Вернуться назад

Проект 

 

 

 

 

 

О внесении изменения  

в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Положения о минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-2-(НПА) 

 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменение в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-2-(НПА) (прилагается). 

 

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования.  

 

3. Юридическому управлению: 

- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление  

в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

 

4. Управлению методологии надзора в течение 3 (трех) рабочих дней со дня официального опубликования довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», коммерческих банков, ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», микрофинансовых компаний, ОАО «Финансовая компания кредитных союзов» и ОАО «Гарантийный фонд». 

 

5. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия настоящего постановления довести его до сведения управления методологии надзора, управления банковского надзора, управления надзора за небанковскими организациями, юридического управления, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора. 

 

 

Председатель М. Тургунбаев 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от ________________2024 года  

№_________________________ 

 

 

О внесении изменения  

в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Положения о минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года  

№ 2017-П-12/25-2-(НПА) 

 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-2-(НПА) следующее изменение: 

в Положении о минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 19 дополнить абзацами шестым, седьмым, восьмым и девятым следующего содержания: 

«В случае если у аудиторской организации, находящейся в международной сети аудиторских организаций, отсутствует опыт аудита коммерческих банков, то такая аудиторская организация может быть привлечена банком для проведения аудита при соответствии следующим дополнительным критериям: 

- имеет опыт оценки стоимости финансовых инструментов банка и адекватности создания резервов на возможные потери по финансовым инструментам и признания прочих убытков от обесценения; 

имеет штатных аудиторов, опыт и квалификация которых соответствует требованиям пунктов 20 и 21 настоящего Положения; 

имеет централизованную политику или программу контроля качества в масштабах всей международной сети аудиторских организаций.». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения 

«О минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-2-(НПА)» 

 

Действующая редакция  

Предлагаемая редакция 

Положение о минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики 

3. Требования к внешнему аудитору банка  

19. Банк не должен привлекать аудиторскую организацию в качестве внешнего аудитора банка, если имеют место подтвержденные обстоятельства, подвергающие сомнению независимость внешнего аудитора банка, в том числе, если имеют место отношения, при которых аудиторская организация, или любые из ее аудиторов, по существу, являются связанным с банком лицом в соответствии с банковским законодательством. Аудиторская организация, выбранная для аудита банка или банковской группы, должна:  

- быть включена в Единый государственный реестр аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных аудиторских объединений на территории Кыргызской Республики, а также иметь опыт аудиторской деятельности не менее трех лет;  

- быть независимой от банка;  

- иметь опыт аудита коммерческих банков и финансово-кредитных организаций в соответствии с международными стандартами аудита и международными стандартами финансовой отчетности, а также в соответствии со стандартами, утвержденными Организацией бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов;  

- иметь штатных или привлеченных аудиторов в количестве, достаточном для качественного и своевременного выполнения поставленных задач.  

19. Банк не должен привлекать аудиторскую организацию в качестве внешнего аудитора банка, если имеют место подтвержденные обстоятельства, подвергающие сомнению независимость внешнего аудитора банка, в том числе если имеют место отношения, при которых аудиторская организация или любые из ее аудиторов по существу являются связанным с банком лицом в соответствии с банковским законодательством. Аудиторская организация, выбранная для аудита банка или банковской группы, должна:  

- быть включена в Единый государственный реестр аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных аудиторских объединений на территории Кыргызской Республики, а также иметь опыт аудиторской деятельности не менее трех лет;  

- быть независимой от банка;  

- иметь опыт аудита коммерческих банков и финансово-кредитных организаций в соответствии с международными стандартами аудита и международными стандартами финансовой отчетности, а также в соответствии со стандартами, утвержденными Организацией бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов.  

- иметь штатных или привлеченных аудиторов в количестве, достаточном для качественного и своевременного выполнения поставленных задач.  

