Приложение 1 

к постановлению Правления Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 28 июня 2019 года № 2019-П-12/34-4-(НПА) 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о консолидированном надзоре 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июля 2020 года № 2020-П-12/39-1) 

Глава 1. Общие положения 

1. Настоящее Положение разработано в целях осуществления надзора на консолидированной основе за деятельностью банковских групп и их аффилированных лиц. 

2. В целях настоящего Положения применяются следующие определения: 

Банковская группа: 

- группа, состоящая из банка, действующего на территории Кыргызской Республики, и его дочерних и/или зависимых компаний, а также их аффилированных лиц; 

- группа, состоящая из банковской холдинговой компании, одной из дочерних и/или зависимых компаний которой является банк, созданный на территории Кыргызской Республики; 

- группа юридических лиц, занимающихся банковской и/или финансовой деятельностью, которая также включает банк, контроль над которыми осуществляет одно и то же юридическое или физическое лицо, единолично или совместно с другими лицами. 

Банковская холдинговая компания - материнская компания, дочерней компанией или одной из дочерних и/или зависимых компаний которой является банк, а равно компания, которая создана основной материнской компанией в форме акционерного общества исключительно с целью управления дочерними и/или зависимыми компаниями (участниками), входящими в банковскую группу (управляющая компания). 

Дочерний банк - это банк, контролируемый другим банком или иным юридическим лицом (материнская компания). Дочерний банк дочернего банка также рассматривается как дочерний банк материнской компании. 

Зависимый банк - это банк, в котором какое-либо лицо, единолично или совместно с другим лицом, осуществляет прямое или косвенное управление более двадцатью процентами голосующих акций. 

Участник банковской группы - юридическое лицо, входящее в состав банковской группы. 

Филиал банка - обособленное подразделение банка, расположенное вне места нахождения банка, не являющееся юридическим лицом, осуществляющее все или часть банковских операций от имени банка, и действующее в пределах полномочий, предоставленных ему банком (за исключением филиала иностранного банка). 

Дочерняя компания банка - это юридическое лицо, контролируемое банком (материнская компания). Дочерняя компания дочернего банка также рассматривается как дочерняя компания материнской компании. 

Контроль - единоличное либо совместно с другими лицами: 

1) прямое или косвенное владение или управление более пятьюдесятью процентами голосующих акций акционерного общества или уставного капитала юридического лица, не являющегося акционерным обществом; или 

2) возможность выбирать, как минимум, половину членов Совета директоров юридического лица; или 

3) независимо от участия в капитале юридического лица возможность прямо или косвенно осуществлять определяющее влияние на руководство или политику данного юридического лица. 

Связанные с банком лица - понимаются в том значении, которое указано в Законе Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности". 

Зависимая компания банка - юридическое лицо, в котором банк, единолично или совместно с другим лицом, осуществляет прямое или косвенное владение или управление двадцатью и более процентами голосующих акций или долей в капитале юридического лица. 

3. Для целей определения значительного участника, зависимой компании и контроля: 

1) акции, находящиеся во владении компаний, которые являются зависимыми компаниями одного лица или контролируются одним лицом, рассматриваются как находящиеся в косвенном владении этого лица и объединяются совместно с акциями, находящимися в прямом владении данного лица при установлении общего количества принадлежащих лицу акций; 

2) акции, принадлежащие лицу и его близким родственникам (наследники первой и второй очереди, согласно гражданскому законодательству), рассматриваются как напрямую принадлежащие этому лицу. 

4. Банковские группы могут иметь разные структуры, в зависимости от участников банковской группы, а также нахождения головного банка/холдинговой компании или банка, входящего в банковскую группу на территории Кыргызской Республики или за ее пределами. 

5. Консолидированный надзор осуществляется в зависимости от структуры банковской группы. Национальный банк вправе устанавливать случаи неприменения требований консолидированного надзора. 

6. Национальный банк осуществляет надзор на консолидированной основе в отношении банковских групп, имеющих следующие структуры: 

1) Структура № 1: Группа, состоящая из банка/небанковской финансово-кредитной организации, действующего(ей) на территории Кыргызской Республики, и его дочерних и/или зависимых компаний (небанковские/финансовые) и банков (Приложение 1). 

Консолидированный надзор за группами со структурой № 1 осуществляется путем применения всех указанных в настоящем Положении требований и ограничений (по капиталу банковской группы, по экономическим нормативам, устанавливаемым для банковской группы), а также качественных оценочных факторов (управление рисками и внутренний контроль банковской группы, корпоративное управление банковской группой и т.д.). 

2) Структура № 2: Группа, состоящая из банка/небанковской финансово-кредитной организации/банковской холдинговой компании-нерезидента Кыргызской Республики, одной из дочерних и/или зависимых компаний которой является банк, действующий на территории Кыргызской Республики. Данная структура характеризуется составом международной банковской группы (Приложение 2). 

В целях обеспечения эффективного банковского надзора на уровне материнского банка/холдинговой компании Национальный банк обеспечивает надлежащий надзор за деятельностью банковской группы посредством установления надзорных контактов с соответствующими органами банковского надзора страны происхождения участников банковской группы. 

В целях всестороннего регулирования и надзора за банковской группой на консолидированной основе между надзорными органами страны происхождения и принимающей страны заключаются соглашения о сотрудничестве. 

В рамках осуществления сотрудничества с зарубежными надзорными органами по консолидированному надзору Национальный банк вправе обмениваться необходимой информацией, включая информацию, содержащую банковскую тайну, проводить целевые проверки по запросу (в том числе совместные) и взаимные консультации, а также уведомлять о применяемых мерах воздействия. 

К группам со структурой № 2 выставляются требования по раскрытию информации (информация о материнских компаниях, их балансах, отчетах о доходах, сведениях о лицах, связанных с банком и др.). 

3) Структура № 3: Группа, состоящая из банка/небанковской финансово-кредитной организации и его зависимых компаний, которые возглавляются холдинговой компанией/юридическим лицом/физическим лицом (Приложение 3). 

В рамках реализации своих полномочий Национальный банк осуществляет надзор за группами, участниками которых являются банк и участники, задействованные в более широком спектре финансовой деятельности или иных нефинансовых видах деятельности (группы, участники которых преобразовались из микрофинансовой компании в банк в рамках процесса трансформации), а также за группами, которые возглавляются холдинговой компанией/юридическим лицом/физическим лицом, которые контролируют и иные компании, которые задействованы в более широком спектре финансовой деятельности, или иных нефинансовых видах деятельности. Требования к указанным группам предъявляются в зависимости от состава группы и отнесения их к соответствующей структуре банковской группы (№ 2 или № 3). 

В целях понимания и анализа более широкого спектра деятельности, а также определения характера и потенциального влияния на банковскую группу Национальный банк может устанавливать требования, в том числе по получению необходимой информации по группам более широкого состава, которая может состоять помимо финансово-кредитных организаций также из иных лиц, осуществляющих небанковскую и/или нефинансовую деятельность. 

Для этих целей иные лица, которые оказывают в отношении банковской группы или ее участников существенное (прямое или косвенное) влияние, обязаны представлять им отчетность о своей деятельности для целей составления консолидированной отчетности. Национальный банк может запрашивать любую информацию, определяющую влияние на финансовое состояние финансово-кредитных организаций (о структуре и об участниках группы, включая сведения об основной деятельности участников группы, финансовые отчеты участников группы, информацию по операциям внутри группы). 

7. Требования настоящего Положения распространяются на все виды структур банковских групп, за исключением отдельных требований, специально указывающих на структуру группы. 

8. В случае, если в группе юридических лиц, занимающихся банковской и/или финансовой деятельностью, отсутствует материнская компания, то уполномоченное лицо по соответствующему решению контролирующего лица, согласованному с Национальным банком (занимающееся банковской и/или финансовой деятельностью), выполняет обязанности по предоставлению консолидированной отчетности и информации Национальному банку. 

