Вернуться назад

Постановление Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 28 декабря 2022 года 

№ 2022-П-12/83-7-(НПА) 

 

 

 

 

О внесении изменений  

в некоторые нормативные правовые акты 

Национального банка Кыргызской Республики 

 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются): 

- «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 30 июня 2010 года № 52/4; 

- «Об утверждении Порядка работы коммерческих банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики с залоговым имуществом» от 4 июля 2012 года № 28/7; 

- «Об утверждении Положения «Об отдельных сделках/операциях коммерческих банков и микрофинансовых компаний Кыргызской Республики с недвижимым имуществом» от 29 августа 2012 года № 36/2; 

- «Об утверждении Инструкции по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам)» от 31 октября 2012 года № 41/12; 

- «Об утверждении Положения «О корпоративном управлении в коммерческих банках Кыргызской Республики» от 17 мая 2017 года № 19/12; 

- «Об утверждении Инструкции «О требованиях к операциям банка с аффилированными и связанными с банком лицами» от 31 мая 2017 года № 21/5; 

- «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-2-(НПА); 

- «Об утверждении Инструкции об осуществлении банковского надзора» от 20 июня 2018 года № 2018-П-12/24-2-(НПА); 

- «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению риском ликвидности коммерческих банков Кыргызской Республики» от 29 марта 2019 года № 2019-П-12/17-3-(НПА); 

- «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», Положения «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике» и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» от 14 августа 2019 года № 2019-П-12\42-1-(НПА); 

- «О временных решениях Национального банка Кыргызской Республики по регулированию деятельности коммерческих банков Кыргызской Республики» от 10 марта 2022 года № 2022-П-12/13-2-(НПА). 

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования. 

3. Юридическому управлению: 

- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

4. Управлению методологии надзора после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», коммерческих банков, ОАО «Государственный банк развития Кыргызской Республики», ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», ОЮЛ «Национальная ассоциация кредитных союзов и кооперативов», ОЮЛ «Ассоциация пользователей кредитной информацией», небанковских и специализированных финансово-кредитных организаций, кредитных бюро, обменных бюро, структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора. 

 

Председатель К. Боконтаев  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  

к постановлению Правления  

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 28 декабря 2022 года 

№ 2022-П-12/83-7-(НПА) 

 

 

Изменения  

в некоторые нормативные правовые акты 

Национального банка Кыргызской Республики 

 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 30 июня 2010 года № 52/4 следующее изменение: 

в Положении «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- в абзаце двадцать четвертом подпункта 4 пункта 30 первое предложение изложить в следующей редакции: 

«- банк может самостоятельно или с привлечением оценщика/оценочной организации провести оценку стоимости обеспечения.». 

 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении «Порядка работы коммерческих банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики с залоговым имуществом» от 4 июля 2012 года № 28/7 следующие изменения: 

в «Порядке работы коммерческих банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики с залоговым имуществом», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 8 изложить в следующей редакции: 

«8. Если кредитной политикой предусмотрено принятие залогового имущества, находящегося (зарегистрированного) за пределами Кыргызской Республики, в этом случае совет директоров банка/ФКО несет ответственность за обеспечение возвратности кредитов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.»; 

- в пункте 10: 

абзац первый изложить в следующей редакции: 

«10. Банк/ФКО должен проанализировать состояние соответствующего рынка (движимого/недвижимого имущества и т.п.) и определить критерии по которым то или иное имущество принимается в залог. Критерии качества в зависимости от вида заложенного имущества могут быть различными, но должны как минимум учитывать следующие:»;  

в абзаце шестом слово «условия» заменить словом «критерии»;   

- пункт 11 изложить в следующей редакции:  

«11. Банк/ФКО должен удостовериться в наличии залогового имущества с выездом на место его нахождения и проверить его качество. По результатам проверки составляется отчет, который заверяется подписью руководителя структурного подразделения по кредитованию/работе с залоговым имуществом и должен включать как минимум следующую информацию:  

- месторасположение залога;  

- условия хранения залога;  

- качественные и количественные параметры залога;  

- справедливая стоимость на основе внутренней оценки или оценки оценщика/оценочной организации;  

- использованные подходы и/или методология оценки стоимости залога;  

- другое.»;  

- в пункте 16 абзацы пять и шесть изложить в следующей редакции: 

«- привлечение оценщика/оценочной организации;  

- количественное соотношение суммы кредита и справедливой стоимости залога;»; 

- в пункте 20: 

абзац первый изложить в следующей редакции: 

«20. При рассмотрении банком/ФКО предмета залога в качестве обеспечения по кредиту следует учитывать следующие характеристики залога:»;  

в тексте на официальном языке в абзаце втором слово «справедливая» заменить словом «справедливую»;  

