CENTRAL BANKING. com  

Зина Асанкожоева Председатель Национального Банка Кыргызской Республики  

Зина Асанкожоева первая женщина-руководитель Национального Банка Кыргызской Республики. Она бесседует с Дэниэль Хинг.  

Автор: Дэниэль Хинг  

Источник: Central Banking Journal | 28 февраля 2013 года 

 

Руководитель Национального Банка Кыргызской Республики. Выпускник Кыргызского Государственного Университета со степенью в бухгалтерском учете и бизнес анализе, в начале своей карьеры она работала в Государственном Банке СССР в Бишкеке, сначала в ранге заместителя главного бухгалтера, а затем главным бухгалтером. 

Она вступила в кыргызское правительство, после обретения страной независимости от Советского Союза, проработала в ряде финансовых подразделений, прежде чем стать Главным Руководителем финансового подразделения. Она присоединилась, как называется сейчас к Национальному Банку Кыргызской Республики в качестве заместителя руководителя в январе 2011 года до назначения руководителем в июне 2011 года.  

С какими основными проблемами сталкивается кыргызская экономика?  

Существуют, к сожалению, многослойные проблемы, влияющие на экономику Кыргызстана. Часто усилия направляются на решение вопросов, которые лежат на поверхности, но не рассматриваются основные причины. Я убеждена, что задача главных экономических ведомств - с учетом наших ограниченных ресурсов - решение наиболее фундаментальных проблем, нейтрализация их воздействия и повышение эффективности государственных расходов. 

Одной из основных проблем является задержка в проведении структурных реформ. Это стало ограничивающим фактором в достижении стабильности и устойчивости экономического роста в стране, и имело негативное влияние слабого развития промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики Кыргызстана. Вторая заключается в низком уровне производительности труда и экономии в стране, с низкими внутренними сбережениями одного из важнейших лимитирующих факторов для экономического роста. Увеличивающийся разрыв между темпами роста доходов и производительностью труда в конечном итоге приводит к накоплению инфляционного давления. 

Другим важным аспектом является высокая стоимость и ограниченный доступ людей, которые должны финансировать. Большинство выданных кредитов являются краткосрочные кредиты, которые непригодны для финансирования инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости. Процентные надбавки тоже высокие. 

Это те проблемы, которые необходимо решить, в противном случае они будут вызывать проблемы во многих других сегментах экономики. Но мне нравится выражение «Дорогу осилит идущий» [кыргызская национальная пословица]. У нас есть уникальная возможность заложить основу для будущей стабильности экономической системы путем создания совместного правительства и экономической политики Национального Банка Кыргызской Республики (НБКР).  

Обеспокоены ли вы последними прогнозами Международного Валютного Фонда (МВФ) по дальнейшему замедлению мировой экономики или достаточно ли изолирована Кыргызская Республика?  

Прогнозы МВФ по развитию мировой экономики беспокоят нас. В конце концов, любой человек развивающий экономику напрямую зависит от общей макроэкономической стабильности, как в мире, так и в регионе. В самом деле, последние оценки МВФ по темпам роста и производства подтверждают риск того, что в краткосрочной перспективе значительное оживление в мировой экономике не ожидается. Поэтому существующие глобальные проблемы будут продолжать оказывать давление на внешний спрос. 

Кыргызстан является маленькой, открытой экономикой, которая является уязвимой к потрясениям на мировых рынках, особенно в пищевых и сырьевых рынках. Однако, как вы отметили, в связи с нашей относительной изоляцией и слабой интеграцией в мировые финансовые рынки, кризис проявления находит отражение в нашей стране косвенно и с задержкой во времени. Основные каналы влияния приходят из наших основных торговых партнеров России, Казахстана и Китая. 

Но в наше время экономических агентов, психологические факторы могут быть столь же важны, как и основные принципы. Вот почему наша коммуникационная политика играет решающую роль, так НБКР уделяет большое внимание этому направлению своей работы. 

Как работает НБКР по обеспечению стабильности цен в стране? Есть ли у Центрального Банка достаточно инструментов и оперативной независимости для обеспечения стабильности цен?  

НБКР совместно с правительством, берет на себя ряд мероприятий, направленных на сдерживание темпов роста цен для поддержания стабильности цен в стране. Уровень инфляции в стране зависит от множества факторов. Центральный Банк, в рамках своих полномочий, может повлиять только на те факторы, которые имеют денежный характер, и может регулировать количество денег в экономике с помощью обычных инструментов денежно-кредитной политики. 

Это включает в себя операции с иностранной валютой, операции с ценными бумагами, в том числе ноты НБКР и свопы, депозитные операции, операции рефинансирования и регулирования резервных требований. Чтобы использовать их, Центральный Банк имеет достаточный уровень независимости, закрепленный в законе. Наши основные задачи формирования адекватных ожиданий инфляции, восстановления и поддержания доверия к банковской системе. 

