Приложение 1 

к постановлению Правления Национального  

банка Кыргызской Республики 

от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1-(НПА) 

ПОЛОЖЕНИЕ 

О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов 

Глава 1. Общие положения 

1. Настоящее Положение разработано в целях определения минимальных требований по организации внутреннего контроля в коммерческих банках, в том числе осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, банках, имеющих исламское окно, микрофинансовых компаниях, привлекающих депозиты, ОАО "Финансовая компания кредитных союзов", жилищно-сберегательных кредитных компаниях, Государственном банке развития Кыргызской Республики (далее - банки), в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (далее - ПФТД/ЛПД), а также проведению операций, имеющих признаки подозрительных операций. 

2. Национальный банк Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) проводит инспектирование деятельности банков по вопросам организации внутреннего контроля в целях ПФТД/ЛПД и направляет информацию о его результатах уполномоченному государственному органу в сфере ПФТД/ЛПД (далее - орган финансовой разведки). 

Глава 2. Понятия и определения 

3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия: 

Бенефициарный владелец - физическое лицо (физические лица), которое в конечном итоге (через цепочку владения и контроля) прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет правом собственности или контролирует клиента либо физическое лицо, от имени или в интересах которого совершается операция (сделка). 

Близкие родственники (родители, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, в отношении которых национальное публичное должностное лицо несет финансовые затраты, в части покрытия расходов на проживание, образование, здравоохранение и другие необходимые расходы). 

Верификация - процедура проверки идентификационных данных клиента и (или) бенефициарного владельца. 

Высокорискованные страны - государства и территории (образования), которые не применяют или применяют в недостаточной степени международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также оффшорные зоны. 

Выявление операций, подлежащих контролю и сообщению - этап организации внутреннего контроля банка в целях ПФТД/ЛПД, который включает определение операций, подлежащих контролю и сообщению в орган финансовой разведки в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

Должностное лицо по ПФТД/ЛПД - сотрудник банка (на уровне руководителя службы комплаенс-контроля), назначаемый в целях организации внутреннего контроля по ПФТД/ЛПД, имеющий доступ ко всей информации, касающейся идентификации, верификации, выявления, фиксирования и передачи данных в орган финансовой разведки. 

Должностное лицо по ПФТД/ЛПД в целях оперативного исполнения своих функций вправе передавать полномочия сотрудникам, находящимся в его подчинении. При этом данное обстоятельство не снимает ответственности с должностного лица за ненадлежащее исполнение своих функций. 

Идентификация - процедура установления идентификационных данных о клиенте и (или) бенефициарном владельце. 

Орган финансовой разведки - Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики. 

Подозрительная операция (сделка) - операция (сделка), подпадающая под следующие признаки: 

а) если имеются подозрение или достаточные основания подозревать, что средства являются доходом, полученным преступным путем, в том числе от предикатных преступлений, или связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов; 

б) если имеются подозрение или достаточные основания подозревать, что средства связаны с финансированием: 

- террористов и экстремистов; 

- террористических и экстремистских организаций (групп); 

- террористической и экстремистской деятельности. 

Подозрительная операция (сделка) определяется должностным лицом по ПФТД/ЛПД в рамках законодательства в области ПФТД/ЛПД для операций, совершаемых с денежными средствами или иным имуществом клиента и бенефициарного владельца. 

Программа внутреннего контроля - внутренние меры, процедуры и системы контроля, применяемые банком в целях исполнения законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФТД/ЛПД. 

Публичные должностные лица - одно из следующих физических лиц: 

а) иностранное публичное должностное лицо - лицо, выполняющее или выполнявшее значительные государственные или политические функции (публичные функции) в иностранном государстве (главы государств или правительств, высшие должностные лица в правительстве, судах, вооруженных силах, государственных органах, предприятиях или учреждениях, видные политические деятели, в том числе видные деятели политических партий); 

б) национальное публичное должностное лицо - лицо, занимающее или занимавшее политическую и специальную государственную должность в Кыргызской Республике, предусмотренную Реестром государственных и муниципальных должностей, утвержденным Президентом Кыргызской Республики, а также высшее руководство государственных корпораций, видные политические деятели, в том числе видные деятели политических партий; 

в) публичное должностное лицо международной организации - высшее должностное лицо международной организации, которому доверены или были доверены важные функции международной организацией (руководители, заместители руководителей и члены правления международной организации или лица, занимающие эквивалентные должности в международной организации). 

