Вернуться назад

Проект 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О внесении изменений  

в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по предоставлению удаленного/дистанционного обслуживания в Кыргызской Республике»  

от 15 апреля 2015 года № 22/3 

 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по предоставлению удаленного/дистанционного обслуживания в Кыргызской Республике» от 15 апреля 2015 года № 22/3 (прилагаются). 

 

2. Юридическому управлению: 

- в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

 

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июня 2025 года.  

 

4. Коммерческие банки, платежные организации и иные юридические лица, предоставляющие банковские и платежные услуги, должны в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления адаптировать мобильные приложения, для лиц с ограниченными возможностями здоровья.  

При этом внедряемые мобильные приложения, приобретаемые и устанавливаемые банкоматы и платежные терминалы должны иметь специальные функции или иные возможности, в том числе решения, предоставляемые третьими сторонами, которые позволят лицам с ограниченными возможностями здоровья пользоваться оказываемыми услугами.  

Коммерческие банки, платежные организации и иные юридические лица, предоставляющие банковские и платежные услуги, в течение 5 (пяти) лет с момента вступления в силу настоящего постановления должны обновить банкоматы и платежные терминалы, установленные до 1 июня 2025 года, в соответствии с требованиями, позволяющими лицам с ограниченными возможностями здоровья пользоваться оказываемыми услугами. 

 

5. Управлению методологии и лицензирования платежных систем в течение 3 (трех) рабочих дней после официального опубликования настоящего постановления довести его до сведения ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», ОЮЛ «Ассоциация операторов платежных систем KG (КЕЙ-ДЖИ)», коммерческих банков и платежных организаций. 

 

6. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения управления надзора за платежными системами, управления банковского надзора, отдела по защите прав потребителей, а также областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

 

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии и лицензирования платежных систем. 

 

 

Приложение 

к постановлению 

Правления Национального банка 

Кыргызской Республики 

от «____» _____________ 20__ года 

№ ____________________________ 

 

 

Изменения  

в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«Об утверждении Положения «О минимальных требованиях  

по предоставлению удаленного/дистанционного обслуживания  

в Кыргызской Республике» от 15 апреля 2015 года №22/3 

 

 

Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по предоставлению удаленного/дистанционного обслуживания в Кыргызской Республике» от 15 апреля 2015 года № 22/3» следующие изменения: 

в Положении «О минимальных требованиях по предоставлению удаленного/дистанционного обслуживания в Кыргызской Республике», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 7-1 изложить в следующей редакции: 

«7-1. Поставщик услуг должен предусмотреть в мобильных приложениях, банкоматах и платежных терминалах специальные функции или иные возможности, в том числе решения, предоставляемые третьими сторонами, позволяющие лицам с ограниченными возможностями здоровья пользоваться оказываемыми услугами, а также информировать их об этих возможностях.  

Специальные функции, внедряемые для лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны позволять им совершать операции в мобильных приложениях, банкоматах и платежных терминалах (соответствующая настройка размера шрифтов, разделов, иконок, скорости и громкости воспроизведения аудиосопровождения, контрастность цветов, функции озвучивания текста на экране мобильных приложений, наличие специальных выделений на панели и т.д.).». 

 

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по предоставлению удаленного/дистанционного обслуживания в Кыргызской Республике» от 15 апреля 2015 года № 22/3» 

 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по предоставлению удаленного/дистанционного обслуживания в Кыргызской Республике» от 15 апреля 2015 года № 22/3» (далее проект постановления) разработан в рамках Государственной программы «Доступная страна для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения в Кыргызской Республике на 2023-2030 годы» для обеспечения доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ЛОВЗ) к системам удаленного/дистанционного обслуживания путем внедрения в них специальных функций или иных возможностей, которые позволят ЛОВЗ пользоваться оказываемыми услугами, а также информировать их об этих возможностях.  

 

2. Описательная часть 

Проектом постановления в целях защиты прав потребителей предусмотрены нормы, позволяющие ЛОВЗ получать банковские и платежные услуги посредством удаленных/дистанционных инструментов.  

