Постановление Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 23 декабря 2020 года  

№ 2020-П-12/73-11-(НПА) 

 

 

О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики  

 

В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики  

«О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:  

 

1. Внести изменения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются): 

- Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» от 21 июля 2004 года № 18/3; 

- «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 30 июня 2010 года № 52/4. 

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования. 

3. Юридическому управлению:  

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;  

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.  

4. Управлению методологии надзора и лицензирования банков довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», коммерческих банков, Государственного банка развития Кыргызской Республики, ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», микрофинансовых компаний, привлекающих срочные депозиты, ОАО «Финансовая компания кредитных союзов», ОАО «Гарантийный фонд», соответствующих структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка в Баткенской области. 

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления, курирующего Управление методологии надзора и лицензирования банков. 

 

 

Председатель Т. Абдыгулов 

Приложение  

к постановлению Правления  

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 23 декабря 2020 года  

№ 2020-П-12/73-11-(НПА) 

 

 

Изменения в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики 

 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» от 21 июля 2004 года № 18/3» следующие изменения: 

в Положении «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 3.6-1 изложить в следующей редакции: 

«3.6-1. При проведении классификации активов, предоставленных банком одному и тому же заемщику или группе связанных заемщиков необходимо учитывать классификацию, проведенную по каждому кредиту заемщика или группы связанных заемщиков, и классифицировать данные активы по категории классификации, присвоенной активу с наибольшей задолженностью, если эта классификация является наихудшей. 

Аналогичный подход к классификации должен применяться банками, являющимися участниками банковской группы, то есть активы заемщика или группы связанных заемщиков, являющихся резидентами Кыргызской Республики, должны классифицироваться по категории классификации, присвоенной активу с наибольшей задолженностью, если эта классификация является наихудшей»; 

- пункт 4.3.2 изложить в следующей редакции: 

«4.3.2. Характерными признаками, при проявлении которых актив можно считать активом под наблюдением, являются:  

- неполное обеспечение актива, в остальном имеющего все характеристики, присущие удовлетворительным активам, либо обеспечение в рамках контрактного финансирования (например, право требования по финансируемому контракту, дебиторская задолженность и т.д.); 

- просроченность возврата по основной сумме и/или процентам, на срок не более 30 (тридцати) дней; 

- невозможность для банка проводить мониторинг залога из-за недостаточной документации, либо из-за отсутствия экспертов по его оценке;  

- намечающееся уменьшение ликвидности залога (снижение цен, падение курса валюты) либо появление тенденции ухудшения финансового состояния гаранта/поручителя (если актив обеспечен гарантией/поручительством);  

- появление тенденций к ухудшению финансового состояния клиента;  

- изменение рыночных условий, которые могут повлиять на возврат актива;  

- повторное изменение условий договора по кредиту путем перевода валюты данного кредита из иностранной валюты в национальную в случае, если этот кредит ранее не входил в категорию «классифицированных кредитов» и при этом, если данное изменение не связано с ухудшением финансового состояния клиента. 

При первоначальной реструктуризации актив, который обладал признаками неклассифицированных активов, классифицируется банком как «актив под наблюдением.»; 

- абзац одиннадцатый пункта 5.1.2 изложить в следующей редакции: 

«- снижение стоимости залога, ухудшение его качества, залог становится труднореализуемым либо появление тенденции ухудшения финансового состояния гаранта/поручителя (если актив обеспечен гарантией/поручительством).»; 

- пункт 5.1.5 изложить в следующей редакции: 

«5.1.5 Если по реструктуризированному активу, который был классифицирован как «актив под наблюдением» возникли просроченные платежи более чем на 30 дней и/или актив реструктуризирован второй раз в течение 1 (одного) года, то такой актив должен классифицироваться как «субстандартный».  

При этом, если данный «субстандартный» актив обеспечен залогом в виде недвижимости как минимум на 120% от суммы актива, то банк может формировать РППУ в размере 15%. 

В случае если по данному активу состояние залога в виде недвижимости ухудшилось и/или его стоимость снизилась до уровня ниже 120% от суммы актива или по активу возникла просроченная задолженность по основной сумме и/или процентам более 90 дней, то банк, как минимум, должен увеличить размер РППУ до 25% с момента выявления вышеуказанных фактов.»; 

- абзац седьмой пункта 5.2.2 изложить в следующей редакции: 

«- зависимость выплаты задолженности, в основном, от реализации залога.»; 

- абзац восьмой пункта 5.3.2 изложить в следующей редакции: 

«- предоставление активов субъектам оффшорных зон.»; 

- главу 5 дополнить пунктом 5.3.4 следующего содержания: 

