Приложение 

к постановлению Правления Национального  

банка Кыргызской Республики 

от 20 июня 2018 года № 2018-П-12/24-2-(НПА) 

ИНСТРУКЦИЯ 

об осуществлении банковского надзора 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1) 

Глава 1. Общие положения 

1. В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" Национальный банк Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) осуществляет банковский надзор и устанавливает нормы регулирования в целях обеспечения стабильности и надежности банковской системы Кыргызской Республики, защиты интересов вкладчиков и других кредиторов, соблюдения банковского законодательства Кыргызской Республики. 

2. Система надзора Национального банка состоит из двух основных видов надзорной деятельности, дополняющих и поддерживающих друг друга, - осуществление внешнего надзора и инспекторских проверок. 

3. Настоящая Инструкция об осуществлении банковского надзора (далее - Инструкция) определяет основные принципы внешнего надзора, цели и виды инспекторских проверок деятельности коммерческих банков, микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, ОАО "Финансовая компания кредитных союзов", а также Государственного банка развития Кыргызской Республики. 

Кроме того, настоящая Инструкция устанавливает обязательные требования, предъявляемые к банкам, в связи с проведением внешнего надзора и инспекторских проверок их деятельности. 

4. Для целей настоящей Инструкции используются следующие определения: 

- банки - коммерческие банки, микрофинансовые компании, привлекающие депозиты, ОАО "Финансовая компания кредитных союзов", а также Государственный банк развития Кыргызской Республики; 

- риск-ориентированный надзор за коммерческими банками (далее - РОН) - надзорный подход, который предназначен для идентификации основных рисков в деятельности и практике коммерческих банков в целях сохранения их безопасности и устойчивости, и, соответственно, направлен на оценку того, как коммерческий банк управляет этими рисками (Приложение 6); 

- куратор/институциональный инспектор (банка) - уполномоченный работник Национального банка, который в соответствии с возложенными на него функциональными обязанностями осуществляет банковский надзор за деятельностью отведенных под его ответственность поднадзорных организаций; 

- присущий риск - это подверженность риску при отсутствии каких бы то ни было мер контроля; 

- чистый риск - определяется как присущий риск после снижения риска за счет качества управления риском; 

- профиль риска банка - это сводная информация всех видов рисков и их уровней, приемлемых для банка (холдинговой компании/аффилированного банка), которые отражают все ключевые проблемы в деятельности банка (холдинговой компании/аффилированного банка) и выводы по итогам текущей (последней обновленной) оценки имеющейся информации по данным рискам; 

- сводный рейтинг банка - это общая оценка профиля риска банка после рассмотрения результатов оценки его менеджмента, доходности и капитала с точки зрения чистого риска; 

- орган финансовой разведки - Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1) 

Глава 2. Банковский надзор 

5. Банковский надзор - совокупность мероприятий Национального банка по планированию, инспектированию, мониторингу, оценке и взаимодействию, предусматривающих сотрудничество между надзорным органом и банком. Национальный банк составляет стратегию надзора для каждого банка, сочетая проводимые комплексные и целевые инспекторские проверки с внешним надзором. 

Риск-ориентированный подход в рамках надзора Национального банка за деятельностью банков включает оценку риска, количественный и качественный анализ, основанный в том числе на профессиональном суждении инспекторов, индивидуальный подход к банку с учетом его характера, риск-профиля и значимости, а также обеспечивает эффективное распределение надзорных ресурсов для наиболее действенного их использования. На каждом этапе надзорного цикла Национальный банк в лице уполномоченных подразделений оценивает, насколько эффективно руководство банка выявляет, измеряет, контролирует и управляет своими рисками. 

6. Взаимодействие и обмен информацией Национального банка с банками являются важными компонентами банковского надзора. Национальный банк придерживается принципа постоянного и эффективного сотрудничества с банками, находящимися под его надзором. Взаимодействие осуществляется в виде переговоров, встреч, переписок при рассмотрении отчета по итогам инспекторской проверки и результатам внешнего надзора, а также на основании других письменных документов. 

7. Для обсуждения текущих проблем банка кураторы/институциональные инспекторы могут встречаться с исполнительным руководством банка, а также с Советом директоров/членом Совета директоров банка - по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Кроме того, кураторы/институциональные инспекторы могут встречаться с внешними аудиторами банка по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Встречи при необходимости могут быть задокументированы. 

Предметом обсуждения могут быть: 

- показатели финансового состояния и наметившиеся тенденции; 

- существенные, по мнению исполнительного органа или Совета директоров банка, вопросы, касающиеся банка и банковской системы в целом; 

- выполнение мер по предупреждению/исправлению недостатков и негативных последствий; 

- адекватность управленческой информации и эффективности менеджмента банка; 

- возможные изменения в профиле риска банка (холдинговой компании/аффилированного банка); 

- будущие надзорные мероприятия; 

- меры, предпринимаемые банком по информированию общественности; 

- другие вопросы. 

В рамках банковского надзора начальник соответствующего подразделения Национального банка по корпоративной электронной почте направляет на имя председателя/заместителя председателя Правления банка данные куратора/институционального инспектора того или иного банка (ФИО, адрес почты, телефоны, должность), информацию о необходимости предоставления запрашиваемых куратором/институциональным инспектором данных в любом доступном виде, в том числе по электронной почте. Куратор/институциональный инспектор направляет запросы в банк только по вопросам, относящимся к функциям надзора за деятельностью банка. Запросы, направленные начальником соответствующего подразделения Национального банка по электронной почте с домена Национального банка (*@nbkr.kg или *@nbkr.banks.kg) в рамках осуществления надзорных функций с уведомлением куратора/институционального инспектора банка, приравниваются к запросам куратора/институционального инспектора банка. 

При необходимости посещения банка куратором/институциональным инспектором банк должен обеспечить доступ в помещения банка, к необходимой документации, материалам и к банковским записям. В присутствии уполномоченного сотрудника банка банк должен обеспечить доступ к технической инфраструктуре (автоматизированной системе банка, документации по системе, включая документацию по результатам тестовых испытаний, базы данных платежных систем, включая СВИФТ), за исключением информации о кодах доступа (пароли, PIN-коды) пользователей и клиентов к автоматизированным системам и другой аналогичной информации. 