В целях достижения социальной справедливости и обеспечения равного доступа ЛОВЗ к платежной инфраструктуре и банковским услугам проектом постановления предлагается поставщикам услуг удаленного/дистанционного обслуживания в мобильных приложениях, банкоматах и платежных терминалах предусмотреть специальные функции или иные возможности, в том числе решения, предоставляемые третьими сторонами, которые позволят ЛОВЗ пользоваться оказываемыми услугами, а также информировать их об этих возможностях. 

Специальные функции, внедряемые для ЛОВЗ, должны позволять им совершать операции в мобильных приложениях, банкоматах и платежных терминалах (соответствующая настройка размера шрифтов, разделов, иконок, скорости и громкости воспроизведения аудиосопровождения, контрастность цветов, функции озвучивания текста на экране мобильных приложений, наличие специальных выделений на панели и т.д.). 

Вместе с тем, принимая во внимание тот факт, что не все устройства, установленные на территории республики, на сегодняшний день имеют техническую возможность адаптации для ЛОВЗ, во избежание отключения данных устройств ввиду несоответствия требованиям предлагаемого регулирования и разрушения существующей платежной инфраструктуры, которая создавалась и развивалась в течение долгих лет, а также финансовых затрат, направленных на покупку новых устройств с функциями для ЛОВЗ, которые впоследствии могут привести к количественному сокращению платежных периферийных устройств на рынке из-за значительных инвестиций, в рамках проекта постановления коммерческим банкам, платежным организациям и иным юридическим лицам, предоставляющим банковские и платежные услуги, предлагается в течение 5 (пяти) лет с момента вступления в силу настоящего постановления обновить банкоматы и платежные терминалы, установленные до 1 июня 2025 года, в соответствии с требованиями, позволяющими ЛОВЗ пользоваться оказываемыми услугами. При этом коммерческие банки, платежные организации и иные юридические лица, предоставляющие банковские и платежные услуги, должны в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления адаптировать мобильные приложения для ЛОВЗ.  

В то же время внедряемые мобильные приложения, приобретаемые и устанавливаемые банкоматы и платежные терминалы должны иметь специальные функции или иные возможности, в том числе решения, предоставляемые третьими сторонами, которые позволят ЛОВЗ пользоваться оказываемыми услугами. 

 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

Принятие проекта постановления будет иметь положительный социальный эффект. 

Принятие данного проекта постановления не повлечет негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

Материалы по проекту постановления будут размещены на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк), а также на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики (koomtalkuu.gov.kg) для общественного обсуждения по итогам информационного заседания Правления Национального банка. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект постановления не противоречит нормам действующего законодательства Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

При принятии проекта постановления потребуются дополнительные финансовые затраты со стороны поставщиков услуг удаленного/дистанционного обслуживания для внедрения и настройки в мобильных приложениях, банкоматах и платежных терминалах специальных функций или иных возможностей, в том числе решения, предоставляемого третьими сторонами, которые позволят лицам с ограниченными возможностями здоровья пользоваться оказываемыми услугами. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

К проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правления Национального банка  

от 21 декабря 2022 года № 2022-П-02/81-6-(НПА). 

 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

УТВЕРЖДАЮ 

Председатель 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

Тургунбаев М.Ж. 

____________________ 

(подпись) 

«____» _________ 20__ года 

 

 

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

к проекту постановления Правления Национального банка  

Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения  

«О минимальных требованиях по предоставлению удаленного/дистанционного обслуживания» от 15 апреля 2015 года № 22/3  

 

 

Основание для разработки: приказ Национального банка от 16 июля 2024 г.  

№ 2024-Пр-141/170-0 «О создании рабочей группы по разработке проекта требований к банковскому оборудованию/мобильным приложениям по адаптации периферийных устройств для лиц с ограниченными возможностями здоровья» 

Сроки проведения АРВ: ___________ ______________ 

(начало) (окончание) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая группа: 

№ 

Ф.И.О 

Подпись 

Организация 

1. 