абзацы семь и восемь изложить в следующей редакции: 

«- описание текущих экономических условий и ситуации на рынке, которые влияют на справедливую стоимость залога по месту его расположения; 

- другую необходимую информацию для обеспечения качественного анализа.»; 

- пункт 21 изложить в следующей редакции: 

«21. В документах банка/ФКО, регламентирующих основные принципы работы с залоговым имуществом, необходимо предусмотреть, что, если банк/ФКО не в состоянии самостоятельно, квалифицированно проводить оценку залогового имущества, банк/ФКО должен заключить договор с оценщиком/оценочной организацией.»; 

- в пункте 21-1: 

в абзаце первом слова «независимого оценщика» заменить словами «оценщика/оценочной организации»; 

в абзаце втором слова «оценщика (внутреннего либо привлеченного)» заменить словами «внутреннего оценщика/ оценщика/оценочной организации»; 

в абзаце четвертом слова «независимому (привлеченному) оценщику» заменить словами «оценщику/оценочной организации»; 

абзац пятый изложить в следующей редакции: 

«- допущение, что текущее или будущее использование услуг внутреннего оценщика/ оценщика/оценочной организации зависит от суммы, в которую внутренний оценщик/оценщик/оценочная организация оценивает имущество;»; 

в абзаце шестом слова «независимого (привлеченного) оценщика» заменить словами «оценщика/оценочной организации»; 

в абзаце седьмом слова «независимым оценщиком» заменить словами «оценщиком/оценочной организацией»; 

- в абзаце первом пункта 23-1 слова «независимых специалистов-оценщиков, имеющих соответствующий сертификат» заменить словом «оценщика». 

 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «Об отдельных сделках/операциях коммерческих банков и микрофинансовых компаний Кыргызской Республики с недвижимым имуществом» от 29 августа 2012 года № 36/2 следующие изменения: 

в Положении «Об отдельных сделках/операциях коммерческих банков и микрофинансовых компаний Кыргызской Республики с недвижимым имуществом», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- в пункте 3: 

абзац шестой изложить в следующей редакции: 

«Оценка это процесс определения (расчета) стоимости недвижимого имущества по состоянию на конкретную дату на основании отчета об оценке, подготовленного оценщиком/оценочной организацией в соответствии с требованиями законодательства по оценочной деятельности.»; 

пункт дополнить абзацами седьмым и восьмым следующего содержания: 

«Оценщик (независимый специалист-оценщик) физическое лицо, имеющее квалификационный сертификат на осуществление оценочной деятельности, выданный в порядке, определенном Кабинетом Министров Кыргызской Республики. 

Оценочная организация юридическое лицо, зарегистрированное в установленном законодательством порядке, основным видом деятельности которого является оценочная деятельность, и имеющее в штате не менее двух оценщиков, имеющих квалификационный сертификат.»;  

- в подпункте «г» пункта 7 слова «независимым оценщиком» заменить словами «оценщиком/оценочной организацией»; 

- в пункте 16: 

в подпункте «в» слова «независимого оценщика» заменить словами «оценщика/оценочной организации»; 

в тексте на официальном языке исключить слово «другие»; 

- в абзаце первом пункта 27 слова «независимым профессиональным оценщиком» заменить словом «оценщиком/оценочной организацией»; 

- в пункте 28: 

в абзаце втором слова «независимым (привлеченным) оценщиком» заменить словами «оценщиком/оценочной организацией»; 

абзац восьмой изложить в следующей редакции: 

«Оценщик/оценочная организация может производить оценку одного и того же прочего недвижимого имущества банка не более двух раз подряд.»; 

- пункт 29 изложить в следующей редакции: 

«29. Задание банка по оценке прочего недвижимого имущества оценщику/оценочной организации должно быть оформлено в письменной форме, а отчет оценщика/оценочной организации об оценке должен включать задание по оценке и содержать результаты оценки по всем параметрам, указанным в задании банка по оценке. 

Для оценки прочего недвижимого имущества банку необходимо заключить договор на проведение оценки с оценщиком/оценочной организацией в соответствии с требованиями законодательства.». 

