Регистрационный номер МЮ КР 

35-07 от 23.03.2007 г. 

 

Утверждено 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

№ 7/2 от 14.02. 2007 г. 

 

 

Положение  

«О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в микрофинансовых организациях и кредитных союзах Кыргызской Республики в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию 

террористической или экстремистской деятельности»  

(изменения и дополнения утверждены постановлением Правления НБКР 

№41/3 от 14.10.2009 г., №11/2 от 10.04.2013 г., №7/2 от 10.02.2016 г., от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-12-(НПА)

 

 

1. Общие положения 

 

1.1. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-12-(НПА)). 

1.2. Целью настоящего Положения является определение минимальных требований по организации внутреннего контроля в микрофинансовых организациях, не привлекающих депозиты, кредитных союзах и специализированных финансовых учреждениях Кыргызской Республики (далее - МФО, КС, СФУ) в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности (далее - ПОД/ФТЭ). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-12-(НПА)). 

1.3. Национальный банк Кыргызской Республики (далее Национальный банк) проводит инспектирование деятельности МФО, КС, СФУ по вопросам организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ и направляет информацию о его результатах уполномоченному государственному органу в сфере ПОД/ФТЭ (далее уполномоченный государственный орган). 

1.4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия: 

 

Подозрительная операция (сделка) - операция (сделка), подпадающая под признаки подозрительных операций (сделок) согласно Закону «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» (далее Закон «О ПОД/ФТЭ»), то есть операции (сделки), совершаемые с денежными средствами или иным имуществом, которые не имеют ясной экономической или очевидной законной цели и не характерны для деятельности данного юридического или физического лица (лиц) согласно перечню признаков подозрительных операций, утвержденному уполномоченным государственным органом. 

Внутренний контроль совокупность мер, принимаемых МФО, КС, СФУ по выявлению операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операций (сделок), а также по предотвращению иных операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, непосредственно связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием террористической или экстремистской деятельности.  

Идентификация установление МФО, КС, СФУ данных на основе представленных физическими или юридическими лицами оригиналов или надлежащим образом удостоверенных копий документов в соответствии с Законом «О ПОД/ФТЭ». 

Верификация - мероприятия по уточнению или надлежащей проверке результатов идентификации, осуществляемые МФО, КС, СФУ, в целях внутреннего контроля. 

Понятие «Экстремистская деятельность» соответствует нормам понятийного аппарата Закона Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности». 

Бенефициарный собственник (выгодоприобретатель) это лицо: 

- обладающее правом собственности на денежные средства или имущество, и от имени и/или за счет которого клиентом совершается операция (сделка) с денежными средствами или имуществом, и/или 

- имеющее возможность прямо или косвенно влиять на совершение клиентом операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, в соответствии с заключенным договором между таким лицом и клиентом, и/или 

- лицо, в пользу которого в конечном итоге совершается операция (сделка) с денежными средствами или имуществом

Иностранные политически значимые лица - граждане иностранных государств, которым были предоставлены или предоставляются значительные государственные и политические функции в иностранном государстве (главы государств или правительств, высокопоставленные политические деятели, высшие должностные лица в правительстве, судах, вооруженных силах, правоохранительных и фискальных органах, руководители и деятели политических партий и религиозных объединений), в том числе бывшие. 

 

2. Политика внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности 

 

2.1. МФО, КС, СФУ необходимо разработать соответствующую политику организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ, в соответствие с требованиями законодательства. Данная политика является частью общей политики организации системы внутреннего контроля МФО, КС, СФУ и подлежит обязательному и полному соблюдению МФО, КС, СФУ.  

2.2. Политика МФО, КС, СФУ по организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ должна определять, как минимум: 

2.2.1. Порядок организации внутреннего контроля, устанавливающий полномочия и ответственность должностных лиц по принятию решений, порядок взаимодействия и подотчетности и т.д. 

2.2.2. Порядок идентификации, верификации и изучения МФО, КС, СФУ своего клиента/участника и установления бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) согласно Закону «О ПОД/ФТЭ», а также требования уполномоченного государственного органа. 

2.2.3. Порядок определения и выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием террористической или экстремистской деятельности и их проверки.  