Банк, его акционеры, должностные лица и другие работники, а также связанные с банком лица, обязаны своевременно представлять отчеты, документы и любую информацию по требованию Национального банка. 

8. Внешний надзор за банками осуществляется дистанционно, на постоянной основе, посредством анализа деятельности банков по представленным отчетам и другой информации, а также взаимодействия с органами управления банка по основным направлениям деятельности банка. 

Внешний надзор за банками является непрерывной деятельностью банковского надзора, который включает в себя, как минимум, следующее: 

- мониторинг и оценка изменений финансового состояния в рамках периодической отчетности; 

- наблюдение за изменением профиля риска с учетом предыдущих результатов внутреннего и внешнего аудита, инспекторских проверок и текущих данных; 

- обеспечение своевременного выявления изменений финансовой структуры и показателей работы с помощью систем раннего предупреждения и стресс-тестирования на основе имеющейся информации; 

- последующие действия и анализ финансовых изменений в банке и в банковской системе в целом; 

- мониторинг и оценка изменений бизнес-плана и бизнес-стратегии. 

9. При осуществлении банковского надзора особое внимание уделяется оценке процессов управления банком, так как масштаб и степень операций и сделок банка зависит от качества управления и управленческих методов, а также существенности проверяемых видов деятельности и операций. Проверка операций и сделок банка является надежным и необходимым инструментом для оценки общего состояния банка и определения степени соблюдения внутренних политик, процедур и внутреннего контроля. 

Примечание. В рамках настоящей Инструкции проверка операций и сделок подразумевает не только сверку внутренних учетных записей с регулятивной и финансовой отчетностью, сравнение ежедневных операций с требованиями политик и процедур (для оценки соблюдения внутренних процедур), но и другие проверочные процедуры, такие как, например, проверка и оценка качества отдельных кредитов и инвестиций и т.п. 

10. Национальный банк осуществляет банковский надзор за деятельностью банков по вопросам организации внутреннего контроля, в том числе в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (далее - ПФТД/ЛПД) и направляет информацию о его результатах органу финансовой разведки. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1) 

Глава 3. Цели проведения инспекторских проверок 

11. Основными целями проведения проверок деятельности банка являются: 

- изучение и оценка уровня, характера и особенностей присущих деятельности банка рисков, которые могут препятствовать устойчивой и безопасной деятельности банка, принимая во внимание профиль риска; 

- изучение, оценка эффективности и качества структуры корпоративного управления и внутреннего контроля банка с учетом характера его бизнеса и рисков; 

- оценка систем и процессов управления рисками, уделяя особое внимание выявлению слабых/уязвимых мест, которые могут повлиять на адекватность капитала и ликвидность банка; 

- определение достоверности финансовой и регулятивной отчетности банка, а также изучение финансового состояния банка; 

- оценка выполнения банком предписаний, требований и рекомендаций Национального банка; 

- оценка соответствия и соблюдения банком норм банковского законодательства и норм законодательства о ПФТД/ЛПД; 

- выработка рекомендаций по предупреждению выявленных негативных тенденций в деятельности банка, по устранению выявленных нарушений, недостатков, улучшению состояния банка, снижению чистого риска банка, а при необходимости - выработка предупредительных мер и мер воздействия; 

- проведение обзора по ключевым рискам, а также изучение функции контроля и управления рисками; 

- выполнение банком иных обязанностей и требований, установленных банковским законодательством и законодательством о ПФТД/ЛПД. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1) 

Глава 4. Виды инспекторских проверок 

12. Инспекторские проверки в зависимости от поставленных целей и задач могут быть комплексными и целевыми. При выявлении нарушений, недостатков и рискованной практики к банку могут быть применены соответствующие меры воздействия и/или направлены рекомендации (конструктивные и обоснованные замечания и предложения надзорного органа, составляемые в целях информирования руководства банка о выявленных проблемах и вопросах, требующих внимания) по снижению рисков, оценки профиля риска банка, отдельных его компонентов, и в случае необходимости может быть пересмотрена надзорная стратегия банка. 

Комплексные проверки охватывают широкий спектр рисков и деятельности соответствующего банка, чтобы обеспечить целостное представление о профиле риска банка. 

Целевые проверки сосредоточены на конкретных участках работы банка, например, на определенном продукте (к примеру, кредитной карте), функции (к примеру, внутреннем аудите), или риске (например, кредитном риске, риске ФТД/ЛПД) и т.п. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1) 

13. Объем и частота инспекторских проверок определяются с учетом общей стратегии надзора и характеристик банка (размер, характер деятельности, профиль риска, выявленные недостатки и т.п.). Помимо проверок, определенных выше, целевые проверки могут проводиться в ответ на событие или инцидент, возникший в банке и требующий незамедлительных надзорных действий. В случае необходимости могут быть проведены последующие проверки для оценки прогресса банка в осуществлении корректирующих действий или мер, определенных в предыдущей запланированной или целевой проверке. 

Срок инспекторской проверки указывается в направлении на проверку деятельности банка (Приложение 2) и устанавливается в зависимости от: 

- вида проверки; 

- значимости и профиля риска банка; 

- объема и специфики проводимых банком операций. 

При этом общий срок проведения инспекторской проверки не может превышать 60 рабочих дней. 

14. В соответствии с политикой Национального банка по осуществлению РОН комплексная проверка проводится, чтобы в соответствии с запланированным объемом работ оценить все элементы профиля рисков банка (кредитный риск, рыночный риск, риск ликвидности, операционный риск, риск ФТД/ЛПД, комплаенс-риск, качество управления рисками, чистый риск, капитал, доходность и менеджмент) и включает изучение всех видов деятельности банка. Комплексная проверка охватывает как минимум следующие элементы: 

- изучение структуры собственности и групповой структуры банка, изучение его корпоративного управления; 

- анализ финансового положения банка, достаточности капитала, уровня доходности, структуры ликвидности; 

- изучение стратегических документов банка, деловой модели, корпоративной культуры/поведения; 

- изучение основных категорий присущего риска (кредитный, рыночный, процентной ставки, риск ликвидности, операционный, ФТД/ЛПД и комплаенс-риск) и качество управления риском (стратегии и политика, процессы и процедуры, средства контроля и кадры); 

- проверка достоверности информации, представляемой банком в рамках периодической регулятивной банковской отчетности (далее - ПРБО), публикуемой в финансовых отчетах, а также другой печатной информации. Эта процедура может также включать проверку полноты и точности данных/отчетов, направляемых банками в кредитное (кредитные) бюро. 

