Постановление Правления Национального банка 

Кыргызской Республики от 30 марта 2016 года №15/6 

 

 

 

 

 

Об утверждении Положения 

«Об электронных деньгах в Кыргызской Республике» 

 

 

В соответствии со статьями 7 и 43 Закона «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Утвердить Положение «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике» (прилагается). 

2. Признать утратившим силу следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики: 

- «Об утверждении Положения «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике» от 12 мая 2015 года №27/8; 

- «О внесении изменения и дополнения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике» от 12 мая 2015 года № 27/8» от 2 ноября 2015 года № 65/2. 

3. Операторам платежных систем, не заключившим договора с банком-эмитентом электронных денег в соответствии с требованиями Положения «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике», прекратить деятельность, связанную с электронными деньгами, с 1 июня 2016 года. 

4. Юридическому управлению: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования. 

6. Управлению по работе с документами довести настоящее постановление до сведения соответствующих структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка в Баткенской области. 

7. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения действующих коммерческих банков, операторов платежных систем Кыргызской Республики и международных систем электронных денег. 

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Орозбаеву Л.Дж. 

 

 

Председатель      Т. Абдыгулов

 

 

 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 30 марта 2016 года № 15/6 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

«Об электронных деньгах в Кыргызской Республике» 

 

 

Глава 1. Общие положения  

 

1. Настоящее Положение разработано в соответствии c Законом «О Национальном банке Кыргызской Республики», «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», «О платежной системе Кыргызской Республики», «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике», «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности» и другими нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк). 

2. Настоящее Положение определяет порядок выпуска электронных денег коммерческими банками (далее банк), распространение и обналичивание (погашение), предоставление платежных услуг с использованием электронных денег на территории Кыргызской Республики.  

3. Настоящее Положение устанавливает требования к банкам, операторам, агентам, субагентам, а также к международным системам электронных денег их агентам и субагентам. 

4. Национальный банк является единственным лицензиаром на территории Кыргызской Республики, имеющим право выдавать лицензию коммерческим банкам на выпуск электронных денег.  

5. Банки, операторы, агенты, субагенты, а также международные системы электронных денег, их агенты и субагенты должны соблюдать и выполнять требования по противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики. 

 

Глава 2. Термины и определения 

 

6. Для целей настоящего Положения используются следующие термины и определения: 

Акцептант электронных денег юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который в соответствии с заключенным договором с агентом или коммерческим банком-эмитентом электронных денег, принимает электронные деньги для оплаты товаров или услуг с составлением документов, подтверждающих совершение операций с электронными деньгами.  

Агент (дистрибьютор) электронных денег юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, резидент, который производит погашение (обмен) электронных денег на наличные или безналичные денежные средства, распространяет электронные деньги в соответствии с условиями настоящего Положения, на основании заключенного агентского договора с банком, выпустившим электронные деньги.  

Агент международных систем электронных денег банк-резидент, осуществляющий деятельность в соответствии законодательством Кыргызской Республики и имеющий договорные отношения с эмитентом международных систем электронных денег.  

Аутентификация это установка подлинности лица путем проверки подлинности предъявленного идентификатора (ПИН-код, логин и др.). 

Использование электронных денег в расчетах передача держателем электронных денег акцептанту с использованием программно-технических средств при осуществлении расчета за предоставленные товары и/или услуги. Расчеты с использованием электронных денег являются безналичными, если движение денежных средств происходит в национальной валюте, без участия наличных денег, путем списания денежных средств со счета держателя электронных денег и зачисления их на счет акцептанта. 

Идентификационный номер электронного кошелька уникальный номер электронного кошелька, который присваивается при его первоначальной регистрации в системе. По идентификационному номеру электронного кошелька держатель имеет возможность получить информацию о движении денежных средств и остатке на электронном кошельке, а также производить блокировку кошелька в случае необходимости. 

Идентифицированный электронный кошелек - электронный кошелек, держатель которого прошел процесс идентификации и верификации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

Международные электронные деньги электронные деньги, выпущенные (эмитированые) нерезидентами за пределами Кыргызской Республики. 

Наличные денежные средства денежные знаки в виде банкнот и монет в иностранной и национальной валютах. 

Оператор системы расчетов электронными деньгами (далее оператор) оператор платежной системы, резидент, действующий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, который устанавливает и/или обеспечивает техническую поддержку специального программного обеспечения, аппаратного и сетевого оборудования для осуществления операций с электронными деньгами, проводит процессинг на основании договора с банком.  

Погашение операция обмена электронных денег/международных электронных денег, предъявляемых держателем банку, оператору, агенту, субагенту/субагенту международных систем электронных денег, на наличные или безналичные денежные средства, не превышающие остаток хранимой на них суммы электронных денег/международных электронных денег. Погашение может производиться с применением периферийных устройств банка. 

Процессинг электронных денег деятельность, включающая в себя сбор, обработку и рассылку информации участникам об операциях с электронными деньгами, предусмотренных соответствующими договорами между участниками системы расчетов с использованием электронных денег. 

Расчетный банк банк, осуществляющий взаиморасчеты между участниками системы расчетов с использованием электронных денег. 

Распространение электронных денег услуга банка, агента, субагента, агента (субагента) международных систем электронных денег по предоставлению электронных денег/международных электронных денег держателям для дальнейшего их использования. 

Банковский счет по учету электронных денег счет, открытый банком, который используется только для проведения операций по зачислению суммы денежных средств по выпущенным электронным деньгам, и по списанию денежных средств для погашения электронных денег. Остаток на данном счете равен общей сумме обязательств по всем выпущенным электронным деньгам. Списание денежных средств с этого счета ограничивается и осуществляется только в адрес акцептантов, на погашение электронных денег, включая перевод средств с одного электронного кошелька на другой, находящиеся в разных системах электронных денег.  

