8) основания приостановления и прекращения предоставления банковских розничных услуг с предварительным и/или без предварительного уведомления сторон; 

9) способы разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при предоставлении розничным агентом банковских розничных услуг; 

10) контактные телефоны и адреса для обращения в банк по вопросам, связанным с предоставлением банковских розничных услуг. 

21. При заключении договора банк предоставляет розничному агенту информацию о банковских розничных услугах. Правила, порядок и условия предоставления банковских розничных услуг определяются внутренними документами банка, утвержденными уполномоченным органом банка. Данная информация должна быть помещена на веб-сайте банка, если банк предоставляет банковские розничные услуги через розничных агентов. 

22. При предоставлении электронных банковских услуг обмен информацией между банком и его розничным агентом осуществляется с использованием электронной цифровой подписи и/или посредством динамической идентификации клиента или иными способами, обеспечивающими безопасность передачу данных. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

23. Допускается предоставление электронных банковских услуг через телефон и/или другие устройства (терминал разного типа) без использования электронной цифровой подписи и динамической идентификации клиента на основе применения процедур безопасности, установленных внутренними правилами банка и агентским договором. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

4. Требования к банкам при работе с розничным агентом 

24. В зависимости от стратегии банк вправе развивать банковскую агентскую сеть по предоставлению банковских розничных услуг с целью: 

1) оптимизации деятельности филиалов банка путем перераспределения функций между филиалом банка и розничным агентом; 

2) расширения и сегментации перечня розничных услуг по категориям клиентов или по географическому месторасположению; 

3) расширения пунктов доступа к своим услугам для клиентов и привлечения клиентов в отдаленных регионах с невысоким уровнем дохода; 

4) предоставления дистанционных банковских и платежных услуг без необходимости расширения филиальной сети банка и передача розничному агенту полномочий по обработке массовых платежей на небольшие суммы в отдаленных районах с невысоким уровнем дохода. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

25. Банк, руководствуясь документами по управлению рисками и управления информационными системами, должен разработать критерии по выбору розничного агента, основываясь на следующих категориях агентов в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка: 

1) Агентами по предоставлению расширенного спектра банковских розничных услуг являются юридические лица, резиденты Кыргызской Республики, которые имеют лицензию Национального банка на один из следующих видов банковской деятельности и банковские операции: 

а) на осуществление деятельности для микрофинансовых организаций; 

б) на осуществление деятельности кредитных союзов; 

в) на осуществление деятельности по оказанию услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах, и способах проведения платежей; 

г) на осуществление деятельности по проведению обменных операций с наличной иностранной валютой. 

2) Агентами по предоставлению ограниченного спектра банковских розничных услуг являются агенты, не подпадающие под агентов по предоставлению расширенного спектра банковских розничных услуг, являющиеся юридическими лицами/индивидуальными предпринимателями, резидентами Кыргызской Республики, не имеющие/имеющие лицензию Национального банка на осуществление деятельности банковских/платежных услуг, а также государственное предприятие "Кыргыз почтасы".  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11) 

25-1. Банк при выборе розничного агента должен принимать во внимание следующие параметры: 

1) наличие доверия к агенту со стороны клиентов и стабильность его деятельности в том сегменте рынка, в котором банк намерен предоставлять банковские розничные услуги; 

2) удобство доступа для клиентов к банковским розничным услугам с точки зрения места расположения розничного агента, наличия квалифицированного персонала, помещений, с учетом их технической укрепленности; 

3) наличие доверия к розничному агенту со стороны банка, проверка кредитной истории, наличие политики ведения учета по хозяйственной деятельности, качественное ведение кассовых операций и наличие контроля по операциям с наличными денежными средствами у розничного агента; 

4) наличие банковского счета у розничного агента, квалифицированного персонала по работе с информационными технологиями, наличие или способность в организации необходимых коммуникационных каналов связи для взаимодействия с банком, наличие помещений для создания точки доступа к банковским розничным услугам; 

5) наличие потенциала по совмещению банковских розничных услуг с основной деятельностью розничного агента, открытость к осуществлению своей деятельности в рамках кобрэндинга с банком, от имени банка, а также готовность и способность агента к увеличению объемов бизнеса. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

26. Банк заключает агентский договор с розничным агентом и открывает расчетный счет розничного агента для отражения операций с наличными и безналичными денежными средствами по проводимым клиентами операциям в соответствии с условиями заключенного агентского договора между банком и розничным агентом. Условия агентского договора должны содержать, что банк несет ответственность перед клиентами за действие своих розничных агентов в пределах и в соответствии с подписанным договором между банком и агентом. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5, 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11) 

27. Банк разрабатывает и предоставляет розничному агенту структуру лимитов по каждой банковской операции, руководство и процедуры по осуществлению операции, составленные с учетом операционных рисков и рисков ликвидности для розничных агентов. 