 

4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам)» от 31 октября 2012 года № 41/12 следующие изменения: 

в Инструкции по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам), утвержденной вышеуказанным постановлением: 

- в пункте 11: 

пункт дополнить абзацем восьмым следующего содержания: 

«Высокорискованные страны государства и территории (образования), которые не применяют или применяют в недостаточной степени международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также оффшорные зоны.»; 

абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:  

«Орган финансовой разведки уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.»; 

- в абзаце третьем пункта 15 слова «утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики от 9 сентября 2005 года № 420/21/4» заменить словами «утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 8 декабря 2021 года № 2021-П-14/68-7-(ПС).»; 

- в абзаце втором пункта 22-3 слово «Правительством» заменить словами «Кабинетом Министров»; 

- пункт 28 изложить в следующей редакции: 

«28. В случае если оригинал документа, предоставляемый в банк в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, выполнен на иностранном языке, в банк должен быть представлен перевод документов на государственный или официальный язык Кыргызской Республики, заверенный переводческим учреждением.»; 

- в пункте 39 слова «несовершеннолетнего лица» заменить словом «ребенка»; 

- по всему тексту пункта 42 слово «несовершеннолетний» в различных падежных формах заменить словом «ребенок» в соответствующих падежных формах; 

- пункт 48 дополнить абзацем восьмым следующего содержания: 

«В случае идентификации индивидуального предпринимателя в соответствии с требованиями Порядка идентификации и верификации клиентов в удаленном режиме открытие счетов по договору банковского счета совершается без личного присутствия самого вкладчика.»; 

в Приложении 1 к Инструкции: 

- подпункт 2 пункта 1 изложить в следующей редакции: 

«2) проведение верификации клиента до и в процессе открытия банковского счета, а также проверку информации после открытия счета, в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией;»; 

- в пункте 3 слово «несовершеннолетних» заменить словами «детей в возрасте до 16 лет»; 

- пункт 5 изложить в следующей редакции: 

«5. Для удостоверения личности физических лиц банк использует один из следующих документов:  

1) для граждан Кыргызской Республики:  

- паспорт гражданина Кыргызской Республики (ID-карта);  

- свидетельство о рождении (для открытия счета в пользу детей до 14 лет, а также для открытия счета самим ребенком в возрасте от 14 до 16 лет);  

- удостоверение личности офицера, прапорщика или военный билет военнослужащего срочной службы;  

- водительское удостоверение (только при пополнении третьими лицами банковского счета клиента, а также самими клиентами, имеющими счет в банке);  

2) для иностранных граждан:  

- паспорт иностранного гражданина;  

- вид на жительство в Кыргызской Республике;  

3) для лиц без гражданства вид на жительство в Кыргызской Республике;  

4) для беженцев:  

- свидетельство о регистрации ходатайства о признании лица беженцем;  

- удостоверение беженца;  

5) для кайрылманов удостоверение кайрылмана.»; 

- в пункте 7 слово «должен» заменить словами «вправе с учетом применения риск-ориентированного подхода»; 

- в абзаце первом пункта 10 слово «верификацию» заменить словом «проверку»; 

- в абзаце первом пункта 11 слово «верификация» заменить словами «надлежащая проверка»; 

- пункт 12 изложить в следующей редакции: 

«12. При проведении операций по банковскому счету клиент должен указать назначение платежа и предоставить в банк платежные документы, оформленные в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

Банк вправе требовать у клиента предоставить документы, подтверждающие законность и экономическую целесообразность операции, с использованием риск-ориентированного подхода. Такими документами могут быть счета, выставленные клиенту, договора, заключенные клиентом, платежные документы (к примеру, инвойсы, счета-фактуры) и т.д.  

В случае отказа клиента предоставить требуемые документы банк должен отказать в проведении операции по счету. Данное условие должно быть оговорено в договоре банковского счета между банком и клиентом.  

Банку необходимо установить разумные сроки представления клиентом дополнительных документов, в том числе информации о контрагенте, но не более 10 (десяти) рабочих дней, в целях определения экономической целесообразности и законности проводимых операций, а также источника происхождения денежных средств клиента и бенефициарного владельца. Если клиент не представил запрашиваемые банком документы в установленные сроки, банк должен отказать клиенту в проведении операции по счету.  

Если операции клиента признаны подозрительными и/или клиенту присвоен высокий уровень риска, на время ожидания запрошенных документов банк не вправе проводить какие-либо операции по счету клиента до представления клиентом соответствующих документов.»; 

в Приложении 3 к Инструкции: 

- пункт 3 изложить в следующей редакции: 

«3. Банк не имеет права устанавливать корреспондентские отношения с банками, а также с их аффилированными лицами, дочерними банками и обособленными подразделениями, не являющимися самостоятельными юридическими лицами, зарегистрированными в высокорискованных странах (оффшорных зонах), перечень которых утверждается решением Комиссии по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов по предложению органа финансовой разведки и на основе Публичного заявления ФАТФ.  

Примечание: ФАТФ это межправительственная организация (группа) по разработке и внедрению международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. 

Перечень высокорискованных стран определяется органом финансовой разведки.»; 

- абзац второй пункта 4 изложить в следующей редакции: 

«В случае установления банком корреспондентских отношений с банками из высокорискованных стран у банка повышается риск вовлечения в деятельность по финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.». 

