Постановление Правления Национального Банка 

Кыргызской Республики № 52\6 от 23 декабря 2013 года 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок деятельности МФО, непривлекающих депозиты» 

 

 

В соответствии со статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:  

 

1. Утвердить Инструкцию «О проведении инспекторских проверок деятельности МФО, не привлекающих депозиты» (прилагается).  

2. Внести в «Инструкцию о проведении инспекторских проверок на местах», утвержденную постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики» №2/2 от 4 февраля 2004 года, зарегистрированным в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 15 марта 2004 года, регистрационный номер 30-04, следующее изменение: 

«в п. 1.6. слова «и иных финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком» заменить словами «микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, ОАО «Финансовая компания кредитных союзов». 

3. Юридическому управлению:  

- опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Национального банка Кыргызской Республики;  

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.  

4. Управлению методологии надзора и лицензирования довести настоящее постановление до сведения областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области, Ассоциации микрофинансовых организаций и микрофинансовых организаций, непривлекающих депозиты. 

5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования. 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Чокоева З.Л. 

 

Председатель Асанкожоева З.М. 

 

 

Утверждено постановлением Правления НБКР 

№ 52\6 от 23 декабря 2013г. 

 

 

Инструкция по проведению инспекторских проверок деятельности МФО, непривлекающих депозиты 

 

1. Общие положения 

 

1. Настоящая Инструкция по проведению инспекторских проверок деятельности МФО, непривлекающих депозиты, (далее Инструкция) разработана в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике» (далее Закон «О МФО»), Законом Кыргызской Республики «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (далее Закон «О ПФТ/ОД»), Положением «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в микрофинансовых организациях и кредитных союзах Кыргызской Республики в целях противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», Временными правилами регулирования деятельности микрофинансовых компаний на территории Кыргызской Республики, Положением «О создании и деятельности микрокредитных компаний и микрокредитных агентств» и распространяется на микрофинансовые организации (далее МФО), в том числе на МФО, осуществляющие деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования: микрофинансовые компании, непривлекающие депозиты (далее МФК), микрокредитные компании (далее МКК), микрокредитные агентства (далее МКА).  

2. В соответствии с Законом «О МФО» Национальный банк Кыргызской Республики (далее Национальный банк) осуществляет регулирование и надзор за деятельностью МФО. 

3. Настоящей Инструкцией используются следующие сокращенные обозначения и основные понятия: 

а) Микрофинансовая организация это специализированное финансово-кредитное или кредитное учреждение, созданное как юридическое лицо в целях оказания микрофинансовых услуг для физических и юридических лиц, в том числе в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования; 

б) Микрофинансовая компания это специализированное финансово-кредитное учреждение, созданное в форме акционерного общества, получившее лицензию Национального банка и осуществляющее микрокредитование юридических и физических лиц и другие виды операций, в том числе привлечение срочных вкладов от физических и юридических лиц, предусмотренные Законом «О МФО»; 

в) Микрокредитная компания это специализированное финансово-кредитное учреждение, созданное в любой организационно-правовой форме коммерческой организации, получившее свидетельство Национального банка и осуществляющее микрокредитование физических и юридических лиц, и другие виды операций, предусмотренные Законом «О МФО»;  

г) Микрокредитное агентство это специализированное кредитное учреждение, созданное в форме некоммерческой организации, за исключениями, установленными Законом «О МФО», получившее свидетельство Национального банка и осуществляющее микрокредитование физических и юридических лиц в соответствии с уставными целями организации; 

д) Наблюдательный орган это орган управления МФО, осуществляющий общее руководство МФО (Совет директоров/Наблюдательный совет); 

е) Исполнительный орган это орган управления МФО, осуществляющий текущее руководство МФО (Правление/Дирекция/Управляющий). 

4. Настоящая Инструкция определяет основные цели и виды инспекторских проверок деятельности МФО. Кроме того, данная Инструкция устанавливает обязательные требования, предъявляемые к МФО, в связи с проведением проверки их деятельности. 

5. Национальный банк проводит инспектирование деятельности МФО, в том числе по вопросам организации внутреннего контроля в целях противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (далее ПФТ/ОД), и направляет информацию о его результатах уполномоченному государственному органу в сфере ПФТ/ОД.  

