Постановление Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 25 ноября 2020 года 

№ 2020-П-12/67-2-(НПА) 

 

 

О внесении изменений  

в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики 

по вопросам банковского регулирования и надзора 

 

 

В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики  

«О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:  

 

1. Внести изменения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются): 

- «Об утверждении Положения об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики»  

от 21 июля 2004 года № 18/1; 

- «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 30 июня 2010 года № 52/4; 

- «Об утверждении Инструкции по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам)» от 31 октября 2012 года № 41/12; 

- «О Положении «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-4-(НПА)»;  

- «Об утверждении Инструкции об осуществлении банковского надзора»  

от 20 июня 2018 года № 2018-П-12/24-2-(НПА). 

2. Совет директоров банков, предоставляющих групповые кредиты, несет ответственность за своевременное и надлежащее исполнение пункта 61-2-1 Положения  

«О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 30 июня 2010 года № 52/4. 

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.   

4. Юридическому управлению:  

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;  

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.  

5. Управлению методологии надзора и лицензирования банков довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», коммерческих банков, Государственного банка развития Кыргызской Республики, ОАО «Финансовая компания кредитных союзов», микрофинансовых компаний, привлекающих срочные депозиты, соответствующих структурных подразделений, областных управлений, представительства Национального банка в Баткенской области. 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления, курирующего Управление методологии надзора и лицензирования банков. 

 

 

Председатель 

 

Т. Абдыгулов 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  

к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики 

от 25 ноября 2020 года 

№ 2020-П-12/67-2-(НПА) 

 

 

 

 

Изменения в некоторые нормативные правовые акты 

Национального банка Кыргызской Республики 

по вопросам банковского регулирования и надзора 

 

 

1Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики»  

от 21 июля 2004 года № 18/1 следующие изменения: 

в Положении об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- в пункте 10.2 слово «финансовой» исключить; 

- пункт 10.3 изложить в следующей редакции: 

«10.3. В расчет максимального размера инвестиций в недвижимое имущество (основные средства) должны включаться все недвижимое имущество, капитальные вложения в благоустройство арендованной собственности, а также любые вложения в акции или облигации или другие подобные долговые обязательства предприятия, владеющего помещениями банка, и все кредиты, выданные таким предприятиям и/или обеспеченные их акциями. Все указанные активы (за исключением недвижимого имущества по договору аренды) включаются в расчет по их балансовой стоимости. 

Недвижимое имущество, находящееся в распоряжении банка по договору аренды, должно включаться в расчет максимального размера инвестиций в недвижимое имущество (основные средства) по первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения и с учетом корректировки на сумму переоценки обязательства по аренде.».  

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 30 июня 2010 года № 52/4 следующее изменение: 

в Положении «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

-  в пункте 61-2-1 слова и цифры «31 декабря 2020 года» заменить словами и цифрами «30 июня 2021 года». 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам)» от 31 октября 2012 года № 41/12 следующие изменения: 

в Инструкции по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам), утвержденной вышеуказанным постановлением: 

в Приложении 1 к Инструкции: 

- абзац шестой подпункта 1 пункта 5 изложить в следующей редакции: 

«- водительское удостоверение (только при пополнении третьими лицами банковского счета клиента, а также самими клиентами, имеющими счет в банке);»; 

- пункт 6 признать утратившим силу; 

в Приложении 2 к Инструкции: 

- абзац второй пункта 8 изложить в следующей редакции: 

«При этом один из экземпляров должен постоянно находиться в деле клиента банка. Остальные экземпляры в бумажном или электронном виде хранятся в порядке, установленном внутренними правилами банка. Электронная версия карточки с образцами подписей и оттиска печати должна храниться в автоматизированной системе банка.». 

4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О Положении «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-4-(НПА)» следующее изменение: 

в Положении «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

абзац девятый пункта 22 дополнить предложением вторым следующего содержания: 

«Кроме того, при необходимости в предписании могут указываться фамилия, имя, отчество ответственного (-ых) за допущение нарушения лица (лиц) и/или орган управления, которые определяются, согласно требованиям Национального банка, внутренним документам банка, а также практике и процедурам организации деятельности банка.». 

5. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции об осуществлении банковского надзора»  

от 20 июня 2018 года № 2018-П-12/24-2-(НПА) следующие изменения: 

в Инструкции об осуществлении банковского надзора, утвержденной вышеуказанным постановлением: 

- пункт 7 изложить в следующей редакции: 

«7. Для обсуждения текущих проблем банка кураторы/институциональные инспекторы могут встречаться с исполнительным руководством банка, а также с советом директоров/членом совета директоров банка (по мере необходимости), но не реже одного раза в год. Встречи при необходимости могут быть задокументированы.  

Предметом обсуждения могут быть:  

- показатели финансового состояния и наметившиеся тенденции;  

- существенные, по мнению исполнительного органа или совета директоров банка, вопросы, касающиеся банка и банковской системы в целом;  

- выполнение мер по предупреждению/исправлению недостатков и негативных последствий;  

- адекватность управленческой информации и эффективность менеджмента банка;  

- возможные изменения в профиле риска банка (холдинговой компании/аффилированного банка);  

- будущие надзорные мероприятия;  

- меры, предпринимаемые банком по информированию общественности;  

- другие вопросы.  

