Утверждено 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 9 сентября 2019 года 

№ 2019-П-33/47-3-(НФКУ) 

 

 

ПРАВИЛА 

регулирования деятельности гарантийных фондов 

 

(В редакции постановления Правления Национального банка   

от 27 мая 2020 года № № 2020-П-33\31-4-(НФКУ)) 

 

 

Глава 1. Общие положения 

 

1. Настоящие Правила регулирования деятельности гарантийных фондов (далее Правила) определяют следующие требования к деятельности гарантийных фондов: 

- общие требования; 

- экономические нормативы, требования и ограничения; 

- по выдаче гарантий и исполнению обязательств по гарантиям; 

- по регулированию и надзору за деятельностью гарантийных фондов; 

- по учету и контролю; 

- по организации и функционированию системы внутреннего контроля; 

- требования к проведению внешнего аудита; 

- по применению мер воздействия. 

2. Гарантийные фонды осуществляют свою деятельность с целью повышения доступности финансирования путем предоставления гарантий на необеспеченную часть обязательств субъектов предпринимательской деятельности по договору финансирования, направляемого ими на развитие бизнеса, расширение производства, приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, инновационную деятельность и открытие новых предприятий. При этом под финансированием понимаются предоставление кредитов и их заменителей, а также сделки/операции, осуществляемые в соответствии с исламскими принципами финансирования. 

3. Термины и определения, используемые в настоящих Правилах, понимаются в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики. 

 

Глава 2. Общие требования к деятельности гарантийного фонда 

 

4. Национальный банк Кыргызской Республики (далее Национальный банк) вправе устанавливать экономические нормативы, требования и ограничения, обязательные для выполнения гарантийными фондами, проверять деятельность гарантийных фондов, применять меры воздействия, предусмотренные Законом Кыргызской Республики «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике» и нормативными правовыми актами Национального банка. 

5. Предоставление гарантий гарантийным фондом осуществляется путем заключения договора гарантии между гарантийным фондом, финансово-кредитной организацией и субъектом предпринимательства на условиях, определенных Законом Кыргызской Республики «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике», нормативными правовыми актами Национального банка и регламентом гарантийного фонда о предоставлении гарантий.  

6. Гарантии гарантийного фонда предоставляются на необеспеченную часть обязательства субъекта предпринимательской деятельности по договору финансирования. 

7. Гарантийный фонд не обеспечивает исполнения обязательств клиента по финансированию, в части уплаты процентов, неустойки, штрафа, пени, комиссионных. 

8. Размер вознаграждения за услуги устанавливается договором гарантии между гарантийным фондом, финансово-кредитной организацией и субъектом предпринимательства. 

9. Отбор обязательств субъектов предпринимательства, обеспечиваемых гарантией гарантийного фонда, и требования к данным субъектам регулируются внутренними документами гарантийного фонда. 

10. Гарантии гарантийных фондов предоставляются только в национальной валюте, за исключением выдачи гарантий экспортоориентированным и импортозамещающим субъектам предпринимательства, которым могут быть выданы гарантии в иностранной валюте, при наличии у гарантийных фондов активов в иностранной валюте 

 

Глава 3. Экономические нормативы, требования и ограничения,  

обязательные для выполнения гарантийными фондами 

 

11. Гарантийные фонды должны соблюдать экономические нормативы, требования и ограничения, установленные Национальным банком для гарантийных фондов, включая: 

- максимальный размер риска на одного заемщика; 

- минимальный размер уставного капитала;  

- норматив минимального размера собственного капитала; 

- норматив ликвидности;  

- лимит размеров депозитов гарантийного фонда в коммерческих банках; 

- максимальный размер гарантии по кредиту; 

- коэффициент мультипликатора; 

- ограничения по риску концентрации; 

- ограничение на выплату дивидендов.  

12. Максимальный размер риска на одного заемщика (К1). 

Значение норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных лиц К1 необходимо поддерживать на уровне не более 10%.  

Расчет норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных лиц производится по формуле: 

 

К1 = СГ / СК * 100%, где: 

 

СГ совокупная сумма максимального размера гарантий на одного клиента или группе связанных лиц на дату оценки; 

СК собственный капитал гарантийного фонда на дату оценки СК. 

При расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных лиц сумма остатков по гарантиям различных заемщиков должна суммироваться и рассматриваться как связанная единая совокупная сумма гарантий, если финансовые трудности одного заемщика могут привести к проблемам выплаты по кредитам, обеспеченным гарантиями, и у других лиц. 