2. Цели проведения инспекторских проверок 

6. Основными целями проведения проверок деятельности МФО, главным образом, являются: 

1) определение рисков, недостатков и слабых мест МФО, которые могут угрожать их устойчивости и стабильности, оценка управления МФО; 

2) установление соответствия и соблюдения МФО требований законодательства и нормативных правовых актов Национального банка, в том числе по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг и ПФТ/ОД; 

3) оценка достоверности регулятивной отчетности МФО, представленной в Национальный банк; 

4) выработка рекомендаций и предписаний по устранению выявленных нарушений недостатков в целях улучшения состояния МФО и снижения ее рисков, а при необходимости выработка предложений по применению мер воздействия;  

5) оценка выполнения Наблюдательным и Исполнительным органами МФО рекомендаций и предписаний предыдущей проверки по устранению выявленных недостатков; 

6) анализ ценообразования микрофинансовых услуг в разрезе компонентов, из которых складываются процентная ставка по кредитам, а также соответствия порядка разработки и утверждения тарифов внутренней политике ценообразования и бизнес-плану МФО; 

7) а также другие сферы деятельности МФО, в зависимости от рисков, присущих им. 

3. Виды инспекторских проверок 

7. В зависимости от поставленной цели инспекторские проверки МФО могут быть комплексными (для оценки рисков МФО) и целевыми (для обзора и более тщательного рассмотрения отдельных аспектов деятельности МФО).  

8. Проверки могут быть как плановыми (с предварительным уведомлением МФО), так и внезапными (без предварительного письменного уведомления о предстоящей проверке). В случае проведения плановой инспекторской проверки Национальный банк направляет в МФО уведомительное письмо (Приложение 1) с приложением Перечня необходимых документов (Приложение 3), не позднее, чем за 5 рабочих дней до начала проверки, а направление на проверку (Приложение 2) предъявляется по прибытию в МФО. 

9. Направления на проверку МФК подписываются Заместителем Председателя Национального банка, курирующим надзорный блок, а направления на проверку МКК и МКА начальником управления инспектирования Национального банка (далее УИ)/Начальником областного Управления/Представительства Национального банка в Баткенской области (далее ОУ).  

В случае проведения внезапной инспекторской проверки направление на проверку предъявляется МФО непосредственно в момент прибытия группы инспекторов. 

 

10. Срок проведения проверок на местах составляет не более 35 рабочих дней. В зависимости от вида проверки, размеров МФО, а также от сложности ситуации срок проверки может быть продлен путем подписания Заместителем Председателя Национального банка, курирующим надзорный блок, дополнительного направления на проверку для МФК и начальником УИ/ОУ для МКК и МКА. При этом общий срок проведения инспекторских проверок на местах не может превышать 60 рабочих дней. 

11. Частота проведения инспекторских проверок в МФО определяется Национальным банком с учетом рисков МФО. В зависимости от ситуации/обстоятельств Национальный банк может планировать более частые проверки (например, по жалобе заемщиков, при ухудшении деятельности МФО, по обращению правоохранительных органов и другое). 

4. Проведение инспекторской проверки 

12. По прибытию на место проверки руководитель проверки проводит встречу с Исполнительным органом МФО для того, чтобы: 

1) вручить направление на проверку, а также сообщить о масштабах и задачах проверки; 

2) обсудить процесс проведения проверки; 

3) представить инспекторов с указанием участков их работы; 

4) определить методы осуществления контактов с руководством и сотрудниками МФО; 

5) ответить на вопросы руководства МФО и др. 

13. В первый день проверки МФО обязан предоставить все документы, указанные в списке, приложенном к письму-уведомлению (Приложение 3). В случае если МФО отказывается представить какие-либо документы из списка или документы, которые потребовались в процессе проверки, либо в случае, когда МФО не имеет возможности представить эти документы, МФО обязан представить письменное обоснование отказа или невозможности представления этих документов, о чем немедленно сообщается начальникам отдела инспектирования небанковских финансово-кредитных учреждений УИ (далее ОИН)/отдела надзора ОУ (далее ОН ОУ) и УИ. 

14. Если МФО отказывается представить такое обоснование или ввиду неуважительности причин такого отказа, руководитель проверки составляет Акт о противодействии проведению проверки (Приложение 4), который подписывается руководителем проверки и Исполнительным органом МФО. Отказ Исполнительного органа МФО от подписания актируется инспекторами Национального банка с указанием мотивов отказа, если таковые представлены исполнительным органом. Если мотивы отказа не были предоставлены, то в акте необходимо сделать отметку: «без указания мотивов (причин)». Соответствующие меры применяются в случае воспрепятствования руководства МФО проведению проверки.  

15. В случае если по прибытию инспекторов окажется, что МФО не располагается по зарегистрированному адресу, то данный факт фиксируется инспекторами с последующим применением соответствующих мер воздействий к МФО. 