Абдраимов Э.Ч. 

 

начальник управления платежных систем Национального банка, руководитель рабочей группы 

2. 

Акулуева М.Ш. 

 

начальник отдела методологии, анализа и развития платежных систем управления платежных систем Национального банка 

3. 

Сулайманова Ч.Э. 

 

специалист отдела методологии, анализа и развития платежных систем управления платежных систем Национального банка (секретарь рабочей группы) 

4. 

Садабаева Т.М. 

 

главный инспектор отдела по защите прав потребителей Национального банка 

5. 

Жумгалбек уулу М. 

 

менеджер отдела по работе с автоматизированными платежными терминалами ОЮЛ «Ассоциация операторов платежных систем» 

6. 

Жусупбаева К.Т.  

 

начальник управления карточного бизнеса ОАО «Халык Банк Кыргызстан» 

7. 

Тыналиев Р.Ж. 

 

начальник отдела эквайринга ЗАО «Банк Азии» 

8. 

Султаналиев И.М. 

 

президент общественного фонда «Феномен» 

 

Контактные данные ответственного лица: Сулайманова Ч.Э., специалист отдела методологии, анализа и развития платежных систем управления платежных систем Национального банка (секретарь рабочей группы), тел.: 66-91-83, e-mail: chsulaymanova@nbkr.kg. 

 

 

Объем: ________ стр.  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ 

 1. Описание проблем  

В Кыргызской Республике активно проводятся мероприятия, направленные на увеличение доли безналичных платежей и расчетов, повышение прозрачности денежного обращения и снижение доли теневой экономики, а также реализуется Государственная программа «Доступная страна для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения в Кыргызской Республике на 2023-2030 годы». В рамках этих мероприятий одной из задач является расширение доступа населения к платежным услугам, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ЛОВЗ). 

Так, на конец второго квартала 2024 года на территории страны коммерческими банками установлены следующие периферийные устройства: 2 416 банкоматов, 29 664 POS-терминала и 2 995 платежных терминалов, а также платежными организациями установлено 15 988 платежных терминалов. При этом только часть периферийных устройств адаптирована для ЛОВЗ. Например, согласно предоставленной коммерческими банками информации, только у 12 процентов банкоматов работает аудиовыход (голосовое сопровождение операций), 39 процентов POS-терминалов имеют выпуклость на цифре «5», у 29 процентов платежных терминалов есть аудиовыход, который не работает. Вместе с тем необходимо отметить, что наличие аудиосопровождения, а также выпуклости на цифре «5» на банкоматах недостаточно для самостоятельного использования устройства для ЛОВЗ, поскольку скорость и громкость воспроизведения аудиосопровождения неприемлема для совершения операции. В то же время большинство мобильных приложений также не адаптировано для ЛОВЗ. 

В связи с этим на практике ЛОВЗ приходится обращаться к родственникам, знакомым, прохожим за помощью для совершения операции (обналичивание средств или проведение платежа с использованием систем удаленного/дистанционного обслуживания (банкоматы, платежные терминалы, интернет-банкинг, мобильное приложение и др.), что приводит к неудобствам и рискам, связанным со злоупотреблением доверия и мошенничеством.  

Для создания благоприятных условий доступа ЛОВЗ к платежным услугам и увеличения доли безналичных платежей на территории Кыргызской Республики предлагается внесение изменений в Положение «О минимальных требованиях по представлению удаленного/дистанционного обслуживания в Кыргызской Республике», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк) от 15 апреля 2015 года № 22/3 (далее Положение о минимальных требованиях по представлению удаленного/дистанционного обслуживания). 

 

2. Масштаб проблемы  

По официальным данным на 1 января 2024 года количество инвалидов по слуху и зрению, которые получают социальные выплаты и пособия, составило 19 760 человек (311  дети). В большинстве случаев денежные средства перечисляются на банковские платежные карты. Однако периферийные устройства, установленные на территории страны, не в полной мере адаптированы для ЛОВЗ. 