В случае если у аудиторской организации, находящейся в международной сети аудиторских организаций, отсутствует опыт аудита коммерческих банков, то такая аудиторская организация может быть привлечена банком для проведения аудита при соответствии следующим дополнительным критериям: 

- имеет опыт оценки стоимости финансовых инструментов банка и адекватности создания резервов на возможные потери по финансовым инструментам и признания прочих убытков от обесценения; 

имеет штатных аудиторов, опыт и квалификация которых соответствует требованиям пунктов 20 и 21 настоящего Положения; 

имеет централизованную политику или программу контроля качества в масштабах всей международной сети аудиторских организаций. 

20. Руководитель аудиторской проверки финансовой отчетности должен состоять в Едином государственном реестре аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных аудиторских объединений на территории Кыргызской Республики, и обладать:  

- квалификацией в соответствии с требованиями законодательства по аудиту или международной квалификацией;  

- трехлетним опытом аудита коммерческих банков и финансово-кредитных организаций;  

- опытом аудита в финансово-кредитных организациях в соответствии с международными стандартами аудита и международными стандартами финансовой отчетности;  

- знаниями в области банковского дела и банковского законодательства Кыргызской Республики;  

- знаниями стандартов AAOFI и трехлетним опытом аудита банков и финансово-кредитных организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования - для аудиторской проверки банка, оказывающих услуги по исламским принципам банковского дела и финансирования.  

21. Руководитель аудита информационной безопасности для проведения внешнего аудита информационной безопасности должен обладать: 

- квалификационным сертификатом (одним из CISA, CISM, CISSP и т.д.);  

- опытом аудита информационных систем и/или информационной безопасности финансово-кредитных организаций.  

20. Руководитель аудиторской проверки финансовой отчетности должен состоять в Едином государственном реестре аудиторов, аудиторских организаций и профессиональных аудиторских объединений на территории Кыргызской Республики, и обладать:  

- квалификацией в соответствии с требованиями законодательства по аудиту или международной квалификацией;  

- трехлетним опытом аудита коммерческих банков и финансово-кредитных организаций;  

- опытом аудита в финансово-кредитных организациях в соответствии с международными стандартами аудита и международными стандартами финансовой отчетности;  

- знаниями в области банковского дела и банковского законодательства Кыргызской Республики;  

- знаниями стандартов AAOFI и трехлетним опытом аудита банков и финансово-кредитных организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования - для аудиторской проверки банка, оказывающих услуги по исламским принципам банковского дела и финансирования.  

21. Руководитель аудита информационной безопасности для проведения внешнего аудита информационной безопасности должен обладать: 

- квалификационным сертификатом (одним из CISA, CISM, CISSP и т.д.); 

- опытом аудита информационных систем и/или информационной безопасности финансово-кредитных организаций. 

 

 

 

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики»  

от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-2-(НПА)» 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-2-(НПА)» (далее проект постановления) разработан в целях предоставления банкам возможности расширенного выбора аудиторских организаций

 

2. Описательная часть  

Проектом постановления предусмотрено внесение изменений в требования по отбору аудиторской организации для проведения внешнего аудита банков.  

В действующей редакции Положения «О минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других небанковских финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-2-(НПА) (далее Положение), предусмотрено, что аудиторская организация, выбранная для аудита банка или банковской группы, должна иметь опыт аудита коммерческих банков и финансово-кредитных организаций в соответствии с международными стандартами аудита и международными стандартами финансовой отчетности, а также в соответствии со стандартами, утвержденными Организацией бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов.   

Данные требования ограничивают возможность участия в аудите банков новых аудиторских организаций, находящихся в международной сети аудиторских организаций. В этой связи проектом постановления предлагается установить дополнительные требования к международным аудиторским организациям, касающиеся: 

1) оценки стоимости финансовых инструментов банка и адекватности создания резервов на возможные потери по финансовым инструментам и признания прочих убытков от обесценения 

Оценка финансовых инструментов, в том числе тех, которые подлежат оценке по справедливой стоимости, может быть сложной задачей. Это особенно актуально в случае наличия у банков сложных и неликвидных финансовых инструментов. Банки часто оценивают такие продукты, используя сложные внутренние модели, с применением исторических и прогнозных данных, основанных на допущениях. Получение достаточных объективных аудиторских доказательств, подтверждающих правильность проведенных оценок, часто сопряжено с трудностями.  