В целях настоящих Правил под понятием «группа связанных лиц» подразумеваются различные заемщики, финансовые трудности одного из которых могут привести к проблемам по выплате кредитов, обеспеченных гарантиями, у других заемщиков.  

Задолженность группы связанных лиц должна суммироваться, если: 

- один заемщик контролирует другого; 

- кредит выдан и юридическому лицу, и участнику/учредителю этого юридического лица; 

- они имеют, по крайней мере, одно контролирующее лицо или значительного участника, за исключением случаев, когда контролирующим лицом или значительным участником являются государственные органы Кыргызской Республики; 

- между несколькими заемщиками существует значительная финансовая взаимозависимость. Значительная финансовая взаимозависимость, включая соглашение о взаимном сотрудничестве, имеет место, как правило, если 50 или более % годового валового дохода/расхода или других поступлений или платежей одного заемщика возникло от сделок с другим заемщиком; 

- один и тот же источник используется для погашения кредита, включая ситуацию, когда заемщики используют кредитные средства для участия в общем предприятии или общей деятельности, или когда оба используют один и тот же вторичный источник выплаты (залог); 

- один из заемщиков гарантировал обязательства другого (кросс-гарантии), или когда одно и то же третье лицо является гарантом обоих заемщиков; 

- средства, полученные одним или несколькими заемщиками, используются для прямой выгоды третьего лица, кроме государственных органов Кыргызской Республики, или когда средства или активы, купленные на эти полученные средства, передаются третьему лицу, за исключением случаев покупки у него товаров или услуг в обычном ходе бизнеса; 

- они имеют одного залогодателя, за исключением случаев, когда залогодателем является государственный орган Кыргызской Республики.  

13. Минимальный размер уставного капитала (К2). 

Уставный капитал гарантийных фондов формируется в национальной валюте Кыргызской Республики. 

Минимальный размер уставного капитала и условия по его формированию для гарантийных фондов установлены в Положении «О создании и регистрации гарантийных фондов в Кыргызской Республике» от 9 сентября 2019 года № 2019-П-33\47-2-(НФКУ). 

Гарантийные фонды должны поддерживать значение размера уставного капитала не ниже установленных требований к уставному капиталу. 

14. Норматив минимального размера собственного капитала (К2.1.). 

Норматив минимального размера собственного капитала гарантийным фондом должен поддерживаться на уровне не менее 100% от минимального размера уставного капитала. 

Норматив минимального размера собственного капитала гарантийного фонда определяется по формуле: 

 

К2.1. = (СК / УК) * 100%, где: 

 

СК собственный капитал гарантийного фонда на дату оценки; 

УК минимальный размер уставного капитала, установленного для гарантийного фонда Национальным банком.  

Гарантийные фонды должны производить расчет собственного капитала (на дату оценки) на основе следующих показателей:  

- полностью оплаченного уставного капитала;  

- капитала, внесенного сверх номинала;  

- дополнительного капитала, внесенного физическими и юридическими лицами;  

- резервов для будущих потребностей  

- нераспределенной прибыли (убытков) прошлых лет;  

- за минусом убытков текущего года. 

15. Норматив (показатель) ликвидности (К3): 

- значение норматива (показателя) общей ликвидности (К3.1) необходимо поддерживать на уровне не менее 45%; 

- значение норматива (показателя) краткосрочной ликвидности (К3.2) необходимо поддерживать на уровне не менее 35%. 

1) Норматив (показатель) общей ликвидности определяется по формуле: 

 

К3.1 = (ЛА / ОБ) * 100%, где: 

 

ЛА ликвидные активы, к которым относятся денежные средства в кассе и на расчетных (текущих) счетах в банках, депозиты, размещенные в банках, а также государственные казначейские векселя и другие высоколиквидные ценные бумаги, выпущенные Правительством Кыргызской Республики и Национальным банком (далее высоколиквидные ценные бумаги). Данные ценные бумаги при подсчете норматива (показателя) ликвидности учитываются за минусом премии (дисконта) и нереализованной прибыли (убытков);  

ОБ обязательства гарантийного фонда, к которым относятся общая сумма забалансовых обязательств по гарантиям гарантийного фонда, любые обязательства со сроком погашения до 30 дней. 

