Постановление Правления НБКР № 60\7 от 26.10.11 г. 

 

О Положении «О порядке проведения отдельных банковских и платежных операций банками Кыргызской Республики при введении процедуры временного руководства, консервации и банкротстве» 

 

В соответствии со статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Утвердить Положение «О порядке проведения отдельных банковских и платежных операций банками Кыргызской Республики при введении процедуры временного руководства, консервации и банкротстве» (прилагается). 

2. Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики № 48/11 от 24 августа 2011 года «О Положении «О порядке проведения отдельных банковских и платежных операций банками Кыргызской Республики при введении процедуры консервации и банкротстве» признать утратившим силу. 

3. Настоящее постановление опубликовать на официальном сайте Национального банка Кыргызской Республики и в журнале «Нормативные акты Национального банка Кыргызской Республики». 

4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца после официального опубликования. 

5. После официального опубликования Юридическому управлению направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Чокоева З.Л. 

 

Председатель Асанкожоева З.М. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  

к постановлению Правления  

Национального банка 

Кыргызской Республики  

№ 60\7 от 26.10.2011 г.  

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

О порядке проведения отдельных банковских и платежных операций банками Кыргызской Республики при введении процедуры временного руководства, консервации и банкротстве 

1. Общие положения 

1. Положение «О порядке проведения банковских и платежных операций банками Кыргызской Республики при введении процедуры временного руководства, консервации и банкротстве» (далее Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики, Законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», «О консервации, ликвидации и банкротстве банков» и другими нормативными правовыми актами Национального банка. 

2. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения отдельных банковских и платежных операций, а также условий признания Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) безотзывными поручений на перевод денежных средств и ценных бумаг, переданных банком в платежную систему или систему расчетов по ценным бумагам при принятии решения о введении в коммерческий банк процедуры временного руководства, консервации или признания судом банка банкротом. 

3. Настоящее Положение распространяется на деятельность коммерческих банков Кыргызской Республики, лицензируемых Национальным банком, их клиентов и операторов и участников торговых и платежных систем Кыргызской Республики. 

4. Ответственность за обеспечение своевременного исполнения настоящего Положения, бесперебойного функционирования и соблюдение регламента работы торговых и платежных систем несут банки, операторы и участники систем, а также депозитарии. Ответственность операторов и/или участников платежных и торговых систем устанавливается в соответствующих договорах/соглашениях между операторами и участниками систем. 

2. Основные понятия 

5. Термины и определения, используемые в настоящем Положении, соответствуют терминам и определениям, приведенным в Законе Кыргызской Республики «О консервации, ликвидации и банкротстве банков» и в следующих положениях: "О безналичных расчетах в Кыргызской Республике", «О порядке проведения НБКР валютных своп операций», «О порядке проведения Национальным банком Кыргызской Республики операций репо с государственными ценными бумагами Кыргызской Республики», «О выпуске, размещении, обращении и погашении государственных ценных бумаг Кыргызской Республики». 

6. Дополнительно для целей настоящего Положения используются следующие определения: 

администратор временное руководство, консерватор; 

специальный администратор определение в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О консервации, ликвидации и банкротстве банков»; 

банкнотные операции - операции по зачислению наличных денежных средств на корреспондентский счет, открытый в проблемном банке для другого банка (счет типа «Лоро»), либо в другом банке на имя проблемного банка (счет типа «Ностро»); 

внутридневной кредит кредит в национальной валюте, предоставляемый Национальным банком банку под залог ГЦБ в целях обеспечения своевременного и бесперебойного проведения платежей в платежной системе Кыргызской Республики; 

депозитарий юридическое лицо Кыргызской Республики, осуществляющее учет, хранение ценных бумаг, регистрацию перехода и подтверждение права собственности на государственные ценные бумаги Кыргызской Республики (далее - ГЦБ), ведение реестра владельцев ценных бумаг; 

завершающие операции - операции, которые на момент введения в банк процедуры временного руководства, консервации либо признания банка банкротом не были исполнены, но признанные безотзывными и подлежащими к обязательному исполнению в порядке установленном настоящим Положением; 

клиент

1) в отношениях между банками клиентом является банк, заключающий сделку с проблемным банком;  

2) в отношениях банка с другими лицами клиентом является лицо, заключающее сделку с проблемным банком. 

