Постановление Правления Национального банка  

Кыргызской Республики № 9\10 от 27 марта 2013года 

 

 

 

 

Об утверждении Положения о минимальных требованиях  

по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских  

финансово-кредитных учреждениях Кыргызской Республики 

 

Рассмотрев проект Положения о минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных учреждениях Кыргызской Республики, Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Утвердить Положение о минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных учреждениях Кыргызской Республики (прилагается). 

2. Юридическому управлению: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 дней со дня официального опубликования.  

4. Коммерческим банкам и небанковским финансово-кредитным учреждениям Кыргызской Республики привести внутренние нормативные акты в соответствие с требованиями настоящего постановления в течение трех месяцев с момента вступления в силу настоящего постановления. 

5. Управлению денежной наличности довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, небанковских финансово-кредитных учреждений, областных управлений и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.  

6. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Жеенбаеву Б.Ж.  

 

Председатель Асанкожоева З.М. 

 

 

УТВЕРЖДЕНО 

Постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

№ 9\10 от 27 марта 2013 г. 

 

 

 

Положение  

о минимальных требованиях  

по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и 

небанковских финансово-кредитных учреждениях Кыргызской Республики 

 

 

Раздел 1. Общие положения 

 

1. В целях организации наличного денежного обращения на территории Кыргызской Республики в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» устанавливаются минимальные требования по ведению кассовых операций с национальной валютой Кыргызской Республики в виде банкнот и монет (далее наличные деньги) при осуществлении банковских операций и других сделок.  

2. Настоящее Положение распространяется на банки и небанковские финансово-кредитные учреждения (далее ФКУ), лицензируемые и/или регулируемые Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк), за исключением обменных бюро. 

3. Настоящее Положение регулирует кассовые операции, проводимые через кассу ФКУ, кроме автоматизированных терминалов самообслуживания (кэш-ин терминалы) (далее - АТС), а также устанавливает требования по размещению, инкассации отдельных периферийных устройств и обеспечению их безопасности. 

4. В целях улучшения кассового обслуживания населения, ФКУ могут открывать в соответствии с Положением «О лицензировании деятельности банков», утвержденным постановлением Правления НБКР № 5/7 от 2 марта 2006 года, филиалы, представительства, сберегательные кассы, выездные кассы и обменные пункты для совершения операций по приему и выдаче вкладов, продаже и покупке ценных бумаг, обмену иностранной валюты, приему коммунальных и других платежей. 

5. Для осуществления кассового обслуживания клиентов, а также выполнения операций с наличными деньгами и другими ценностями, ФКУ могут создавать кассовые узлы. Оборудованные кассовые узлы, хранилища и другие помещения ФКУ должны соответствовать требованиям по технической укрепленности и оснащенности, установленным Инструкцией «О единых требованиях по технической укрепленности банков, финансово-кредитных учреждений и порядка их охраны в Кыргызской Республике».  

6. Для обеспечения безопасности при работе с ценностями кассовое подразделение ФКУ может состоять из следующих отдельных помещений: 

- хранилище либо сейфовая комната; 

- касса пересчета для банкнот и монет; 

- приходная, расходная, вечерняя и другие кассы; 

- комната или шкаф для хранения личных вещей. 

Целесообразность создания тех или иных касс, их количество и численность кассовых работников определяются ФКУ в установленном порядке. 

7. При наличии в ФКУ хранилища либо сейфовой комнаты, они должны закрываться не менее чем на два ключа (кода) и опечатываться печатями должностных лиц, либо опломбировываться индикаторными пломбами с подписью ответственных за сохранность ценностей согласно внутренним процедурам ФКУ. 

8. Оформление кассовых документов (за исключением денежного чека), ведение кассовых журналов, заполнение кассовыми работниками документов о проведенных операциях могут производиться с применением автоматизированных программ, компьютерного оборудования и электронных кассовых аппаратов.  

 

Раздел 2. Термины и определения 

 

9. В настоящем Положении используются следующие термины и определения: 

· автоматизированный терминал самообслуживания (cash-in терминал) - терминал, предназначенный для депонирования денежных наличных средств клиентами банков, держателями карт, пользователями сервисов, включая для целей проведения платежей в наличной и безналичной форме в адрес коммунальных служб, операторов мобильной связи, интернета и других платежей; 

· банкноты, монеты - денежные знаки разного достоинства и вида, выпускаемые и находящиеся в обращение согласно законодательству страны;  

· банкомат аппаратно-программный комплекс для выдачи и приема наличных денежных средств, записи денежных средств на карту, получения информации по совершенным транзакциям держателем карты, осуществления безналичных платежей и выдачи карт-чека по всем видам произведенных транзакций. Банкомат предназначен для самостоятельного совершения держателем карты операций с ее использованием без участия в этом уполномоченного работника ФКУ; 

· валютные ценности - наличная иностранная валюта, платежные документы и ценные бумаги, номинал и (или) стоимость которых выражены в иностранной валюте;  

· ветхие банкноты подлинные банкноты, которые непригодны для налично-денежного обращения из-за имеющихся повреждений, выходящих за пределы утвержденных критериев оценки ветхости банкнот; 

· годные банкноты и монеты подлинные банкноты и монеты, которые могут содержать незначительные загрязнения, повреждения и надписи, в рамках утвержденных критериев; 

· инкассация - прием, сбор, доставка, сопровождение, перевозка, хранение и сдача наличных денег и других ценностей; 

· касса - специально оборудованное помещение для хранения, приема и выдачи денег и других ценностей;  

