Вернуться назад

Базельский Комитет 

по Банковскому Надзору 

 

 

 

 

Консультативный Документ 

 

Предлагаемые Изменения к  

Основам Рыночного Риска Соглашения Basel II 

 

 

 

издано для комментариев 15 октября 2008. 

 

июль 2008 

 

 

Банк международных расчетов 

 

 

 

Базельский Комитет 

по Банковскому Надзору 

 

 

 

Консультативный Документ 

 

Предлагаемые Изменения к  

Основам Рыночного Риска Соглашения Basel II 

 

 

 

 

 

издано для комментариев 15 октября 2008. 

 

июль 2008 

 

Банк международных расчетов 

 

 

 

Запросы на публикацию, дополнения/изменения в списке подписчиков должны посылаться на следующий адрес: 

 

Банк Международных Расчетов 

Отдел Прессы и Связи 

CH-4002 Базель, Швейцария. 

 

Email: publications@bis.org 

Fax: +41 61 280 9100 

+41 61 280 8100 

 

© Банк Международных Расчетов 2008. Все права защищены. Краткие выписки могут быть воспроизведены или переведены, с указанием источника.  

 

ISBN печатного издания: 92-9131-744-6 

ISBN Интернет ресурса: 92-9197-744-6 

 

 

 

Содержание 

 

 

 

I. Предпосылки и цели 1 

II. Изменения во внутренней модели подхода к рыночному риску 3 

III. Ведение неликвидных положений 16 

 

 

 

 

 

Предлагаемые Изменения к Основам Рыночного Риска Соглашения Basel II 

 

I. Предпосылки и цели 

 

1) Базельский Комитет/Соглашение IOSCO принятое в июле 2005 года, включает в себя несколько улучшений в режиме капитала торгового портфеля. Среди поправок было и новое требование к банкам, которое моделирует специальный риск для расчета и привлечения капитала под дефолтный риск, который является добавочным к любому дефолтному риску, учтенному в банковской модели VaR. Отчисление под добавочный дефолтный риск было включено в режим капитала торгового портфеля в ответ на возрастающий объем рисков в банковских торговых портфелях, относящихся к кредитному риску и неликвидным продуктам, чьи риски не учитываются моделью рисковой стоимости (VaR). На собрании в марте 2008 года, Базельский Комитет по Банковскому Надзору решил увеличить объем требований к капиталу, для фиксирования нарушений обязательств по договору, а также, для улучшения внутренней модели рисковой стоимости рыночных рисков и обновления руководства по пруденциальной оценке позиций, относящихся к рыночным рискам, в рамках Соглашения Basel II.  

 

2) В соответствии с определенными интересами со стороны банков и компаний, ведущих операции с ценными бумагами по поиску потенциальных решений конкретных вопросов, Комитет работал совместно с Международной Организацией Комиссий по Ценным Бумагам (IOSCO) для консультации с представителями промышленного сектора и другими членами органов банковского надзора по подобным вопросам. Поскольку данная работа проводилась совместно с рабочей группой Комитета и IOSCO, конечное предложение представляет собой попытку Комитета найти пруденциальный подход к ведению некоторых позиций по риску, проводимых банками в рамках документа Basel II. Следовательно, данный документ в основном относится к правилам для «банков», банковских групп и других компаний, связанных с пруденциальными банковскими нормативными актами. Комитет признает, что в некоторых случаях государственные органы власти могут решить применять данные положения не только к банкам или банковским группам, но также и к инвестиционным компаниям, группам инвестиционных компаний и смешанным группам банков и инвестиционных компаний, имеющих отношение к пруденциальным банковским положениям или положениям по ценным бумагам.  

 

3) Решение учитывать не только дефолтные, но и широко-используемые добавочные риски в расчете стоимости капитала добавочного риска, было изложено в предлагаемых изменениях к Соглашению Basel II, которое будет приведено ниже. Дополнительное руководство по начислению на капитал добавочного риска представлено в отдельном консультативном документе (в дальнейшем использовано как «Руководство»). 

 

 

4) Улучшения, произведенные в рамках документа Basel II, касающиеся внутренних моделей VaR требуют, чтобы банки учитывали любые факторы, которые использовались при ценообразовании, но не были учтены при расчете VaR. Также, банки обязаны использовать гипотетический метод обратного тестирования, по крайней мере, для проверки, в целях обновления рыночной информации (по крайней мере, 1 раз в месяц) и для ее своевременного обновления в случае необходимости. Более того, Комитет поясняет, что допускается использование системы взвешивания для исторических сведений, которые не полной мере отвечают требованиям. И что для более «эффективного» наблюдения за временным периодом, потребуется не меньше года, до тех пор, пока результаты данного метода применяемого при отчислении капитала не будут столь же консервативны, как и результаты, рассчитываемые в период «эффективного» наблюдения длящегося один год, как минимум.  

5) Для того чтобы внести дополнения в Соглашение о капитале добавочного риска, Комитет разработал язык с учетом пруденциальный оценки, для положений, связанных с рыночным риском (параграфы с 690 до 701), более согласующийся с существующим руководством по расчету. Также Комитет пояснил, что сотрудники регулятивного органа имеют право потребовать внесения изменений к текущей стоимости, которые не требуются данными стандартами по финансовой отчетности, в частности в тех случаях, где существует неясность по поводу ликвидной стоимости позиции вследствие ее неликвидности. Данное Руководство фокусируется на текущей оценке позиции, что является отдельной задачей по риску, которая позиционирует условия и/или переменные, которые будут изменены до того, как позиция будет ликвидирована (или закрыта), что может привести к потере стоимости подобных позиций.  

 

6) В июне 2006 года, Комитет опубликовал детальную версию Соглашения Basel II включающую: Концепцию Basel II от июня 2004 года, элементы Соглашения 1988 года (не учтенные при составлении документа Basel II), Поправку к Основному Соглашению по Объединенным Рыночным Рискам от 1996 года, а также Приложение документа Basel II о Торговых Операциях и Ведении Эффектов Двойного Дефолта от июля 2005 года.  

 

7) Банки должны отвечать данным измененным требованиям для получения одобрения по использованию внутренних моделей для расчета требований капитала рыночных рисков, в соответствии с параграфом 718 (lxx). Также, банки должны отвечать требованиям по расчету стоимости добавочного риска, представленных в ревизиях к Разделу VI.D.8 Концепции Basel II, как описано ниже, для получения признания модели специального риска.  

