Постановление Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 27 июля 2022 года 

№ 2022-П-12/47-4-(НПА) 

 

 

 

 

 

 

О внесении изменений в постановление Правления  

Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме» 

от 12 августа 2020 года №2020-П-12/45-3-(НПА) 

 

В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения в Положение «О специальном регулятивном режиме», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 12 августа 2020 года №2020-П-12/45-3-(НПА) (прилагается).  

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.  

3. Юридическому управлению:  

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;  

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

4. Управлению методологии надзора и лицензирования банков довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», соответствующих структурных подразделений Национального банка Кыргызской Республики, областных управлений и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора и лицензирования банков. 

 

 

Исполняющий обязанности председателя                          З. Чокоев 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  

к постановлению Правления  

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 27 июля 2022 года 

№ 2022-П-12/47-4-(НПА) 

 

 

 

Изменения в постановление Правления  

Национального банка Кыргызской Республики  

Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме»  

от 12 августа 2020 года №2020-П-12/45-3-(НПА) 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме» от 12 августа 2020 года №2020-П-12/45-3-(НПА) следующие изменения: 

 

в Положении «О специальном регулятивном режиме», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1 изложить в следующей редакции: 

«1. Настоящее Положение «О специальном регулятивном режиме» (далее Положение) определяет порядок создания специального регулятивного режима для внедрения инновационных банковских операций и услуг/технологий, порядок участия и требования к участникам специального регулятивного режима в условиях необходимости адаптации новых услуг и технологий, которые ранее не были представлены в банковской и платежной системах Кыргызской Республики. Требования нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк) применяются к правоотношениям по деятельности специальных регулятивных режимов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением и решениями Комитета по надзору/Комитета по платежной системе Национального банка (далее Комитет).  

Критерии определения соответствия операций и услуг, относящихся к банковским операциям в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, для участия в специальном регулятивном режиме: 

- технологии, используемые при проведении банковских операций и (или) оказании банковских услуг, являются принципиально новыми для рынка;  

- операции и услуги или использование технологий, которые не предоставляются другим субъектом в рамках специального регулятивного режима; 

- потребительские свойства операций и услуг являются улучшенными по сравнению с имеющимися идентичными продуктами и существенно повышают эффективность проведения операций; 

- операции и услуги ранее не применялись субъектами на банковском рынке или были ограничены нормативными правовыми актами Кыргызской Республики; 

- операции и услуги не регулируются нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и отсутствует прямой запрет на проведение операций.  

Соответствие предлагаемой для тестирования операции и (или) услуги вышеизложенным критериям является обязательным для создания специального регулятивного режима.»; 

- пункт 4 изложить в следующей редакции: 

«4. Создание специального регулятивного режима осуществляется на основе принципов добровольности, публичности, равенства отчетности и введения ограничений в отношении всех участников специального регулятивного режима, а также с учетом рекомендаций международных стандартов по банковской деятельности и эффективному надзору. При этом реализация специального регулятивного режима не должна влиять на изменение основной цели, операций и принципов деятельности Национального банка, указанных в законодательстве Кыргызской Республики. 

Методы управления рисками должны соответствовать масштабам деятельности участника и рискам, связанным с внедрением инновационной банковской услуги или технологии в рамках специального регулятивного режима.»; 

- пункт 5 изложить в следующей редакции: 

«5. Ответственность за соблюдение условий специального регулятивного режима несет Заявитель совместно с Созаявителем (при наличии). 

При этом Заявителем/Созаявителем (при наличии) для вхождения в специальный регулятивный режим выступает юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, которое должно отвечать следующим требованиям: 

- отсутствие неисполненных мер воздействия в отношении Заявителя (Созаявителя) либо его руководителя или учредителя (акционера, участника), примененных за последние 3 (три) года до момента подачи заявки; 

- заявитель не должен находиться в процессе ликвидации или банкротства, или в специальном режиме; 

- отсутствие запрета в отношении Заявителя (Созаявителя) либо его руководителя или учредителя (акционера, участника) заниматься данным видом деятельности по решению суда или согласно законодательству Кыргызской Республики;  

- отсутствие в составе учредителей Заявителя (Созаявителя) аффилированных лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, либо физических лиц, проживающих на территории оффшорных зон или являющихся акционерами (участниками) юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, перечень которых устанавливается Национальным банком; 

- финансовое состояние Заявителя (Созаявителя) должно быть удовлетворительным или Заявитель (Созаявитель) обязан обладать достаточными финансовыми и иными ресурсами для создания и ведения специального регулятивного режима.»; 

- в пункте 6 после 9 абзаца дополнить абзацем следующего содержания: 

«В ходе проведения тестирования содержание технического задания должно быть неизменным.»; 

- пункт 8 изложить в следующей редакции: 

«8. В состав Заявки включаются:  

