Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

4 октября 2007 года. Регистрационный номер 88-07 

 

Утверждена 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 22 августа 2007 года N 38/11 

 

 

ИНСТРУКЦИЯ 

о порядке проведения платежей в Системе 

пакетного клиринга мелких розничных и регулярных 

платежей в Кыргызской Республике 

 

(В редакции постановлений Правления Национального банка КР от 

12 декабря 2007 года N 53/6, 30 января 2008 года N 5/1, 

27 июня 2008 года N 25/12, 10 декабря 2008 года N 45/7, 

30 сентября 2009 года N 39/8, 30 марта 2011 года N 20/6, 14июня 2017 года №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

 

1. Общие положения 

2. Термины и определения 

3. Подготовка клиентом первичных платежных документов 

и передача в банк-отправитель 

4. Прием и обработка первичных платежных документов 

в банке-отправителе 

5. Подготовка банком-отправителем файлов ЭПД, 

сообщений и передача в систему 

6. Порядок обработки файлов ЭПД и сообщений 

7. Период закрытия клирингового дня 

8. Обработка файлов ЭПД в банке-получателе 

9. Ведение участниками архивов документов 

10. Ответственность и разрешение споров 

Приложение 1. 

 

1. Общие положения 

 

1.1. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14.06.2017г. №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

 

1.2. Настоящая Инструкция устанавливает правила, порядок подготовки, передачи и обработки платежных документов, а также взаимоотношения между участниками при проведении платежей по Системе пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей в Кыргызской Республике (далее система). 

 

1.3. Назначение, цель, задачи, основные положения, регулирующие функционирование системы, установлены в Положении "О Системе пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей в Кыргызской Республике", утвержденном постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 декабря 2005 года №37/8 и зарегистрированном в Министерстве юстиции Кыргызской Республики от 18 января 2006 года №8-06. (далее Положение о СПК). 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

1.4. Принципы и методы управления рисками в системе приведены в Политике по управлению рисками в платежной системе Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2016 года №25/8 и в Положении о СПК. Система позволяет осуществлять управление и минимизацию связанных с платежами рисков, путем установления лимитов дебетовых чистых позиций (резерв и расчетный лимит). 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

1.5. Форматы электронных платежных документов и сообщений системы установлены в "Правилах заполнения форматов электронных платежных документов и сообщений Системы пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей в Кыргызской Республике", утвержденных постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 2 марта 2006 года №5/10 и зарегистрированных в Министерстве юстиции Кыргызской Республики от 23 марта 2006 года №25-06. (далее - Правила заполнения форматов). 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

1.6. Порядок проведения платежей в форме прямого дебетования в системе приведен в "Правилах проведения платежей в форме прямого дебетования в Системе пакетного клиринга" (далее Правила), утвержденных постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 30 июля 2008 года N 30/6, зарегистрированным в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 12 сентября 2008 года, регистрационный номер 104-08. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

1.7. Функции клирингового центра (далее - КЦ), определенные настоящей инструкцией выполняет Национальный банк Кыргызской Республики (далее - Национальный банк). 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 30 марта 2011 года N 20/6) 

 

2. Термины и определения 

 

2.1. Термины и определения, используемые в настоящей Инструкции, соответствуют терминам и определениям, приведенным в Положении "О безналичных расчетах в Кыргызской Республике", утвержденном постановлением Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики N 420/21/4 от 09.09.2005 г. (далее - Положение о безналичных расчетах) и Положении о СПК. 

 

2.2. Дополнительно в настоящей Инструкции используются следующие термины и определения: 

Автоматизированные рабочие места КЦ (далее - АРМ КЦ) - аппаратно-программный комплекс, предназначенный для выполнения задач администрирования, мониторинга системы и управления правами доступа участников системы уполномоченным (зарегистрированным и имеющим определенные права доступа в системе) персоналом клирингового центра. 

Банк-плательщик - зарегистрированный участник системы, осуществляющий по указанию клиента перевод денежных средств с его счета, открытого в этом банке, на счет получателя денежных средств. 

Запрос в систему - информация в электронной форме, формируемая участником системы в соответствии с Правилами заполнения форматов и передаваемая в систему для получения данных о платежах (о статусе отправленных файлов, пакетов, чистых позициях и т.п.). 