конверсионные операции валютные операции, связанные с покупкой/продажей одной валюты в обмен на другую; 

кредит «овернайт» кредит в сомах, предоставляемый Национальным банком банку в течение операционного дня с погашением не позднее следующего рабочего дня, по фиксированной процентной ставке, под залоговое обеспечение в виде заклада; 

клиринг в платежной системе и системе расчетов ценными бумагами - процесс сборки, сверки, сортировки и подсчета взаимных требований участников клиринга с определением их чистых позиций; 

межбанковский кредит кредит, выданный или полученный проблемным банком по сделке с другим банком; 

обмен активами - операция по обналичиванию (предоставление безналичных денежных средств в обмен на наличные) или обезналичиванию (предоставление наличных денежных средств в обмен на безналичные), совершаемая между банками; 

окончательный расчет - расчет, проводимый по счетам коммерческих банков, открытым в Национальном банке. Окончательный расчет является безусловным и безотзывным; 

оператор платежной системы юридическое лицо, обеспечивающее функционирование платежной системы и заключившее с участниками системы Договор об участии в платежной системе, согласно которому оператор и участники обязуются осуществлять свою деятельность в рамках платежной системы и в соответствии с правилами системы и законодательством Кыргызской Республики;  

оператор торговой системы структурное подразделение Национального банка, отвечающее за регламент работы торговых систем, а также за соответствие проводимых операций существующим правилам работы в торговых системах Национального банка; 

поручение на перевод поручение банка, переданное в платежную систему или систему расчетов по ценным бумагам;  

проблемный банк банк в отношении которого применены процедуры временного руководства, консервации, банкротства (далее - банк); 

розничные платежи платежи на мелкие и средние суммы, являющиеся несрочными и/или регулярными. Размер суммы устанавливается в нормативно-правовой базе платежной системы; 

РЕПО операция операция по покупке/продаже государственных ценных бумаг на вторичном рынке с обязательством их обратной продажи/покупки в определенную дату в будущем, по заранее оговоренной цене; 

СВОП операция операции по обмену на оговоренный срок денежного потока в одной валюте на эквивалентную сумму в другой валюте с учетом процентов и основной суммы; 

СПОТ операция операция по покупке/продаже финансовых активов, расчеты по которой осуществляются в течение одного - двух рабочих дней; 

участник платежной системы (далее - Участник) коммерческий банк, лицензируемый Национальным банком, заключивший договор с Оператором платежной системы об участии в системе и имеющий корреспондентский (текущий) счет в Национальном банке; 

участник торговой системы (далее - Участник) коммерческий банк, имеющий доступ к торговым системам Национального банка; 

форвардные операции операции с валютой, предусматривающие поставку валюты в какой-то день в будущем по цене, согласованной во время заключения форвардного контракта; 

3. Общие условия проведения отдельных банковских и платежных операций при введении в банк процедуры временного руководства, консервации 

7. Решение о введении в банк процедуры временного руководства, консервации принимается Национальным банком в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О консервации, ликвидации и банкротстве банков» и в соответствии с нормативными актами Национального банка. 

8. Режим работы проблемного банка устанавливается в соответствующем решении Национального банка с момента введения либо в процессе осуществления временного руководства или консервации. В случае отсутствия указаний о режиме работы в решении Национального банка, операции осуществляются в соответствии с настоящим Положением. 

9. С момента введения процедуры временного руководства, консервации, Национальный банк, в случае необходимости, вправе в одностороннем порядке заблокировать корреспондентский (текущий) счет Участника для проведения платежей и расчетов или установить ограничения в соответствии с законодательными и нормативными актами Кыргызской Республики. Порядок проведения платежей Участника и окончательных расчетов устанавливаются настоящим Положением или в соответствии с решением Национального банка. 

