Вернуться назад

МЕТОДОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ 

Базельский Комитет по банковскому надзору 

 

Базель 

 

Октябрь 1999 г. 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ОСНОВНЫМ ПРИНЦИПАМ 

 

Следующий перечень критериев по каждому из 25 Основных Принципов приводится под двумя различными заголовками: «основные критерии» и «дополнительные критерии». Основными критериями являются те элементы, которые должны быть в наличии для того, чтобы показать полное соответствие Принципу. Дополнительными критериями являются элементы, которые еще более усиливают надзор и рекомендуются для усовершенствованной финансовой стабильности и эффективного надзора. Они могут быть особенно уместными в отношении надзора банковских организаций с более сложной структурой или необходимыми в тех случаях, когда имеет место значительный объем международных операций или же когда местным рынкам присуща высокая степень изменчивости. 

Отдельные критерии в большей степени основываются на материалах, представленных в полном варианте Основных Принципов (сентябрь 1997 года) и в соответствующих документах Базельского Комитета по безопасным методам. Там, где это уместно, приводилась ссылка на документы. 

Необходимо отметить, что в то время как многие из критериев относятся к органу надзора, имеющему право на осуществление такой деятельности, как установление определенных стандартов и требований к банкам, они также могут содержаться в законах и правилах. И, наоборот, там, где упоминается, что существуют законы и\или правила по определенным вопросам, того же самого результата можно достичь с помощью методических указаний.  

 

Принцип 1: Эффективная система банковского надзора имеет четкие обязанности и задачи для каждого органа, участвующего в надзоре за банками. Каждый такой орган должен обладать независимостью действий и адекватными ресурсами. Также необходима соответствующая правовая основа по банковскому надзору, включая положения, касающиеся разрешения на открытие банковских учреждений и непрерывный контроль за ними; полномочия для рассмотрения соответствия законам, также как соображения безопасности; и правовую защиту сотрудников надзора. Необходимо наличие договоренностей об обмене информацией между сотрудниками надзора и защите конфиденциальности такой информации. 

 

Примечание: Принцип 1 разделен на шесть составных частей. Четыре из них больше нигде в Основных Принципах не повторяются. Однако, две части (3 и 4) рассматриваются более подробно в одном или нескольких последующих принципах. Что касается этих двух частей, поскольку критерии по ним будут рассмотрены в расширенном виде в других местах документа, в данном разделе будут определены только наиболее основополагающие и важные из них. 

 

1 (1): Эффективная система банковского надзора имеет четкие обязанности и задачи для каждого органа, участвующего в надзоре за банками.  

 

Основные критерии 

 

1. Разработаны и действуют законы о банковской деятельности и относительно (каждого из) органа (органов), участвующих в надзоре за банками. Обязанности и задачи каждого из органов четко определены. 

2. Законы и\или вспомогательные правила создают основу для минимальных пруденциальных норм, которые банки обязаны выполнять. 

3. Существует определенный механизм координации действий между органами, отвечающими за банковский надзор, и доказательство того, что он используется на практике. 

4. Орган надзора участвует в принятии решения о том, когда и как осуществлять правильное разрешение ситуации с проблемным банком (включающее закрытие, или помощь в реорганизации или слияние с более сильным учреждением). 

5. Изменения в банковские законы вносятся по мере необходимости с тем, чтобы они были эффективными и соответствовали изменяющейся отраслевой и регуляторной практике. 

 

Дополнительные критерии 

1. Орган надзора определяет задачи и подлежит регулярной проверке его деятельности в свете его обязанностей и задач с помощью прозрачной отчетности и процесса оценки. 

2. Орган надзора способствует тому, чтобы информация о финансовой устойчивости и результатах деятельности под его юрисдикцией была доступна для общества. 

 

1 (2): Каждый такой орган должен обладать независимостью действий и адекватными ресурсами.  

 

Основные критерии 

1. На практике не имеется значительного свидетельства вмешательства правительства или отрасли в независимость действий каждого органа и в его возможность получать и размещать ресурсы, необходимые для выполнения порученных ему функций.  

2. Орган надзора и его сотрудники обладают доверием, основывающемся на их профессионализме и честности. 

3. Каждый орган финансируется таким образом, чтобы это не подрывало его самостоятельность или независимость и позволяло бы ему осуществлять эффективный надзор и контроль. Сюда относятся, кроме прочего: 

· Шкала заработной платы, позволяющая органу надзора привлекать и удерживать квалифицированных сотрудников; 

· Возможность найма специалистов со стороны для разрешения особых ситуаций; 

· Бюджет и программа обучения, позволяющая постоянную возможность повышения квалификации для сотрудников; 

· Бюджет для приобретения компьютеров и другого оборудования, достаточного для оснащения сотрудников инструментами, необходимыми для проверки и анализа деятельности банковской отрасли; 

· Бюджет командировочных расходов, позволяющих осуществлять очный надзор на должном уровне. 

 

Дополнительные критерии 

 

1. Руководитель каждого органа назначается на минимальный срок и может быть отстранен от должности в течение этого срока только по причинам, предусмотренным законом. 

2. В случаях, когда руководитель органа отстраняется от должности, следует публично раскрывать причины отстранения. 

 

1 (3): Также необходима соответствующая правовая основа по банковскому надзору, включая положения, касающиеся разрешения на открытие банковских учреждений и непрерывный контроль за ними. 

 

Примечание: Этот компонент Принципа 1 подробно рассматривается в Принципах, относящихся к Лицензированию и структуре (2 5), Пруденциальному регулированию и требованиям (6 15), Методике непрерывного банковского надзора (16 20), и Требованиям к информации (21). 

 

Дополнительные критерии 

 

1. Закон определяет орган (или органы), ответственные за выдачу и отзыв банковской лицензии. 

2. Закон наделяет органы надзора полномочиями установления пруденциальных правил административно (без изменения законов). 

3. Закон наделяет орган надзора полномочиями требовать от банков предоставления информации в такой форме и с такой частотой, с какой это необходимо. 

1 (4): Также необходима соответствующая правовая основа по банковскому надзору, включая … полномочия для рассмотрения соответствия законам, также как соображения безопасности. 

 

Примечание: Данный компонент Принципа 1 более подробно рассматривается в Принципе 22, относящемся к Официальным полномочиям органа надзора

 

Основные критерии 

 

1. Закон дает возможность органу надзора обеспечивать соответствие с законами и безопасность банков, которые он курирует. 

2. Закон позволяет органу надзора применять решения качественного характера при формулировании своего заключения. 

3. Орган надзора освобождает доступ к банковской документации для проверки соответствия внутренним правилам и лимитам, также как и общим законам и положениям. 

4. В случаях, когда, по мнению органа надзора, банк не соответствует законам и положениям и занимается или по всей вероятности может заниматься небезопасной деятельностью, закон наделяет орган надзора полномочиями: 

· Принимать (и\или требовать от банка принятия) незамедлительных профилактических мер; 

· Применить ряд санкций (включая отзыв банковской лицензии). 

 

1 (5): Также необходима соответствующая правовая основа по банковскому надзору, включая ….правовую защиту органов надзора. 

 

Основные критерии 

 

1. Закон обеспечивает правовую защиту органа надзора и его сотрудников против исковых претензий за действия, предпринятые во время исполнения ими своих обязанностей по доброй воле. 

2. Орган надзора и его сотрудники надлежащим образом защищены от затрат, связанных с защитой своих действий, предпринятых во время исполнения ими своих обязанностей по доброй воле. 

 

1 (6): Необходимо наличие договоренностей об обмене информацией между сотрудниками надзора и защите конфиденциальности такой информации. 

 

Основные критерии 

 

1. Существует система сотрудничества и обмена информацией между всеми местными органами, несущими ответственность за безопасность финансовой системы. 

2. Существует система сотрудничества и обмена информацией с иностранными органами, отвечающими за надзор за банковскими операциями, которые имеют значительный интерес для местных органов надзора. 

3. Орган надзора: 

 

· Может предоставлять конфиденциальную информацию другому органу надзора финансового сектора; 

· Должен принимать достаточные меры для того, чтобы любая конфиденциальная информация, переданная другому органу надзора, рассматривалась получающей стороной как конфиденциальная; 

· Должен принимать достаточные меры для того, чтобы любая конфиденциальная информация, переданная другому сотруднику органа надзора, использовалась только для целей надзора. 