Лимиты по обналичиванию денежных средств через банковские платежные карты через розничных агентов не должны превышать 150 расчетных показателей в день на одного держателя карты. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5, 15 августа 2018 года № 2018-П-14/33-5) 

28. Банк разрабатывает и предоставляет розничному агенту унифицированные стандарты и правила по каждому виду банковской операции, предлагаемой через розничного агента, для полной информированности розничного агента и обеспечения в случае необходимости операционной совместимости с информационной системой розничного агента с целью надежного, безопасного и качественного обслуживания клиентов. Ответственность за качественное предоставление розничным агентом банковских розничных услуг возлагается на банк. 

29. Банк в рамках банковской агентской сети создает единую информационную систему и базу данных о мошеннических операциях, совершенных с использованием современных платежных инструментов, для обеспечения безопасности и принятия, превентивных мер по снижению рисков. 

30. Банк с целью обеспечения надежности и качества предоставляемых клиентам услуг через розничного агента предпринимает необходимые меры для предотвращения рисков, разрешения конфликтных ситуаций, выявления обстоятельств, приводящих к угрозе для репутации банка или наносящих урон интересам одного или нескольких клиентов по каждому виду банковских услуг, предоставляемых розничным агентом банка от имени банка. 

31. Банк исключительно в рамках исполнения условий агентского договора для обеспечения непрерывности проведения платежей клиентов и управления рисками создает гарантийный (резервный) фонд, обязывая розничного агента внести денежные средства на расчетный счет в сумме, определенной агентским договором, либо предоставляет розничному агенту беспроцентный овердрафт по его расчетному счету на случай возникновения потерь у розничного агента. 

32. Банк несет ответственность за осуществление его розничным агентом деятельности в соответствии с требованиями законодательства о противодействии финансированию терроризма и отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, в части идентификации плательщиков и получателей в соответствии с принципом "знай своего клиента", применяя более гибкий подход для потребителей с низким уровнем дохода. 

33. Банк должен осуществлять внутренний контроль и систематическую проверку деятельности розничного агента по исполнению условий договора и качества предоставляемых через розничного агента банковских услуг. Банк несет ответственность перед клиентом в случае мошенничества и/или халатности, со стороны розничного агента. Банк назначает ответственное лицо/подразделение банка для рассмотрения жалоб клиентов и разрешения спорных ситуаций по операциям, проводимым по банковской агентской сети в пределах и в соответствии с подписанным договором с агентом. 

Банк на ежеквартальной основе, в срок до 10 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным периодом, предоставляет в Национальный банк сведения по заключенным договорам с розничными агентами по форме, установленной в Приложении 1 к настоящему Положению. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5, 28 июня 2017 года № 2017-П-14/28-3) 

34. Банк при выборе розничного агента при предоставлении расширенного спектра банковских розничных услуг должен руководствоваться техническими требованиями по оснащенности согласно Инструкции "О единых требованиях по технической укрепленности финансово-кредитных учреждений и порядке их охраны в Кыргызской Республике", утвержденными приказом Министерства внутренних дел Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики от 11 февраля 2010 г. № 97/24-0, установленными по группе 5. Условия соблюдения требований данной Инструкции со стороны агента должны быть закреплены в договоре между банком и агентом. Данные требования не распространяются на агентов, предоставляющих ограниченный спектр банковских услуг, указанных в пункте 25 Настоящего Положения. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

34-1. Банк при выборе розничного агента при предоставлении ограниченного спектра банковских розничных услуг, должен как минимум учитывать следующее: 

- наличие патента на осуществление предпринимательской деятельности; 

- обучение агента по предоставлению банковских розничных услуг; 

- в зависимости от лимитов, установленных для агентов в торгово-сервисных предприятиях, предусмотреть соответствующие меры физической безопасности в зависимости от вида предоставляемых услуг; 

- в случае, если агент предоставляет услуги только в безналичной форме, техническая оснащенность и другие меры обеспечения физической безопасности не требуются. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

5. Требования к розничным агентам 

35. Розничный агент должен иметь программно-аппаратный комплекс, позволяющий присоединяться к системе банка и поставщика и передавать данные о платежах клиентов. 