16. Руководство МФО должно оказать всестороннюю помощь группе инспекторов и обеспечить выполнение следующих условий:  

1) инспектора должны иметь свободный доступ в помещения МФО, ко всем сотрудникам, документации, а также записям, необходимым для проведения инспекторской проверки; 

2) инспектора должны своевременно получать всю необходимую для проведения проверки информацию и получать необходимые пояснения и/или объяснения от любого сотрудника МФО, являющегося специалистом в данной области; 

3) там где это возможно, группе инспекторов должно быть предоставлено отдельное помещение, в котором отсутствуют аудио/видео устройства, осуществляющие аудио/видео запись, а также пресекать любые попытки третьих лиц установить аудио/видео оборудование в помещении, предоставленном группе проверяющих Национального банка, обеспечить безопасность хранения документов МФО и группы проверяющих Национального банка и предоставить указанным лицам оборудование и технику (при ее наличии), необходимые для осуществления проверки; 

4) в случае отсутствия копировальной техники и отказа сотрудников МФО сопровождать инспектора за пределы помещения МФО для копирования документа, инспектор, при выносе документов из помещения МФО, должен получить подпись ответственного сотрудника МФО, удостоверяющую, что документы выносятся из помещения для копирования, и при возвращении документа получить еще одну подпись, подтверждающую, что все документы были возвращены; 

5) для оперативного и эффективного решения административных и других вопросов, поднятых в процессе проверки, а также координации отношений МФО с инспекторами от МФО назначается ответственное лицо. 

В ходе проверки руководитель проверки периодически проводит с ответственным сотрудником МФО встречи для обсуждения отдельных вопросов. 

17. Проверяющие могут запрашивать документы МФО (не ограничиваясь документами, указанными в Перечне документов и сведений, предоставляемых МФО для проверки, (согласно Приложению 3), связанные с выполнением возложенных на них заданий, а также могут запрашивать надлежащим образом заверенные копии или выписки из необходимых документов и требовать представления объяснений по документам от МФО. 

5. Предварительная и заключительная встречи с руководством МФО по итогам комплексной проверки 

18. При проведении комплексной проверки, в последнюю неделю проверки, руководитель проверки организует предварительную встречу с Исполнительным органом МФО (или лицом, исполняющим его обязанности) и с руководителями соответствующих структурных подразделений МФО для информирования руководства МФО о результатах проверки и обсуждения выводов, проектов рекомендаций и предписаний. В рамках данной встречи МФО дается возможность предоставить свои комментарии или разъяснения по тем или иным вопросам, озвученным группой проверяющих по проверенным участкам деятельности МФО.  

По итогам предварительной встречи составляется краткий протокол, который должен быть подписан в течение 3-х рабочих дней с даты проведения встречи. 

В случае отказа МФО подписать протокол по результатам встречи, в МФО направляется письмо с освещением основных вопросов, обсужденных на встрече. 

19. Руководитель проверки, по завершению проверки, должен провести заключительную встречу с Исполнительным органом МФО и членами Наблюдательного органа (по необходимости), которая организуется для информирования Исполнительного органа МФО о результатах проверки, обсуждения выводов относительно рисков, а также представления рекомендаций и предписаний. Начальник УИ (или лицо, замещающее его) при необходимости может присутствовать на встрече. В ходе встречи руководитель проверки должен максимально акцентировать внимание на те области, которые представляют наибольший риск для МФО. Кроме того, заключительная встреча дает возможность Исполнительному органу МФО прояснить ситуацию по вопросам, которые вызывают беспокойство у органа надзора, а также задать вопросы инспекторам. На заключительной встрече руководитель проверки должен проинформировать Исполнительный орган МФО о выводах, сделанных в ходе проверки, относительно:  

1) кредитного риска; 

2) риска ликвидности; 

3) операционного риска; 

4) рыночного риска; 

5) других рисков, имеющих важное значение; 

6) оценки управления МФО; 

7) нарушений законодательства и нормативных актов Национального банка, раскрытых в ходе проверки; 

8) других важных вопросов. 

20. В ходе заключительной встречи руководитель проверки сообщает Исполнительному органу МФО о необходимости исправить все недостатки, выявленные в ходе проверки, а также обсуждает с МФО приемлемые решения указанных проблем и сроки их исполнения. В ходе встречи составляется протокол, где фиксируются все обсужденные вопросы, и который подписывается руководителем проверки и Исполнительным органом МФО. В случае отказа МФО подписать протокол по результатам встречи, в МФО направляется письмо с освещением основных вопросов, обсужденных на встрече. 

21. В случае необходимости по результатам проверки может быть затребована корректировка финансовой отчетности с учетом существенности.  

6. Встреча по итогам целевой проверки 

22. В последний день целевой проверки руководитель проверки организует встречу с Исполнительным органом МФО. В ходе встречи руководитель проверки сообщает исполнительному органу МФО о необходимости исправить все недостатки, выявленные в ходе проверки, а также обсуждает с МФО приемлемые решения указанных проблем и сроки их исполнения.  

23. По итогам встречи составляется краткий протокол, который подписывается руководителем проверки и Исполнительным органом МФО. В случае отказа МФО подписать данный протокол, в МФО направляется письмо с освещением основных вопросов, обсужденных на встрече. 