9. Банковская группа обязана раскрывать и представлять в Национальный банк консолидированную отчетность и сведения о своей деятельности по перечню, в форме, объеме, порядке и сроки, установленным Национальным банком в настоящем Положении, Положении "О периодической регулятивной консолидированной отчетности", в том числе в отношении участников банковской группы-нерезидентов Кыргызской Республики, а также иную информацию по требованию Национального банка. 

10. Требования по предоставлению консолидированной отчетности не распространяются на государственные органы, участвующие в коммерческих банках со 100% государственной долей, а также на Национальный банк в случаях его участия в банковских группах. 

11. Национальный банк также вправе требовать представления сведений от банковской группы и ее участников, не включенных в отчеты, указанные в настоящем Положении, для проведения дополнительной оценки финансового состояния, системы управления рисками, качества корпоративного управления и других целей надзора, в том числе по основаниям предоставления недостоверной/неполной информации. 

12. Банк, находящийся во главе банковской группы, или банковская холдинговая компания, в том числе материнская/управляющая компания-нерезидент Кыргызской Республики (управляющая компания банковского холдинга) ежегодно публикуют свои консолидированные бухгалтерские отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках после подтверждения их достоверности заключением аудиторской фирмы (аудитора) и утверждения в установленном законодательством порядке. 

13. Опубликованию ежегодно подлежит годовая консолидированная финансовая отчетность. Аудиторское заключение публикуется вместе с годовой консолидированной финансовой отчетностью. Годовая консолидированная финансовая отчетность размещается на официальном интернет-сайте банка и средствах массовой информации, обеспечивающих ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. 

Банк, находящийся во главе банковской группы, или банковская холдинговая компания (резидент) размещает отчетность на сайте в хронологическом порядке по периодам и указывает название отчетности, отчетный период, за который она составлена, дату ее представления в Национальный банк, дату, номер и наименование издания, в котором отчетность опубликована, а также дату ее размещения на сайте банка и дату, до которой она доступна заинтересованным в ней лицам. Отчетность, размещенная на сайте банка, должна быть доступна заинтересованным в ней лицам не менее трех лет с даты ее размещения. 

Банк, находящийся во главе банковской группы, или банковская холдинговая компания-нерезидент Кыргызской Республики (управляющая компания банковского холдинга) размещает отчетность на официальном интернет-сайте банка и/или ином интернет-ресурсе, обеспечивающем ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. 

14. В случае, если банк, находящийся во главе банковской группы, или банковская холдинговая компания, предпринимает иные действия в отношении отчетности, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц, то она может их осуществлять, например, путем предоставления указанным лицам буклетов, брошюр и прочих изданий. При опубликовании отчетности в буклетах, брошюрах и прочих изданиях в сроки, более поздние, чем размещение указанной отчетности на сайте банка или опубликовании в средствах массовой информации, банк указывает в буклетах, брошюрах и прочих изданиях дату представления отчетности в Национальный банк, а также адрес сайта банка, дату ее размещения на сайте банка и дату, до которой данная отчетность будет доступна заинтересованным в ней лицам, или дату опубликования в средствах массовой информации. 

Глава 2. Деятельность банковских групп 

§ 1. Прозрачность деятельности банковской группы 

15. Компании, входящие в банковскую группу, могут осуществлять только банковскую и/или финансовую деятельность, а также деятельность, связанную с банковской и/или финансовой деятельностью, включая владение акциями участников группы в случае с банковскими холдинговыми компаниями (за исключением банковских групп, участники которых преобразовались из микрофинансовой компании в банк в рамках процесса трансформации). 

16. Национальный банк вправе в любое время требовать необходимую информацию от контролирующих лиц и значительных участников банка, любого другого участника банковской группы и лиц, имеющих с банком общие интересы для определения: 

- финансового состояния, уровня системы управления рисками и качества корпоративного управления банка, находящегося во главе банковской группы или банковской холдинговой компании, в том числе материнской/управляющей компании и участников банковской группы; 

- степени влияния банковской холдинговой компании, в том числе материнской/управляющей компании на дочерний банк; 

- контролирующего лица и/или лиц (физических и юридических); 

- деятельности, осуществляемой банковской группой и ее участниками; 

- финансового состояния банковской группы и ее участников; 

- видов рисков, присущих банковской группе и ее участникам; 

- системы управления рисками банковской группы; 

- деловых, финансовых и других взаимоотношений между участниками банковской группы. 

Национальный банк может потребовать предоставления дополнительной информации от банковской холдинговой компании, в том числе материнской/управляющей компании или от любого участника банковской группы. В этом случае вся необходимая информация запрашивается Национальным банком через банк/небанковскую финансово-кредитную организацию и/или напрямую от банковской холдинговой компании, или от любого участника банковской группы. 

17. Любое физическое или юридическое лицо обязано получить предварительное разрешение Национального банка, если оно намеревается единолично или совместно с другими лицами приобрести или отчудить пороговое участие в капитале банка, согласно законодательству. 

Юридические лица, не занимающиеся банковской и/или финансовой деятельностью, а также деятельностью, связанной с банковской и/или финансовой деятельностью, не могут единолично или совместно с другими лицами, осуществлять: 

- прямое или косвенное владение, или управление более двадцатью процентами голосующих акций (любого типа) банка; 

- или, независимо от участия в уставном капитале банка, осуществлять значительное влияние на руководство и/или политику данного банка на основании соглашения или иным образом. 

18. Разрешение Национального банка необходимо получить также в случае, если в результате дополнительного приобретения акций банка или иным образом любое физическое или юридическое лицо становится прямо или косвенно значительным участником банка, будет осуществлять прямое или косвенное владение, или управление пороговым участием или становится контролирующим лицом банка. 

19. При подаче заявки на приобретение акций банка в Национальный банк должна быть представлена информация в соответствии с требованиями Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности", Положения о лицензировании деятельности банков. 

20. Банк, являющийся участником банковской группы, осуществляет свою деятельность независимо от остальных участников банковской группы. 

21. Банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или материнская/управляющая компания, контролирующая группу юридических лиц, несут ответственность за соответствие деятельности всей банковской группы требованиям законодательства. 

22. Наблюдательный орган и исполнительный орган банка, находящегося во главе банковской группы, банковской холдинговой компании или материнской компании/управляющей компании, контролирующей группу юридических лиц, должны обеспечить надлежащий обмен необходимой информацией между всеми участниками банковской группы. 

23. Материнская компания (в том числе нерезидент Кыргызской Республики) при наличии фактов или обстоятельств, которые могут негативно/существенно повлиять на деятельность ее дочернего и/или зависимого банка, лицензируемого Национальным банком, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента выявления указанных фактов или обстоятельств направляет в Национальный банк письменное уведомление об этом, с указанием предпринимаемых мер по недопущению такого влияния. 

Примечание: Под негативным и/или существенным влиянием понимаются факты или обстоятельства, которые могут привести к нарушению законодательства Кыргызской Республики или изменениям в деятельности банка, лицензируемого Национальным банком. 

24. При неуведомлении материнской компанией или уведомлении с нарушением установленного срока Национальный банк вправе применить в отношении дочернего и/или зависимого банка, расположенного на территории Кыргызской Республики, и его материнской компании (резидента Кыргызской Республики) меры воздействия, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики. 

Материнская компания в случае наличия фактов или обстоятельств, которые могут негативно и/или существенно повлиять на деятельность ее дочернего и/или зависимого банка, лицензируемого Национальным банком, в целях недопущения такого влияния своевременно информирует об этом дочерний и/или зависимый банк, расположенный на территории Кыргызской Республики. 

Дочерний и/или зависимый банк, лицензируемый Национальным банком, при получении вышеуказанной информации от материнской компании письменно извещает об этом Национальной банк в течение 2 (двух) рабочих дней после получения данной информации. 