1. Орган надзора должен отклонять любое требование (за исключением предписания суда или поручения законодательного органа) предоставления конфиденциальной информации, которой он владеет. 

 

Принцип 2: Необходимо четко определить допустимые виды деятельности учреждений, получающих лицензии и подлежащих надзору в качестве банков, а использование слова «банк» в названиях следует контролировать, насколько это возможно. 

 

Основные критерии 

 

1. В законах или положениях дается четкое определение термина «банк». 

2. Допустимые виды деятельности учреждений, получающих лицензии и подлежащих надзору в качестве банков, четко определяются либо органами надзора, либо законами и положениями. 

3. Использование в названиях слова «банк» и любых его производных, таких как «банковский», ограничивается лицензированными и контролируемыми учреждениями во всех случаях, в которых иначе общественность могла бы быть дезориентирована. 

4. Право привлечения соответствующих банковских вкладов от населения сохраняется за учреждениями, которые имеют лицензии и подлежат надзору. 

 

Принцип 3: Лицензирующий орган должен иметь право устанавливать критерии и отклонять заявления тех учреждений, которые не соответствуют установленным стандартам. Процесс лицензирования, как минимум, должен включать в себя оценку структуры собственности банковской организации, директоров и высшего руководства, ее рабочего плана и механизмов контроля и прогнозируемого финансового состояния, включая базу капитала; в тех случаях, когда предполагаемый владелец или родительская организация являются иностранным банком, следует предварительно получить согласие органа надзора страны его местонахождения. 

 

Основные критерии 

 

1. Лицензирующий орган имеет право устанавливать критерии для лицензирования банков. Они могут основываться на критериях, определенных законом или положением. 

2. Критерии для выдачи лицензии соответствуют критериям, применяемым при непрерывном надзоре. 

3. Лицензирующий орган имеет право отклонить заявления, если не выполняются критерии или предоставляется несоответствующая информация. 

4. Лицензирующий орган выносит решение о том, что предлагаемые правовая и управленческая структуры банка не препятствуют эффективному надзору.  

5. Лицензирующий орган принимает решение о пригодности крупных акционеров, прозрачности структуры собственности и источника первоначального капитала. 

6. Для всех банков предусматривается сумма минимального первоначального капитала. 

7. Лицензирующий орган оценивает кандидатуры директоров и высшего руководства на предмет их знаний и честности (проверка на пригодность). Критерии пригодности включают: (1) навыки и опыт в соответствующих финансовых операциях, сопоставимых с предполагаемой деятельностью банка и (2) отсутствие криминального прошлого или неблагоприятного заключения регуляторных органов, делающих данное лицо непригодным для того, чтобы занимать важные должности в банке. 

8. Лицензирующий орган предлагает стратегические и рабочие планы банка. Сюда входит требование о наличии соответствующей системы корпоративного руководства. 

9. Структура операционной деятельности, кроме прочего должна включать адекватную политику и процедуры осуществления операций и соответствующий контроль различной деятельности банка. Структура операционной деятельности должна отражать масштаб и степень сложности предлагаемых видов деятельности банка.  

10. Лицензирующий орган проверяет формы финансовой отчетности и прогнозы деятельности создаваемого банка. Сюда входит оценка достаточности финансовой устойчивости для того, чтобы обеспечить выполнение предлагаемого стратегического плана, а также финансовая информация об основных акционерах банка. 

11. Если лицензирующий орган и орган надзора не являются одним и тем же органом, орган надзора имеет законное право рассмотрения его мнения по каждому конкретному заявлению. 

12. В случае с иностранными банками, открывающими филиал или дочерний банк, необходимо получить предварительно согласие (или заявление «об отсутствии возражения») органа надзора страны местонахождения. 

13. Если лицензирующий орган или орган надзора определят, что лицензия была заведомо основана на неверной информации, лицензия может быть отозвана. 

 

Дополнительные критерии 

 

1. Оценка заявления включает способность акционеров обеспечивать, в случае необходимости, дополнительную финансовую поддержку. 

2. По меньшей мере одни из директоров должен иметь достаточные знания о каждом виде финансовой деятельности, которыми собирается заниматься банк. 

3. У лицензирующего органа есть в наличии процедуры для мониторинга процесса достижения новыми участниками задач ведения бизнеса и стратегических целей и для определения того, соблюдаются ли требования органа надзора, предусмотренные лицензией. 

 

Принцип 4: Сотрудники органа банковского надзора должны иметь право проверять и отклонять любые предложения о передаче значительной доли собственности или контрольного пакета акций в существующих банках другим лицам. 

 

Основные критерии 

 

1. Закон или правило содержит четкое определение «значительной» доли собственности. 

2. Существуют требования для получения разрешения органа надзора или представления незамедлительного уведомления о предлагаемых изменениях, которые привели бы к изменению собственности или осуществлению прав голоса по отношению к конкретному ограничению или изменению контрольного пакета акций. 

3. Орган надзора имеет право отклонить какое-либо предложение по изменению значительной доли собственности или контрольного пакета акций, или предотвратить осуществление прав голоса в отношении такого рода инвестиций, если они не соответствуют критериям, сопоставимым с критериями, используемыми при выдаче разрешения на открытие новых банков. 

 

Дополнительные критерии 

 

1. Сотрудники органа надзора получают от банков, из периодической отчетности или посредством очных проверок, наименования и пакеты акций всех значительных акционеров, включая по возможности личности владельцев-бенефиицаров акций, находящихся у кастодианов. 

 

Принцип 5: Сотрудники органа банковского надзора должны иметь право устанавливать критерии для проверки крупных приобретений или инвестиций банка и обеспечения того, чтобы корпоративные аффилиированные компании или структуры не подвергали банк неоправданным рискам или не мешали эффективному надзору. 

 

Основные критерии 

 

1. Законы или правила четко определяют, какие виды и суммы (абсолютные и\или относительно капитала банка) приобретений и инвестиций требуют наличия разрешения органа надзора. 

2. Законы или правила предусматривают критерии, по которым следует принимать решения по отдельным предложениям. 

3. Согласно требованиям лицензирования, наряду с объективными критериями, которые использует сотрудник органа надзора, используется требование того, чтобы любые новые приобретения и инвестиции не подвергали банк неоправданным рискам или не мешали эффективному надзору. Орган надзора устанавливает, что банк с самого начала имеет достаточные финансовые и организационные ресурсы для осуществления приобретения\инвестиций. 

4. Законы или правила четко определяют, в каких случаях достаточно извщения после приобретения или инвестиции. Такие случаи должны в первую очередь относится к деятельности, тесно связанной с банковской, а инвестиции должны быть незначительными по сравнению с капиталом банка. 

 

Принцип 6. Орган банковского надзора должен установить для банков минимальные требования достаточности капитала, которые отражают риски, принимаемые банком, а также должны определить компоненты капитала, принимая во внимание его способность поглощать убытки. Для банков, активно действующих на международных рынках, данные требования не должны быть меньше требований, установленных Базельским соглашением о капитале. 

 

Основные критерии 

1. Законы или правила требуют от всех банков рассчитывать и соответствующим образом поддерживать минимальный коэффициент достаточности капитала. Хотя бы для банков, активно действующих на международных рынках, определение капитала, метод расчета и требуемый коэффициент не должны быть ниже установленных в Базельском соглашении о капитале. 

1. Требуемый коэффициент капитала отражает профиль рисков отдельных банков, в частности, кредитного и рыночного риска. Включаются как балансовые, так и внебалансовые риски. 

2. Правила и положения, или орган надзора, определяют компоненты капитала с тем, чтобы придать особое значение тем элементам капитала, которые имеются для поглощения убытков. 

3. Расчет и применение коэффициентов достаточности капитала осуществляется на консолидированной основе. 

4. Законы или правила четко наделяют орган надзора полномочиями принимать меры в случае, если коэффициент капитала банка падает ниже минимального уровня. 

5. Банки должны регулярно (не реже одного раза в полгода) предоставлять органу надзора отчетность по коэффициентам капитала и их компонентам. 