Каковы специфические проблемы, с вашей точки зрения, в регулировании финансового сектора? 

Финансовый сектор в нашей стране представлен ​​банками, микрофинансовыми и кредитными учреждениями, страховыми компаниями, инвестиционными фондами и другими небанковскими финансовыми учреждениями (НБФУ). Центральный банк не является мега-регулятором для всех финансовых рынков. В его функции входит надзор и регулирование деятельности банков и микрокредитных организаций. 

В банковском секторе, есть положительная динамика в увеличении активного кредитного портфеля, депозитов и чистой прибыли. Тем не менее, показатели финансового посредничества в экономике остаются на низком уровне. Существует высокая концентрация кредитного портфеля в торговле (40%) и высокий спрэд процентных ставок по кредитам и депозитам. Существует также высокий уровень краткосрочного риска ликвидности. Так, по итогам первого полугодия 2012 года краткосрочные кредиты охватывают лишь 18,8% краткосрочных депозитов, образуя разрыв 81,2%. 

Микрофинансовый сектор находится в процессе перехода от количества к качеству, основанный на институциональном развитии небанковских кредитно-финансовых организаций, повышения их услуг, улучшения управления рисками и так далее. Одна из проблем, которая имеет потенциальный риск для рынка микрофинансирования, находится в центре внимания большинства кредитного портфеля НБФУ, который включает в себя кредитные союзы, в регионах, где общий уровень благосостояния населения значительно ниже, чем в столице Бишкеке, и где зависимость от денежных переводов гораздо выше. Процентные ставки по кредитам для НБФУ по-прежнему одни из самых высоких на внутреннем рынке капитала. Кроме того, есть концентрация кредитного портфеля по НБФУ в сельском хозяйстве и торговле. Существует также институциональные концентрации кредитного портфеля из шести крупных микрофинансовых организаций. 

Разрешение выявленных проблем, а также увеличение финансовой стабильности и инвестиционной привлекательности, будут направлены на поддержку финансовой стабильности и развитие банковского сектора в Кыргызской Республике. 

Мы рассматриваем новые правила регулирования мировой банковской системы в Базеле III и других инициативах в рамках процесса G-20. Как это повлияет на Кыргызскую Республику? 

НБКР постоянно совершенствует правовые основы банковского надзора для оптимизации внедрения и применения Базельского Комитета по основным принципам банковского надзора для эффективного банковского надзора. 

В настоящее время деятельность в банковском секторе Кыргызской Республики на основе норм Базель I и Базель II частична, так что основные элементы компонентов интегрированы на капитал. Ведется подготовительная работа по адаптации Базель III для банковского сектора Кыргызской Республики. Центральный Банк будет продолжать прилагать усилия по дальнейшей гармонизации банковского надзора в соответствии с принципами Базельского Комитета и передовой международной практикой. 

Какова ваша текущая политика по валютным резервам? Изменилась ли она за последние несколько лет? 

В соответствии с законом, НБКР управляет валютными резервами согласно принципам поддержания ликвидности и безопасности резервных активов. Стратегические решения по управлению международными резервами утверждаются Правлением Центрального Банка, которое ежегодно рассматривает и утверждает инвестиционную политику НБКР на предстоящий период. Инвестиционный комитет рассматривает вопросы тактического управления резервами и принимает решения в отношении допустимых пределов и ограничений. Эти решения принимаются ежедневно на основе анализа и мониторинга финансового рынка и оценки возможных рисков. 

НБКР размещает международные резервы в высоконадежные и ликвидные инструменты: ценные бумаги, срочные депозиты и однодневные репо операции. Портфель ценных бумаг включает в себя государственные ценные бумаги Австралии, Франции, Германии, Швейцарии и Великобритании, а также кратко- и среднесрочные инвестиционные инструменты международных финансовых институтов. Срочные депозиты размещены в международных финансовых институтах, такие как Банк Международных Расчетов, крупные иностранные центральные банки и высококвалифицированные международные коммерческие банки. 

Сложная ситуация, вызванная мировым финансовым кризисом, оказала влияние на инвестиционную политику и распределение резервных активов НБКР за последние несколько лет. НБКР принял меры по диверсификации валютного портфеля международных резервов, оптимизации набора инвестиционных инструментов и расширение своего списка контрагентов. Чтобы диверсифицировать свои резервные активы, НБКР также начал покупать золото на внутреннем рынке. В этой связи, НБКР непрерывно проводятся мероприятия по повышению эффективности управления международными резервами в соответствии с существующими условиями в окружающей обстановке. 