2) Норматив (показатель) краткосрочной ликвидности определяется по формуле: 

 

К3.2= (ВЛА / КОБ) * 100%, где: 

 

ВЛА высоколиквидные активы, к которым относятся денежные средства в кассе и на расчетных (текущих) счетах в банке, а также высоколиквидные ценные бумаги; 

КОБ краткосрочные обязательства, к которым относятся сумма забалансовых обязательств по гарантиям гарантийного фонда, любые обязательства со сроком погашения  

до 30 дней. 

В целях поддержания достаточной ликвидности должно быть установлено оптимальное соотношение активов и обязательств. Также должна быть предусмотрена общая стратегия по срокам погашения активов и обязательств. При этом не разрешается инвестирование средств гарантийного фонда в акции, облигации, выпущенные эмитентами Кыргызской Республики и иностранных государств (кроме высоколиквидных ценных бумаг). 

16. Максимальный размер гарантии по кредиту (К4).  

Значение норматива максимального размера гарантии по кредиту К4 необходимо поддерживать на уровне не более 50% от кредита заемщика или группы связанных лиц.  

Расчет норматива максимального размера гарантии по кредиту производится по формуле:  

 

К4 = ОГ / ОС * 100%, где: 

 

ОГ совокупная сумма максимального размера гарантии на одного заемщика или группу связанных лиц на дату оценки;  

ОС основная сумма кредита одного заемщика или группы связанных лиц на дату оценки. 

17. Коэффициент мультипликатора (К5). 

Значение коэффициента мультипликатора или отношение возможного превышения объема гарантий гарантийного фонда к размеру собственного капитала гарантийного фонда К5 необходимо поддерживать на уровне не более 2.  

Расчет коэффициента мультипликатора производится по формуле:  

 

К5= ГП / СК, где: 

 

ГП  общая сумма обязательств по гарантиям гарантийного фонда (гарантийный портфель) на дату оценки; 

СК собственный капитал гарантийного фонда на дату оценки. 

18. Гарантийный фонд осуществляет самостоятельное размещение средств во вклады (депозиты) коммерческих банков. Основные критерии отбора коммерческих банков для размещения в них средств гарантийного фонда должны быть определены гарантийным фондом во внутренних документах, и необходимо учитывать не только возможность получения высокого уровня доходности размещаемых активов, но также и обеспечивать надлежащую оценку и контроль кредитного риска, риска концентрации, и других сопутствующих рисков.  

19. Перечисление средств гарантийного фонда на депозит в банке осуществляется в размерах лимитов (сумма депозита), установленных гарантийным фондом в соответствующей внутренней политике, утвержденной решением Совета директоров гарантийного фонда с учетом имеющихся требований Национального банка. 

20. Значения лимитов размещения средств гарантийного фонда во вкладах (депозитах) и на счетах коммерческих банков, установленных на конкретный коммерческий банк, не могут превышать 30% от собственного капитала гарантийного фонда. 

21. Гарантийный фонд ежемесячно должен отслеживать уровень риска концентрации во всех формах его проявления, осуществлять анализ текущей ситуации и планировать деятельность по управлению риском (аналитические отчеты, таблицы, графики и диаграммы), которые должны представляться Совету директоров и Правлению гарантийного фонда. Совет директоров и Правление гарантийного фонда должны периодически пересматривать политику управления риском концентрации. 

22. Ограничения по риску концентрации следующие: 

- концентрация по крупным заемщикам (К6.1) не более 100%; 

- концентрация по отраслям (K6.2) не более 50%. 

1) Расчет норматива концентрации по крупным заемщикам производится по формуле:  

 

К6.1 = СКР / СК * 100%, где: 

 

СКР общая сумма всех крупных рисков (заемщиков) на дату оценки; 

СК собственный капитал гарантийного фонда на дату оценки. 

Совокупная сумма гарантии по задолженности одного заемщика и связанных с ним лиц, превышающая 2% собственного капитала гарантийного фонда, рассматривается как крупный риск. Общая сумма всех крупных рисков (заемщиков) гарантийного фонда не должна превышать размера его собственного капитала. 

2) Расчет норматива концентрации по отраслям производится по формуле:  

 

К6.2 = СКО / ГП * 100%, где: 

 

СКО максимальная сумма обязательств по гарантиям гарантийного фонда, предоставленным в одну отрасль на дату оценки; 

ГП общая сумма обязательств по гарантиям гарантийного фонда (гарантийный портфель) на дату оценки. 