Отчет, основанный на результатах комплексной проверки в рамках РОН, включает (но не ограничивается) следующие вопросы: 

- кредитный риск; 

- рыночный риск; 

- риск ликвидности; 

- операционный риск; 

- комплаенс-риск; 

- риск ФТД/ЛПД; 

- менеджмент; 

- доходность; 

- достаточность капитала; 

- внутренний контроль, управление рисками и внешний аудит; 

- проверка информации, предоставленной в банковских нормативных и финансовых отчетах и информации, опубликованной для широкой общественности; 

- проверка операций по приобретению/отчуждению акций банка, а также процесса по увеличению/уменьшению суммы акционерного капитала на соответствие законодательству; 

- обзор операций в иностранной валюте с целью определения уровня рисков, связанных с операциями, осуществляемыми в иностранной валюте, и оценки управления рисками обменного курса; 

- рассмотрение внебалансовой деятельности банка с целью определения уровня рисков, связанных с внебалансовыми операциями, и оценки управления рисками. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1) 

15. Проведение целевой проверки может быть вызвано необходимостью более тщательного рассмотрения того или иного аспекта деятельности банка. 

Целевые проверки могут быть плановыми или внеплановыми (специальными). 

16. Проверки могут быть как с предварительным уведомлением банка, так и внезапными (без предварительного уведомления о предстоящей проверке). В случае проведения внезапной проверки направление на проверку представляется в банк непосредственно в момент прибытия группы инспекторов в банк. 

17. Проведение внезапных проверок может осуществляться в том числе в случаях, если: 

- на основании предоставленной отчетности и иных сведений выявлены негативные тенденции, которые могут привести к ухудшению финансового состояния банка; 

- в деятельности банка имеют место обстоятельства, не соответствующие законодательству Кыргызской Республики; 

- предварительное уведомление банка о предстоящей проверке не способствует эффективному достижению цели внезапных проверок (например, проверка кассовой дисциплины и т.д.). 

Национальный банк вправе инициировать внезапные проверки при наличии других оснований. 

18. В случае если проверка не является внезапной, то руководитель проверки высылает в банк уведомительное письмо с приложением Перечня необходимых документов (Приложение 1), не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала проверки, при этом направление на проверку (Приложение 2) представляется по прибытию в банк. Перечень необходимых документов, указанный в Приложении 1, не является окончательным и может дополняться/изменяться в зависимости от значимости и профиля риска банка. 

19. Филиалы/сберегательные кассы банка могут подвергаться отдельным проверкам. 

Глава 5. Проведение инспекторской проверки 

20. Руководитель проверки проводит встречу с председателем Правления банка (или лицом, исполняющим его обязанности)/руководителем филиала, сберегательной кассы, для того чтобы: 

- вручить направление на проверку, а также сообщить о масштабах и задачах проверки; 

- обсудить процесс проведения проверки; 

- представить инспекторов с указанием участков их работы; 

- определить порядок осуществления контактов с руководством и сотрудниками банка; 

- ответить на вопросы руководства банка относительно предстоящей проверки. 

21. При получении уведомительного письма Национального банка о предстоящей проверке банк обязан представить в первый день проверки все документы, которые были перечислены в Перечне, приложенном к уведомительному письму. 

Банк предоставляет оригиналы документов в исключительных случаях. Если по объективным причинам невозможно предоставить оригиналы, банк представляет копии документов, заверенные должностным лицом и печатью банка. По запросу группы проверяющих банк предоставляет электронные версии запрашиваемых инспекторами документов. 

22. Во время инспекторской проверки руководство и персонал банка должны оказывать группе проверяющих (инспекторам) всестороннее содействие и обеспечить выполнение следующих условий: 

- свободный доступ в помещения банка, к любому сотруднику банка, документации в формате, запрашиваемом инспекторами в установленные сроки, в том числе банковским записям, в присутствии уполномоченного сотрудника проверяемого банка - к технической инфраструктуре (автоматизированные системы банка, документация на систему, включая документацию по результатам тестовых испытаний, базы данных платежных систем, включая СВИФТ), необходимый для проведения инспекторской проверки, за исключением информации о кодах доступа (пароли, PIN-коды) пользователей и клиентов к автоматизированным системам; 

- предоставление электронной копии (файлы резервного копирования в широко используемом формате при работе с базами данных банков) полной и достоверной информации из автоматизированной банковской системы банка по любым видам деятельности банка, включая депозитную, кредитную, платежную, казначейскую деятельность, а также по работе с корпоративными ценными бумагами за любой указанный период, за исключением информации о кодах доступа (пароли, PIN-коды) пользователей и клиентов к автоматизированным системам; 

- предоставление электронной копии полной и достоверной информации обо всех финансовых операциях банка, проведенных через систему СВИФТ, включая выписки по корреспондентским счетам банков-корреспондентов на запрашиваемую инспекторами дату, а также по другим платежным системам, используемым банком и затрагивающим корреспондентские счета; 

- своевременное получение инспекторами всей необходимой устной и письменной информации; 

- предоставление группе проверяющих отдельного помещения в банке, в котором отсутствуют аудио- и видеоустройства, обеспечивающие видео- и аудиозапись, и пресекать любые попытки третьих лиц установить аудио- и видеооборудование в помещении, предоставленном группе проверяющих, и незамедлительно сообщать об этом руководителю проверки. В случае нарушения данных требований сотрудники банка, в том числе руководство банка, будут нести ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

- обеспечение банком безопасного хранения документов банка и Национального банка, а также обеспечение оборудованием и техникой, необходимыми для осуществления проверки; 

- предоставление группе проверяющих права доступа к автоматизированным банковским системам с возможностью получения информации обо всех клиентах банка и их счетах, обо всех балансовых счетах банка (чтение, формирование и печать отчетов, без права проведения проводок); 

- назначение одного из заместителей председателя Правления ответственным за координацию взаимоотношений банка с группой проверяющих, за оперативное и эффективное решение административных и иных вопросов, возникающих в ходе инспекторской проверки. 