 

10. На основании решения Национального банка операторы платежной и торговой систем в одностороннем порядке без предварительного уведомления блокируют Участника, доступ пользователя к системе и сертификат подписи пользователя в системе с последующим оповещением остальных участников. 

11. Национальный банк в целях обеспечения стабильной работы банковской и платежной систем, сохранения активов в интересах вкладчиков и других кредиторов банка вправе, если у банка достаточно активов, в первую очередь, для осуществления расчетов с вкладчиками - физическими лицами, помимо проведения завершающих операций, разрешить проведение банком всех или отдельных видов банковских операций. 

12. Право на осуществление своп, репо, депозитных и конверсионных операций с Национальным банком, а также операций на первичном и вторичном рынках ГЦБ, проблемному банку может быть предоставлено на основании соответствующего решения Национального банка. 

13. В целях сохранения активов, проблемному банку запрещено заниматься высокорисковыми операциями на валютном рынке. 

14. В случае, если у банка не имеется достаточно активов для расчета с вкладчиками - физическими лицами, банку разрешается проведение только завершающих операций или отдельных операций в соответствии с решением Национального банка.  

4. Условия признания завершающих операций безотзывными 

15. Национальный банк признает безотзывными те операции, расчеты по которым осуществляются через корреспондентский счет, открытый в Национальном банке. 

16. Операции, расчеты по которым осуществляются не через корреспондентский счет, открытый в Национальном банке, признаются безотзывными в судебном порядке в следующих случаях: 

1) если по этой операции уже полностью осуществлен расчет до введения процедуры временного руководства, консервации либо до момента получения системой расчетов информации о введении временного руководства, консервации; 

2) если по этой операции еще не произведен полный расчет, но требования и поручения по ней уже переданы в систему расчетов, которая исполняет расчеты в автоматическом режиме и ее отмена в этой системе не предусмотрена для проблемного банка или для лица, по требованию или поручению которого проводится операция. 

17. Признание операций безотзывными осуществляется на основании точного времени поступления требований/поручений в систему расчетов, исходя из имеющихся данных в системе расчетов. 

18. Для целей настоящего Положения завершающими операциями считаются следующие: 

1) исполнения поручений Участника на перевод денежных средств или ценных бумаг, а также поручений других участников на перевод денежных средств или ценных бумаг в пользу банка, переданных в платежную систему или в систему расчетов по ценным бумагам или в торговую систему до момента получения оператором уведомления и введения в банк процедуры временного руководства, консервации. Эти поручения признаются безотзывными и окончательными, имеют исковую силу и обязательны для третьих лиц. Операторы систем должны завершить сделку и произвести окончательный расчет по всем вышеуказанным поручениям; 

2) расчеты с другими участниками в рамках систем расчетов платежными банковскими картами, если операции с использованием карт были проведены до момента введения в банк процедуры временного руководства, консервации и стали безотзывными. Участник в обязательном порядке проводит расчеты с другими участниками в течение срока, установленного карточными платежными системами; 

3) расчеты по регулярным розничным платежам, в том числе платежам с Государственной таможенной службой и/или Государственной налоговой службой при Правительстве Кыргызской Республики, государственным бюджетом, а также с организациями, предоставляющими коммунальные услуги и услуги связи, информация по оплате которых поступила в платежную систему до момента введения в банк процедуры временного руководства, консервации. Такие платежи признаются безотзывными и расчеты по ним проводятся в течение срока, установленного регламентом работы межбанковских платежных систем; 

4) расчеты по трансграничным платежам, если платежи были проведены до момента введения в банк процедуры временного руководства, консервации и стали безотзывными, а дата расчета совпадает с периодом введения в банк процедуры временного руководства, консервации. Участник в обязательном порядке проводит расчеты по ним. Порядок и сроки проведения расчетов по трансграничным платежам в случае введения в банк процедуры временного руководства, консервации должны быть установлены в соответствующем договоре с оператором данной системы и банком-корреспондентом; 

5) расчеты с другими участниками по операциям своп, репо, по внутридневному кредиту, по кредиту «овернайт», по «обмену активами», при осуществлении конверсионных сделок, если данные сделки были заключены до введения в банк процедуры временного руководства, консервации; 

6) расчеты по другим межбанковским операциям, совершенным в соответствии с требованиями настоящего Положения. 