 

8) Портфели и продукты, для которых банки уже получили одобрение на использование внутренней модели для расчета капитала рыночного риска и/или модели признания специального риска, могут не соответствовать измененным требованиям до 1 января 2010 года. В соответствии с одобрением органом банковского надзора, банк не может рассчитывать стоимость добавочного риска для дефолтного риска и риска миграций кредитных позиций для удовлетворения запросов своего органа банковского надзора, но банк может использовать временную резервную версию в период с 1 января 2010 года до 31 декабря 2010, как описано в Руководстве. Более того, банкам предоставляется 1 год (до 1 января 2011 года) для внедрения в свои модели капитала добавочного риска, всех рисков включенных в стоимость капитала добавочного риска, кроме относящихся к дефолтным рискам и рискам миграции для позиций связанных с кредитным риском.  

 

9) Для ресекьюритизации кассовых или деривативных кредитных позиций, банки должны отвечать требованиям капитала, описанным в параграфе 615, Документа Basel II, с 1 января 2009 года до того момента, как банки полностью внедрят обе стадии начисления на капитал добавочного риска для всех позиций.  

 

10) Комитет принимает комментарии от общественности по всем аспектам своего консультативного документа до 15 октября 2008 года. Комментарии могут быть посланы последующему адресу: 

 

 

Базельский Комитет по Банковскому Надзору 

Банк Международных Расчетов 

Centralbahnplatz 2, 

CH-4002 Базель, 

Швейцария. 

 

Также комментарии могут быть отправлены посредством электронной почты: 

baselcommittee@bis.org  

 

 

 

 

 

II. Изменения в подходе внутренних моделей к рыночному риску 

 

11) Раздел VI.D документа Basel II, определяющий подход внутренних моделей к рыночному 

риску будет изменен следующим образом. Измененный текст будет подчеркнут.  

Оригинальные сноски документа Basel II представлены в скобках.  

 

1. Основные критерии 

 

718 (lxx). Использование внутренней модели будет условным в зависимости от открытого одобрения органов банковского надзора. Органы надзора страны происхождения и органы надзора страны пребывания, ведущие деятельность по торговым материалам различных юрисдикций должны работать совместно для обеспечения эффективного процесса одобрения.  

 

718 (lxxi). Органы надзора дадут одобрение, в том случае если: 

 

Ш Они будут убеждены, что банковская система управления рисками концептуально правильна и была внедрена целостно; 

Ш По их мнению, банк имеет достаточное количество опытного персонала для использования сложных моделей не только в области торговли, но также и в области управления риском, аудита, а также, если необходимо имеет представление о функционировании операционного отдела банка; 

Ш Банковские модели имеют проверенные результаты прошлой деятельности, доказывающие должную точность при измерении риска; 

Ш Банк регулярно проводит стресс-тесты по статьям определенным в параграфах с 718 (lxxvii) по 718 (lxxxiv), приведенным ниже.  

 

718 (lxxii). Органы надзора имеют право настаивать на времени проведения предварительной проверки и практического испытания банковской внутренней модели до того, как она будет использована для основных целей органами надзора. 

 

718 (lxxiii). В добавлении к данным основным критериям, банки, использующие внутренние модели для целей капитала, должны соблюдать требования, описанные в параграфах 718 (lxxiv) и 718 (xcix). 

 

2. Количественные стандарты 

 

718 (lxxiv). Важно отметить, что органы надзора могут заверить себя что банки, использующие модели, имеют системы управления риском, которые концептуально верны и были внедрены целостно. Следовательно, органы надзора указывают число количественных критериев, которым банки должны соответствовать до того, пока они используют подход, основанный на использовании модели. Предел, до которого банки должны отвечать количественным критериям может повлиять на уровень в соответствии с которым, органы надзора устанавливают коэффициент множителя, описанный в параграфе 718 (lxxvi) (j). Только те банки, чьи модели полностью отвечают количественным критериям, могут подать заявление на минимальный коэффициент множителя. Количественные критерии включают:  

 

1. Банк должен иметь отдел независимого контроля над рисками, ответственный за дизайн и внедрение банковской системы управления рисками. Отдел должен разрабатывать и анализировать ежедневные отчеты по выходу банковской модели измерения риска, включая оценку отношений между степенями подверженности риску и торговыми ограничениями. Данный отдел должен быть независимым от коммерческих торговых отделов и представлять отчет напрямую высшему исполнительному руководству банка.  

 

2. Данный отдел должен проводить регулярные программы тестирования, т.е. фактическое сравнение величины риска, вызванного моделью и текущими ежедневными изменениями в стоимости портфеля на протяжении долгого времени, также как и гипотетическими изменениями, основанными на статических позициях.  

 

3. Также данный отдел должен проводить первоначальную и текущую проверку внутренней модели. 

 

4. Совет директоров и высшее руководство должны быть вовлечены в процесс контроля рисков и обязаны рассматривать контроль рисков, как неотъемлемый аспект дела, для которого требуется выделить значительные ресурсы. При этом, ежедневные отчеты, подготовленные независимыми органами контроля рисков, должны быть просмотрены на уровне руководства соответствующего старшинству и полномочиям для обеспечения снижения позиций, занимаемых отдельными трейдерами, а также снижения банковской подверженности риску.  

 

5. Модель оценки банковского внутреннего риска должна быть неотъемлемой частью ежедневного процесса управления риском банка. Ее результат также должен быть обязательной частью процесса планирования, мониторинга и контроля структуры банковского рыночного риска. 

 

6. Система расчета риска должна использоваться в соответствии с внутренними торговыми лимитами риска. В связи с этим, торговые лимиты должны быть связаны с моделью расчета банковского риска, являющейся неизменной на протяжении всего времени, а также понятной как для трейдеров, так и для высшего руководства. 

 

7. Порядок и строгая программа проведения стресс-тестирования должны являться дополнением к анализу риска, основанным на ежедневных результатах модели расчета банковского риска. Результаты стресс-тестирования должны рассматриваться периодически высшим руководством и использоваться для внутренней оценки адекватности капитала, а также отображаться в политике и лимитах, установленных руководством и Советом директоров. В том случае, когда стресс-тестирования обнаруживают уязвимость определенных обстоятельств, должны быть приняты срочные меры для ведения подобных рисков должным образом (например: страхование от подобных результатов или сокращения размера банковского риска или увеличения капитала).  