23. На любом этапе инспекторской проверки инспекторы вправе осуществлять ведение протокола встреч и переговоров с руководством и сотрудниками банка посредством аудио- и видеозаписи. При этом до начала встреч/переговоров все участники должны быть предупреждены об осуществлении аудио- и видеозаписи. 

24. При любом воспрепятствовании проведению инспекторской проверки банком в том числе непредставлении требуемой информации (в электронном/бумажном виде) его руководством и/или сотрудниками, руководитель проверки составляет Акт о противодействии проведению проверки (далее - Акт о противодействии) (в двух экземплярах) (Приложение 3), о чем немедленно сообщается своему непосредственному руководству (начальнику структурного подразделения), а также заместителю председателя/члену Правления Национального банка, курирующему надзорный блок. 

Представители банка, препятствующие инспекторской проверке банка или не предоставляющие требуемую информацию, подписывают Акт о противодействии в двух экземплярах. Один экземпляр составленного акта передается банку, другой экземпляр хранится у инспекторов Национального банка. При отказе подписать Акт о противодействии со стороны банка один экземпляр составленного Акта в банке без подписи представителя банка с отметкой об отказе от подписи направляется в банк с сопроводительным письмом структурного подразделения Национального банка. 

На банк и/или на его должностные лица, оказавшие воспрепятствование инспекторской проверке банка (в виде недопуска, отказа, предоставления неполной и/или несвоевременной информации по запросу инспекторов и т.д.) могут быть применены иные меры воздействия в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка и законодательством Кыргызской Республики. 

25. В ходе проверки группа проверяющих Национального банка периодически проводит с исполнительным руководством банка встречи для обсуждения отдельных вопросов. 

26. Инспекторы могут запрашивать документы банка, связанные с выполнением возложенных на них заданий, а также могут делать копии или выписки из необходимых документов и требовать представления объяснений по документам от банка или от лиц, которые являются или являлись акционерами, владеющими пятью и более процентами акций банка с правом голоса или иным способом влияющими на принятие управленческих решений. 

27. При выполнении заданий инспекторы могут проводить обсуждение по возникающим в ходе проверки вопросам с непосредственными исполнителями и начальниками структурных подразделений. Обсуждение вопросов, относящихся к компетенции членов Совета директоров, Правления, внешних аудиторов проверяемого банка, осуществляется в присутствии руководителя проверки. 

28. В случае выявления в ходе проверки рисков/недостатков/нарушений, в том числе и в других сферах деятельности банка, которые первоначально не были предусмотрены при планировании проверки, сроки проверки могут быть продлены, но не более установленного пунктом 13 настоящей Инструкции срока. 

29. В ходе проверки инспекторы совместно с работниками банка могут выезжать к клиентам банка в целях проведения мониторинга деятельности клиента, а также на место нахождения залогового имущества. 

Глава 6. Заключительная встреча с исполнительным руководством банка 

30. В последнюю неделю проверки в случае необходимости, определяемой руководителем проверки и соответствующим начальником структурного подразделения надзорного блока, проводится предварительная встреча группы проверки с председателем Правления банка (или лицом, исполняющим его обязанности), с участием руководителей/сотрудников структурных подразделений банка, которая организуется для информирования руководства банка о результатах проверки и обсуждения выводов и при выявлении недостатков/нарушений/значительных рисков - о предварительном проекте мер воздействия (требований, предписаний и т.д.). 

В рамках данной встречи банку дается возможность предоставить свои комментарии или разъяснения по тем или иным вопросам, озвученным группой проверяющих по проверенным участкам деятельности банка. По итогам предварительной встречи составляется краткий протокол, который подписывается руководителем проверки и председателем Правления банка или лицом, исполняющим его обязанности, не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты встречи. 

В случае отказа банка подписать протокол по результатам встречи в банк направляется письмо с освещением основных вопросов, обсужденных на встрече. 

31. Руководителем проверки должна быть организована заключительная встреча с руководством банка для обсуждения выводов и результатов проверки в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня завершения проверки. При этом заключительная встреча при необходимости может проводиться в несколько этапов (но не более трех раз). На встрече должны присутствовать задействованные в ходе проверки инспекторы, а также при необходимости - начальник(и) соответствующего(их) подразделения(й) надзорного блока. При необходимости на заключительной встрече может присутствовать заместитель председателя/член Правления Национального банка, курирующий надзорный блок. 

Заключительная встреча дает возможность руководству банка разъяснить ситуацию по вопросам, вызывающим обеспокоенность у надзорного органа, выяснить и уточнить имеющиеся проблемы, а также задать вопросы инспекторам, осуществлявшим проверку банка. 

До заключительной встречи банк имеет право предоставить руководителю и группе проверяющих свои письменные комментарии и разъяснения по тем или иным вопросам, озвученным группой проверяющих по проверенным участкам деятельности банка на предварительной встрече, при этом данные комментарии/разъяснения могут быть приняты во внимание при написании отчета о результатах проверки. 

Данные комментарии/разъяснения при необходимости с подтверждающими документами должны быть представлены не позднее сроков, установленных Национальным банком на предварительной встрече. 

32. В ходе заключительной встречи руководитель проверки информирует руководство банка о предварительных выводах, сделанных в ходе проверки, в том числе по вопросам, определенным в пункте 14 настоящей Инструкции. 

33. В ходе заключительной встречи руководитель проверки сообщает руководству банка о необходимости исправить все недостатки, выявленные в ходе проверки, а также рекомендует приемлемые решения указанных проблем и сроки их исполнения. 

34. По итогам встречи составляется протокол, где фиксируются все обсужденные вопросы, и который подписывается руководителем проверки и председателем Правления банка, а в случае его отсутствия - лицом, исполняющим его обязанности, не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты встречи. 