Кроме того, кураторы/институциональные инспекторы могут встречаться с внешними аудиторами банка по мере необходимости, но не реже одного раза в год. 

В рамках банковского надзора начальник соответствующего подразделения Национального банка по корпоративной электронной почте направляет на имя председателя/заместителя председателя правления банка данные куратора/институционального инспектора того или иного банка (ФИО, адрес почты, телефоны, должность), информацию о необходимости предоставления запрашиваемых куратором/институциональным инспектором данных в любом доступном виде, в том числе по электронной почте.  

Для оценки рисков в банковской системе куратором/институциональным инспектором могут быть направлены запросы в банк о представлении необходимой информации (статистические данные, таблицы, вопросники по оценке банковских рисков и др.). При этом куратор/институциональный инспектор направляет запросы в банк только по вопросам, относящимся к функциям надзора за деятельностью банка.  

Запросы, направленные начальником соответствующего подразделения Национального банка по электронной почте с домена Национального банка (*@nbkr.kg или *@nbkr.banks.kg) в рамках осуществления надзорных функций с уведомлением куратора/институционального инспектора банка, приравниваются к запросам куратора/институционального инспектора банка.  

При необходимости посещения банка куратором/институциональным инспектором банк должен обеспечить доступ в помещения банка, к необходимой документации, материалам и к банковским записям. В присутствии уполномоченного сотрудника банка банк должен обеспечить доступ к технической инфраструктуре (автоматизированной системе банка, документации по системе, включая документацию по результатам тестовых испытаний, базы данных платежных систем, включая СВИФТ), за исключением информации о кодах доступа (пароли, PIN-коды) пользователей и клиентов к автоматизированным системам и другой аналогичной информации.  

Банк, его акционеры, должностные лица и другие работники, а также связанные с банком лица, обязаны своевременно представлять отчеты, документы и любую информацию по требованию Национального банка.  

Банк обязан обеспечить надлежащую защиту и хранение переписки по корпоративной электронной почте и любым другим корпоративным электронным средствам обмена сообщениями руководства банка, работников структурных подразделений, ответственных за управление активами и пассивами, кредитной и операционной деятельностью, службой комплаенс-контроля банка, должностного лица по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (далее ПФТД/ЛПД), а также ключевых работников банка в течение 3 (трех) лет путем создания резервных копий. 

В случае увольнения работника, входящего в вышеуказанный перечень, его переписка должна храниться банком в течение 3 (трех) лет с момента увольнения работника. 

Банк в своих внутренних документах регламентирует определения «корпоративная электронная почта», «корпоративные электронные средства обмена сообщениями», «служебная переписка», а также порядок осуществления переписки посредством корпоративной электронной почты и любых других корпоративных электронных средств обмена сообщениями.»; 

- пункт 10 изложить в следующей редакции: 

«10. Национальный банк осуществляет банковский надзор за деятельностью банков по вопросам организации внутреннего контроля, в том числе в целях ПФТД/ЛПД и направляет информацию о его результатах органу финансовой разведки.»; 

- в пункте 22: 

после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания: 

«- предоставление по запросу руководителя группы проверяющих доступа к просмотру корпоративной электронной почты и любым другим корпоративным электронным средствам обмена сообщениями сотрудников банка, указанных в пункте 7 настоящей Инструкции, в том числе уволенных. По требованию руководителя группы проверяющих информация и документы, содержащиеся в корпоративной электронной почте и любых других корпоративных электронных средствах обмена сообщениями, должны быть распечатаны и заверены должностным лицом и печатью банка;»; 

восьмой абзац изложить в следующей редакции: 

«- предоставление группе проверяющих права доступа к автоматизированным банковским системам с возможностью получения информации обо всех клиентах банка, в том числе связанных и аффилированных лицах, а также сотрудниках банка и их счетах, обо всех балансовых счетах банка (чтение, формирование и печать отчетов, без права проведения проводок);»; 

- пункт 36 изложить в следующей редакции:  

«36. По итогам комплексных проверок в банк направляется отчет о проверке. Отчет о проверке информирует совет директоров и правление об основных выводах и заключениях проверки, включая все существенные проблемы и меры, которые необходимо предпринять. По итогам проверки в случае выявления недостатков, нарушений и рискованной практики к банку и его должностным лицам могут применяться меры воздействия и/или рекомендованы меры для исправления и/или улучшения ситуации.»; 

- пункт 37 изложить в следующей редакции: 

«37. Отчет о проверке содержит информацию об общем состоянии банка, и если необходимо, то и о состоянии отдельных подразделений (филиалов) банка, а также об имеющихся недостатках, существенных рисках и/или нарушениях законодательства Кыргызской Республики, в том числе могут указываться ответственные за их допущение должностные лица и другие сотрудники с указанием их ФИО и/или орган управления.»; 

- в пункте 51 предложение второе изложить в следующей редакции: 

«План мероприятий банка по устранению нарушений и выполнению мер воздействия представляется в Национальный банк в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения отчета о проверке банка посредством официальной корреспонденции либо, в случае если отчет не будет направлен в банк/будет направлен позднее, со дня получения подписанного уполномоченным лицом предписания/письма Национального банка посредством официальной корреспонденции или по электронной почте.».