 

Дополнительные критерии 

1. Определение капитала для местных банков, также как и для банков, работающих на международном рынке, в общем соответствует Базельскому соглашению о капитале. 

2. Орган надзора четко определяет необходимые действия в том случае, когда показатель капитала падает ниже минимальных норм. 

3. Орган надзора принимает решение о том, чтобы у банков был в наличии внутренний процесс оценки общей достаточности капитала относительно профиля риска банка. 

4. Требования к достаточности капитала принимают во внимание условия, согласно которым функционирует банковская система. Следовательно, минимальные требования могут быть выше, чем требования Базельского соглашения. 

5. Коэффициенты достаточности капитала рассчитываются как на консолидированной основе, так и отдельно по банковским самостоятельным компаниям в банковской группе. 

6. Законы или правила предусматривают минимальную абсолютную сумму капитала для банков. 

(Документ для справки: «Сближение оценки капитала и норм капитала в международном масштабе», - июль 1998 г.) 

 

Принцип 7: Важной частью любой системы надзора является независимая оценка политики, практических методов и процедур банка в вопросах выдачи кредитов и осуществления инвестиций и непрерывное руководство кредитным портфелем и портфелем инвестиций. 

 

Основные критерии 

 

1. Орган надзора требует и периодически проверяет, чтобы руководство банка и совет директоров утверждали, осуществляли и периодически проверяли пруденциальные критерии, политику, практические методы и процедуры. 

2. Орган надзора требует и периодически проверяет, чтобы данная политика, практические методы и процедуры включали создание соответствующих и надлежащим образом контролируемых условий кредитного риска, включая: 

· Обоснованный и должным образом задокументированный процесс выдачи кредитов и инвестирования; 

· Ведение соответствующего процесса администрирования, оценки и непрерывного мониторинга\отчетности по кредитам (включая классификацию активов); и 

· Обеспечение соответствующих механизмов контроля за кредитным риском. 

 

1. Орган надзора требует и периодически проверяет, чтобы банк принимал кредитные решения без конфликта интересов, по принципу вытянутой руки, и без неуместного давления со стороны. 

2. Орган надзора требует, чтобы нормативы оценки и выдачи кредитов доводились, как минимум, до персонала, занимающегося выдачей кредитов. 

3. Орган надзора имеет полный доступ к информации по кредитному и инвестиционному портфелю и к кредитным офицерам банка. 

 

Дополнительные критерии 

 

1. Орган надзора требует, чтобы кредитная политика банка предписывала, чтобы решение о выдаче крупных кредитов или осуществлении инвестиций, превышающих определенную сумму или процент от капитала банка, принималось на высоком уровне управления банком. То же самое относится и к кредитам или инвестициям, которые являются особо рискованными или каким либо иным образом не соответствуют основной деятельности банка.  

2. Орган надзора требует, чтобы у банков были системы управленческой информации, которые предоставляют необходимые детали о состоянии кредитного и инвестиционного портфелей. 

3. Орган надзора проверяет, осуществляет ли руководство банка мониторинг за общей задолженностью тех компаний, которым они выдают кредит. 

 

(Документ для справки: «Принципы управления кредитным риском» июль 1999 г.) 

 

Принцип 8: Сотрудники органа банковского надзора должны убедиться в том, что банки создают и придерживаются соответствующих политики, практических методов и процедур для оценки качества активов и достаточности провизий и резервов под убытки от кредитной деятельности. 

 

Основные критерии 

1. Либо законы или правила, или же орган надзора определяют правила периодической проверки банками своих кредитов, классификации активов и создания провизий, или же законы (или правила) устанавливают общую основу и требуют от банков формулирования конкретной политики для работы с проблемными кредитами. 

2. Политика банка в вопросах классификации и создания провизий и их осуществление регулярно проверяются органом надзора или внешними аудиторами. 

3. Система классификации и создания провизий включает возможные внебалансовые риски. 

4. Орган надзора определяет, есть ли у банков соответствующие политика и процедуры для того, чтобы провизии под убытки от кредитной деятельности и списания отражали реалистичные ожидания относительно погашения. 

5. Орган надзора определяет, есть ли у банка соответствующие процедуры и организационные ресурсы для непрерывного контроля за проблемными кредитами и для возврата просроченной задолженности по кредитам. 

6. Орган надзора имеет право требовать от банка усовершенствования практики кредитования, нормативов выдачи кредитов, уровня провизий и резервов и общей финансовой устойчивости, если его беспокоит уровень проблемных активов. 

7. Орган надзора информируют относительно классификации кредитов и активов и создании провизий периодически и с соответствующим уровнем детализации. 

8. Орган надзора требует, чтобы у банков были в наличии механизмы непрерывной оценки численности гарантий и оценки стоимости залога. 

9. Кредиты необходимо определять как ухудшившие свое качество , когда есть основания полагать, что все причитающиеся суммы (как основная сумма, так и проценты по ней) не будут взысканы в соответствии с договорными условиями кредитного соглашения. 

10. Требуется производить оценку залога для отражения его чистой реализуемой стоимости. 

 

Дополнительные критерии 

1. Кредиты необходимо классифицировать, когда просрочка платежей согласно контракту составляет минимальное количество дней (например, 30, 60, 90 дней). Рефинансирование кредитов, которые иначе попали бы в категорию просроченных, не приводит к улучшенной классификации таких кредитов.  

2. Орган надзора требует, чтобы оценка, классификация и создание провизий по крупным кредитам производилась на индивидуальной основе. 

(Документ для справки: «Безопасные практические методы по учету и раскрытию кредитов» июль 1999 г.) 

 

Принцип 9: Сотрудники органа банковского надзора должны убедиться в том, что у банков есть системы управленческой информации, которые дают руководству возможность определять концентрации в своем портфеле, а орган надзора должен устанавливать пруденциальные лимиты для ограничения возможных рисков банка в связи с выдачей кредитов единичным заемщикам или группам связанных заемщиков. 

 

Основные критерии 

1. Определение «тесно связанной группы» используется исключительно для отражения фактической подверженности риску. У органа надзора есть свобода принятия решения, которая может быть предписана ему законом, в интерпретации этого определения в каждом конкретном случае. 

2. Законы или правила, или же орган надзора, устанавливают пруденциальные лимиты по суммарному объему кредитов, выданных одному заемщику, или тесно связанной группе заемщиков. Связанные с этим возможные риски включают все требования и операции, как балансовые, так и внебалансовые.  

3. Орган надзора проверяет, есть ли у банков системы управленческой информации, которые дают руководству возможность своевременно выявлять концентрации (включая крупные индивидуальные потенциальные риски) в портфеле банка как на консолидированной, так и на индивидуальной основе. 

4. Орган надзора проверяет, осуществляет ли руководство банка мониторинг этих лимитов и что они не превышаются как на индивидуальной, так и на консолидированной основе. 

5. Орган надзора регулярно получает информацию, которая позволяет ему анализировать концентрации в кредитном портфеле банка, включая секторные и географические риски. 

 

Дополнительные критерии 

1. Банки должны придерживаться следующих определений: 

· 10 или более процентов от капитала банка считается крупным риском потенциальных убытков; 

· 25 процентов от капитала банка это лимит по индивидуальному крупному риску потенциальных убытков по кредиту небанковскому заемщику из частного сектора или тесно связанной группе заемщиков. 

 

Небольшие отклонения от этих лимитов могут быть приемлемы, в особенности, если они носят исключительно временный характер или имеют отношения к очень маленьким или специализированным банкам. 

 

(Документ для справки: «Измерение и контролирование рисков крупных потенциальных убытков от кредитной деятельности» январь 1991 г.) 

 

Принцип 10: Для того, чтобы предотвратить злоупотребления, возникающие по причине кредитования лиц, связанных с банком особыми отношениями, сотрудники органа банковского надзора должны требовать от банков предоставления кредитов компаниям и лицам, связанным с ними особыми отношениями, по принципу вытянутой руки; чтобы они осуществляли мониторинг таких выдач кредитов и предпринимали другие надлежащие меры для контролирования или смягчения рисков. 

 

Основные критерии 

1. Всеобъемлющее определение «лиц, связанных особыми отношениями» приводится в законе и\или правиле. Орган надзора имеет свободу суждения, которая может быть предписана законом, о существовании связей между банком и другими лицами. 