Регистрация в системе электронных денег проведение клиентом регистрации в системе с обязательной аутентификацией, путем введения своих данных в соответствии с процедурами банка, оператора, международной системы электронных денег. 

Система расчетов с использованием электронных денег (система электронных денег) совокупность банковских и иных институтов, аппаратно-технических средств, правил и процедур, обеспечивающих обращение электронных денег. 

Субагент/субагент международных электронных денег юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключивший субагентский договор с агентом/агентом международных электронных денег на осуществление операций по распространению и погашению электронных денег/международных электронных денег. 

Устройство доступа это инструмент (персональный компьютер, планшетный компьютер, мобильный телефон или иное устройство), обеспечивающий держателю доступ к своему электронному кошельку для осуществления платежей с использованием электронных денег. 

Участники системы электронных денег банк, агент, оператор, акцептант, держатель электронных денег, расчетный банк, субагент/субагент международных электронных денег. 

Эмиссия (далее - выпуск) электронных денег деятельность банка по выпуску собственных электронных денег в обращение в обмен на наличные или безналичные денежные средства с предоставлением возможности их последующего погашения.  

Электронные деньги денежная стоимость, которая хранится в электронном виде на программно-техническом устройстве (предоплаченные карты, виртуальные предоплаченные карты и электронный кошелек являются инструментами (носителями) электронных денег) и принимаются в качестве средства платежа за товары/услуги организации-эмитента электронных денег и организаций акцептантов.  

Электронный кошелек хранилище электронных денег, представляющее собой программное обеспечение или иное программно-техническое устройство, в котором имеется запись о сумме электронных денег и их принадлежности держателю. 

Эмитент международных электронных денег - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в рамках законодательства страны происхождения, которое проводит эмиссию за пределами территории Кыргызской Республики. 

Эмитент электронных денег (далее-банк) коммерческий банк, осуществляющий выпуск электронных денег, имеющий лицензию Национального банка на выпуск электронных денег и принимающий на себя безусловное и безотзывное обязательство по погашению электронных денег держателям, предъявляющим электронные деньги к обналичиванию. 

 

Глава 3. Порядок предоставления услуг 

с использованием электронных дененг 

 

7. Электронные деньги, выпущенные на территории Кыргызской Республики должны быть номинированы (выражены) в национальной валюте. Выпуск электронных денег, номинированных в иных валютах, на территории Кыргызской Республики запрещается. 

8. С использованием электронных денег можно проводить операции по приобретению товаров и услуг у акцептантов, получать наличные денежные средства, переводить электронные деньги с одного электронного кошелька на другой, погашать электронные деньги переводом на банковский счет. 

9. Пополнение электронного кошелька держателя может осуществляться наличными и безналичными денежными средствами, а также используя банковские операции и денежные переводы. 

10. Банк, агент заключает с акцептантами договор о приеме электронных денег в обеспечение оплаты платежей за товары и услуги акцептантов, устанавливает перечень услуг с использованием электронных денег. Права и ответственность сторон, а также порядок осуществления взаиморасчетов между ними устанавливаются договором.  

11. Выплаты по заработной плате можно переводить на идентифицированные электронные кошельки только для коммерческих организаций при условии наличия договора банка, оператора с данной коммерческой организацией и соблюдения законодательства Кыргызской Республики. 

12. При заключении договора с юридическим лицом на право использования электронных денег при проведении платежей и расчетов в рамках норм настоящего Положения, электронный кошелек открывается на юридическое лицо с указанием уполномоченного лица, имеющего права распоряжения данным электронным кошельком в соответствии с учредительными документами, надлежащим образом оформленными внутренними приказами, распоряжениями или по доверенности. 

13. Банк, оператор должен принять меры для обеспечения безопасности при проведении регистрации держателя в системе электронных денег, с обязательной его аутентификацией. 

14. Каждый зарегистрированный электронный кошелек должен иметь идентификационный номер в системе электронных денег. 

15. Любая операция по электронным деньгам должна подтверждаться, в том числе чеком об оплате или любым другим, подтверждающим оплату, документом, смс-сообщением, сообщением на электронную почту держателя электронного кошелька, содержащим все реквизиты в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

 

§ 1. Основные требования к банку, 

выпускающему электронные деньги 

 

16. Эмитентом электронных денег в Кыргызской Республике является банк, осуществляющий выпуск электронных денег и принимающий на себя безусловное и безотзывное обязательство по погашению электронных денег держателям, предъявляющим электронные деньги к погашению.  

17. Банк должен иметь дополнительную лицензию, выданную Национальным банком на осуществление выпуска электронных денег и их обработке (процессинга). 

18. Банк разрабатывает правила, регулирующие выпуск, распространение, обработку и погашение электронных денег. 

19. Банк исполняет функции оператора электронных денег самостоятельно и осуществляет процессинг электронных денег, или заключает договор с оператором на выполнение им функций процессинга в соответствии с требованиями и правилами системы расчетов с использованием электронных денег и настоящим Положением.  

20. Договор между банком и оператором должен содержать следующие обязательные условия: 

- открытие оператором страхового депозита у банка, размер которого определяется в договоре между сторонами, или наличие банковской гарантии, на условиях, определенных в договоре между ними, и рассматриваемых как резерв под возможные риски и потери;   

- условия и ответственность сторон по выполнению обязательств при возникновении ситуаций, связанных с прекращением деятельности сторон (отзыв лицензии, банкротство и др.), нештатных ситуаций по работе с системой, а также форс-мажорных ситуаций; 

- распределение обязанностей и прав доступа к системе электронных денег; 

- условия и ответственность сторон при работе с системой, при претензионной работе. 