· касса вечерняя - касса ФКУ, осуществляющая прием и пересчет наличных денег от клиентов и подразделений ФКУ после окончания операционного дня;  

· касса пересчета - касса ФКУ, осуществляющая пересчет наличных денег, принятых от клиентов и подразделений ФКУ, формирование и их упаковку;  

· касса приходная - касса ФКУ, осуществляющая прием наличных денег от клиентов в операционное время;  

· касса расходная - касса ФКУ, осуществляющая выдачу наличных денег клиентам в операционное время;  

· кассовая книга (кассовый журнал) - составленные согласно определенной форме учетные ведомости, в которых отражаются операции с ценностями, учитываются поступления и их выдача;  

· кассовый документ - денежный документ (приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, объявление на взнос наличными, чек, платежная ведомость и другой документ, служащий основанием для проведения операции), по которому осуществляется и которым оформляется кассовая операция по приему и выдаче ценностей;  

· кассовые операции это прием, пересчет, размен, обмен, выдача, сортировка, упаковка и хранение ценностей;  

· клиент - юридические и физические лица, пользующиеся услугами ФКУ;  

· наличные деньги - денежные знаки в виде банкнот и монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;  

· операционная касса - касса ФКУ, осуществляющая обслуживание клиентов по всем кассовым операциям;  

· ответственное хранение - хранение ценностей, осуществляемое в установленном порядке;  

· периферийные устройства - терминалы, банкоматы, автоматизированные терминалы самообслуживания, иные устройства, составляющие техническую инфраструктуру по приему и обслуживанию банковских платежных карт; 

· терминал аппаратно-программный комплекс, позволяющий устанавливать связь с главным компьютером, формировать, отправлять сообщения в сеть платежной системы ФКУ и принимать сообщения, поступающие из нее; 

· ценности - валютные ценности, банкноты и монеты, ценные бумаги и бланки строгой отчетности, драгоценные металлы, изделия из них, а также ценные предметы; 

· эквайер ФКУ, получившее разрешение на осуществление эквайринга, владелец сети периферийных устройств, обеспечивающий возможность проведения авторизаций или транзакций через свои периферийные устройства в соответствии с технологией и нормативными актами соответствующих платежных систем и законодательством Кыргызской Республики; 

· эквайринг - деятельность ФКУ, включающая в себя договорные отношения с торговыми точками по установке периферийных устройств и приему карт в качестве средства платежа за реализуемые товары, работы, услуги, обеспечение расчетов с торговыми точками и/или выдача налично-денежных средств держателям карт. 

 

Раздел 3. Прием наличных денег 

 

10. Операции по приему наличных денег осуществляются на основании приходных кассовых документов приходного кассового ордера или по объявлениям на взнос наличными (комплект: объявление, квитанция, ордер согласно приложению 1), заполненные в соответствии с «Инструкцией о порядке заполнения платежных документов». 

11. Кассовый работник в приходном кассовом документе проверяет наличие и правильность заполнения всех реквизитов и подписей работников банка и клиента, сверяет соответствие сумм наличных денег, проставленных в приходном кассовом документе, цифрами и прописью. 

12. Прием наличных денег от клиентов осуществляется полистным, поштучным пересчетом, таким образом, чтобы клиент мог наблюдать за приемом денежной наличности. 

13. После приема наличных денег кассовый работник сверяет сумму цифрами и прописью, указанную в приходном кассовом документе, с суммой наличных денег, оказавшихся при приеме, и при их соответствии подписывает все экземпляры приходного кассового документа. 

14. Принятые в кассу наличные деньги передаются кассовым работником заведующему кассой в конце рабочего дня с проставлением подписи заведующим кассой в книге учета принятых и выданных ценностей (приложение 2). 

15. Приходные кассовые документы сдаются кассовым работником заведующему кассой по завершении рабочего дня. До передачи наличных денег кассовый работник должен убедиться в том, что их фактическое наличие соответствует сумме, указанной в принятых кассовых документах. 

 

Раздел 4. Выдача наличных денег 

 

16. Заведующий кассой выдает кассовому работнику необходимую сумму наличных денег для осуществления расходных и разменных операций в операционное время с проставлением подписи кассовым работником в книге учета принятых и выданных ценностей (приложение 2).  

17. В случае осуществления кассовых операций непосредственно заведующим кассой, кассовым работником записи об осуществленных ими операциях в книге учета принятых и выданных ценностей (приложение 2) не производятся. 

18. Выдача денег из касс ФКУ производится по расходным кассовым ордерам (приложение 3) и по денежным чекам установленной формы, разработанным и утвержденным ФКУ.  

19. Кассовый работник, при выдаче денежной наличности, выполняет следующие действия: 

· проверяет наличие всех реквизитов и подписей работников банка; 

· сверяет соответствие сумм наличных денег, проставленных в расходном кассовом документе, цифрами и прописью; 

· проверяет наличие на расходном кассовом документе данных предъявленного клиентом паспорта или другого документа, удостоверяющего личность; 

· передает клиенту расходный кассовый документ для его подписания; 

· пересчитывает подготовленную к выдаче сумму наличных денег под наблюдением клиента таким образом, чтобы клиент мог видеть количество пересчитываемых банкнот и монет, сверяет его подпись в расходном кассовом документе с подписью, проставленной в документе, удостоверяющем личность, выдает наличные деньги, проставляет оттиск штампа кассы на расходном кассовом документе и подписывает его. 

