Кайта келүү

Толкунбек Абдыгулов, председатель Нацбанка: «Кыргызстан и Китай готовы к системе сом-юань, но последнее слово за бизнесом»  

8 января 2015 г. 

 

Бишкек. 8 января. КирТАГ Бакыт Толканов. Нацбанк Кыргызстана готов предоставить возможность работы системы расчетом «сом-юань», но бизнес должен сам решать, что ему выгодно. Об этом в интервью КирТАГ заявил председатель Нацбанка КР Толкунбек Абдыгулов. 

Предложение Казахстана странам ШОС перейти на взаиморасчеты в нацвалюте и уйти от доллара сегодня озадачило финансовых регуляторов стран-участниц Организации. Глава Нацбанка КР считает, что Кыргызстану выгодно снижение долларизации. Но пойдет ли на это отечественный бизнес и сами граждане, привыкшие вести накопления в американской валюте. 

 

- Казахстан предложил, чтобы между странами ШОС расчеты шли только в национальных валютах, исключить доллар. Выгодно ли Кыргызстану проводить внешнеторговые операции не в долларах, и как это скажется на устойчивости сома? 

 

- В целом переход в двусторонней торговле на национальные валюты выгоден, так как исключается третья валюта. С точки зрения денежно-кредитной политики, в том числе по вопросу устойчивости сома, возражений нет. Основные положительные моменты в том, что перейдя во внешнеторговых операциях между странами-участниками ШОС на платежи в национальных валютах, снижается долларизация наших экономик, и минимизируются валютные риски. Однако не надо забывать, что в первую очередь к этому должен быть готов бизнес. К системе «юань-сом» мы готовы, Китай готов, а готовы ли к этому бизнесмены? Как бизнес отреагирует? Насколько готовы экспортеры и импортеры к работе сом-юань? 

 

Межгосударственные решения это кирпичик в фундамент, выполнение решений - это постепенный процесс. Но в целом направление выбрано правильное. Нацбанк Кыргызстана готов предоставить возможность работы системы «юань-сом», но, повторю, бизнес должен сам решать, что ему выгодно. Ведь доллар зачастую выполняет функцию сбережения средств для граждан. В банковской системе есть депозиты и кредиты в долларах. И только стабильность как национальной валюты, так и валюты торгового партнера, будет влиять на решение бизнеса. 

 

- Финансовый регулятор, как известно, предложил правительству программу по стимулированию экспортоориентированных отраслей экономики. Какой объем средств планируется направить на эту программу и из каких источников? 

 

- Да, действительно, Нацбанк разработал и предложил правительству программу по стимулированию экспортоориентированных отраслей. Цель проекта - с одной стороны поддержать рост экономики, с другой обеспечить приток свободно конвертируемой валюты в страну, что в конечном итоге обеспечит стабильность национальной валюты. 

 

Нацбанк презентовал проект программы на заседании координационного совета по макроэкономической и инвестиционной политике с участием основных игроков экономического блока правительства. В результате было принято совместное решение, что для реализации программы правительство будет изыскивать средства, а Нацбанк будет вести работу по определению процентной ставки для конечных получателей. Необходимо отметить, что для успешной реализации проекта «Финансирование экспортно-ориентированного производства» нужны общие усилия и участие всех государственных органов. 

 

Сумма средств по программе, которую Национальный банк готов предоставить банкам для дальнейшего финансирования, будет зависеть от возможности министерства финансов найти средства для субсидирования процентных ставок коммерческих банков, чтобы для конечных заемщиков он был льготным. 

 

Национальный банк является кредитором последней инстанции для финансовой системы страны, а также финансовым советником правительства, поэтому он не может оставаться в стороне от экономических процессов, происходящих в стране. В ближайшее время правительству будут предоставлены предложения по фискальному стимулированию экономики для достижения целей Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 гг. 

 

- Нацбанк выставил на общественное обсуждение законопроект о запрете обменных бюро, оставив банковские обменные пункты. Вы убеждены, что это мера приведет к снижению спекуляции? 

 

- Да, Национальный банк выступил с инициативой ликвидировать деятельность обменных бюро. Поводом стала спекулятивная атака на национальную валюту в декабре 2014. В течение трех недель декабря ситуация на рынке была стабильной, долларов в банковской системе было более чем достаточно, как в безналичной, так и в наличной форме. То есть, объективных предпосылок для повышения курса не было. Но владельцы обменных бюро просто воспользовались нестабильной ситуацией на валютном рынке в России и сыграли на этом. 

 

Наличие обменных бюро вроде никому не мешает, но я хочу напомнить их природу. Обменники зарабатывают на посреднических услугах, и когда появляется возможность быстро и много заработать, то их не остановить. В этом случае, банковская система гораздо прозрачней, процедуры лицензирования и контроля этих финансовых учреждений гораздо жестче. 