5. Особенности проведения завершающих операций «своп», «репо», «форвард», конверсионных операций, операций по обмену активами при введении в банк процедуры временного руководства, консервации 

19. Если на момент введения процедуры временного руководства, консервации у банка наступили сроки по обязательствам по репо и своп операциям перед Национальным банком и наоборот, то данные обязательства должны быть исполнены в полном объеме в соответствии с заключенными договорами (или приравненным к ним другим документам), если иное не установлено решением Национального банка или другими уполномоченными органами. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения банком своих обязательств по операциям своп и репо, а также по конверсионным операциям, Национальный банк имеет право безакцептного (бесспорного) списания с корреспондентского счета банка суммы денежных средств в размере неисполненных обязательств. В случае возникновения ситуации, когда банк не исполняет свои обязательства по возврату денежных средств по операциям своп и репо, и со стороны Национального банка не представляется возможным безакцептно списать с корреспондентсткого счета банка суммы денежных средств в размере неисполненных обязательств, в силу отсутствия достаточного объема денежных средств, споры между сторонами подлежат урегулированию путем переговоров в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

20. Если на момент введения в банк процедуры временного руководства, консервации при отсутствии особого указания в решении Национального банка в соответствии с п.8 настоящего Положения у банка наступили сроки по обязательствам «спот», «своп», «форвард», «репо», «межбанковский кредит», «обмен активами», банк вправе завершить в установленные сроки данные межбанковские сделки при исполнении следующих условий: 

1) операция осуществляется с банком, который не является проблемным банком либо аффилированным лицом проблемного банка; 

2) операция не нарушает принцип беспристрастности, установленный законодательством и нормативными актами Национального банка; 

3) по условиям сделки проблемный банк уже произвел поставку денежных средств в другой банк либо в проблемный банк уже поступили денежные средства; 

4) в результате операции у банка юридически и фактически произойдет только замена валюты актива. 

21. В случае введения процедуры временного руководства, консервации, проблемный банк не проводит завершающие операции по контрактам «своп» и «репо» с клиентами (кроме банков), если клиент еще не поставил денежные средства проблемному банку. 

22. В случае введения процедуры временного руководства, консервации банку разрешено проводить завершающие операции по контрактам «своп» и «репо», если клиент уже произвел поставку денежных средств банку, при условии, что клиент не является инсайдером, аффилированным лицом, в отношении которого нет других требовании о запрете на проведение операций либо претензий правоохранительных органов. 

23. Администратор вправе приостановить исполнение операций, указанных в пунктах 21-22 на срок до 7 рабочих дней с целью проверки законности операций и исполнения требований настоящего Положения. 

24. При проведении банкнотных операций, в случаях, когда проблемный банк открыл счета типа «лоро» для иностранного банка и получил наличные средства для их зачисления на данные «лоро» счета, администратор вправе отменить операцию и вернуть средства банку-корреспонденту, при соблюдении следующих условий: 

1) средства не были зачислены до введения в банк процедуры временного руководства, консервации, несмотря на то, что наличные средства уже прибыли в здание проблемного банка; 

2) в случае наличия соответствующего решения Национального банка согласно п.8 настоящего Положения; 

3) банк-корреспондент обратился с просьбой о расторжении сделки, несмотря на то, что денежные средства уже прибыли в помещение проблемного банка, и обязался в течение 1 рабочего дня разрешить все организационные вопросы, в том числе по оплате соответствующих расходов, по обратному вывозу и транспортировке наличных денежных средств из помещения проблемного банка. 

В случае неисполнения вышеназванных условий администратор вправе зачислить средства на «лоро» счет банка. 

25. При предоставлении услуг по системам денежных переводов, конвертация в ту или иную валюту производится в соответствии с внутренними процедурами банка и тарифами, установленными для проведения обменных операций, если иное не установлено решением Национального банка или другими уполномоченными органами для конкретного банка. 