20. Кассовый работник выдает клиенту банкноты полными и неполными пачками по указанным на верхних накладках пачек банкнот суммам, отдельными корешками, отдельные банкноты полистным пересчетом, монеты полными мешками по надписям на ярлыках, а если требуется меньшее количество монет, то монеты выдаются пакетами, упакованными по 100 штук, отдельные монеты поштучным пересчетом. 

21. Клиент, не отходя от кассы, в присутствии кассового работника, выдавшего наличные деньги должен тщательно проверить правильность и целостность упаковки пачек, количества корешков в каждой пачке, правильность сумм, указанных на накладках, отдельные корешки, банкноты - просчитать полистным пересчетом, мешки с монетами по надписям на ярлыках, реквизитами на пакетах и отдельные монеты - поштучным пересчетом.  

В случае обнаружения недостач в полученных пачках, корешках или мешках составляется акт (приложение 4), который подписывается кассовым работником и клиентом. Сумма недостачи возмещается клиенту только в том случае, если недостача при пересчете была обнаружена в присутствии кассового работника.  

Если полученная сумма своевременно не пересчитана в кассе пересчета, то ФКУ ответственности за недостачи не несет. 

 

Раздел 5. Заключения оборотной кассы 

 

22. По окончании осуществления операций с наличными деньгами кассовые работники сдают заведующему кассой наличные деньги, кассовые документы (отчетные справки, объявления, приходные и расходные ордера, описи на перевозимые наличные деньги). 

При приеме указанных документов заведующий кассой: 

· сверяет количество приходных и расходных документов и отраженные в них суммы наличных денег с данными отчетных справок (приложение 5,6); 

· проверяет правильность выведения в отчетных справках сумм остатков наличных денег с учетом записей в книге (приложение 2); 

23. Заведующий кассой по данным отчетных справок, составляет сводную справку (приложение 7) и сверяет ее итоги с данными бухгалтерского учета. Сверка итогов справки заверяется подписью бухгалтерского работника. 

24. После сверки кассовых оборотов за день, заведующий кассой записывает в книгу хранилища оборотной кассы (приложение 8) общую сумму прихода и расхода денег и выводит в ней остаток оборотной кассы на следующий день. В книгу учета наличия иностранной валюты (приложение 9) записывает сумму остатка иностранной валюты по видам валют на следующий день. Кассовые книги (приложение 8 и 9) в обязательном порядке пронумеровываются, прошнуровываются и опечатываются печатью ФКУ.  

25. Кассовые документы должны быть сформированы не позднее следующего рабочего дня. Формирование дела с кассовыми документами за каждый день производится заведующим кассой или кассовым работником, на которого возложены функции брошюрования. При формировании, кассовые документы подбираются по балансовым счетам (в порядке возрастающей нумерации), отдельно по приходу и расходу кассы. После сверки суммы кассовых документов с книгами (приложение 8 и 9) на лицевой стороне папки ставится подпись заведующего кассой и кассового работника, сформировавшего дело. 

26. Кассовые документы за текущий и предыдущий календарный год хранятся заведующим кассой в денежном хранилище или отдельном сейфе, сдаваемом под охрану. 

27. Кассовые документы могут быть изъяты из ФКУ в случаях и порядке предусмотренных действующим законодательством Кыргызской Республики. 

 

Раздел 6. Перевозка и инкассация наличных денег 

 

28. Перевозка наличных денег между ФКУ и его филиалами организуется ФКУ самостоятельно или с привлечением инкассаторской службы/организации, с которой заключен соответствующий договор. 

29. Подкрепление операционных касс денежной наличностью из Национального банка осуществляется инкассаторами Государственного предприятия «Республиканское управление инкассации».  

30. При перевозке наличных денег инкассаторскими работниками, заведующим кассой или кассовым работником составляется опись на перевозимые ценности в трех экземплярах (приложение 10). Первый и третий экземпляры описи на перевозимые ценности передаются инкассаторам. Если наличные деньги перевозятся кассовым работником, опись на перевозимые ценности составляется в двух экземплярах, первый экземпляр описи на перевозимые ценности передается указанному кассовому работнику. Второй экземпляр описи на перевозимые ценности с подписью инкассатора и кассового работника в получении наличных денег остается в ФКУ, отправивший наличные деньги. 

31. Выдача инкассаторам, кассовому работнику наличных денег для перевозки осуществляется по расходным кассовым ордерам и описям, прием доставленных указанными работниками наличных денег по приходным кассовым ордерам. Наличные деньги выдаются инкассаторам, кассовому работнику пачками банкнот, мешками с монетой, отдельными корешками, банкнотами и монетами или сумками с наличными деньгами. 

32. Инкассаторы, кассовый работник принимают пачки банкнот для их перевозки по надписям на верхних накладках пачек банкнот с проверкой количества корешков, правильности целости упаковки пачек банкнот и пломб, оттисков клише, наличия необходимых реквизитов на верхних накладках пачек банкнот, пломбах, оттисках клише, мешки с монетой по надписям на ярлыках к мешкам с монетой с проверкой правильности указанных сумм и целости мешков с монетой и пломб, наличия необходимых реквизитов на пломбах и ярлыках к мешкам с монетой. Отдельные корешки, банкноты и монеты принимаются полистным, поштучным пересчетом. 