Таблица 1. Банкоматы 

Банкоматы 

Всего установленных банкоматов (штук) 

наличие слепой печати (выпуклость на цифре «5»),

есть аудиовыход (сопровождение операций),

из них есть работающий аудиовыход,

нет аудиовыхода,

есть преграды (лестница, подъем/спуск) и есть пандус,

есть преграды, но нет пандуса,

нет необходимости в установке пандуса,

2 416 

100 

70 

12 

30 

50 

13 

37 

 

Таблица 2. POS-терминалы  

POS-терминалы 

Всего установленных POS-терминалов (штук) 

наличие слепой печати (выпуклость на цифре «5»),

есть функция бесконтактной оплаты,

29 613 

39 

93 

 

Таблица 3. Платежные терминалы 

Платежные терминалы 

Всего установленных платежных терминалов  

(штук) 

есть аудиовыход (сопровождение операций),

из них есть работающий аудиовыход,

нет аудиовыхода,

есть преграды (лестница, подъем/спуск) и есть пандус,

есть преграды (лестница, подъем/спуск), но нет пандуса,

нет необходимости в установке пандуса,

2 994 

29 

71 

45 

18 

37 

 

С учетом развития инновационных технологий и специальных функций, а также наличия определенных решений, предоставляемых третьими сторонами, субъекты, которые предлагают платежные услуги, могут адаптировать системы удаленного/дистанционного обслуживания для ЛОВЗ. 

В то же время вышеперечисленных функций адаптации устройств недостаточно для самостоятельного использования лицами с инвалидностью по зрению, поскольку скорость и громкость озвучивания действий, размеры шрифтов, разделов, иконок, контрастность цветов и т.д. в системах удаленного/дистанционного обслуживания неприемлемы для совершения операции. 

В этой связи с учетом развития инновационных технологий и специальных функций, а также наличия определённых решений, предоставляемых третьими сторонами, возникает необходимость адаптации периферийных устройств и мобильных приложений для ЛОВЗ. 

Масштабы рассматриваемого вопроса непосредственно затрагивают деятельность субъектов, оказывающих или планирующих оказывать платежные услуги с использованием системы удаленного/дистанционного обслуживания, которая требует финансовых, трудовых и временных затрат. 

Принятие предлагаемого регулирования, в первую очередь, создаст благоприятные условия для ЛОВЗ и обеспечит соблюдение их прав, а также поспособствует увеличению доли безналичных платежей.  

 

3. Основания для изменения регулирования, актуальность решения проблемы 

Законом Кыргызской Республики «О правах и гарантиях людей с ограниченными возможностями здоровья» предусмотрены нормы в части обеспечения им равных со всеми другими гражданами возможностей, а также создания благоприятных условий, позволяющих ЛОВЗ вести полноценный образ жизни, и недопущения дискриминации по причине ограниченных возможностей здоровья. 

Вместе с тем Государственная программа «Доступная страна для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения в Кыргызской Республике на 2023-2030 годы», утвержденная постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики (далее Кабинет Министров) от 10 февраля 2023 года № 69, направлена на создание условий доступности к инфраструктуре и ко всем видам услуг во всех сферах жизнедеятельности в целях соблюдения прав ЛОВЗ.  

Кроме того, внедрение адаптивных технологий в целях предоставления возможности использования дистанционных способов оплаты для ЛОВЗ является одной из задач Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2023-2027 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров и Национального банка от 29 декабря 2023 года № 737/67-7.  

Следует отметить, что вопрос по адаптации банковского оборудования для ЛОВЗ поднимался неоднократно. В ходе семинара о «Деятельности Национального банка» 10 июня 2024 года депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Бекешев Д.Д. отметил, что при использовании банковского оборудования и мобильного приложения лица с инвалидностью по зрению сталкиваются с некоторыми барьерами. В ходе совещания у Председателя Кабинета Министров 8 июля 2024 года (протокол от 08.07.2024 г.  