Кроме того, международные стандарты финансовой отчетности, в частности финансовые инструменты сами по себе сложны и допускают множество толкований. Эти факторы могут увеличить риск существенных искажений в финансовой отчетности. 

Помимо этого, создание резервов на возможные потери по активам обычно является существенным для финансовой отчетности банка, и вероятность искажений высока. Это связано с тем, что руководство банка стремится повысить уровень прибыли и капитала за счет занижения резервов.  

Создание резервов на возможные потери по активам требует экспертного заключения для определения экономическую выгоду финансовых инструментов и размера резерва, необходимого для покрытия потенциальных убытков в случае обесценения. 

2) качества контроля аудиторских компаний 

Крупнейшие международные аудиторские фирмы представлены по всему миру, но большинство из них в настоящее время не управляется глобально. В то время как головной офис или глобальное руководство могут влиять на фирмы-члены в разных странах, но они обычно не имеют прямого управления над ними. Структура глобальных сетевых фирм зависит от национального регулирования и законодательства, относящегося к аудиторским фирмам.  

3) квалификационных требований к сотрудникам аудиторской организации 

Предлагаемые проектом постановления дополнительные критерии по отбору аудиторских организаций позволят повысить качество проводимого в банках аудита и направлены также на обеспечение прозрачности в деятельности коммерческих банков. 

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий 

Принятие проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.  

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие предлагаемого проекта постановления не предусматривает выделения дополнительных средств. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия 

К представленному проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 21 декабря 2022 года № 2022-П-02/81-6-(НПА). 

 

 

 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 

Национальный банк Кыргызской Республики 

(наименование органа-разработчика) 

  

  

  

                      УТВЕРЖДАЮ 

  

  

____________________________________ 

                       (должность) 

  

  

____________________________________ 

                         (подпись) 

  

  

«___» _______________ 20___ года 

 

 

 

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций,  

лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики»  

от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-2-(НПА)» 

 

 

 

Основания для разработки: приказ Национального банка от 24 октября 2022 г.  

№ 2022-Пр-121/225-О «О создании постоянной рабочей группы для проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов управления методологии надзора Национального банка Кыргызской Республики по вопросам банковского регулирования». 

 

Сроки проведения АРВ: _______________ _________________  

(начало) (окончание) 

 

 

 

 

 

Руководитель рабочей группы: 

Жапарова Э.М., начальник управления методологии надзора Национального банка Кыргызской Республики 

 

_________ 

 

 

Рабочая группа: 

Маматибраим уулу Э., главный инспектор отдела по защите прав потребителей Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Абдыразаков Э.О., начальник отдела законопроектных работ юридического управления Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Токтосунов А.М., начальник отдела за банками 1 управления банковского надзора Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Алдыракманова П.А., методолог юридического управления ОАО «Халык Банк Кыргызстан» 

 

________ 

Мажинов Т., директор юридического департамента ОАО «Дос-Кредобанк» 

 

________ 

 

 

________ 

 

Контактные данные ответственного лица: 

Ипасова Н.А., 31-28-81, nipasova@nbkr.kg 

(ФИО, тел., e-mail) 

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Проблемы и основания для изменения регулирования 

 

1. Описание проблем 

В последние годы произошли изменения в деятельности крупных внешних аудиторских фирм. Опасения по поводу риска провалов аудита, глобальная экспансия крупнейших аудиторских фирм, усложнение как стандартов бухгалтерского учета, так и финансовых инструментов, а также проблемы, связанные с процессами оценки справедливой стоимости, которые усугубились в результате текущего рыночного кризиса, вызвали потребность органов банковского надзора в повышении качества аудита коммерческих банков. 

Необходимость в том, чтобы органы банковского надзора были уверены в качестве аудита, остается одним из ключевых факторов эффективного банковского надзора. Установление требований к аудиторским организациям и проведению аудита банков направлено на повышение качества аудита.  