2.2.4. Порядок документального фиксирования информации, получаемой при осуществлении внутреннего контроля, а также порядок ее хранения и обеспечения конфиденциальности. 

2.2.5. Порядок предоставления в уполномоченный государственный орган информации о подозрительных операциях (сделках), а также операциях (сделках) с денежными средствами или иным движимым или недвижимым имуществом, подпадающих под перечень критериев, в соответствии с которыми операции (сделки) подлежат обязательному контролю согласно требованиям, установленным законодательством по ПОД/ФТЭ.  

 

3. Полномочия и обязанности сотрудника, ответственного за реализацию политики внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности 

 

3.1. В МФО, КС, СФУ должен быть назначен сотрудник, ответственный за разработку и реализацию политики внутреннего контроля по соблюдению законодательства по ПОД/ФТЭ (далее «ответственный сотрудник»). Ответственный сотрудник не может совмещать функции внутреннего аудитора/Ревизионной комиссии/лица, ответственного за оценку эффективности внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ. 

3.2. Ответственный сотрудник в целях соблюдения законодательства по ПОД/ФТЭ выполняет следующие функции: 

3.2.1. Разрабатывает и представляет на утверждение руководству МФО, КС, СФУ политику внутреннего контроля и доводит данную политику до сведения всех сотрудников, которые участвуют в ее реализации. 

3.2.2. Обеспечивает реализацию политики внутреннего контроля и осуществляет мониторинг исполнения процедур в соответствии с политикой внутреннего контроля по соблюдению законодательства по ПОД/ФТЭ. 

3.2.3. Регулярно в соответствии с политикой, представляет на рассмотрение высшего должностного лица/высшего исполнительного органа письменный отчет о результатах реализации политики внутреннего контроля. При наличии конфликта интересов между высшим должностным лицом/высшим исполнительным органом и ответственным сотрудником, отчет о результатах реализации политики внутреннего контроля должен представляться непосредственно высшему органу управления микрофинансовых организаций/кредитных союзов общему собранию акционеров/ учредителям/ общему собранию участников. 

3.2.4. Обеспечивает предоставление информации и сведений в уполномоченный государственный орган в соответствии с требованиями, установленными законодательством. 

3.2.5. Предоставляет информацию и оказывает содействие уполномоченным представителям Национального банка при проведении ими инспекционных проверок деятельности МФО, КС, СФУ по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Положением и внутренними документами МФО, КС, СФУ. 

3.2.6. Организует обучение и консультирует сотрудников, которые участвуют в реализации политики по ПОД/ФТЭ, доводит до их сведения необходимую информацию, относящуюся к области ПОД/ФТЭ. 

4. Порядок документального фиксирования и хранения информации 

 

4.1. МФО, КС, СФУ фиксирует информацию и собирает документы по идентификации клиента и установлению бенефициарного собственника (выгодоприобретателя), а также по операциям (сделкам), подлежащим обязательному контролю в целях ПОД/ФТЭ, таким образом, чтобы собранная информация была достаточной для восстановления деталей отдельных операций (сделок) с целью представления соответствующих доказательств при рассмотрении и расследовании. 

4.2. Копии документов и записи, относящиеся к идентификации клиента и установлению бенефициарного собственника (выгодоприобретателя), должны храниться в течение не менее пяти лет после прекращения обязательств между МФО, КС, СФУ и клиентом/участником. Оригиналы или копии документов по операциям и сделкам, которые могут быть использованы в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе, должны храниться в течение не менее пяти лет после совершения соответствующих операций и сделок. 

4.3. Копии всех поданных сообщений (отчетов) о подозрительной деятельности, переданных в уполномоченный государственный орган, должны храниться ответственным сотрудником не менее пяти лет с даты составления отчета (сообщения).  

4.4. МФО, КС, СФУ необходимо обновлять сведения, полученные в результате идентификации, верификации и изучения клиента, а также установления бенефициарного собственника (выгодоприобретателя), периодически, не реже одного раза в год в случаях, когда МФО, КС, СФУ оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности, как высокий, и в иных случаях - не реже одного раза в три года. 

 

5. Оценка эффективности внутреннего контроля по ПОД/ФТЭ 

 

5.1. В МФО, КС, СФУ должны быть процедуры оценки эффективности организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ. 