2. Существуют законы и правила о том, что максимальные объемы кредитов не могут быть выданы на более благоприятных условиях (н-р, оценка кредита, срок, процентные ставки, графики погашения, требование залога), чем соответствующие кредиты лицам, не связанным особыми отношениями. 

3. Орган надзора требует, чтобы операции с лицами, связанными особыми отношениями, превышающие определенные суммы или иным образом создающие особые риски, должны быть санкционированы советом директоров банка. 

4. Орган надзора требует, чтобы у банков были процедуры, не допускающие лиц, могущих получить выгоду от кредита, к участию в подготовке оценки кредита или непосредственно в принятии решения по нему. 

5. Законы и правила устанавливают, или же орган надзора имеет право устанавливать на общей или индивидуальной основе лимиты по кредитам лицам, связанным особыми отношениями, для того, чтобы вычитать такие кредиты из капитала при оценке достаточности капитала, или требовать обеспечения залога по таким кредитам. 

6. Орган надзора требует от банков наличия информационных систем, позволяющих определять отдельные кредиты лицам, связанным особыми отношениями, также как и общую сумму таких кредитов, и осуществлять их мониторинг с помощью независимого процесса администрирования кредитов. 

7. Орган надзора получает и анализирует информацию по совокупному кредитованию лиц, связанных особыми отношениями. 

 

Дополнительные критерии 

1. Определение «лица, связанные особыми отношениями», приводимое в законе и\или правиле, имеет широкий смысл и обычно включает аффилиированные компании, крупных акционеров, членов совета, высшее руководство, основной штат сотрудников, также как и непосредственных членов семьи, соответствующих лиц в аффилиированных компаниях, и компаниях, контролируемых инсайдерами и акционерами.  

2. Существуют лимиты по совокупным максимальным суммам кредитов лицам, связанным особыми отношениями, которые являются, как минимум, такими же строгими, как и лимиты для единичных заемщиков, групп или заемщиков, связанных особыми отношениями. 

 

Принцип 11: Сотрудники органа банковского надзора должны быть убеждены в том, что у банков имеются достаточные политика и процедуры для выявления, мониторинга и контролирования страновых рисков и рисков перевода в их деятельности по международному кредитованию и инвестициям, и для поддержания соответствующих резервов против такого рода рисков. 

 

Основные критерии 

1. Орган надзора определяет, уделяется ли должное внимание в политике и процедурах банка вопросам выявления, мониторинга и контроля за страновым риском и риском переводов. Осуществляется выявление и мониторинг возможных рисков по каждой стране (в дополнение к мониторингу по принципу конечного заемщика \конченого партнера). Банки должны осуществлять мониторинг и производить оценку тенденций странового риска и риска переводов и применять соответствующие контрмеры. 

2. Орган надзора проверяет, есть ли у банка информационные системы, системы управления рисками и системы внутреннего контроля для соответствия данной политике. 

3. Со стороны органа надзора осуществляется контроль за созданием соответствующих провизий против странового риска и риска переводов. Существуют различные международные практические методы, все из них являются приемлемыми, если они приводят к соответствующим результатам в плане рисков. Сюда, кроме прочего, входит следующее: 

· Орган надзора (или другой официальный орган) принимает решение о создании соответствующих минимальных провизий, определив фиксированный процент сумм, связанных с возможными рисками, по каждой стране. 

· Орган надзора (или другой официальный орган) устанавливает процентные интервалы по каждой стране, и банки могут принимать решения о том, какие провизии в рамках данных интервалов они могут применить к индивидуальным возможным рискам.  

· Сам банк (или какой-либо другой орган, например, национальная ассоциация банкиров) устанавливает проценты или нормативы или даже принимает решения по каждому отдельному кредиту в отношении создания соответствующих провизий.  

· Затем внешний аудитор и\или орган надзора производят оценку созданных провизий. 

4. Орган надзора своевременно получает и анализирует достаточный объем информации по страновым рискам\рискам переводов отдельных банков. 

(Документ для справки: «Управление международным кредитованием банков» март 1982 г.) 

 

Принцип 12: Органы надзора банков должны быть убеждены в том, что у банков имеются системы, которые точно измеряют, осуществляют мониторинг и с точностью контролируют рыночные риски; органы надзора должны обладать правом вводить специальные лимиты и\или специальные начисления на счет процентов, выплаченных на капитал, на возможные рыночные риски, если это оправдано. 

 

 

 

Основные критерии 

1. Орган надзора определяет, есть ли у банка подходящие политика и процедуры , относящиеся к выявлению, измерению, мониторингу и контролю рыночных рисков.  

2. Орган надзора определяет, установил ли банк соответствующие лимиты по различным рыночным рискам, включая свои валютные операции. 

3. Орган надзора имеет право вводить специальные начисления на счет процентов, выплаченных на капитал, и\или специальные лимиты по возможным рыночным рискам, включая валютные операции. 

4. Орган надзора проверяет, есть ли у банков информационные системы, системы управления рисками и системы внутреннего контроля для соответствия утвержденной политике, и следит за тем, чтобы банки придерживались лимитов (либо внутренних, либо введенных органом надзора). 

5. Орган надзора убеждается, что у банков есть системы и механизмы контроля для того, чтобы все операции своевременно охватывались, и что банки регулярно переоценивают свои позиции, используя надежные и разумные данные о рынке. 

6. Орган надзора определяет, что банки надлежащим образом проводят анализ сценария, стресс-тестирование и планирование на случай непредвиденных обстоятельств, а также периодическую оценку или тестирование систем, используемых для измерения рыночного риска. 

7. Орган надзора имеет знания и опыт, необходимые для мониторинга фактического уровня сложности рыночной деятельности банков. 

 

Дополнительные критерии 

1. Либо с помощью очной работы, либо через внутренних или независимых внешних экспертов, орган надзора определяет, понимает ли высшее руководство рыночные риски, присущие осуществляемым видам деятельности\продаваемым продуктам, и осуществляет ли оно регулярные проверки и имеет ли понимание смысла (и ограничений) информации по управлению рисками, которую оно получает. 

2. Орган надзора проверяет качество управленческой информации и формирует мнение о том, достаточна ли управленческая информация для того, чтобы должным образом отразить позицию банка и подверженность рыночному риску. В частности, орган надзора анализирует те суждения, которые руководство использовало в своих сценариях стресс-тестирования, а также планы банка на случай чрезвычайных ситуаций. 

3. Сотрудник органа надзора, не имеющий доступа к соответствующим навыкам и возможностям, не должен разрешать банкам определять свои требования к регуляторному капиталу на основе сложных систем. 

 

(Документ для справки: «Изменение в Соглашение о капитале для включения рыночных рисков» январь 1996 г.) 

 

Принцип 13: Сотрудники органов банковского надзора должны быть убеждены в том, что у банков существует комплексный процесс управления рисками (включая соответствующий контроль со стороны совета и высшего руководства) для выявления, оценки, мониторинга и контроля за всеми другими существенными рисками и для поддержания капитала против таких рисков там, где это необходимо. 

 

Основные критерии 

1. Орган надзора требует от отдельных банков наличия комплексных процессов управления рисками для выявления, оценки, мониторинга и контроля за существенными рисками. Эти процессы соответствуют размеру и характеру деятельности банка и периодически корректируются в свете изменяющегося профиля рисков банка и событий на внешнем рынке. Эти процессы включают соответствующий контроль со стороны совета и высшего руководства. 

2. Орган надзора определяет, рассматривают ли процессы управления рисками риск ликвидности, риск процентной ставки и операционный риск наряду с другим рисками, включая те риски, которые рассматриваются в других Принципах (н-р, кредитный риск и рыночный риск). Сюда входят:  

· Ликвидность: хорошие системы управленческой информации, центральный контроль за ликвидностью, анализ требований чистого финансирования при альтернативных сценариях, диверсификация источников финансирования, стресс-тестирование и планирование на случай непредвиденных ситуаций. При управлении ликвидностью следует отдельно рассматривать вопросы, связанные с местной и иностранной валютой.  

· Риск процентной ставки: хорошие системы управленческой информации и стресс-тестирование. 