33. Наличные деньги, предназначенные для перевозки, выдаются инкассаторам, кассовому работнику упакованными в сумки, опломбированные заведующим кассой, кассовым работником. К сумке с наличными деньгами прикрепляется ярлык с указанием реквизитов и проставлением фамилии, инициалов и подписи заведующего кассой, кассового работника. Сумки с наличными деньгами принимаются инкассаторами, кассовым работником по надписям на ярлыках к сумкам с наличными деньгами с проверкой целости сумок и пломб, наличия необходимых реквизитов на пломбах и ярлыках к сумкам с наличными деньгами. 

34. Прием наличных денег и сумок ФКУ осуществляется заведующим кассой, кассовым работником в порядке, предусмотренном настоящим Положением. Наличные деньги из сумок, имеющих повреждения, принимаются заведующим кассой, кассовым работником полистным, поштучным пересчетом в присутствии инкассаторов, кассового работника, доставивших сумки. В случае выявления излишка, недостачи наличных денег при пересчете наличных денег из сумки, доставленной инкассаторами, составляется акт пересчета (приложение 4) в трех экземплярах, из сумки, доставленной кассовым работником в двух экземплярах. Первый экземпляр акта пересчета направляется в кассовые документы, второй экземпляр акта пересчета направляется в ФКУ, отправившие наличные деньги, третий экземпляр акта пересчете передается инкассаторам.  

35. По окончании приема от инкассаторов сумок с наличными деньгами заведующий кассой, кассовый работник и инкассаторы подписывают первый и третий экземпляры описи на перевозимые ценности. При приеме сумок с наличными деньгами от кассового работника указанный работник и заведующий кассой, кассовый работник проставляют подписи на первом экземпляре описи на перевозимые ценности

 

Раздел 7. Минимальные требования по работе с сомнительными, ветхими/поврежденными банкнотами и монетами 

 

Порядок работы с ветхими банкнотами и поврежденными монетами и правила их обмена 

36. Обмен ветхих банкнот и поврежденных монет национальной валюты производится согласно Положению о признаках платежности и правилах обмена банкнот и монет Кыргызской Республики, утвержденному Правлением Национального банка.  

 

Порядок работы с сомнительными банкнотами и монетами национальной валюты 

37. Работа с сомнительными банкнотами и монетами национальной валюты осуществляется согласно Инструкции по работе с сомнительными банкнотами и монетами национальной валюты, утвержденной Правлением Национального банка.  

 

 

Техническое оснащение кассового узла для контроля подлинности банкнот и монет 

38. При приеме и обработке денежной наличности кассовые работники ФКУ осуществляют контроль над платежностью и подлинностью банкнот и монет Кыргызской Республики в соответствии с требованиями, указанными в пунктах 36-37. 

39. Кассовые работники ФКУ должны быть обеспечены детекторами и приборами для проверки подлинности банкнот в составе следующих технических средств (экспертное оборудование): 

лупа (с увеличением не менее 10 крат); 

прибор контроля подлинности банкнот в отраженном и проходящем свете; 

источник ультрафиолетового света; 

прибор для контроля магнитных меток банкнот; 

измерительная линейка; 

прибор для визуального контроля меток, обнаруживаемых в инфракрасных лучах. 

 

Обучение кассовых работников ФКУ 

40. Кассовые работники ФКУ, имеющие лицензию на прием депозитов, должны пройти обучение по определению подлинности платежных средств и иметь соответствующий сертификат независимого учебного центра. 

41. Кассовые работники ФКУ должны: 

иметь навыки работы с приборами контроля подлинности банкнот/монет национальной валюты; 

знать основные защитные элементы банкнот национальной валюты; 

знать современные способы подделки банкнот/монет национальной валюты, способы имитации защитных элементов банкнот национальной валюты и методы их определения; 

знать нормативные документы, регламентирующие деятельность кассовой работы и кассового персонала. 

 

Оснащение специальной литературой 

42. Кассовые работники ФКУ должны быть обеспечены: 

буклетами и плакатами о защитных элементах национальной валюты; 

справочной литературой о защитных свойствах национальных валют тех стран, с валютой которых производятся операции. 

 

Раздел 8. Ревизия ценностей 

 

43. Ревизия наличных денег и других ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах ФКУ и проверка порядка их хранения производится: 

а) по распоряжениям руководителя ФКУ и/или Национального банка; 

б) при смене руководителя ФКУ; 

в) при смене/временной смене должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей; 

г) в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

44. Ревизия наличных денег и других ценностей, находящихся в денежных хранилищах и касс ФКУ может производиться сотрудниками Национального банка на основании Направления, подписанного заместителем Председателя Национального банка.  

45. Ревизия наличных денег и других ценностей производится составом лиц, назначаемым письменным приказом руководителя ФКУ. К проведению ревизии привлекаются подготовленные работники, не связанные с выполнением операций с ценностями, один из которых назначается ее руководителем. Ответственность за правильную организацию и выполнение установленных правил проведения ревизий несет руководитель ревизии. 

46. Ревизия наличных денег должна проводиться таким образом, чтобы не нарушать порядок осуществления операций с наличными деньгами.  

47. Ревизия производиться в присутствии должностных лиц, ответственных за сохранность наличных денег и ценностей. При проведении ревизии в отсутствие должностного лица об этом делается особая отметка в акте за подписями всех участников ревизии. Приступив к ревизии, ее руководитель опечатывает печатью все денежные хранилища, находящиеся в кассовом помещении, независимо от наличия в них ценностей на момент проверки, берет под свой контроль всю денежную наличность операционной кассы и другие ценности, выясняет, не имеются ли наличные деньги, ценности и сумки с денежной наличностью в вечерней кассе и кассе пересчета, под ответственностью инкассаторов, и при наличии таковых производит их подсчет наряду с другими ценностями. 