Кроме того, в последние годы органы банковского надзора стали в большей степени полагаться на работу внешних аудиторов. В то же время банковские продукты и стандарты бухгалтерского учета, которые определяют порядок признания, оценки этих продуктов и связанных с ними доходов, стали более сложными. Нынешние рыночные потрясения еще больше подорвали способность внешних аудиторов интерпретировать эти стандарты в ходе своих аудиторских проверок.  

Помимо этого, участие надзорного органа в обеспечении качества аудита также направлено на поддержание стабильности банков и повышение прозрачности в банковском и финансовом секторах. 

Качество аудита с точки зрения профессиональных аудиторов заключается в подготовке надлежащего независимого профессионального заключения по финансовой отчетности, подкрепленного необходимыми доказательствами и объективными суждениями. Для достижения этой цели аудитор должен соблюдать не только требования по проведению аудита, но и этические нормы, обеспечивающие честность, объективность, компетентность и должную осмотрительность, конфиденциальность и профессиональное поведение.  

Руководство банка несет основную ответственность за подготовку и качество финансовой отчетности, проведение оценок и раскрытие информации о рисках, а также за эффективность соответствующих механизмов внутреннего контроля. В то же время тщательный аудит дает ряд преимуществ банкам, финансовым системам и органам надзора. Внешние аудиты, проводимые в соответствии с высококачественными, признанными во всем мире стандартами аудита и этики, имеют решающее значение для надлежащего внедрения стандартов бухгалтерского учета. Они помогают обеспечить надежность, прозрачность и полезность финансовых отчетов для рынка. Это повышает доверие рынка и качество информации, на которую полагаются органы банковского надзора.  

Тщательный аудит может помочь выявить недостатки во внутреннем контроле, связанном с финансовой отчетностью и управлением рисками в банках, и усилить корректирующие меры, тем самым дополняя усилия надзорных органов в обеспечении надежной банковской системы.  

Для повышения качества аудита надзорным органом устанавливаются требования к проведению аудита и выбору аудиторских организаций.  

 

2. Масштаб проблем  

Масштабы рассматриваемого вопроса затрагивают деятельность коммерческих банков по отбору аудиторских организаций, а также деятельность аудиторских организаций в части предоставления услуг по проведению аудита банков.  

 

3. Основания для изменения регулирования, актуальность решения проблемы 

Финансовая отчетность является ключевым источником информации для акционеров и вкладчиков банка, и ответственность за ее подготовку лежит на руководстве банка. Ответственность внешнего аудитора заключается в сборе доказательств для получения разумной уверенности в том, что суммы и раскрытие информации в финансовой отчетности не содержат существенных искажений и что они отражают достоверное представление о финансовом положении и результатах деятельности банков. 

Независимая проверка банков важна для акционеров и вкладчиков банка, но они не единственные пользователи этой информации. Например, участники рынка используют финансовую отчетность, чтобы они могли оценить кредитный и инвестиционный риски; налоговые органы могут использовать финансовую отчетность для проверки точности налоговых деклараций; а общественность может использовать финансовую отчетность для принятия решения, с каким банком сотрудничать. 

В данном процессе внешние аудиторы играют важную роль в укреплении доверия рынка к финансовой отчетности компаний. Это особенно важно в банковском секторе, поскольку банки играют важную роль в качестве источника кредитования реального сектора экономики. Высококачественные внешние аудиторские проверки также являются важным элементом эффективного банковского надзора. Поскольку все больше банковских продуктов и видов деятельности требуют использования оценочных показателей для целей бухгалтерского учета, обеспечение качества внешних банковских аудитов становится все более проблематичным.  

Чтобы повысить качество внешнего банковского аудита и прояснить взаимоотношения между надзорными органами и аудиторами, Базельский комитет по банковскому надзору разработал ряд руководящих принципов и требований. 