Риск-ориентированный подход - применение усиленных мер при наличии высокого уровня риска или упрощенных мер при наличии низкого уровня риска в соответствии с установленными процедурами управления рисками (выявление, оценка, мониторинг, контроль, снижение степени риска). 

Санкционный перечень - перечень физических и юридических лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической или экстремистской деятельности и распространении оружия массового уничтожения. 

Санкционный перечень включает в себя: 

а) сводный санкционный перечень Кыргызской Республики; 

б) сводный санкционный перечень Совета Безопасности ООН. 

Порядок формирования и опубликования санкционного перечня предусмотрен в Положении "О перечнях физических лиц и юридических лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической и экстремистской деятельности, распространении оружия массового уничтожения и легализации (отмывании) преступных доходов", утвержденном постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2018 года № 606. 

Целевые финансовые санкции - замораживание любых операций (сделок) и (или) средств физических и юридических лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической или экстремистской деятельности и распространении оружия массового уничтожения, и (или) ограничение предоставления таким лицам, группам и организациям доступа (прямого или косвенного) к любым средствам или финансовым услугам. 

Понятие "экстремистская деятельность" соответствует нормам понятийного аппарата Закона Кыргызской Республики "О противодействии экстремистской деятельности". 

"Исламский банк", "банк, имеющий "исламское окно", "исламские принципы банковского дела и финансирования", "стандарты шариата", "Шариатский совет" - эти термины соответствуют нормам понятийного аппарата Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" и нормативных правовых актов Национального банка. 

Все другие понятия, используемые в данной сфере, не должны противоречить основным понятиям, изложенным в настоящей главе. 

Примечание ИЦ "Токтом": Количество абзацев в пункте 3 настоящего Положения не соответствует количеству абзацев в пункте 3 текста на государственном языке. 

Глава 3. Деятельность банка в области ПФТД/ЛПД 

4. Деятельность банка в области ПФТД/ЛПД с учетом его дочерних и зависимых компаний включает следующие компоненты: 

1) реализацию программы внутреннего контроля по ПФТД/ЛПД; 

2) оценку эффективности внутреннего контроля по ПФТД/ЛПД службой внутреннего аудита банка; 

3) назначение должностного лица по ПФТД/ЛПД и лица, которое заменит должностное лицо по ПФТД/ЛПД в случае его увольнения (резерв кадра); 

4) обучение сотрудников банка, участвующих в реализации политики по ПФТД/ЛПД. 

5. Совет директоров совместно с Правлением банка ответственен за обеспечение адекватной и эффективной деятельности банка в области противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, а также предотвращение вовлечения банка в проведение операций, имеющих признаки подозрительных операций. 

6. Совет директоров несет ответственность за: 

- утверждение адекватной и эффективной политики в сфере ПФТД/ЛПД; 

- утверждение программы внутреннего контроля в сфере ПФТД/ЛПД, а также осуществление контроля за ее реализацией; 

- определение мер по обеспечению эффективной работы должностного лица по ПФТД/ЛПД; 

- назначение на должность и освобождение от должности должностного лица по ПФТД/ЛПД; 

- рассмотрение отчета службы внутреннего аудита и отчетов должностного лица по ПФТД/ЛПД; 

- определение мер, направленных на устранение недостатков в сфере ПФТД/ЛПД, выявленных службой внутреннего аудита и указанных в отчете должностного лица по ПФТД/ЛПД, а также контролирует их реализацию. 

7. Правление банка несет ответственность за: 

- обеспечение внедрения политики и программы внутреннего контроля в сфере ПФТД/ЛПД, утвержденных Советом директоров банка; 

- обеспечение контроля за исполнением законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФТД/ЛПД; 

- обеспечение обучения сотрудников банка в области ПФТД/ЛПД; 

- обеспечение реализации мер, направленных на устранение недостатков, имеющихся во внутренних мерах, процедурах и системе внутреннего контроля, а также обеспечение проведения независимого аудита; 

- обеспечение исполнения требований нормативных правовых актов Кыргызской Республики, касающихся открытия банковских счетов (в том числе идентификации и верификации клиентов и бенефициарного владельца), проведения операций по счетам и расторжения договоров с клиентами (владельцами счетов) и вкладчиками. 

Правление банка должно предпринимать исчерпывающие меры в целях недопущения вовлечения банка в проведение операций, имеющих признаки подозрительных операций. 