Значение норматива концентрации по отраслям К.6.2. необходимо поддерживать на уровне не более 50% от общей суммы обязательств по гарантиям гарантийного фонда. 

23. Национальный банк может ограничить выплату дивидендов в случае наличия у гарантийного фонда обязательства перед третьими лицами, а также в случае наличия одной из нижеследующих угроз стабильности деятельности гарантийного фонда:  

1) это приведет к нарушению экономических нормативов, установленных Национальным банком;  

2) не обеспечен минимальный размер уставного капитала и/или минимальный размер собственного капитала, установленный Национальным банком;  

3) при наличии убытков прошлых лет, а также в случае невыполнения требований нормативных правовых актов Национального банка.  

Примечание: Под обязательством перед третьими лицами понимаются обязательства гарантийного фонда перед несвязанными с гарантийным фондом юридическими и физическими лицами, денежные средства от которых были направлены на основную деятельность. 

 

Глава 4. Выдача гарантий и исполнение обязательств по гарантиям 

 

24. Гарантийный фонд в сроки и в порядке, предусмотренными внутренними документами, принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении гарантии. Решение о предоставлении либо отказе в предоставлении гарантии принимается уполномоченным коллегиальным органом гарантийного фонда. 

25. Ответственность гарантийного фонда при неисполнении или ненадлежащем исполнении клиентом обеспеченного гарантией обязательства является субсидиарной в размере, указанном в договоре гарантии. 

26. Обязанность гарантийного фонда по исполнению обязательств клиента наступает при нарушении клиентом сроков возврата финансирования. При этом финансово-кредитная организация в срок, установленный в нормативных правовых актах Кыргызской Республики, со дня неисполнения клиентом обязательств по договору финансирования в письменном виде уведомляет гарантийный фонд о нарушении условий договора, допущенном клиентом. 

27. Обязанность гарантийного фонда, указанная в пункте 26 настоящих Правил, возникает после предоставления заверенной выписки по ссудному счету с приложением необходимых для исполнения обязательств клиента документов клиента и реализации финансово-кредитной организацией всех мер по взысканию задолженности в порядке, предусмотренном договорами и законодательством Кыргызской Республики. 

28. В случае подтверждения выполнения условий, предусмотренных пунктом 27 настоящих Правил, гарантийный фонд осуществляет погашение задолженности на условиях договора гарантии за счет средств гарантийного фонда. 

29. После погашения гарантийным фондом задолженности клиента по договору финансирования к гарантийному фонду переходят все права финансово-кредитной организации по договору финансирования в объеме исполненных обязательств. При этом финансово-кредитная организация в трехдневный срок со дня исполнения гарантийным фондом обязательств по договору гарантии должна передать в гарантийный фонд документы, удостоверяющие права требования к клиенту-должнику. 

30. Гарантийный фонд вправе потребовать от клиента в порядке регресса возмещения суммы, выплаченной финансово-кредитной организации во исполнение обязательства по договору гарантии, в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики. 

31. Средства, полученные гарантийным фондом при удовлетворении регрессных требований к клиенту-должнику, остаются в распоряжении гарантийного фонда и направляются на развитие гарантийного фонда. 

32. Порядок предоставления гарантий, виды гарантий, размеры вознаграждений самостоятельно устанавливается во внутренних документах гарантийного фонда. 

 

Глава 5. Надзор за деятельностью гарантийных фондов 

 

33. Система надзора Национального банка состоит из двух основных видов надзорной деятельности, дополняющих и поддерживающих друг друга осуществления внешнего надзора и инспекторских проверок. 

34. Гарантийные фонды, учредители или акционеры гарантийных фондов, должностные лица и другие работники гарантийного фонда обязаны своевременно представлять отчеты, документы и любую другую информацию по требованию Национального банка. 

35. Национальный банк осуществляет проверку деятельности гарантийных фондов на основании требований и условий, установленных в нормативных правовых актах Национального банка. 

36. Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью гарантийных фондов с целью обеспечения соответствия их деятельности требованиям законодательства Кыргызской Республики. 

37. Национальный банк имеет право проверять деятельность гарантийных фондов без предварительного уведомления при предъявлении документа, являющего основанием для проверки. В зависимости от поставленной цели инспекторские проверки могут быть комплексными и целевыми, а также плановыми или внеплановыми. 