До окончания ревизии, доступ должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей, в денежные хранилища разрешается лишь в присутствии руководителя ревизии, причем вложения или изъятие наличных денег и ценностей в этот период производиться под его контролем. 

48. Денежная наличность для контрольного пересчета отбирается лично руководителем ревизии. Пачки и мешки с поврежденной упаковкой и неправильно оформленными накладками (ярлыками) подвергаются полистному и поштучному пересчету. 

49. После пересчета наличных денег и других ценностей, находящихся в денежных хранилищах, ревизующие лица производят сверку оказавшихся в наличии ценностей с данными книг (приложение 8, 9) и ежедневного баланса.  

50. По распоряжению руководителя ФКУ проводятся: проверки порядка ведения кассовых операций, правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег.  

51. Результаты проведенной ревизии наличных денег или проверки порядка ведения кассовых операций оформляются актами (приложение 11) за подписями всех работников, участвовавших в ревизии, и должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей. 

52. По результатам проведенной ревизии наличных денег или проверки порядка ведения кассовых операций, руководителем ФКУ принимаются меры по устранению выявленных недостатков.  

 

Раздел 9. Минимальные требования по размещению терминалов, банкоматов и автоматизированных терминалов самообслуживания. 

 

Минимальные требования к размещению терминалов и банкоматов

 

53. Эквайер при установке и подключении терминалов и банкоматов должен принять все меры по минимизации рисков, связанных с возможностью взлома, порчи или хищения данных устройств (наличие внешних или внутренних камер, специальные зеркала или экраны, защищенные клавиатуры и т.д.). Ответственность за выбор места, установку и подключение терминалов и банкоматов, а также обеспечение их безопасности и предотвращение мошенничества несет эквайер. 

54. Эквайер должен уведомить Национальный банк о месте установки терминала и/или банкомата или его закрытии в сроки и порядке, установленные в нормативных правовых актах Национального банка. 

55. При установке и подключении терминалов и банкоматов, обслуживающих карты международных платежных систем, должны выполняться требования данных систем по защите устройств и предотвращению мошенничества. 

56. Банкомат должен быть размещен в местах, соответствующих его техническим характеристикам (офисный, межстенный и др.), установлен и закреплен таким образом, чтобы минимизировать риски, связанные с возможностью взлома, порчи или хищения банкомата.  

 

Минимальные требования к размещению и укреплённости  

автоматизированного терминала самообслуживания (кэш-ин терминалов) 

 

57. Эквайер или другое юридическое лицо, являющееся владельцем кэш-ин терминала, и установившее его в местах общего доступа, должен принять все меры по минимизации рисков, связанных с возможностью взлома, порчи или похищения кэш-ин терминала. 

58. Эквайер или другое юридическое лицо, являющееся владельцем кэш-ин терминала, должен уведомить Национальный банк о месте установки кэш-ин терминала или его закрытии в сроки и порядке, установленные в нормативных правовых актах Национального банка. 

59. Кэш-ин терминал должен быть размещен в местах, соответствующих его техническим характеристикам и укреплен таким образом, чтобы минимизировать риски, связанные с возможностью несанкционированного проникновения в купюроприемник, а также взлома, порчи или хищения. Ответственность за выбор места и укрепление кэш-ин терминала несет его владелец. 

 

Минимальные требования к инкассации банкоматов 

60. Заполнение банкомата денежными знаками, а также изъятие их из банкомата производится эквайером либо самостоятельно, либо инкассаторской службой/организацией, с которой эквайер заключил договор о выполнении операций по инкассированию. 

61. Загрузка банкомата наличными денежными знаками, а также изъятие их из банкомата должны осуществляться в соответствии с внутренними процедурами самого эквайера, либо на основании договора о выполнении операций по инкассированию, заключенного между эквайером и соответствующей организацией. Загрузка банкомата наличными денежными знаками производиться по мере необходимости. 

62. Мониторинг работы банкомата, обеспечение его заполнения денежными знаками должны осуществляться самим эквайером или процессинговым центром на основании соответствующего договора с эквайером. В договоре должно быть предусмотрено время и порядок оповещения эквайера о проведении операций.  

63. Инкассирование банкомата должно осуществляться своевременно, в сроки, гарантирующие постоянную работоспособность банкомата по приему-выдаче денежной наличности. Ответственность за своевременное инкассирование банкомата осуществляет эквайер, либо организация, с которой эквайер заключил договор о выполнении операций по инкассированию. 

64. Инкассация банкомата должна осуществляться инкассаторами либо кассовыми работниками эквайера в количестве не менее двух человек в сопровождении лиц, обеспечивающих безопасность указанных работников и сохранность перевозимых наличных денег. 

65. Перед загрузкой банкомата инкассаторы или кассовые работники эквайера выводят из банкомата распечатку о сумме наличных денег, находящихся в банкомате на момент вскрытия, проставляют на распечатке банкомата подписи и изымают кассеты из банкомата, после чего загружают новые кассеты с наличными денежными знаками в банкомат, выводят из банкомата распечатку, подтверждающую операцию вложения наличных денег, и проставляют на ней подписи. 

66. При выявлении излишка, недостачи при полистном, поштучном пересчете наличных денежных знаков, изъятых из банкомата, составляется акт пересчета в двух экземплярах. 