Глава 4. Программа внутреннего контроля по ПФТД/ЛПД 

8. Программа внутреннего контроля по ПФТД/ЛПД является частью системы внутреннего контроля банка и предполагает проведение в банке как минимум следующих мероприятий: 

1) организацию внутреннего контроля, направленную на установление полномочий и ответственности должностных лиц по принятию решений, взаимодействия и подотчетности между лицами и подразделениями, вовлеченными в процесс ПФТД/ЛПД; 

2) осуществление мер по выявлению, оценке, мониторингу, управлению, снижению и документированию рисков; 

3) осуществление надлежащей проверки клиентов, включающей: 

- идентификацию и верификацию клиента; 

- получение информации о цели и предполагаемом характере деловых отношений клиента; 

- идентификацию бенефициарного владельца и принятие доступных и разумных мер для верификации бенефициарного владельца; 

- идентификацию и верификацию операций клиентов, которые наиболее подвержены риску использования в целях финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов, проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций; 

- идентификацию и верификацию операций банка по всем банковским продуктам и услугам, которые наиболее подвержены риску использования в целях финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов, проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций; 

- документальное фиксирование сведений, полученных в результате идентификации и верификации клиента и бенефициарного владельца; 

- хранение и обновление информации и документов о деятельности клиента и его финансовом положении, а также сведений и документов, полученных в результате надлежащей проверки клиента; 

- проведение на постоянной основе надлежащей проверки клиента на протяжении всего периода деловых отношений с клиентом и анализа соответствия операций (сделок), проводимых клиентом, с имеющейся информацией о содержании его деятельности, финансовом положении и об источнике средств, а также о характере рисков финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов. 

Вышеуказанные меры по надлежащей проверке клиента применяются в случаях и порядке, установленных Правительством Кыргызской Республики, а также с учетом результатов оценки рисков. 

4) выявление в деятельности клиента операций, подлежащих контролю и сообщению; 

5) выявление в деятельности клиента операций, имеющих признаки подозрительных операций, в соответствии с требованиями органа финансовой разведки, для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений в осуществлении клиентом подобных операций; 

6) установление порядка и основания для отказа в открытии счета потенциальным клиентам и банкам-корреспондентам, а также для прекращения обслуживания счетов клиентов и корреспондентских отношений с банками; 

7) приостановление операций (сделок) и применение целевых финансовых санкций; 

Приостановление операций (сделок) и применение целевых финансовых санкций осуществляется банком в соответствии с Положением "О порядке приостановления операции (сделки), замораживания и размораживания операции (сделки) и (или) средств, предоставления доступа к замороженным средствам и управления замороженными средствами", утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2018 года № 606. 

8) применение мер в отношении высокорискованных стран в соответствии с требованиями Положения "О порядке применения мер (санкций) в отношении высокорискованных стран", утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2018 года № 606; 

9) своевременное представление в орган финансовой разведки информации и документов, а также сообщений об операциях (сделках), подлежащих контролю и сообщению; 

10) обеспечение хранения сведений и документов об операциях (сделках), а также информации, полученной по результатам надлежащей проверки клиентов; 

11) обеспечение конфиденциальности сведений; 

12) внедрение в банке информационных систем, обеспечивающих оперативное предоставление достоверной и исчерпывающей информации о деятельности банка, в том числе об операциях клиентов; 

13) установление контроля и мониторинга за постоянным обеспечением соблюдения банком законодательства Кыргызской Республики по вопросам ПФТД/ЛПД; 

14) установление контроля за сотрудниками банка, деятельность которых подвержена высокому риску (кассиры, кредитные инспектора, работники операционных подразделений банка и др.), отражение в должностных инструкциях сотрудников соответствующих подразделений банка функций и обязанностей по реализации политики по ПФТД/ЛПД; 

15) обеспечение выполнения иных обязанностей, предусмотренных в законодательстве Кыргызской Республики в сфере ПФТД/ЛПД. 

9. В целях ПФТД/ЛПД банкам необходимо разработать политику организации внутреннего контроля, которую должен утвердить Совет директоров банка. Данная политика является частью общей политики организации системы внутреннего контроля банка. 

В политике организации внутреннего контроля в целях ПФТД/ЛПД должны быть определены принципы построения внутренней системы по ПФТД/ЛПД банка. 

10. Банком должно быть обеспечено соблюдение дочерними и зависимыми компаниями, находящимися как на территории Кыргызской Республики, так и за рубежом, надлежащих мер по организации внутреннего контроля в целях ПФТД/ЛПД. 

Глава 5. Оценка эффективности внутреннего контроля по ПФТД/ЛПД службой внутреннего аудита банка 

11. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в целях ПФТД/ЛПД осуществляется службой внутреннего аудита банка не менее одного раза в год или чаще, в зависимости от уровня риска операций и динамики показателей деятельности банка. 