№ 31-24) также был поднят вопрос о содействии в адаптации отдельных категорий ЛОВЗ к использованию платежных систем. В рамках данного вопроса Национальный банк принял участие в трех встречах, проведенных Министерством труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики (19.07.2024 г., 30.07.2024 г., 07.08.2024 г.).  

В целях достижения социальной справедливости и обеспечения равного доступа ЛОВЗ к инфраструктуре и услугам труда и социальной защиты, здравоохранения, образования, финансово-кредитных учреждений, судебных и правоохранительных органов, транспорта, информации и связи, культуры и спорта необходимо проведение мероприятий по созданию условий для доступности инфраструктуры ко всем видам услуг во всех сферах жизнедеятельности ЛОВЗ. 

Несмотря на то, что пунктом 7-1 Положения о минимальных требованиях по представлению удаленного/дистанционного обслуживания поставщикам услуг» было рекомендовано предусмотреть в системе удаленного/дистанционного обслуживания специальные функции или иные возможности, в том числе решения, предоставляемые третьими сторонами, которые позволят ЛОВЗ пользоваться оказываемыми услугами, а также информировать их об этих возможностях, на сегодняшний день системы удаленного/дистанционного обслуживания для ЛОВЗ адаптированы не в полной мере.  

Принимая во внимание недостаточность проводимых мероприятий в рамках госпрограмм и установленной нормы в пункте 7-1 Положения о минимальных требованиях по представлению удаленного/дистанционного обслуживания: «поставщикам услуг рекомендовано предусмотреть в системе удаленного/дистанционного обслуживания специальные функции или иные возможности, в том числе решения, предоставляемые третьими сторонами, позволяющие ЛОВЗ пользоваться оказываемыми услугами», в целях соблюдения прав и интересов ЛОВЗ в части обеспечения доступности к платежным услугам предлагается внести изменения в Положение о минимальных требованиях по представлению удаленного/дистанционного обслуживания путем изложения пункта 7-1 указанного Положения в следующей редакции:  

«7-1. Поставщик услуг должен предусмотреть в мобильных приложениях, банкоматах и платежных терминалах специальные функции или иные возможности, в том числе решения, предоставляемые третьими сторонами, позволяющие лицам с ограниченными возможностями здоровья пользоваться оказываемыми услугами, а также информировать их об этих возможностях.  

Специальные функции, внедряемые для ЛОВЗ, должны позволять совершать операции в мобильных приложениях, банкоматах и платежных терминалах (соответствующая настройка размера шрифтов, разделов, иконок, скорости и громкости воспроизведения аудиосопровождения, контрастность цветов, функции озвучивания текста на экране мобильных приложений, наличие специальных выделений на панели и т.д.).».  

Учитывая то, что не все устройства, установленные на территории республики, на сегодняшний день имеют техническую возможность адаптации для ЛОВЗ, во избежание отключения данных устройств ввиду несоответствия требованиям предлагаемого регулирования и разрушения существующей платежной инфраструктуры, которая создавалась и развивалась в течение долгих лет, а также финансовых затрат, направленных на покупку новых устройств с функциями для ЛОВЗ, которые впоследствии могут привести к количественному сокращению устройств на рынке из-за значительных инвестиций, в рамках проекта постановления коммерческим банкам, платежным организациям и иным юридическим лицам, предоставляющим банковские и платежные услуги, предлагается в течение 5 (пяти) лет с момента вступления в силу настоящего постановления обновить банкоматы и платежные терминалы, установленные до 1 июня 2025 года, в соответствии с требованиями, позволяющими ЛОВЗ пользоваться оказываемыми услугами. При этом внедряемые мобильные приложения, приобретаемые и устанавливаемые банкоматы и платежные терминалы должны иметь специальные функции или иные возможности, в том числе решения, предоставляемыми третьими сторонами, которые позволят ЛОВЗ пользоваться оказываемыми услугами.  

Коммерческие банки, платежные организации и иные юридические лица предоставляющие банковские и платежные услуги, в течение 6 (шести) месяцев после вступления в силу постановления должны будут адаптировать мобильные приложения для ЛОВЗ. 