25. В случае наличия угрозы финансовому состоянию банка, лицензируемого Национальным банком, возникающей в результате участия в банковской группе, банк в течение 2 (двух) рабочих дней с момента возникновения угрозы письменно сообщает Национальному банку об этом с указанием предпринимаемых мер по недопущению такого воздействия. 

§ 2. Управление рисками и внутренний контроль банковской группы 

26. Участники банковской группы в своей деятельности не должны принимать на себя риски, которые могут подвергнуть опасности финансовую стабильность любого участника банковской группы или банковской группы в целом. 

27. Банковские группы должны иметь системы управления рисками и внутреннего контроля, соответствующие деятельности банковской группы. Зарегистрированные на территории Кыргызской Республики банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или материнская/управляющая компания, контролирующая группу юридических лиц, должны иметь утвержденные советом директоров внутренние документы, регламентирующие вопросы порядка реализации предусмотренных законодательством прав акционера, в том числе порядок выдачи доверенности на участие в собраниях акционеров, порядок принятия решений о выдвижении кандидатов в наблюдательные органы управления и по другим вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 8 июля 2020 года № 2020-П-12/39-1) 

28. Банковская группа (со структурой № 1) должна соблюдать ограничения Национального банка по крупным рискам, размерам инвестиций на консолидированной основе, а также выполнять иные требования по минимизации рисков и ограничению деятельности. 

29. Политика управления рисками банковской группы должна включать: 

1) адекватное управление принимаемыми рисками банковской группы в соответствии с политиками, утвержденными органом управления банковской группы; 

2) нормы, обеспечивающие поддержание уровня капитала, достаточного для покрытия рисков, принимаемых банковской группой; 

3) положения, в соответствии с которыми системы управления рисками охватывают всю банковскую группу. 

30. Система внутреннего контроля должна включать: 

1) адекватные существенным рискам механизмы, определяющие оценку достаточности капитала по отношению к рискам, принимаемым банковской группой; 

2) надежные процедуры отчетности и учета для определения, оценки, мониторинга и контроля операций внутри группы и риска концентрации. 

31. Банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или материнская/управляющая компания, контролирующая группу юридических лиц, несет ответственность за соблюдение банковской группой требований Национального банка к системе управления рисками. 

32. Банковская группа, участники которой осуществляют финансовую деятельность (небанковскую), должны иметь политики и процедуры по ограничению крупных кредитных рисков, риска ликвидности, инвестиционных, валютных и других рисков, характерных для их деятельности и защищающих банки в составе группы. 

33. Участники банковской группы, которые осуществляют финансовую деятельность (небанковскую), должны включать описание политик и процедур в ежегодный отчет банковской холдинговой компании или банка, находящегося во главе банковской группы. 

34. Национальный банк может потребовать внесения корректировок в политики и процедуры участников банковской группы, осуществляющих финансовую (небанковскую) деятельность, в целях минимизации рисков и недопущения нарушения законодательства Кыргызской Республики банком (банками), входящим (входящими) в группу. 

35. В случае привлечения денежных средств банком, участником банковской группы соответствующий договор на привлечение денежных средств от материнской компании, участника банковской группы или любой другой зарубежной компании/участника банковской группы должен содержать условие об обязательном уведомлении Национального банка о досрочном расторжении договора за 30 (тридцать) рабочих дней до его расторжения. При этом инициатором уведомления должен быть тот участник банковской группы, который является поднадзорным Национальному банку. 

§ 3. Корпоративное управление банковской группой 

36. Должностные лица, члены наблюдательного и исполнительных органов банка, стоящие во главе банковской группы, банковской холдинговой компании или материнской/управляющей компании, контролирующей группу юридических лиц, включая любую контролируемую финансово-кредитную организацию, входящую в банковскую группу, которая находится на территории Кыргызской Республики, должны иметь безупречную деловую репутацию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

Также должностные лица, члены наблюдательного и исполнительных органов банка, стоящего во главе банковской группы, банковской холдинговой компании или материнской/управляющей компании, которые находятся на территории Кыргызской Республики, контролирующие группу юридических лиц, включая финансово-кредитные организации, любая из которых находится на территории Кыргызской Республики и являются поднадзорными Национальному банку, должны соответствовать минимальным квалификационным требованиям, установленным Национальным банком для должностных лиц. 

37. Банковская холдинговая компания/материнская/управляющая компания должна предоставлять в Национальный банк информацию о членах наблюдательного органа и исполнительного органа, о значительных участниках, о лицах, прямо или косвенно осуществляющих контроль, и об иных связанных с ними лицах вместе с информацией о деловой репутации и надежности назначенных должностных лиц в соответствии с требованиями Положения о лицензировании деятельности банков. 

Банковская холдинговая компания-резидент Кыргызской Республики должна предоставить в Национальный банк вышеуказанную информацию в течение 30 (тридцати) рабочих дней после их назначения. 

Банковская холдинговая компания-нерезидент Кыргызской Республики должна предоставить в Национальный банк вышеуказанную информацию в течение 40 (сорока) рабочих дней после их назначения. 

38. Лицо не может быть членом наблюдательного органа банковской холдинговой компании-резидента Кыргызской Республики, поднадзорной Национальному банку, если: 

1) оно не имеет или утратило безупречную деловую репутацию; 

2) оно не соответствует минимальным квалификационным требованиям, установленным Национальным банком для должностных лиц банков (банковской группы, банковской холдинговой компании или материнской/управляющей компании, контролирующей группу юридических лиц на территории Кыргызской Республики). 

39. Наблюдательный и исполнительный органы банка, находящегося во главе банковской группы, банковской холдинговой компании или материнской/управляющей компании, контролирующей группу юридических лиц, несут ответственность за установление и реализацию общих политик и стратегии банковской группы с целью определения оптимальной структуры управления ее дочерними/зависимыми банками и дочерними/зависимыми компаниями, которая будет содействовать осуществлению эффективного и последовательного контроля за деятельностью банковской группы в целом. 

40. Наблюдательный орган банка, находящегося во главе банковской группы, банковской холдинговой компании или материнской/управляющей компании, контролирующей группу юридических лиц, должен: 

1) предоставлять в Национальный банк сведения о структуре банковской группы, информацию об участниках банковской группы, включая сведения об основной деятельности участников группы, политики банковской группы по управлению рисками и по внутреннему контролю, утвержденные наблюдательным органом банковской холдинговой компании, сведения о контролирующих участниках банковской группы, сведения о лицах, которые осуществляют реальный контроль в банковской группе, сведения о финансовом состоянии участников группы; 

2) представлять в Национальный банк утвержденную стратегию развития банковской группы и банковской холдинговой компании на предстоящий трехлетии период деятельности; 

3) разработать и утвердить политику по адекватной капитализации банковской группы для покрытия рисков, характерных для деятельности банковской группы, удовлетворяющую регулятивным, рыночным и стратегическим потребностям банковской группы; 

4) разработать и утвердить политику по выявлению и управлению всеми рисками, связанными с участниками банковской группы или видами деятельности; 

5) установить соответствующие лимиты по операциям с участниками банковской группы; 

6) осуществлять контроль соблюдения банковской группой требований законодательства и внутренних политик; 

7) обеспечить надлежащий обмен необходимой информацией между всеми участниками банковской группы; 

8) обеспечить безопасность и надежность управления, гарантирующую защиту вкладчиков банков, входящих в банковскую группу, и других кредиторов банковской группы. 

41. Наблюдательный орган банка, находящегося во главе банковской группы, банковской холдинговой компании или материнской/управляющей компании, контролирующей группу юридических лиц, в целях повышения эффективности корпоративного управления устанавливает требования о включении в проверку адекватности внутреннего контроля при осуществлении всех видов деятельности участников банковской группы на предмет соблюдения стратегических целей и законодательства оценки рисков, возникающих от деятельности участников банковской группы. 