21. Банк должен разработать внутренние правила или процедуры для обеспечения бесперебойного функционирования своей информационной системы и безопасности проведения транзакций. Программные и технические средства, применяемые в системах расчетов с использованием электронных денег, должны соответствовать требованиям Национального банка по обеспечению информационной безопасности. 

22. Банк обязан обеспечивать конфиденциальность и хранение данных о держателях электронных денег и осуществленных операциях с использованием электронных денег. Сведения о держателях электронных денег и операциях по их электронным деньгам могут предоставляться третьим лицам только в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

 

§ 2.Основные требования к оператору  

 

23. Оператор осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выдаваемой Национальным банком в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, и требованиями, установленными в нормативных правовых актах Национального банка. 

24. Для выполнения функций процессинга по операциям с электронными деньгами оператор должен заключить договор с банком.  

25. В случае, если оператор заключает договора с несколькими банками, то оператор в своей информационной системе должен вести учет электронных кошельков по каждому банку отдельно.  

26. Оператор должен обеспечивать конфиденциальность и хранение данных о держателях электронных денег и проведенных операциях с использованием электронных денег. Сведения о держателях электронных денег и операциях по их электронным деньгам могут предоставляться третьим лицам только в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.  

27. Оператор несет ответственность за безопасность и надежность проведения транзакций с использованием электронных денег.  

28. Оператор должен разработать внутренние правила и процедуры для обеспечения бесперебойного функционирования своей информационной системы и безопасности проведения платежей.  

29. Оператор должен установить в своей информационной системе лимиты для электронных кошельков, выполнять условия по учету электронных денег в соответствии с условиями договора с банком, настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами Национального банка. 

 

§ 3. Лимиты, устанавливаемые для электронных денег 

 

30. Если клиент удаленно/дистанционно зарегистрировался в системе в соответствии с установленными процедурами банка, оператора, то его электронный кошелек считается неидентифицированным. Остаток на неидентифицированном электронном кошельке не должен превышать 150 (сто пятьдясят) расчетных показателей. 

31. Для неидентифицированных электронных кошельков проведение следующих операций запрещается: 

- перевод средств на неидентифицированные электронные кошельки; 

- погашение (обналичивание). 

32. Для лиц, прошедших регистрацию, общий объем транзакций в месяц не должен превышать 300 (триста) расчетных показателей по одному электронному кошельку. 

33. Банк, агент обязан проводить процедуру идентификации и верификации держателя электронных денег - физического лица в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, если остаток на электронном кошельке превышает 150 (сто пятьдесят) расчетных показателей. 

34. Банк самостоятельно должен установить размер лимитов для всех своих держателей электронных кошельков, включая агентов, акцептантов, в зависимости от категории держателей электронных кошельков для снижения рисков по операциям с электронными деньгами. Размеры лимитов в зависимости от категории держателей электронных кошельков должны быть установлены во внутренних процедурах банка. 

35. Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны проходить полную процедуру идентификации и верификации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

36. Максимальный размер 1 (одной) операции с использованием электронных денег для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц не должен превышать 3 000 (три тысячи) расчетных показателей. Операции, свыше этой суммы должны проходить через банковские счета этих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 

 

§ 4. Порядок учета операций (платежей) с использованием  

электронных денег 

37. Проведение операций с использованием электронных денег осуществляется участниками системы электронных денег согласно внутренним правилам банка, оператора и условиями договоров между участниками, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики. 

38. Учет денежных средств по операциям с использованием электронных денег ведется на отдельном банковском счете по учету электронных денег банка, предназначенном для учета по всем выпущенным электронным деньгам.  

39. Объем и сумма выпущенных электронных денег в системе электронных денег должны соответствовать объему и сумме, которые отражаются в бухгалтерском балансе банка и, соответственно, на банковском счете по учету электронных денег. 

40. Оператор обязан обеспечить банку доступ к информации о держателях, электронных кошельков и транзакциях в режиме реального времени.  

41. Учет денежных средств и взаиморасчеты по хозяйственной или иной деятельности банка, агента, оператора, любые виды комиссий при приеме и обслуживании электронных денег, проводятся на отдельных счетах, отличных от банковского счета по учету электронных денег, открытого у банка. 

42. Банк, оператор должен обеспечивать предоставление Национальному банку всей необходимой отчетности об операциях с использованием электронных денег в соответствии с формой, установленной в приложении 1 к настоящему Положению на ежеквартальной основе, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. 

43. Национальный банк на основании регулярных отчетов, а также при инспекторских проверках осуществляет контроль за соблюдением правил системы расчетов электронными деньгами и требованиями настоящего Положения.  

 

§ 5. Агенты и распространение электронных денег 

 

44. Банк может заключить с агентом агентский договор на оказание определенных видов услуг с использованием электронных денег. Банк должен самостоятельно разработать критерии к агентам электронных денег, а также установить перечень возможных операций с использованием электронных денег во внутренних процедурах банка.  

45. Банк несет ответственность в пределах и в соответствии с агентским договором перед своими держателями за действия/бездействия своих агентов, выступающих в рамках агентского договора от имени банка. 

46. Агент для распространения электронных денег с согласия банка может заключить субагентский договор с субагентом. Агент несет ответственность перед банком в пределах и в соответствии с субагентским договором за действия/бездействия своих субагентов, выступающих в рамках субагентского договора от имени агента, банка. 

