Утверждено 

постановлением Правления Национального банка  

Кыргызской Республики 

от 30 июня 2010 года № 52/5 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в обменных бюро в Кыргызской Республике в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 29 января 2014 года № 2/15, 10 февраля 2016 года № 7/2) 

Глава 1 

Общие положения 

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", "Об операциях в иностранной валюте" и "О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности" (далее - Закон КР "О ПОД/ФТЭ"). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 10 февраля 2016 года № 7/2) 

2. Целью настоящего Положения является определение минимальных требований по организации внутреннего контроля в обменных бюро, имеющих лицензию Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк), в целях противодействия легализации (отмывания) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности (далее - ПОД/ФТЭ). 

3. Национальный банк проводит инспектирование деятельности обменных бюро по вопросам организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ и направляет информацию о его результатах в уполномоченный государственный орган в сфере ПОД/ФТЭ (далее - уполномоченный государственный орган) в установленном порядке. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 10 февраля 2016 года № 7/2) 

4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия: 

Операции (сделки), подлежащие обязательному контролю - операции (сделки) с денежными средствами или имуществом, предусмотренные в статье 6 Закона КР "О ПОД/ФТЭ". 

Подозрительная операция (сделка) - операция (сделка), подпадающая под признаки подозрительных операций (сделок) согласно Закону КР "О ПОД/ФТЭ", то есть операции (сделки), совершаемые с денежными средствами или иным имуществом, которые не имеют ясной экономической или очевидной законной цели и не характерны для деятельности данного юридического или физического лица (лиц) согласно перечню признаков подозрительных операций, утвержденному уполномоченным государственным органом. 

Внутренний контроль - совокупность мер по выявлению операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операций (сделок), а также по предотвращению иных операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, непосредственно связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием террористической или экстремистской деятельности. 

Идентификация - установление данных в отношении физических и юридических лиц на основе представленных физическими или юридическими лицами оригиналов или надлежащим образом удостоверенных копий документов в соответствии с Законом КР "О ПОД/ФТЭ". 

Выявление операций, подлежащих обязательному контролю - этап организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ, который включает определение операций, подлежащих обязательному контролю, на основе критериев и признаков, установленных в нормативных правовых актах Кыргызской Республики. 

Регистрационная сумма - значение в размере 50000 сомов (или эквивалентная сумма в иностранной валюте, рассчитанная по официальному курсу Национального банка на день совершения операции (сделки)). 

Пороговая сумма - установленная Законом "О ПОД/ФТЭ" сумма операции в размере 1000000 сомов (или эквивалентная сумма в иностранной валюте, рассчитанная по официальному курсу Национального банка на день совершения операции (сделки)), при равенстве или превышении которой данная операция (сделка) подлежит обязательному внутреннему контролю в соответствии с Законом "О ПОД/ФТЭ" и настоящим Положением. 

Верификация - мероприятия по уточнению или надлежащей проверке результатов идентификации, осуществляемые обменными бюро, в целях внутреннего контроля. 

Понятие "Экстремистская деятельность" соответствует нормам понятийного аппарата Закона Кыргызской Республики "О противодействии экстремистской деятельности". 

Бенефициарный собственник (выгодоприобретатель) - это лицо: 

- обладающее правом собственности на денежные средства или имущество, и от имени и/или за счет которого клиентом совершается операция (сделка) с денежными средствами или имуществом, и/или; 

- имеющее возможность прямо или косвенно влиять на совершение клиентом операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, в соответствии с заключенным договором между таким лицом и клиентом, и/или; 

- в пользу которого в конечном итоге совершается операция (сделка) с денежными средствами или имуществом. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 29 января 2014 года № 2/15, 10 февраля 2016 года № 7/2) 

Глава 2 

Правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности 

5. В ходе осуществления операций с наличной иностранной валютой сотрудники обменного бюро должны проводить следующие мероприятия: 

1) идентифицировать клиента - установить личность клиента - физического лица: фио, место жительства, дата рождения, гражданство, данные удостоверения личности (паспорта) и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Кыргызской Республике, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) или номер удостоверения социальной защиты, полномочия по распоряжению денежными средствами или имуществом, а также другие данные, требуемые в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

Помимо идентификации клиента обменное бюро должно провести верификацию клиента и установить личность бенефициарного собственника (выгодоприобретателя), в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики по ПОД/ФТЭ; 

