Пресс-релизы за 2003 год  

10 сентября 2003 г. Правлением Национального банка заслушана и принята к сведению информация о ходе реализации плана мероприятий по возврату кредитных средств по кредитной линии ЕБРР-1. 

 Правлением Национального банка Кыргызской Республики утверждено Положение о комитете по надзору НБКР. В связи с утверждением Положения принято постановление о внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные акты НБКР.  

Документы будут опубликованы после регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики (постановления №28/2 и 28/3 от 10 сентября 2003 г.). 

В январе-августе 2003 года продолжилась тенденция снижения уровня инфляции под воздействием сезонного снижения цен на продукцию сельского хозяйства. По данным Национального статистического комитета, прирост индекса потребительских цен, характеризующего уровень инфляции, в августе составил 0,1 процента по отношению к декабрю 2002 года (см. в таблице), а по сравнению с предыдущим месяцем дефляция составила 0,7 процента. 

таблица: Уровень инфляции в Кыргызской Республике 

(в процентах к декабрю предыдущего года) 

 

Август 

2002 

2003 

Индекс потребительских цен 

101,2 

100,1 

Продовольственные товары 

101,5 

98,3 

Непродовольственные товары 

98,7 

99,3 

Услуги 

103,2 

112,3 

Основной причиной изменения цен на продукты питания в течение рассматриваемого периода является динамика цен на плодоовощную группу. В январе-мае цены на плодоовощную группу выросли на 74,1 процента под влиянием сезонного фактора, но с июня сезонное повышение цен сменилось обратной динамикой с поступлением на рынок нового урожая, и в августе цены на плодоовощную группу снизились до минус 23,8 процента с начала года. Продолжается рост цен на мясо и мясную продукцию, который начался в мае прошлого года и составил 8,9 процента по сравнению к декабрю 2002 года. Цены на масло и жиры выросли на 6,4 процента, а также отмечается повышение цен на сахар и кондитерские изделия, составившее 5,8 процента.  

Индекс цен на непродовольственные товары в январе-августе 2003 года снизился на 0,7 процента. Продолжается снижение цен на твердое топливо (с начала года цены снизились на 14 процентов) под воздействием увеличения добычи каменного угля на 64,8 процента. Укрепление обменного курса сома и увеличение импорта вызвало снижение цен на обувь для детей, канцелярские товары и фармацевтическую продукцию (на 0,9-5,3 процента). 

Индекс цен на платные услуги населению в течение рассматриваемого периода вырос на 12,3 процента. Данное повышение цен произошло в результате повышения тарифов на услуги связи на 10,5 процента, на нотариальные услуги в 1,6 раза, услуги общественного питания на 5,1 процента, услуг по организации культурных мероприятий на 1,6 процента. 

За отчетную неделю объем платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, составил 1 618,0 млн. сомов, что ниже средненедельного значения (за 2003 год) на 69,4 млн. сомов (-4,1%), в том числе:  

· по клиринговой системе - 528,7 млн. сом (+8,6%), из которых 29,3% составляют бюджетные платежи;  

· по гроссовой системе - 1 089,2 млн. сом (-9,3%), из которых 412,6 млн. сом (37,9%) составляют электронные платежи. Объем платежей по счетам Центрального Казначейства составил 32,1% от общего объема гроссовых платежей.  

Количество платежей, проведенных по клиринговой системе платежей и гроссовой системе расчетов, составило 19 369 платежей, что выше средненедельного значения (за 2003 год) на 8 424 платежа (+77,0%), в том числе: 

· по клиринговой системе - 18 523 платежа (+80,2%), из которых 62,7% составляют бюджетные платежи.  

· по гроссовой системе - 846 платежей (+27,4%), из которых 532 платежа (62,9%) - составляют электронные платежи. Количество платежей по счетам Центрального Казначейства составило 16,1% от общего объема гроссовых платежей.  