12. Служба внутреннего аудита в ходе оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПФТД/ЛПД проводит как минимум следующее: 

- оценку эффективности организации системы внутреннего контроля, включая политики, процедуры и организацию деятельности банка по ПФТД/ЛПД; 

- оценку методологии определения уровней рисков, принятых банком; 

- оценку применяемых банком мер по оценке подверженности банка рискам ФТД/ЛПД и управлению ими; 

- выборочное тестирование деятельности должностного лица по ПФТД/ЛПД, включая применяемое программное обеспечение, в том числе на соответствие политикам и процедурам банка; 

- оценку мер, применяемых руководством банка, Правлением и Советом директоров по устранению нарушений, выявленных в ходе предыдущих проверок службой внутреннего аудита банка, внешним аудитом, Национальным банком или органом финансовой разведки; 

- обзор-оценку внутреннего контроля, включая оценку используемого программного обеспечения на степень эффективности выявления и формирования сообщений об операциях (сделках), подлежащих контролю и сообщению; 

- проверку адекватности отчетов должностного лица по ПФТД/ЛПД, предоставляемых Совету директоров, и их соответствия минимальным требованиям Национального банка; 

- проверку соответствия программ обучения сотрудников банка, участвующих в реализации политики по ПФТД/ЛПД. 

По итогам проверки деятельности структурных подразделений банка на предмет соблюдения системы внутреннего контроля по ПФТД/ЛПД внутренний аудитор разрабатывает рекомендации, которые также для ознакомления передаются должностному лицу по ПФТД/ЛПД. 

13. В целях качественного и всестороннего проведения аудита служба внутреннего аудита проводит обсуждения с должностным лицом по ПФТД/ЛПД для получения информации о внутренних мерах, процедурах и системах контроля в сфере ПФТД/ЛПД, а также информации об имеющихся проблемах. Внутренний аудитор должен иметь доступ ко всем материалам и отчетам банка. 

14. По результатам проведенного аудита служба внутреннего аудита готовит отчет о результатах оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПФТД/ЛПД, включая информацию о: 

1) рисках финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов; 

2) нарушениях программ внутреннего контроля и иных внутренних документов банка в сфере ПФТД/ЛПД; 

3) нарушениях законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФТД/ЛПД; 

4) рекомендуемых мерах, необходимых для устранения и предупреждения выявленных нарушений. 

15. Отчет внутреннего аудитора о результатах оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПФТД/ЛПД представляется Совету директоров в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания отчета для последующего рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недопущению их в дальнейшем. 

Глава 6. Должностное лицо, назначаемое в целях организации внутреннего контроля по ПФТД/ЛПД 

16. В целях разработки и реализации политики внутреннего контроля, соответствующих процедур, а также иных внутренних организационных мероприятий по ПФТД/ЛПД Совет директоров утверждает должностное лицо, подотчетное Совету директоров (далее - должностное лицо по ПФТД/ЛПД), и принимает меры по обеспечению непрерывности, независимости, беспристрастности, профессиональной компетентности, эффективной организации условий его работы. 

17. Задачами должностного лица по ПФТД/ЛПД являются: 

1) принятие надлежащих мер для минимизации риска вовлечения банка и участия его сотрудников в совершении преступных (незаконных) деяний, связанных с финансированием террористической деятельности и легализацией (отмыванием) преступных доходов; 

2) эффективная реализация законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФТД/ЛПД; 

3) содействие органу финансовой разведки и Национальному банку в выполнении задач и функций, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики в сфере ПФТД/ЛПД. 

18. В целях ПФТД/ЛПД должностное лицо по ПФТД/ЛПД выполняет следующие функции: 

- разрабатывает и представляет на утверждение Совету директоров, по согласованию с Правлением банка, соответствующую политику внутреннего контроля и доводит данную политику до сведения всех сотрудников, которые участвуют в ее реализации; 

- обеспечивает реализацию политики внутреннего контроля и осуществляет мониторинг исполнения внутренних нормативных документов банка по ПФТД/ЛПД в соответствии с данной политикой; 

- обеспечивает предоставление информации и сведений в орган финансовой разведки, в том числе сообщений об операциях (сделках), подлежащих контролю и сообщению, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики; 

- принимает решение о признании операции (сделки) подозрительной и направлении сообщения о подозрительной операции (сделке) в орган финансовой разведки, с последующим уведомлением Правления банка; 

- представляет информацию и оказывает содействие уполномоченным представителям Национального банка при проведении ими инспекционных проверок деятельности банка по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Положением и внутренними документами банка; 

- организует обучение и консультирует сотрудников банка, которые участвуют в реализации политики по ПФТД/ЛПД; 

- по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, представляет на рассмотрение Совета директоров, с предварительным ознакомлением Правления банка, письменный отчет о результатах реализации политики внутреннего контроля по ПФТД/ЛПД в порядке, определенном внутренними документами банка; 

- оценивает риски ФТД/ЛПД, в том числе при внедрении новых банковских продуктов. 