35. В случае необходимости по результатам проверки может быть затребована корректировка финансовой и регулятивной отчетности в соответствии с МСФО 8 "Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки" с учетом существенности на отчетную дату (конец месяца), следующую после завершения даты проверки или на дату проверки. При этом, если операция, по которой требуется корректировка, относится к предыдущим кварталам отчетного года, то банку следует изменить финансовую отчетность таким образом, как будто бы данная операция была правильно отражена в учете в момент ее совершения, с обязательной публикацией измененных статей в соответствующих формах финансовой отчетности за прошедшие кварталы с необходимыми пояснениями. Публикация должна быть осуществлена в течение 15 (пятнадцати) календарных дней после совершения корректировок. 

Также данная публикация должна содержать информацию о том, что финансовые отчеты с момента совершения операции на ежемесячной основе (указать месяцы) были изменены и пользователи могут ознакомиться с ними по месту нахождения банка (головной офис, филиалы, представительства, сберегательные кассы) с указанием их адреса; 

- если операция, по которой требуется корректировка, относится к текущему кварталу отчетного года, то банку следует пересчитать финансовую отчетность за прошедшие месяцы квартала таким образом, как будто бы данная операция была правильно отражена в учете в момент ее совершения, с последующей публикацией финансовой отчетности за текущий квартал в установленные сроки с пояснением об осуществленных корректировках. 

Также данная публикация должна содержать информацию о том, что ежемесячные финансовые отчеты прошедшего квартала изменены (с указанием месяцев) и пользователи могут ознакомиться с ними по месту нахождения банка (головной офис, филиалы, представительства, сберегательные кассы) с указанием их адреса. 

Глава 7. Отчет о проверке 

36. По итогам проверки в случае выявления недостатков, нарушений и рискованной практики к банку могут применяться меры воздействия и/или рекомендации для исправления и/или улучшения ситуации. По итогам комплексных проверок в банк направляется отчет о проверке. Отчет о проверке информирует Совет директоров и Правление об основных выводах и заключениях проверки, включая все существенные проблемы и меры, которые необходимо предпринять. 

37. Отчет о проверке содержит информацию об общем состоянии банка, и если необходимо, то и о состоянии отдельных подразделений (филиалов) банка, а также об имеющихся существенных рисках и/или недостатках. 

38. Отчет о проверке банка составляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка. Отчет о проверке является собственностью Национального банка, в то же время передача банком отчета о проверке третьим лицам осуществляется с разрешения Национального банка в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Банки должны обеспечить сохранность отчета о проверке и не должны распространять его в бумажном или электронном видах. 

Глава 8. Ознакомление с отчетом о проверке 

39. Отчет о проверке направляется председателю Совета директоров и председателю Правления в запечатанном виде с грифом "ДСП" нарочно с сопроводительным письмом проверенного банка не позднее чем через 40 (сорок) рабочих дней с даты завершения заключительного обсуждения с банком итогов проверки. В обязательном порядке должно быть получено подтверждение о доставке отчета, включающее ФИО лица, получившего отчет, и дату доставки. 

40. Отчет о проверке в запечатанном виде с грифом "ДСП" направляется председателю Совета директоров и председателю Правления банка вместе с сопроводительным письмом, в котором может указываться информация о сводном рейтинге, присвоенном банку по итогам проверки, с указанием, что данная информация является конфиденциальной и не подлежит передаче третьим лицам. 

41. В сопроводительном письме указывается: 

- что членам Совета директоров и Правлению банка необходимо внимательно изучить отчет и в зависимости от рекомендаций и требований, содержащихся в отчете, принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений и отмеченных недостатков; 

- что после ознакомления с Отчетом о проверке членам Совета директоров и Правления, а также начальникам (руководителям) отделов (служб) внутреннего аудита, риск-менеджмента и комплаенс-контроля банка необходимо подписать лист ознакомления с Отчетом по проверке; 

- в случаях если Национальный банк считает, что необходимо проведение встречи с Советом директоров, назначается дата встречи. 

42. В случае, если, по мнению Национального банка, нет необходимости в проведении встречи с Советом директоров банка, а Совет директоров считает, что необходимость во встрече есть, то банку следует известить об этом Национальный банк с предложением примерной даты встречи. 

43. Члены Совета директоров и Правления, а также начальники (руководители) отделов (служб) внутреннего аудита, риск-менеджмента и комплаенс-контроля банка обязаны поставить подпись об ознакомлении с отчетом о проверке, при этом несогласие с выводами и заключениями, содержащимися в отчете, не является основанием для отказа в подписании листа ознакомления. 

Глава 9. Лист ознакомления с Отчетом о проверке 

44. Лист (листы) ознакомления (Приложения 4 и 5) содержит подписи всех членов Совета директоров, Правления, начальников (руководителей) отделов (служб) внутреннего аудита, риск-менеджмента и комплаенс-контроля. После ознакомления с отчетом подписанный лист (листы) ознакомления возвращается в Национальный банк в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения сопроводительного письма от Национального банка. Банк должен хранить копию листа ознакомления вместе с отчетом о проверке. 

45. В случае отсутствия того или иного члена Совета директоров или Правления, и/или в случае невозможности контакта с ним в течение установленного периода времени для ознакомления с отчетом, банк в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения отчета, должен известить Национальный банк о причинах, по которым член Правления и/или Совета директоров банка не может подписать лист ознакомления. При этом лист ознакомления в установленный срок может быть возвращен в Национальный банк без подписи отсутствующих членов Совета директоров и Правления. В отдельных случаях Национальный банк может продлить вышеуказанные сроки для подписания листа ознакомления. 

46. Ответственность за ознакомление с отчетом и подписание листа ознакомления членами Правления и/или Совета директоров в последующем возлагается на председателя Правления/Совета директоров банка. 

Глава 10. Встреча с Советом директоров банка 

47. Целью встречи с Советом директоров банка является итоговое обсуждение результатов проверки и корректирующих мер, которые необходимо предпринять. Встреча с Советом директоров проводится после того, как члены Совета директоров ознакомятся с Отчетом о проверке. 

В исключительных случаях встреча с Советом директоров банка может проводиться в формате видеоконференции с использованием интернет-связи. 