7. Отчет о проверке 

24. По итогам проверки составляется отчет о проверке, отражающий результаты проверки в письменном виде для Наблюдательного органа и Исполнительного органа. Отчет о проверке информирует Исполнительный орган и Наблюдательный орган об основных выводах и заключениях проверки, включая все существенные проблемы и меры, которые необходимо предпринять. Отчет содержит все выводы и вопросы, вызывающие беспокойство у органа надзора, рекомендации и предписания.  

25. Отчет по итогам проверки на месте охватывает, включая (но, не ограничиваясь), следующие вопросы: 

а) обзор основных рисков, присущих деятельности МФО, и оценка управления МФО; 

б) изучение кредитного портфеля и других активов, несущих кредитный риск, для 

проведения анализа качества активов; 

в) обзор управления активами и пассивами в целях оценки системы управления рисками; 

г) проверка достоверности сведений в представленном МФО регулятивном отчете; 

определение соответствия деятельности МФО законодательству и нормативным правовым актам Национального банка, регулирующим деятельность МФО, в том числе по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг и ПФТ/ОД; 

д) ценообразование микрофинансовых услуг в разрезе компонентов, из которых складываются процентная ставка по кредитам, а также соответствие порядка разработки и утверждения тарифов внутренней политике ценообразования и бизнес-плану МФО. 

26. На основании отчета о проверке составляются рекомендации и предписания, которые вместе с отчетом о проверке направляются Наблюдательному органу и Исполнительному органу МФО. Рекомендации и предписания определяют конкретные меры, которые должны быть предприняты МФО в целях устранения фактов несоблюдения МФО нормативных требований Национального банка, либо нарушения законодательства Кыргызской Республики, случаев вовлечения МФО в нездоровую банковскую практику и других недостатков в деятельности МФО. В случае отказа от исполнения рекомендаций Национального банка, МФО должно предоставить органу надзора письменное обоснование с указанием причин неисполнения рекомендации Национального банка. 

27. Предписания составляются на основе отчета о проверке и являются одними из первых мер воздействия, предпринимаемых в отношении МФО по итогам инспекторской проверки. Исполнение предписаний в течение установленного срока является строго обязательным.  

28. Отчет о проверке МФО составляется в соответствии требованиями нормативных документов Национального банка. Отчет о проверке является собственностью Национального банка. Передача МФО отчета о проверке третьим лицам осуществляется с разрешения Национального банка в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, и без его разрешения отчет не может быть передан МФО третьим лицам. МФО должны обеспечить сохранность отчета о проверке и не должны распространять его в бумажном или в электронном видах. 

8. Ознакомление с отчетом о проверке 

29. Отчет о проверке, рекомендации и предписания в запечатанном виде с грифом «ДСП» с сопроводительным письмом направляются Исполнительному органу МФО, с обязательным уведомлением Наблюдательного органа МФО, не позднее чем через 30 рабочих дней с момента итогового обсуждения результатов проверки с уполномоченными представителями МФО. В обязательном порядке должно быть получено подтверждение о доставке отчета, включающее фамилию имя и отчество лица, получившего отчет, его подпись и дату доставки. 

30. В сопроводительном письме указывается: 

а) что членам Наблюдательного органа/учредителям МФО (при необходимости) и Исполнительного органа МФО следует внимательно изучить отчет о проверке, рекомендации, предписания, и принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений и недостатков;  

б) что после ознакомления с отчетом о проверке, необходимо подписать лист ознакомления; 

в) в случаях, если ОИН/ОН ОУ считает, что необходимо проведение встречи с Наблюдательным органом/учредителями МФО и/или Исполнительного органа МФО, назначается дата встречи. 

31. В случае если, по мнению ОИН/ОН ОУ, нет необходимости в проведении встречи с членами Наблюдательного органа/учредителями МФО и/или Исполнительного органа МФО, а Наблюдательный орган/учредитель(и) МФО и/или Исполнительный орган МФО считает, что необходимость во встрече есть, то МФО следует известить об этом ОИН/ОН ОУ с предложением примерной даты встречи. 

32. Члены Наблюдательного органа/учредители МФО (при необходимости) и/или Исполнительного органа проверенного МФО должны ознакомиться с отчетом о проверке под роспись (Приложение 5). Срок ознакомления с данным отчетом составляет 10 рабочих дней, с момента получения отчета с сопроводительным письмом. По окончании этого срока лист ознакомления с подписями возвращается в ОИН/ОН ОУ. 

33. Члены Наблюдательного органа/учредитель(и) МФО (при необходимости) и/или Исполнительного органа МФО обязаны подписаться об ознакомлении с отчетом о проверке, при этом несогласие с выводами и заключениями, содержащимися в отчете, рекомендациями и предписаниями, не является основанием для отказа в подписании листа ознакомления. 