38. Порядок проведения инспекторских проверок деятельности гарантийных фондов устанавливается Инструкцией «О проведении инспекторских проверок деятельности микрофинансовых организаций, не привлекающих депозиты, и других юридических лиц, поднадзорных Национальному банку Кыргызской Республики», утвержденной постановлением Правления Национального банка от 23 декабря 2013 года № 52/6. 

 

Глава 6. Учет и контроль 

 

39. Гарантийный фонд обязан осуществлять бухгалтерский учет своих операций и формировать финансовую отчетность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о бухгалтерском учете, международными стандартами финансовой отчетности, учетной политикой гарантийного фонда, настоящими Правилами и Положением  

«О требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков Кыргызской Республики», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 12 марта 2010 года № 6/2.  

40. Учетная политика гарантийного фонда, утвержденная Советом директоров, должна включать в себя общие принципы бухгалтерского учета, методы и правила организации бухгалтерского учета, порядок формирования финансовой отчетности и соответствовать Положению «О требованиях к учетной политике коммерческих банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденному постановлением Правления Национального банка от 23 октября 2004 года № 26/2.  

41. Публикация и дополнительная публикация финансовой отчетности вместе с аудиторским заключением осуществляется после завершения аудиторской проверки и утверждения финансовой отчетности не позднее 90 (девяноста) дней с начала финансового года, следующего за отчетным. 

42. Учет в гарантийном фонде должен быть организован таким образом, чтобы: 

1) на его основе могли быть достоверно сформированы: 

а) финансовая отчетность, согласно международным стандартам, отражающая достоверное финансовое состояние гарантийного фонда и результаты его деятельности; 

б) регулятивная отчетность, согласно требованиям Национального банка; 

в) другие виды отчетности, согласно законодательству Кыргызской Республики; 

2) безопасно и надежно управлять активами гарантийного фонда и возникающими рисками»; 

3) акционеры и Совет директоров имели возможность контролировать финансовое состояние гарантийного фонда и работу должностных лиц. 

Председатель Правления гарантийного фонда несет ответственность за достоверность, полноту и хранение финансовой отчетности, учетных документов и иной информации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Главный бухгалтер гарантийного фонда несет ответственность за правильное отражение в финансовой отчетности бухгалтерских операций и событий, надлежащее хранение регистров бухгалтерского учета и финансовой отчетности. 

43. В целях осуществления регулирования и надзора за деятельностью гарантийного фонда гарантийный фонд должен представлять в Национальный банк отчеты по формам, указанным в Приложениях 1 и 2 настоящих Правил, а также, согласно Положению «О периодическом регулятивном банковском отчете», утвержденному постановлением Правления Национального банка от 25 августа 2005 года № 26/5, ежемесячно до 20 числа на бумажных носителях и в электронной форме. 

44. Гарантийный фонд обязан обеспечивать хранение документов, используемых в бухгалтерском учете и при составлении отчетности. Перечень основных документов, подлежащих хранению, и сроки их хранения устанавливаются в соответствии с Перечнем основных документов, образующихся в деятельности коммерческих банков и финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики, с указанием сроков хранения, утвержденным постановлением Правления Национального банка от 27 августа 2004 года № 22/9. 

45. Для своевременного покрытия убытков, связанных с осуществлением гарантийной деятельности, гарантийный фонд обязан создавать соответствующие резервы и отражать в финансовой отчетности стоимость активов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. 

46. Классификация активов и соответствующие отчисления в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков гарантийного фонда производятся в соответствии с Положением «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 21 июля 2004 года № 18/3. 

 

Глава 7. Система внутреннего контроля, внутренний аудит, управление рисками 

 

47. Внутренний контроль непрерывный процесс, направленный на достижение гарантийным фондом следующих целей: 

1) эффективности и результативности деятельности, эффективности управления активами и пассивами, обеспечения сохранности активов, эффективного управления рисками; 

2) обеспечения достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, регулятивной и иной отчетности для внутренних и внешних пользователей; 

3) соблюдения гражданского законодательства и внутренних нормативных документов гарантийного фонда. 