Канал связи - система телекоммуникаций, предназначенная для передачи файлов ЭПД и сообщений между участниками и их клиентами, участниками и КЦ, между КЦ и гроссовой системой расчетов в режиме реального времени (далее ГСРРВ). 

Ответ системы - информация в электронной форме, формируемая системой в соответствии с Правилами заполнения форматов и передаваемая участнику в ответ на полученные от него запросы и файлы ЭПД. 

Отказной платежный документ - платежный документ, от которого отказался банк-получатель платежа по причине неверного наименования клиента, неверно указанного счета, недостаточности средств на счете клиента, отсутствия договора на списание средств путем прямого дебетования. 

Первичный платежный документ - платежный документ, формируемый и передаваемый клиентом в банк в бумажной форме или в электронном представлении (далее электронный платежный документ или электронная таблица). 

Сервисное бюро аппаратно-программный комплекс, установленный в Едином сервисном центре Национального банка, предназначенный для формирования, передачи в систему и приема из системы файлов ЭПД и сообщений участниками, не имеющими автоматизированного рабочего места участника, либо не имеющими прямого соединения с системой. 

Сообщение системы (далее сообщение) - представляет собой ответ системы на соответствующий запрос или информацию, отправляемую системой без запроса участника. 

Электронная таблица - электронная информация о платежах (по выплатам заработной платы, пенсий, по оплате страховых взносов, бюджетных, коммунальных платежей и т.п.), сформированная в формате, установленном в Правилах заполнения форматов, и передаваемая в банк суб-участником в соответствии с условиями договора между суб-участником и банком. 

Раскрытие платежа - обязательное оформление ЭПД по каждому индивидуальному платежу, объединенных по схожим (налоговые платежи, платежи за коммунальные услуги, платежи по зарплатным проектам и т.д.) признакам в один платеж, с заполнением всех полей ЭПД, включая поля субсчета и лицевого счета. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

 

 

3. Подготовка клиентом первичных платежных 

документов и передача в банк-отправитель 

 

3.1. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14.06.2017г. №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

 

3.2. Первичный платежный документ в бумажной или электронной форме формируется клиентом банка и передается в банк-отправитель в соответствии с условиями договора между клиентом и банком-отправителем. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

3.3. Электронная таблица с информацией о платежах формируется суб-участником, подписывается ЭЦП ответственных лиц или шифруется специальными средствами, и передается в банк-отправитель по каналу связи, либо на любом носителе в соответствии с условиями договора между суб-участником и банком. 

 

4. Прием и обработка первичных платежных 

документов в банке-отправителе 

 

4.1. Банк-отправитель принимает бумажный платежный документ от клиента как минимум в двух экземплярах. Один экземпляр бумажного платежного документа остается в банке-отправителе, другой экземпляр возвращается клиенту с отметкой о приеме его к исполнению. С момента получения клиентом экземпляра платежного документа с отметкой банка-плательщика о приеме его к исполнению данный платеж является для клиента безотзывным и окончательным. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

4.2. В случае платежей по "зарплатным" проектам, коммунальных платежей и платежей в бюджет банк-отправитель проверяет правильность и полноту заполнения всех полей первичного платежного документа, включая поля субсчетов и лицевых счетов, в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения платежных документов, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 25 июля 2007 года №36/5, зарегистрированной в Министерстве юстиции КР от 3 сентября 2007 года, регистрационный номер 82-07, для полного раскрытия платежей в СПК. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

4.3. В случае если обмен платежными документами между клиентом и банком-отправителем осуществляется в электронной форме, банк-отправитель подтверждает клиенту получение платежного документа в соответствии с условиями договора между банком и клиентом, а также в соответствии с внутренними нормативными документами и процедурами банка-отправителя. 

 

4.4. В случае обнаружения ошибок в платежном документе банк-отправитель возвращает клиенту платежный документ с указанием причины возврата в соответствии с внутренними нормативными документами и процедурами банка-отправителя. 

 

5. Подготовка банком-отправителем файлов ЭПД, 

сообщений и передача в систему 

 

5.1. Банк-отправитель подготавливает файлы ЭПД и сообщений в соответствии с Правилами заполнения форматов. В случае коммунальных, бюджетных и зарплатных платежей банк-отправитель формирует ЭПД на каждого плательщика.  