 

8. Банки должны иметь определенный порядок для обеспечения соответствия с внешней политикой, представленной документально, а также с процедурами, имеющими отношение к системе расчета риска. Банковская система расчета риска должна быть документирована, например, посредством руководства по управлению рисками, описывающим основные принципы системы управления риском и представляющим объяснение эмпирических методов используемых для расчета рыночного риска.  

 

9. Независимый обзор системы расчета риска должен регулярно проводиться банком в рамках процедуры банковского внутреннего аудита. Обзор должен включать деятельность коммерческих групп и независимого отдела контроля рисков. Обзор всего процесса управления риском должен проводиться периодически (в идеальном варианте, не реже одного раза в год), а также соответствовать, по крайней мере, данным аспектам: 

 

- Адекватность документации системы или процесса управления риском; 

- Организационная схема органа контроля рисков; 

- Интеграция методов измерения рыночного риска в систему ежедневного управления риском; 

- Процесс утверждения (одобрения) моделей ценового риска и оценочной системы используемой правлением и операционным отделом банка.  

- Проверка любого значительного изменения в процессе расчета риска; 

- Объем рыночных рисков, учтенных моделью расчета риска; 

- Целостность системы управления информацией; 

- Точность и завершенность данных о позициях; 

- Подтверждение корректности, своевременности и достоверности информационных ресурсов, используемых для запуска внутренних моделей, включая независимость подобных информационных ресурсов; 

- Точность и адекватность волатильности и корреляции ориентировочных расчетов; 

- Точность оценки и расчетов преобразования рисков; 

- Подтверждение точности модели посредством частого использования методов обратного тестирования, описанного выше в пункте 718 (lxxiv) (b), а также при помощи соответствующего документа: Соглашение по контролю для использования методов обратного тестирования связанного с подходом внутренних моделей к требованиям рыночных рисков капитала.  

 

3. Характеристика факторов рыночного риска 

 

718 (lxxv). Важной частью банковской системы расчета внутреннего рыночного риска является характеристика соответствующих факторов рыночного риска, т.е. ставки и цены, влияющие на стоимость банковских торговых позиций. Факторы риска, включенные в систему расчета риска, должны быть достаточными для покрытия рисков, связанных с банковским портфелем балансовых и внебалансовых торговых позиций. Хотя банкам будет предоставлена некоторая свобода в определении факторов риска для их внутренних моделей, следующие нормы должны быть соблюдены.  

 

1. Факторы, релевантные для расчета цен, должны быть включены как факторы риска модели VaR. В том случае, когда фактор риска внедрен в модель расчета цен, но не является частью модели VaR, банк обязан исправить данное упущение в соответствии с требованием органов надзора. Также, модель VaR должна охватывать свойства нелинейности, кроме тех, которые являются характерными для опционов (например, ценные бумаги, обеспеченные закладной, подверженность транше или n-ные позиции потерь), также как и корреляционные и основные риски (например между кредитными дефолтными свопами и облигациями). Более того, органы надзора должны убедиться, что используются доверенности, показывающие результаты прошлой деятельности действующей позиции (например, индекс капитала для позиции в отдельном фонде). 

 

2. Для процентной ставки, должен существовать набор факторов риска соответствующий процентным ставкам в каждой валюте, для которой банк имеет активы, чувствительные к изменению процентной ставки балансовых и внебалансовых позиций. 

 

· Система расчета риска должна формировать кривую доходов, используя один из общепринятых подходов, например расчет форвардного курса дохода с нулевым купоном. Кривая доходов должна быть поделена на различные сегменты сроков погашения, для того чтобы учесть все изменения в волатильности тарифов на протяжении всей кривой доходов; в основном существует лишь один фактор, отвечающий всем сегментам сроков погашения. Для материальных кредитных требований к передвижению процентных ставок в большинстве денежных оборотов и рынков, банки обязаны формировать кривую доходов, используя минимум 6 факторов рисков. Однако, в конечном итоге, количество используемых факторов риска должно быть установлено в соответствии с природой банковских торговых стратегий. Например, банку, имеющему портфель различных видов ценных бумаг по многим пунктам кривой доходов, а также вовлеченному в комбинированные арбитражные стратегии, потребуется большее количество факторов риска для точного расчета процентного риска.  

· Система расчета риска должна включать различные факторы риска для учета спредового риска (например, между облигациями и свопами). Разнообразные подходы могут использоваться для учета спредового риска, возникающего от недостаточно коррелятивных передвижений между государственными и иными установленными процентными ставками дохода. Данные ставки включают и те, которые задают отдельные кривые дохода для инструментов негосударственного фиксированного дохода (например, свопы и муниципальные облигации) или дают оценку спрэдам государственных ставок на различных уровнях кривой дохода.  

 

3. Для валютных курсов (включая золото), система расчета риска должна включать факторы риска, соответствующие индивидуальным иностранным валютам, в которых деноминированы банковские позиции. Как только цифра VaR, подсчитанная при помощи системы расчета риска, будет выражена в банковской локальной валюте, любая нетто-позиция деноминированная в иностранной валюте и будет являться валютным риском. Таким образом, должны существовать факторы риска, соответствующие валютному курсу локальной валюты и любой из иностранных валют в которой банк имеет значительные риски.  

 

4. Для курсов акций, должны существовать факторы риска соответствующие каждому фондовому рынку, в котором банк хранит значительные позиции: 

 

· По минимуму, должен существовать фактор риска для учета рыночных передвижений в курсах акций (например, биржевой индекс/индекс рынка). Позиции в индивидуальных ценных бумагах или секторных показателях могут быть использованы в «бета-эквивалентах», имеющих отношение к рыночному индексу; 

· Требуется более детальный подход, для того чтобы факторы риска соответствовали различным секторам фондового рынка (например, промышленные секторы, циклические и нециклические секторы). Как было сказано выше, позиции на отдельных фондах в рамках одного сектора должны быть выражены в бета-эквивалентах связанных индексов сектора.  

· Наиболее широкий подход включает в себя факторы риска соответствующие волатильности отдельных выпусков акций. 

· Сложность и природа способа моделирования для данного рынка должна соответствовать банковским рискам в объеме всего рынка, также как и его концентрации в отдельных выпусках акций на этом рынке.  