- заявление по форме Приложения 1 к настоящему Положению, оформленное на бланке Заявителя, с ходатайством о создании специального регулятивного режима в соответствии с настоящим Положением, содержащее опись приложенных к заявлению документов, с подписью руководителя и заверенные печатью Заявителя и Созаявителя (при наличии), либо аналоги в электронном виде, оформленные согласно требованиям законодательства Кыргызской Республики;  

- информация о Заявителе и Созаявителе (при наличии) по форме Приложения 2 к настоящему Положению и письменное согласие Созаявителя;  

- информация об операции, услуге/технологии по форме Приложения 3 к настоящему Положению, тестирование которой предлагается Заявителем;  

- нотариально заверенные копии или электронные формы учредительных документов Заявителя/Созаявителя (при наличии) с реквизитами для получения подтверждения из соответствующих государственных органов с указанием суммы объявленного уставного капитала;  

- заверенная надлежащим образом бухгалтерская/финансовая отчетность заявителя за последний отчетный финансовый год;  

- прогнозные экономические расчеты результатов, ожидаемых от проведения предлагаемой операции и услуги.  

Требование о предоставлении учредительных документов и бухгалтерской/финансовой отчетности не распространяется на лиц, поднадзорных Национальному банку, выступающих в качестве Заявителя и Созаявителя (при наличии).»; 

- пункт 9 изложить в следующей редакции: 

«9. Информация об операции, услуге/технологии (Приложения 3) должна кратко раскрывать содержание и суть предполагаемой операции, услуги/технологии. При этом подробное описание операции, услуги/технологии должно быть дополнительно приложено в свободной форме, в том числе в графической и схематичной формах.»; 

- абзац 4 пункта 10 изложить в следующей редакции: 

«Если документы, полученные Национальным банком, не отвечают требованиям, предъявляемым Национальным банком, и/или не содержат сведений (описания), достаточных для их рассмотрения и принятия решения по ним, отсчет срока рассмотрения документов начинается с даты получения Национальным банком документов, удовлетворяющих предъявляемым требованиям.»; 

- пункт 14 изложить в следующей редакции:  

«14. В адрес Заявителя (Созаявителя) направляется письмо с отказом в создании специального регулятивного режима с указанием причин отказа, если по итогам рассмотрения заявки обнаружено несоответствие Заявителя (Созаявителя) требованиям, установленным настоящим Положением, либо выявлено:  

- существенные риски в части нарушения прав и/или интересов потребителей банковской операции и услуги; 

- существенные операционные риски и риски, связанные с финансированием террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов; 

- наличие недостоверных сведений и информации в предоставленных документах;  

- наличие идентичной банковской операции или услуги, оказываемой или используемой в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

- признание предлагаемой для тестирования услуги/операции не соответствующей критериям, указанным в пункте 1 настоящего Положения.»; 

- пункт 15 изложить в следующей редакции: 

«15. Соответствующий комитет или комитеты на основании рассмотренных документов, включенных в состав Заявки, принимает/принимают следующие решения:  

- о создании или об отказе в создании специального регулятивного режима;  

- о выдаче лицензии на право проведение ограниченного перечня банковских операций в рамках специального регулятивного режима;  

- об определении ограничений специального регулятивного режима; 

- об утверждении критериев оценки успешности на основании количественных и качественных показателей проведения предполагаемого тестирования; 

- об условиях оказания услуг и/или полном/частичном освобождении участников от исполнения отдельных требований нормативных правовых актов Национального банка во время тестирования;  

- об установлении условий прекращения действия специального регулятивного режима;  

- об уполномочивании структурного подразделения ответственностью за проведение специального регулятивного режима;  

- о продлении срока специального регулятивного режима; 

- об установлении дополнительных требований по экономическим нормативам Участнику специального регулятивного режима с учетом особенностей предлагаемой операции для тестирования; 

- при успешном тестировании о продлении срока лицензии до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты Кыргызской Республики.»; 

- пункт 21 изложить в следующей редакции: 

«21. В случае, если тестирование банковской операции и услуги согласно техническому заданию не начаты в течение 6 (шести) месяцев с момента получения лицензии, действие лицензии прекращается. Уведомление о прекращении действия лицензии направляется Национальным банком Участнику специального регулятивного режима.»; 

- пункт 31 изложить в следующей редакции: 

«31. В срок не позднее 30 календарных дней до окончания срока лицензии или при достижении критериев с количественными и качественными показателями тестирования, установленных в техническом задании, Участник специального регулятивного режима направляет в Национальный банк отчет о результатах тестирования (далее отчет), включающий:  

- информацию о количественных и качественных показателях, достигнутых в ходе тестирования, в соответствии с указанными в условиях технического задания и причин расхождения (при наличии); 

- описание проблем, с которыми столкнулся Участник специального регулятивного режима в ходе тестирования и принятых мерах;  

- оценку востребованности услуги потребителями;  

- указание на положения нормативных правовых актов, которые могут препятствовать дальнейшему оказанию услуги;  

- сведения о фактах жалоб потребителей, связанных с оказанием услуги;  

- сведения о рисках, реализовавшихся в ходе тестирования и принятых мерах;  

- заполненную форму согласно Приложению 4 настоящего Положения;  

- предложения по дальнейшему нормативному регулированию банковской операции.». 