48. Система внутреннего контроля гарантийного фонда должна включать следующие компоненты: 

1) соответствующую организационную структуру гарантийного фонда, предусматривающую компетенцию, разделение полномочий и ответственность органов управления, структурных подразделений и должностных лиц; 

2) соответствующую внутреннюю информационную систему и систему информирования органов управления, позволяющие своевременно принимать решения и обеспечивать информационную безопасность; 

3) постоянное наблюдение за рисками, системой управления рисками и оценки рисков; 

4) соответствующие процедуры внутреннего контроля; 

5) периодическую самооценку системы внутреннего контроля в целях выявления ее недостатков и совершенствования. 

49. Минимальные требования к формированию в гарантийном фонде адекватной системы управления рисками и требований к организации внутреннего контроля, предусматривающие применение гарантийным фондом методов контроля рисков, обеспечивающих эффективное выявление, оценку и ограничение рисков, определяются в соответствии с Положением «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики», утвержденным постановлением Правления Национального банка  

от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-8-(НПА), а также Правилами формирования системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в банках и небанковских финансово-кредитных организациях, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики, утвержденными постановлением Правления Национального банка от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-3-(НПА). 

50. Гарантийным фондом должна быть разработана политика по управлению рисками, утверждаемая решением Совета директоров гарантийного фонда.  

51. Правление совместно с Советом директоров гарантийного фонда не менее одного раза в год производит обзор адекватности политик и при необходимости вносит изменения и дополнения. 

52. Гарантийный фонд должен создать службу риск-менеджмента/должность риск-менеджера. Служба риск-менеджмента/риск-менеджер ежедневно выявляет, измеряет, осуществляет мониторинг и контроль рисков. За непосредственное управление рисками несут ответственность исполнительный орган и/или структурные подразделения/должностные лица, курирующие те или иные виды рисков. 

53. Гарантийный фонд должен осуществлять внутренний аудит с тем, чтобы проверить достоверность информации, проверить и оценить адекватность и эффективность своей системы внутреннего контроля в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

 

Глава 8. Внешний аудит 

 

54. Деятельность гарантийного фонда подлежит ежегодной внешней аудиторской проверке, согласно международным стандартам аудита, признанным в Кыргызской Республике, а также в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. 

55. Выбор аудиторской организации осуществляется Советом директоров гарантийного фонда с соблюдением требований законодательства Кыргызской Республики. 

56. По завершении финансового года гарантийный фонд обязан обеспечить проведение внешнего аудита гарантийного фонда в срок не позднее 90 (девяноста) дней с начала финансового года, следующего за отчетным. 

57. Ежегодно после проведения независимого внешнего аудита гарантийный фонд обязан представлять в Национальный банк один экземпляр (копию) полного отчета внешнего аудитора без изменений, включая письмо руководству, в течение 30 (тридцати) дней со дня представления отчета внешним аудитором. 

58. Гарантийный фонд обязан опубликовать годовую финансовую отчетность гарантийного фонда вместе с аудиторским заключением в средствах массовой информации не позднее 120 (ста двадцати) дней с начала финансового года, следующего за отчетным. 

59. Внешний аудитор гарантийного фонда обязан:  

- иметь соответствующую лицензию/сертификат аудитора на право осуществления аудиторской деятельности на территории Кыргызской Республики;  

- быть независимым, объективным, избегать ситуаций, которые дают обоснование считать, что существует конфликт интересов.  

В случае, если внешний аудит проводит индивидуальный аудитор, то дополнительно к вышеуказанным требованиям необходимо иметь трехлетний опыт аудита в финансово-кредитных организациях в соответствии с международными стандартами аудита и международными стандартами финансовой отчетности.  

Штатные или привлеченные аудиторы аудиторской организации, выбранной для аудита гарантийного фонда, должны соответствовать следующим требованиям:  

- соответствие квалификационным требованиям, установленным уполномоченным органом в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;  

- наличие трехлетнего опыта аудита в финансово-кредитных организациях в соответствии с международными стандартами аудита и международными стандартами финансовой отчетности.  

 

Глава 9. Меры воздействия 

 

60. Национальный банк вправе применять меры воздействия к гарантийному фонду и его должностным лицам. 

61. Целью применения Национальным банком мер воздействия являются оперативное реагирование, корректировка и устранение проблем для поддержания стабильности и устойчивости гарантийных фондов. 

62. Национальный банк самостоятельно определяет целесообразность, виды мер воздействия и порядок применения мер воздействия к гарантийному фонду и их должностным лицам. 