19. При осуществлении своих функций должностное лицо по ПФТД/ЛПД вправе: 

- получать от руководителей и сотрудников подразделений банка необходимые документы, в том числе приказы и другие распорядительные документы, изданные руководством банка и его подразделений, бухгалтерские и денежно-расчетные документы; 

- получать доступ к базам данных клиентов и бенефициарных владельцев, формируемым банком; 

- инициировать получение дополнительной информации о клиенте, бенефициарном владельце и/или операции (сделке) для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений в осуществлении клиентом финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов; 

- в установленном порядке входить в помещения подразделений банка, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), информационной базы данных; 

- снимать копии с полученных документов, в том числе копии электронных документов; 

- давать временные указания, касающиеся проведения операции (сделки), в том числе предписания о приостановлении операции (сделки) и замораживании операции (сделки) и (или) средств, согласно Положению "О порядке приостановления операции (сделки), замораживания и размораживания операции (сделки) и (или) средств, предоставления доступа к замороженным средствам и управления замороженными средствами", утвержденному постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2018 года № 606; 

- обращаться к Совету директоров банка в случае необходимости; 

- взаимодействовать с Шариатским советом(*) и обращаться к нему. 

Примечание: (*) Касается банков, осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования. 

20. При осуществлении своих функций должностное лицо по ПФТД/ЛПД обязано: 

- обеспечивать сохранность и возврат документов, полученных от соответствующих подразделений банка; 

- обеспечивать соблюдение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении своих функций, и не разглашать данные о передаче информации органу финансовой разведки; 

- уведомлять Правление банка о признании операции (сделки) подозрительной и направлении сообщения о подозрительной операции (сделке) в орган финансовой разведки. 

21. Должностное лицо по ПФТД/ЛПД при реализации политики банка по ПФТД/ЛПД может совмещать деятельность, относящуюся к его компетенции в соответствии с настоящим Положением, с осуществлением иных функций, кроме функций: 

- сотрудника службы внутреннего аудита; 

- сотрудника, осуществляющего операционную деятельность; 

- сотрудника, осуществляющего деятельность, при выполнении которой не обеспечивается его независимость. 

22. Должностное лицо по ПФТД/ЛПД должно: 

- знать законодательство по вопросам ПФТД/ЛПД; 

- иметь четкое понимание банковских продуктов, операций, услуг, операций клиентов, и потенциальных рисков, характерных для деятельности банка по ПФТД/ЛПД. 

23. Обучение (переподготовка) должностного лица по ПФТД/ЛПД, а также сотрудников банка, участвующих в реализации политики по ПФТД/ЛПД, должно осуществляться на регулярной основе, не менее одного раза в год в соответствии с требованиями, установленными в Положении "Об общих требованиях к программе внутреннего контроля", утвержденном постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2018 года № 606. 

24. Ответственность должностного лица по ПФТД/ЛПД, Правления банка и Совета директоров наступает на основаниях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

25. Письменный отчет должностного лица по ПФТД/ЛПД, представляемый Совету директоров банка, должен содержать как минимум следующую информацию за отчетный период и по мере необходимости за другие периоды: 

1) результаты контроля исполнения требований по идентификации, верификации и изучению клиентов, а также установлению бенефициарного владельца; 

2) результаты анализа операций клиентов банка, проводимого в целях выявления операций, имеющих признаки подозрительных операций (сделок), включающие информацию относительно: 

- значительной динамики движения средств по счетам клиентов (действующим счетам клиентов, счетам сотрудников банка); 

- операций на самые крупные суммы; 

- покупки или продажи иностранной валюты клиентам; 

- операций клиентов, суммы которых существенно превышают обороты, присущие обычной деятельности клиента; 

- операций с наличными средствами (обналичивание средств, обмен активами, взнос наличными для пополнения банковского счета посредством специализированных периферийных устройств банка); 

- операций по выдаче кредитов и приему депозитов (срочных); 

- операций с гарантиями, аккредитивами и другими условными обязательствами; 