9. Лист ознакомления 

34. Лист ознакомления содержит подписи всех членов Исполнительного органа и при необходимости членов Наблюдательного органа/учредителя(ей) МФО. После ознакомления с отчетом, подписанный лист ознакомления возвращается в ОИН/ОН ОУ в течение 10 рабочих дней, начиная с даты отправления сопроводительного письма Национального банка. МФО должны хранить копию страницы с подписями в своих делах. 

35. В случае отсутствия того или иного члена Наблюдательного органа/учредителя(ей) МФО и/или Исполнительного органа, и/или в случае невозможности контакта с ним в течение установленного периода времени для ознакомления с отчетом, МФО в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета, должны письменно известить начальника УИ/ОН ОУ о причинах, по которым член Наблюдательного органа/учредитель(и) МФО и/или Исполнительного органа не может подписать лист ознакомления. В этом случае лист ознакомления в установленный срок может быть возвращен в ОИН/ОН ОУ без подписи отсутствующих членов Наблюдательного органа/учредителя(ей) МФО и/или Исполнительного органа. 

36. Ответственность за ознакомление с отчетом и подписание листа ознакомления членами Наблюдательного органа/учредителя(ей) МФО и Исполнительного органа в последующем, возлагается на МФО. 

10. Предупредительные меры и санкции 

37. При обнаружении недостатков в деятельности МФО и нарушений требований законодательства Кыргызской Республики, в том числе нормативных требований Национального банка, к МФО и ее должностным лицам применяются меры воздействия в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка и законодательством Кыргызской Республики. 

38. Решение о применении к МФО мер воздействия принимается в установленном порядке соответствующими должностными лицами и органами Национального банка, уполномоченными принимать такие решения согласно нормативным правовым актам Национального банка и уполномоченным государственным органом в сфере ПФТ/ОД. 

39. В случае, если в ходе или в результате проверки будут выявлены сведения, свидетельствующие о том, что член(ы) Наблюдательного/ Исполнительного органов МФО совершали, совершают или готовятся к совершению деяний, подпадающих под признаки преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Кыргызской Республики/Кодексом об Административной ответственности, Национальный банк вправе передать имеющиеся материалы, подтверждающие выводы инспекторов, в соответствующие правоохранительные органы (по подведомственности), в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики и внутренними положениями и процедурами Национального банка

 

11. Порядок обжалования 

40. Отчет о проверке не может быть обжалован. 

41. Предписание и/или несколько предписаний, подготовленных на основании отчета, могут быть обжалованы при соблюдении следующего порядка: 

1) направление письма на имя начальника УИ о своем несогласии с предписанием и/или несколькими предписаниями в течение семи рабочих дней после получения сопроводительного письма с отчетом о проверке. Начальник УИ рассматривает письмо-обращение и в течение семи рабочих дней со дня получения письма направляет МФО ответ; 

2) в случае несогласия с ответом начальника УИ, заявитель в течение пяти рабочих дней после получения ответа направляет письмо Заместителю Председателя Национального банка, курирующему надзорный блок. Заместитель Председателя Национального банка рассматривает обращение МФО в течение семи рабочих дней со дня его получения; 

3) в случае несогласия с решением Заместителя Председателя Национального банка, курирующего надзорный блок, заявитель вправе письменно обратиться к Председателю Национального банка в течение пяти рабочих дней со дня получения ответа от Заместителя Председателя Национального банка, курирующего надзорный блок. Председатель Национального банка рассматривает обращение в течение десяти рабочих дней. В случае необходимости, Председатель Национального банка может принять решение о вынесении данного вопроса на обсуждение Правления Национального банка. При этом Правление Национального банка рассматривает обращение в течение десяти рабочих дней. 

42. Во всех случаях письмо-обращение должно содержать мотивированное обоснование несогласия МФО, с приложением надлежаще оформленных подтверждающих документов. 

43. Во всех случаях Национальный банк направляет заявителю письменный ответ, а при необходимости организуется встреча с членами Наблюдательного органа/учредителя(ей) МФО и/или Исполнительного органа, обжалующего предписание и/или несколько предписаний. 

44. Соблюдение вышеизложенного досудебного порядка обжалования предписания и/или нескольких предписаний является обязательным. 

 

 

 

Приложение 1 

к Инструкции по проведению инспекторских проверок деятельности МФО, непривлекающих депозиты 

 

Руководителю исполнительного органа МФК/МКК/МКА 

____________________, 

(наименование МФК/МКК/МКА) 

находящегося по адресу: 

________________________  

г-ну ___________________ 

(Ф.И.О.) 

УВЕДОМЛЕНИЕ 

 

Настоящим Управление инспектирования ____________ областное управление (далее УИ/ОУ) Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк) уведомляет Вас, что с «___»_______20___ г. будет проводиться комплексная проверка деятельности МФК/МКК/МКА «_______________». 

