Вернуться назад

  

  

Приложение 

к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики 

от 28 декабря 2016 года № 51/1 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям 

(в редакции постановления Правления Нацбанка КР от от 8 июня 2017 № 2017-П-14\23-12-(ПС)  

Глава 1. Общие положения 

1. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 № 2017-П-14\23-12-(ПС)).  

2. Настоящее Положение определяет меры воздействия, порядок применения мер воздействия к операторам платежных систем (кроме банков и других финансово-кредитных организаций), платежным организациям, которые осуществляют свою деятельность на территории Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

3. Меры воздействия применяются Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением. 

4. Целью применения Национальным банком мер воздействия является защита интересов пользователей платежных систем, поддержание и обеспечение эффективности, безопасности и надежности платежных систем, противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности. 

5. Национальный банк имеет право применять меры воздействия к операторам платежных систем/платежным организациям в случаях: 

- нарушения законодательства Кыргызской Республики; 

- противодействия при осуществлении Национальным банком надзорных функций; 

- осуществления фиктивных и сомнительных операций, не имеющих реального покрытия, которые запрещены в соответствии с законодательством по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности Кыргызской Республики; 

- действия или бездействия операторов платежных систем/платежных организаций, которые влекут за собой угрозу интересам участников и пользователей платежных систем; 

- систематического предоставления (два и более раза в течение 12 (двенадцати) последовательных календарных месяцев) несвоевременной/неправильной/недостоверной/искаженной/неполной отчетности и/или иной информации в Национальный банк; 

- задержки начала деятельности в качестве оператора платежной системы/платежной организации более чем на 1 (один) год с момента выдачи лицензии. 

6. Национальный банк вправе направлять предупреждение в порядке информирования оператора платежной системы/платежной организации о том, что они нарушают определенные нормы и правила или занимаются деятельностью, угрожающей безопасности и надежности платежной системы, а также в целях предупреждения, что в дальнейшем к ним могут быть применены соответствующие меры воздействия. Предупреждение не является мерой воздействия. 

Глава 2. Меры воздействия и их применение 

7. Настоящим Положением определены следующие меры воздействия, применяемые к операторам платежных систем/платежным организациям: 

- предписание; 

- временное приостановление или ограничение на проведение отдельных видов платежей и операций в рамках лицензии; 

- отзыв лицензии. 

Национальный банк вправе применить штраф к операторам платежных систем/платежным организациям за административное правонарушение, в том числе выявленное в ходе инспекторских проверок, в порядке, предусмотренном в соответствии с Инструкцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере банковского законодательства, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 26 августа 2015 года № 49/9. 

8. Меры воздействия применяются в зависимости от ситуации, сложности и серьезности нарушения и последствий для пользователей и участников платежных систем. При применении мер воздействия не предусматривается их очередность и последовательность. 

9. Решение о применении соответствующих мер воздействия принимает Комитет по платежной системе Национального банка. 

10. Предписание об устранении выявленных нарушений в определенный срок направляется операторам платежных систем/платежным организациям в случаях: 

- непредставления финансовой отчетности или другой отчетности, определенной нормативными правовыми актами Национального банка, заключения внешнего аудитора и приложения к нему в установленные Национальным банком сроки; 

- предоставления в Национальный банк несвоевременной/неправильной/недостоверной/искаженной/неполной информации, в том числе в ходе проведения инспекторских проверок; 

- отсутствия технических документов, поддерживающих аппаратно-программный комплекс; 

- противодействия при осуществлении сотрудниками Национального банка надзорных функций; 

- нарушения банковского законодательства Кыргызской Республики. 

(в редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 № 2017-П-14\23-12-(ПС))  

11. Решение о временном приостановлении или ограничении на проведение отдельных видов платежей и операций в рамках лицензии принимается в зависимости от характера и степени нарушения. 

12. Решение о временном приостановлении лицензии применяется в любом из случаев: 

- систематического невыполнения оператором платежной системы/платежной организацией предписаний и/или требований Национального банка; 

- неплатежеспособности оператора платежной системы/платежной организации; 

- систематического противодействия сотрудникам Национального банка при исполнении ими надзорных функций. 

13. Ограничение на проведение отдельных видов платежей и операций в рамках лицензии принимается в случаях: 

- допущение систематических (2 и более раза в течение 12 последовательных календарных месяцев) нарушений банковского законодательства Кыргызской Республики;  

(в редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 № 2017-П-14\23-12-(ПС))  

 

- участие в операциях, запрещенных законодательством Кыргызской Республики, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности; 

- нарушения законодательства Кыргызской Республики, в том числе антимонопольного законодательства и законодательства по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности, и требований Национального банка в части регулирования деятельности операторов платежных систем/платежных организаций; 

- выявление неплатежеспособности или неисполнение финансовых обязательств перед поставщиками услуг и/или пользователями платежных услуг. 