36. Розничный агент несет ответственность за обеспечение физической безопасности персонала и ведение операций с наличными денежными средствами. 

37. Розничный агент обязан самостоятельно обеспечивать достаточный объем денежных средств на расчетном счете в банке для проведения платежей и расчетов клиентов в рамках агентского договора, если иное не оговорено агентским договором. 

38. Розничный агент на основании заключенного с банком агентского договора осуществляет деятельность по предоставлению банковских розничных услуг клиентам от своего имени и от имени банка, за счет банка и/или за свой счет, через агентскую сеть. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

39. Розничный агент в случае необходимости предоставляет банку гарантийный взнос для обеспечения гарантии расчетов и исполнения обязательств розничным агентом по предоставлению банковских розничных услуг клиентам. 

40. Розничный агент предоставляет банковские розничные услуги от имени банка строго в соответствии с правилами и инструкциями, предоставленными банком. Розничный агент представляет отчеты об операциях клиентов банку в сроки и объемах, указанных в агентском договоре. 

41. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

42. Розничный агент осуществляет прием платежей в целях исполнения денежных обязательств плательщиков и обеспечивает своевременные расчеты с банком, включая исполнение требований о расходовании наличных денег, поступивших в кассу розничного агента, в соответствии с условиями агентского договора и законодательством Кыргызской Республики. 

43. Розничный агент использует контрольно-кассовую машину с фискальной памятью и контрольной лентой и соблюдает требования законодательства Кыргызской Республики о применении контрольно-кассовой машины при осуществлении наличных денежных расчетов. 

44. Розничный агент обеспечивает в каждом пункте обслуживания клиентов предоставление следующей информации клиентам: 

1) наименование розничного агента и его идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес места нахождения головного офиса; 

2) наименование банка, от имени которого предоставляются банковские розничные услуги, с указанием номера банковской лицензии, адрес места нахождения головного офиса банка; 

3) (утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

4) адреса места осуществления платежа; 

5) (утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

6) инструкции, правила проведения операций и тарифы на услуги с указанием информации о размере комиссионного вознаграждения, уплачиваемого клиентом, в случае его взимания; 

7) номера контактных телефонов банка и розничного агента; 

8) (утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5)  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

45. Розничный агент должен выдать плательщику кассовый (электронный) чек в момент приема/выдачи наличных денежных средств в качестве подтверждения об осуществлении операции в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5, 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11) 

6. Порядок проведения платежей и расчетов 

46. Способы, методы, условия приема платежей, соблюдение сроков прохождения платежей, а также требования по идентификации плательщика устанавливаются в договоре между банком и розничным агентом. 

47. Денежное обязательство плательщика перед получателем считается исполненным с момента получения кассового чека, выданного розничным агентом плательщику после осуществления расчета или получения услуг. 

48. Розничный агент может взимать с плательщика комиссионное вознаграждение в соответствии с тарифами, установленными банком, если это предусмотрено условиями агентского договора. При этом информация о тарифах должна быть размещена в месте, доступном для всеобщего ознакомления. Розничный агент не вправе устанавливать и взимать с плательщика какие-либо дополнительные суммы за свои услуги сверх установленных тарифов. 

49. Осуществление расчетов по платежам клиентов с получателями, в пользу которых поступили денежные средства от плательщиков, производится путем перевода денежных средств с расчетного счета розничного агента в банк в сроки, установленные в агентском договоре, заключенном между банком и розничным агентом. В свою очередь банк обязуется перечислить денежные средства в сторону получателей в сроки, установленные договором с получателями. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

50. При ошибочной оплате банк или розничный агент должен произвести отмену проведенного расчета. Отмена расчета производится при предоставлении документа, подтверждающего проведение соответствующего платежа. Порядок отмены произведенных платежей и расчетов устанавливается в агентском договоре. 