Так, согласно принципу 27 Основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору, законы или регулирующие правила устанавливают, что надзорный орган имеет право установить рамки внешнего аудита банков и стандарты, которым необходимо следовать при проведении подобных проверок. Надзорный орган требует риск-ориентированного подхода в планировании и проведении внешнего аудита. 

Надзорные рекомендации или местные стандарты аудита определяют, проводится ли аудит в таких областях, как кредитный портфель, резервы на возможные потери, неработающие активы, оценка активов, торговая и другие виды деятельности с ценными бумагами, производные инструменты, секьюритизация активов, консолидация и другие финансовые инструменты, а также адекватности внутреннего контроля за финансовой отчетностью.  

Кроме того, согласно статье 62 Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности», требования к внешнему аудиту банков и иных лиц, поднадзорных Национальному банку, включая требования к аудиторской организации и аудиторам, определяются Национальным банком. 

В действующей редакции Положения «О минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других небанковских финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-2 (НПА), предусмотрено, что аудиторская организация, выбранная для аудита банка или банковской группы, должна иметь опыт аудита коммерческих банков и финансово-кредитных организаций в соответствии с международными стандартами аудита и международными стандартами финансовой отчетности, а также в соответствии со стандартами, утвержденными Организацией бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов. 

Данные требования ограничивают возможность участия в аудите банков новых аудиторских организаций, находящихся в международной сети аудиторских организаций. В этой связи проектом постановления Правления Национального банка «О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-2-(НПА)» предлагается установить дополнительные требования к международным аудиторским организациям, касающиеся: 

1) оценки стоимости финансовых инструментов банка и адекватности создания резервов на возможные потери по финансовым инструментам и признания прочих убытков от обесценения 

Оценка финансовых инструментов, в том числе тех, которые подлежат оценке по справедливой стоимости, может быть сложной задачей. Это особенно актуально в случае наличия у банков сложных и неликвидных финансовых инструментов. Банки часто оценивают такие продукты, используя сложные внутренние модели, с применением исторических и прогнозных данных, основанных на допущениях. Получение достаточных объективных аудиторских доказательств, подтверждающих правильность проведенных оценок, часто сопряжено с трудностями.  

Кроме того, международные стандарты финансовой отчетности, в частности финансовые инструменты сами по себе сложны и допускают множество толкований. Эти факторы, как правило, повышают риск существенных искажений в финансовой отчетности. 

Помимо этого, создание резервов на возможные потери по активам, как правило, является существенным для финансовой отчетности банка, и вероятность искажений высока. Это связано с тем, что руководство банка стремится повысить уровень прибыли и капитала за счет занижения резервов. Создание резервов на возможные потери по активам требует экспертного заключения для определения того, будут ли финансовые инструменты приносить экономическую выгоду и размер резерва, необходимого для покрытия потенциальных убытков в случае обесценения. 

2) качества контроля аудиторских компаний 

Крупнейшие международные аудиторские фирмы представлены по всему миру, но большинство из них в настоящее время не управляется глобально. В то время как головной офис или глобальное руководство могут влиять на фирмы-члены в разных странах, и они обычно не имеют прямого управления над ними. Структура глобальных сетевых фирм зависит от национального регулирования и законодательства, относящегося к аудиторским фирмам.  

3) квалификационных требований к сотрудникам аудиторской организации 

Предлагаемые проектом постановления дополнительные критерии по отбору аудиторских организаций позволят повысить качество проводимого в банках аудита, а также направлены на обеспечение прозрачности в деятельности коммерческих банков. 

 

4. Международный опыт 

Базельский комитет по банковскому надзору опубликовал отчет о качестве внешнего аудита и банковском надзоре (далее документ). В данном документе отмечается важность качественного аудита в банках, особенно в связи с растущим доверием к надежным аудиторским проверкам, и тем, что высококачественные аудиторские проверки могут повысить доверие рынка в периоды серьезного рыночного стресса. 