 

4. Международный опыт  

Казахстан: 

В соседнем Казахстане уделяется особое внимание вопросам повышения уровня доступности и качества финансовых услуг для лиц с особыми потребностями. При Агентстве Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее Агентство) была создана рабочая группа по вопросам повышения уровня доступности и качества финансовых услуг для лиц с инвалидностью (ЛСИ) и представителей маломобильных групп населения (МГН). Основная работа Агентства сконцентрирована на реализации 3 ключевых направлений: 1) формировании методологической базы для финансовых организаций по физической и информационной доступности для ЛСИ и МГН; 2) выработке мер по защите прав ЛСИ и МГН, в том числе от мошеннических действий, при использовании финансовых продуктов и услуг; 3) информировании ЛСИ и МГН о принимаемых Агентством мерах по финансовой доступности и инклюзии.  

Кроме того, в рамках реализации Плана мероприятий Концепции повышения финансовой грамотности населения на 2020-2024 годы Агентством выработаны меры, направленные на повышение физической доступности финансовых услуг для лиц с инвалидностью, где заложены следующие мероприятия:  

- проведение совместно с Ассоциацией финансистов Казахстана мероприятий по повышению финансовой грамотности для различных целевых аудиторий: безработных, населения с низким доходом и лиц с ограниченными возможностями, граждан пожилого возраста и пенсионеров, населения, работающего по найму; 

- внедрение международных стандартов финансовой инклюзии, в том числе специальных финансовых продуктов для целевых аудиторий и регионов. 

На основе предложений рабочей группы составлена карта доступности, согласно которой в 204 отделениях банков в городах республиканского значения (Астана, Алматы, Шымкент) частично обеспечена инфраструктура для лиц с инвалидностью.  

На сегодняшний день внутри отделений части коммерческих банков беспрепятственный доступ для лиц с инвалидностью, они оснащены тактильными обозначениями путей движения, звуковым маяком, поручнями, наклонным подъемником. имеются сурдо-онлайн-перевод и специальные планшеты для лиц с ограничением по слуху. Для инвалидов-колясочников, которые не имеют возможности получить банковскую карту в картоматах, установлены эмбоссеры (электронно-механическое устройство, предназначенное для нанесения на карту рельефных символов). Кроме того, Агентством планируется принять дополнительные меры по продвижению финансовой инклюзии, которые предусматривают создание специализированных отделений банков под потребности каждой категории лиц с инвалидностью во всех регионах Казахстана. 

Международный опыт обслуживания ЛОВЗ охватывает не только обеспечение такой категории граждан традиционными элементами безбарьерной банковской среды в виде пандусов, дверных проемов, специальных парковок и невысоких стоек обслуживания. Для достижения доступности банковских и платежных услуг широко применяются инновационные технологии обслуживания, к примеру, банкоматы с аудиовыходом (озвучка операции через наушники), а также шрифт Брайля на клавиатуре. После предварительной заявки сурдопереводчик приглашается банковским учреждением в отделение, маломобильными людьми может быть оформлена заявка на выездное обслуживание, также между клиентом и поставщиками услуг выстраиваются видеокоммуникации.  

Великобритания: 

Для доступа к информации пользователи с ограниченными возможностями здоровья по зрению используют специальное оборудование: аудиодисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи), тактильный дисплей или клавиатуру на основе шрифта Брайля, программу экранного увеличения. Для совмещения работы тактильных дисплеев и аудиодисплеев с интернет-ресурсом небходимо наличие определенных программных средств, а также выполнение разработчиками сайтов требований по доступности для инвалидов по зрению.  

В Великобритании установлено, что крупные банки с большим количеством филиалов обеспечивают на своих сайтах полный доступ к банковским услугам данной категории граждан. Большинство средних и мелких банков Великобритании, особенно банков с иностранным капиталом, имеют минимальный уровень доступности сайтов для инвалидов по зрению.  