48. Во время встречи руководство банка информируется о результатах проверки, об участках, которые необходимо усилить, и/или о намерении Национального банка применить предупредительные меры и меры воздействия, в частности, сообщаются: 

- основные проблемы или вопросы, включая риски, которым подвергается банк; 

- принятые меры по исправлению ранее выявленных недостатков и нарушений, результаты, а также последствия не устранения недостатков и нарушений; 

- итоги предварительной и заключительной встреч с банком по обсуждению результатов проверки; 

- стратегические вопросы, включающие рост, продукты, услуги и стратегию банка; 

- основные вопросы, вызывающие беспокойство органа банковского надзора, включая выявленные риски банка; 

- сильные и слабые стороны банка; 

- внешние условия, влияющие на банк; 

- действия, которые ожидает от банка Национальный банк, и сроки (например, планы действий, стратегии надзора, обязательства). 

Глава 11. Предупредительные меры и меры воздействия 

49. Решение о применении к банку тех или иных предупредительных мер и мер воздействий принимается в установленном порядке соответствующими должностными лицами и органами Национального банка, уполномоченными принимать такие решения, согласно нормативным правовым актам Национального банка. 

50. На основании надзорных мероприятий при наличии выявленных нарушений, которые могут привести к значительным рискам, применяются меры воздействия, которые направляются в банк. 

51. Меры воздействия определяют конкретные меры, которые должны быть выполнены банком строго в установленные сроки в обязательном порядке. План мероприятий банка по устранению нарушений и выполнению мер воздействия представляется в Национальный банк в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения отчета о проверке банка. 

Глава 12. Порядок обжалования мер воздействия 

52. Отчет о проверке не может быть обжалован. 

53. Меры воздействия, подготовленные на основании отчета, могут быть обжалованы в соответствии с Положением "О досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами", утвержденным постановлением Правления Национального банка. 

  

  

  

Приложение 1 

к Инструкции об осуществлении банковского надзора 

  

  

  

  

  

Приложение 

к письму Национального банка 

№ ____ от "___" ___________ 20__ г. 

ПЕРЕЧЕНЬ 

документов и сведений, предоставляемых банком для проверки 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1) 

I. Учредительные документы, документы по акционерам и формированию капитала, как при создании банка, так и при увеличениях/уменьшениях его размера 

1. Учредительные документы: 

- учредительный договор, устав с изменениями и дополнениями, зарегистрированными в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики; 

- дела постоянного хранения по формированию уставного капитала. 

2. Реестр акционеров на дату проверки и информация об изменениях за проверяемый период с указанием суммы акций и доли владения в процентном соотношении к уставному капиталу, заверенные независимым регистратором. 

3. Проспекты всех эмиссий акций банка, а также все имеющие к ним отношение документы. 

4. Протоколы очередных и внеочередных общих собраний акционеров за проверяемый период. 

5. Юридические дела по акционерам, владеющим более 1% акций банка. 

II. Органы управления и внутренние документы банка 

6. Годовые отчеты за два предыдущих года, включая стратегический план развития банка, бизнес-план за прошедший и текущий годы. 

7. Пакет документов, регламентирующих деятельность банка и определяющих его политику. 

8. Копии отчетов о доходах и бюджете в сравнении с отчетами о фактическом исполнении за последние два года и текущий год. 

9. Копии всех основных отчетов, используемых для мониторинга всех аспектов ликвидности, управления активами и пассивами и управления всеми финансовыми рисками (процентный, валютный и др.). 

10. Список членов Совета директоров банка с указанием срока пребывания в Совете и места работы. 

11. Список членов Правления банка с указанием занимаемой должности, круга выполняемых обязанностей. 

12. Протоколы заседаний Совета директоров, Правления банка и комитетов за проверяемый период. 

13. Организационная структура банка с изменениями за проверяемый период. 

14. Штатное расписание банка, внутренние документы по системам оплаты труда, приказы по личному составу и основной деятельности. 

15. Перечень всех комитетов по управлению банком с указанием персонального состава, а также соответствующие документы о назначении членов комитетов (протокол общего собрания, приказы о назначении членов комитетов, договоры или др.) за проверяемый период с момента предыдущей проверки. 

16. Список (в бумажном/электронном виде) руководителей/начальников структурных подразделений банка, включая филиалы и представительства, с указанием перечня должностных обязанностей. 

17. Список основных контактных сотрудников с указанием телефонных номеров по каждому важному оперативному подразделению, департаменту и функциональной группе. 

III. Информация по кредитным и депозитным операциям банка 

18. Обзор кредитного портфеля по состоянию на дату проверки и предыдущие четыре квартальные даты (в номинале валют): 

- название заемщика, тип, сумма, срок кредита, процентные ставки, остаток кредита на дату проверки, график погашения кредита и процентов по ним; 

- залоговые документы; 

- количество реструктуризаций, структура залога, количество просроченных дней (основная сумма и проценты) с указанием срока просрочки относительно первоначальной даты возврата по договору, включая итоговые суммы по следующим просроченным интервалам: 1-30 дней, 31-60, 61-90 дней, 91-180 дней, 181-360 дней и более; 

- классификация кредитного портфеля, а также дела постоянного хранения по формированию РППУ за период с предыдущей проверки по всему банку и в разрезе филиалов. 

19. Перечень кредитов и других кредитных заменителей, выданных банком, связанным с банком лицам/аффилированным лицам. 

20. Журналы регистрации заявок на выдачу кредитов и учета контактов с заемщиками, а также книга жалоб и предложений клиентов банка. 

21. Информация (внутренняя отчетность) по работе банка с жалобами и обращениями клиентов. 

22. Список кредитов, вынесенных на внесистемный учет. 

23. Описание любых контрактов, где банк за себя или за других гарантирует выплату или исполнение любого кредита или любого обязательства. 