6. Особенности проведения завершающих операций по кредитам «внутридневной» и «овернайт» при введении в банк процедуры временного руководства, консервации 

26. Если на момент введения процедуры временного руководства, консервации у проблемного банка наступили сроки погашения по кредитам «внутридневной» и «овернайт» перед Национальным банком, то данные обязательства должны быть исполнены в полном объеме в соответствии с заключенными Генеральными соглашениями и Заявкой на получение кредита, если иное не установлено решением Национального банка или другими уполномоченными органами. 

27. Если на момент введения процедуры временного руководства, консервации банк не может осуществить погашение кредитов «внутридневной» и «овернайт» (отсутствие денежных средств на корреспондентском счете), то Национальный банк вправе осуществить погашение кредитов за счет обращения взыскания на предмет заклада в соответствии с Законодательством Кыргызской Республики. При этом, Национальный банк предварительно в письменной форме извещает банк о неисполнении им в срок своих обязательств и начале процедуры обращения взыскания на предмет залога в виде заклада. 

7. Особенности проведения операций с ценными бумагами 

28. Право на осуществление операций на первичном и вторичном рынках ГЦБ банку при введении процедуры временного руководства, консервации, может быть предоставлено на основании соответствующего решения Правления Национального банка.  

29. Если до введения процедуры временного руководства, консервации банк подал заявку на участие в аукционе по размещению ГЦБ и выиграл по ней, то данная заявка является безотзывной и обязательной для проведения денежных расчетов. В случае, если банк не может осуществить расчеты по выигранной на аукционе заявке (отсутствие денежных средств на корсчете), то заявка банка аннулируется и банк отстраняется от дальнейшего участия на первичном и вторичном рынках ГЦБ до принятия Национальным банком отдельного решения о доступе банка к первичному и вторичному рынкам ГЦБ. 

30. Если на момент введения процедуры временного руководства, консервации в банк, являющийся владельцем государственных ценных бумаг (государственные казначейские векселя, государственные казначейские облигации, Ноты), наступили сроки погашения ГЦБ или купонных выплат, то Национальный банк перечисляет денежные средства по погашаемым выпускам или купонным выплатам на корреспондентский счет банка, открытый в Национальном банке.  

31. Если на дату введения процедуры временного руководства, консервации в портфеле банка есть ГЦБ, принадлежащие клиентам банка, срок погашения которых наступил, то банк производит зачисление денежных средств, полученных в счет погашения от Министерства финансов Кыргызской Республики и Национального банка выпусков ГЦБ, на счета владельцев ГЦБ в данном банке, либо по желанию клиентов (за исключением ГЦБ клиентов банка, в отношении которых Национальным банком установлены ограничения на проведение каких-либо операций) производит им выплату денежных средств наличными через кассу банка. 

32. Если на дату введения в банк процедуры временного руководства, консервации, сроки погашения ГЦБ, принадлежащие клиентам банка, не наступили, то в этом случае проблемный банк может передать ГЦБ своих клиентов в другой банк, за исключением ГЦБ клиентов банка, в отношении которых Национальным банком установлены ограничения на проведение каких-либо операций. 

33. Администратор банка должен проинформировать своих клиентов владельцев ГЦБ о введении в банк процедуры временного руководства, консервации не позднее 2-х рабочих дней после введения процедур временного руководства, консервации и об их праве на передачу собственных ГЦБ в другой банк. При этом в случае, если клиент проблемного банка выразил желание получать денежные средства от погашения ГЦБ в другом банке, то он должен подать письменное заявление в проблемный банк о передаче ГЦБ в другой банк, с указанием наименования банка, в который будут переданы ГЦБ и перечни выпусков ГЦБ, подлежащих переводу в другой банк. Ответственность по определению списка клиентов проблемного банка владельцев ГЦБ и получению от них указанных заявлений несет Администратор банка. 