В документе также подчеркивается, что банковский аудит является узкоспециализированным, что может усложняться из-за растущей сложности банковских продуктов и связанных с ними правил бухгалтерского учета и аудита для этих инструментов. Большинство банковских активов в мире проходит аудит, и органы банковского надзора все больше полагаются на высококачественные аудиты, дополняющие надзорные процессы. 

Как отмечается в указанном документе, Базельский комитет намерен развивать свои текущие усилия по повышению качества аудита путем оказания постоянной поддержки группам, имеющим непосредственное влияние на внешние аудиторские фирмы, и продвижения более эффективных руководств, практики и стандартов аудита.  

В документе также содержится призыв к повышению прозрачности структуры и финансового положения аудиторских фирм международной сети. 

 

Российская Федерация. Согласно Закону Российской Федерации «О банках и банковской деятельности», годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, годовая консолидированная финансовая отчетность банковской группы, годовая консолидированная финансовая отчетность банковского холдинга подлежат обязательному аудиту, а также в законе установлены требования к аудиторскому заключению. 

Так, согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности и статье 42 Закона Российской Федерации «О банках и банковской деятельности», аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитной организации, годовой консолидированной финансовой отчетности банковской группы должно содержать результаты проверки аудиторской организацией: 

1) выполнения кредитной организацией, банковской группой по состоянию на отчетную дату обязательных нормативов, установленных Банком России. При этом оценке аудиторской организацией не подлежат методики управления рисками и модели количественной оценки рисков, применяемые для расчета указанных обязательных нормативов кредитной организацией, головной кредитной организацией банковской группы на основании выданного Банком России разрешения; 

2) соответствия внутреннего контроля и организации систем управления рисками кредитной организации, банковской группы требованиям, предъявляемым Банком России к таким системам в части: 

- подчиненности подразделений управления рисками; 

- наличия у кредитной организации утвержденной уполномоченными органами управления кредитной организации методик выявления значимых для кредитной организации рисков, управления значимыми для кредитной организации рисками, осуществления стресс-тестирования, наличия системы отчетности по значимым для кредитной организации рискам и капиталу; 

- последовательности применения в кредитной организации методик управления значимыми для кредитной организации рисками и оценки их эффективности; 

- осуществления советом директоров и исполнительными органами управления кредитной организации контроля соблюдения в кредитной организации установленных внутренними документами кредитной организации предельных значений рисков и достаточности собственных средств (капитала), эффективности применяемых в кредитной организации процедур управления рисками и последовательности их применения. 

В свою очередь, согласно Закону Российской Федерации «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, аудиторская деятельность осуществляется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, а также иными требованиями, установленными Банком России, саморегулируемой организацией аудиторов. При этом со стороны Банка России не установлены требования к выбору кредитными организациями аудитосрких организаций.  

Республика Казахстан. Согласно статье 57 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности», для осуществления аудита или аудита иной информации банк, организация, в которой банк является крупным участником, банковский холдинг привлекает аудиторскую организацию, соответствующую минимальным требованиям, предъявляемым к аудиторским организациям, которые проводят обязательный аудит финансовых организаций, разработанным центральным исполнительным органом, осуществляющим регулирование в области аудиторской деятельности и государственный контроль в области аудиторской деятельности и деятельности профессиональных организаций, по согласованию с уполномоченным органом. 

Банк, организация, в которой банк является крупным участником, банковский холдинг не позднее 10 (десяти) рабочих дней после заключения договора на проведение аудита или аудита иной информации уведомляют уполномоченный орган о выборе аудиторской организации. В случае аудита иной информации банк вправе ходатайствовать перед уполномоченным органом о проведении проверки иной информации организацией, не являющейся аудиторской, иным способом, чем аудит. 

Ходатайство банка рассматривается уполномоченным органом в течение 5 (пяти) рабочих дней. 

Требования к порядку проведения аудита иной информации, установленные указанной статьей, распространяются на порядок проведения проверки иной информации иным способом, чем аудит. 