47. Агент может оказывать услуги нескольким банкам при условии, что агент имеет агентский договор с каждым банком. 

48. Банк должен вести базу данных своих агентов, с указанием наименования агента, фактического адреса, соответствующих документов, удостоверяющих личность и юридический статус, перечня операций и предоставлять его по запросу Национального банка или в ходе инспекторских проверок. 

49. Банк должен иметь следующие документы по привлечению агентов для распространения электронных денег: 

1) копию договора с агентом, который должен помимо прочего предусматривать обязательства агента по требованию Национального банка предоставлять информацию и доступ к своим помещениям, системам и записям;  

2) политику и процедуры оказания услуг с использованием электронных денег и их погашение через своих агентов, в том числе политику и процедуру соблюдения мер по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности, а также соответствующие положения и руководства;  

3) документ об оценке рисков, связанных с предоставлением услуг с электронными деньгами и их погашении через агентов, включая меры контроля, применяемые для снижения рисков;  

4) руководство и любые материалы для агентов, используемые для обучения агентов;  

5) по запросу Национального банка предоставлять другую информацию, которая может потребоваться от банка.  

50. Банк, привлекающий агента для выполнения услуг с использованием электронных денег, должен вести учет/запись, содержащий следующую информацию: 

- название юридического лица или индивидуального предпринимателя;  

- документ, подтверждающий регистрацию в соответствующих государственных органах;  

- фактический/юридический адрес, и номера телефонов агента.  

51. Банк, привлекающий агента для оказания услуг с использованием электронных денег, обязан: 

1) предоставить надлежащее обучение своему агенту, в том числе руководство для агента или акцептанта, содержащее политику, правила и операционное руководство, необходимые для обеспечения безопасного и эффективного предоставления услуг клиентам; 

2) осуществлять контроль за деятельностью своих агентов, в рамках заключенного агентского договора;  

3) вести учет количества, объемов и размеров операций, осуществляемых каждым агентом. 

52. Распространение электронных денег может осуществляться банком, агентом и субагентом.  

53. При распространении электронных денег банк, агент, субагент должен ознакомить держателя с правами и обязанностями сторон, характеристиками распространяемых ими электронных денег и тарифами на оказываемые услуги до получения оплаты за электронные деньги от держателя. 

54. Для распространения электронных денег агент перечисляет банку денежные средства/предоставлет банковскии гарантии, равные сумме номинала, передаваемых ему банком электронных денег. Размер вознаграждения агенту и способы оплаты за услуги предусматриваются в договоре между банком и агентом.  

55. Все взаиморасчеты между банком, агентом, и субагентом должны осуществляться через их банковские расчетные счета и/или электронные кошельки. 

 

§ 6. Порядок погашения электронных денег 

 

56. Банк обязан погасить держателю выпущенные электронные деньги путем обмена на наличные денежные средства либо путем перечисления безналичных средств на банковский счет держателя. 

57. Обналичивание электронных денег может производиться как банком, так и агентом, субагентом, заключившим агентский договор с банком.  

58. Юридическим лицам погашение электронных денег на сумму свыше 500 (пятьсот) расчетных покзателей, осуществляется только путем перевода денежных средств на их банковские счета. 

59. При погашении электронных денег сумма выдаваемых денежных средств должна соответствовать сумме электронных денег, предъявленных к погашению. При этом банк оплачивает вознаграждение агенту в размере и порядке, установленных в агентском договоре. 

 

§ 7. Санкционирование операций (транзакций) 

с электронными деньгами  

 

60. Операция (транзакция) с электронными деньгами считается санкционированной только в том случае, если держатель дал свое согласие на проведение такой транзакции. Согласие на проведение транзакций с электронными деньгами представляется в форме, согласованной между банком, оператором, агентом, субагентом и держателем электронных денег. При отсутствии такого согласия транзакция считается несанкционированной. 

61. Поручение о проведении транзакции с электронными деньгами, полученное акцептантом, имеет такую же силу, что и поручение от держателя, и должно быть проверено банком, оператором держателем электронных денег в соответствии с порядком, установленным процедурами безопасности банка, оператора.  

62. Если поручение о проведении транзакции было передано в соответствии с требованиями безопасности, но при этом система электронных денег ошибочно провела транзакцию, превысила установленный допустимый лимит, продублировала поручение о проведении транзакции или совершила другие ошибочные действия, то правилами должно быть предусмотрено следующее: 

1) если держатель докажет, что  

- им или лицом, действующим от имени держателя, соблюдены требования безопасности; 

- ошибка была бы обнаружена, если бы акцептант по транзакции также соблюдал эти процедуры, то держатель не должен платить по поручению, указанному в подпунктах настоящего пункта; 

2) если транзакция проведена на основе ошибочного поручения о транзакции, то получатель электронных денег или акцептант должен вернуть уплаченную сумму отправителю поручения; 

3) если проведена дублирующая транзакция, то держатель вправе взыскать с получателя сумму, которая была списана свыше суммы транзакции. 

63. Банк обязан предоставить эффективные и удобные средства, с помощью которых держатель может уведомлять Банк о любых убытках, злоупотреблениях, хищении или несанкционированном использовании электронных денег или других электронных устройств либо нарушении кода доступа. 

64. Банк обязан обеспечить процедуры для подтверждения держателем получения уведомлений, в том числе по телефону, о любых убытках, ненадлежащем использовании, хищении или несанкционированном использовании электронных денег или другого электронного устройства либо нарушении безопасности кода доступа. 