63. Деятельность гарантийного фонда, действия (бездействие) его должностных лиц, создающие объективную угрозу и/или высокую вероятность потерь или убытков для гарантийного фонда, его кредиторов, акционеров, или банковской системы, считаются нездоровой и небезопасной практикой гарантийных фондов. 

64. Основания, случаи и порядок применения Национальным банком мер воздействия к гарантийным фондам, а также порядок установления признаков нездоровой и небезопасной практики гарантийных фондов и определения причастности к ней гарантийного фонда и его должностных лиц осуществляется в соответствии с Положением «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 15 июня 2017 г. № 2017-П-12/25-4-(НПА). 

Гарантийный фонд может быть реорганизован или ликвидирован в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, в том числе нормативными правовыми актами Национального банка. 

65. Национальный банк публикует информацию о принятых мерах воздействия в отношении гарантийных фондов, а также о любом изменении или прекращении таких мер, кроме случаев, когда публикация может нанести ущерб интересам кредиторов гарантийного фонда, стабильности, безопасности и целостности финансовой системы Кыргызской Республики. Публикация подобной информации не является раскрытием банковской тайны.  

66. Досудебное обжалование решений Национального банка является обязательным. Досудебному обжалованию подлежат любые решения Национального банка, за исключением решений Правления Национального банка, которые обжалуются в суде. 

67. Порядок досудебного обжалования решений Национального банка устанавливается нормативными правовыми актами Национального банка. 

Приложение 1  

к Правилам регулирования  

деятельности гарантийных фондов 

 

(В редакции постановления Правления Национального банка   

от 27 мая 2020 года № № 2020-П-33\31-4-(НФКУ)) 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ  

A1. Деятельность гарантийного фонда (краткий отчет)  Дата составления отчета: 

 

г. Бишкек 

г. Ош 

Баткенская область  

Джалал-Абадская область  

Нарынская область 

Ошская область  

Таласская область  

Чуйская область 

Иссык-Кульская область  

Итого 

Количество утвержденных гарантий  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма утвержденных гарантий 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество утвержденных гарантий (за отчётный период)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма утвержденных гарантий (за отчётный период) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество действующих гарантий 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма действующих гарантий 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество выданных кредитов под обеспечение гарантий 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Сумма выданных кредитов под обеспечение гарантий 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Количество исполненных гарантий 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Сумма исполненных гарантий 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Всего 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Переработка с/х продукции 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Промышленность 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Сельское хозяйство 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Строительство 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Торговля 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Транспорт 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Туризм 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Услуги 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Прочее  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Всего 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

А1-1. Деятельность гарантийного фонда в разрезе гарантий, выданных субъектам предпринимательства, учредителем/участником которых являются женщины, либо женщинам, которые получили регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя Дата составления отчета: 

 

г. Бишкек 

г. Ош 

Баткенская область  

Джалал-Абадская область  

Нарынская область 

Ошская область  

Таласская область  

Чуйская область 

Иссык-Кульская область  

Итого 

Количество утвержденных гарантий  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма утвержденных гарантий 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество утвержденных гарантий (за отчётный период)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма утвержденных гарантий (за отчётный период) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество действующих гарантий 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма действующих гарантий 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество выданных кредитов под обеспечение гарантий 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Сумма выданных кредитов под обеспечение гарантий 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Количество исполненных гарантий 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Сумма исполненных гарантий 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Всего 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Переработка с/х продукции 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Промышленность 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Сельское хозяйство 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Строительство 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Торговля 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Транспорт 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Туризм 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Услуги 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Прочее  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

B1  Информация о деятельности гарантийного фонда в разрезе ФКО-партнеров по состоянию на _________г. 

№ 

  

Наименование ФКО 

  

Утвержденные гарантии 

Кредиты, утвержденные ФКО-партнерами 

Кол-во (ед.) 

 Сумма (тыс.сом) 

Доля (%) 

Сумма (тыс. сом) 

Доля (%) 

ФКО 1 

 

 

 

 

 

ФКО 2 

 

 

 

 

 

ФКО 3 

 

 

 

 

 

ФКО 4 

 

 

 

 

 

ФКО 5 

 

 

 

 

 

B2  Информация о деятельности гарантийного фонда в разрезе отраслей  

№ 

Наименование отрасли 

Утвержденные гарантии 

Кредиты, утвержденные ФКО-партнерами 

Кол-во (ед.) 