Уполномоченный орган вправе до выпуска аудиторской организацией аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения по аудиту иной информации предоставить аудиторской организации с учетом требований по конфиденциальности информацию и комментарии по результатам проверок лиц, указанных в части первой пункта 1-1 указанной статьи, а также иную информацию, связанную с деятельностью банка, организации, в которой банк является крупным участником, банковского холдинга, в том числе основанную на мотивированном суждении уполномоченного органа, включая информацию, составляющую банковскую и (или) коммерческую тайну, без согласия лиц, указанных в части первой пункта 1-1 настоящей статьи. 

Так, в соответствии с постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан «Об установлении Перечня вопросов, подлежащих проверке в рамках аудита иной информации, требований к содержанию, срокам представления аудиторской организацией аудиторского заключения по аудиту иной информации, требований к аудиторам в составе аудиторской организации, привлекаемой к аудиту иной информации» от 29 октября 2018 года № 245 к иной информации относятся следующие вопросы: 

1) оценка системы управления рисками и внутреннего контроля; 

2) оценка стратегии и бизнес-модели, системы корпоративного управления; 

3) оценка системы управления рисками информационных технологий, эффективности системы информационной безопасности; 

4) оценка эффективности системы внутреннего контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. 

Данным постановлением установлены требования к составу аудиторской организации, привлекаемой к аудиту иной информации. 

 

II. Описание предлагаемого регулирования 

5. Цель регулирования 

5.1 Целью государственного регулирования является повышения качество аудита, а также прозрачности в деятельности банков. 

 

6. Предлагаемое регулирование 

Предлагаемое регулирование внести изменения в нормативные правовые акты Национального банка в части установления требований к отбору аудиторский организации.  

Принятие проекта постановления позволит аудиторским организациям проводить аудит коммерческих банков при соответствии предлагаемым критериям.  

7. Оценка вероятных социальных и экономических последствий регулирования  

7.1. Ожидаемая результативность данного вида регулирования направлена на повышение качества аудита и прозрачности финансовой отчетности банков.  

7.2. Ожидаемые воздействия на экономику, социальный сектор и экологию: 

1) воздействия на экономику: проект постановления направлен на участие международных аудиторских организаций в аудите банков, в этой связи предлагаемое регулирование, как ожидается, будет иметь позитивное воздействие на банковский сектор в целом; 

2) воздействие на социальную сферу: нормы регулирования направлены на повышение прозрачности и качества публикуемых финансовых отчетов. 

7.3. Ожидаемое воздействие на основные группы заинтересованных сторон адресатов регулирования: учитывая, что в проекте постановления предусмотрены требования к выбору аудиторских организаций, у банков будет возможность выбирать аудиторские организации, имеющие опыт аудита финансово-кредитных организаций.  

 

8. Оценка рисков во время реализации предлагаемого регулирования 

Внедрение предлагаемых изменений направлено на предоставление доступа аудита деятельности банков аудиторским организациям, находящимся в международной сети.  

В свою очередь, многие международные организации имеют децентрализированную политику и структуру. В этой связи проектом постановления предлагается установить дополнительные критерии для аудиторских организаций, находящейся в международной сети, в целях повышения качества аудита банков.  

 

9. Оценка воздействия на конкуренцию  

Принятие проекта постановления прямого воздействия на конкуренцию не окажет, так как проектом постановления не представляются определенные льготы или дискриминирующие условия для отдельных хозяйствующих субъектов. 

 

10. Мнение заинтересованных сторон 

Для проведения анализа регулятивного воздействия направлено уведомление о разработке нормативного правового акта по вопросу требований к внешнему аудиту членам рабочей группы по АРВ. При этом членами рабочей группы не предоставлены предложения и замечания

 

11. Обоснование выбора предлагаемого регулирования 

На основании вышеизложенного проект постановления должен быть рекомендован для принятия, поскольку обеспечит реализацию следующих аспектов: 

- повышение качества аудита коммерческих банков; 

- повышение прозрачности в деятельности коммерческих банков; 

- предоставление доступа к участию в аудите банков новых аудиторских организаций, находящимся в международной сети аудиторских фирм. 

 

12. Приложение  

- приказ о создании рабочей группы по АРВ.