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

5.2. После подготовки файла ЭПД или сообщений банк-отправитель подписывает его ЭЦП уполномоченных пользователей и передает в систему по каналам связи. 

 

5.3. Банк-отправитель передает файлы ЭПД в систему в соответствии с регламентом текущего клирингового дня. Количество файлов ЭПД, передаваемых банком-отправителем в течение данного периода, не ограничивается. 

 

5.4. В случае невозможности формирования файлов ЭПД и сообщений банк-отправитель может обратиться в КЦ для осуществления ввода информации с первичных платежных документов и формирования файлов ЭПД и сообщений с использованием Сервисного бюро. Услуги по формированию и передаче файлов отражаются в договорных отношениях между КЦ и банками-участниками системы. 

 

5.5. Помимо услуг Сервисного бюро возможна передача в систему файлов ЭПД и сообщений с использованием каналов связи одного из участников, имеющего прямую связь с системой. Взаимоотношения банка-отправителя по передаче файлов ЭПД и сообщений через участника, имеющего прямую связь с системой, отражаются в соответствующих договорных отношениях между КЦ и ее участниками. 

 

5.6. Количество платежей в файлах ЭПД, переданных в КЦ, должно соответствовать количеству первичных платежных документов (на бумажном носителе, в электронной форме), состоящего из количества платежных документов, принятых банком-отправителем от клиентов и количества собственных платежей банка-отправителя. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 12 декабря 2007 года N 53/6) 

 

6. Порядок обработки файлов ЭПД и сообщений 

 

6.1. Регламент клирингового дня 

 

Обработка файлов ЭПД и сообщений производится в соответствии с регламентом клирингового дня, который состоит из одной клиринговой сессии и разделяется на следующие периоды: 

 

Наименование периода обработки 

Время начала/конца периода 

Продолжительность периода 

Открытие клирингового дня 

8:30 8:45 

15 минут 

Прием и обработка файлов ЭПД и сообщений 

8:45 13:30 

4 часа 45 минут 

Прием и обработка отказных платежей 

13:30 13:50 

20 минут 

Период преклиринга 

13:50 14:10 

20 минут 

Период клиринга 

14:10 14:20 

10 минут 

Проведение окончательного расчета по итоговым чистым позициям участников 

14:20 14:30 

10 минут 

Закрытие клирингового дня 

14:30 15:00 

30 минут 

 

В соответствии с Положением о СПК допускается проведение нескольких клиринговых сессий в течение клирингового дня. При необходимости изменения регламента клирингового дня (количества клиринговых сессий и их периодов) по инициативе участников системы принимается соответствующее постановление Правления Национального банка. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 30 января 2008 года N 5/1) 

 

6.2. Период открытия клирингового дня 

 

6.2.1. КЦ проводит подготовку системы к новой клиринговой сессии (установку, настройку параметров и подготовку системы к началу работы). 

 

6.2.2. В системе устанавливаются значения расчетного лимита участников на основании данных, полученных из ГСРРВ. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 30 сентября 2009 года N 39/8) 

 

6.2.3. Система передает участникам сообщение об открытии клирингового дня и установке расчетного лимита. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 30 сентября 2009 года N 39/8) 

 

6.2.4. Значение установленного расчетного лимита(ов) участника(ов) может меняться на значение резерва(ов) на основе информации из ГСРРВ. Участники системы в режиме он-лайн получают информацию об изменении расчетного лимита или резерва без запроса в систему. В пределах суммы расчетных лимитов или резервов рассчитываются предварительные чистые позиции участников. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 30 сентября 2009 года N 39/8) 

 

6.3. Период приема и обработки в системе файлов ЭПД и сообщений 

 

6.3.1. КЦ производит прием файлов ЭПД и сообщений от банков-отправителей, осуществляет проверку файлов на правильность ЭЦП и соответствие установленным форматам. По результатам проверки каждого файла система формирует сообщение о приеме файла, в котором отражаются дата, время приема и обработки файла. По каждому пакету отправляется сообщение о его статусе с указанием суммы и общего количества принятых и отвергнутых системой платежей. Сообщения подписываются ЭЦП системы и отправляются в адрес банка-отправителя по каналам связи. 