5. Для товарных цен, должны существовать факторы риска соответствующие каждой из товарных бирж, в которых банк имеет значительные позиции (также см. выше параграф 718 (xlvii)): 

· Для банков с относительно ограниченными позициями торговых инструментов, простая спецификация факторов риска может быть приемлема. Подобная спецификация, возможно, будет включать лишь один фактор риска для каждой товарной цены, которому банк может быть подвержен. В случаях, когда составные позиции невелики, допустимо использование единого фактора риска для относительно широкой подкатегории товаров (например, единый фактор риска для всех видов нефти); 

· Для более активной торговли, модель должна также учитывать различие в материальном доходе между деривативными позициями, такими как форварды и свопы, и сводками о финансовых позициях товаров. 

 

4. Количественный подход 

 

718 (lxxvi). Банки могут допускать некоторую гибкость при разработке четкого содержания своих моделей, при соблюдении минимальных стандартов при подсчете стоимости своих капиталов. Отдельные банки и их органы надзора будут иметь свободу действий при применении более жестких стандартов.  

1. VaR должен рассчитываться ежедневно. 

2. При расчете VaR, должен быть использован 99-процентный односторонний интервал доверия. 

3. При расчете VaR, должен быть использован мгновенный ценовой шок эквивалентный 10-дневному движению цен, т.е. минимальный «период владения ценными бумагами» будет равняться 10 торговым дням. Банки могут использовать цифры VaR, рассчитанные в соответствии с более короткими периодами владения ценными бумагами (до 10 дней) посредством, например, квадратного корня времени (для ведения опционов, также см. ниже 718 (lxxvi) (h)). Банк, использующий данный подход обязан периодически доказывать обоснованность своего подхода для соответствия требованиям органов надзора.  

4. Исторический период наблюдения (периода выборки) для расчета VaR должен составлять не менее года. Для банков, которые используют весовую схему или иные подходы для исторического периода наблюдения, фактический период наблюдения должен составлять, как минимум, один год (т.е. взвешенный средний временной лаг отдельных периодов наблюдения не может быть менее шести месяцев). 

5. Банки обязаны обновлять свои массивы данных не реже, чем раз в месяц, а также переоценивать их в любой момент, когда рыночные цены подвергаются существенным изменениям. Банки обязаны вести процедуры должным образом, для обновления массивов данных более часто. Органы надзора также могут потребовать от банков рассчитывать собственные дисконты, используя более короткий период наблюдения, если, по мнению органов надзора, это оправдано значительным всплеском ценовой волатильности. 

6. Банкам не предписывается конкретных моделей. Если используемая модель учитывает все существенные риски, которым подвергается банк (описанные в параграфе (lxxv)), банки, могут выбирать модели, основанные, например, на исторических симуляциях и симуляциях Монте-Карло. 

7. Банки будут иметь право применять эмпирические корреляции в рамках основных категорий рисков (например, процентные ставки, курсы валют, курсы акций и товарные цены, включая подобные опции волатильности в каждой категории фактора риска). Органы надзора также имеют право применять эмпирические корреляции в рамках основных категорий рисков, при условии, если органы надзора уверены что, банковская система измерения корреляций является целесообразной, и была реализована целостно.  

8. Банковские модели обязаны учитывать специальные риски, связанные с опциями в рамках каждой основной категории риска. Следующие критерии применяются для измерения рисковых опций: 

· Банковские модели должны учитывать нелинейные ценовые характеристики позиций опционов; 

· Предполагается, что банки в конечном итоге будут продвигать заявку на полный 10-дневный ценовый шок, в соответствии с позициями опциона или позициями, отражающими характеристики опциона. В промежуточном периоде, государственные органы надзора могут потребовать от банка согласования метода расчета капитала для риска опциона с другими методами, например, периодическое моделирование или стресс-тестирование; 

· Каждая банковская система расчета риска должны иметь набор факторов риска, учитывающих волатильности ставок и цен преимущественных позиций опционов, например, вега риск. Банки с относительно большими и/или сложными портфелями опционов должны иметь детальные характеристики актуальных волатильностей. Это означает, что банки должны измерять волатильности позиций опционов, разбитых на различные сроки платежей по обязательствам; 

· Ежедневно, каждый банк обязан отвечать требованию капитала, выраженному, (i) значениями VaR предыдущего дня, рассчитанными в соответствии с параметрами, определенными в данном раздела и (ii) среднедневными расчетами VaR по каждому из предшествующих 60 банковских дней, умноженных посредством коэффициента умножения.  

· Коэффициент умножения будет установлен конкретными органами надзора на основании оценки качества банковской системы управления риском, в соответствии с абсолютными минимумом=3. Банки должны будут добавить к этому фактору добавочную величину, связанную с фактическим представлением модели, таким образом, представляя внутренний позитивный стимул для поддержания предсказуемого качества модели. Добавочный фактор будет варьироваться от 0 до 1, в зависимости от результатов так называемого метода обратного тестирования. Если результаты обратного тестирования являются удовлетворительными и банк отвечает всем качественным стандартам, установленным в параграфе 718 (lxxiv), добавочный фактор будет равен нулю. Приложение 10а данного Руководства представляет в деталях подход, который должен использоваться для обратного тестирования и расчета добавочного фактора. Органы надзора будут иметь право на государственном уровне потребовать от банков проведения обратного тестирования по гипотетическим результатам (т.е. используя изменения в ценности портфеля которые могут происходить, в то время как позиции на время закрытия торгов останутся неизменными), либо по фактическим торговым результатам (т.е. включая сборы, комиссии и чистые процентные доходы), либо по обеим категориям сразу. 

9. Банки, использующие модели, будут подлежать начислению на капитал для покрытия специального риска (как описано для стандартизированного подхода к рыночному риску) инструментов процентной ставки и долевых ценных бумаг. Способ расчета начисления на капитал процентной ставки должен проводиться в соответствии с параграфами 718 (lxxxvii) по 718 (xcvii). 

 

 

5. Стресс-тестирование 

 

718 (lxxvii). Банки, использующие подход внутренних моделей, для того чтобы отвечать требованиям капитала рыночного риска, должны осуществлять программу точного и тщательного стресс-тестирования. Стресс-тестирование, для установления явлений или воздействий, имеющих сильное влияние на банки, является ключевым компонентом в банковской оценке позиции капитала.  