- Приложение 2 к Положению «О специальном регулятивном режиме» изложить в следующей редакции: 

« 

ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЯВИТЕЛЕ  

Полное наименование организации  

  

Юридический и фактический адреса организации  

  

Реквизиты свидетельства о государственной регистрации организации  

  

Дата выдачи свидетельства  

  

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)  

  

Веб-сайт организации (при наличии)  

  

Наличие других разрешительных документов от других государственных органов  

  

Ф.И.О. и должность контактного лица Заявителя  

  

Электронный адрес контактного лица Заявителя  

  

Телефон контактного лица Заявителя  

  

ИНФОРМАЦИЯ О СОЗАЯВИТЕЛЕ  

Полное наименование организации  

  

Юридический и фактический адреса организации  

  

Реквизиты свидетельства о государственной регистрации организации  

  

Дата выдачи свидетельства  

  

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)  

  

Веб-сайт организации  

  

 

 

»;  

 

 

- Приложение 3 к Положению «О специальном регулятивном режиме» изложить в следующей редакции: 

« 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ УСЛУГЕ/ ТЕХНОЛОГИИ  

Подробное описание предлагаемой инновационной услуги/ технологии (графическая/ схематичная форма прилагается). 

Описание банковской операции и услуги 

Описание бизнес-процесса оказания инновационной услуги/ реализации инновационной технологии   

Описание бизнес-процесса, также прилагается графическое описание бизнес-процесса 

Описание новшества услуги/ технологии для рынка. Каковы ожидаемые положительные социальные и экономические эффекты?  

Отличие предлагаемой банковской операции и услуги от иных банковских операций и услуг, оказываемых на рынке, либо новой технологии предоставления банковской операции и услуги. Указание на положительные эффекты от оказания услуги, с указанием количественных показателей  

Описание оказания идентичных инновационной услуги/ технологии за пределами локального рынка (при его наличии) либо указание на отсутствие такого опыта  

Краткое описание практики оказания идентичных банковских операций и услуг за пределами локального рынка либо указание на отсутствие такой практики  

Положения нормативных актов Национального банка, которые препятствуют оказанию инновационной услуги/ технологии без создания специального регулятивного режима.  

Выдержки из соответствующих нормативных правовых актов со ссылками на нормативные документы   

Иные обстоятельства, которые препятствуют оказанию инновационной услуги/ технологии без создания специального регулятивного режима 

Указывается при наличии  

Описание рисков, связанных с оказанием /реализацией инновационной услуги/ технологии  

Описание риска с указанием 

- уровня риска (низкий, средний, высокий, критичный);  

- методов минимизации риска. 

Каждый риск должен быть описан отдельно по вышеприведенной структуре, при этом риск информационной безопасности должен быть описан с раскрытием предлагаемых мер по их минимизации или исключению. 

Перечень ограничений, которые могут быть установлены в рамках тестирования или пробелов, которые подлежат восполнению

Описание ограничений, которые могут быть установлены в рамках тестирования для снижения потенциальных рисков 

Описание технической готовности для оказания инновационной услуги/ технологии  

Описание технической готовности и используемой технологии с учетом мер по обеспечению информационной безопасности   

Длительность тестирования 

Не более 12 месяцев  

Перечень критериев успешности тестирования 

Описание критериев, в соответствии с которыми может быть проведена оценка успешности тестирования 

Информация о предлагаемом распределении функций между Заявителем и Созаявителем (при наличии) 

Краткое описание функций Созаявителя (при наличии) 

Порядок прекращения тестирования 

Порядок обслуживания клиентов или расторжения договоров, возврата средств и прочие действия при завершении тестирования 

»; - Приложение 6 к Положению «О специальном регулятивном режиме» изложить в следующей редакции: 

« 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ   

  

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ  

к лицензии на право проведения тестирования  

банковских операций и услуг в рамках специального регулятивного режима  

__________________________________________________________________   

(полное фирменное наименование юридического лица, далее  Участник)   

  

1. Наименование и описание банковских операций и услуг в рамках специального регулятивного режима. 

…… 

2. Ограничения в рамках специального регулятивного режима на право проведения тестирования банковских операций 

…… 

3. Перечень обязательств, вводимых в отношении участника специального регулятивного режима 

…… 

4. Перечень критериев с количественными и качественными показателями для оценки успешности тестирования 

…… 

5. Форма отчетности. 

…… 

6. Порядок действий участника специального регулятивного режима при прекращении тестирования. 

 

Настоящее техническое задание является неотъемлемой частью лицензии.   

   

Заместитель председателя/ член Правления Национального банка   

  

 

___________________________ Ф.И.О., подпись   

Печать Национального банка».