 

6.3.2. КЦ может производить прием файла с пакетом чистых позиций от Единого межбанковского процессингового центра (далее ЕМПЦ). По результатам проверки каждого файла система формирует сообщение о приеме файла, в котором отражаются дата, время приема и обработки файла. По каждому отдельному пакету отправляется сообщение о его статусе с указанием суммы. Сообщения подписываются ЭЦП системы и отправляются в адрес ЕМПЦ по установленным каналам связи. Одновременно банкам, чьи чистые позиции передал ЕМПЦ, направляется сообщение о сумме, времени приема и обработки пакета. В случае достижения дебетовой текущей чистой позиции (далее ТЧП) участника 100% от установленного расчетного лимита, пакет чистых позиций, дебетующих счет данного участника, принимается в систему со статусом "Неактивен". 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

6.3.3. В случае невозможности аутентификации ЭЦП файла или пакета, полученного от банка-отправителя, либо обнаружения ошибок в файле, пакете или отдельном платеже, не позволяющих принять их к обработке, формируется соответствующее сообщение с указанием ошибок. Сообщение подписывается ЭЦП системы и отправляется в адрес банка-отправителя по соответствующим каналам связи. Банк-отправитель после получения сообщения о непринятии файла, пакета или платежа, в рамках установленного регламента работы клиринговой сессии, может создать и отправить исправленный файл с новым идентификатором файла, пакета и платежа. 

 

6.3.4. Принятые к исполнению пакеты платежей обрабатываются в соответствии со статусом каждого участника, установленным в системе. Правила обработки платежей в соответствии со статусом и позицией участника приведены в приложении 1 (п.1) к настоящей Инструкции. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

6.3.5. Пакеты кредитовых платежей с будущей датой расчета принимаются не более чем за пять клиринговых дней до даты расчета. 

 

6.3.6. По мере приема платежей с будущей датой расчета производится расчет предварительных чистых позиций участников на дату расчета. 

 

6.3.7. По мере приема кредитовых платежей с датой расчета, равной текущей дате, включая платежи, принятые в предыдущие даты, производится расчет ТЧП участников. По каждой дебетовой ТЧП производится проверка на превышение установленного расчетного лимита или резерва. Правила проверки дебетовой чистой позиции на превышение ЛДЧП приведены в приложении 1 (п.2) к настоящей Инструкции. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 30 сентября 2009 года N 39/8) 

 

6.3.8. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14.06.2017г. №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

 

6.3.9. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14.06.2017г. №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

 

6.3.10. Банк-отправитель в случае обнаружения ошибок может аннулировать (отозвать) пакет, либо отдельный платеж, ранее переданный в систему. Если аннулируемый платеж ранее был включен в расчет ТЧП, банк формирует сообщение на отмену платежа, система присваивает ему статус "Отменен", производит перерасчет ТЧП участников с исключением этого платежа и передает сообщение об аннулировании платежа банку-отправителю. Если этот платеж ранее не был включен в расчет ТЧП, т.е. имел статус "Неактивен", система присваивает ему статус "Отменен" и передает сообщение об аннулировании платежа банку-отправителю. 

 

6.3.11. Банк-получатель в случае ошибочно зачисленных средств по кредитовым операциям может произвести возврат этих средств банку-отправителю. Данная операция предназначена для возврата средств, полученных участником при ошибочно указанном счете клиента, в случае блокирования или закрытия счета клиента. 

 

6.3.12. Информация о статусе платежей, чистых позициях, расчетном лимите предоставляется каждому участнику в режиме реального времени, а также по запросу в течение всего периода приема и обработки файлов ЭПД и сообщений. Участник обязан отслеживать предоставляемую информацию от системы и своевременно резервировать часть средств на своем корреспондентском счете в размере, необходимом для проведения окончательного расчета дебетовой чистой позиции по итогам завершения клиринговой сессии в системе. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 10 декабря 2008 года N 45/7) 

 

6.3.13. По окончании периода приема и обработки файлов ЭПД и сообщений платежные документы не принимаются в систему.  

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

6.4. Период приема и обработки отказных платежей 

 

6.4.1. В течение периода приема и обработки отказных платежей прием файлов ЭПД не производится. 