65. Банк/оператор несет ответственность перед держателями: 

1) за убытки, вызванные отказом системы электронных денег при проведении транзакции, принятой в соответствии с поручением держателя, если банком, оператором не были соблюдены требования, изложенные в настоящем разделе по уведомлению держателя о сбое системы электронных денег; 

2) за ошибки в вычислениях или бухгалтерском учете. 

66. Банк, оператор обязан проинформировать держателя в момент совершения транзакции любыми средствами, которые являются достаточными, что система или оборудование для проведения транзакций с электронными деньгами не может быть использована. 

67. Банк, оператор обязан в момент совершения транзакции уведомить держателя о любых возникших проблемах при проведении транзакции с электронными деньгами о любой, ранее не выявленной неисправности системы. 

68. Банк не несет ответственности перед держателем, если перевод электронных средств не был осуществлен по причине или в результате форс-мажорных обстоятельств или других обстоятельств, находящихся вне его контроля, при условии, что банк в момент совершения транзакции уведомил о технической неисправности держателя. 

 

Глава 4. Требования к эмитенту, агенту международных систем  

электронных денег и международным системам электронных денег 

 

69. Международная система электронных денег/эмитент международной системы электронных денег для оказания услуг с использованием международных электронных денег на территории Кыргызской Республики должна пройти регистрацию в Национальном банке. Деятельность международной системы электронных денег/эмитента международной системы электронных денег на территории Кыргызской Республики без наличия регистрации в Национальном банке запрещается.  

70. Для прохождения регистрации международная система электронных денег/эмитент международной системы электронных денег направляет в Национальный банк заявление о регистрации и предоставляет пакет документов, включающих следующее: 

- название международной системы электронных денег/наименование эмитента международной системы электронных денег;  

- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; 

- копии свидетельства о регистрации международной системы электронных денег/эмитента международной системы электронных денег, лицензии/сертификата на право осуществления деятельности по эмиссии/выпуску международных электронных денег, их процессингу и обслуживанию, выданные уполномоченным органом страны происхождения, регулирующим указанную деятельность; 

- типовой договор с агентом международных систем электронных денег;  

- правила работы международной системы электронных денег/эмитента международной системы электронных денег или иной документ, регулирующий операции с международными электронными деньгами по законодательству страны происхождения эмитента, который не должен противоречить законодательству Кыргызской Республики. Правила должны также содержать общую схему всех денежных и информационных потоков, описание организациию контроля за финансовыми и техническими рисками при использовании электронных денег;  

71. В случае необходимости, по запросу Национального банка, отдельные документы должны предоставляться в электронной форме.  

72. Срок рассмотрения заявления на регистрацию международной системы электронных денег/эмитента международной системы электронных денег составляет 15 календарных дней. Если предоставленные документы не отвечают требованиям, предъявляемым Национальным банком, отсчет срока рассмотрения документов начинается с даты получения Национальным банком документов, удовлетворяющих предъявляемым требованиям.  В случае несоответствия документов установленным требованиям и при предоставлении неполного пакета документов они возвращаются на доработку. Международная система электронных денег/эмитент международной системы электронных денег в срок не более 10 календарных дней должна/должен предоставить в Национальный банк документы, доработанные с учетом замечаний. При предоставлении документов, не соответствующих требованиям настоящего Положения или не в полном объеме более двух раз, Национальный банк вправе отказать международной системе электронных денег/эмитенту международной системы электронных денег в регистрации.  

73. В случае принятия решения о регистрации Национальный банк присваивает международной системе электронных денег/эмитенту международной системы электронных денег регистрационный номер и включает информацию в реестр международных систем электронных денег/эмитентов международных систем электронных денег на территории Кыргызской Республики, и в срок не позднее 7 календарных дней с даты принятия решения направляет международной системе электронных денег/эмитенту международной системы электронных денег письмо о прохождении регистрации. Порядок ведения реестра международных систем электронных денег/эмитентов международных систем электронных денег устанавливается Национальным банком.  

74. Международная система электронных денег/эмитент международной системы электронных денег обязана/обязан уведомить в письменной форме Национальный банк об изменении любых сведений, указанных при регистрации в течение трех рабочих дней с момента наступления изменений. Национальный банк на основании предоставленной информации в течение трех рабочих дней вносит информацию в реестр международных систем электронных денег/эмитентов международных систем электронных денег. 

75. Документы, предоставленные международной системой электронных денег/эмитентом международной системы электронных денег в Национальный банк, не возвращаются.  

76. Международная система электронных денег/ эмитент международной системы электронных денег после прохождения процедуры регистрации должна/должен предоставить для Национального банка постоянный доступ к документам системы (правилам, действующим тарифам, типовым договорам, требованиям для участия, отчетам и т.д.), в том числе на своих сайтах.  

77. Эмитент международной системы электронных денег в целях обеспечения гарантии финансовых обязательств перед банком, как агентом международной системы электронных денег, должен обеспечить выполнение как минимум одного из следующих условий:  

1) разместить на указанном агентом международной системы электронных денег корреспондентском счете обязательный страховой депозит в объеме, покрывающем средний ежедневный оборот по всем производимым операциям (за месяц/квартал/год по согласованию). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств эмитентом международной системы электронных денег средства страхового депозита используются агентом международной системы электронных денег для удовлетворения требований по таким обязательствам. В случае прекращения договора по инициативе эмитента международной системы электронных денег или агента международной системы электронных денег средства страхового депозита возвращаются эмитенту международной системы электронных денег в порядке и сроки, предусмотренные договорными отношениями;  

2) предоставить гарантию от банка, который имеет международный кредитный рейтинг инвестиционного уровня  не ниже категории «ВВВ», присвоенный рейтинговым агентством Standard & Poor's (США), или не ниже категории «Baa» по Moody's Investors Service (США) или не ниже категории «BBB» по Fitch-IBCA (США), либо имеет рейтинг национального рейтингового агентства, равнозначный рейтингу перечисленных международных рейтинговых агентств, которое получило аккредитацию в уполномоченных органах страны происхождения банка нерезидента и рейтинг которого признается центральным (национальным) банком страны происхождения. 