Повлияли ли значительно на Кыргызскую Республику побочные эффекты от кризиса еврозоны? 

Опыт показывает, что глобальные кризисы в основном косвенно повлияли на внутренний рынок Кыргызской Республики по региональной экономике. Есть несколько причин для этого. Во-первых, кыргызская банковская система не участвует в глобальных финансовых рынках (доля инвесторов-нерезидентов представляет не более чем 5% его депозитной базы). Одной из причин банковских кризисов является паника среди инвесторов и вкладчиков, которые все забрали свои деньги в одно и то же время. Во-вторых, внешний государственный долг - несмотря на свои большие размеры - в основном многосторонний и составляет около 47% от ВВП. Это означает, что донорами являются международные финансовые институты, и одна из их основных задач является содействие стабильности мировой экономики. 

Таким образом, основное влияние на экономику Кыргызской Республики оказывают изменения в экономике России и Казахстана, наши главные торговые партнеры. Самыми крупными влияющими факторами являются цены на нефть и продукты питания, денежные переводы физических лиц (98% из них приезжают из России), и курс доллара США к рублю и казахскому тенге. 

Какие усилия вы принимаете для содействия финансового вложения в стране? Какие были самые большие успехи и неудачи на сегодняшний день? Какие будущие у вас планы в этой области? 

Существовала положительная динамика финансовых показателей по посредничеству в банковском секторе в Кыргызской Республике, которая увеличилась с 24,4% до 28,5% в 2012 году. Рост общей суммы активов банковского сектора с начала года составил 29,9%, с депозитной базой увеличился на 32,2% за тот же период. Размер совокупного кредитного портфеля нашей банковской системы также увеличился на 28,4% в 2012 году. 

По сравнению с показателями банковских систем развитых стран, абсолютные цифры могут показаться не очень высокими. Но темпы роста данных указывают на большой потенциал для посредничества. По состоянию на 1 января 2013 года насчитывается 23 коммерческих банков в Кыргызской Республике, и 14 из них имеют пакеты акций иностранных инвесторов - это хороший опыт, чтобы иметь влияние на современные события банковских технологий, а также привлечение иностранного капитала. 

Между тем, сектор микрокредитования представлен небанковскими финансово-кредитными учреждениями. Кредитный портфель НБФУ вырос за последние годы. Совокупный кредитный портфель НБФУ с начала 2012 года сократился на 324. 9 миллиона сомов ($ 6,8 млн.), или на 2,1%, а к концу декабря 2012 года составил 15,4 млрд. сомов, при этом число заемщиков составляет 434,000. Это снижение связано с преобразованием микрофинансовой компании Бай-Тушум и Партнеры в коммерческий банк. Финансовый уровень проникновения составил 5,1% и охват микрокредитования населения составил 7,8%. 

Какова роль электронных платежей - в том числе мобильных платежей - в этом процессе

В Кыргызской Республике роль электронных платежей является существенной, поскольку это вносит свой вклад в развитие расчетов и платежей экономических участников и уменьшает циркуляцию теневых денежных средств.  

Система электронных платежей в стране динамично развивается. Большинство населения теперь использует платежные системы для широкого спектра услуг, в том числе зарплатные проекты (получение заработной платы через банковские счета и банковские платежные карты), регулярные платежи через платежные терминалы, интернет-банкинг и безакцептное списание банковских счетов за коммунальные платежи. Существует также активное использование систем денежных переводов от граждан, которые живут за пределами страны. Также рост мобильного банкинга, который стал доступен со второго квартала 2011 года. 

НБКР проводит мероприятия регулярно, чтобы помочь расширить спектр розничных платежных услуг, предоставляемых финансово-кредитными учреждениями, в том числе развитие Крупной Системы Клиринга, осуществление технического обслуживания национальной системы платежных карт, и побудило коммерческие банки на развитие инфраструктуры по приему и обслуживанию розничных платежей - в том числе с использованием банковских карт через международную платежную систему. Кроме того, НБКР осуществляет меры по увеличению доли безналичных платежей и развитие современной национальной платежной системы в условиях межведомственной комиссии по увеличению доли безналичных платежей и расчетов. 

Вы сделали изменения в банкнотах и ​​монетах несколько лет назад. Есть ли у вас новые планы в этой области?  

Спектр деноминации национальной валюты полностью обновлен и никаких изменений не ожидается. Согласно стратегии развития национальной валюты в течение 2008-10, соответствующие монеты и модифицированные банкноты были введены в обращение. 

Добыча золота является важным сектором экономики оказали ли благоприятное влияние на рост последние высокие цены на золото? Каково было воздействие планов «частично национализировать» золотодобывающее предприятие Кумтор? 