 За систематическое неисполнение кредитным союзом предупредительных мер и санкций Финансовой компании по поддержке и развитию кредитных союзов (ФКПРКС), не устранение причин, по которым было приостановлено действие лицензии, с 8 сентября 2003 года отозвана лицензия кредитного союза "Кереге-Булак" Баткенской области (лицензия №127 от 9 июня 2002 г.). 

 В связи с переходом Директора Банковского учебного центра (БУЦ) Чойбаевой Р.Н. на другую работу исполняющим обязанности директора БУЦ назначена Отунбаева Анара Исаковна. 

 Продолжается реализация совместной программы ПРООН и НБКР "Обучение групп взаимопомощи". 

С 11 по 14 сентября 2003 г. в рамках этого проекта проведен семинар по специализированной расширенной программе "Подготовка мультипликаторов АГВП и МКА". 

По вопросам формирования программы семинаров БУЦ и участия в них обращаться по телефонам: (312) 65-32-31, 65-32-67. 

Информация размещена на сайте НБКР в разделе "Прочее". 

Банковский учебный центр сообщает, что с 15 по 24 сентября 2003 г. проводится заказной учебный курс для специалистов Кыргызпромстройбанка "Бухгалтер банковского учета. Уровень 1" с последующим тестированием и процедурами USAID. 

 Банковским учебным центром ведется подготовительная работа по учебной сертифицированной программе для бухгалтеров ломбардов. Предложения и информацию можно получить по телефонам: (312) 65-32-31, 65-32-67.  

 Вниманию руководителей коммерческих банков и финансово-кредитных учреждений! 

Национальный банк Кыргызской Республики совместно с Международным Советом по исследованиям и обменам (IREX) объявляет о начале программы "Общественные связи".  

Программа "Общественные связи" предоставляет возможность пройти стажировку в США руководителям или владельцам коммерческих организаций, в которой могут принять участие банкиры. Конкурс проводится только для г.Бишкек, Чуйской и Ошской областей. По итогам конкурса 30 финалистов будут отправлены на стажировку в США длительностью 4-5 недель, где они будут работать в профильных компаниях. 

Набор участников проводится в Кыргызстане Международным Советом по исследованиям и обменам (IREX). Участники отбираются на основе открытого конкурса, который состоит из двух этапов: заполнение анкеты и собеседование. 

Участие в программе требует минимальных финансовых затрат. Программа финансируется Госдепартаментом США и обеспечивает авиабилет в обе стороны от пункта вылета г.Бишкек до места стажировки и обратно, медицинскую страховку на время стажировки, проживание в американской семье и небольшую стипендию для покрытия текущих расходов в США. 

Требования к кандидатам: 

· иметь гражданство Кыргызстана;  

· работать и постоянно проживать в г.Бишкек, Чуйской или Ошской области;  

· быть владельцем или занимать руководящую должность (директор, замдиректора) на коммерческом предприятии;  

· иметь значительный опыт работы (3-5 лет) на руководящей должности;  

· контрольный пакет акций предприятий (51%) должен принадлежать гражданам Кыргызстана;  

· быть зарегистрированным в качестве юридического лица или частного предпринимателя минимум за 6 месяцев до последнего дня подачи анкеты.  

Юридические лица, имеющие государственную долю, представительства или филиалы иностранных компаний и НПО не допускаются к участию в конкурсе. 

Для получения дополнительной информации о программе "Общественные связи" обращайтесь по адресу: г.Бишкек, пр.Чуй, 265-а, ком.112 (здание Академии наук КР), тел: (312) 61-08-11.  

"Общественная приемная НБКР" отвечает на Ваши вопросы

Вопрос: Мировая практика банковской системы показывает, что в развитых странах ставка по кредитам составляет 5-8% годовых. Когда Кыргызстан придет к этой цифре? Как снизить процентные ставки по кредитам? 

Ответ: Банки и другие финансово-кредитные учреждения являются деловыми предприятиями, целью деятельности которых являются получение и максимизация прибыли. Экономическая прибыль БАНКа, как и для любого коммерческого предприятия, равна разности между валовым доходом и общими экономическими издержками.  