 

6.4.2. В начале данного периода КЦ формирует предварительные выходные файлы платежей по банкам-получателям. Выходные файлы содержат платежи, включенные в расчет ТЧП. Пакеты платежей со статусом "Неактивен" в связи с превышением расчетного лимита или резерва и пакеты платежей с будущей датой расчета не включаются в выходные файлы. Каждый выходной файл подписывается ЭЦП системы и по каналам связи рассылается банкам-получателям. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 30 сентября 2009 года N 39/8) 

 

6.4.3. После получения предварительного выходного файла банк-получатель может в течение данного периода отказаться от принятия платежа в случае некорректности его реквизитов и сформировать отказной платеж.  

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

6.4.4. После получения отказного платежа КЦ производит передачу сообщений о его исключении банку-отправителю и банку-получателю, а также перерасчет ТЧП участников с учетом отказного платежа.  

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

6.4.5. По окончании периода прием отказных платежей не осуществляется. 

 

6.5. Период преклиринга 

 

6.5.1. В период преклиринга система не производит прием файлов ЭПД и сообщений. 

 

6.5.2. В системе на основе полученного из ГСРРВ файла устанавливаются резервы участникам. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

6.5.3. Система осуществляет проверку ТЧП участников на соответствие установленным резервам и предоставляет участникам информацию о пакетах, включенных в расчет ТЧП. 

 

6.5.4. В случае превышения каким-либо участником резерва, система передает этому участнику соответствующее уведомление. Участник до конца данного периода принимает меры по обеспечению достаточности денежных средств на корреспондентском счете в ГСРРВ для покрытия дебетовой чистой позиции путем получения внутридневного кредита, заимствования на финансовых рынках или пополнения корреспондентского счета внесением наличных средств. 

 

6.5.5. В случае, если по какой-либо причине продлевается продолжительность предыдущих периодов, то продолжительность "Периода преклиринга" может быть сокращена, с учетом периода времени, который является достаточным для выполнения функций системы в данный период. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 10 декабря 2008 года N 45/7) 

 

6.6. Период клиринга 

 

6.6.1. Система производит проверку ТЧП с резервом и формирует итоговые чистые позиции (далее - ИЧП) участников. 

 

6.6.2. Пакеты со статусом "Неактивный" в связи с превышением резерва (приложение 1 (п.2) к настоящей Инструкции) автоматически отвергаются системой и банку-отправителю направляется соответствующее уведомление. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 30 сентября 2009 года N 39/8) 

 

6.6.3. В случае превышения резерва над дебетовой ТЧП, пакеты платежей, принятые системой, но не включенные в расчет ТЧП (неактивные пакеты) автоматически включаются в расчет ИЧП в соответствии с приоритетами и по принципу FIFO. 

 

6.6.4. Если дебетовая ТЧП участника превышает итоговый резерв, то система автоматически выполняет процедуру исключения пакетов платежей, дебетующих позицию участника, пересчитывает ИЧП и проверяет ТЧП всех участников на превышение итоговых резервов. Пакеты с одинаковым приоритетом отменяются по принципу FIFO. В целях снижения рисков процедура продолжается до урегулирования позиций участников в пределах резерва. Формируются уведомления об исключенных пакетах платежей и отправляются банку-отправителю и банку-получателю. 

 

6.6.5. По завершению расчета ИЧП участников система формирует файл ИЧП, подписывает его ЭЦП системы и передает в ГСРРВ для проведения окончательного расчета. 

 

6.6.6. В случае, если по какой-либо причине продлевается продолжительность предыдущих периодов, то продолжительность "Периода клиринга" может быть сокращена, с учетом периода времени, который является достаточным для выполнения функций системы в данный период. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 10 декабря 2008 года N 45/7) 

 

6.7. Период проведения окончательного расчета по итоговым чистым 

позициям участников 

 

6.7.1. Во время активации периода окончательных расчетов по ИЧП участников система осуществляет формирование итоговых выходных файлов. В итоговые файлы включаются все платежи, включенные в расчет ИЧП, в том числе те, которые были отправлены на этапе приема и обработки отказов. Каждый выходной файл подписывается ЭЦП системы и рассылается банкам-участникам системы. 