5.2. Оценка адекватности политик и процедур требованиям законодательства по ПОД/ФТЭ, а также оценка эффективности и надежности внутреннего контроля в целях соблюдения законодательства по ПОД/ФТЭ осуществляются внутренним аудитором/ревизионной комиссией/лицом, ответственным за оценку системы внутреннего контроля в МФО, КС, СФУ.  

5.3. Результаты оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПОД/ФТЭ представляются высшему должностному лицу/высшему исполнительному органу и органу управления, уполномоченному уставом утверждать политику внутреннего контроля. 

6. Определение уровня риска осуществления клиентом 

легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования  

террористической или экстремистской деятельности, а также операций,  

имеющих признаки подозрительных операций 

 

6.1. Процесс идентификации и изучения клиентов МФО, КС, СФУ включает определение уровня риска при осуществлении клиентом легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности с учетом требований, установленных законодательством Кыргызской Республики. Для определения уровня риска необходимо, как минимум, принимать во внимание вид деятельности клиента и место нахождение (происхождение) клиента и/или его бизнеса, а также проводимые им операции, оказываемые услуги и назначение платежей клиента. 

6.2. МФО, КС, СФУ необходимо уделять особое внимание и осуществлять надлежащий контроль в отношении клиентов, относящихся к категории клиентов, подверженных более высокому риску. К видам деятельности клиента, подверженным более высокому риску осуществления легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности и проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций, могут быть отнесены: 

- деятельность юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся кредитными организациями и занимающихся переводом денежных средств, платежами в наличной форме, по чекам, инкассацией денежных средств; 

- деятельность юридических лиц (в том числе кредитных организаций), зарегистрированных в оффшорных зонах, их обособленных подразделений, дочерних и зависимых обществ; 

- деятельность клиентов-нерезидентов, в том числе иностранных политически значимых лиц; 

- игорный бизнес (предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением (казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места)) дохода от участия в азартных играх в виде выигрыша и платы за их проведение); 

- деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной деятельностью, предметов искусства и антиквариата; 

- торговля (особенно экспорт) драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни; 

- деятельность юридических лиц, осуществляющих операции преимущественно в наличной форме (крупные торговые комплексы, рестораны, автозаправочные станции и т.п.); 

- деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих операции брокеров и дилеров (купля продажа ценных бумаг, иностранной валюты и др.).  

6.3. К государствам (территориям), подверженным высокому риску осуществления легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности могут быть отнесены: 

- государства (территории), которые не применяют либо применяют в недостаточной степени рекомендации ФАТФ. Перечень таких государств (территорий) определяется уполномоченным государственным органом совместно с Центральным банком и иными надзорными органами; 

- государства (территории), в которых не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, перечень которых утверждается уполномоченным государственным органом по согласованию с Центральным банком на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися ПОД/ФТЭ. 

6.4. На основании всей информации и документов, позволяющих идентифицировать, верифицировать и изучить клиента, МФО, КС, СФУ оценивается уровень риска осуществления клиентом возможной легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности. Заключение о данной оценке подшивается в досье клиента. 

6.5. МФО, КС, СФУ необходимо уделять особое внимание и осуществлять надлежащий контроль в отношении операций МФО, КС, СФУ, подверженных высокому риску осуществления легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности, и проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций.  

6.6. При обслуживании иностранных политически значимых лиц МФО, КС, СФУ необходимо провести следующие мероприятия: 

- до установления отношений с иностранными политически значимыми лицами получить письменное разрешение высшего исполнительного органа МФО, КС, СФУ; 

- принимать доступные меры по определению источников происхождения денежных средств иностранных политически значимых лиц; 

- на постоянной основе обновлять имеющуюся в распоряжении информацию об иностранных политически значимых лицах; 

- уделять повышенное внимание операциям (сделкам) с денежными средствами или имуществом, осуществляемым иностранными политически значимыми лицами, их супругами и близкими родственниками в соответствии с Законом «О ПОД/ФТЭ». 

6.7. В МФО, КС, СФУ должно быть обеспечено соблюдение всех процедур, разработанных в целях осуществления надлежащего контроля риска легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности, связанного с применением новых технологий, предполагающих осуществление операций (сделок) без непосредственного контакта с клиентом.