По упрощенной схеме БАНК зарабатывает свой доход на рынке ссудных капиталов, где является продавцом, а заемщики - покупателями. Напротив, на рынке депозитов Банки выступают в роли покупателей, а вкладчики банков являются продавцами депозитов, и Банки несут при этом затраты на выплату процентов. Кроме того, любой Банк при проведении своих повседневных операций несет затраты на факторы производства: заработную плату служащих, оборудование, содержание и обслуживание зданий и другие факторные затраты.  

Основными факторами, влияющими на уровень процентных ставок в банковской системе, при неизменном ориентировочном уровне прибыли являются: 

· размер депозитной базы, или уровень финансового посредничества банковской системы. Чем больше выдача ссуд, тем ниже уровень процентной ставки по ссудам.  

· факторные затраты (затраты, связанные с операциями по привлечению вкладов и обслуживанию счетов вкладчиков и затраты, связанные с операциями по выдаче и оформлению ссуд и дальнейшему их обслуживанию) оказывают существенное влияние на прибыльность банка. Снижение факторных затрат при неизменном ориентировочном уровне прибыли БАНКа позволяет снизить процентные ставки по ссудам.  

· инфляция. БАНКи, являясь финансовыми коммерческими предприятиями, предоставляя ссуды, учитывают ожидаемую на период действия ссуды инфляцию, которая, в свою очередь, также увеличивает номинальную процентную ставку по ссудам.  

Ситуация в Кыргызстане. В течение 2002-2003 гг. наблюдается рост депозитной базы. Однако мультпликатор широких денег М2Х , характеризующий уровень финансового посредничества и уровень доверия к банковской системе, снизился на конец июня 2003 г. до 1,43 из-за опережающего роста денежной базы (для сравнения в России - 2,1; в Казахстане - 3,9). Проще говоря, наличная денежная масса растет быстрее, чем депозиты в банковской системе (или депозиты равны наличной денежной массе с коэффициентом: в Кыргызстане - 0,43; в России - 1,1; в Казахстане - 2,9). Существующий низкий уровень финансового посредничества усугубляется временной структурой депозитов коммерческих банков Кыргызстана. То есть, по состоянию на конец июня 2003 года депозиты до востребования или текущие счета, являющиеся наиболее "подвижной частью" депозитной базы, составляли около 60% от всей депозитной базы. Это является одной из первостепенных причин того, что предложение кредита со стороны БАНКа на рынке ссудных капиталов Кыргызстана не удовлетворяет спрос на них со стороны экономических агентов, и это является фактором, воздействующим на повышение ставки по кредитам.  

Предпринимаемые меры. Для повышения уровня финансового проникновения банковской системы в экономику Кыргызстана со стороны НБКР предприняты следующие шаги: 

· Разработана и принята Государственная программа мероприятий на 2002-2005 годы по внедрению системы безналичных платежей и по созданию инфраструктуры, способной обеспечить эффективное проведение платежей в Кыргызской Республике, в соответствие с которой НБКР ведет планомерную работу;  

· Инициировано создание закона "О страховании депозитов", направленного на повышение доверия к банковской системе со стороны вкладчиков, который находится в процессе разработки;  

· Совершенствуется нормативно-правовая база в части повышения прозрачности и контроля деятельности коммерческих банков. С этой целью НБКР работает над проектами поправок в законы "Об аудиторской деятельности" и "О банках и банковской деятельности", в соответствии с которыми повышаются требования к внешнему аудиту;  

· Для повышения безопасности и устойчивости банковской системы КР в коммерческих банках внедряются принципы корпоративного управления, усиливаются функции внутреннего аудита;  

Факторные затраты по привлечению вкладов и обслуживанию счетов вкладчиков носят стабильный и предсказуемый уровень для БАНКа в Кыргызстане. Однако факторные затраты, связанные с операциями по выдаче и обслуживанию ссуд несут в себе кредитные риски, которые отражаются на повышении процентных ставок по предоставляемым кредитам. Причинами возникновения кредитных рисков являются: 