51. Информация о принятых платежах должна храниться в аппаратно-программном комплексе и на электронных носителях банка и/или у розничного агента сроком пять лет. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11) 

52. Взаиморасчеты между банком и розничным агентом осуществляются в соответствии с установленными правилами банка на основе агентского договора, заключенного между банком и розничным агентом. 

7. Требования к банковской агентской сети 

53. Инфраструктура банковской агентской сети строится банком и его агентом на основе применения информационно-коммуникационных технологий для организации и обеспечения обмена информацией между системами банка и розничного агента при проведении клиентами операций по банковскому счету через розничного агента. 

54. Банковская агентская сеть должна исключать возникновение расчетного риска для клиента и банка, вне зависимости от основной деятельности розничного агента, и розничный агент является посредником между банком и клиентами по обеспечению наличных денежных средств вне официальных учреждений банка. 

55. Любая операция клиента, проходящая по банковской агентской сети, должна быть зарегистрирована в электронном виде, как в системе банка, так и в системе розничного агента и отражена на расчетном счете агента в банке. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

56. Банковская агентская сеть должна обеспечить безопасность проведения операций клиентов через розничного агента путем применения специальных средств по идентификации и авторизации всех участников при осуществлении операции (персональный идентификационный номер, персональная карта доступа, уникальный секретный ключ, автоматизированная система присвоения уникального авторизационного кода по каждой операции и другие). 

57. Операции клиентов по снятию/пополнению наличных денежных средств по банковскому счету клиента осуществляются путем отражения сумм пополнения/выдачи на расчетном счете розничного агента в банке. 

58. Банковская агентская сеть должна обеспечить минимизацию возникновения кредитного риска по операциям клиентов по снятию/пополнению наличных денежных средств или проведению платежа, проводимым в режиме реального времени, путем проведения авторизации в режиме реального времени и подтверждения достаточности средств на расчетном счете розничного агента или клиента для выполнения операции. 

59. Банковская агентская сеть должна обеспечить безопасность проведения платежей, в т.ч. платежей с использованием банковских платежных карт. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 июня 2017 года № 2017-П-14/28-3) 

60. Розничный агент должен обеспечить установку автоматических средств предоставления подтверждения о проведенной операции клиентом (чек платежного терминала, подтверждение по мобильному телефону и другое), содержащего детали проведения операции (вид банковской операции, сумма операции, сведения о получателе/отправителе, а также сведения, идентифицирующие саму операцию, уникальный номер операции, сведения об устройстве, через которого проведена операция). 

61. Банк включает в договор с клиентом следующие условия по предоставлению розничных услуг через розничных агентов: 

1) обязанность клиента по соблюдению конфиденциальности при проведении операций через розничного агента в части использования банковских платежных карт или других средств доступа к банковскому счету; 

2) распределение ответственности между банком и розничным агентом по каждому виду банковской услуги, предоставляемой клиенту через розничного агента; 

3) величина комиссий и момент оплаты комиссий клиентом за проведение операций через розничного агента (в виде уплаты наличных денежных средств непосредственно розничному агенту при совершении операции, либо банк включает стоимость услуги в тарифы по ведению счета клиента); 

4) временной регламент доступа к банковским розничным услугам, предоставляемым через розничного агента; 

5) разрешение споров и предоставление клиентом жалоб или обращений в подразделение банка в случае возникновения необходимости у клиента; 

6) информирование клиента о черном списке агентов. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 июня 2017 года № 2017-П-14/28-3) 

8. Требование к автоматическим устройствам самообслуживания для приема платежей 

62. Розничный банковский агент при осуществлении платежей и расчетов с использованием устройств самообслуживания должен соблюдать исполнение следующих требований: 

1) терминал самообслуживания должен позволять плательщику ознакомиться с краткой инструкцией/информацией по использованию устройства самообслуживания для осуществления платежа за услуги поставщиков; 

2) терминал самообслуживания должен иметь прямое соединение с единым аппаратно-программным комплексом системы розничного агента, его размещение должно отвечать требованиям безопасности, установленным законодательством Кыргызской Республики; 