34. Банк, в который введены процедуры временного руководства, консервации, при передаче ГЦБ клиента проблемного банка в другой банк, должен заблаговременно провести переговоры с банком, указанным в письменном заявлении клиента, и, как минимум, за два дня до наступления срока погашения ГЦБ предоставить в Национальный банк для осуществления передачи ГЦБ клиента следующие документы: 

1) договор о передаче ГЦБ, заключенный между проблемным банком и банком, в который передаются ГЦБ; 

2) копию письменного заявления клиента - владельца ГЦБ о переводе ценных бумаг в другой банк; 

3) письмо-ходатайство проблемного банка о передаче ценных бумаг клиента банка в другой банк; 

4) поручения данных банков на осуществление передачи/приема ГЦБ, оформленные в соответствии с нормативными правовыми актами. 

35. Национальный банк после получения указанных документов осуществляет передачу ГЦБ от проблемного банка другому банку в депозитарии и предоставляет указанным банкам выписку, подтверждающую проведение данной операции. 

36. Если при наступлении срока погашения ГЦБ клиентов проблемного банка, Администратор не передал ГЦБ клиентов проблемного банка в другой банк, то денежные средства клиентов проблемного банка по погашаемому выпуску или купонным выплатам перечисляются на корреспондентский счет банка, открытый в Национальном банке. Банк производит зачисление денежных средств, полученных в счет погашения от Министерства финансов Кыргызской Республики и Национального банка выпусков ГЦБ, на счета владельцев ГЦБ в данном банке, либо по желанию клиентов (за исключением ГЦБ клиентов банка, в отношении которых Национальным банком установлены ограничения на проведение каких-либо операций) производит им выплату денежных средств наличными через кассу банка. 

37. В случае передачи в суд заявления о признании банка банкротом, при наличии на счетах клиентов денежных средств, полученных в счет погашения ГЦБ, банк обязан перечислить эти денежные средства на счет Национального банка. При этом банк обязан известить таких клиентов о необходимости представления заявления о переводе этих денежных средств в другой банк. 

38. Перечисленные денежные средства находятся на счете Национального банка до получения от проблемного банка следующих документов: 

1) письма-ходатайства о переводе денежных средств клиента со счета Национального банка на счет клиента в другом банке. В письме-ходатайстве указывается: наименование клиента, номер выпуска ГЦБ, дата погашения ГЦБ, количество погашенных ГЦБ, номинальная стоимость погашенных ГЦБ, сумма купонных выплат, наименование банка, на который осуществляется перевод денежных средств по погашенному выпуску, номер счета клиента и другая необходимая информация; 

2) копии письменного заявления клиента с указанием реквизитов счета открытого в другом банке; 

3) подтверждение банка/филиала банка об открытии счета клиенту с указанием номера счета, БИК и адреса банка. 

39. После получения необходимых документов, Национальный банк производит зачисление денежных средств со счета Национального банка на счет клиента в другом банке, указанный в письме ходатайстве банка и заявлении клиента банка. 

40. Администратор банка, осуществляет контроль и несет ответственность за соблюдением прав владельцев ГЦБ, учитываемых в реестре банка. 

8. Особенности проведения других банковских и платежных операций при введении в банк процедуры временного руководства, консервации 

41. Администратор банка может проводить следующие операции для своих клиентов, за исключением лиц, являющихся инсайдерами и аффилированными лицами, а также лиц, связанных с ними общими интересами, и другими лицами, указанными в соответствующих постановлениях уполномоченных органов Кыргызской Республики: 

1) для физических лиц-резидентов Кыргызской Республики - осуществлять банковские операции (кроме выдачи кредитов и приравненных к ним активов, инвестиций в капитал, ценные бумаги, за исключением государственных, а также вложений в основные средства и нематериальные активы) в полном объеме, если иное не установлено решением Национального банка или другими уполномоченными органами для конкретного банка; 

2) для юридических лиц резидентов Кыргызской Республики - осуществлять операции с расчетных счетов юридических лиц для выплаты заработной платы сотрудникам данного юридического лица, погашения собственных обязательств данных юридических лиц перед Социальным фондом, бюджетом, коммунальными организациями, операторами связи, поставщиками ГСМ в сумме, указанной в расчетных документах поставщиков услуг (счет-квитанция, счет-фактура) в полном объеме, если иное не установлено решением Национального банка или другими уполномоченными органами для конкретного банка; 

3) для физических и юридических лиц-нерезидентов Кыргызской Республики, индивидуальных и частных предпринимателей резидентов и нерезидентов Кыргызской Республики - осуществлять операции в пределах, установленных решением Национального банка или другими уполномоченными органами для конкретного банка. 