Таким образом, все сайты британских банков, особенно крупных банков, совместимы с пользовательскими приложениями и браузерами. Через настройки браузера можно перейти к версии для слабовидящих. Сочетание клавиш позволяет увеличить текст или перейти к работе в браузерах с использованием клавиатуры. Таким образом, слабовидящие клиенты получают полный доступ к банковским услугам. Ведущую роль в этом процессе играет фактор государственной поддержки инвалидов, в том числе по зрению, а также сформированный институт общественного мнения. 

Российская Федерация: 

Часть банкоматов Сбербанка адаптирована для незрячих клиентов, если в разъём вставить наушники и карту, банкомат начнёт разговаривать: озвучит меню на экране и поможет снять наличные и узнать баланс по карте. Кроме того, слоты для карты, выдачи наличных и чека подписаны шрифтом Брайля. Управление банкоматом происходит с помощью клавиатуры: 

- цифровая часть клавиатуры такая же клавиатура, как на телефоне. Цифра «5» отмечена точкой; 

- справа от цифр находится ряд кнопок. Каждая кнопка имеет тактильную метку: 

- первая кнопка сверху кнопка «отмена»; 

- вторая кнопка сверху кнопка «очистить»; 

- кнопка «ввод» третья или четвертая сверху, в зависимости от вида банкомата. 

Вместе с тем есть возможность обратиться в круглосуточный контактный центр с мобильного телефона, специалисты банка помогут найти ближайший «озвученный» банкомат. 

Мобильное приложение Сбербанка также адаптировано для незрячих клиентов, оно находится на платформах iOS и Android для программ экранного доступа VoiceOver и TalkBack (звуковое сопровождение, работающее при касании по дисплею смартфона, экранный диктор озвучивает нужный элемент меню), что дает возможность проверять счёт, переводить деньги, оплачивать телефон или услуги ЖКХ, заказывать или блокировать карты, подключать автоплатёж, оформлять вклад или кредит весь функционал приложения теперь доступен незрячим.  

Считается, что первый шаг к улучшению финансовой доступности это возможность пользования удаленными сервисами, которые могли бы использовать не только инвалиды, но и другие маломобильные группы многодетные матери, женщины с малолетними детьми, люди пенсионного возраста, клиенты с временными проблемами со здоровьем. 

 

II. ОПИСАНИЕ ПРЕДЛАГАЕМОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  

5. Цель регулирования  

Целью регулирования является создание благоприятных условий для лиц с инвалидностью по зрению и соблюдение их прав при получении платежных услуг на территории Кыргызской Республики путем установления к субъектам, оказывающим платежные услуги через системы удаленного/дистанционного обслуживания, требований в части адаптации периферийных устройств и мобильных приложений для ЛОВЗ. 

 

6. Предлагаемое регулирование  

В рамках представляемого регулирования предлагается внести изменения в Положение о минимальных требованиях по представлению удаленного/дистанционного обслуживания в части обеспечения доступа и внедрения в системах удаленного/дистанционного обслуживания специальных функций или иных возможностей, в том числе решений, предоставляемых третьей стороной, которые позволят ЛОВЗ пользоваться периферийными устройствами и мобильными приложениями, включая внедрение минимальных требований к специальным функциям для ЛОВЗ. 

 

7. Оценка вероятных социальных и экономических последствий регулирования  

7.1. Ожидаемая результативность предлагаемого регулирования приведет к положительному влиянию на увеличение доли безналичных платежей и расчетов на территории Кыргызской Республики, а также расширение доступа населения к платежным услугам.  

7.2. Ожидаемое воздействие на экономику, социальный сектор и экологию: 

1) воздействие на экономику: позитивное, поскольку прогнозируется увеличение доли безналичных платежей и расчетов на территории Кыргызской Республики. Вместе с тем необходимо отметить, что предлагаемые изменения, возможно, повлекут за собой финансовые затраты по переоснащению периферийных устройств со стороны поставщиков услуг, что скажется на их количестве;  

2) воздействие на социальную сферу: позитивное, поскольку предлагаемое регулирование создаст благоприятные условия для ЛОВЗ при оплате за товары или услуги. Негативного воздействия не ожидается; 

3) воздействие на экологию: предполагаемое регулирование не предполагает значимого воздействия на экологию (прямого воздействия не предполагается). 