Банковская гарантия также может быть предоставлена банком, являющимся эмитентом международной системы электронных денег, который имеет лицензию на проведение банковских операций. При этом банк, предоставляющий гарантию, должен иметь международный кредитный рейтинг инвестиционного уровня  не ниже категории «ВВВ», присвоенный рейтинговым агентством Standard & Poor's (США), или не ниже категории «Baa» по Moody's Investors Service (США) или не ниже категории «BBB» по Fitch-IBCA (США), либо иметь рейтинг национального рейтингового агентства, равнозначный рейтингу перечисленных международных рейтинговых агентств, которое получило аккредитацию в уполномоченных органах страны происхождения организации нерезидента и рейтинг которого признается центральным (национальным) банком страны происхождения. Эмитент международной системы электронных денег должен предоставить в Национальный банк документы, подтверждающие наличие кредитных рейтингов банка-гаранта. В случае ухудшения рейтинга (ниже уровня начальной отметки кредитного рейтинга инвестиционного уровня) банка, предоставившего гарантию, гаранта, эмитент международной системы электронных денег должен в течение 30 календарных дней произвести замену гарантии либо предоставить обеспечение в рамках подпунктов 1 или 3 настоящего пункта.  

Агент международной системы электронных денег вправе (если им оценены все сопутствующие риски при работе с эмитентом международной системы электронных денег) не требовать банковскую гарантию в случае, если эмитент международной системы электронных денег имеет международный кредитный рейтинг инвестиционного уровня  не ниже категории «ВВВ», присвоенный рейтинговым агентством Standard & Poor's (США), или не ниже категории «Baa» по Moody's Investors Service (США) или не ниже категории «BBB» по Fitch-IBCA (США), либо имеет рейтинг национального рейтингового агентства, равнозначный рейтингу перечисленных международных рейтинговых агентств, которое получило аккредитацию в уполномоченных органах страны происхождения организации нерезидента и рейтинг которого признается центральным (национальным) банком страны происхождения. Эмитент международной системы электронных денег должен предоставить в Национальный банк документы, подтверждающие наличие кредитных рейтингов соответствующего уровня. В случае ухудшения рейтинга (ниже уровня начальной отметки кредитного рейтинга инвестиционного уровня) эмитента международной системы электронных денег, эмитент международной системы электронных денег должен в течение 30 календарных дней произвести замену гарантии либо предоставить обеспечение в рамках подпунктов 1 или 3 настоящего пункта;  

3) обеспечить страхование международных электронных денег, проводимых через международную систему электронных денег, на территории Кыргызской Республики путем заключения договора страхования, где выгодоприобретателем будет являться агент международной системы электронных денег, со страховыми компаниями Кыргызской Республики, или если иное не предусмотрено агентом международной системы электронных денег на взаимовыгодных условиях с эмитентом международной системы электронных денег в двусторонних договорах. Договор страхования заключается с каждым агентом международной системы электронных денег в отдельности и должен предусматривать сумму страховой выплаты выгодоприобретателю, достаточную для покрытия финансовых обязательств эмитента международной системы электронных денег, при наступлении страхового случая.  

78. Агент международной системы электронных денег может предоставлять услуги по погашению и пополнению международных электронных денег.  

79. Агент международной системы электронных денег может заключать договора с субагентами для выполнения ими функций обналичивания и пополнения международных электронных денег. В качестве субагентов международной системы электронных денег могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели.  

80. Агент международной системы электронных денег должен выполнять требования по лимитам для международных электронных кошельков, действующим на территории Кыргызской Республики в соответствии с §3 Главы 3 настоящего Положения. 

81. Погашение международных электронных денег может проводиться в иностранной или национальной валюте по собственному выбору держателя международных электронных денег. При погашении в национальной валюте конвертация производится по курсу агента международной системы электронных денег на день осуществления операции. 

82. Учет денежных средств, поступающих от держателей международных электронных денег, ведется на отдельном банковском счете, предназначенном для учета по операциям с международными электронными деньгами.  

83. Агент международных систем электронных денег должен иметь разработанные и утвержденные внутренние правила и процедуры по работе с международной системой электронных денег в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.   

84. Агент международной системы электронных денег предоставляет отчет в Национальный банк в форме, установленной в приложении 1 к настоящему Положению, до 15 числа месяца следующим за отчетным кварталом. 

 

Глава 5. Управление рисками при  

использовании электронных денег 

 

85. Система расчетов с использованием электронных денег должна быть обеспечена внутренними правилами и процедурами использования электронных денег и договорными отношениями, регулирующими работу системы. Система электронных денег должна обеспечивать соответствующие механизмы технической, организационной, технологической безопасности для недопущения, предотвращения и распознавания рисков угрозы безопасности в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики. 

86. Система электронных денег должна обладать механизмами защиты от мошеннических действий и выявления подозрительных и сомнительных транзакций (операций), приостановления операций и блокирования электронных кошельков, осуществляемых или принадлежащих лицам, включенным в перечень лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности, в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики. 