 

5. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О корпоративном управлении в коммерческих банках Кыргызской Республики» от 17 мая 2017 года № 19/12 следующие изменения: 

в Положении «О корпоративном управлении в коммерческих банках Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 3-1 изложить в следующей редакции: 

«3-1. Совет директоров и Правление банка вправе привлекать советников, консультантов (специалистов, экспертов и т.п.) для подготовки аналитических, справочных, информационных материалов и рекомендаций по вопросам, отнесенным к их ведению в соответствии с возложенными на них обязанностями.  

Деятельность советников и консультантов должна осуществляться в рамках должностных инструкций/договоров о предоставлении услуг.  

Советники и консультанты не являются должностными лицами банка и не могут вовлекаться в осуществление операционной деятельности (кредитной и т.д.) банка. Заключения советников, консультантов носят рекомендательный характер, а ответственность за все решения, принимаемые Советом директоров и Правлением банка, несут указанные органы.»; 

- пункт 6 изложить в следующей редакции: 

«6. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров банка, определены законами Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» и «Об акционерных обществах».»; 

- пункт 8 изложить в следующей редакции: 

«8. В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» (далее Закон) акционеры банка не должны предпринимать действия, приносящие вред интересам клиентов банка.»;  

- абзац первый пункта 10 дополнить предложением следующего содержания: 

«Положение о Совете директоров утверждается общим собранием акционеров.»; 

- в тексте на официальном языке в абзаце четвертом пункта 12 слово «соответствующей» заменить словом «соответствующие»; 

- в тексте на официальном языке пункта 18: 

в абзаце втором слова «касающимся», «несущим» заменить словами «касающихся», «несущими»; 

в абзаце третьем слово «установленной» заменить словом «утвержденной»;  

- в тексте на официальном языке двенадцатого абзаца пункта 19 слово «роспись» заменить словом «подпись»;  

- в тексте на официальном языке пятого предложения пункта 20 слово «роспись» заменить словом «подпись»; 

- в первом предложении абзаца первого пункта 22 слово «монетарным» заменить словом «банковским»; 

- в тексте на официальном языке абзаца первого пункта 24 слово «ими» заменить словом «им»; 

- в пункте 28: 

в тексте на официальном языке абзаца четвертого слово «представление» заменить словом «предоставление»; 

в тексте на официальном языке абзаца пятого, шестого и седьмого слово «представлять» заменить словом «предоставлять»; 

абзац девятый после слова «нормативных» дополнить словом «правовых»; 

- в тексте на официальном языке двенадцатого абзаца пункта 30 слово «роспись» заменить словом «подпись»; 

- в тексте на официальном языке абзаца второго пункта 31 слова «принятии решений» заменить словами «принятии решения»; 

- в тексте на официальном языке пункта 32: 

абзац третий изложить в следующей редакции: 

«- использовать предоставленные им полномочия в целях выполнения задач и функций, для которых они назначены на установленный Законом срок;»; 

в абзаце шестом слова «в отношении» заменить словами «по отношению»; 

- пункт 38 изложить в следующей редакции: 

«38. Комитет рассматривает кандидатуры на должность Корпоративного секретаря, оценивает кандидатуры на соответствие установленным требованиям и представляет свои рекомендации Совету директоров.»; 

- в пункте 39 слова «нормативным актом по вознаграждению» заменить словами «документом о вознаграждениях»; 

- в абзаце первом пункта 40 слово «предоставляемого» заменить словом «установленного»; 

- абзац первый пункта 40-1 изложить в следующей редакции: 

«40-1. Система вознаграждения должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивать обоснованный уровень соотношения вознаграждения к результатам работы банка и личного вклада работника банка в достижении этих результатов.»; 

- в тексте на официальном языке второго предложения пункта 42 слова «должен», «взвешиваются» заменить словами «должны», «взвешиваться»; 

- в абзаце первом пункта 43 слова «нормативный акт» заменить словом «документ»; 

- пункт 44 изложить в следующей редакции: 

«44. Комитет по новым продуктам может создаваться в банке для принятия решения по необходимости разработки новых банковских продуктов, внедрения новых продуктов на рынок банковских услуг, для контроля процесса вхождения банка на рынок разработанных банком новых продуктов в соответствии с требованиями законодательства по антимонопольному регулированию, а также при переходе на цифровые каналы обслуживания для установления приемлемого уровня рисков и создание адекватных систем контроля цифровых банковских операций.»; 

- пункт 45 изложить в следующей редакции: 

«45. Комитет уполномочен принимать решения в отношении новых банковских продуктов и перевода банковских операций на цифровые платформы для обеспечения эффективного, целенаправленного и контролируемого процесса первоначальной оценки, последующей разработки, тестирования и внедрения банковских продуктов или услуг в рамках существующих ресурсных ограничений.»; 

- пункт 46 изложить в следующей редакции: 