В целях эффективного проведения проверки, а также сокращения времени пребывания инспекторов в МФК/МКК/МКА, обращаюсь к Вам с просьбой дать указания соответствующим сотрудникам подготовить документы и информацию, описанные в приложении к письму. Все документы и сведения должны быть подготовлены по состоянию на «01»_______20__ г. и переданы руководителю группы проверяющих в день их прибытия в МФК/МКК/МКА.  

Если в ходе подготовки указанных документов у Ваших сотрудников возникнут какие-либо вопросы, а также в том случае, если МФК/МКК/МКА не в состоянии подготовить запрашиваемые документы и сведения, необходимо заблаговременно, до указанной выше даты начала инспекторской проверки, связаться с сотрудником УИ/ОН ОУ НБКР ______________________________________________________________. 

(указать Ф.И.О., должность и номер телефона) 

Планируется, что в проверке примут участие __ инспекторов, в связи с этим просим подготовить рабочее помещение с рабочими местами на ___ человека.  

Прошу Вас оказывать всемерное содействие группе проверки по вопросам, связанным с проверкой, обеспечивать возможность своевременного опроса должностных лиц и участников МФК/МКК/МКА, и доступ к источникам информации, необходимой для выполнения проверки.  

 

Приложение: Перечень документов и сведений на ___ листах 

 

С уважением, 

Начальник УИ/ОУ ______________________ 

(Ф.И.О., подпись)  

 

Приложение 2 

к Инструкции по проведению инспекторских проверок деятельности МФО, непривлекающих депозиты 

 

НАПРАВЛЕНИЕ 

 

 

на проверку деятельности ___________________________________________ 

(полное наименование МФК/МКК/МКА) 

 

Настоящим удостоверяется, что следующие работники: 

1. _______________________________________________________________ 

(Ф.И.О. и должность) 

2. _______________________________________________________________ 

(Ф.И.О. и должность) 

3. _______________________________________________________________ 

(Ф.И.О. и должность) 

4. _______________________________________________________________ 

(Ф.И.О. и должность) 

5. _______________________________________________________________ 

(Ф.И.О. и должность) 

... 

направляются на проверку деятельности _____________________________________ с "___" __________ 20___ года, сроком на _____ рабочих дней. В зависимости от обстоятельств, возникших в период проверки, срок проверки может быть увеличен в пределах срока, установленного в п.10 Инструкции по проведению инспекторских проверок деятельности МФО, непривлекающих депозиты. Руководителем проверки назначен ________________________________________________________________. 

(Ф.И.О. и должность) 

 

 

 

 

С уважением, 

 

Заместитель Председателя/Начальник УИ/ОУ _______________ 

(Ф.И.О., подпись)  

 

 

 

 

Приложение 3 

к Инструкции по проведению инспекторских проверок деятельности МФО, непривлекающих депозиты 

 

 

Перечень документов и сведений, предоставляемых МФО для проверки 

 

I. Документы, регламентирующие деятельность МФО, и другая информация: 

 

1. Учредительные документы: Учредительный договор, Устав. 

2. Сведения об источниках происхождения капитала 

3. Свидетельство Национального банка об учетной регистрации 

4.. Реестр участников на дату проверки. 

5. Перечень основных участников, с указанием суммы и доли владения в процентном соотношении к уставному капиталу.  

6. Реестр нормативных документов, регламентирующих деятельность МФО. 

7.Пакет документов, регламентирующих деятельность МФО и определяющих его политику: внутренние политики, инструкции, положения, процедуры, указания, циркулярные письма и т.п. политики управления риском или описание как риск (кредитный, рыночный, операционный, ликвидный и т.д.) идентифицируется, оценивается, отслеживается и контролируется МФО.  

8. Перечень всех комитетов по управлению МФО, информация о составе комитетов, 

документы по утверждению состава комитетов. 

9.Протоколы заседаний собраний акционеров/участников, Совета директоров/Наблюдательного органа, Комитета по аудиту, Правления/Исполнительного органа МФО, Кредитного комитета, Комитета по управлению активами и пассивами и других комитетов за два предыдущих года (с приложением всех материалов и отчетов). 

10.Список членов Совета директоров/Наблюдательного органа МФО с указанием срока пребывания в Совете и места работы, анкеты членов Совета директоров/Наблюдательного органа.  

11.Список членов Правления/Исполнительного органа МФО, с указанием занимаемой должности, круга выполняемых обязанностей, личные дела членов Правления/Исполнительного органа. 

12.Список руководителей структурных подразделений МФО, с указанием перечня курируемых вопросов и выполняемых обязанностей. 

13.Список основных контактных сотрудников с указанием телефонных номеров по каждому важному оперативному подразделению, департаменту и функциональной группе. 

14.Организационная структура МФО. 