42. Наблюдательный и исполнительный органы банка, находящегося во главе банковской группы, банковской холдинговой компании или материнской/управляющей компании, контролирующей группу юридических лиц, должны знать о рисках, которые могут повлиять на деятельность участников банковской группы, следовательно, должны осуществлять соответствующий контроль их деятельности. Исполнительный орган не реже одного раза в квартал, а при необходимости - незамедлительно информирует наблюдательный орган в письменной форме о рисках, имеющих место в деятельности банковской холдинговой компании, банка, стоящего во главе банковской группы и лиц, входящих в группу, а также о мерах, предпринимаемых по их своевременному выявлению и устранению. 

43. Банковская холдинговая компания может иметь Комитет по аудиту. 

§ 4. Требования к дочерним и зависимым компаниям банка 

44. Банк может создать или приобрести дочернюю или зависимую компанию. При этом юридические лица, над которыми осуществляют контроль или в которых имеют участие дочерние и/или зависимые компании банковской холдинговой компании или банка, лицензируемого Национальным банком, не вправе создавать и/или приобретать дочерние и/или зависимые компании. 

45. Создание и/или приобретение банком дочерней или зависимой компании осуществляется в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами Национального банка. 

46. Создание или приобретение дочерней или зависимой компании не должно нарушать прозрачность организационной структуры банковской группы. 

47. Если приобретаемая или создаваемая компания подлежит регулированию со стороны органа надзора за финансовым сектором (в том числе иностранной), то заявка должна содержать информацию о надзорном режиме, которому подлежит данная компания, в том числе в стране своего происхождения. Если законодательство или практика страны происхождения приобретаемой или создаваемой компании содержит нормы, препятствующие Национальному банку запрашивать информацию, то Национальный банк может отказать в выдаче разрешения на создание или приобретение компании. 

Банк не вправе приобретать/создавать дочернюю или зависимую компанию по основаниям, предусмотренным в Законе Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности". 

Кроме того, иными основаниями для отказа в создании или приобретении дочерней или зависимой компании может быть следующее: 

1) если финансовые и/или организационные возможности банка недостаточны для поддержки инвестиций в приобретении или создании компании или будут подвергать банк и/или банковскую группу чрезмерным рискам; 

2) если в принимающей стране/стране происхождения не обеспечен достаточный и эффективный банковский надзор, в том числе на консолидированной основе; 

3) если создание или приобретение дочерней компании будет препятствовать эффективному консолидированному надзору и/или будет препятствовать осуществлению полномочий Национального банка по применению корректирующих мер. 

48. Банк, который создает или приобретает иностранную дочернюю или зависимую компанию, должен обеспечить: 

1) предоставление в банк дочерней или зависимой компанией всей информации, необходимой для выполнения банком требований настоящего Положения; 

2) предотвращение установления общих интересов с другими лицами, которые могут привести к нарушению требований Национального банка относительно прозрачности структуры банковской группы. 

49. Национальный банк может отозвать свое согласие на создание или приобретение дочерней или зависимой компании, если станут известны факты, на основании которых может быть отказано в выдаче разрешения на создание банка и/или если дочерняя или зависимая компания участвует в деятельности, не разрешенной законодательством Кыргызской Республики. 

50. В случае отзыва Национальным банком своего разрешения банк должен продать принадлежащие ему акции дочерней компании лицам, не связанным с банком, в течение срока, определенного Национальным банком. 

51. Банк может открыть свой филиал за рубежом с разрешения Национального банка. Порядок выдачи разрешения на открытие филиала банка за рубежом устанавливается в соответствии с Положением "О лицензировании деятельности банков". 

Глава 3. Требования к банковской группе со структурой № 1 

§ 1. Капитал банковской группы 

52. Банковская группа должна иметь соответствующий уровень капитала, достаточный для покрытия непредвиденных возможных убытков и потерь всех участников группы. 

53. Участники банковской группы должны иметь политики и процедуры по обеспечению адекватности капитала, предусматривающие защиту от возможных потрясений банков, находящихся в группе, и соответствующие их хозяйственной деятельности. 

54. Капитал банковской группы и участников банковской группы должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами Национального банка. Участники банковской группы несут ответственность за обеспечение выполнения данного требования. 

55. Банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или материнская/управляющая компания, контролирующая группу юридических лиц, должны иметь утвержденную наблюдательным органом политику банковской группы по адекватности капитала группы, в том числе утвержденную методику оценки адекватности капитала группы. 

56. При осуществлении инспекторских проверок Национальный банк вправе проверить наличие и соблюдение соответствующих политик и процедур банковской группы по адекватности капитала. 

57. В целях обеспечения защиты банков, входящих в банковскую группу, Национальный банк может требовать внесения изменений и дополнений в политики и процедуры по обеспечению адекватности капитала. 

58. Национальный банк может потребовать от банка внесения дополнительного капитала или ввести более высокие экономические нормативы по адекватности капитала, если установит, что капитал группы недостаточен для защиты банка и присутствует существенный риск негативного влияния на финансовое состояние банка, связанный с его участием в банковской группе, или что деятельность банковской группы недостаточно прозрачна для выполнения законодательства Кыргызской Республики, включая требования Национального банка. 

59. Банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или материнская/управляющая компания, контролирующая группу юридических лиц, в обязательном порядке должны уведомлять Национальный банк обо всех фактах или обстоятельствах, которые могут существенно повлиять на ее капитал или на капитал любой ее дочерней или зависимой компании. 

§ 2. Экономические нормативы, устанавливаемые Национальным банком 

60. Национальный банк устанавливает следующие экономические нормативы и требования, обязательные для выполнения банковской группой: 

1) коэффициент достаточности (адекватности) суммарного капитала; 

2) максимальный размер риска на одного заемщика; 

3) норматив ликвидности; 

4) другие нормативы и требования, необходимые для снижения рисков банковской группы и защиты интересов вкладчиков банков, входящих в данную группу. 

61. Коэффициент достаточности (адекватности) суммарного капитала банковской группы (К) должен быть не менее 12%. Национальный банк вправе установить более повышенные требования по минимальному коэффициенту достаточности (адекватности) суммарного капитала на основе оценки рисков и системной значимости группы. 

Коэффициент достаточности (адекватности) суммарного капитала определяется как отношение суммы чистого суммарного капитала коммерческого банка, входящего в состав банковской группы, и собственных капиталов (собственных средств) участников банковской группы к сумме балансовых активов и забалансовых обязательств коммерческого банка, входящего в состав банковской группы, взвешенных по степени риска, и суммарных активов участников банковской группы по формуле: 

  

К = СК / СА х 100%, где: 

  

СК - сумма чистого суммарного капитала коммерческого банка, входящего в состав банковской группы и собственных капиталов (собственных средств) участников банковской группы; 

СА - сумма суммарных активов участников банковской группы и сумма балансовых активов и забалансовых обязательств коммерческого банка, входящего в состав банковской группы, взвешенных по степени риска, за минусом инвестиций банка в дочерние и/или зависимые компании. 

Чистый суммарный капитал и балансовые активы и забалансовые обязательства коммерческого банка, входящего в состав банковской группы, взвешенные по степени риска, определяются согласно Инструкции по определению стандартов достаточности (адекватности) капитала коммерческих банков Кыргызской Республики. При этом при расчете чистого суммарного капитала коммерческого банка, входящего в состав банковской группы, исключаются инвестиции в уставный капитал участников банковской группы. 

Размер капиталов участников банковской группы определяется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

В случае, если в отношении участника банковской группы не установлен особый порядок расчета размера собственного капитала, то капитал участника банковской группы определяется как разница между его активами и обязательствами в соответствии с установленными нормами бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности. 

62. Расчет консолидированного капитала. 