24. Следующие виды отчетов: 

- отчеты о кредитах, условия которых были изменены (путем уменьшения процентной ставки или основной суммы, отсрочки выплаты процентной ставки или основной суммы, выплаты процентной ставки или основной суммы или каких-либо других условий); 

- отчет о тенденциях изменения процентных ставок по каждому кредитному продукту; 

- отчет о текущей структуре процентной ставки, структура залога в разрезе кредитных продуктов; 

- отчет об уровне возвратности кредитов в разрезе каждого продукта; 

- отчет о кредитах, проценты по которым не выплачиваются заемщиком в соответствии с условиями кредитного договора; 

- отчет о предоставлении кредитов сотрудникам, должностным лицам банка, управляющим филиалов, представительств, основным акционерам банка и связанным с ними или с банком лицам; 

- копии основных отчетов по ИСУ (информационной системе управления), используемых руководством и исполнителями для мониторинга качества активов. 

25. Перечень крупнейших депозиторов банка. 

26. Список депозитов основных акционеров, связанных с банком лиц, и исполнительных должностных лиц банка, руководителей филиалов по типу депозитов, суммам, ставкам, дате вклада и срокам. 

27. Журналы учета операций со связанными с банком лицами и аффилированными лицами. 

28. Список закрытых и открытых корреспондентских счетов и счетов других клиентов за проверяемый период с момента предыдущей проверки. Обоснования их закрытия. 

29. Список кредитов, депозитов и корреспондентских счетов в других банках, с указанием остатков, официально подтвержденных и надлежащим образом заверенных этими банками (например, дата, печать, подпись). 

30. Информация о кредитных линиях между банком и другими финансовыми организациями. Список крупнейших индивидуальных источников финансирования. 

Примечание: Приводятся сведения о десяти самых крупных кредиторах банка, включая Национальный банк, другие банки (в том числе иностранные), юридические и физические лица, вложившие средства в банк (по степени убывания величины вложенных средств). 

31. Документы для проверки соблюдения сроков прохождения платежей, правильности заполнения реквизитов и взимания оплаты за услуги по проведенным платежам. 

32. Сведения по установленным процентным ставкам по привлеченным депозитам (юридических и физических лиц) за проверяемый период с момента предыдущей проверки. 

33. Сведения и расчеты по эффективным процентным ставкам по основным кредитным продуктам. 

IV. Информация по операциям банка с ценными бумагами 

34. Перечень ценных бумаг за проверяемый период с подтверждающими документами о сделках банка по приобретенным/проданным банком ценным бумагам в соответствии с установленными требованиями Национального банка. 

35. Утвержденный Советом директоров перечень брокеров, дилеров и депозитариев, с которыми банк работает или планирует проводить операции и сделки, в том числе с ценными бумагами клиентов банка, а также решение о выборе вышеназванных лиц, подписанное всеми членами Совета директоров. 

36. Перечень суб-брокеров и/или контрагентов брокеров, а также депозитариев и субдепозитариев, услугами которых брокер намерен пользоваться для осуществления операций и сделок по ценным бумагам от имени банка. 

37. Информация по анализу и оценке соответствия брокеров, дилеров и депозитариев банка требованиям Национального банка, в том числе копия подписанного заключения юриста банка о том, что выбранный банком вышеназванный профессиональный участник рынка ценных бумаг соответствует требованиям законодательства Кыргызской Республики. 

38. Информация о репутации брокеров, дилеров и депозитариев, полученная от уполномоченных государственных органов по регулированию рынка ценных бумаг (приложить копии писем с ответной информацией от уполномоченных государственных органов). 

39. Информация с подробным описанием операций и сделок, которые банк намерен проводить посредством брокеров/дилеров и депозитариев. 

40. Список инвестиций банка в акции, долговые обязательства, в которых связанные с банком лица имеют существенный интерес. 

41. Список заложенных ценных бумаг (номинальная, балансовая и рыночная стоимость). 

42. Копии основных отчетов по ИСУ (информационной системе управления), применяемых для мониторинга портфеля ценных бумаг. 

V. Информация по бухгалтерскому учету, ПРБО, аудиту 

43. Бухгалтерский баланс банка, скорректированные годовые отчеты за последние два года. Ежемесячные ПРБО (в бумажном/электронном виде) за последние два года. 

44. Периодические регулятивные отчеты и сведения о выполнении экономических нормативов за последние два года и текущий год. 

45. Расшифровки статей баланса: "Основные средства", "Прочая собственность", "Прочие активы", "Прочие обязательства". 

46. Отчеты внешнего (включая письмо к руководству) и внутреннего аудита за последний год. Информация об исполнении планов аудиторских проверок за прошедший год и на текущий год. 

VI. Информация по управлению рисками и организации внутреннего контроля в целях ПФТД/ЛПД 

47. Отчеты риск-менеджера и должностного лица по ПФТД/ЛПД за проверяемый период с момента предыдущей проверки. 

48. Журнал учета отправки информации в орган финансовой разведки. 

49. Переписка банка с органом финансовой разведки за проверяемый период. 

50. Список клиентов высокого риска. 

51. Список клиентов, зарегистрированных в оффшорных зонах. 

52. Список клиентов, зарегистрированных в СЭЗ. 

53. Список клиентов, обороты по счетам которых существенно превышают обороты, указанные в анкете. 

54. Список клиентов, пользующихся услугами удаленного доступа (интернет-банкинг и т.п.). 

55. Нормативные документы, утвержденные банком, в целях реализации Закона КР "О ПФТД/ЛПД". Положение о структурном подразделении и должностные инструкции сотрудников, ответственных за реализацию политики по ПФТД/ЛПД. 

VII. Информация о соблюдении предписаний и рекомендаций Национального банка, взаимодействии с Национальным банком и другими органами 

56. Переписка с Национальным банком Кыргызской Республики и другими органами государственной власти. 

57. Информация о выполнении предписаний предыдущей проверки и устранении замечаний. 

Примечание: при необходимости Перечень может быть дополнен. 

  

 

  

  

Приложение 2 

к Инструкции об осуществлении банковского надзора 

НАПРАВЛЕНИЕ 

на проверку деятельности __________________________________ 

___________________________________________________________ 

(полное наименование организации) 

Настоящим удостоверяется, что следующие работники: 

1. ___________________________________________________________ (ФИО и должность) 

2. ___________________________________________________________ (ФИО и должность) 

3. ___________________________________________________________ (ФИО и должность) 

4. ___________________________________________________________ (ФИО и должность) 

5. ___________________________________________________________ (ФИО и должность) 

направляются на проверку деятельности __________________________________________ 

с "___" __________________ 20__ года, сроком на ________ рабочих дней. В зависимости 

от обстоятельств, возникших в период проверки, срок проверки может быть увеличен в 

пределах срока, установленного в п.13 Инструкции об осуществлении банковского надзора. 