3) терминал самообслуживания, как и другие виды платежных терминалов, должен быть оснащен устройством по выдаче кассового чека в качестве подтверждения по проведенной операции, отвечающим требованиям настоящего Положения и законодательства Кыргызской Республики; 

4) для размещения терминала самообслуживания поставщик или розничный агент должен обладать всеми необходимыми документами, удостоверяющими его права на установку устройства самообслуживания в данном месте; 

5) банк или розничный агент должен назначить ответственное лицо для поддержания работы и проведения профилактических технических работ по обслуживанию терминала самообслуживания; 

6) (утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

7) (утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

63. Розничный агент должен обеспечить соблюдение следующих минимальных требований в случае предоставления розничных банковских услуг через платежные терминалы: 

1) терминал должен быть оснащен считывающим устройством, способным считывать информацию с банковских платежных карт с магнитной полосой или с микропроцессором. Терминал может быть оснащен также записывающим устройством, способным вносить необходимую запись на банковскую платежную карту в случае использования банковских платежных карт в режиме офлайн только для операций, специально указанных в агентском договоре и в договоре между клиентом и банком; 

2) платежный терминал должен быть оснащен цифровой клавиатурой, позволяющей клиенту вводить персональный идентификационный код и сумму платежа; 

3) платежный терминал должен быть обеспечен экраном, позволяющим клиенту визуально удостовериться в правильности набора информации по проводимой операции; 

4) платежный терминал должен быть оснащен набором инструментов по обеспечению криптографической защиты информации, передаваемой между платежным терминалом и основной системой банка. Длина ключа кодировки должна быть не менее 128 бит; 

5) платежный терминал должен быть оснащен печатающим устройством, способным выдавать чек в качестве подтверждения о проведенной транзакции. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 июня 2017 года № 2017-П-14/28-3) 

64. В зависимости от условий агентского договора по предоставлению банковских розничных услуг розничный агент может устанавливать платежные терминалы с полнофункциональной клавиатурой, позволяющей в случае необходимости вводить: 

- идентификационную текстовую информацию по клиенту; 

- устройства биометрического сканирования; 

- устройства сканирования баркодов. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11) 

65. Розничный агент не имеет права вносить изменения или использовать аппаратно-программный комплекс банковской агентской сети без согласия банка. 

66. В целях обеспечения безопасности принимаемых платежей и расчетов розничный агент должен соблюдать требования конфиденциальности банковской информации, а также исключать доступ к выданным банком техническим средствам по обслуживанию клиентов. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

67. В случае возникновения сбоев в работе аппаратно-программного комплекса и/или других выданных банком технических средств розничный агент сообщает об этом банку в срок и форме, установленными в агентском договоре. 

9. Заключительные положения 

68. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, разрешаются в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и обычаями делового оборота, принятыми в банковской практике. 

69. Все операции, проведенные розничным агентом по предоставлению банковских розничных услуг, должны храниться в том формате, в котором они были сформированы, отправлены или получены с соблюдением их целостности и неизменности в течение срока (пяти лет). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11) 

70. Банк должен вести базу данных своих агентов, содержащую как минимум следующую информацию: юридическое наименование агента, фактический адрес агента, номер телефона и перечень предоставляемых услуг, предоставлять ее по запросу Национального банка, в том числе при проведении проверок в рамках осуществления контроля и надзора за платежной системой Кыргызской Республики. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5) 

  

  

  

Приложение 1 

к Положению "Об основных требованиях к деятельности коммерческих банков при заключении агентского договора по предоставлению банковских розничных услуг" 

  

Наименование коммерческого банка 

_________________________________ 

За ________ квартал 20__ год. 

ОТЧЕТ 

по привлечению розничных агентов по предоставлению розничных банковских услуг населению от имени банка 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11) 

А. Розничные агенты, предоставляющие расширенный спектр услуг 

№ 

Наименование агента 

Местонахождение (адрес) 

Виды предоставляемых услуг 

  

  

  

  

  

  

  

  

Б. Розничные агенты, предоставляющие ограниченный спектр услуг 

№ 

Наименование агента 

Местонахождение (адрес) 

Виды предоставляемых услуг 

  

  

  

  

  

Исполнитель 

_________________________ 

(личная подпись) 

____________________________________ 

(инициалы, фамилия)