 

718 (lxxviii). Банковские сценарии стресса, должны учитывать спектр факторов, которые могут повлечь за собой случайные убытки или поступления в торговые портфели, либо могут затруднить осуществление контроля рисков в данных портфелях. Данные факторы включают случаи низкой прибыльности во всех основных видах рисков, включая различные компоненты рыночных, кредитных и операционных рисков. Сценарии стресса должны проливать свет на влияние подобных случаев на позиции, отражающие как линейные, так и нелинейные ценовые характеристики (т.е. опции и инструменты, имеющие характеристики опционов).  

 

718 (lxxix). Стресс-тестирования банка должны проводиться как на качественном, так и на количественном уровне, а также включать рыночный риск и аспекты ликвидности рыночных нарушений. Количественные критерии должны определять вероятный сценарий стресса, которому банк может быть подвержен. Количественные критерии должны подчеркивать, что две основные цели стресс-тестирования это оценка способности банковского капитала покрывать потенциальные крупные убытки и определение шагов, необходимых для снижения банковского риска и сохранения капитала. Данная оценка является неотъемлемой частью процесса установления и определения банковской стратеги управления и результаты стресс-тестирования должны быть согласованы в рабочем порядке с высшим руководством и периодически с советом директоров банка. 

 

718 (lxxx). Банки должны сочетать использование сценариев стресса органов надзора со стресс-тестированиями разработанными самими банками для отражения характеристик конкретного риска. В частности, органы надзора могут попросить банк предоставить информацию по стресс-тестированию трех основных сфер, описанных ниже: 

 

(i) Сценарии органов надзора, не требующие моделирования банком 

 

718 (lxxxi). Банки должны обладать информацией о наиболее крупных убытках за отчетный период для предоставления органам надзора. Информация об убытках может быть сравнима с уровнем капитала, являющегося результатом банковской системы внутренней оценки. Например, она может дать органам надзора представление о количестве дней с максимальными дневными потерями, которые могут быть покрыты оценкой данных VaR.  

 

(ii) Сценарии, требующие моделирования банком 

 

718 (lxxxii). Банки должны представлять свои портфели в соответствии с рядом сценариев моделирующих стресс и предоставлять результаты органам надзора. Данные сценарии могут включать тестирования текущих портфелей по отношению к прошедшим периодам значительных нарушений, например, упадка основного капитала в 1987 году, кризиса механизма курса валют (ERM) 1992 и 1993 годов, упадка рынков ценных бумаг в первом квартале 1994 года, Российского финансового кризиса 1998 года, взрыва технологического фондового бума 2000 года или суб-первичной турбулентности 2007/2008 годов, объединяющие большие ценовые передвижения и резкое сокращение ликвидности, связанное с данными событиями. Второй вид сценариев будет оценивать чувствительность банковской подверженности рыночному риску к изменениям в положениях волатильности и корреляций. Применение данного тестирования требует оценки ряда исторических изменений волатильности и корреляции банковских текущих позиций по отношению к предельным значениям исторических измерений. Должное рассмотрение должно производиться по отношению к резким изменениям, которые происходят в периоды значительных нарушений на рынке. Например, вышеуказанные ситуации включают корреляции в факторы риска, близкие к крайнему значению 1 или -1 в течение нескольких дней, в момент нарушений. 

 

(iii) Сценарии, разработанные банком для учета специфических характеристик его портфеля 

 

718 (lxxxiii). В добавление к сценариям, предписанных органами надзора и указанными в параграфах 718 (lxxxi) и718 (lxxxii), банк также должен разработать свои собственные стресс-тестирования, которые моделируют наиболее неблагоприятные ситуации, на основании характеристик его портфелей (например, проблемы в ключевых регионах мира в сочетании с резким изменением в ценах на нефть). Банки должны предоставить органам надзора описание методологии, использованной для определения и проведения сценариев, также как и описание результатов вытекающих из данных сценариев.  

 

718 (lxxxiv). Результаты должны просматриваться периодически высшим руководством и отражаться в политике и ограничениях, установленных правлением и советом директоров. Более того, если тестирование обнаруживает уязвимость определенного набора обстоятельств, государственные органы ожидают что банк примет немедленные меры по ведению данных рисков должным образом (например, хеджирование результатов или сокращение вероятности подверженности риску).  

 

6. Внешняя проверка 

 

718 (lxxxv). Проверка точности моделей внешними аудиторами и/или органами надзора должна включать как минимум следующие шаги:  

 

1. Удостовериться что процесс внутренней проверки, описанный в параграфе 718 (lxxiv) осуществляется должным образом; 

2. Убедиться что формулы, используемые в вычислительном процессе, также как для опции ценообразования и других комплексных инструментов, являются утвержденными уполномоченными органами, которые в любых случаях должны быть независимыми от торговой сферы; 

3. Проверить, чтобы структура внутренней модели соответствовала банковской деятельности и географической зоне действия; 

4. Проверить результаты банковского обратного тестирования системы внутренней оценки (т.е. сравнивая оценки VaR с фактическими прибылями и убытками) и убедиться, что данная модель предоставляет надежный способ расчета потенциальных потерь. Это означает что банки должны предоставлять результаты, также как и преимущественные производственные факторы в расчете VaR, по запросу органам надзора и/или внутренним аудиторам. 

5. Убедиться что потоки данных и процессы, связанные с системой расчета риска, являются прозрачными и доступными. В частности, необходимо чтобы аудиторы и органы надзора имели легкий доступ к характеристикам и параметрам моделей, при соблюдении определенных процедур, когда бы они ни сочли это нужным.  