Программа проверки включает проверку следующих направлений и вопросов: 

_______________________________________________________________________________ 

_______________________________________________________________________________ 

Кроме того, согласно законодательству Кыргызской Республики, полномочия группы 

проверяющих связанные с инспектированием деятельности банка, осуществляются в 

отношении любой компании, имеющей связанные интересы (связанные с банком лица и 

аффилированные лица) с банком. 

  

Заместитель председателя/ 

член Правления Национального банка                                                                 ФИО 

  

  

  

Приложение 3 

к Инструкции об осуществлении банковского надзора 

АКТ 

о противодействии проведению проверки 

______________________________________________________________ 

(наименование банка (филиала, терминала, сберкассы) 

________________________________________________________________________ 

(местонахождение банка (филиала, терминала, сберкассы), адрес, телефон) 

  

_______________________________ 

  

"___" ___________________ 20__ г. 

(место составления) 

  

  

  

Нами, работниками Национального банка Кыргызской Республики _____________ 

________________________________________________________________________ 

                                     (ФИО сотрудников Национального банка) 

составлен настоящий Акт в том, что банк в лице: ____________________________ 

________________________________________________________________________ 

                                            (ФИО работника банка) 

воспрепятствовал проведению проверки деятельности данного банка: __________ 

________________________________________________________________________ 

  (не допустил в здание банка, не предоставил запрашиваемые инспекторами 

________________________________________________________________________ 

                                                   документы банка и др.) 

Сотрудник/и банка предупрежден/ы группой проверяющих об ответственности 

банка и его должностных лиц за воспрепятствование проведению проверки банка. 

  

Акт составлен: 

  

______________________________________   _________________   ______________ 

     (ФИО Руководителя группы проверки)             (должность)                  (Подпись) 

  

______________________________________   _________________   ______________ 

         (ФИО Председателя Правления                   (должность)                  (Подпись) 

     банка/лица который его замешает) 

  

ОЗНАКОМЛЕН 

  

______________________________________   _________________   ______________ 

     (ФИО членов группы проверяющих)                (должность)                   (Подпись) 

  

______________________________________   _________________   ______________ 

    (ФИО сотрудников банка, прямо или                (должность)                  (Подпись) 

   косвенно создавшего(их) препятствия 

         для осуществления проверки) 

  

Получен второй экземпляр акта ____________________________________________ 

                                                                          (ФИО сотрудника банка) 

  

                                                   ________________________    __________________ 

                                                                  (должность)                       (Подпись) 

  

  

  

Приложение 4 

к Инструкции об осуществлении банковского надзора 

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ 

Мы, нижеподписавшиеся, лично ознакомились с содержанием настоящего отчета 

о результатах проверки ___________________________________________________ 

(название банка) от __________________________ (проверка по состоянию на дату) 

  

Подписи                                                                                             Дата 

____________________________________                     __________________________ 

                           ФИО 

____________________________________                     __________________________ 

____________________________________                     __________________________ 

____________________________________                     __________________________ 

____________________________________                     __________________________ 

____________________________________                     __________________________ 

____________________________________                     __________________________ 

  

Примечание: Этот лист ознакомления должен быть подписан всеми членами Совета директоров и начальниками (руководителями) отделов (служб) внутреннего аудита, риск-менеджмента и комплаенс-контроля, а затем возвращен в Национальный банк в течение 10 рабочих дней. Копия этого листа (листов) ознакомления должна храниться в делах банка. 

  

  

  

Приложение 5 

к Инструкции об осуществлении банковского надзора 

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ЧЛЕНОВ ПРАВЛЕНИЯ БАНКА 

Мы, нижеподписавшиеся члены Правления банка, лично ознакомились с содержанием 

настоящего отчета о результатах проверки _______________________________________ 

(название банка) от ______________________________ (проверка по состоянию на (дату)) 

  

Подписи членов Правления                                                                Дата 

____________________________________                     __________________________ 

                           ФИО 

____________________________________                     __________________________ 

____________________________________                     __________________________ 

____________________________________                     __________________________ 

____________________________________                     __________________________ 

____________________________________                     __________________________ 

____________________________________                     __________________________ 

Примечание: Этот лист (листы) ознакомления должен быть подписан всеми членами Правления банка, а затем возвращен в Национальный банк в течение 10 рабочих дней. Банк должен хранить копию этого листа (листов) ознакомления в делах банка. 

  

  

  

Приложение 6 

к Инструкции об осуществлении банковского надзора 

Классификация коммерческих банков по РОН 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1) 

Компонент 

Присущий риск 

Качество управления риском 

Чистый риск 

Тенденция риска 

Кредитный риск 

1-4 

1-4 

1-4 

, или ↑ 

Рыночный риск 

1-4 

1-4 

1-4 

, или ↑ 

Риск ликвидности 

1-4 

1-4 

1-4 

, или ↑ 

Операционный риск 

1-4 

1-4 

1-4 

, или ↑ 

Комплаенс-риск 

1-4 

1-4 

1-4 

, или ↑ 

Общий чистый риск 

  

  

1-4 

, или ↑ 

Менеджмент 

  

1-4 

, или ↑ 

Доходность 

1-4 

, или ↑ 

Капитан 

1-4 

, или ↑ 

Сводный рейтинг 

  

1-4 

, или ↑ 

 

В результате оценки присущего риска определяется один из четырех рейтингов, описанных ниже: 

1) низкий (1) - вероятность того, что риск приведет к значительным убыткам банка или ФТД/ЛПД, очень невелика; 

2) приемлемый (2) - вероятность того, что риск приведет к значительным убыткам банка или ФТД/ЛПД, средняя; 

3) существенный (3) - вероятность того, что риск приведет к значительным убыткам банка или ФТД/ЛПД, существенная; 

4) высокий (4) - вероятность того, что риск приведет к значительным убыткам банка или ФТД/ЛПД, высока.