42. Администратор банка, в соответствии с решением Национального банка, может осуществлять прием платежей, направленных на погашение клиентами любых обязательств перед банком, за исключением расчетов внутри банка, производить конвертацию со счетов юридических лиц в целях оплаты бюджетных платежей, социальных отчислений, заработной платы, кредитов и процентов по ним, перечислять суммы, поступившие через транзитные счета, открытые юридическими лицами, на счета вкладчиков банка для выплаты пенсий и заработных плат. 

43. Банк может проводить платежи и расчеты с Государственной таможенной службой и/или Государственной налоговой службой при Правительстве Кыргызской Республики, государственным бюджетом, а также с организациями, предоставляющими коммунальные услуги и услуги связи, на основании отдельного решения Национального банка. 

44. Банк может выплачивать клиентам адресные денежные переводы. Прием и перевод денежных средств по системам денежных переводов может осуществляться только на основании отдельного соответствующего решения Национального банка. 

45. Участник, который находится в процедурах временного руководства, консервации, в рамках платежных систем с использованием платежных банковских карт может осуществлять операции по обналичиванию и оплате товаров и услуг только своих клиентов через собственные периферийные устройства (банкоматы и терминалы) и во всех своих подразделениях. Прием и обслуживание платежных карт клиентов других банков может осуществляться на основании отдельного соответствующего решения Национального банка.  

46. Администратору банка запрещено проводить платежи клиентов через международные платежные системы (Visa, MasterCard, Золотая Корона, American Express, Diners Club и др.) до принятия отдельного соответствующего решения Правления Национального банка.  

47. Администратор банка, незамедлительно после получения соответствующего решения Национального банка о запрещении проводить платежи через международные платежные системы, должен информировать об этом зарубежных операторов платежных систем, с которыми заключены соответствующие договоры на проведение платежей с использованием карт, денежных переводов и других банковских услуг.  

48. Администратору банка запрещено проводить трансграничные платежи через SWIFT, Банк-клиент и другие альтернативные каналы связи до принятия отдельного соответствующего решения Национального банка.  

49. Национальный банк может в одностороннем порядке без предварительного уведомления заблокировать доступ Участника в системе УКП SWIFT в случае принятия такого решения Национальным банком. 

9. Порядок проведения банковских и платежных операций при признании банка банкротом 

50. Национальный банк, при вступлении в силу судебного решения о возбуждении процесса банкротства в отношении Участника, должен немедленно информировать о данном судебном решении/объявлении операторов платежных (гроссовой системы расчетов, системы пакетного клиринга, национальной системы расчетов картами «Элкарт», Узла коллективного пользования SWIFT), и торговых систем, депозитария для своевременного блокирования Участника в системе, а также информировать банки, операторов рынка ценных бумаг и операторов торговых площадок Кыргызской Республики.  

51. В целях ускорения процесса информирования, а также фиксирования времени и даты получения всеми заинтересованными адресатами соответствующей информации, Национальный банк осуществляет отправку отсканированной копии официального уведомления на официальные электронные адреса операторов систем, указанных в пункте 50 Положения с дальнейшим досылом бумажного варианта уведомления.  

52. Операторы платежных (гроссовой системы расчетов, системы пакетного клиринга, национальной системы расчетов картами «Элкарт», Узла коллективного пользования SWIFT) и торговых систем незамедлительно после получения официального уведомления о судебном акте о признании Участника банкротом и возбуждении процедуры банкротства, должны заблокировать данного Участника в своей системе.  