 

В свете последних событий, происходящих на валютном рынке страны, Национальным банком за период с января по ноябрь 2014 года проведено более 1200 проверок обменных бюро по всей территории КР. Выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в отсутствии идентификации клиентов, укрывательстве реальных объемов операций, и как следствие - предоставление некорректной информации в Нацбанк. 

 

Национальный банк в рамках полномочий органа надзора в прошедшем году отозвал лицензии у 15 обменных бюро, приостановил действия лицензий 129 обменных бюро, а также направил 16 предупреждений и 220 предписаний. 

 

В настоящее время законопроект вынесен на общественное обсуждение, в январе Нацбанк проведет ряд круглых столов, в ходе которых будут заслушаны и обсуждены мнения всех заинтересованных сторон. 

 

- Не последует ли за этим «месть» за закрытие рынка? 

 

- Основной задачей Нацбанка является поддержание покупательской способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики. За выполнением этой задачи стоят интересы не только всей страны, но и каждого гражданина, а это почти 5,5 млн кыргызстанцев. С другой стороны - интересы 5 тысяч работников обменных бюро. Чьи интересы важнее? Для меня ответ однозначен: в настоящем виде обменные бюро не могут дальше существовать. 

 

Предлагаемые изменения в законодательстве позволят, во-первых, эффективно выявлять лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность и своевременно применять к ним меры воздействия и, во- вторых, будут отсутствовать предпосылки к паническому настроению среди населения в случае колебания обменного курса иностранной валюты, что в целом характерно для данного рынка. 

 

- В начале прошлого год курс доллара вырос, нет ли предпосылок, что в начале этого года ситуация повторится? 

 

- Надо смотреть на корень причин. В первом квартале 2014 года из-за девальвации тенге началась паника. Это и привело к тому, что население начало скупать доллары. После нескольких месяцев курс снизился до 53-54 сомов за доллар, и те, кто купили валюту на этом ажиотаже, прогорели. В таких случаях в основном проигрывает население, так как граждане в отличие от крупных инвесторов не могут держать купленную валюту 3-4 месяца. Ведь они вынуждены продавать доллары, так как им нужны сомы для оплаты коммунальных услуг, налогов, походов в магазины и других неотложных целей. 

 

Для повторения прошлогодних событий у нас нет предпосылок. Чтобы поддержать национальную валюту, мы используем весь спектр инструментов денежно-кредитной политики, регулярно отслеживаем текущую ситуацию на внешних финансовых рынках и на внутреннем валютном рынке. 

 

- До какого предела Нацбанк может расходовать свои международные валютные запасы? До какого уровня Кыргызстан может опустить курс сома? 

 

- Согласно мировой практике, принято считать приемлемым тот уровень международных резервов, который покрывает 3 месяца будущего импорта товаров и услуг страны. Тем не менее, каждая страна самостоятельно определяет оптимальный уровень золотовалютных резервов, исходя из собственных целей и задач макроэкономической политики. 

 

Многие критиковали, что Нацбанк за декабрь продал 84 млн долларов США, но из них $30 млн направлены на оплату электроэнергии, экспортируемую из Казахстана, а также завозимые ГСМ. 

 

Национальный банк на постоянной основе оценивает необходимость интервенций, и в зависимости от обстоятельств и ситуации в экономике принимает решение об использовании международных резервов для вмешательства в операции на валютном рынке, но это только часть денежно-кредитной политики. 

 

- Какие меры будут предприняты для снижения роста инфляции помимо повышения учетной ставки? 

 

- Для удержания инфляции в заявленных ориентирах на протяжении 2014 года Национальный банк на регулярной основе использовал различные инструменты денежно-кредитной политики. В частности, были повышены: учетная ставка с 6% до 10,5%, ставки по инструментам денежно-кредитной политики: по кредиту «овернайт» с 5% до 11%, по депозиту «овернайт» - с 1% до 4,50%. Через валютные интервенции было стерилизовано 28 млрд сомов, что также снизило монетарную составляющую инфляции. Наряду с этим, для снижения давления на обменный курс проводились работы по изъятию избыточной ликвидности, регулированию порога обязательных резервных требований. 

 

Статистические данные по итогам 2014 года свидетельствуют о том, что темпы экономического роста в Кыргызстане продолжают замедляться, такая же тенденция наблюдается в странах основных торговых партнеров КР. Наблюдается сокращение объемов внешнеторговых операций. Замедляются темпы притока денежных переводов, но их объемы продолжают увеличиваться. Сохраняется большая неопределенность в развитии внешней среды. Вышеуказанные факторы являются одной из причин повышения давления на внутреннем валютном рынке нашей страны и, соответственно, на уровень инфляции. 

 

Нацбанк Кыргызстана продолжит мониторинг ситуации в экономике страны, и в соответствии с законодательно определенным мандатом будет принимать соответствующие меры денежно-кредитной политики, направленные на удержание уровня инфляции в пределах 5-7% в среднесрочном периоде, определенном Основными направлениями денежно-кредитной политики НБКР на среднесрочный период.