· Операционный риск: внутренний аудит, процедуры противодействия мошенничеству, серьезные планы возобновления деятельности, процедуры, охватывающие значительные модификации системы, и подготовка к значительным изменениям в деловой среде. 

3. Орган надзора устанавливает нормы применительно к таким рискам, как риск ликвидности, риск процентной ставки, валютный риск и операционный риск. 

4. Орган надзора устанавливает нормативы ликвидности для банков, в которые входит требование включать в ликвидные активы только те активы, которые действительно являются таковыми, и учитывает неоплаченные обязательства и другие внебалансовые обязательства, также как и существующие балансовые обязательства.  

5. Орган надзора определяет, доводятся ли лимиты и процедуры до соответствующего персонала, а основная ответственность за соблюдение лимитов и процедур возлагается на соответствующие подразделения. 

6. Орган надзора периодически проверяет, соблюдаются ли на практике процессы управления рисками, требования к капиталу, нормативы ликвидности и качественные нормы. 

 

Дополнительные критерии 

1. Орган надзора имеет право требовать от банка удерживать капитал от рисков в дополнение к кредитному и рыночному риску. 

2. Орган надзора побуждает банки включать отчет об их политике и процедурах управления рисками в публикуемые отчеты. 

3. Органы надзора получают достаточно информации для выявления тех учреждений, у которых происходят значительные изменения ликвидности в иностранной валюте. 

4. Орган надзора устанавливает, что в тех случаях, когда банк ведет свои операции в мультивалютном режиме, руководство понимает и решает конкретные вопросы, которые таки операции за собой влекут. Стресс-тестирование стратегии валютной ликвидности осуществляется отдельно, и результаты таких тестов являются одним их факторов при определении правильности схемы расхождения сроков. 

 

(Документ для справок: «Принципы управления риском процентной ставки» сентябрь 1997 г., и «Основы измерения и управления ликвидностью» - сентябрь 1992 г.) 

 

Принцип 14: Сотрудники органа банковского надзора должны установить, имеются ли у банков механизмы внутреннего контроля, которые соответствуют характеру и масштабу их деятельности. Они должны включать четкое делегирование прав и обязанностей; разделение функций, которые включают принятие банком обязательств, выплату своих средств, учет активов и обязательств; сверку этих процессов; защиту активов; и соответствующий независимый внутренний или внешний аудит и функции соответствия для проверки соблюдения данных методов контроля, также как и применимое право и правила. 

 

Основные критерии 

1. Корпоративное или банковское законодательство определяет обязанности совета директоров по отношению к принципам корпоративного руководства с тем, чтобы за каждым аспектом управления рисками осуществлялся эффективный контроль. 

2. Орган надзора устанавливает, что у банков имеются механизмы внутреннего контроля, соответствующие характеру и масштабу их деятельности. Эти механизмы контроля являются обязанностью совета директоров и затрагивают организационную структуру, процедуры бухгалтерского учета, и защиту активов и инвестиций. Более конкретно, сюда входят: 

· Организационная структура: определение обязанностей, включая четкое делегирование полномочий (например, четкие лимиты по кредитам), процедуры принятия решений, разделение важных функций, (например, начало деятельности, платежи, сверка, управление рисками, учет, аудит и соответствие). 

· Процедуры бухгалтерского учета: сверка счетов, контрольные листы, информация для руководства. 

· Механизм контроля и уравновешивания (или «принципы четырех глаз»): разделение обязанностей, перекрестная проверка, двойной контроль активов, двойная подпись. 

· Защита активов и инвестиций: включая физический контроль. 

3. Для создания обстановки строгого контроля орган надзора требует от совета директоров банка и высшего руководства понимания основополагающих рисков, присущих деятельности банка, и обязанностей и юридической ответственности за контроль. Следовательно, орган надзора оценивает состав совета директоров и высшего руководства с тем, чтобы установить, имеются ли у них необходимые навыки в отношении размера и характера деятельности банка и смогут ли они справляться с изменяющимся профилем рисков банка и внешними событиями на рынке. У органа надзора есть законное право требовать изменения в составе совета и руководства для соответствия этим критериям. 

4. Орган надзора устанавливает, есть ли соответствующее равновесие между навыками и ресурсами бэк-офиса и контролирующими функциями применительно ко фронт-офису\началу деятельности.  

5. Орган надзора устанавливает, есть ли у банков соответствующая аудиторская функция, которой поручено: (а) следить за соблюдением политики и процедур; и (б) проверять, достаточны ли существующие политика, практические методы и механизмы контроля и соответствуют ли они деятельности банка. Орган надзора устанавливает по отношению к аудиторской функции, что она : 

· имеет неограниченный доступ ко всем направлениям деятельности банка и вспомогательным подразделениям; 

· имеет определенную независимость, включая линии отчетности совету директоров, и статус в банке, благодаря которому высшее руководство банка реагирует на ее рекомендации и действует согласно им; 

· имеет достаточные ресурсы и персонал, который подготовлен надлежащим образом и имеет соответствующий опыт для понимания и оценки тех видов деятельности, аудит которых они осуществляют; 

· применяет методологию, которая определяет основные виды рисков, с которыми сталкивается банк, и соответствующим образом распределяет свои ресурсы. 

6. Орган надзора имеет доступ к отчетам аудиторской функции. 

 

Дополнительные критерии 

1. В тех странах, в которых существует однопалатная структура совета (в отличие от двухпалатной структуры с наблюдательным советом и правлением), орган надзора требует, чтобы в совет директоров входил ряд опытных неисполнительных директоров. 

2. Орган надзора требует, чтобы аудиторская функция отчитывалась перед Аудиторским комитетом.  

3. В тех странах, где существует однопалатная структура совета, орган надзора требует, чтобы в Аудиторский комитет входили опытные неисполнительные директора. 

 

(Документ для справки: «Основы систем внутреннего контроля в банковских учреждениях» сентябрь 1998 г.) 

 

Принцип 15: Сотрудники органа банковского надзора должны устанавливать, есть ли у банков есть соответствующие виды политики, практические методы и процедуры, включая строгие правила «знай своего клиента», которые обеспечивают высокие этические и профессиональные нормы в финансовом секторе и мешают использованию банка, умышленно или неумышленно, преступными элементами. 

 

 

Основные критерии 

 

1. Орган надзора устанавливает, есть ли у банков соответствующие виды политики, практические методы и процедуры, которые обеспечивают высокие этические и профессиональные нормы и мешают использованию банка, умышленно или неумышленно, преступными элементами. Сюда входит предотвращение и выявление преступной деятельности или мошенничества и информирование соответствующих органов о такой подозрительной деятельности. 

2. Орган надзора устанавливает, есть ли у банков задокументированные и утвержденные виды политики по идентификации клиентов и тех, которые действуют от лица клиентов, как часть их программы борьбы против отмывания денег. Существуют четкие правила о том, какие учетные документы необходимо вести по идентификации клиентов и отдельным операциям, а также сроках их хранения. 

3. Орган надзора устанавливает, есть ли у банков формальные процедуры для выявления потенциально подозрительных операций. Сюда может входить дополнительная авторизация внесения крупных сумм наличными на депозит (или им подобных) или снятий и специальные процедуры по необычным операциям. 

4. Орган надзора устанавливает, назначают ли банки ответственного исполнителя с исключительной обязанностью обеспечения того, что политика и процедуры банка, как минимум, соответствуют местным законодательным и регуляторным требованиям по борьбе с отмыванием денег. 

5. Орган надзора устанавливает, есть ли у банков четкие процедуры, которые доводятся до всех сотрудников, о том, что сотрудники должны докладывать о подозрительных операциях специально назначенному ответственному исполнителю, который отвечает за соблюдение требований по борьбе с отмыванием денег. 

6. Орган надзора устанавливает, есть ли у банков установленные линии связи как с руководством, так и с подразделением внутренней безопасности для того, чтобы ставить в известность о проблемах. 

7. В дополнение к предоставлению информации соответствующим правоохранительным органам , банк сообщает органу надзора о подозрительной деятельности и случаях мошенничества, которые имеют существенный характер для безопасности банка или его репутации. 