«46. Комитет может определять степень вовлеченности тех или иных подразделений банка в процесс разработки новых банковских продуктов и цифровых банковских платформ.»;  

- пункт 47 изложить в следующей редакции:  

«47. Комитет должен проводить оценку рисков и пути их снижения (минимизации) при разработке и внедрении новых банковских продуктов, а также при переводе банковских операций на цифровые платформы.»; 

- пункт 48 изложить в следующей редакции: 

«48. Деятельность Комитета регулируется требованиями законодательства Кыргызской Республики и внутренним положением о Комитете, которое утверждается Советом директоров банка.»; 

- пункт 49 дополнить предложением вторым следующего содержания: 

«При внедрении новых банковских продуктов, связанных с цифровыми банковскими платформами и дистанционным обслуживанием клиентов, в состав комитета в обязательном порядке должны быть включены руководители структурных подразделений по информационным технологиям и информационной безопасности.»; 

- пункт 50 изложить в следующей редакции:  

«50. Комитет при принятии решения по разработке и внедрению новых банковских продуктов и цифровых банковских платформ обслуживания должен соблюдать в пределах своих полномочий требования законодательства и нормативных правовых актов Кыргызской Республики.»; 

- в абзаце первом пункта 53 слова «нормативными актами» заменить словом «документами»; 

- в пункте 55 слова «нормативными актами» заменить словом «документами»; 

- в пункте 56: 

в тексте на официальном языке в абзаце первом слово «ими» заменить словом «им»; 

в подпункте 1 слова «нормативных актов» заменить словом «документов»; 

в тексте на официальном языке подпункта 3 слова «в отношении» заменить словами «по отношению»; 

- в тексте на официальном языке наименования главы 8 слово «конфликтов» заменить словом «конфликта»; 

- в пункте 58: 

в абзаце третьем слово «проведение» заменить словом «осуществление»; 

абзацы шесть и семь изложить в следующей редакции: 

«- предотвращение конфликта интересов и выявление ситуаций и сфер деятельности, где может возникнуть конфликт интересов; 

- установление оплаты труда, вознаграждений и поощрений работнику (включая Совет директоров и Правление), с учетом не только результатов деятельности банка, но и в соответствии со стратегическими целями и соблюдением стандартов профессиональной этики банка;»; 

- пункт 60 изложить в следующей редакции: 

«60. В банке должны быть разработаны механизмы, обеспечивающие соблюдение требований законодательства и нормативных правовых актов Национального банка по предотвращению конфликта интересов и регламентацию операций с аффилированными и связанными с банком лицами, с членами Правления, Совета директоров, с другими должностными лицами, значительными участниками, а также любыми другими физическими лицами, связанными с указанными лицами общими интересами. 

В целях идентификации и недопущения конфликта интересов банку необходимо как минимум следующее: 

- разработать процедуры информирования Совета директоров и Правления банка о потенциальных угрозах в деятельности банка, связанных с конфликтом интересов; 

- обеспечить предоставление должностными лицами и работниками банка до назначения (избрания) на должность сведений о близких родственниках; 

- вести базу данных о фактах конфликтов интересов. 

В случае возникновения конфликта интересов должностное лицо или работник банка обязан немедленно уведомить об этом Правление и/или Совет директоров банка. 

Несвоевременное раскрытие конфликта интересов влечет ответственность в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики.»; 

- абзац первый пункта 61 изложить в следующей редакции: 

«61. Комитет по назначениям и вознаграждениям обеспечивает соблюдение внутренних документов банка, касающихся:». 

 

6. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О требованиях к операциям банка с аффилированными и связанными с банком лицами» от 31 мая 2017 года № 21/5 следующее изменение: 

в Инструкции «О требованиях к операциям банка с аффилированными и связанными с банком лицами», утвержденной вышеуказанным постановлением: 

- в подпункте 6 пункта 13 слова «независимого оценщика» заменить словами «оценщика/оценочной организации». 

 

7. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-2-(НПА) следующие изменения: 

в Положении о минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции: 

«Внешний аудит банка независимая проверка деятельности банка в целях выражения независимого мнения о достоверности финансовой отчетности во всех существенных аспектах в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и прочей информации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.»; 

- абзац четвертый пункта 7 изложить в следующей редакции:  

«- порядка и условий оплаты услуг аудиторской организации за аудит финансовой отчетности, а также за предоставление сопутствующих (неаудиторских) услуг банку и подконтрольным банку организациям.»; 

- абзац второй подпункта «а» пункта 13 изложить в следующей редакции: 

«В данном уведомлении должно быть указано о наличии регистрации в Едином государственном реестре (индивидуальный регистрационный номер аудиторской организации и аудитора, дата регистрации), юридический адрес, включая телефоны аудиторской организации, ФИО руководителя аудиторской организации;»; 