 

6.7.2. Окончательный расчет по ИЧП участников производится в ГСРРВ по принципу "все или ничего" путем списания и зачисления средств по корреспондентским счетам участников системы, открытых в Национальном банке. Поскольку ИЧП рассчитываются с использованием зарезервированных для целей расчета средствами на корреспондентских счетах участников, то случай неисполнения ИЧП является исключительным. 

 

6.7.3. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14.06.2017г. №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

 

6.7.4. Система после получения из ГСРРВ сообщения об успешном завершении окончательного расчета по итогам клиринговой сессии передает участникам выписки по ИЧП. 

 

7. Период закрытия клирингового дня 

 

7.1. Пакеты платежей, не включенные в ИЧП, передаются в следующую клиринговую сессию (в случае нескольких клиринговых сессий), или отвергаются (в случае одной клиринговой сессии или в случае последней клиринговой сессии в данном клиринговом дне), и уведомления о таких платежах передаются соответствующим участникам. 

 

7.2. КЦ формирует статистические отчеты системы и производит архивирование данных (файлов ЭПД, сообщений и операций по обработке платежей), полученных и отправленных в течение клирингового дня. 

 

7.3. КЦ передает участникам сообщение о закрытии клирингового дня. 

 

8. Обработка файлов ЭПД в банке-получателе 

 

8.1. Банк-получатель проверяет все файлы ЭПД, поступившие из системы в его адрес, на правильность ЭЦП, целостность и их соответствие установленному формату. В случае успешной проверки полученного файла ЭПД банк-получатель осуществляет зачисление средств на счета клиентов и передает информацию о платеже клиентам в соответствии с законодательством, внутренними нормативными документами и процедурами банка-получателя. 

 

8.2. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14.06.2017г. №2017-П-19/24-8-(НПА))  

 

8.3. В случае нарушения целостности или структуры полученного входящего файла банк-получатель связывается с КЦ. КЦ повторно отправляет выходной файл в адрес банка-получателя. Банк-получатель в случае невозможности получения входящих файлов может обратиться в Сервисное бюро для получения входящих файлов из системы через Сервисное бюро. 

 

8.4. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14.06.2017г. №2017-П-19/24-8-(НПА)) 

 

8.5. Если обмен платежными документами между банком и клиентом осуществляется в электронной форме, банк-получатель на основании полученного файла ЭПД формирует и передает клиенту-получателю электронное сообщение в соответствии с условиями договора между банком и клиентом, внутренними нормативными документами и процедурами. 

 

8.6. Банк-получатель, получивший файл ЭПД с какими-либо ошибками (зачисление средств не по назначению, блокирование или отсутствие счета и т.п.), должен осуществить возврат денежных средств посредством кредитового перевода, не позднее следующего клирингового дня. При этом в поле назначения платежа указываются допущенные ошибки. 

 

9. Ведение участниками архивов документов 

 

9.1. Для хранения и восстановления данных в системе в целях исключения потерь и дублирования информации участникам необходимо использовать резервное копирование и архивирование всех операций, проведенных в системе. 

 

9.2. Участники системы помещают все отправленные и полученные файлы ЭПД и сообщений в архив и хранят их в пределах срока, установленного законодательством КР для платежных документов. 

 

10. Ответственность и разрешение споров 

 

10.1. Участник системы несет ответственность за достоверность и раскрытие передаваемых платежных документов и сообщений, соблюдение условий безопасности и конфиденциальности, соблюдение правил использование электронной цифровой подписи, регламента и порядка работы в системе, установленных нормативными правовыми актами Национального банка. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 12 декабря 2007 года N 53/6) 

 

10.2. Распределение ответственности и разрешение споров в процессе проведения платежей по системе регулируются законодательством КР, включая нормативные акты Национального банка, а также соответствующими договорами и соглашениями. 

 

 

Приложение 1 

к "Инструкции о порядке 

проведения платежей в Системе 

пакетного клиринга мелких 

розничных и регулярных платежей 

в Кыргызской Республике" 

 

(В редакции постановлений Правления Национального банка КР от 

30 сентября 2009 года N 39/8, 30 марта 2011 года N 20/6) 

 

1. Правила обработки платежей в соответствии 

со статусом и позицией участника 

 

Статус и позиции участника устанавливаются уполномоченным персоналом КЦ на основании постановлений Правления Национального банка или Комитета по надзору Национального банка о введении специальных режимов: прямой банковский надзор, временное руководство, консервация, специальное администрирование, отзыв лицензии, банкротство, добровольная ликвидация. 