 

7. Комбинация внутренних моделей и стандартизированной методологии 

 

718 (lxxxvi). Если банковская подверженность определенному фактору риска, такому как товарные цены, является незначительной, подход внутренней модели будет требовать чтобы, банки имели систему оценки совокупного риска, которая будет учитывать основные категории факторов риска (такие как, процентный риск, валютный курс (который может включать золото), курсы акций, товарные цены с учетом опций волатильности включенными в каждую категорию фактора риска). Таким образом, ожидается что банки, которые начинают использовать модели для одной или более категорий фактора риска, будут распространять модели на все свои рыночные риски. Банк, разработавший одну или более моделей, не сможет рассчитывать риск (рассчитанный по данным моделям) в соответствии со стандартизированной методологией (до тех пор, пока органы надзора не дадут свое разрешение на использование данной модели). Однако, в течение дальнейшего опыта, с учетом процесса изменения подхода моделирования, специальный лимит времени не будет установлен для банков, которые использует комбинацию внутренних моделей и стандартизированной методологии для перехода к всесторонней модели. Следующие условия должны соблюдаться банками, использующими данные комбинации: 

 

1. Каждая основная категория фактора риска должна быть оценена с использованием одного единственного подхода (либо внутренние модели, либо стандартизированный подход), т.е. комбинация двух методов не позволительна в рамках одной категории риска, также как и различные банковские субъекты для одного и того же вида риска (но, см.параграф 708 (i)); 

2. Все критерии, представленные в параграфах с 718 (lxx) по 718 (xcix) данного Положения, будут применяться к использованным моделям; 

3. Банки не могут изменять комбинацию двух используемых подходов, без предоставления веских обоснований необходимости изменения органам надзора; 

4. Ни один элемент рыночного риска не может избежать расчета, т.е. подверженность всем различным факторам риска, как подсчитанным посредством стандартизированного подхода, так и внутренними моделями, должна быть учтена; 

5. Начисления на основной капитал подсчитанные посредством стандартизированного подхода и метода моделей, должны быть объединены посредством простого суммирования. 

 

8. Ведение специального риска  

 

718 (lxxxvii). В том случае если банк имеет показатель VaR, включающий специальный риск и отвечающий всем количественным и качественным требованиям для моделей общего риска, он может установить свою собственную ставку для моделированных расчетов, с учетом того, что показатель основывается на моделях, отвечающих дополнительным критериям и требованиям, представленным ниже. Банки, которые не могут отвечать данным дополнительным критериям и требованиям, должны будут производить специальные отчисления капитала под риски в полном объеме специального отчисления под риск рассчитанного посредством стандартизированного метода.  

 

718 (lxxxviii). Критерии признания органами надзора банковского моделирования специального риска требуют, чтобы банковская модель учитывала все материальные компоненты ценового риска и несла ответственность за изменения в рыночных условиях и составе портфеля заказов. В частности модель должна:  

· Объяснять исторические колебания цен в портфеле; 

· Учитывать концентрации (параметры и изменения в составе); 

· Быть устойчивым к неблагоприятной среде;  

· Учитывать основные риски;  

· Быть согласованным посредством обратного тестирования. 

 

 

718 (xc). Банковская модель должна оценивать риск, возникающий от менее ликвидных позиций и/или позиций с ограниченной ценовой прозрачностью при реалистичных рыночных сценариях. В добавление, модель должна отвечать минимальным стандартам данных. Переменные могут быть использованы только в тех случаях, когда доступные данные являются недостаточными либо не отражают реальную волатильность позиции или портфеля, и только тогда, когда переменные являются достаточно консервативными.  

 

718 (xci). Кроме того, по мере развития методов и наилучших практик, банки должны пользоваться данными улучшениями.  

 

718 (xci-1-). Банки, использующие расчеты моделирования, должны проводить обратное тестирование, направленное на определение того, что специальный риск учитывается верно. Методология, которую должен использовать банк для проверки расчетов специального риска, заключается в проведении отдельных обратных тестирований для суб-портфелей с использование ежедневных данных суб-портфелей с учетом специального риска. Ключевыми суб-портфелями для данной цели являются долговые позиции, обращающиеся на рынке и долевые ценные бумаги. Однако, если банк разделяет свой торговый портфель на несколько мелких категорий (например, зарождающиеся рынки, долги корпорации, обращающиеся на рынке и т.д.), стоит удерживать данные различия для целей обратного тестирования суб-портфелей. Банки должны формировать структуру суб-портфеля и придерживаться ее, до тех пор, пока не будет возможности продемонстрировать органам банковского надзора, что имеет смысл изменить структуру.  

 

718 (xci-2-). Банки должны осуществлять процесс для анализа исключений, определенных посредством обратного тестирования специального риска. Этот процесс должен служить фундаментальным подходом, посредством которого банки вносят корректировки в свои модели специального риска в случае обнаружения неточностей. Существует вероятность того, что модели, учитывающие специальный риск, являются неприемлемыми, если результаты на уровне суб-портфелей дают ряд исключений, соответствующий Красной Зоне, как указано в Приложении 10а данного Руководства. Ожидается что, банки с «неприемлемыми» моделями специального риска, примут немедленные меры по исправлению данной проблемы, а также будут гарантировать, что имеется достаточный резерв капитала для покрытия риска, определенного обратным тестированием как неучтенным.  

 

718 (xcii). Также банк должен иметь способ для учета регулирующих рисков капитала в торговом портфеле, которые являются добавочными к рискам, учтенным оценкой на основании VaR, как указано выше в параграфе  

 

718 (lxxxviii). Во избежание двойного счета, банк, в случае расчета добавочной платы за нарушение обязательств по договору, может принимать во внимание размер кредитного риска, включенного в расчет VaR, особенно для рисковых позиций, которые могли бы быть закрыты в течении 10 дней в случае неблагоприятных рыночных условий или других факторов ухудшения в кредитной среде. Никакой особый подход к расчету добавочного риска не предусмотрен; Комитет выпустит руководство для определения позиций и рисков, которые должны быть учтены в данной стоимости капитала добавочного риска.  

 

718 (xciii). Банк должен демонстрировать, что это метод, используемый для учета добавочных рисков, отвечает обоснованным стандартам, сравнимым со стандартами подхода, основанными на внутренних рейтингах для кредитного риска, установленного данным Положением (например, 99.9-процентный интервал доверия горизонта капитала в течение одного года), при допущении постоянного уровня риска, и внесении определенных изменений для отражения влияния ликвидности, концентраций, хеджирования и выборочности. Банк, который не учитывает добавочные риски посредством разработанного внутреннего метода, должен использовать расчет стоимости капитала добавочного риска в стандартизированном оценочном методе, как указано в параграфах с 710 по 718 и 718 (xxi)  

 

718 (xciv). При любом используемом методе, синтетические потенциальные риски или риски наличности, будут подвергаться удержанию в рамках секьюритизации, указанной в данном Положении (например, транш капитала, покрывающий первоначальные убытки), также как риски секьюритизации, несвязанные с линиями ликвидности или аккредитивами, будут подвергнуты отчислению капитала, как указано в рамках секьюритизации.  