- переводов без открытия счета по системам денежных переводов, а также посредством системы SWIFT (или других систем, выступающих в банках как основные); 

- операций клиентов и банка по купле-продаже ценных бумаг; 

- движения денежных средств клиентов банка, находящихся в других странах; 

3) о предоставлении сведений в орган финансовой разведки в соответствии с требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики; 

4) о приостановлении операций (сделок) и замораживании операций (сделок) и (или) средств с описанием обоснования для их приостановления и замораживания, представления информации о них в орган финансовой разведки и дальнейшей работе в соответствии с законодательством; 

5) о соблюдении мер по реализации программы внутреннего контроля в целях ПФТД/ЛПД дочерними и зависимыми компаниями банка, находящимися на территории Кыргызской Республики и за рубежом; 

6) о мониторинге исполнения законодательства и внутренних нормативных документов банка по ПФТД/ЛПД в соответствии с политикой банка, их нарушении и принятых мерах; 

7) сведения о результатах работы по устранению нарушений, отмеченных в предыдущих отчетах должностного лица по ПФТД/ЛПД, представленных Совету директоров; 

8) результаты работы сотрудников, участвующих в реализации политики по ПФТД/ЛПД, принятые меры по организации их обучения и консультирования; 

9) аналитическую информацию относительно: 

- возможной взаимосвязи клиентов; 

- банков-корреспондентов; 

- операций по доверительному управлению (траст) имуществом по договорам с клиентами; 

- внедрения новых банковских продуктов и технологий и рисков, связанных с их внедрением. 

26. По итогам рассмотрения письменного отчета должностного лица по ПФТД/ЛПД Совет директоров устанавливает контроль за деятельностью Правления банка по устранению отмеченных в отчете нарушений и принятию мер по недопущению нарушений политики по ПФТД/ЛПД в дальнейшем. 

Глава 7. Риск-ориентированный подход при проведении надлежащей проверки клиента 

27. Банк обязан: 

1) оценивать, определять, документально фиксировать и постоянно обновлять свои риски с учетом результатов национальной оценки рисков и типичных критериев высоких и низких рисков; 

2) в установленном порядке представлять информацию о выявленных рисках Национальному банку и органу финансовой разведки; 

3) разрабатывать и применять усиленную или упрощенную политику, а также меры контроля, процедуры по управлению и снижению рисков. 

28. Банк при проведении надлежащей проверки клиента применяет усиленные или упрощенные меры надлежащей проверки клиента с использованием риск-ориентированного подхода. 

29. Банк обязан классифицировать своих клиентов с учетом критериев риска (высокий и низкий). Для определения уровня риска необходимо как минимум принимать во внимание вид деятельности клиента и местонахождение (происхождение) клиента и/или его бизнеса, а также проводимые им операции, оказываемые услуги и назначение платежей клиента. Типичные критерии высоких и низких рисков устанавливаются и публикуются органом финансовой разведки. Банки могут разрабатывать и применять критерии средних рисков. 

30. На основании всей информации и документов, позволяющих идентифицировать, верифицировать и изучить клиента, банком оценивается уровень риска осуществления клиентом возможного финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов, который отражается в анкете клиента. 

31. Банк должен уделять особое внимание и осуществлять надлежащий контроль в отношении операций банка, подверженных высокому риску осуществления финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов, и проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций. 

32. В случае установления высокого риска банк применяет следующие усиленные меры надлежащей проверки клиента: 

1) сбор дополнительных идентификационных сведений и документов в отношении клиента из доступных и надежных источников информации, а также использование данных сведений при оценке риска, связанного с клиентом; 

2) сбор дополнительной информации о клиенте и бенефициарном владельце для глубокого понимания риска возможной вовлеченности такого клиента и бенефициарного владельца в преступную деятельность; 

3) запрос дополнительной информации у клиента относительно цели и предполагаемого характера деловых отношений, а также источника денежных средств клиента; 

4) проверка источников денежных средств клиента, используемых в рамках установления деловых отношений, для того, чтобы убедиться, что денежные средства не являются доходами от преступной деятельности; 

5) регулярное обновление идентификационных данных клиента и бенефициарного владельца, но не реже одного раза в год; 

6) запрос у клиента дополнительной информации, разъясняющей причину или экономический смысл запланированных или проведенных операций (сделок); 

7) получение разрешения Правления банка на установление или продолжение деловых отношений с клиентом; 

8) осуществление усиленного мониторинга деловых отношений путем ежедневного мониторинга операций (сделок), анализа информации, рассмотрения и учета назначения денежных средств, с использованием как информационных автоматизированных систем, так и в ручном режиме, в целях выявления признаков подозрительных операций (сделок) и операций (сделок), не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, а также доведение результатов мониторинга до сведения должностного лица по ПФТД/ЛПД и Правления банка; 

9) предложение о проведении операции (сделки) через банковский счет, в случае если операцию (сделку) планируется провести без открытия банковского счета. 