· Неудовлетворительный уровень прозрачности в секторе нефинансовых корпораций в Кыргызстане. В связи с отсутствием открытой, доступной, достоверной информации о финансовом состоянии заемщиков, БАНКи вынуждены нести дополнительные затраты при проведении ссудных операций (нанять эксперта-аналитика по ссудам, менеджера, специалиста по оценке залога; и др.);  

· Несовершенная законодательная база. Недостаток финансовой информации о заемщике ведет к плохому качеству кредитного портфеля БАНКа, которое, в конечном счете, ведет к кредитным потерям и принудительному отторжению залога. При этом БАНК вынужден нести дополнительные расходы сопутствующие судебному процессу и прочие затраты по отторжению, хранению и реализации залогового имущества.  

· Меняющаяся структура форм собственности и видов экономической деятельности заемщиков. БАНКу для проведения качественного финансового анализа требуются финансовые отчеты заемщика за последние 3-5 лет. Однако в Кыргызстане продолжается процесс трансформации в реальном секторе экономики: приватизация, смена собственности, меняется Налоговый кодекс, - все эти факторы способствуют появлению новых экономических агентов, которые появляются в том числе и путем смены "вывески", а БАНКи зачастую получают "чистый" баланс, как от вновь организованного предприятия.  

Существующие кредитные риски ведут к увеличению факторных затрат. В свою очередь, увеличение затрат, связанных с кредитованием заемщиков, при неизменных объемах кредитования и заданном уровне прибыли, вынуждают БАНК увеличивать процентные ставки по предоставляемым ссудам.  

В Кыргызстане при недостаточном объеме предоставляемых кредитов в экономику со стороны банковской системы имеют место большие факторные затраты на операции по выдаче ссуд. Это и ожидаемая инфляция влияют на повышение процентных ставок по кредитам, которые за 7 месяцев 2003 года в среднем по вновь выдаваемым кредитам составили: 19% в иностранной валюте и 26% в национальной валюте.  

Ожидать снижения процентных ставок по ссудам до 5-8% можно в случае успешной реализации целого комплекса мер. 

Предпринимаемые меры. При содействии международных организаций ведется работа по созданию консалтинговых и рейтинговых агентств, которые должны повысить экономическую грамотность и прозрачность нефинансового сектора экономики Кыргызстана. 

Для снижения затрат, связанных с залогами по ссудам, Министерством юстиции разработан проект поправок в закон "О залоге" и в закон "Об ипотеке", с учетом рекомендаций АБР, согласно которым залогодержатель может обратить взыскание на предмет залога без судебного разбирательства. Данный законопроект в настоящее время находится на рассмотрении в Жогорку Кенеше.  

Повышение уровня банковского проникновения в нефинансовый сектор экономики и расширение системы безналичных платежей, позволит расширить объем необходимой финансовой информации о потенциальных заемщиках банка, которые являются его клиентами. При содействии ТАСИС Ассоциацией банков Кыргызстана создается Кредитное бюро, в функции которого заложено ведение базы данных о заемщиках. 

В соответствии с программой НССБ, ожидаемый уровень инфляции в Кыргызской Республике до 2005 г. не превышает 4-5%, и именно этот уровень влияет на повышение процентных ставок по выдаваемым ссудам.  

Предпринимаемые меры. Инфляция в Кыргызстане начиная с 2001 года находится на уровне ниже 5%. Однако, для того, чтобы закрепить достигнутый уровень инфляции, и сделать процесс стабилизации макроэкономической ситуации необратимым, Кыргызская Республика при финансовой и технической поддержке международных организаций: МВФ, ВБ, АБР, ТАСИС, правительства Японии, Германии и др., продолжает осуществлять ряд структурных реформ:  

· Реформа в банковском секторе;  

· Реформа государственного управления;  

· Налоговая реформа;  

· Судебная реформа;  

· Социальная реформа.  

Одной из задач Национального банка Кыргызской Республики является обеспечение эффективности, надежности и безопасности банковской и платежной системы республики. Для реализации этой задачи Национальный банк проводит структурные реформы в банковском секторе и развивает инфраструктуру, способствующую развитию платежной системы республики.  