- пункт 14 изложить в следующей редакции: 

«14. Внешним аудитором банка может быть только аудиторская организация, включенная в Единый государственный реестр аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных аудиторских объединений на территории Кыргызской Республики и отвечающая установленным Национальным банком требованиям для аудиторской проверки банков.»; 

- пункт 16 изложить в следующей редакции: 

«16. Внешний аудитор банка должен оставаться независимым, объективным, избегать ситуаций, которые дают основание считать, что существует конфликт интересов. Внешний аудитор банка при наличии рисков, представляющих угрозу независимости аудиторской организации и аудитору, должен представлять банку в письменной или электронной форме информацию о таких рисках и мерах, применяемых с целью их сокращения.»; 

- абзац второй пункта 19 изложить в следующей редакции: 

«- быть включена в Единый государственный реестр аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных аудиторских объединений на территории Кыргызской Республики, а также иметь опыт аудиторской деятельности не менее трех лет;»; 

- абзац первый пункта 20 изложить в следующей редакции: 

«20. Руководитель аудиторской проверки финансовой отчетности должен состоять в Едином государственном реестре аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных аудиторских объединений на территории Кыргызской Республики, и обладать:»; 

- пункт 24 изложить в следующей редакции: 

«24. Банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или материнская компания и дочерняя компания банка, представляющие собой аудируемую группу, подвергаются ежегодному аудиту независимой аудиторской организацией (внешним аудитором), включенной в Единый государственный реестр аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных аудиторских объединений на территории Кыргызской Республики в соответствии с требованиями настоящего Положения.»; 

- пункт 40 изложить в следующей редакции: 

«40. Аудиторское заключение составляется с соблюдением международных стандартов аудита и требований Национального банка. При этом для всех пользователей, согласно международным стандартам финансовой отчетности, аудиторское заключение по финансовой отчетности банка должно быть единым.»; 

- подпункт 2 пункта 52 изложить в следующей редакции: 

«2) осуществление деятельности аудиторской организацией, не включенной в Единый государственный реестр аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных аудиторских объединений на территории Кыргызской Республики;». 

 

8. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции об осуществлении банковского надзора» от 20 июня 2018 года № 2018-П-12/24-2-(НПА) следующие изменения: 

в Инструкции об осуществлении банковского надзора, утвержденной вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1 изложить в следующей редакции: 

«1. В соответствии с конституционным Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» Национальный банк Кыргызской Республики (далее Национальный банк) осуществляет банковский надзор и устанавливает нормы регулирования в целях обеспечения стабильности и надежности банковской системы Кыргызской Республики, защиты интересов вкладчиков, иных потребителей и других кредиторов, соблюдения банковского законодательства Кыргызской Республики.»; 

- абзац девятый пункта 4 изложить в следующей редакции: 

«- орган финансовой разведки - уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.»; 

- в пункте 7: 

абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции: 

«Кроме того, кураторы/институциональные инспекторы могут встречаться с внешними аудиторами банка по мере необходимости, но не реже одного раза в год и участвовать на общих собраниях акционеров (годовых/внеочередных).»; 

пункт дополнить абзацем двенадцатым следующего содержания: 

«При проведении общего собрания акционеров банк должен за 5 (пять) рабочих дней до проведения уведомить Национальный банк с направлением повестки и материалов общего собрания акционеров в 2 (двух) экземплярах. Во время проведения общего собрания акционеров кураторам должны быть представлены копии явочного листа и доверенности акционеров (при наличии).»; 

- в Приложении 3 в тексте на официальном языке слова «Акт в том» заменить словами «Акт о том».  

 

9. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению риском ликвидности коммерческих банков Кыргызской Республики» от 29 марта 2019 года № 2019-П-12/17-3-(НПА) следующие изменения: 

в Положении «О минимальных требованиях по управлению риском ликвидности коммерческих банков Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 11 дополнить абзацем вторым следующего содержания:  

«При этом сотрудник риск-менеджмента должен включаться в состав КУАП с правом совещательного голоса.»; 

- абзац второй пункта 50-1 изложить в следующей редакции: 

«Показатель ликвидности в иностранной валюте (ПЛ) рассчитывается в соответствии с пунктом 15 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики», утвержденного постановлением Правления Национального банка от 14 декабря 2022 года № 2022-П-12/78-7-(НПА) (далее - Положение «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики») по каждой иностранной валюте отдельно, позиция которой является существенной.»; 

- в пункте 50-2 цифру «21» заменить цифрой «22»; 

- в пункте 50-3 цифру «25» заменить цифрой «26». 