 

718 (xcv). Исключение в данном случае может быть сделано для банков, являющихся посредниками в вышеуказанных рисках, где они могут продемонстрировать в добавление к торговому значению, что существует двусторонний рынок ликвидности для рисков секьюритизации или что, в случае синтетической секьюритизации они будут полагаться исключительно на кредитные деривативы для рисков секьюритизации и составляющих их компонентов риска. В целях данного раздела, двусторонний рынок рассматривается как существующий там, где есть независимые предложения “bona fide” о покупке или продаже по приемлемой цене. Данная цена должна соответствовать ценам последних продаж или текущей конкурентной заявки “bona fide”, а также котировкам предложений, которые могут быть приняты в течение одного дня по таким ценам, и которые бы в течение относительно короткого времени могли подстроиться под торговые обычаи. К тому же, к банку могут применяться данные исключения, в том случае если у него есть достаточные рыночные данные для доказательства того, что он полностью учитывает сконцентрированный риск во внутреннем подходе оценки добавочных рисков в соответствии со стандартами, представленными выше.  

 

 

718 (xcvii). (перемещено в параграф 718 (xci-1-)) 

718 (xcviii). (перемещено в параграф 718 (xci-2-)) 

 

 

9. Стандарты проверки модели 

 

718 (xcix). Важно чтобы банки проводили операции, гарантирующие, что их внутренние модели проверялись удовлетворительно соответствующими сторонами, независимыми от процесса разработки, для обеспечения того, что данные модели являются концептуально логичными и охватывают все материальные риски. Данная проверка должна проводиться, в то время когда модель была первоначально разработана, а также после внесения в модель любых значительных изменений. Также проверка должны проводиться периодически, особенно после любых значительных структурных изменений на рынке или изменений в составе портфеля, которые могут привести к тому, что модель больше не будет функционировать правильно и адекватно. Более тщательная проверка модели требуется в том случае, когда специальный риск является смоделированным и должен отвечать дальнейшим критериям специального риска. По мере развития методов и лучших практик, банки должны использовать данные достижения в своих целях. Проверка модели не должна ограничиваться проведением обратного тестирования, а должна, по крайней мере, включать следующее: 

 

1. Тесты для подтверждения того, что все принятые предложения в рамках внутренней модели являются обоснованными и оценивают риск должным образом. Данные предложения могут включать предложение о нормальном распределении, об использовании квадратного корня времени для расчета от одного дня периода владения до 10 дней периода владения, либо предложение об использовании метода экстраполяции или интерполяции, либо ценовых моделей; 

2. В дополнение к регуляционным программам обратного тестирования, тестирование для проверки модели обязано использовать гипотетические изменения в ценности портфеля, которые могут произойти, в то время как позиции на момент закрытия торгов, останутся неизменными. Таким образом, данное тестирование исключит сборы, комиссии, разницу между ценами предложения и спроса, доход от нетто процентов и дневные коммерческие операции. Более того, необходимо проводить дополнительные тесты, которые могут включать: 

· Тесты, проводимые на протяжении более длительных периодов, чем требуется программой обратного тестирования (например, 3 года). Более длительные периоды времени зачастую показывают возможности обратного тестирования. Более длительные периоды времени нежелательны, если модель VaR или рыночные условия были изменены в такой мере, что исторические данные больше не являются актуальными; 

· Тесты, проводимые с использованием иных интервалов доверия, помимо 99-процентного интервала, требуемого количественными стандартами; 

· Тесты портфелей, находящихся ниже общего банковского уровня; 

3. Использование гипотетических портфелей для доказательства того, что модель может учитывать структурные особенности, которые могут возникнуть, например: 

· Когда хронология данных для определенного инструмента не отвечает количественным стандартам, представленных в параграфе 718 (lxxvi), и когда банк должен преобразовывать данные позиции в переменные. В данном случае, банк обязан обеспечить, чтобы данные переменные давали консервативные результаты, соответствующие рыночным сценариям; 

· Обеспечение того, что основные материальные риски, должным образом учтены. Это может включать несоответствия между длинными и короткими позициями сроков погашения или эмитентов ценных бумаг; 

· Обеспечение того, что модель учитывает концентрированный риск, который может появиться в недиверсифицированном портфеле.  

 

 

 

III. Подход к неликвидным позициям 

 

12. Раздел VI.A.2. документа Basel II, определяющий руководство по пруденциальной оценке, будет изменен следующим образом. Измененный текст, будет подчеркнут.  

 

 

 

2. Руководство по пруденциальной оценке 

 

690. Данный раздел обеспечивает банк руководством по пруденциальной оценке позиций  

торгового портфеля. Это руководство особенно важно для позиций, не имеющих актуальных рыночных цен или заметных факторов производства, также как и менее ликвидных позиций, которые хотя и не исключаются из торгового портфеля только по причине меньшей ликвидности, но вызывают озабоченность органов надзора в отношении пруденциальной оценки. 

 

691. Механизм пруденциальной оценки должен как минимум включать:  

 

1. Системы и механизмы контроля  

 

692. Банки должны выработать и поддерживать адекватные системы и механизмы контроля, обеспечивающие уверенность менеджмента и органов надзора в пруденциальности и надежности оценок стоимости. Эти системы должны быть интегрированы с прочими системами управления риском (например, с кредитным анализом) и должны включать: 

 

· Документированные стратегии и процедуры процесса оценки. Это включает четко определенные задачи различных подразделений, вовлеченных в оценку стоимости, источники рыночной информации и анализ их актуальности, руководство по использованию не значительных факторов производства, отражающих банковские ориентировочные предположения по поводу того, что рыночные участники будут использовать для оценки позиций, периодичность независимой оценки, момент определения цен закрытия, процедуры корректировки стоимости, процедуры перепроверки оценок в конце месяца и в связи с наступившими обстоятельствами; и 

· Четкие и независимые (т. е. не зависящие от фронт-офиса) принципы отчетности департамента, отвечающего за процесс оценки. Отчетность должна, в конечном итоге, представляться исполнительному директору, входящему в совет директоров (правление). 

 

 

(ii). Методологии оценки 

 

Переоценка на основе текущих цен 

 

693. Переоценка на основе текущих цен это как минимум ежедневная оценка позиций по ценам закрытия, получаемым из независимых источников. Примерами свободно доступных цен закрытия являются биржевые цены, цены электронных торговых систем или котировки от нескольких независимых брокеров с хорошей репутацией. 