 

Минимальные требования к инкассации кэш-ин терминала 

67. Инкассирование кэш-ин терминала производится кассовыми работниками владельца кэш-ин терминала, либо инкассаторской службой/организацией, с которой заключен договор об инкассировании. 

68. Мониторинг работы кэш-ин терминала, включая его наполняемость денежными знаками, должны осуществляться самим владельцем кэш-ин терминала или процессинговым центром на основании соответствующего договора с владельцем. В договоре должно быть предусмотрено время и порядок оповещения владельцем о состоянии кэш-ин терминала и необходимости проведения инкассации. 

69. Инкассирование кэш-ин терминала должно осуществляться своевременно, в сроки, гарантирующие постоянную его работоспособность. Ответственность за своевременное инкассирование кэш-ин терминала несет его владелец, либо организация, с которой владелец кэш-ин терминала заключил договор о выполнении операций по инкассированию. 

70. Инкассация кэш-ин терминала должна осуществляться инкассаторами либо кассовыми работниками владельца в количестве не менее двух человек в сопровождении лиц, обеспечивающих безопасность указанных работников и сохранность перевозимых наличных денег. 

71. Информация о суммах наличных денег, фактически изъятых из кэш-ин терминала, должна распечатываться на бумажном носителе. 

72. При выявлении излишка, недостачи при полистном, поштучном пересчете наличных денежных знаков, изъятых из кэш-ин терминала, составляется акт пересчета в двух экземплярах. 

 

 

Приложение 1 

к Положению о минимальных требованиях  

по выполнению кассовых операций в коммерческих банках  

и небанковских финансово-кредитных учреждениях  

Кыргызской Республики 

 

 

 

 

 

 

 

Приходный  

 

 

кассовый ордер № 

 

 

 

Дебет 

сумма 

От кого 

  

  

  

  

  

Вид прихода  

Кредит 

  

 

  

  

 

 

  

Сумма прописью 

  

 

Предъявлен документ 

  

 

Подпись вносителя  

___________________________ 

 

 

 

Контролер 

Бухгалтер 

Кассир 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2 

к Положению о минимальных требованиях по  

выполнению кассовых операций в коммерческих банках  

и небанковских финансово-кредитных учреждениях  

Кыргызской Республики 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(наименование ФКУ) 

 

к н и г а 

учёта принятых и выданных денег  

(ценностей) 

____________________________________________ 

(фамилия и инициалы) 

 

 

Записи в настоящей книге производятся 

до полного её использования  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата 

ПРИХОД 

От кого принято 

(фамилия кассира) 

Количество документов 

Сумма цифрами и прописью 

Расписка о сдаче 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата 

РАСХОД 

Кому выдано 

(фамилия кассира) 

Количество документов 

Сумма цифрами и прописью 

Расписка в получении 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(наименование ФКУ) 

 

 

З А В Е Р И Т Е Л Ь Н А Я Н А Д П И С Ь 

 

Итого в настоящей книге содержится пронумерованных и  

прошнурованных листов _______________________________  

______________________________________________________ 

( количество указывается прописью)  

 

 

 

____________________ _______________ _______________________  

(наименование должности) (личная подпись) (фамилия и инициалы) 

 

____________________________ _____________________ _______________________________ 

(наименование должности) (личная подпись) (фамилия и инициалы) 

 

 

«________»_______________________20__г. 

 

 

 

Приложение 3 

к Положению о минимальных требованиях  

по выполнению кассовых операций  

в коммерческих банках и небанковских 

финансово-кредитных учреждениях  

Кыргызской Республики 

 

 

 

 

Расходный  

 

 

кассовый ордер № 

 

 

 

Дебет 

сумма 

Выдать  

  

  

 

Наименование банка 

  

  

Вид расхода  

Кредит 

  

 

  

  

 

 

  

Сумма прописью 

  

Назначение платежа 

Предъявлен документ 

  

 

 

 

 

Указанную в ордере сумму получил______________________ 

 

(подпись получателя) 

Контролер 

Бухгалтер 

Кассир 

 

 

 

 

Приложение 4 

к Положению о минимальных требованиях 

по выполнению кассовых операций  

в коммерческих банках и небанковских  

финансово-кредитных учреждениях  

Кыргызской Республики 

 

 

АКТ № ____ 

 

“___” _______200 __г. г. ___________ 

 

 

 

При сплошной полистной проверке пачки банкнот/пересчету по кружкам мешка монет номиналом _______________________________________________________________ 

_______________________________________________________________________________ (Ф.И.О. кассира, накладки, бандероль, пломбы с обвязкой, пластиковая самозатягивающаяся пломба, пакет с логотипом, ярлык) 

_______________________________________________________________________________  

(если нарушена обвязка с пломбой, пластиковая самозатягивающаяся пломба или пакет с логотипом, нужное указать) 

полученной от __________________________________________________________________  

кассиром _______________________________________________________________________ 

в присутствии __________________________________________________________________  

( Ф.И.О. клиента)  

обнаружено: 

 

№ 

Наименование 

дефектов 

Номинал 

Банкнот, монет 

Количество 

Банкнот, монет 

 

Сумма 

№№ 

неплатежных 

банкнот 

 

Примечание 

1. 

Недостачи 

 

 

 

 

 

2. 

Излишки 

 

 

 

 

 

3. 

Неплатежные 

 

 

 

 

 

4. 