Однако, для изменения процентных ставок по кредитам, предоставляемым нефинансовому сектору экономики республики, на данном этапе уже недостаточно реформ только лишь в банковской и платежной системах. Так, например, за последние два года в банковской системе наблюдается снижение процентных ставок: по кредитам в национальной валюте на межбанковском рынке в 1-м полугодии 2003 года находились на уровне 4%, по валютным активам колебались от 4% до 11% в зависимости от срока сделки, вида валюты. В то же время, процентные ставки по вновь предоставляемым кредитам от коммерческих банков в экономику республики, несмотря на имеющуюся тенденцию к снижению, за 7 месяцев 2003 года в среднем составили: 

· по кредитам в национальной валюте около 25,9% ( в 2001- 36,4%; в 2002 - 30,2%);  

· по кредитам в иностранной валюте около 18,7% (в 2001 - 25,01%; в 2002 - 22,6%).  

Поскольку банковская и платежная системы являются лишь частью единого целого механизма, называемого экономика, для достижения ощутимых изменений в экономике республики необходим комплексный подход в проведении реформ во всех секторах экономики: государственном, частном, финансовом, внешнем. То есть, "зерно должно лечь в подготовленную почву, чтобы был хороший урожай". Проводимые в настоящее время в республике реформы позволят повысить качество и размер кредитного портфеля банковской системы. Это будет означать оздоровление и укрепление нефинансового сектора экономики, то есть появление устойчивого ядра платежеспособных, эффективно развивающихся, стабильных предприятий - потенциальных заемщиков. Рыночная конкурентная среда, в которой работают коммерческие банки при привлечении стабильных клиентов, неизбежно приведет к снижению процентных ставок по предоставляемым кредитам. 

  

Вопрос: Почему происходит рост цен на товары и услуги, когда курс доллара падает? Следовательно, курс сома должен расти и укрепляться и цены должны быть при этом ниже. 

Ответ: Рост общего уровня цен в последнее время происходит в результате повышение цен на продовольственные товары, которые слабо подвержены влиянию монетарных факторов, в том числе и обменного курса сома. Например, за первые пять месяцев 2003 года общий уровень цен вырос на 4,5 процента в результате роста цен на фрукты и овощи на 74,1 процента из-за характерного для этого периода сезонного повышения цен на продукцию сельского хозяйства, которое было усилено неблагоприятными природно-климатическими условиями. 

При устойчивом спросе на импортируемые товары, который наблюдается в Кыргызской Республике, не всегда происходит снижение цен при укреплении обменного курса, так как реализаторы таких товаров получают дополнительную прибыль. 

Вопрос: Назовите реальный уровень инфляции, т.е. скрытую инфляцию. 

Ответ: Cкрытая инфляция характерна экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами, где жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В Кыргызской Республике после либерализации торговли цены на потребительские товары формируются под воздействием рыночных механизмов. Другое дело, в какой мере цены растут и как этот рост ощущается различными слоями населения. Для измерения роста цен используется индекс потребительских цен, который базируется на усредненной потребительской корзине. Другими словами, это потребительская корзина некоего типичного потребителя республики. Люди, обладающие более высоким уровнем доходов, имеют совершенно другую структуру потребления, цены на товары могут расти быстрее, чем в стандартной корзине, однако по ним нельзя судить об изменении общего уровня цен. 

Вопрос: Ожидается повышение пенсии, а цены на товары увеличили. Зачем повышать пенсию? Как быть? 

Ответ: Помимо экономических последствий инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению национального дохода, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории населения, получающие фиксированные доходы, которые либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции. Лица, имеющие фиксированные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения реальных доходов, поэтому в целях обеспечения социальных гарантий и предупреждения снижения жизненного уровня малообеспеченных слоев населения республики, в том числе и пенсионеров, происходит повышение пенсий, которое не оказывает инфляционной нагрузки на цены.