7.3. Ожидаемое воздействие на основные группы заинтересованных сторон адресатов регулирования: 

1) государственные органы: непосредственное влияние на государственные органы отсутствует;  

2) предприниматели: предлагаемое регулирование, вероятно, окажет негативное воздействие на деятельность субъектов, оказывающих платежные услуги через системы удаленного/дистанционного обслуживания, в части финансовых, трудовых и временных затрат, направляемых на адаптацию систем удаленного/дистанционного обслуживания для ЛОВЗ; 

3) население: позитивное, поскольку для ЛОВЗ появится возможность повсеместно совершать операции через системы удаленного/дистанционного обслуживания. Негативного воздействия не ожидается. 

 

8. Оценка рисков во время реализации предлагаемого регулирования  

Риски реализации данного регулирования минимальны, поскольку предлагаемое регулирование направлено на соблюдение норм законодательства Кыргызской Республики и реализацию Плана мероприятий Государственной программы «Доступная страна для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения в Кыргызской Республике на 2023-2030 годы» в части обеспечения ЛОВЗ равными со всеми другими гражданами условиями, а также создания благоприятных условий, позволяющих ЛОВЗ вести полноценный образ жизни, и недопущения дискриминации по причине ограниченных возможностей здоровья. 

 

9. Оценка воздействия на конкуренцию  

Предлагаемое регулирование не окажет воздействия на конкуренцию, поскольку не предполагает введения каких-либо ограничений или преимуществ для участников рынка. 

 

10. Мнения заинтересованных сторон  

Мнения заинтересованных сторон будут отражены по итогам общественного обсуждения.  

 

11. Обоснование выбора предлагаемого регулирования  

Предлагаемое регулирование рекомендуется к выбору, поскольку в соответствии с законодательством Кыргызской Республики для ЛОВЗ должны предоставляться равные со всеми другими гражданами условия и не допускаться дискриминация по причине ограниченных возможностей здоровья. 

Это обусловлено тем, что значимая часть периферийных устройств не адаптирована для использования ЛОВЗ, в части банкоматов 11 процентов имеют работающий аудиовыход, 39 процентов POS-терминалов имеют выпуклость на цифре «5», в платежных терминалах аудиовыходы не работают. 

 

12. Приложение  

К аналитической записке прилагается приказ Национального банка от 16 июля 2024 г. № 2024-Пр-141/170-О «О создании рабочей группы по разработке проекта требований к банковскому оборудованию/мобильным приложениям по адаптации периферийных устройств для лиц с ограниченными возможностями здоровья». 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту постановления Правления Национального банка «О внесении изменений  

в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по предоставлению удаленного/дистанционного обслуживания в Кыргызской Республике» 

 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Глава 3. Требование к поставщикам услуг 

7-1. Поставщику услуг рекомендуется в системе удаленного/дистанционного обслуживания специальные функции или иные возможности, в том числе решения, предоставляемыми третьими сторонами, позволяющие лицам с ограниченными возможностями здоровья пользоваться оказываемыми услугами, а также информировать их об этих возможностях.  

7-1. Поставщик услуг должен предусмотреть в мобильных приложениях, банкоматах и платежных терминалах специальные функции или иные возможности, в том числе решения, предоставляемые третьими сторонами, позволяющие лицам с ограниченными возможностями здоровья пользоваться оказываемыми услугами, а также информировать их об этих возможностях.  

Специальные функции, внедряемые для лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны позволять им совершать операции в мобильных приложениях, банкоматах и платежных терминалах (соответствующая настройка размера шрифтов, разделов, иконок, скорости и громкости воспроизведения аудиосопровождения, контрастность цветов, функции озвучивания текста на экране мобильных приложений, наличие специальных выделений на панели и т.д.).