8. Законы, правила и\или политика банка гарантируют, что сотрудник, который сообщает по доброй воле о подозрительных операциях специально назначенному ответственному исполнителю, подразделению внутренней безопасности или непосредственно в соответствующие органы, не может быть привлечен к ответственности. 

9. Орган надзора периодически проверяет, достаточны ли у банков механизмы контроля против отмывания денег и системы предотвращения, выявления случаев мошенничества и сообщения о них. Орган надзора имеет достаточные полномочия (регуляторные и\или уголовное преследования), чтобы принимать меры против банка, который не выполняет свои обязательства по борьбе с отмыванием денег. 

10. Орган надзора может, прямо или косвенно, обмениваться информацией относительно предполагаемой или действительной преступной деятельности с местными и иностранными органами надзора в финансовом секторе. 

11. Орган надзора устанавливает, есть ли у банков документ о политике в вопросах этики и профессионального поведения, который четко доведен до персонала. 

 

Дополнительные критерии 

 

1. Законы и\или правила включают в себя международные практические методы, такие как соответствие сорока Рекомендациям Финансовой рабочей группы, которые были опубликованы в 1990 г. (изменены в 1996 г.) 

2. Орган надзора устанавливает, подготовлен ли персонал соответствующим образом по вопросам выявления и предотвращения случаев отмывания денег. 

3. Орган надзора может прямо или косвенно обмениваться информацией по предполагаемой или фактической преступной деятельности с соответствующими судебными органами. 

4. Если это не осуществляется другим ведомством, у органа надзора есть внутренние ресурсы и специалисты по вопросам борьбы с финансовыми злоупотреблениями и отмыванием денег. 

 

(Документ для справки: «Профилактика использования банковской системы преступными элементами с целью отмывания денег» декабрь 1988). 

 

Принцип 16: Эффективная система банковского надзора должна состоять из определенной формы как очного, так и заочного надзора. 

 

(Примечание: этот Принцип следует рассматривать в сочетании с Принципами 17 20). 

 

Основные критерии 

1. Банковский надзор требует глубокого понимания, периодического анализа и оценки отдельных банков, с акцентом на безопасности, на основе встреч с руководством и сочетания очного и заочного надзора. Орган надзора имеет структуру, которая (1) использует очную работу (которая проводится либо его собственными сотрудниками, либо с помощью внутренних аудиторов) как основное средство для: 

· Осуществления независимой проверки наличия соответствующего корпоративного руководства (включая системы управления рисками и внутреннего контроля) в отдельных банках; 

· Определения, надежна ли информация, представляемая банками; 

· Получения дополнительной информации, необходимой для оценки состояния банка. 

2. И (2) использует заочную работу как основное средство для: 

· Проверки и анализа финансового состояния отдельных банков с использованием пруденциальных отчетов, статистических отчетов и другой соответствующей информации, включая публикуемую информацию; 

· Мониторинга тенденций и развития событий в банковском секторе в целом. 

3. Орган надзора проверяет соответствие нормативным документам и другим законодательным требованиям с помощью очной и заочной работы. 

4. Соответствующее сочетание очного и заочного надзора определяется конкретными условиями и обстановкой в стране. В любом случае, структура объединяет две функции таким образом, чтобы максимизировать синергизм и избежать пробелов в работе органа надзора. 

 

Дополнительные критерии 

 

1. У органа надзора есть процедуры для оценки эффективности очной и заочной функций, и устранять какие-либо обнаруженные недостатки. 

2. Орган надзора имеет право доступа к копиям отчетов, которые внешние и внутренние аудиторы представляют совету. 

3. У органа надзора есть методология оценки характера, значимости и масштаба рисков, которым подвергаются отдельные банки, включая направленность деятельности, профиль рисков и ситуацию с внутренним контролем. Отдается приоритет очной и заочной работе на основе результатов такой оценки. 

4. Закон требует от органа надзора рассматривать как конфиденциальную ту информацию, которую он получает в процессе надзора. Однако, согласно закону орган надзора наделен правом раскрытия информации в определенных обстоятельствах. Закон не разрешает раскрывать конфиденциальную информацию, если только сотрудник надзора не будет уверен, что получатель будет считать ее конфиденциальной, или если только ее раскрытие не требуется законом. 

5. Орган надзора может в достаточной мере полагаться на работу внутреннего аудита, которая была проделана компетентно и независимо. 

 

Принцип 17: Сотрудники органа банковского надзора должны иметь регулярные контакты с руководством банка и глубокое понимание операционной деятельности банка. 

 

Основные критерии 

1. Основываясь на профиле рисков отдельных банков, орган надзора разрабатывает программу регулярных встреч с руководством высшего и среднего звена (включая совет, неисполнительных директоров и начальников отделов) для обсуждения оперативных вопросов, таких как стратегия, групповая структура, корпоративное руководство, показатели деятельности, достаточность капитала, ликвидность, качество активов, системы управления рисками и т.д. 

2. Орган надзора имеет глубокое понимание деятельности банка. Оно достигается с помощью сочетания заочного надзора, очных проверок и регулярных встреч. 

3. Орган надзора требует от банков извещать его о любых существенных изменениях в их деятельности или существенных неблагоприятных тенденциях, включая нарушения правовых и пруденциальных требований. 

4. При лицензировании, а также постоянно при обычных проверках, орган надзора оценивает качество руководства. 

 

Принцип 18: Сотрудники органа банковского надзора должны иметь средство сбора, проверки и анализа и статистической отчетности банков на самостоятельной и на консолидированной основе. 

 

Основные критерии 

 

1. У органа надзора есть законное право требовать от банковских учреждений представления информации, как на самостоятельной, так и на консолидированной основе, об их финансовом состоянии и показателях деятельности через регулярные промежутки времени. Такая отчетность содержит сведения по таким вопросам, как балансовые и внебалансовые требования и обязательства, прибыль и убыток, достаточность капитала, ликвидность, подверженность риску крупных убытков, создание кредитных провизий, рыночный риск и источники депозитов. 

2. Законы и правила устанавливают, или же орган надзора имеет право устанавливать, принципы и нормы консолидации счетов, также как и используемых методов бухгалтерского учета.  

3. Орган надзора имеет способ обеспечения соответствия с требованиями о предоставлении своевременной и точной информации. Орган надзора устанавливает, что соответствующий уровень высшего руководства отвечает за правильность отчетности, предоставляемой органу надзора, может применять меры наказания за умышленное неправильное представление отчетности и постоянные ошибки, и может потребовать исправления неточной информации. 

4. Требуемая к представлению информация включает в себя стандартизированные пруденциальные и статистические отчеты, так же как и вспомогательные таблицы с детализацией относительно балансовой и внебалансовой деятельности и резервов, включенных в капитал. Требуется также включать данные о классификации кредитов и созданию провизий. 

5. Орган надзора имеет право требовать и получать любую необходимую информацию от банков, также как и от компаний, связанных с ними особыми отношениями, независимо от их деятельности, в тех случаях, когда орган надзора полагает, что это важно для финансового положения банка или оценки рисков банка.  

6. У органа надзора есть аналитическая основа, которую использует статистическую и пруденциальную информацию для непрерывного мониторинга состояния и показателей деятельности отдельных банков. Результаты также используются как компонент планирования очного надзора. Для этого органу надзора нужна соответствующая информационная система. 

7. Для того, чтобы сделать значимые сравнения между банковскими учреждениями, орган надзора собирает сведения со всех банков и всех других соответствующих самостоятельных единиц банковского учреждения на сопоставимой основе и на те же даты и периоды. 

8. Орган надзора собирает сведения у банков с частотой (н-р, ежемесячно, ежеквартально и ежегодно), соизмеримой с характером запрашиваемой информации, а также размером, деятельностью и профилем рисков определенного банка. 

 

Принцип 19: У сотрудников органа банковского надзора должен быть способ независимой оценки информации надзорного характера либо с помощью очных проверок или с использованием внешних аудиторов. 

 

Основные критерии 

 

1. У органа надзора имеется процесс планирования и проведения очных проверок, либо с использованием своих инспекторов или используя работу внешних аудиторов, если это необходимо. Существуют политика и процедуры, гарантирующие тщательное и последовательное проведение проверок с четким распределением обязанностей, определением задачи и конечного результата. Орган надзора проводит встречи с банками и их аудиторами, где обсуждаются результаты работы, проведенной внешними аудиторами и согласуются обязанности по исправительным мероприятиям. 