87. Система электронных денег должна обладать возможностью формирования необходимых статистических и информационных отчетов о денежном обращении в форме электронных денег в соответствии с требованиями Национального банка в рамках надзора за платежной системой Кыргызской Республики, банковского надзора и денежно-кредитной политики. 

88. Система электронных денег может иметь возможность эффективного интегрирования с взаимодействующими системами участников электронных денег (внутренняя система по учету движения денежных средств) путем использования унифицированных стандартов передачи данных и форматов платежей для снижения издержек акцептантов и держателей электронных денег при их использовании. 

89. Система электронных денег должна быть эффективной для участников по использованию электронных денег, доступной по цене и удобной в использовании для держателей электронных денег, соответствовать требованиям защиты прав потребителей. 

90. Управление операционным риском в системе электронных денег должно быть основано на реализации следующих основных принципов: 

1) наличие процедур внутреннего контроля и аудита работы системы, хранение информации о действиях системы и проводимых транзакциях в электронном виде; 

2) наличие персонала, квалификация которого соответствует требованиям для выполнения возложенной ответственности согласно должностным инструкциям; 

3) наличие информационной системы, обеспечивающей своевременную обработку данных, учет и хранение информации по каждой транзакции, защиту и хранение данных в системе; 

4) наличие плана по обеспечению непрерывности деятельности, как минимум, для системно-важных модулей системы электронных денег.  

 

Глава 6. Порядок выдачи лицензии банку  

на выпуск электронных денег  

 

91. Для получения лицензии коммерческий банк должен представить в Национальный банк на официальном и/или государственном языках следующие документы:  

1) заявление на выдачу лицензии для осуществления деятельности;  

2) справка от налоговых органов об отсутствии задолженности перед бюджетом на момент подачи документов;  

3) копия типового агентского договора по распространению электронных денег с агентом - в двух экземплярах; 

4) копия договора с оператором (в случае, если эмитент работает с оператором) - в двух экземплярах; 

5) копия акта установки программного обеспечения для получения, ежедневного обновления и хранения базы данных об оборотах и остатках по электронным деньгам - в двух экземплярах; 

6) бизнес-план, содержащий маркетинговый план по реализации мероприятий с электронными деньгами, прогнозные экономические расчеты - в двух экземплярах;  

7) подписанные Председателем Правления/Совета директоров (далее руководитель) правила работы системы электронных денег, которые должны содержать положения о: 

- порядке осуществления операций между банком, оператором, агентами, акцептантами, который должен включать общую схему всех денежных и информационных потоков;  

- организации контроля за финансовыми и техническими рисками при использовании электронных денег;  

- системе безопасности и защиты информации и разграничении прав доступа к информационным ресурсам при использовании электронных денег - в двух экземплярах;  

8) другие документы и материалы по выпуску электронных денег, которые заявитель сочтет нужным предоставить для всестороннего, полного и четкого понимания Национальным банком предполагаемой деятельности заявителя - в двух экземплярах;  

9) документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение и выдачу лицензии. 

10) доверенность, выданная на получение лицензии. 

92. Национальный банк рассматривает документы заявителя в срок не позднее шестидесяти дней с момента получения заявления и документов и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии. Лицензия (приложение 2) подписывается лицом, уполномоченным приказом Председателя Национального банка. 

93. В случае предоставления документов не в полном объеме либо при несоответствии документов установленным требованиям настоящего Положения, отсчет срока рассмотрения заявления и документов заявителя начинается вновь со дня получения всех документов, удовлетворяющих требованиям настоящего Положения, которые должны быть предоставлены в течение 20 календарных дней. 

94. Лицензия выдается банку только на выполнение следующих видов операций:  

1) выпуск, распространение и обналичивание электронных денег;  

2) прием поручений от держателей электронных денег на осуществление оплаты за товары/услуги, передаваемых банку с использованием интернет, мобильной и других средств связи;  

3) обработка (процессинг) транзакций с использованием электронных денег;  

4) осуществление расчетов с акцептантами, с которыми заключены договоры, по обработанным в системе платежам от имени и по поручению держателей. 

95. Выдача лицензии осуществляется при наличии доверенности на получение лицензии, оформленной в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, и документа, удостоверяющего личность уполномоченного лица либо руководителя. Лицензия является бессрочной. Лицензия является неотчуждаемой, передача ее третьим лицам запрещается. Нарушение данного пункта влечет за собой отзыв лицензии.  

96. Сведения о выдаче лицензий коммерческим банкам заносятся в Реестр лицензий, выданных Национальным банком, с присвоением очередного порядкового номера в регистрационном журнале. Реестр по действующим лицензиям размещается на сайте Национального банка. 

97. Бланки лицензии являются документами строгой отчетности. Учет бланков лицензии осуществляется Национальным банком.   

98. В случае утери подлинного экземпляра лицензии, а также негодности бланка лицензии банк обязан в трехдневный срок подать заявление на получение дубликата лицензии. В заявлении должны быть указаны все реквизиты утраченного (негодного) бланка и причины утраты (негодности) бланка. Дубликат выдается на основании имеющихся в Национальном банке документов. Выданная лицензия должна иметь отметку «Дубликат», а запись о подлинном экземпляре лицензии дополняется пометкой о выдаче дубликата в книге реестра учета лицензий. В случае обнаружения банком утерянного экземпляра лицензии, он обязан передать лицензию с пометкой «Дубликат» в Национальный банк. 

99. В случае внесения изменений в устав в части наименования, места нахождения, банку необходимо предоставить соответствующие подтверждающие документы в Национальный банк в течение 10 рабочих дней после принятия изменений в установленном порядке для получения новой лицензии в соответствии с требованиями настоящего Положения.  