Консолидированный капитал банковской группы включает долю меньшинства и другие инструменты капитала, выпущенные дочерними компаниями, которые рассчитываются в соответствии с процедурами и принципами, изложенными в настоящем Положении, а также в соответствии с положениями Инструкции по определению стандартов достаточности (адекватности) капитала для коммерческих банков в Кыргызской Республике. 

63. Для целей расчета консолидированного капитала инвестиции в консолидированные страховые компании, в консолидированный капитал банковской группы не включаются. 

64. Инструменты капитала дочерних компаний-нерезидентов признаются в консолидированном капитале при условии, что они соответствуют критериям, установленным в Инструкции по определению стандартов достаточности (адекватности) капитала для коммерческих банков в Кыргызской Республике. 

При этом соответствие инструментов капитала дочерних компаний-нерезидентов должно быть письменно подтверждено Советом директоров банка. 

Все юридические документы, подтверждающие соответствие инструментов капитала дочерних компаний-нерезидентов требованиям Национального банка и удостоверенные в соответствии с требованиями законодательства страны пребывания, должны храниться банками и представляться по требованию Национального банка. 

65. Доля акционеров меньшинства в дочерних компаниях банка признается в консолидированном капитале Первого уровня банка при условии, что соответствующая доля меньшинства в этих дочерних компаниях соответствует критериям, которые указаны в Инструкции об определении стандартов достаточности (адекватности) капитала для коммерческих банков в Кыргызской Республике. 

66. Доля меньшинства, которая может быть признана в консолидированном капитале Первого уровня банка, рассчитывается как сумма доли миноритарных акционеров за вычетом суммы, являющейся разницей между капиталом дочерней компании, соответствующей критериям капитала Первого уровня, и их доли от минимальных требований, предъявляемых к такому капиталу в соответствии с законодательством. 

67. Доля третьих лиц в дочерних компаниях банка, включая капитал, указанный в пункте 65 настоящего Положения, признается в консолидированном капитале Первого уровня банка при условии, что они соответствуют критериям, указанным в Инструкции об определении стандартов достаточности (адекватности) капитала для коммерческих банков в Кыргызской Республике. 

68. Доля меньшинства в дочерних компаниях банка, включая капитал, указанные в пунктах 65, 66, 67 настоящего Положения, признается в консолидированном капитале Первого и Второго уровня банка при условии, что они соответствуют критериям, указанным в Инструкции по определению стандартов достаточности (адекватности) капитала для коммерческих банков в Кыргызской Республике. 

Сумма, которая будет признана в консолидированном капитале Второго уровня и Суммарном капитале банковской группы, рассчитывается по аналогии с порядком, установленным для расчета консолидированного капитала Первого уровня. 

69. Норматив ликвидности необходимо поддерживать на уровне не ниже 45%. 

Норматив ликвидности определяется по формуле: 

  

НЛ = ЛА / О, где: 

  

ЛA - сумма ликвидных активов участников банковской группы, к которым относятся: 

- ликвидные активы банка, участника банковской группы, определенные в соответствии с Положением "Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики"; 

- ликвидные активы участника банковской группы, определенные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, включающие денежные средства и ценные бумаги, которые могут быть обращены в денежные средства в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента оценки, за вычетом заложенных; 

О - сумма обязательств участников банковской группы, к которым для расчета норматива ликвидности относятся: 

- обязательства банка, участника банковской группы, определенные в соответствии с Положением "Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики"; 

- обязательства участника банковской группы, определенные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, расчеты по которым наступают в течение 30 (тридцати) календарных дней после отчетной даты. 

При наличии любых препятствий по передаче в банк или между участниками банковской группы ликвидных активов, доля ликвидных активов данного участника в сумме, превышающей сумму его ликвидных активов, необходимых для покрытия норматива ликвидности, исключаются из ликвидных активов банковской группы при расчете норматива ликвидности банковской группы. 

70. Максимальный размер риска на одного заемщика банковской группы (МР) не должен превышать следующие значения: 

- максимальный размер риска на одного заемщика, не связанного с банковской группой - 15%; 

- максимальный размер риска на одного заемщика, связанного с банковской группой - 10%. 

Норматив максимального размера риска на одного заемщика (МР) рассчитывается следующим образом: 

  

МР = СЗ / К х 100%, где: 

  

СЗ - совокупная задолженность, общая задолженность одного заемщика по всем активам, предоставленным ему участниками банковской группы и несущим в себе кредитный риск, в том числе по: 

- кредитам (вне зависимости от срока погашения); 

- факторингу; 

- финансовой аренде; 

- межбанковским размещениям; 

- инвестициям в капитал; 

- инвестициям в форме долговых обязательств; 

- начисленным процентам к получению; 

- любому другому виду прямой или косвенной выдачи средств заемщикам, которые, по сути, являются кредитными заменителями; 

- сумме забалансовых обязательств (гарантий, аккредитивов, обязательств на выдачу кредитов), выданных данному заемщику; 

- любому риску участника в отношении третьей стороны, который, безусловно, гарантирован этим заемщиком; 

- ранее списанным кредитам, в том числе процентам. В кредитном деле каждого заемщика должны быть подшиты сведения о ранее списанных кредитах и процентах этого заемщика и связанных с ним лиц, которые должны содержать следующую информацию: имя заемщика и связанных с ним лиц, сумму списанного кредита и процентов, дату списания и причину, по которой данная задолженность была списана; 

К - сумма чистого суммарного капитала коммерческого банка, входящего в состав банковской группы, и собственных капиталов (собственных средств) участников банковской группы. 

Соблюдение максимального размера риска на одного заемщика, связанного с банковской группой, осуществляется в случаях, когда заемщик: 

- входит в состав банковской группы; 

- является связанным с банком и/или аффилированным лицом участника банковской группы; 

- связан с другим заемщиком договором о совместной деятельности либо иным документом, который содержит признаки договора о совместной деятельности; 

- является лицом, способным оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления юридических лиц-заемщиков. 

71. Компании, в том числе банки, входящие в банковскую группу, должны выполнять соответствующие требования и экономические нормативы, установленные для них законодательством Кыргызской Республики. 

72. Для выполнения экономических нормативов и снижения рисков банковской группе рекомендуется установить внутренние пределы по экономическим нормативам и требованиям, которые должны быть ниже максимальных и выше минимальных пределов, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Национального банка. 

73. Банк, участник банковской группы, не может вступать в сделку и/или  осуществлять операции с каким-либо лицом с целью предоставить ему возможность: 

- оплатить обязательство перед связанным с банком или аффилированным лицом участника банковской группы; 

- покупать какое-либо имущество у связанного с банком или аффилированного лица участника банковской группы; 

- приобретать ценные бумаги, эмитированные аффилированным лицом участника банковской группы; 

- осуществлять операции/сделки, которые могут привести к ухудшению финансового состояния банка. 

Связанное с банком и/или аффилированное лицо одного из участников банковской группы признается связанным с банком и/или аффилированным лицом каждого участника банковской группы. 

74. Банковская холдинговая компания или банк, находящийся во главе банковской группы, несет ответственность за обеспечение выполнения требований и экономических нормативов участниками банковской группы. 

§ 3. Отчетность, а также сведения, предоставляемые банковской группой со структурой № 1 

75. Консолидированные отчеты банковской группы включают: 

- периодический регулятивный консолидированный отчет; 

- консолидированный финансовый отчет банковской группы; 

- отчет по рискам на консолидированной основе. 

76. Банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или материнская компания предоставляет в Национальный банк периодическую регулятивную консолидированную отчетность в порядке и сроки, установленные в Положении "О периодической регулятивной консолидированной отчетности". 

77. Банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или материнская компания составляет и предоставляет финансовую отчетность в Национальный банк на консолидированной основе в соответствии с Положением о требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков Кыргызской Республики. 

78. Банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или материнская компания представляет в Национальный банк годовую консолидированную финансовую отчетность, подтвержденную независимой аудиторской компанией (за исключением случаев, когда проведение аудиторской проверки не является обязательной в соответствии с законодательством), на индивидуальной и консолидированной основе в срок, не позднее 180 (ста восьмидесяти) дней со дня завершения отчетного года (для банковских групп - резидентов Кыргызской Республики), и содержащую оценку адекватности внутреннего контроля для банковской группы и банковской холдинговой компании. 

Годовая консолидированная финансовая отчетность должна быть предоставлена за отчетный период и подписана председателем наблюдательного органа, исполнительного органа и главным бухгалтером банковской холдинговой компании или банка, находящегося во главе банковской группы. 

79. Вместе с консолидированной отчетностью в Национальный банк ежеквартально представляется финансовая отчетность о деятельности каждого участника группы (резидентов и нерезидентов Кыргызской Республики). 

80. Банковская группа ежегодно предоставляет отчет по рискам на консолидированной основе в Национальный банк вместе с годовой консолидированной финансовой отчетностью. 

В отчете по рискам на консолидированной основе должна раскрываться следующая информация о принимаемых банковской группой рисках, процедурах их оценки и организации управления ими: 

1) структура и схема организации, функции по управлению рисками на уровне банковской группы, процесс информирования наблюдательного органа, исполнительного органа банка, банковской холдинговой компании или материнской компании, находящегося во главе банковской группы; 

2) стратегия и политика банковской группы по управлению рисками, в том числе по каждому отдельному виду риска (например, кредитному, рыночному, операционному, риску процентной ставки, риску потери ликвидности и другим); 

3) сфера и характер систем отчетности и/или измерения рисков, в частности объем и основное содержание отчетности о подверженности рискам; 

4) каналы связи для снижения рисков и усиления системы управления рисками в банковской группе, включая процедуры, обеспечивающие независимость функции управления рисками; 

5) политика хеджирования и/или снижения рисков, а также стратегии и процессы постоянного отслеживания эффективности инструментов хеджирования или снижения рисков; 

6) процедура применения стресс-тестирования банковскими группами, описание и методы использования стресс-сценариев. 

81. Юридические лица, в отношении которых банковская группа или ее участники имеют или оказывают контролирующее влияние, обязаны представлять им отчетность о своей деятельности для целей составления консолидированной отчетности. 

Глава 4. Отчетность, а также сведения, предоставляемые банковской группой со структурой № 2 

82. Консолидированные отчеты банковских групп включают: 

- отчет о структуре группы; 

- консолидированный финансовый отчет банковской группы; 

- отчеты по рискам на консолидированной основе; 

- отчет по сделкам между участниками банковской группы. 

83. Банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или банк, являющийся участником банковской группы, предоставляет на ежегодной основе и по мере изменения отчет о структуре группы, который должен содержать следующую информацию: 

1) сведения об участниках группы; 

2) сведения о структуре банковской группы, в том числе схематичную, с указанием информации по каждому участнику, составу органов управления всех участников группы; 

3) сведения о деятельности банковской группы, включая информацию обо всех дочерних и зависимых компаниях банковской холдинговой компании, с указанием названия, процента владения, вида деятельности, в которые вовлечен каждый участник банковской группы; 

4) сведения по акционерам, долям и конечным собственникам банковской холдинговой компании, в том числе материнской компании-нерезидента Кыргызской Республики и всех дочерних, зависимых и связанных компаний; 

5) сведения о членах наблюдательного органа и исполнительного органа, о значительных участниках, лицах, прямо или косвенно осуществляющих контроль, об иных, связанных с ними, лицах в объеме, порядке и сроки, установленные настоящим Положением, а также об изменениях, вносимых в учредительные документы, уставы, структуру дочерних или зависимых компаний, расширении их деятельности, смене должностных лиц в дочерних или зависимых компаниях, включая информацию о создании и/или приобретении дочерних компаний дочерними компаниями банка в срок, не позднее 30 дней с момента принятия соответствующего решения; 

6) сведения по аффилированным и связанным с банковской группой лицам в соответствии с Приложением 4 к настоящему Положению. 

84. Банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или банк, являющийся участником банковской группы, представляет в Национальный банк годовую консолидированную финансовую отчетность, подтвержденную независимой аудиторской компанией (за исключением случаев, когда проведение аудиторской проверки не является обязательной в соответствии с законодательством), на индивидуальной и консолидированной основе, содержащую оценку адекватности внутреннего контроля для банковской группы и банковской холдинговой компании. Годовой отчет, подтвержденный независимой аудиторской компанией, на индивидуальной и на консолидированной основе предоставляется в срок, установленный нормативными правовыми актами страной происхождения материнской/управляющей компании. 

Годовая консолидированная финансовая отчетность должна быть предоставлена за отчетный период и подписана председателем наблюдательного органа или исполнительного органа и главным бухгалтером банковской холдинговой компании или банка, находящегося во главе банковской группы. 

85. Вместе с консолидированной отчетностью в Национальный банк ежегодно представляется финансовая отчетность о деятельности каждого участника группы (резидентов и нерезидентов Кыргызской Республики). 

86. Банковская группа ежегодно предоставляет отчет по рискам на консолидированной основе в Национальный банк вместе с годовой консолидированной финансовой отчетностью. 

В отчете по рискам на консолидированной основе должна раскрываться следующая информация о принимаемых банковской группой рисках, процедурах их оценки и организации управления ими: 

1) структура и схема организации функции управления рисками на уровне банковской группы, процесс информирования наблюдательного органа и исполнительного органа банка, банковской холдинговой компании или материнской компании, находящегося во главе банковской группы; 

2) стратегия и политика банковской группы по управлению рисками, в том числе по каждому отдельному виду риска (например, кредитному, рыночному, операционному, риску процентной ставки, риску потери ликвидности и другим); 

3) сфера и характер систем отчетности и/или измерения рисков, в частности объем и основное содержание отчетности о подверженности рискам; 

4) каналы связи для снижения рисков и усиления системы управления рисками в банке, включая процедуры, обеспечивающие независимость функции управления рисками; 

5) политика хеджирования и/или снижения рисков, а также стратегии и процессы постоянного отслеживания эффективности инструментов хеджирования или снижения рисков; 

6) процедура применения стресс-тестирования банковскими группами, описание и методы использования стресс-сценариев. 

87. Консолидированная отчетность банковских групп также включает информацию (на ежеквартальной основе) по сделкам между: 

- банком/небанковской финансово-кредитной организацией, действующей на территории Кыргызской Республики, и его материнской/дочерней/зависимой компанией; 

- банком/небанковской финансово-кредитной организацией, действующей на территории Кыргызской Республики, и ее дочерних/зависимых компаний. 

88. Юридические лица, на которых банковская группа или ее участники имеют или оказывают контролирующее влияние, обязаны представлять им отчетность о своей деятельности для целей составления консолидированной отчетности. 

Глава 5. Отчетность, а также сведения, предоставляемые банковской группой со структурой № 3 

89. Консолидированные отчеты банковских групп включают: 

- отчет о структуре группы; 

- консолидированный финансовый отчет банковской группы; 

- отчеты по рискам на консолидированной основе. 

90. Банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или банк, являющийся участником банковской группы, предоставляет на ежегодной основе и по мере изменения отчет о структуре группы, который должен содержать следующую информацию: 

1) сведения об участниках группы; 

2) сведения о структуре банковской группы, в том числе схематичную, с указанием информации по каждому участнику, составу органов управления всех участников группы; 

3) сведения о деятельности банковской группы, включая информацию обо всех дочерних и зависимых компаниях банковской холдинговой компании, с указанием названий, процента владения, вида деятельности, в которые вовлечены каждый участник банковской группы; 

4) сведения по акционерам, долям и конечным собственникам банковской холдинговой компании, в том числе материнской компании-нерезидента Кыргызской Республики и всех дочерних, зависимых, связанных компаний; 

5) сведения о членах наблюдательного и исполнительного органов, о значительных участниках, лицах, прямо или косвенно осуществляющих контроль, об иных, связанных с ними лицах, в объеме, порядке и сроки, установленные настоящим Положением, а также об изменениях, вносимых в учредительные документы, уставы, структуру дочерних или зависимых компаний, расширении их деятельности, смене должностных лиц в дочерних или зависимых компаниях, включая информацию о создании и/или приобретении дочерних компаний дочерними компаниями банка в срок, не позднее 30 дней с момента принятия соответствующего решения; 

6) сведения по аффилированным и связанным с банковской группой лицам в соответствии с Приложением 4 к настоящему Положению. 

91. Банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или банк, являющийся участником банковской группы, представляет в Национальный банк годовую консолидированную финансовую отчетность, подтвержденную независимой аудиторской компанией (за исключением случаев, когда проведение аудиторской проверки не является обязательной в соответствии с законодательством), на индивидуальной и консолидированной основе в срок, не позднее 180 (ста восьмидесяти) дней со дня завершения отчетного года (для банковских групп-резидентов Кыргызской Республики), и содержащую оценку адекватности внутреннего контроля банковской группы и банковской холдинговой компании. Для нерезидентов - годовой отчет, подтвержденный независимой аудиторской компанией, на индивидуальной и на консолидированной основе в срок, установленный нормативными-правовыми актами страны происхождения материнской/управляющей компании. 

Годовая консолидированная финансовая отчетность должна быть предоставлена за отчетный период и подписана председателем наблюдательного органа, исполнительного органа и главным бухгалтером банковской холдинговой компании или банка, находящегося во главе банковской группы. 

92. Вместе с консолидированной отчетностью в Национальный банк ежегодно представляется финансовая отчетность о деятельности каждого участника группы (резидентов и нерезидентов Кыргызской Республики). 

93. Банковская группа ежегодно предоставляет отчет по рискам на консолидированной основе в Национальный банк вместе с годовой консолидированной финансовой отчетностью. 

В отчете по рискам на консолидированной основе должна раскрываться следующая информация о принимаемых банковской группой рисках, процедурах их оценки и организации управления ими: 

1) структура и схема организации функции управления рисками на уровне банковской группы, процесс информирования наблюдательного органа банка, находящегося во главе банковской группы, банковской холдинговой компании или материнской компании; 

2) стратегия и политика банковской группы по управлению рисками, в том числе по каждому отдельному виду риска (например, кредитному, рыночному, операционному, риску процентной ставки, риску потери ликвидности и другим); 

3) сфера и характер систем отчетности и/или измерения рисков, в частности, объем и основное содержание отчетности о подверженности рискам; 

4) каналы связи для снижения рисков и усиления системы управления рисками в банке, включая процедуры, обеспечивающие независимость функции управления рисками; 

5) политика хеджирования и/или снижения рисков, а также стратегии и процессы постоянного отслеживания эффективности инструментов хеджирования или снижения рисков; 

6) процедура применения стресс-тестирования банковскими группами, описание и методы использования стресс-сценариев. 

94. Юридические лица, на которых банковская группа или ее участники имеют или оказывают контролирующее влияние, обязаны представлять им отчетность о своей деятельности для целей составления консолидированной отчетности. 

95. В случае, если физическое лицо осуществляет контроль за группой юридических лиц, в состав которой входит банк, то банк, являющийся участником группы, ежегодно предоставляет в Национальный банк финансовую отчетность всех участников группы и информацию по сделкам банка с участниками группы. 

Глава 6. Применимые меры к участникам банковской группы 

96. К любому участнику банковской группы (физическим и юридическим лицам) или ее должностному лицу могут быть применены меры воздействия в соответствии с требованиями, предусмотренными в Законе Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности". 

Меры воздействия применяются Национальным банком по основаниям, в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Положением и Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности". Национальный банк самостоятельно определяет целесообразность, вид и порядок применения мер воздействия. 

К участнику банковской группы (физическим и юридическим лицам) или должностному лицу могут быть применены следующие меры воздействия в виде: 

- предписания; 

- требования; 

- ограничения или запретов; 

- повышения экономических нормативов. 

Иные меры воздействия применяются Национальным банком по основаниям, в случаях и порядке, предусмотренных в Положении о мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики. 

1) Предписания. 

Предписание в отношении банковских групп применяется уполномоченными начальниками структурных подразделений Национального банка, заместителем председателя/членом Правления Национального банка, курирующим надзорный блок, Комитетом по надзору Национального банка. 

В предписании указываются конкретные ссылки на положения нормативных правовых актов Кыргызской Республики, в том числе Национального банка, которые были нарушены участниками банковской группы (банком, его акционерами и должностными лицами), а также срок для их устранения. 

В зависимости от выявленного нарушения, а также выявленных рисков, угрожающих стабильности и надежности деятельности банка, банковской группы, предписание может содержать требование: 

а) об устранении нарушения (о приведении к установленному уровню значений обязательных нормативов, выполнении обязательств перед кредиторами и вкладчиками и другие); 

б) о приведении деятельности банка и банковской группы в соответствие с требованиями Национального банка; 

в) о выполнении определенных действий, в том числе снижающих/оптимизирующих уровень принимаемого банком риска при проведении отдельных операций/сделок. 

Предписание может быть направлено в банк, находящийся во главе банковской группы, или банковскую холдинговую компанию, в том числе материнскую/управляющую компанию-нерезиденту Кыргызской Республики, участнику банковской группы, к которому относится нарушение/недостатки, а также для сведения в уполномоченный государственный орган, регулирующий участника банковской группы. 

2) Требования, ограничения или запреты. 

Национальный банк вправе выставить требования, ограничения или запреты по следующим основаниям: 

а) аффилированные лица не принимают меры по требованию Национального банка к устранению выявленных нарушений и недостатков, которые наносят или могут нанести ущерб финансовой стабильности банка и интересам вкладчиков банка; 

б) значительный участник банка не принимает меры по требованию Национального банка в отношении контролируемых им компаний, чья деятельность или финансовое положение наносят или могут нанести ущерб финансовой стабильности банка и интересам вкладчиков банка; 

в) по оценке Национального банка внутри банковской группы со стороны головного (материнского) банка/компании и/или зарубежного надзорного органа осуществляется недостаточный контроль/надзор за участниками банковской группы, не позволяющий выявить и минимизировать риски; 

г) Национальный банк не может получить доступ к необходимой информации для осуществления надзора на консолидированной основе; 

д) по иным основаниям, предусмотренным Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности", в том числе: 

- если возникли препятствия в осуществлении надлежащего консолидированного надзора в отношении банка и участников банковской группы; 

- в случае нарушения норм, требований и ограничений, установленных законодательством Кыргызской Республики. 

97.Национальный банк вправе: 

1) в случае с дочерней компанией банка - потребовать от банка приостановления любых инвестиций в данную компанию; 

2) в случае с аффилированными лицами банка - потребовать от банка и/или аффилированных лиц приостановить проведение операций, сделок (прямых и косвенных) между такими аффилированными лицами и банком; 

3) в случае с банковской холдинговой компанией - потребовать от банковской холдинговой компании приостановить осуществление контроля над банком, в том числе приостановить осуществление, прямо или косвенно, права голоса по акциям; 

4) в случае с компаниями, которые контролируются значительными участниками банка - потребовать от значительного участника: 

а) приостановить участие в деятельности банка, в том числе приостановить осуществление, прямо или косвенно, права голоса по акциям; 

б) приостановить осуществление прямых и косвенных операций, сделок между банком и значительным участником и/или между банком и компанией, контролируемой значительным участником банка; 

5) в случае с дочерней или зависимой компанией банка - потребовать, чтобы банк уменьшил свои инвестиции до уровня, когда компания не будет более являться дочерней или зависимой компанией банка; 

6) в случае с банковской холдинговой компанией - аннулировать разрешение на приобретение порогового участия в капитале банка и потребовать продать соответствующий пакет акций; 

7) в случае с дочерней компанией материнской компании банка - потребовать, чтобы банковская холдинговая компания прекратила контроль над дочерней компанией либо банком; 

8) в случае с компаниями, которые являются значительными участниками банка - аннулировать разрешение на приобретение порогового участия в капитале банка и требовать прекращения значительного участия в банке; 

9) в случае с юридическими лицами, контролируемыми значительными участниками банка - аннулировать разрешение на право быть значительным участником в банке и требовать прекращения значительного участия в банке. Форма изложения требований Национального банка: предписание Национального банка или письменное соглашение между Национальным банком и аффилированным лицом банка. 