Сумма (тыс. сом) 

Доля (%) 

Сумма (тыс. сом) 

Доля (%) 

Переработка с/х продукции 

 

 

 

 

 

Промышленность 

 

 

 

 

 

Сельское хозяйство 

 

 

 

 

 

Строительство 

 

 

 

 

 

Торговля 

 

 

 

 

 

Транспорт 

 

 

 

 

 

Туризм 

 

 

 

 

 

Услуги 

 

 

 

 

 

Прочее  

 

 

 

 

 

10 

Всего 

 

 

 

 

 

 

B3  Информация о деятельности гарантийного фонда в разрезе ФКО-партнеров / отраслей  

 

Наименование ФКО/ 

Переработка с/х продукции 

Промышл 

енность 

Сельское хозяйство 

Строитель 

ство 

Торговля 

Транспорт 

Туризм 

Услуги 

Прочее 

Всего 

ФКО 1 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФКО 2 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФКО 3 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФКО 4 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФКО 5 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B4  Информация о деятельности гарантийного фонда в разрезе ФКО-партнеров / регионов  

 

Наименование ФКО/ 

г. Бишкек 

г. Ош 

Баткенская область  

Джалал-Абадская область  

Нарынская область 

Ошская область  

Таласская область  

Чуйская область 

Иссык-Кульская область  

Всего 

ФКО 1 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФКО 2 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФКО 3 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФКО 4 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФКО 5 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B5  Информация о деятельности гарантийного фонда в разрезе отраслей / регионов  

 

Наименование ФКО/ 

г. Бишкек 

г. Ош 

Баткенская область  

Джалал-Абадская область  

Нарынская область 

Ошская область  

Таласская область  

Чуйская область 

Иссык-Кульская область  

Всего 

Переработка с/х продукции 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленность 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельское хозяйство 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строительство 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торговля 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Транспорт 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Туризм 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Услуги 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочее  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 

Всего 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C1 - Анализ гарантийной деятельности классификация выданных гарантий 

Наименование ФКО 

Наименование категории 

(нормальные, удовлетворительные, под наблюдением, субстандартные, сомнительные, поте-ри) 

ФИО/Наименование клиента 

Остаток кредита 

Реструктуризация 

Классификация ФКО 

Просрочка (1-29, 30-59, 60-89, 90-179, 180 и более дней) 

Размер РППУ 

Сумма РППУ 

Остаток гарантии 

Классификация гарантийного фонда 

Размер РППУ 

Сумма РППУ 

Сумма гарантий/Сумма кредита 

Сумма РППУ/Сумма гарантий, % 

Доля категории в общей сумме гарантий 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С2 - Информация об исполнении гарантий по неисполненным кредитам  

Наименование кредитора 

ФИО/ Наименование заемщика 

Сумма неисполненного обязательства  

Отрасль экономики 

Статус (н-р, судебные разбирательства) 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D1  Информация по депозитам, размещенным в коммерческих банках (на отчетную дату) 

 

Наименование банка 

Дата открытия договора 

Дата закрытия договора 

Сумма депозита 

Процентная ставка 

Банк 1 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого 

 

 

 

 

Банк 2 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого 

 

 

 

 

Всего депозиты 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование экономических нормативов и требований 

Обозначение 

Расчет норматива 

Фактическое значение норматива 

Установленное значение норматива 

Отклонение от установленного норматива 

Максимальный размер риска на одного заемщика 

К1 

СГ / СК 

  

не более 10% 

  

Минимальный размер собственного капитала 

К.2.1 

СК / УК 

 

не ниже 100% 

 

Норматив общей ликвидности 

К3.1 

ЛА / ОБ 

 

не менее 45% 

 

Норматив краткосрочной ликвидности 

К3.2 

ВЛА / КОБ 

 

не менее 35% 

 

Максимальный размер гарантии по кредиту 

К4 

ОГ / СК 

  

не более 50% 

  

Коэффициент мультипликатора 

К5 

ГП/СК 

 

не более 2 

  

Лимит размеров депозитов в коммерческих банках 

 

Депозиты в конкретном банке/Общая сумма депозитов 

 

не более 30% 

 

Концентрация по крупным заемщикам 

К6.1 

СКР / СК 

 

не более 100% 

 

Концентрация по отраслям 

К6.2 

СКО / ГП 

 

не более 50% 

 

Приложение 2  

к Правилам регулирования  

деятельности гарантийных фондов 

 

Показатели экономических нормативов