14. В зависимости от того, устранены ли причины временного приостановления или ограничения на проведение отдельных видов платежей и операций, лицензия может быть восстановлена либо отозвана. 

15. Действие лицензии возобновляется Национальным банком со дня, следующего за днем истечения срока, на который было приостановлено действие лицензии, при условии устранения оператором платежной системы/платежной организацией нарушений требований либо до истечения установленного срока, на который было приостановлено действие лицензии в случае досрочного устранения нарушений требований оператором платежной системы/платежной организацией. 

16. В случае досрочного устранения выявленных нарушений оператор платежной системы/платежная организация уведомляет Национальный банк об этом в письменной форме с предоставлением соответствующих документов. Национальный банк, в свою очередь, вправе провести инспекторскую проверку. 

17. Национальный банк проводит инспекторскую проверку на предмет устранения выявленных нарушений в тридцатидневный срок либо не позднее пяти рабочих дней со дня получения уведомления оператора платежной системы/платежной организации о досрочном устранении нарушений. По результатам проверки направляет оператору платежной системы/платежной организации в письменной форме решение о возобновлении действия лицензии либо об отказе в ее возобновлении с соответствующим обоснованием и вносит соответствующие сведения в реестр. 

18. Лицензия считается возобновившей свое действие с даты внесения сведений об этом в реестр и уведомления оператора платежной системы/платежную организацию. Оператор платежной системы/платежная организация вправе обжаловать решение Национального банка об отказе в возобновлении действия лицензии в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. 

19. Отзыв лицензии производится в том случае, когда деятельность оператора платежной системы/платежной организации влечет за собой реальную угрозу интересам участников и пользователей платежных услуг и применяется в следующих случаях: 

- при нарушении законодательства Кыргызской Республики; 

- при выявлении неплатежеспособности или неисполнение (два и более раз в течение 12 (двенадцати) последовательных календарных месяцев) финансовых обязательств перед поставщиками услуг и/или пользователями платежных систем; 

- при задержке начала деятельности в качестве оператора платежной системы/платежной организации более чем на 1 (один) год с момента выдачи лицензии. 

20. Отзыв лицензии деятельности оператора платежной системы/платежной организации влечет за собой прекращение деятельности, указанной в лицензии, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

21. Комитет по платежной системе Национального банка может принять решение об отзыве лицензии без предварительного применения других мер воздействия для снижения рисков в платежной системе и защиты прав пользователей платежных систем. 

22. Решение Комитета по платежной системе Национального банка вступает в силу со дня его принятия и уведомления оператора платежной системы/платежной организации. 

23. Оператор платежной системы/платежная организация в течение трех рабочих дней после получения решения Комитета по платежной системе Национального банка об отзыве лицензии должен сдать оригинал лицензии в Национальный банк. 

24. Национальным банком вносится соответствующая запись об отзыве лицензии в реестр и размещается информация на официальном сайте Национального банка. 

25. При временном приостановлении или ограничении проведения отдельных видов платежей и операций, приостановлении/отзыве лицензии и добровольной ликвидации оператора платежной системы/платежной организации Национальный банк направляет уведомление во все коммерческие банки, поставщикам услуг, операторам платежных систем/платежным организациям. 

В целях ускорения процесса информирования, а также фиксирования времени и даты информирования Национальный банк направляет копию уведомления о применении меры воздействия на официальные электронные адреса участников платежной системы с возможным дальнейшим досылом бумажного варианта. 

Глава 3. Порядок завершения платежей оператора платежной системы/платежной организации 

26. С момента временного приостановления/отзыва лицензии или добровольной ликвидации оператор платежной системы/платежная организация должен полностью прекратить осуществление деятельности по: 

- приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах, и способах проведения платежей; 

- оказанию услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра. 

27. В случае, если с момента временного приостановления/ограничения/отзыва лицензии или добровольной ликвидации в систему оператора платежной системы/платежной организации поступили платежи (до момента отключения системы и при действующих договорах с поставщиками услуг и участниками платежных систем), то данные платежи должны быть приняты, завершены и оплачены оператором платежной системы/платежной организацией. Информация по завершению данных платежей должна быть представлена в бумажном виде в Национальный банк в срок не позднее следующего дня вручения, опубликования, оглашения или доведения до сведения решения Комитета по платежной системе Национального банка. 

Глава 4. Заключительные положения 

28. Обжалование мер по решению Комитета по платежной системе Национального банка о применении мер воздействия к операторам платежных систем/платежным организациям и/или их должностным лицам осуществляется в соответствии с Положением О досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами» утвержденным постановлением Правления Национального банка от 17 мая 2017 года №19/13.  

(в редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 № 2017-П-14\23-12-(ПС))  

 

29. В случае если оператором платежной системы/платежной организацией выступает банк или другое финансово-кредитное учреждение, то мера воздействия применяется в соответствии с Положением "О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики” 

(в редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 № 2017-П-14\23-12-(ПС))