Сомнительные 

 

 

 

 

 

 

Итого 

 

 

 

 

 

 

Сумма несоответствия прописью _______________________________________ 

Упаковка пачки и корешков/мешка оказались _____________________________ 

(поврежденной, неповрежденной) 

Приложение (если есть указать): 

1. ___________ пакет с логотипом/ярлык от мешка; 

2. ___________ накладки; 

3. ___________ бандероль; 

4. ___________ обвязка с пломбой/пластиковая самозатягивающаяся пломба; 

5. ___________ описание двух сторон пломбы (название, код и номер). 

 

Кассир _______________ Заведующая кассой_____________________ 

 

Клиент/инкассатор____________________________________________  

 

 

 

 

Приложение 5 

к Положению о минимальных требованиях  

по выполнению кассовых операций  

в коммерческих банках и небанковских  

финансово-кредитных учреждениях  

Кыргызской Республики 

 

 

_________________________________ 

(наименование ФКУ) 

СПРАВКА 

кассира приходной кассы о сумме принятых денег и о количестве поступивших в кассу денежных документов 

за________________20____г. 

 

№ 

п/п 

Фамилии ответственных  

исполнителей 

Количество всех 

приходных 

документов 

Сумма 

прихода 

Подпись контролёра или ответственных 

исполнителей 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего. _________________________________________________ 

 

Всего за день _________________________________________________ 

(сумма принятых денег прописью) 

___________________________________________________________________________ 

 

Заведующий кассой ________________________________________________________  

 

Кассир приходной кассы ____________________________________________________ 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6 

к Положению о минимальных требованиях  

по выполнению кассовых операций  

в коммерческих банках и небанковских  

финансово-кредитных учреждениях  

Кыргызской Республики 

 

 

_____________________  

(наименование ФКУ) 

 

СПРАВКА 

кассира расходной кассы о сумме выданных денег 

и полученной сумме под отчёт 

за «___» ____________20__г.  

 

 

Фамилии работников, контролирующих расходные кассовые операции 

Количество 

документов 

Сумма 

Расхода 

Подпись 

контролёра 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего  

 

 

 

 

 

___________________________________________________________________ 

Сумма (прописью) остатка денег, сданного заведующему каcсой 

 

 

 

 

Кассир_________________ Заведующий кассой _____________________ 

 

 

Приложение 7 

к Положению о минимальных требованиях  

по выполнению кассовых операций  

в коммерческих банках и небанковских 

финансово-кредитных учреждениях  

Кыргызской Республики 

 

 

 

 

___________________________________________________________________________________ 

(наименование ФКУ) 

 

 

СВОДНАЯ СПРАВКА О КАССОВЫХ ОБОРОТАХ  

 

за <<____>>_______________20___г. 

 

 

Количество  

Документов 

Сумма 

Приход за день 

 

 

Расход за день 

 

 

 

 

 

 

 

Заведующий кассой______________________ 

 

С бухгалтерским журналом_________________________________сверено  

 

 

Бухгалтер______________________________ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8 

к Положению о минимальных требованиях  

по выполнению кассовых операций  

в коммерческих банках и небанковских 

финансово-кредитных учреждениях  

Кыргызской Республики 

 

 

 

 

 

 

 

 

( наименование ФКУ) 

 

 

 

 

 

 

к н и г а 

учёта ценностей оборотной кассы 

и прочих ценностей за 20___г. 

 

 

Начата “___” _______________20___ г. 

Окончена “___”_______________ 20___ г. 

 

Записи в настоящей книге производятся 

до полного её использования  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц ______________________20____г. 

 

 

Денежные средства в кассе банка 

№№ счетов 

 

 

Остаток на _____________ 

 

 

Остаток на _________ 

 

 

Национальная валюта 

 

Вид валюты 

С У М М А  

Вид валюты 

 

С У М М А 

ПРИХОД 

 

 

 

 

 

 

 

РАСХОД 

 

 

 

 

 

 

 

ОСТАТОК 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель  

 

Главный бухгалтер  

 

Заведующий кассой 

 

 

 

 

Подпись 

 

Подпись 

 

Подпись 

 

 

Подпись 

 

Подпись 

 

Подпись 

 

 

 

 

 

 

 

 

(наименование ФКУ) 

 

 

 

 

 

 

 

 

З А В Е Р И Т Е Л Ь Н А Я Н А Д П И С Ь 

 

Итого в настоящей книге содержится пронумерованных и  

прошнурованных листов ________________________________________  

______________________________________________________________ 

( количество указывается прописью)  

 

с № ________ по № ________ включительно 

 

 

Руководитель  

 

Главный бухгалтер (бухгалтер) 

 

Заведующий кассой 

 

 

«________»_______________________20_____г. 

 

 

 

 

 

Приложение 9 

к Положению о минимальных требованиях  

по выполнению кассовых операций  

в коммерческих банках и небанковских  

финансово-кредитных учреждениях  

Кыргызской Республики 

 

 

 

 

 

 

______________________________________________________________________________________ 

(наименование ФКУ) 

 

 

 

 

к н и г а 

учёта наличия иностранной валюты 

и платёжных документов в иностранной валюте. 

 

Начата “___” _______________20__ г. 

Окончена “___”_______________ 20__ г. 

 

Записи в настоящей книге производятся 

до полного её использования  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц____________________20___г. 

