Национальный банк Кыргызской Республики извещает о проведении анализа регулятивного воздействия к проекту нормативного правового акта по вопросам достаточности (адекватности) капитала банков, покрытия кредитов обеспечением и снижения кредитного риска банков, а также о сборе предложений заинтересованных лиц.  

Проект направлен на регулирование деятельности коммерческих банков по вопросам экономических нормативов и требований Национального банка и управления рисками, присущими деятельности коммерческих банков. 

 

1. Проблемы и основания.   

Предлагаемое регулирование направлено на решение:  

- проблемы укрепления устойчивости банковской системы и повышения качества капитала банков, в том числе для системно значимых банков;  

- проблемы несоответствия нормативных правовых актов Национального банка международным стандартам Базельского комитета по банковскому надзору и законодательству Кыргызской Республики. 

 

2. Цель предлагаемого регулирования  повышение устойчивости банковской системы, качества капитала банков, приведение нормативных правовых актов Национального банка в соответствие с международными стандартами по банковскому надзору и регулированию и законодательством Кыргызской Республики.  

 

3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования:  

- усиление конкурентоспособности отечественных банков в рамках построения общего финансового рынка Евразийского экономического союза; 

стимулирование банков к приобретению технических и программных продуктов, направленных на увеличение количества клиентов и охвата услуг, внедрение новых банковских продуктов и услуг; 

- снижение рисков в деятельности банков; 

- снижение подверженности банков внешним шокам, вызванным финансовыми и экономическими кризисами. 

Кроме того, предлагаемое регулирование в части, касающейся увеличения значений коэффициентов достаточности (адекватности) капитала, планируется внедрить в 2023 г. 

 

4. Оценка возможных неблагоприятных последствий: возникновение ситуации, когда банки некорректно будут рассчитывать экономические нормативы по достаточности (адекватности) капитала при вычете нематериальных активов из капитала первого уровня ввиду того, что не всегда возможно определить реальную стоимость нематериальных активов.  

 

5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства  адресатов предлагаемого регулирования.  

Предлагаемое регулирование касается деятельности коммерческих банков и отдельных небанковских финансово-кредитных организаций, таких как микрофинансовые компании, привлекающие депозиты, специализированная финансово-кредитная организация ОАО «Финансовая компания кредитных союзов». 

 

6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением 

Затраты финансово-кредитных организаций на текущий момент будут минимальными, т.к. предлагаемое регулирование не требует значительных расходов, связанных с временными затратами по приведению внутренних документов в соответствие с нормативными правовыми актами регулятора.  

Кроме того, предлагаемое регулирование учитывает предложения коммерческих банков, ранее поступившие по вопросам: 

- расчета формулы коэффициента левеража, в частности по расчету забалансовых обязательств в соответствии с международными стандартами; 

- вычета из нематериальных активов тех активов, которые связаны с техническими и программными продуктами, что, в свою очередь, стимулирует банки к увеличению количества клиентов и охвату банковских продуктов и услуг.  

  

7. Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования 

Проект не требует дополнительных расходов из бюджета Кыргызской Республики. Затраты государственных органов не будут превышать бюджетных средств, выделенных на осуществление деятельности государственного органа. 

Перечень вопросов для участников публичных консультаций:  

- являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования; 

- является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения; 

- является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем; 

- какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования; 

- какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;  

- существуют ли альтернативные, более эффективные способы решения проблем; 

- ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования.  

  

Контакты и сроки для обсуждения предложений:   

1. Предложения принимаются:  

   

- по электронной почте  

zhnarynbekkyzy@nbkr.kg 

aatyshova@nbkr.kg   

- на почтовый адрес  

720001, Кыргызская Республика,  

г. Бишкек, пр. Чуй, 168  

2. Срок приема предложений не позднее  

31 декабря 2020 г.  

3. Срок размещения реестра предложений и ответов на официальном интернет-сайте Национального банка не позднее 

8 января 2021 г.