98. В случаях, указанных в подпунктах 3-9 пункта 97 настоящего Положения, голоса по акциям не учитываются при подсчете кворума акционерного собрания банка и при принятии решений. Со дня применения указанных выше мер все ранее принятые решения считаются недействительными, если количество голосов по таким акциям повлияло на принятие решения по существу. По требованию Национального банка лицо, со стороны которого выявлено нарушение, обязано продать соответствующий пакет акций лицам, не связанным с ним, в течение установленного срока. В противном случае Национальный банк обращается в суд с заявлением о принудительном отчуждении акций указанного лица. 

99. В случаях, указанных в подпунктах 1, 2, 4 пункта 97 настоящего Положения, если сделки осуществлены в нарушение требования Национального банка, то такие сделки являются заведомо ничтожными. Национальный банк вправе обратиться в суд с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки. 

Требования, ограничения или запреты в отношении банковских групп применяются уполномоченными начальниками структурных подразделений Национального банка, заместителем председателя/членом Правления Национального банка, курирующим надзорный блок, Комитетом по надзору Национального банка. 

Решение о применении меры воздействия может быть направлено в банк, находящийся во главе банковской группы, или банковскую холдинговую компанию, в том числе материнскую/управляющую компанию-нерезиденту Кыргызской Республики, участнику банковской группы, к которому относится нарушение/недостатки, а также для сведения в уполномоченный государственный орган, регулирующий участника банковской группы. 

100. В случае нарушения экономических нормативов или тенденций ухудшения финансового состояния банка и банковской группы при соблюдении минимальных экономических нормативов и требований Национального банка Национальный банк может установить для банка и банковской группы повышенные размеры экономических нормативов. 

101. Комитет по надзору Национального банка вправе: 

1) повысить размер коэффициентов достаточности (адекватности) капитала; 

2) повысить норматив (показатели) ликвидности; 

3) установить размер лимита открытой валютной позиции и позиции в драгоценных металлах в случае, когда необходимо снижение существующих рисков в проведении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами; 

4) изменить другие экономические нормативы, требования и ограничения, устанавливаемые Национальным банком; 

5) отстранить или освободить должностных лиц, сменить органы управления. 

Решение о применении меры воздействия может быть направлено в банк, находящийся во главе банковской группы, или банковскую холдинговую компанию, в том числе материнскую/управляющую компанию-нерезиденту Кыргызской Республики, участнику банковской группы, к которому относится нарушение/недостатки, а также для сведения в уполномоченный государственный орган, регулирующий участника банковской группы. 

Глава 7. Взаимодействие между надзорными органами финансового сектора 

102. Если компания, являющаяся частью банковской группы, подлежит надзору или регулированию со стороны другого уполномоченного государственного органа, Национальный банк и другой уполномоченный государственный орган должны осуществлять сотрудничество в целях всестороннего регулирования и надзора за банковской группой. 

103. Уполномоченный государственный орган предоставляет Национальному банку нижеследующую информацию, находящуюся в его распоряжении и касающуюся банковской группы или любого участника банковской группы: 

- позволяющую определить структуру банковской группы, контролирующих лиц, должностных лиц; 

- об изменениях в структуре владения, управления или в организационной структуре любого участника банковской группы, которые требуют одобрения или уведомления этого уполномоченного государственного органа; 

- о деятельности и политике банковской группы или участника банковской группы; 

- о финансовом состоянии банковской группы и его участников (особое внимание должно быть уделено адекватности капитала, операциям с лицами, имеющими общий интерес, внутригрупповым рискам и прибыли); 

- об организации системы внутреннего контроля банковской группы или участника банковской группы, управлении рисками; 

- о процедуре сбора информации от органов управления участников банковской группы и проверке такой информации; 

- об операциях, сделках, иных событиях внутри банковской группы или участника банковской группы, которые могут серьезно повлиять на деятельность банка-участника банковской группы; 

- о мерах и санкциях, предпринятых со стороны уполномоченного государственного органа в отношении участников банковской группы; 

- другую информацию, необходимую для осуществления эффективного банковского надзора. 

Примечание ИЦ "Токтом": Количество абзацев в пункте 103 настоящего Положения не соответствует количеству абзацев в пункте 103 текста на государственном языке. 

104. Национальный банк вправе запросить отчеты и другие материалы данного уполномоченного государственного органа в целях осуществления надзора на консолидированной основе. Национальный банк также вправе проводить инспектирование участников банковской группы, если другой уполномоченный государственный орган не обладает информацией, необходимой Национальному банку, или если информация, предоставленная другим уполномоченным государственным органом, по мнению Национального банка, недостаточна. Указанные компании и их должностные лица обязаны оказывать содействие и не препятствовать в осуществлении Национальным банком своих полномочий в такой же степени, как это требуется от банка и их должностных лиц. 

105. При необходимости по итогам проверки Национальный банк направляет в уполномоченный государственный орган информацию об итогах проверки участника банковской группы, поднадзорного данному уполномоченному государственному органу. 

  

 

  

  

Приложение 1 

к Положению "О консолидированном надзоре" 

Структура банковской группы 1 

  

  

  

Приложение 2 

к Положению "О консолидированном надзоре" 

Структура банковской группы 2 

  

  

  

Приложение 3 

к Положению "О консолидированном надзоре" 

Структура банковской группы 3 

  

  

  

Приложение 4 

к Положению "О консолидированном надзоре" 

СВЕДЕНИЯ 

об аффилированных лицах банковской группы 

____________________________________________________________________________ 

(Указывается наименование материнской компании и номер структуры группы 2 или 3) 

№ 

Наименование аффилированного лица 

Наименование участника банковской группы 

Характер отношений аффилированного лица с участником банковской группы 

Процент владения акциями/долями в зависимости от отношения к участникам банковской группы 

Наименование/ФИО аффилированного лица/основная деятельность 

Примечание 

  

Указывается наименование аффилированного лица участника банковской группы, получившего актив от участника банковской группы 

Указывается полное наименование участника банковской группы 

Необходимо указать в соответствии с нормами Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" 

Указывается процент/доля владения 

Указывается полное наименование аффилированного лица или ФИО аффилированного лица; вид основной деятельности 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

... 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Примечание: в соответствии со статьей 79 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" аффилированными лицами признаются: 

- значительные участники юридического лица; 

- юридические лица, в которых одно и то же юридическое лицо является значительным участником. 

  

Должность ________________________ 

ФИО ____________________________ 

Подпись _________________ 

СВЕДЕНИЯ 

о связанных лицах с банковской группой лицах 

№ 

ФИО связанного с банковской группой лица 

Занимаемая должность в компании-участнике банковской группы 

ФИО связанного лица 

Раскрытие степени связанности 

Степень родства (родители, супруг/супруга и т.д.) 

  

Указывается фамилия, имя, отчество связанного лица 

Указывается должность связанного лица 

Указывается фамилия, имя, отчество связанного лица 

Указывается степень связанности 

Указывается степень родства со связанным лицом 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

... 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Примечание: Понятие "связанные лица" указаны в статье 115 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности". 

  

Должность ________________________ 

ФИО ____________________________ 

Подпись _________________