 

10. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», Положения «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике» и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1-(НПА) следующие изменения: 

в Положении «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- в пункте 3: 

абзац двенадцатый изложить в следующей редакции: 

«Орган финансовой разведки уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.»; 

абзац двадцать второй изложить в следующей редакции: 

«Пороговая сумма значение, установленное Кабинетом Министров Кыргызской Республики.»; 

- в пункте 8: 

подпункт 11 изложить в следующей редакции: 

«11) иметь книжки справок-сертификатов, за исключением банков и их обменных пунктов;»; 

в первом предложении абзаца тридцать первого после слова «банка» дополнить словами «, обменного бюро, МФК, МКК, КС, СФУ»;  

в абзаце тридцать четвертом слово «Правительством» заменить словами «Кабинетом Министров»;  

- в пункте 20: 

абзац первый изложить в следующей редакции: 

«20. Банки и их обменные пункты, обменные бюро, МФК, МКК, КС, СФУ при покупке или продаже иностранной валюты, независимо от суммы, приобретенной или проданной иностранной валюты, обязаны выдавать документ, подтверждающий проведение операции. Обменные бюро, МФК, МКК, КС, СФУ по просьбе клиента обязаны заполнять через копировальную бумагу справку-сертификат (Приложение 4).»; 

абзац третий изложить в следующей редакции: 

«Первый экземпляр справки-сертификата выдается клиенту. Вторые экземпляры справок-сертификатов хранятся в обменном бюро, МФК, МКК, КС, СФУ.»; 

- пункт 21 изложить в следующей редакции: 

«21. Справка-сертификат должна быть подписана уполномоченным лицом в соответствии с внутренними процедурами и должностными обязанностями, заверена печатью (штампом) обменного бюро, МФК, МКК, КС, СФУ. Без соответствующих реквизитов, подписей работника и печати (штампа) обменного бюро, МФК, МКК, КС, СФУ справка-сертификат является недействительной. 

Использованные книжки справок-сертификатов со вторыми экземплярами хранятся МФК, МКК, КС, обменными бюро, СФУ в течение 1 (одного) года со дня оформления в них последней записи.»; 

- пункт 22 изложить в следующей редакции: 

«22. Обменные бюро, МФК, МКК, КС, СФУ обязаны обеспечить надлежащий учет, хранение и сохранность бланков справок-сертификатов. В случае их повреждения, порчи или уничтожения обменное бюро, МФК, МКК, КС, СФУ обязаны составить соответствующий акт.»; 

- в пункте 27: 

в тексте на официальном языке подпункта 1 слово «сом» заменить словом «сомов»; 

в тексте на официальном языке в подпункта 2 слово «сом» заменить словом «сомов»; 

абзац четвертый подпункта 2 изложить в следующей редакции: 

«Примечание: перечень документов, удостоверяющих личность, установлен Положением «О порядке проведения надлежащей проверки клиента», утвержденном постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2018 года № 606.»; 

в пункте 30: 

в тексте на официальном языке подпункта 1 слово «сом» заменить словом «сомов»; 

в тексте на официальном языке абзаца первого и четвертого подпункта 2 слово «сом» заменить словом «сомов»; 

пункт дополнить абзацем седьмым следующего содержания: 

«Информация об идентификации данных клиента должна фиксироваться в журнале регистрации операций (Приложение 3).; 

 

- Приложение 1а к Положению изложить в следующей редакции: 

«Приложение 1а 

Финансылык чалгындоо органына жөнөтүүгө кардарлар менен жүргүзүлгөн операциялар жөнүндө маалыматты каттоо  

ЖУРНАЛЫ  

ЖУРНАЛ  

регистрации информации об операциях с клиентами для передачи в орган финансовой разведки 

 

Операция жүргүзүлгөн күн/Дата совершения операции  

Операциянын түрү(1)/Вид операции(1)  

Операциянын суммасы сом менен/Сумма операции в сомах  

Кардардын аты-жөнү/Юридикалык жактын аталышы/ФИО клиента/Наименование юридического лица  

ПИН, Инсандык күбөлүктүн номери, берилген күнү/ИСН, КР ЮМ күбөлүк номери/берилген күнү/ПИН, номер документа, удостоверяющего личность, дата выдачи/ИНН, номер свидетельства МЮ КР, дата выдачи  

Жеке адамдын жашаган дареги/юридикалык жактын катталган жери/Адрес места жительства физического лица/места регистрации юридического лица  

Жеке адамдын орун алган жеринин дареги/юридикалык жактын жайгашкан жери/Адрес места пребывания физического лица/места нахождения юридического лица  

Результат проверки клиента в санкционных перечнях/ Санкциялык тизмелерде кардарды текшерүүнүн жыйынтыгы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Жооптуу кызматкердин колтамгасы/  

Подпись ответственного работника __________________   

   

Жетекчинин колтамгасы/  

Подпись руководителя __________________  

 Эскертуу/Примечание:  

 операциянын түрү: четөлкө валютасын сатып алуу же сатуу/вид операции: покупка или продажа иностранной валюты. »; 

 

 

 

- Приложение 3 к Положению изложить в следующей редакции: 

 

«Приложение 3  

ЖУРНАЛ  

регистрации операций  

«____»___________ 20__ г.  