2. У органа надзора есть право осуществлять мониторинг качества работы, проводимой внешними аудиторами, для целей надзора. У органа надзора есть право непосредственного назначения внешних аудиторов для выполнения заданий, относящихся к надзору, или препятствия назначению внешнего аудитора, который, по его мнению, не имеет соответствующих знаний и\или независимости. 

3. Орган надзора может также использовать внешних аудиторов для проведения проверок специфических аспектов деятельности банков при условии, что существует хорошо развитая профессиональная система независимых специалистов по аудиту и бухгалтерскому учету, имеющих необходимые навыки для того, чтобы взяться за такую работу. Орган надзора четко определяет соответствующие роли и обязанности органа надзора и аудитора при таких обстоятельствах. 

4. У органа надзора есть законное право полного доступа ко всей документации банка для продвижения работы по надзору. У органа надзора также есть подобный подход к совету, высшему руководству и сотрудникам банка, когда это требуется. 

5. У органа надзора есть программа периодической проверки относящейся к надзору отчетности инспекторами или с помощью работы внешних аудиторов. Существует требование, чтобы некоторые основные отчеты органу надзора , например, о достаточности капитала, аудиторы проверяли как минимум ежегодно и представляли отчет органу надзора. 

 

Дополнительные критерии 

1. Орган надзора ежегодно встречается с руководством и советом директоров банка для обсуждения результатов проверки органом надзора или внешним аудитом. Такие беседы должны давать возможность органу надзора встречаться отдельно с независимыми членами совета. 

2. Орган надзора периодически встречается с аудиторскими фирмами для обсуждения вопросов банковской деятельности, представляющих общий интерес. 

 

(Документ для справки: «Взаимоотношения между органом надзора и внешними аудиторами» июль 1989 г.) 

 

Принцип 20: Важным элементом банковского надзора является способность сотрудников банковского надзора осуществлять надзор за деятельностью банковской группы на консолидированной основе. 

 

Основные критерии 

 

1. Орган надзора знает общую структуру банковских учреждений (н-р, банка и его дочерней банковской компании) или групп и разбирается в деятельности всех основных частей этих групп, включая те, непосредственный надзор за деятельностью которых осуществляет другой орган.  

2. У органа надзора есть структура надзора, оцениваеющая риски, которые могут возникать у банка или банковской группы вследствие осуществляемой ими небанковской деятельности. 

3. У органа надзора есть законное право проверять в целом деятельность банка, независимо от того, осуществляется ли деятельность напрямую (включая те виды деятельности, которые осуществляются в зарубежных отделениях) или косвенно, через дочерние или аффилиированные компании банка.  

4. Не существует препятствий прямому или косвенному надзору за всеми аффилиированными и дочерними компаниями банковского учреждения. 

5. Законы или правила устанавливают, или же орган надзора имеет право ввести, пруденциальные нормы на консолидированной основе для банковского учреждения. Орган надзора использует свое право устанавливать пруденциальные нормы на консолидированной основе для охвата таких аспектов, как достаточность капитала, подверженность риску крупных убытков и лимиты кредитования. 

6. Орган надзора собирает консолидированную финансовую информацию по каждому банковскому учреждению. У органа надзора имеются договоренности с функциональными регулирующими органами , отвечающими за отдельные самостоятельные компании внутри банковской группы, если это важно, получать информацию о финансовом состоянии и адекватности управления рисками и механизмов контроля таких самостоятельных компаний. 

7. Орган надзора имеет право ограничить диапазон деятельности, которую может осуществлять банковская группа, и ее отделения за рубежом, где может осуществляться деятельность; орган надзора использует это право для установления того, что эта деятельность контролируется надлежащим образом и что безопасность и устойчивость банковского учреждения не подвергается риску. 

 

 

Дополнительные критерии 

1. В тех странах, где разрешена корпоративная собственность банковских компаний: 

· Орган надзора имеет право проверять деятельность родительских компаний и их аффилиированных компаний, и использует это право на практике для определения надежности и устойчивости банка; 

· Орган надзора имеет право применять профилактические меры, включая изоляцию, в отношении родительских компаний и небанковских аффилиированных компаний в вопросах, которые могут повлиять на безопасность и устойчивость банка; 

· Орган надзора имеет право устанавливать требовать соблюдения норм пригодности и соответствия для владельцев родительских компаний и высшего руководства. 

 

(Документ для справки: «Консолидированный надзор международной деятельности банков» март 1979 г.; «Надзор за международными банковскими операциями» октябрь 1996 г.)  

 

Принцип 21: Органы банковского надзора должны быть удовлетворены тем, что каждый банк ведет соответствующую учетную документацию, составленную в соответствии с последовательной политикой и методами бухгалтерского учета, которые дают органу надзора возможность иметь истинное представление о финансовом состоянии банка и рентабельности его деятельности, и что банк регулярно публикует финансовые отчеты, которые правильно отражают его финансовое состояние. 

 

Основные критерии 

1. Орган надзора имеет право возлагать на руководство ответственность за обеспечение надежности систем финансового учета и тех данных, которые они выдают, и за своевременное и точное представление отчетов, запрашиваемых органом надзора. 

2. Орган надзора имеет право возлагать на руководство ответственность за то, чтобы ежегодно публикуемая управленческая и финансовая отчетность проходила соответствующую проверку со стороны внешнего аудита и сопровождалась аудиторским заключением. 

3. Орган надзора обеспечивает, чтобы производилась периодическая проверка информации, содержащейся в документации банка, посредством очных проверок и\или аудиторских проверок внешними аудиторами. 

4. Орган надзора обеспечивает наличие открытых линий связи с внешними аудиторами. 

5. Орган надзора представляет указания по составлению отчетов, которые четко устанавливают бухгалтерские стандарты, используемые при подготовке отчетов для органа надзора. Эти стандарты основываются на принципах и правилах бухучета, имеющих широкое международное применение и направленных конкретно на банковские учреждения. 

6. Орган надзора требует от банков применения правил оценки, которые имеют последовательный, реалистичный и пруденциальный характер, учитывая текущие стоимости, где это приемлемо, и то, что прибыль идет за вычетом соответствующих провизий.  

7. Законы или правила устанавливают, или же орган надзора имеет право, при соответствующих обстоятельствах, устанавливать пределы и нормы, которые должны быть достигнуты при проведении внешнего аудита отдельных банков, и требовать, чтобы финансовые отчеты банков были согласованы с ним до того, как их опубликуют. 

8. Орган надзора может рассматривать некоторые виды «щекотливой» информации как конфиденциальные.  

9. Орган надзора требует от банков представления ежегодных проверенных аудиторами финансовых отчетов, которые подготовлены на основе принципов и правил бухгалтерского учета, имеющих широкое международное применение, и которые проверены аудиторами в соответствии с общепринятыми международными методами и нормами аудита. 

10. Орган надзора имеет право отклонить назначение аудиторов банка. 

11. В тех случаях, когда сотрудники органа надзора полагаются в основном на работу внешних аудиторов (а не на своих собственных инспекторов), банки должны назначать аудиторов, которые признаются органом надзора как имеющие необходимые профессиональные навыки и независимость для выполнения такой работы. 

 

Дополнительные критерии 

1. Орган надзора способствует периодическим публичным раскрытиям информации, которые являются своевременными, точными и достаточно всесторонними для создания основы для эффективной рыночной дисциплины. 

2. Орган надзора имеет нормативы относительно масштаба аудиторских программ и их проведения, обеспечивающих охват таких аспектов, как ссудный портфель, резервы против убытков от кредитной деятельности, недействующие активы, оценка активов, купля-продажа ценных бумаг и другие операции с ними, производные инструменты, секьюритизация активов и достаточность механизмов внутреннего контроля за финансовой отчетностью. 

3. Аудиторы по закону обязаны сообщать органу надзора о вопросах, имеющих важное значение, например, несоблюдение критериев лицензирования или нарушение банковского или иного законодательства. Закон защищает аудиторов от нарушения конфиденциальности, когда информация предоставляется по доброй воле. 