В системе определены следующие статусы участников: "Активный", "Приостановлен", "Исключен" или "Подлежит удалению". 

Статус "Активный" устанавливается участнику, когда не введено никаких ограничений по проведению платежей в системе. При данном статусе платежи участника, не зависимо от назначения платежа, подлежат полнофункциональной обработке и включению в расчет чистых позиций. 

Статус "Приостановлен" устанавливается участнику, когда постановлением Правления НБКР или Комитета по надзору НБКР участнику вводятся ограничения по участию в СПК, а в ГСРРВ ограничения не введены. При статусе участника "Приостановлен" платежи обрабатываются следующим образом: 

- новые платежи и сообщения не принимаются; 

- платежи принятые и включенные в расчет чистой позиции, обрабатываются как при статусе "Активный"; 

- платежи принятые, но не включенные в расчет чистой позиции, переводятся в статус "Неактивные" до тех пор, пока статус участника не изменится на "Активный" или "Исключен". 

Статус "Исключен" означает временное исключение участника из системы. 

Статус "Подлежит удалению" означает, что участник фактически удален из системы, но информация о его предыдущей деятельности сохраняется в архивной базе данных. 

При статусе участника "Исключен" или "Подлежит удалению", все его ЭПД автоматически аннулируются, а новые не принимаются. 

При введении ограничений по участию как в СПК, так и в ГСРРВ, в системе устанавливаются ограничения на позицию участников. Позиция имеет одно из следующих состояний: открытая, закрытая, блокированная для дебетования/кредитования. 

"Открытая" - устанавливается при отсутствии ограничений и означает полнофункциональную обработку всех ЭПД, не зависимо от назначения платежа. 

"Закрытая" - устанавливается при полном запрете отправлять и получать платежи в системе. В данном случае платежи участника принимаются со статусом "Неактивные", в расчет ТЧП не включаются. Если до периода "Окончательного расчета" статус позиции не изменился, платежи со статусом "Неактивный" отвергаются системой с последующим уведомлением участника. 

"Блокированная для дебетования/кредитования" - устанавливается при введении ограничений на исходящие/входящие платежи участника. При данной позиции платежи от/на участника, включенные в расчет ТЧП и платежи, поступившие в систему после блокирования позиций, принимают статус платежа "Неактивный" и обрабатываются следующим образом: 

- система пересчитывает ТЧП участников; 

- новые платежи принимают статус "Неактивные"; 

- при разблокировании позиций по дебету/кредиту, поступившие в систему платежи включаются в расчет ТЧП в соответствии с пунктом 2 Приложения 1; 

- если до периода "Окончательного расчета" позиции по дебету/кредиту не будут разблокированы, платежи со статусом "Неактивный" отвергаются системой с последующим уведомлением участника. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 30 марта 2011 года N 20/6) 

 

2. Правила проверки дебетовой ТЧП на превышение 

расчетного лимита или резерва 

 

При получении платежного документа система рассчитывает ТЧП участника, проверяет, не достигнут ли его расчетный лимит или резерв. В случае превышения 80% установленного расчетного лимита или резерва от дебетовой ТЧП участника, система направляет участнику соответствующее предупреждение. 

В случае достижения дебетовой ТЧП участника 100% от установленного расчетного лимита или резерва, пакеты платежей, дебетующие счет данного участника, принимаются в систему со статусом "Неактивен" и не включаются в расчет ТЧП. Участнику отправляется сообщение о статусе этих платежей. Если в течение периода приема и обработки файлов ЭПД и сообщений происходит улучшение позиции участника (вследствие установки нового резерва или получения участником платежей, кредитующих его счет), то пакеты со статусом "Неактивен" автоматически включаются в расчет ТЧП по приоритету и принципу "FIFO". Участнику отправляется уведомление об изменении статуса каждого включенного в расчет пакета. Включение в расчет ТЧП пакетов со статусом "Неактивен" возможно также через установку участником нового резерва. 

(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 30 сентября 2009 года N 39/8) 

 

 

3. Правила проведения платежей 

по прямому дебетованию 

 

(Исключен в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР 

от 30 марта 2011 года N 20/6)