2) фиксировать информацию об обменных операциях с наличной иностранной валютой, если сумма совершаемой операции (сделки), равна или превышает регистрационную сумму, а также в случаях, когда данные операции подпадают под признаки подозрительных операций, в Журнале регистрации информации об операциях с клиентами (далее - Журнал). Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, и скреплен печатью юридического лица или частного предпринимателя(2); 

3) хранить копии документов и записи, относящиеся к идентификации, верификации и изучению клиента, а также установлению бенефициарного собственника (выгодоприобретателя), и информацию об обменных операциях с наличной иностранной валютой, не менее пяти лет после совершения сделки между обменным бюро и клиентом; 

4) определять и выявлять операции (сделки), подлежащие обязательному контролю и подпадающие под признаки подозрительных операций (сделок), подверженных риску легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности. 

С учетом специфики деятельности обменных бюро определен следующий перечень признаков и критериев подозрительных операций, подверженных риску легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности на основе общего перечня признаков и перечня критериев подозрительных операций в соответствии с нормативными правовыми актами уполномоченного государственного органа, который может быть в последующем дополнен: 

- немотивированный отказ в предоставлении клиентом запрашиваемых сведений (фио, место регистрации и жительства, дата рождения, паспортные данные и другие данные, требуемые в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики); 

- повышенная обеспокоенность клиента в отношении конфиденциальности осуществляемой операции; 

- проведение 14 и более раз в течение месяца операций по купле-продаже наличной иностранной валюты одним и тем же лицом; 

- необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент; 

- проведение обмена в банкнотах мелкого достоинства или обратная операция; 

5) два раза в месяц по состоянию на 1 и 16 числа предоставлять информацию, зафиксированную в Журнале, в уполномоченный государственный орган в виде электронного документа на магнитном носителе с сопроводительным письмом обменного бюро. Сопроводительное письмо, подписанное руководителем обменного бюро и заверенное печатью (штампом) обменного бюро, должно содержать информацию о количестве клиентов, сведения о которых передаются в уполномоченный государственный орган. 

В иных случаях, по согласованию с уполномоченным государственным органом(4), информация, зафиксированная в Журнале, направляется обменным бюро формализованным сообщением в виде бумажного документа, удостоверенного подписью руководителя обменного бюро, и заверенного печатью (штампом) обменного бюро. 

Для согласования представления информации в виде бумажного документа обменное бюро направляет в уполномоченный государственный орган соответствующее письмо с листом согласования, в котором указывает причины отсутствия возможности представления информации в виде электронного документа; 

6) в случае, если сумма операции с наличной иностранной валютой равна или превышает пороговую сумму, а также когда данные операции подпадают под признаки подозрительных операций, представлять информацию об этой операции в уполномоченный государственный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения такой операции в соответствии с порядком, установленным уполномоченным государственным органом(5); 

7) хранить копии всех сообщений (отчетов), переданных в уполномоченный государственный орган, не менее пяти лет с даты составления отчета (сообщения). 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 29 января 2014 года № 2/15, 10 февраля 2016 года № 7/2) 

6. Обменное бюро не вправе информировать клиентов или иных лиц о предоставлении информации в уполномоченный государственный орган в соответствии с Законом КР "О ПОД/ФТЭ". 

7. Обменное бюро должно обеспечить конфиденциальность информации, относящейся к идентификации, верификации и изучению клиента, а также установлению бенефициарного собственника (выгодоприобретателя), и информации об обменных операциях с наличной иностранной валютой. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 29 января 2014 года № 2/15) 

8. Обменное бюро несет ответственность за нарушение законодательства по ПОД/ФТЭ, включая настоящее положение, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

  

(2) В соответствии с приложением 1а Положения о порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике, утвержденного постановлением Национального банка Кыргызской Республики N 42/1 от 30 ноября 2000 г., регистрационный номер МЮ КР 201 от 15 декабря 2000 г. 

(4) В соответствии с п. 11 и 16 раздела III Положения о порядке предоставления Государственной службе финансовой разведки Кыргызской Республики информации и документов государственными органами Кыргызской Республики и лицами, представляющими сведения (утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики N 135 от 5 марта 2010 г.). 

(5) См. сноску 5.