15.Стратегический план развития МФО, бизнес-план на прошедший и текущий годы. 

16.Дела постоянного хранения по формированию уставного капитала. 

17.Копии основных отчетов, предоставляемых руководству МФО на периодической основе для принятия управленческих решений, используемых руководством и исполнителями для мониторинга качества активов. 

18.Периодические регулятивные отчеты и сведения о выполнении экономических нормативов за два предыдущих года. 

19.Копии всех основных управленческих отчетов, используемых для мониторинга всех аспектов ликвидности, управления активами и пассивами и управления всеми финансовыми рисками (процентный, валютный и др.). 

20.Переписка с Национальным банком и другими государственными органами. 

21.Приказы по личному составу и основной деятельности. 

22.Список начальников структурных подразделений МФО, включая филиалы и представительства. 

23.Штатное расписание МФО. 

24.Отчеты по исполнению предписаний/рекомендаций предыдущей проверки. 

25.Информация о дочерних, зависимых или связанных компаниях 

 

II. Данные о кредитной деятельности, об операциях с ценными бумагами и т.д. МФО: 

 

1.Обзор кредитного портфеля по состоянию на «01»_______20__ г., включая название заемщика, тип кредита, сумму кредита, остаток кредита (также указать остаток начисленных, но не уплаченных процентов) на дату «01»_______20__ г., дата выдачи и погашения, количество и срок пролонгации, количество дней просрочек, наличие залога, условия погашения, классификация, сумма РППУ, регион/область. Выписки по кредитным делам также должны быть подготовлены с указанием, как минимум, данной информации. 

2.Список просроченных кредитов (основная сумма и проценты) с указанием срока просрочки относительно первоначальной даты возврата по договору. Следует указать также итоговые суммы по следующим просроченным интервалам: 1-30 дней, 31-90 дней, 91-180 дней, 180 дней и более. 

3.Классификация кредитного портфеля по состоянию на дату «01»_______20__ г. 

4.Список реструктуризированных кредитов. 

5.Информация о мероприятиях, проводимых в целях выявления наличия параллельных кредитов заемщиков. Данные об участии в КИБ «Ишеним».  

6. Кредитные дела, залоговые документы, графики погашения кредитов и процентов по ним, согласно выборки. 

7.Журнал регистрации заявок на выдачу кредитов. 

8.Список кредитов, вынесенных на внесистемный учет, списанных с баланса. 

9.Список досрочно погашенных кредитов за период. 

10.Дела постоянного хранения по формированию РППУ за период с предыдущей проверки по всей МФО и по каждому филиалу отдельно. 

11.Описание любых контрактов, где МФО за себя или за других гарантирует выплату любой ссуды или другого долгового обязательства, либо гарантирует исполнение какого-либо другого обязательства. 

12.Перечень кредитов и других кредитных заменителей, выданных МФО, следующим физическим и связанным с ними лицам: 

- исполнительным должностным лицам МФО; 

- основным участникам МФО; 

- членам Совета директоров МФО; 

- любой компании, где большинство директоров/участников также составляет большинство директоров/участников МФО; 

- любым другим аффилированным организациям. 

13.Список инвестиций МФО в акциях долговых обязательствах, в которых инсайдеры МФО имеют существенный интерес. 

14.Перечень ценных бумаг, купленных МФО. 

15.Список заложенных ценных бумаг (номинальная, балансовая и рыночная стоимость). 

16.Перечень покупок или продаж ценных бумаг или других активов, по которым имеется договоренность об обратной продаже или покупке. 

17.Список депозитов и счетов в банках, с указанием остатков. 

18.Список крупных индивидуальных источников финансирования. 

19.Информация о кредитных линиях между Компанией и другими финансовыми организациями. 

20.Информация по источникам финансирования на дату проверки, с указанием основных условий привлечения денежных средств (заверенные копии договоров). 

21.Данные (внутренние отчеты) по реакции МФО на жалобы и вопросы потребителей. 

22.Данные и расчеты по процентным ставкам (номинальная, эффективная) по основным кредитным продуктам. 

23.Внутренние документы МФО по ценообразованию, формирование процентных ставок по кредитам. 

 

III. Данные по бухгалтерскому учету, отчетности и аудиту: 

 

1.Бухгалтерский баланс МФО на дату «01»_______20__ г. 

2.Расшифровки всех статей баланса и отчета о прибыли и убытках. 

3.Отчеты внешнего (включая письмо к руководству) и внутреннего аудита за последний год. Информация об аудиторских планах и расписании за прошедший год и на текущий год, отчеты по исполнению рекомендаций внешнего (включая письмо к руководству) и внутреннего аудита/Ревизионной комиссии/органа, выполняющего функции внутреннего аудита. 

4. Соглашения с коммерческими банками по выплатам и за кассовые услуги. 