4. Аудиторы также обязаны по закону сообщать органу надзора, в свете имеющейся информации, о вопросах, которые по их мнению имеют важное значение для функций органа надзора. 

 

Принцип 22: Сотрудники органа банковского надзора должны иметь в своем распоряжении соответствующие мероприятия с тем, чтобы своевременно применять исправительные меры по отношению к банкам, когда они не соблюдают пруденциальные требования (как например, минимальный коэффициент достаточности капитала), когда имеют место регуляторные нарушения, или когда есть какая-либо другая угроза для вкладчиков. В крайнем случае, такие меры должны включать возможность отзыва банковской лицензии или рекомендации об ее отзыве. 

 

Основные критерии 

 

1. Орган надзора имеет право, подкрепляемое юридическими санкциями, принимать ряд профилактических мер или наказания к банкам, в зависимости от сложности ситуации. Эти профилактические меры используются для решения таких проблем, как несоблюдение пруденциальных требований или нарушения правил. Диапазон мер колеблется от неофициального устного или письменного сообщения руководству банка до действий, которые включают в себя отзыв банковской лицензии. 

2. Диапазон возможных действий широк, включая, в дополнение к уже названным мерам, ограничение текущей деятельности банка, отзыв разрешения на проведение новых видов деятельности или приобретений, ограничение или приостановление выплат акционерам или обратных покупок акций, ограничение передачи активов, отстранение отдельных лиц от участия в банковской деятельности, замену или ограничение полномочий руководителей, директоров или владельцев контрольного пакета, организацию поглощения или слияния с более устойчивым учреждением, и применение консервации. 

3. Орган надзора обеспечивает своевременное принятие мер. 

4. Орган надзора применяет наказания и санкции не только к банку, но и к руководству и\или совету директоров, когда и если это необходимо. 

 

Дополнительные критерии 

1. Законы и\или правила не требуют от органа надзора неоправданной задержки в принятии исправительных мер. 

2. Орган надзора рассматривает все значительные профилактические меры в письменному документе, адресованном совету директоров, и требует, чтобы отчеты о ходе выполнения также представлялись в письменном виде. 

 

Принцип 23: Сотрудники органов банковского надзора должны практиковать глобальный консолидированный надзор за деятельностью своих банковских учреждений, активно действующих на международном рынке, осуществляя соответствующий мониторинг и применяя соответствующие пруденциальные нормативы ко всем аспектам деятельности, осуществляемой этими банковскими учреждениями по всему миру, в основном в их иностранных филиалах, совместных и дочерних банках. 

 

Основные критерии 

1. Орган надзора имеет право осуществлять надзор за зарубежной деятельностью банков, зарегистрированных в его стране. 

2. Орган надзора убежден в том, что руководство осуществляет надлежащий контроль за иностранными филиалами банка, его совместными и дочерними банками. Он также убежден в том, что местное руководство любых зарубежных отделений имеет достаточные знания и опыт для безопасного руководства их деятельностью.  

3. Орган надзора устанавливает, что контроль со стороны руководства банка включает: а) представление информации о его зарубежных операциях, которая соответствует требованию содержания и частоты представления и периодически проверяется; б) правильную оценку соответствия методам внутреннего контроля; и в) обеспечение эффективного местного надзора за иностранными операциями. 

4. Орган надзора страны происхождения имеет право требовать закрытия зарубежных отделений или наложения ограничений на их деятельность, если он установит, что надзор за деятельностью банка на местном рынке и\или же со стороны органа надзора принимающей страны не соответствует рискам, которые возникают у банка.  

 

Дополнительные критерии 

1. У органа надзора есть политика оценки необходимости проведения очных проверок или запрашивания дополнительной отчетности, и у него есть законное право и ресурсы для принятия таких мер там, где это необходимо и когда это необходимо. 

2. Орган надзора обеспечивает, чтобы местное руководство осуществляло особенно тщательный контроль за иностранными операциями в тех случаях, когда иностранная деятельность имеет более значительный профиль рисков и\или когда она фундаментально отличается от деятельности, осуществляемой в стране местонахождения, или осуществляется в тех местах, которые особенно далеки от основных мест, в которых банк осуществляет подобные виды деятельности.  

3. Орган надзора организует периодические посещения зарубежных отделений, причем частота посещений определяется размером и профилем рисков зарубежных операций. Сотрудник органа надзора встречается во время этих поездок с сотрудниками местного органа надзора. 

4. Орган надзора страны местонахождения оценивает качество надзора, проводимого в странах, в которых у банков значительный объем операций. 

 

(Документы для справки: «Принципы надзора за иностранными учреждениями банков» май 1983 г.; «Минимальные стандарты надзора за международными банковскими группами и их зарубежными учреждениями» июль 1992 г; «Надзор за международными банковскими операциями» октябрь 1996 г.) 

 

Принцип 24: Основным компонентом консолидированного надзора является установление контакта и обмен информацией с сотрудниками других органов надзора, в основном с органом надзора принимающей страны. 

 

Основные критерии 

1. Для значительных зарубежных операций своих банков орган надзора страны местонахождения создает основы неофициальных и официальных договоренностей (например, меморандумы о взаимопонимании) с органом надзора принимающей страны о соответствующем обмене информацией о финансовом состоянии и осуществлении таких операций в стране местонахождения. Соглашения об обмене информацией с органами надзора принимающей страны включают сообщения о неблагоприятных оценках таких качественных аспектов операционной деятельности банков, как качество управления рисками и механизмы контроля в подразделениях банка в принимающей стране. 

2. Орган надзора может запретить банкам или их аффилиированным компаниям осуществление операций в странах, где существует законодательство о сохранении тайны или другие положения, запрещающие движение информации, необходимое для достаточного надзора. 

3. Орган надзора страны местонахождения представляет информацию сотрудникам органа надзора принимающей страны относительно конкретных отделений банков в принимающей стране, относительно общей структуры надзора, в рамках которой функционирует данная банковская группа, и, в той мере, в какой это необходимо, относительно существенных проблем, возникающих в головном офисе или в группе в целом. 

 

Дополнительные критерии 

1. Сотрудник органа надзора, который принимает логически вытекающие действия на основе информации, полученной от другого сотрудника надзора, предварительно консультируется с ним в той мере, в какой это необходимо. 

2. Даже по менее чем значительным операциям своих банков орган надзора страны происхождения обменивается соответствующей информацией с сотрудниками органа надзора принимающей стороны. 

 

(Документ для справки: тот же, что и для Принципа 23). 

 

Принцип 25: Сотрудники органа банковского надзора должны требовать от иностранных банков, чтобы их операции на местном рынке осуществлялись в соответствии с такими же высокими стандартами, как это требуется от местных учреждений, и у них должны быть права обмена информацией, необходимой для сотрудников органа надзора страны местонахождения этих банков, с целью проведения консолидированного надзора. 

 

Основные критерии 

1. К местным филиалам и дочерним банкам иностранных банков предъявляются аналогичные пруденциальные требования, требования к проведению инспекций и регуляторной отчетности, что и к местным банкам. 

2. Орган надзора принимающей страны определяет, для целей процесса лицензирования, также как и непрерывного надзора, практикует ли орган надзора страны происхождения глобальный консолидированный надзор. 

3. Орган надзора принимающей страны, перед выдачей лицензии, устанавливает, было ли получено разрешение (или не возражение) от органа надзора страны местонахождения.  

4. Орган надзора принимающей страны может делиться с органом надзора страны местонахождения информацией об операциях банка на местном рынке при условии защиты конфиденциальности информации. 

5. Сотрудникам органа надзора страны местонахождения предоставляется непосредственный доступ к местным отделениям и дочерним банкам для целей безопасности. 

6. Орган надзора принимающей страны своевременно извещает сотрудников органа надзора страны местонахождения о любых важных профилактических мерах, которые он принимает в отношении операционной деятельности банка той страны. 

 

Дополнительные критерии 

1. Орган надзора принимающей страны получает достаточную информацию от сотрудников органа надзора страны местонахождения относительно данной банковской группы с тем, чтобы придать соответствующие перспективы деятельности, осуществляемой на территории страны. 

 

(Документы для справки: те же, что и для Принципа 23).