Наименование 

валюты 

Остаток на ___ 

Сумма(по номиналу) 

Остаток на ___ 

Сумма(по номиналу) 

Остаток на ___ 

Сумма(по номиналу) 

Остаток на ___ 

Сумма(по номиналу) 

Остаток на ___ 

Сумма(по номиналу) 

Остаток на ___ 

Сумма(по номиналу) 

Доллары США 

 

 

 

 

 

 

Евро 

 

 

 

 

 

 

Рос. рубли 

 

 

 

 

 

 

Французские 

франки 

 

 

 

 

 

 

Швейцарские 

франки 

 

 

 

 

 

 

Японские йены 

 

 

 

 

 

 

Английские 

фунты стерлинг. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего по  

счёту №  

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель _____________ _______________ _______________  

 

Главный бухгалтер _____________ _______________ _______________ 

 

Заведующий кассой _____________ _______________ _______________ 

( подписи ) ( подписи ) ( подписи ) 

 

 

 

 

 

 

(наименование ФКУ) 

 

З А В Е Р И Т Е Л Ь Н А Я Н А Д П И С Ь 

 

Итого в настоящей книге содержится пронумерованных и  

прошнурованных листов ___________________________  

__________________________________________________ 

(количество указывается прописью)  

 

с № ________ по № ________ включительно 

 

 

Руководитель 

 

Главный бухгалтер  

 

Заведующий кассой 

 

<<________>>_______________________20__ г. 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10 

к Положению о минимальных требованиях  

по выполнению кассовых операций  

в коммерческих банках и небанковских  

финансово-кредитных учреждениях  

Кыргызской Республики 

 

 

ОПИСЬ № 

на перевозку ценностей "___"______________20_г. 

Наименование ФКУотправителя_____________________________________________ 

___________________________________________________________________________ 

Наименование ФКУполучателя_______________________________________________ 

___________________________________________________________________________ 

Направляем через___________________________________________________________ 

(должность, фамилия, инициалы) 

из кассы годные/ветхие банкноты национальной валюты. 

Получение и зачисление указанных ценностей на соответствующие счета баланса 

просим подтвердить. 

Наименование и достоинство 

национальной валюты 

Сумма 

Количество 

мешков 

Номера  

мешков 

Номер 

пломбира  

Банкноты  

1 сом 

5 сом 

10 сом 

20 сом 

50 сом 

100 сом 

200 сом 

500 сом 

1000 сом 

5000 сом 

 

 

 

 

Итого 

 

 

 

 

Циркуляционные монеты 

10 тыйын 

50 тыйын 

1 сом 

3 сома 

5 сом  

10 сом 

 

 

 

 

Итого 

 

 

 

 

Тыйыны 

1 тыйын 

10 тыйын 

50 тыйын 

 

 

 

 

Итого 

 

 

 

 

Всего 

 

 

(сумма прописью)  

Ценности приняли 

инкассаторы (Ф.И.О.) ____________________  

 

 

 

Р А С П И С К А 

 

"____"________________ 20_ г. указанные в описи ценности, отправленные через 

 

 

(должность, Ф.И.О.) 

на сумму сом _____________________________________________________________________ 

(сумма цифрами и прописью) 

_________________________________________________________________________________ приняты, 

 

Прием ценностей произведен с проверкой  

_________________________________________________________________________________ 

(указать: полистно, поштучно, по надписям на ярлыках, по пачкам и корешкам) 

 

Руководитель ____________________________________________________________ (подпись) 

(наименование ФКУ)  

 

Главный бухгалтер Подпись 

 

Заведующий кассой Подпись 

 

 

Ценности сдали 

 

Инкассаторы: Подписи:  

 

 

Приложение 11 

к Положению о минимальных требованиях  

по выполнению кассовых операций  

в коммерческих банках и небанковских 

финансово-кредитных учреждениях  

Кыргызской Республики 

 

 

АКТ  

 

Мы, нижеподписавшиеся, руководитель ФКУ _________________________________ 

_________________________ главный бухгалтер _____________________________________ 

начальник ОКО ( зав.кассой ) ______________________________________________________ 

___________________________ и сотрудники банка, назначенные в состав ревизионной  

комиссии, _______________________________________________________________________ 

________________________________________________________________________________ 

должность, фамилии. инициалы 

на основании приказа по №_____________ от "___"__________20__ г. 

произвели ревизию денежной наличности операционной кассы и прочих ценностей 

хранилища ______________________________________________________________________ 

по состоянию на "___"____________20__г. и установили: 

 

Результаты ревизии денежной наличности оборотной кассы и ценностей.  

№№ 

счетов 

Наименование 

ценностей 

В 

Наличии 

По книге 

хранилищ 

По балансу 

Недостача  

Излишки 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Денежная наличность операционной кассы проверена: банкноты  

в сумме ________________________________________сом __________________тыйын. 

Ценности и документы учитываемые на внебалансовых счетах №№ ( указать номера счетов) проверены полистно и поштучно.  

Остаток денежной наличности кассы проверен полностью полистно в сумме _______ 

____________. Указанное наличие соответствовало приходным и расходным документам. 

Наличие банкнот, в сумме ________________________ сом _______________ тыйын  

по пачкам, корешком и надписям на ярлыках, в сумме _______________сом ________ тыйын 

полистно и поштучно. 

Наличие денег соответствовало (не соответствовало) данным по остатку кассового журнала. 

II. Установленные замечания: _______________________________________________ 

________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________ 

 

Переданы ключи №№ ______________________________________________________ 

 

Металлическая печать ______________________________________________________ 

указать название 

Подписи ревизующих : _____________________________________________________ 

_____________________________________________________ 

_____________________________________________________ 

_____________________________________________________ 

(фамилия и подпись) 

 

Руководитель ______________________ 

 

Главный бухгалтер ______________________ 

 

Заведующий кассой ______________________