 

694. Банки должны как можно чаще производить переоценку на основе текущих цен с использованием более пруденциальной из цен продавца/покупателя, если только учреждение не является крупным маркетмейкером для конкретного типа позиций и может закрыться по среднерыночной цене. Фактические рыночные цены или значительные производственные факторы должны рассматриваться, даже тогда, когда рынок является менее ликвидным, чем исторические рыночные объемы, если данные цены не являются результатом вынужденной ликвидации либо ликвидационной распродажи.  

 

 

 

Только в тех случаях, когда невозможно осуществить переоценку по рыночным ценам, банки могут осуществлять переоценку, в соответствии с моделью, но только при условии соблюдения пруденциальности. Переоценка с использованием модели определяется как любая оценка, которая должна быть 170 осуществлена относительно ориентира, экстраполирована или иным образом рассчитана с использованием рыночных данных. При этом требуется дополнительная степень консерватизма. Органы надзора при оценке пруденциальности этого метода учитывают следующее: 

 

· Высшее руководство должно быть осведомлено об элементах торгового портфеля, которые подвергаются переоценке с использованием модели, и должен сознавать неопределенность, возникающую в связи с этим в отчетах о рисках и результатах деятельности банка.  

 

· Рыночные данные должны, насколько возможно, соответствовать рыночным ценам, как изложено выше. Следует регулярно проверять актуальность рыночных данных для каждой оцениваемой позиции.  

 

· Везде, где возможно, должны применяться общепринятые методологии оценки конкретных продуктов.  

 

· Если модель разрабатывается самим учреждением, она должна основываться на допущениях, которые были оценены и протестированы квалифицированными сторонами, не участвовавшими в разработке. Модель должна разрабатываться или утверждаться без привлечения фронт-офиса и подвергаться независимому тестированию. Это включает проверку математической составляющей, допущений и внедрения программного обеспечения.  

 

· Должны иметься формализованные процедуры контроля над изменениями и надежная копия модели для периодической перепроверки оценок.  

 

· Подразделение управления рисками должно быть в курсе недостатков используемой модели и оптимальных способов их учета в результатах оценки.  

 

· Модель должна подвергаться периодическим проверкам для определения точности ее результатов (например, путем оценки соответствия допущений, анализа прибылей и убытков с учетом факторов риска, сравнения реальных цен на момент закрытия с результатами модели). 

 

· Корректировки должны производиться по мере необходимости, например, для снижения неопределенности в оценках модели (см. также о корректировках оценки в параграфах 698-701), 

 

Независимая перепроверка цен 

 

696. Независимая перепроверка цен отличается от ежедневной рыночной переоценки. Это процесс, посредством которого рыночные цены или вводные данные модели регулярно проверяются на предмет точности. В то время как ежедневная переоценка по рыночным ценам может производиться дилерами, перепроверка рыночных цен или вводных данных моделей должна производиться подразделением, не зависящим от дилингового зала, не реже одного раза в месяц (или чаще, в зависимости от характера торговых/рыночных операций). Ее не следует производить так же часто, как ежедневную рыночную переоценку, т. к. объективная, т. е. независимая оценка позиции должна вскрывать любые ошибки или отклонения в ценовой политике и обеспечивать ликвидацию неточных ежедневных оценок.  

 

697. Независимая перепроверка цен требует более высокого стандарта точности, поскольку рыночные цены или вводные данные модели используются для определения прибылей и убытков, в то время как ежедневные оценки - главным образом для текущей отчетности. Цены, источники которых носят более субъективный характер (например, при наличии котировок только от одного брокера), должны проверяться с использованием пруденциальных мер, таких, как корректировка оценок. 

 

(iii) Корректировки оценок  

 

698. Как часть процесса переоценки на основе текущих цен, банки должны внедрить и поддерживать процедуры рассмотрения необходимости корректировок оценки. Органы надзора ожидают, что банки, использующие оценки третьих сторон, будут рассматривать необходимость корректировки. Это следует делать и при использовании модели.  

 

699. Органы надзора ожидают, что следующие корректировки оценок/резервы будут формально учитываться по минимуму: незаработанные кредитные спреды, издержки при закрытии, операционные риски, преждевременное аннулирование, издержки по инвестированию и фондированию, будущие административные издержки и, где применимо, риск модели.  

 

2a. Поправка в текущей оценке менее ликвидных позиций.  

 

699 (i). Банки обязаны установить и проводить процедуры для расчета поправки текущей оценки менее ликвидных позиций. Данная поправка является дополнением к любым изменениям в стоимости позиции для финансовой отчетности и должна быть разработана для отражения неликвидности позиции. Органы банковского надзора ожидают, что банки рассмотрят необходимость в поправке для оценки позиции. Данная оценка требуется для отображения текущей неликвидности и определения того, является ли позиция переоцененной для текущих цен либо она является значительным фактором производства, оценкой третьей стороны или переоцененной в соответствии с моделью.  

 

700. Учитывая, что ориентировочные расчеты сделанные с учетом ликвидности в оценке капитала рыночного риска, могут не соответствовать банковской способности продавать или хеджировать позиции, где необходимо, банки обязаны принимать поправку в текущей оценке данных менее ликвидных позиций, и рассматривать их сохраняющуюся правомерность на постоянной основе.  

 

Сниженная ликвидность могла быть результатом рыночных событий. Также цены на момент закрытия торгов для концентрированных позиций и/или просроченных позиций должны рассматриваться в установлении данной поправки. Банки обязаны рассматривать все актуальные факторы при определении правомерности поправки менее ликвидных позиций. Данные факторы могут включать, но не быть ограниченными, периодом времени в течение, которого проводится хеджирование позиций/рисков в рамках позиции, средним уровнем волатильности бида/спредов предложения, доступностью независимых рыночных квот (количества или идентичности участников рынка), средней величиной и волатильностью торговых объемов (включая торговые объемы в период рыночного стресса), рыночной концентрацией, старением рынка, размером доверия оценки в соответствии с моделью и влиянием моделей других рисков, не включенных в параграф 699.  

 

701. Поправка в текущей оценке менее ликвидных позиций, описанная в параграфе 700, должна влиять на сумму регулятивного капитала 1-го уровня и будет являться дополнением к поправкам оценки, сделанным в соответствии с финансовыми отчетными стандартами и параграфами 698 и 699.