Несмотря на общую тенденцию цен на золото к росту, также рассматривается высокая волатильность в последние годы, особенно в связи с неопределенной ситуацией на международных финансовых и товарных рынках. В связи с этим, колебания цен на золото всегда имеют соответствующее влияние на валовые международные резервы НБКР, выраженные в долларах США. 

Что касается второй части вашего вопроса, национализация золотодобывающего предприятия Кумтор не произошла. Тема национализации был поднята депутатами парламента Кыргызстана в 2012 году. В настоящее время комиссия работает под руководством министра экономики Темира Сариева. Работа по проверке работы Кумтор должна быть завершена в ближайшее время, а затем общественности будет представлен доклад. Но я хочу заверить вас НБКР, в качестве финансового консультанта, всегда занимал позицию защиты прав собственности. Премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев, также выразил поддержку частных инвесторов. 

Поручено ли Центральному Банку купить производство золота в Кыргызской Республике? Если да, то не могли бы вы сообщить подробности о том, как это работает, и влияние, которое он имеет на запасы золота? 

По закону, НБКР, наряду с правительством Кыргызской Республики, имеет право покупки рафинированных драгоценных металлов, производимых в нашей стране. В попытке отбиться от последствий мирового финансового кризиса и увеличения объема международных резервов, а также на основе соответствующей диверсификации резервных активов, в конце 2011 года НБКР начал проводить закупку «хорошей поставки» золота на внутреннем рынке за национальную валюту, что привело к увеличению физического объема международных резервов. 

Некоторые комментаторы говорят, Кыргызской Республики в настоящее время препятствует повсеместная коррупция, низкие иностранные инвестиции и общая нестабильность в регионе. Что делается для решения этих вопросов / восприятия? И какова роль Центрального Банка в этом процессе? 

Уполномоченный государственный орган для решения этих вопросов - правительство. У нас есть стратегические программы, последовательная реализация которых будет способствовать усилению борьбы с коррупцией и улучшению инвестиционного климата, который может положительно повлиять на развитие экономики. Например, был одобрен план правительства по борьбе с коррупцией на 2012-14. Эта программа включает в себя ряд краткосрочных и среднесрочных мер, которые были разработаны с рекомендациями международных организаций. НБКР, в роли финансового консультанта правительства, консультирует его по вопросам, связанные с деятельностью банка.  

Каковы ваши основные цели относительно вашего требуемого времени? 

Главное для меня, как Руководителя НБКР, является выполнение задач, установленных законом для Центрального Банка: достижение и поддержание макроэкономической стабильности посредством соответствующей денежно-кредитной политики, и надзор за финансовыми / кредитными организациями и платежными системами для повышения их надежности, уровня финансового посредничества и инвестиционной привлекательности. Конечная цель заключается в содействии экономическому развитию. В условиях сохраняющейся высокой зависимости от иностранных рынков сбыта и дисбаланса в государственном бюджете, все усилия будут направлены на удержание инфляции в среднесрочной перспективе в пределах однозначных цифр. 

В настоящее время, важно продолжить работу по укреплению доверия населения к банковской системе и повышению финансовой грамотности населения. В 2013 году мы будем отмечать 20-летие со дня нашей национальной валюты, сом, был введен после падения Советского Союза. Это будет представлять собой исторический день для денежно-кредитной политики в нашей стране, показывая доказательство успешной работы НБКР Кыргызской Республики. 

Вы одна из очень немногих женщин-руководителей центральных банков в мире. Почему вы думаете, что Кыргызская Республика является одной из первых стран, которая назначила женщину руководителем? Какие это представляет проблемы, если таковые имеются?  

На самом деле, я первая женщина, ставшая руководителем НБКР за всю свою историю. Но это не единственный случай, когда женщина руководит важным стратегическим подразделением в нашей стране. Женщина в Кыргызской Республике возглавляет Прокуратуру, Верховный суд, Министерство Финансов, Министерство Здравоохранения и Счетную Палату. Огромный груз ответственности лежит на их плечах, много работы, и их решения находятся в центре внимания властей и населения. Общество ожидает те же стандарты принятия решений и результатов от женщины, как и от мужчины. Корни этого лежат в нашей истории. Кыргызские женщины всегда были свободными, учились, работали и добивались успеха во всех сферах на том же уровне, как и мужчины. Тем не менее, восточный менталитет обязывает со всем, что женщина также несет ответственность за сохранение домашнего очага, и воспитание детей. Это, пожалуй, главная трудность - иметь достаточно времени, чтобы быть везде. 

Как вы думаете, другие могли бы учиться на вашем примере? 

Не бойтесь ответственности, всегда необходимо действовать в рамках закона и защитить свою позицию. Это трудно, но возможно.