Присвоение высокого уровня риска клиенту влечет применение банком усиленных мер надлежащей проверки клиента для эффективного управления и (или) снижения рисков. 

Усиленные меры надлежащей проверки клиента также должны применяться к клиентам из высокорискованных стран. 

33. В случае установления низкого риска банк применяет следующие упрощенные меры надлежащей проверки клиента: 

1) получение общей информации о цели и предполагаемом характере деловых отношений; 

2) верификация клиента и бенефициарного владельца после установления деловых отношений; 

3) сокращение частоты обновления идентификационных данных клиента и бенефициарного владельца; 

4) мониторинг операций (сделок) клиента в сокращенной форме с использованием автоматизированной системы проверки операций (сделок) на основе лимита, определяемого банком. 

34. При обслуживании иностранных публичных должностных лиц банк должен применить следующие меры: 

- использовать инструменты для определения того, является ли клиент или бенефициарный владелец публичным должностным лицом; 

- получить письменное разрешение Правления банка для установления или продолжения (для существующих клиентов) деловых отношений с публичным должностным лицом. Разрешение Правления не требуется при совершении публичным должностным лицом разовой операции; 

- установить источник происхождения денежных средств или иного имущества иностранного публичного должностного лица; 

- проводить постоянный и углубленный мониторинг деловых отношений, в том числе операций (сделок), осуществляемых иностранным публичным должностным лицом, в порядке, установленном для клиентов высокого риска; 

- на постоянной основе обновлять имеющуюся в распоряжении информацию об иностранных публичных должностных лицах. 

Банк должен применить вышеуказанные меры в отношении членов семьи и близких лиц (близкие родственники, деловые партнеры и официальные представители) иностранного публичного должностного лица. 

35. Меры, указанные в пункте 34, применяются также в отношении национальных публичных должностных лиц и публичных должностных лиц международных организаций, а также их семей и близких лиц в случае определения высокого риска деловых отношений с такими лицами. 

36. При выявлении национальных публичных должностных лиц банк фиксирует полученные сведения в электронном формате, согласно форме анкеты публичного должностного лица, установленной органом финансовой разведки, и в течение 3 (трех) рабочих дней направляют в орган финансовой разведки информацию, зафиксированную в анкете национального публичного должностного лица, по электронным каналам связи. 

37. Банк может использовать открытые источники информации для установления, мониторинга и проверки информации в отношении публичных должностных лиц. 

38. Банк должен обновлять сведения, полученные в результате идентификации, верификации и изучения клиента, а также установления бенефициарного владельца, периодически, не реже одного раза в год в случаях, когда банк оценивает риск осуществления клиентом финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов, как высокий, и в иных случаях не реже одного раза в три года. 

39. Банк должен обеспечить соблюдение всех процедур, разработанных в целях осуществления надлежащего контроля риска финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов, связанного с применением новых технологий (новых банковских продуктов), предполагающих осуществление операций (сделок) без непосредственного контакта с клиентом. 

40. При установлении корреспондентских отношений банк должен установить, в том числе путем направления запроса банку-корреспонденту, осуществляются ли им меры по ПФТД/ЛПД, включая идентификацию, верификацию и изучение банком-корреспондентом его клиентов. 

Глава 8. Выявление операций (сделок), подлежащих контролю и сообщению 

41. Банком должен быть определен порядок проверки деятельности клиентов на предмет наличия критериев и признаков, свидетельствующих о возможном осуществлении финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов, установленных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. В этих целях банк проводит мониторинг своих деловых отношений с клиентами на постоянной основе, который предусматривает следующие мероприятия: 

- изучение проведенных операций по счету клиента, чтобы убедиться, что деятельность клиента соответствует информации, имеющейся у банка о клиенте, его бизнесе и уровне риска по данному клиенту; 

- в случае необходимости выяснение происхождения денежных средств, поступивших на счет клиента; 

- анализ всех сложных или необычайно крупных операций, которые не имеют очевидной или видимой экономической или законной цели; 

- фиксирование и документирование всей полученной информации банка и в случае необходимости передача данной информации в орган финансовой разведки. 

42. Операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом подлежит контролю и сообщению в орган финансовой разведки. 

К операциям (сделкам), подлежащим контролю и сообщению, относятся следующие операции (сделки): 

- подозрительные операции (сделки); 

- операции (сделки) с физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран. Перечень операций (сделок) с физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран, подлежащих сообщению в орган финансовой разведки, определяется в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики; 

- операции (сделки), совершенные физическим лицом, отбывшим наказание за осуществление легализации (отмывания) преступных доходов, террористической или экстремистской деятельности, а также за финансирование такой деятельности; 

- операции (сделки) с наличными денежными средствами. 

43. До начала осуществления новых видов услуг или операций банком должны быть выявлены и оценены все возможные риски, касающиеся данной услуги или операции, в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. 

44. Банк обязан принять необходимые меры с целью проверки наличия в отношении клиента, бенефициарного владельца сведений об их участии в террористической или экстремистской деятельности и распространении оружия массового уничтожения, а также легализации (отмывании) преступных доходов. 

Указанные сведения содержатся в Санкционном перечне, а также Перечне лиц, групп, организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в легализации (отмывании) преступных доходов, ответственным за формирование и обновление которых является орган финансовой разведки. 

45. Сотрудники структурных подразделений банка, осуществляющие идентификацию клиентов и выявление операций, имеющих признаки подозрительных операций, в соответствии с порядком, определенным политикой и процедурами банка, должны информировать должностное лицо по ПФТД/ЛПД о всех случаях выявленных операций, имеющих признаки подозрительных операций. 

Глава 9. Фиксирование, хранение и передача в орган финансовой разведки информации, полученной при осуществлении внутреннего контроля 

46. Информация об операциях (сделках) клиента, полученная при осуществлении внутреннего контроля, подлежит обязательному документальному фиксированию в объемах, достаточных для подтверждения или опровержения подозрений в осуществлении клиентом финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов. 

47. При подтверждении подозрений в определении операции клиента как операции, имеющей признаки подозрительных операций, должностное лицо по ПФТД/ЛПД принимает решение о признании операции (сделки) подозрительной и направляет сообщение о подозрительной операции (сделке) в орган финансовой разведки в соответствии с порядком передачи информации, утверждаемым органом финансовой разведки, с последующим уведомлением Правления банка. 

Правление банка несет ответственность за своевременное осуществление дальнейших действий, в том числе, приостановление проведения операции (сделки) и/или прекращение деловых отношений с клиентом. 

Примечание ИЦ "Токтом": Количество абзацев в пункте 47 настоящего Положения не соответствует количеству абзацев в пункте 47 текста на государственном языке. 

48. Банк формирует и направляет в орган финансовой разведки сообщения об операциях (сделках), подлежащих контролю и сообщению, указанных в пункте 42 настоящего Положения, независимо от суммы, совершенной или совершаемой операции (сделки), за исключением операций (сделок) с наличными денежными средствами, пороговая сумма по которым устанавливается Правительством Кыргызской Республики. 

49. Банк обеспечивает представление сообщения в следующие сроки: 

1) сообщение о подозрительной операции (сделке) - в течение 5 (пяти) часов с момента признания в установленном порядке операции (сделки) подозрительной; 

2) сообщение об операции (сделке) с физическими или юридическими лицами из высокорискованных стран - в течение 2 (двух) рабочих дней со дня совершения такой операции (сделки); 

3) сообщение об операциях (сделках), совершенных физическим лицом, отбывшим наказание за осуществление легализации (отмывания) преступных доходов, террористической или экстремистской деятельности, а также за финансирование такой деятельности, - в течение 2 (двух) рабочих дней со дня совершения таких операций (сделок); 

4) сообщение об операции (сделке) с наличными денежными средствами - в течение 3 (трех) рабочих дней со дня совершения такой операции (сделки). 

Вышеуказанные сообщения направляются в орган финансовой разведки в соответствии с требованиями Положения "О порядке представления информации и документов в орган финансовой разведки Кыргызской Республики", утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2018 года № 606. 

50. Банк не вправе информировать клиентов о передаче информации в орган финансовой разведки, кроме случаев, предусмотренных законодательством в сфере ПФТД/ЛПД. 

51. Информация и документы, содержащие сведения о клиенте, бенефициарном владельце, в том числе деловая переписка, а также об операциях (сделках) клиента, полученные в ходе проверки, согласно настоящему Положению, должны храниться не менее 5 (пяти) лет после прекращения отношений между банком и клиентом.