53. Специальный администратор банка, объявленного банкротом, незамедлительно должен информировать о банкротстве банка зарубежных операторов платежных систем, с которыми заключены соответствующие договоры на проведение платежей с использованием карт, денежных переводов и других банковских услуг. 

54. Поручения Участника на перевод денежных средств или ценных бумаг, а также поручения других участников на перевод денежных средств или ценных бумаг в пользу Участника, переданные в платежную или торговую системы или в систему расчетов по ценным бумагам до момента получения оператором уведомления о процессе банкротства, признаются безотзывными и окончательными, имеют исковую силу и обязательны для третьих лиц. В этом случае операторы системы должны завершить сделку и произвести окончательный расчет по всем вышеуказанным поручениям в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. 

55. Поручения Участника на перевод денежных средств или ценных бумаг, а также поручения других участников на перевод денежных средств или ценных бумаг в пользу Участника, переданные в платежную систему или в систему расчетов по ценным бумагам после получения оператором уведомления, должны быть отозваны, они не имеют исковой силы и не обязательны для третьих сторон.  

56. Проведение расчетов с другими участниками по платежам по системам расчетов платежными картами, трансграничным платежам, денежным переводам осуществляется специальным администратором через специальный счет, открытый у другого участника согласно решению Национального банка. 

57. В случае признания банка банкротом, который имеет ГЦБ клиентов, сроки погашения по которым не наступили, банк должен передать ГЦБ своих клиентов в другой банк, за исключением ГЦБ клиентов банка, в отношении которых Национальным банком установлены ограничения на проведение каких-либо операций. Специальный администратор банка должен проинформировать своих клиентов владельцев ГЦБ о вступлении в силу судебного решения о возбуждении процесса банкротства не позднее 2-х рабочих дней после вступления в силу данного решения и об их праве на передачу собственных ГЦБ в другой банк. При этом клиент проблемного банка должен подать письменное заявление в проблемный банк о передаче ГЦБ в другой банк, с указанием наименования банка, в который будут переданы ГЦБ и перечни выпусков ГЦБ, подлежащих переводу в другой банк. Ответственность по определению списка клиентов проблемного банка владельцев ГЦБ и получению от них заявлений несет специальный администратор банка. Передача ГЦБ клиентов проблемного банка в другой банк и действия Национального банка осуществляются в том же порядке, что и при введении процедуры временного руководства, консервации с учетом пунктов 58, 59 и 60 настоящего Положения. 

58. Если при наступлении срока погашения ГЦБ клиентов банка, специальный администратор не передал ГЦБ клиентов проблемного банка в другой банк, то денежные средства клиентов проблемного банка по погашаемому выпуску или купонным выплатам перечисляются на счет Национального банка. 

59. Перечисленные денежные средства находятся на счете Национального банка до получения от проблемного банка следующих документов: 

1) письма-ходатайства о переводе денежных средств клиента со счета Национального банка на счет клиента в другом банке. В письме-ходатайстве указывается: наименование клиента, номер выпуска ГЦБ, дата погашения ГЦБ, количество погашенных ГЦБ, номинальная стоимость погашенных ГЦБ, сумма купонных выплат, наименование банка, на который осуществляется перевод денежных средств по погашенному выпуску, номер счета клиента и другая необходимая информация; 

2) копии письменного заявления клиента с указанием реквизитов счета открытого в другом банке; 

3) подтверждение банка/филиала банка об открытии счета клиенту с указанием номера счета, БИК и адреса банка. 

60. После получения необходимых документов, Национальный банк производит зачисление денежных средств со счета Национального банка на счет клиента в другом банке, указанный в письме ходатайстве банка и заявлении клиента банка. 

61. Ни одно положение, правило или практика, касающиеся откладывания контрактов и сделок, заключенных до вступления в силу решения о возбуждении процесса банкротства в отношении банка на основании решения суда, не могут привести к отмене результатов клиринга, произведенного через платежную систему или систему расчетов по ценным бумагам, признанную в качестве таковой Национальным банком.