Остаток на начало дня  

Вид валюты  

Сумма  

   

Операции по приходу (покупка)  

 

 

Операции по расходу (продажа)  

 

 

Наименование валюты  

Сумма валюты  

Курс обмена  

Сумма к выдаче в сом  

Нерезидент  

ФИО/ 

Наименование 

юридического  

лица 

ПИН, номер документа, удостоверяющего личность, дата выдачи/ИНН, номер свидетельства МЮ КР, дата выдачи  

Наименование валюты  

Сумма валюты  

Курс обмена  

Сумма к выдаче в сом  

Нерезидент  

ФИО/ 

Наименование 

юридического  

лица 

ПИН, номер документа, удостоверяющего личность, дата выдачи/Номер свидетельства МЮ КР, дата выдачи  

Итого куплено валюты:  В т.ч. куплено у нерезидентов   

Прочий приход  

   

 

 

Итого продано валюты:   В т.ч. продано нерезидентам   Прочий расход  

   

 

 

Остаток на начало дня  

Вид валюты  

 

 

Сумма  

 

 

  

  

  

  

  

 

 

  

  

  

  

  

 

 

   

Подпись ответственного работника  

Подпись ответственного должностного лица 

  

Примечания:  

1. В строке «Итого куплено/продано валюты» указывается общая сумма купленной и проданной валюты по каждому виду валют раздельно.  

2. В строке «Итого куплено/продано валюты» в графе 3 и 8 «Курс обмена» указывается средневзвешенный курс по всей купленной или проданной валюте. Средневзвешенный курс рассчитывается как отношение общей суммы к выдаче (графа 4 и 9) к общей сумме купленной/проданной иностранной валюты по каждому виду валют раздельно.  

3. При проведении операции с нерезидентами в графе 5 и 10 делается запись «Н», а общий объем совершенных операций с нерезидентами за операционный день отражается в ежедневном отчете обменного бюро.  

4. Обменные бюро не имеют права проводить операции, не связанные с проведением обменных операций с наличной иностранной валютой, через кассу обменного бюро.»; 

 

- по всему тексту Приложения 4 к Положению слова «банка,» исключить; 

в Положении «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- абзац десятый пункта 3 изложить в следующей редакции: 

«Орган финансовой разведки уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.»; 

- абзац десятый подпункта 3 пункта 8 изложить в следующей редакции: 

«Вышеуказанные меры по надлежащей проверке клиента применяются в случаях и порядке, установленных Кабинетом Министров Кыргызской Республики, а также с учетом результатов оценки рисков.»; 

- пункт 23 изложить в следующей редакции: 

«23. Обучение (переподготовка) должностного лица по ПФТД/ЛПД, сотрудников фронт-офиса, а также иных сотрудников банка, участвующих в реализации политики по ПФТД/ЛПД, должно осуществляться на регулярной основе, не менее одного раза в год в соответствии с требованиями, установленными в Положении «Об общих требованиях к программе внутреннего контроля», утвержденном постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2018 года № 606.»; 

- подпункт 7 пункта 32 изложить в следующей редакции: 

«7) получение разрешения Правления/председателя Правления либо члена Правления, курирующего операционную деятельность банка (при условии делегирования ему таких полномочий председателем правления банка), на установление или продолжение деловых отношений с клиентом;»; 

- второе предложение абзаца четвертого пункта 42 изложить в следующей редакции: 

«Перечень операций (сделок) с физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран, подлежащих сообщению в орган финансовой разведки, определяется в порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики;»; 

- пункт 48 изложить в следующей редакции: 

«48. Банк формирует и направляет в орган финансовой разведки сообщения об операциях (сделках), подлежащих контролю и сообщению, указанных в пункте 42 настоящего Положения, независимо от суммы, совершенной или совершаемой операции (сделки), за исключением операций (сделок) с наличными денежными средствами, пороговая сумма по которым устанавливается Кабинетом Министров Кыргызской Республики.». 

 

11. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О временных решениях Национального банка Кыргызской Республики по регулированию деятельности коммерческих банков Кыргызской Республики» от 10 марта 2022 года № 2022-П-12/13-2-(НПА) следующее изменение: 

- абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции: 

«- по вновь выдаваемым кредитам, перечисленным в подпункте 6 пункта 25 Инструкции по определению стандартов достаточности (адекватности) капитала коммерческих банков Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 12 октября 2022 года № 2022-П-12/63-1-(НПА), установить степень кредитного риска в размере 300 процентов;».