100. Лицензия не выдается в случаях:  

1) предоставления заявителем недостоверных сведений, указанных в документах, либо непредставление документов, требуемых настоящим Положением. При устранении заявителем указанных препятствий заявление рассматривается на общих основаниях;  

2) запрета/неразрешения на осуществление указанных в лицензии видов деятельности законами для данной категории субъектов; 

3) несоответствие заявителя требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики; 

4) несоответствия устава заявителя требованиям законодательства Кыргызской Республики;  

5) наличия в отношении заявителя решения суда, запрещающего заявителю занятие данным видом деятельности; 

6) невнесения оплаты за выдачу лицензии; 

7) отсутствия доверенности или иного документа, свидетельствующие о надлежащих полномочиях у уполномоченного лица на получение лицензии. 

В случаях, если банк находится в специальных режимах, Национальный банк вправе принять решение об отказе в выдаче лицензии.  

101. При отказе в выдаче лицензии заявителю предоставляется мотивированный ответ в письменном виде, при этом один экземпляр документов, представленных на рассмотрение, не возвращается. Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в установленном порядке.  

102. На территории Кыргызской Республики иные субъекты не вправе создавать систему электронных денег или использовать систему электронных денег, без надлежащей лицензии Национального банка. Полномочия Национального банка по выдаче лицензии также включает приостановление действия лицензии или отзыв лицензии. 

103. В случае выявленных нарушений банком/оператором требований, указанных в настоящем Положении и законодательства Кыргызской Республики, к банку/к оператору применяются меры воздействия согласно нормативным правовым актам Национального банка. 

 

Глава 7. Заключительные положения 

 

104. Банки, осуществляющие выпуск электронных денег, и/или распространение электронных денег международных систем предоставляют в Национальный банк сведения о выпущенных и обслуживаемых ими электронных деньгах, а также о движении денежных средств по ним в соответствии с формами и сроками, установленными в нормативных правовых актах Национального банка.  

105. Банк, агент и оператор электронных денег обязаны осуществлять контроль за соблюдением условий договоров, безопасности проведения операций и правил пользования электронными деньгами.  

106. Банк, агент, оператор электронных денег обязаны осуществлять мониторинг конкретных проводимых им операций по параметрам, установленным правилами соответствующей системы, а также проводить мероприятия для прекращения и/или предотвращения ошибочных и неправомочных операций.  

 

 

 

 

Приложение 1 

к Положению «Об электронных деньгах  

в Кыргызской Республике» 

 

 

Отчет о деятельности, связанной с выпуском и обращением электронных денег. 

за _________________квартал ________года 

_______________________________________________________________________ 

(наименование банка, оператора) 

 

Физические лица 

 

Наименование продукта 

Оператор  

Количество пользователей (количество электронных кошельков) 

Объем электронных денег на конец отчетного периода 

Перевод денежных средств с одного электронного кошелька 

Обналичивание электронных денег 

Оплата за товары и услуги 

Пополнение электронных кошельков 

Кол-во транзакций 

Объем транзакций 

Кол-во транзакций 

Объем транзакций 

Кол-во транзакций 

Объем транзакций 

Кол-во транзакций 

Объем транзакций 

10 

11 

12 

Е-money 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контактное лицо_____________________________________________________ 

(ФИО, номер телефона) 

 

 

Председатель Правления 

______________________________________________ 

(подпись) (Ф.И.О.) 

М.П. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет о деятельности, связанной с выпуском и обращением электронных денег. 

за _________________квартал ________года. 

_______________________________________________________________________ 

(наименование банка-эмитента, оператора) 

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели. 

 

Наименование продукта 

Оператор  

Типы юр.лиц и индивидуальных предпринимателей 

Количество пользователей (количество электронных кошельков) 

Объем электронных денег на конец отчетного периода 

Перевод денежных средств с одного электронного кошелька 

Обналичивание электронных денег 

Оплата за товары и услуги 

Пополнение электронных кошельков 

Кол-во транзакций 

Объем транзакций 

Кол-во транзакций 

Объем транзакций 

Кол-во транзакций 

Объем транзакций 

Кол-во транзакций 

Объем транзакций 

10 

11 

12 

13 

Е-money 

 

Агенты 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Акцептанты 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контактное лицо_____________________________________________________ 

(ФИО, номер телефона) 

 

 

Председатель Правления______________________________________________ 

(подпись) (Ф.И.О.) 

 

 

Печать 

 

 

Приложение 2 

к Положению «Об электронных деньгах  

в Кыргызской Республике» 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

ЛИЦЕНЗИЯ № ___ 

на право выпуска электронных денег 

 

Выдана _______________________________________________________________________ 

(полное наименование коммерческого банка) 

________________________________________________________________________ 

(сокращенное наименование коммерческого банка) 

 

 

Настоящая лицензия дает право на выпуск электронных денег в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, в том числе: 

- распространение и обналичивание электронных денег; 

- прием поручений от держателей электронных денег на осуществление оплаты за товары/услуги банком с использованием интернет, мобильной и других средств связи; 

- обработка (процессинг) транзакций с использованием электронных денег; 

- осуществление расчетов с акцептантами, с которыми заключены договоры, по обработанным в системе платежам от имени и по поручению держателей. 

 

Срок действия лицензии неограничен. 

Копии лицензии являются недействительными. 

Настоящая лицензия вступает в силу с момента ее подписания. 

Лицензия зарегистрирована (число, месяц, год). 

 

№ ____________ серия бланка ______________ 

 

________________________________ _____________ ___________________ 

(Должностное лицо Национального банка) (подпись) (Ф.И.О.)  

 

М.П.