5.Информация по операциям с инсайдерами и аффилированными компаниями. 

6.ПРО «01»_______20__ г., «01»_______20__ г., «01»_______20__ г., «01»_______20__ г. . 

7.Копии отчетов о доходах и расходах и бюджете в сопоставлении с отчетами о фактическом исполнении за последние два года и текущий год по важным оперативным участкам. 

 

IV. Информация об управлении рисками и внутреннем контроле в целях ПФТ/ОД: 

 

1.Внутренние документы МФО (политики, процедуры и т.д.) по идентификации клиентов и противодействию финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. 

2.Отчеты риск-менеджера и сотрудника Компании, ответственного за реализацию политики внутреннего контроля против легализации («отмыванию») доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. 

3.Переписка между МФО и ГСФР КР. 

4.Список клиентов: 

- высокой категории риска; 

- зарегистрированных в оффшорных зонах; 

- зарегистрированных в свободных экономических зонах; 

- обороты по счетам которых превышают обороты, указанные в отчетах. 

5.Список сообщений, отправленных в ГСФР КР. 

6.Журнал учета отправки информации в Государственную службу финансовой разведки Кыргызской Республики. 

7.Информация о надлежащем обучении сотрудников, назначенных ответственных за ПФТ/ОД. 

8.Отчеты внутреннего аудитора/Ревизионной комиссии/органа, выполняющего функции внутреннего аудита, по проверке системы внутреннего контроля в целях ПФТ/ОД. 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4 

к Инструкции по проведению инспекторских проверок деятельности МФО, непривлекающих депозиты 

 

АКТ 

о противодействии проведению проверки  

 

____________________________________________________________________ 

(наименование МФК/МКА/МКК) 

____________________________________________________________________ 

(место нахождения МФК/МКА/МКК - адрес, телефон) 

 

_________________________ «____»__________20__года (место составления) 

 

 

Мной, сотрудником Национального банка Кыргызской Республики ____________________________________________________________________ 

(Ф.И.О. сотрудника НБКР) 

составлен настоящий Акт в том, что работник МФК/МКА/МКК _____________ 

____________________________________________________________________ 

(Ф.И.О. , должность работника МФК/МКА/МКК) 

воспрепятствовал проведению проверки деятельности данного МФК/МКА/МКК: ____________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

(не допустил в здание МФК/МКА/МКК, не предоставил запрашиваемые инспекторами документы МФК/МКА/МКК) 

____________________________________________________________________. (указание мотивов (причин)) 

В связи с воспрепятствованием проведению проверки сотрудниками Национального банка, работник МФК/МКА/МКК предупрежден об ответственности за воспрепятствование проведению проверки МФК/МКА/МКК. 

 

 

 

Акт составлен: ________________________ _________________ ___________ 

(Ф.И.О. сотрудника НБКР) (должность) (Подпись) 

 

Ознакомлен: ________________________ _________________ ____________ 

(Ф.И.О. сотрудника МФК/МКА/МКК) (должность) (Подпись) 

 

 

Получен второй экземпляр акта: _____________________________ __________ 

(Ф.И.О. сотрудника МФК/МКА/МКК) (Подпись) 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5 

к Инструкции по проведению инспекторских проверок деятельности МФО, непривлекающих депозиты 

 

Приложение к письму НБКР  

№_____от «__»______20__г. 

 

 

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ  

 

Мы, нижеподписавшиеся члены Наблюдательного органа/учредитель(и) МФО и/или Исполнительного органа, лично ознакомились с содержанием настоящего Отчета о результатах проверки МФК/МКК/МКА «_______________________», проведенной инспекторами Национального банка Кыргызской Республики с «__»_________20__г. по «__»_________20__г. по состоянию на «__»_________20__г. 

 

 

Ф.И.О. учредителя(ей) МФО 

(при необходимости)  

 

Подпись 

 

Дата 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О. членов Наблюдательного органа  

 

Подпись 

 

Дата 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О. членов Исполнительного органа  

 

Подпись 

 

Дата 

 

 

 

 

 

 

 

В случае отказа от подписания данного листа, отказ актируется, либо в документе ставятся подписи трех лиц с указанием их фамилии имени и отчества, паспортных данных о том, что в их присутствии до сведения Исполнительного органа доведено содержание настоящего документа.  

ПРИМЕЧАНИЕ: Эта страница должна быть подписана каждым членом Наблюдательного органа/учредителем(ями) и/или Исполнительного органа (или лицом, исполняющим его/ее обязанности), а затем возвращена в ОИН/ОН ОУ в течение 10 рабочих дней с момента получения настоящего отчета. Второй экземпляр листа ознакомления с подписями членов Наблюдательного органа/учредителя(ей) и/или Исполнительного органа должен храниться в МФК/МКК/МКА вместе с Отчетом о результатах проверки.