«5.3.4. Активы, к которым применимы имущественные права (право владения, и/или пользования, и/или распоряжения), должны классифицироваться как «потери», если вероятность дальнейшего сохранения банком имущественного права на них очень низкая.»; 

- пункт 6.1 изложить в следующей редакции: 

«6.1. В некоторых случаях один актив может быть классифицирован по двум категориям классификации, т.е. может использоваться разделение классификации.»;  

- пункт 6.2 признать утратившим силу; 

- пункт 7.1 дополнить абзацем следующего содержания: 

«В случае если изменение первоначальных условий договора по кредиту и/или полное либо частичное рефинансирование кредита не связано с ухудшением финансового состояния заемщика, банк должен указать в решении Кредитного комитета/уполномоченного органа причину изменений условий договора и/или рефинансирования кредита с приложением подтверждающих документов и аналитических данных банка.»; 

- пункт 7.3 дополнить абзацами следующего содержания: 

«При каждой повторной реструктуризации актива банк должен ухудшить его классификацию на одну категорию. При этом банк при повторной реструктуризации может сохранить категорию классифицированного актива на прежнем уровне в случае выполнения следующих требований: 

- банком проведен тщательный анализ финансового состояния заемщика  

(с соответствующими расчетами, финансовыми показателями), с документальным подтверждением приведенных расчетов; 

- банк может продемонстрировать (на основе разумных, документально подтвержденных финансовых данных) возможность для заемщика осуществлять платежи по предлагаемому плану реструктуризации;  

- льготный период по погашению основной суммы не превышает 6 месяцев  

(9 месяцев для кредитов, выданных на развитие сельского хозяйства); 

- клиенту ранее не предоставлялась реструктуризация или последняя реструктуризация была более 1 (года) года назад.»; 

- пункт 7.4 изложить в следующей редакции: 

«7.4 При выполнении условий пункта 7.6 Положения банк может улучшить классификацию реструктуризированного актива на одну категорию только в последовательном порядке. 

Например, актив, классифицированный в категории «потери» после реструктуризации может быть переведен только в категорию «сомнительные».»; 

- пункт 7.6 изложить в следующей редакции: 

«7.6. Банк может перевести реструктуризированный актив на одну категорию классификации в сторону улучшения, когда будут выполнены все следующие условия:  

- отсутствие просроченных сумм;   

- своевременная оплата основной суммы и начисленных процентов по графику в течение 3 последних месяцев в случае осуществления ежемесячных аннуитетных платежей; в течение 6 последних месяцев в случае осуществления ежеквартальных равномерных платежей по основной сумме;  

- в случае, если по графику срок между платежами превышает 3 месяца своевременная оплата не менее трех последних платежей, включающих равномерное погашение основной суммы и начисленных процентов;  

- своевременная оплата основной суммы и начисленных процентов по графику в течение последних 12 месяцев с даты проведения реструктуризации (выполнение данного условия обязательно для перевода активов в категорию «нормальные» или «удовлетворительные»); 

- заемщиком после реструктуризации погашено не менее 10% остатка основной суммы кредита на момент принятия решения о реструктуризации (выполнение данного условия обязательно для перевода активов в категорию «субстандартные» и «сомнительные»); 

- заемщик не имеет обстоятельств, которые могут привести к невыполнению обязательств по погашению активов.»; 

- главу 12 дополнить пунктом 12.3 следующего содержания: 

«12.3. К «потерям» относятся забалансовые и условные обязательства, которые могут привести к выполнению обязательств банком перед клиентами или третьими лицами в будущем, т.е. к оттоку денежных средств, вследствие следующих событий: 

- внутреннее мошенничество; 

- внешнее мошенничество; 

- причинение ущерба материальным активам банка (например, вследствие пожара, стихийных бедствий, актов терроризма, вандализма и т.д.).  

По мере восстановления банку ущерба, причиненного в результате указанных событий, банк снижает размер забалансового обязательства и РППУ по нему на сумму возмещения без изменения категории классификации.».  

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 30 июня 2010 года № 52/4 следующие изменения: 

в Положении «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

в пункте 14: 

- в первом предложении заменить слова «риск кредитной потери» на слова «кредитный риск»; 

- пятое предложение изложить в следующей редакции:  

«Кредитный комитет выносит на рассмотрение Совета директоров предложения по продаже и списанию кредитов, несущих крупный риск (2), а также вопросы повторной реструктуризации и предоставления отсрочки платежа на период более 12 месяцев при реструктуризации кредитов, несущих крупный риск.»; 

- первое предложение абзаца семь пункта 75 изложить в следующей редакции: 

«При реструктуризации кредита, банку необходимо провести качественный анализ текущего финансового состояния, деятельности заемщика и степень доверия банка к заемщику, а также оценку обеспечения в целях подтверждения либо пересмотра стоимости обеспечения.».