Постановление Правления  

Национального банка 

Кыргызской Республики от 15 июня 2017 г.  

№ 2017-П-12/25-4-(НПА) 

 

 

О Положении «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» 

 

 

В соответствии со статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Утвердить Положение «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» (прилагается). 

2. Признать утратившими силу: 

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 19 мая 2005 года № 16/2; 

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Положение «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 19 мая 2005 года № 16/2» от 6 сентября 2006 года № 25/4; 

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Положение «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 19 мая 2005 года № 16/2» от 29 ноября 2006 года № 37/5; 

- пункт III Приложения к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 28 марта 2007 года № 16/4; 

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 мая 2005 года № 16/2 «Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 23 декабря 2008 года № 49/6; 

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 мая 2005 года № 16/2 «Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики», зарегистрированное в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 24 июня 2005 года, регистрационный номер 78-05» от 31 марта 2010 года № 9/2; 

- пункт 4 постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 16 декабря 2010 года № 91/7 и пункт 4 Приложения к указанному постановлению; 

- пункт 8 Приложения к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 25 апреля 2012 года № 18/9; 

- пункт 6 Приложения к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 16 ноября 2012 года № 43/1; 

- абзац второй пункта 1 постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 21 декабря 2012 года № 50/13 и пункт I Приложения к указанному постановлению; 

- пункт 4 Приложения к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 25 сентября 2013 года № 35/16; 

- абзац второй пункта 1 постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнения в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» от 19 февраля 2014 года № 4/5 и пункт 1 Приложения к указанному постановлению; 

- абзац второй пункта 1 постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики» от 24 июня 2015 года № 35/7 и пункт I Приложения к указанному постановлению; 

- абзац восьмой пункта 1 постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики» от 5 февраля 2016 года № 5/1 и пункт 7 Приложения к указанному постановлению; 

- абзац пятнадцатый пункта 1 постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики» от 10 февраля 2016 года № 7/2 и пункт 14 Приложения к указанному постановлению; 

- абзац второй пункта 1 постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики» от 27 апреля 2016 года № 19/5 и пункт 1 Приложения к указанному постановлению. 

3. Настоящее постановление вступает в силу с 22 июня 2017 года. 

4. Юридическому управлению: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

5. Управлению методологии надзора и лицензирования довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, Государственного банка развития, специализированного финансово-кредитного учреждения ОАО «Финансовой компании кредитных союзов», структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики Т. Дж. Джусупова. 

 

 

Председатель Т. Абдыгулов  

 

 

 

 

Приложение  

к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики 

от 15 июня 2017 г. 

№ № 2017-П-12/25-4-(НПА) 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым 

Национальным банком Кыргызской Республики 

 

 

Глава 1. Общие положения 

 

Целью настоящего Положения является установление порядка применения Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) мер воздействия к коммерческим банкам, в том числе осуществляющим операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, банкам, имеющим «исламское окно», специализированным финансово-кредитным организациям/учреждениям, ОАО «Финансовая компания кредитных союзов» (далее - банки).  

Настоящее Положение также распространяется на Государственный банк развития Кыргызской Республики с учетом особенностей, предусмотренных Законом Кыргызской Республики «О Государственном банке развития Кыргызской Республики». 

Целью применения Национальным банком мер воздействия в отношении банков является оперативное раннее реагирование, корректировка и устранение проблем для поддержания стабильности и устойчивости банков и банковской системы, противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности, пресечение монополистической деятельности на рынке банковских услуг, защита интересов вкладчиков, прав потребителей банковских услуг и других кредиторов. В этих целях Национальный банк вправе применить меры воздействия в случаях, когда банк ведет рискованную деятельность, которая может привести к наступлению рисков, связанных с банковской деятельностью, в целях принятия корректирующих мер на основе перспективных оценок.  

Меры воздействия применяются Национальным банком самостоятельно на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением. Меры воздействия Национальным банком могут применяться как в последовательном порядке, так и выборочно, в зависимости от характера, вида допущенного нарушения и финансового состояния банка. Национальный банк самостоятельно определяет целесообразность, вид и порядок применения мер воздействия к банкам. 

Нарушениями банковской деятельности в Кыргызской Республике считаются действия (бездействие) банков, их акционеров и должностных лиц, противоречащие законодательству Кыргызской Республики, включая Законы Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности», «О защите банковских вкладов (депозитов)» и нормативным правовым актам Национального банка. 

 

Глава 2. Общие положения о мерах воздействия 

 

1. К мерам воздействия относятся: 

1) предписание; 

2) штраф; 

3) требование; 

4) повышение экономических нормативов и требований; 

5) ограничения или запреты; 

6) отстранение или освобождение должностных лиц, смена органов управления; 

7) введение специального режима; 

8) отзыв лицензии.  

2. Решение о применении к банку той или иной меры воздействия принимается с учетом: 

1) классификации банка по достаточности (адекватности) капитала, приведенной в Приложении 3 к настоящему Положению; 

2) следующих факторов: 

- характера нарушения и его влияния на деятельность банка; 

- частоты и продолжительности нарушения; 

- угрозы финансовому состоянию банка; 

- размеров убытков банка в результате допущенных нарушений; 

- осведомленности должностных лиц банка о допущенном нарушении; 

- способности должностных лиц банка разрешать возникающие проблемы; 

- факта преднамеренности совершенного нарушения, а также отсутствия/присутствия личной заинтересованности (моральной, материальной) аффилированных и других связанных с банком лиц в допущенном нарушении; 

- значительности проблем в операционной деятельности и системе внутреннего контроля; 

- соблюдения внутренних процедур и политик, утвержденных Советом директоров и/или Правлением банка; 

- случаев применения к банку за допущенное нарушение какой-либо меры воздействия ранее; 

- признания должностными лицами банка наличия и значительности возникших проблем; 

- соблюдения требований/принципов корпоративного управления; 

- эффективного взаимодействия с органом банковского надзора; 

- выполнения должностными лицами или акционерами банка рекомендации и/или требований Национального банка; 

- характера, частоты и/или объема операции(й), подпадающей(их) под нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности. 

3. Мера воздействия может быть применена Национальным банком не позднее 12 (двенадцати) месяцев со дня обнаружения нарушения. 

4. Национальный банк вправе предусмотреть возможность принятия банком добровольных обязательств по устранению допущенных недостатков в своей деятельности.  

5. Национальный банк вправе направить в банк письменное предупреждение. Письменное предупреждение не является мерой воздействия Национального банка, и направляется в случае необходимости информирования банка о том, что имеются значительные риски и/или угроза нарушения определенных норм и правил, а также положений законодательства и/или нормативных правовых актов, в том числе по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности или занимается деятельностью, угрожающей его стабильности и надежности, и в целях предупреждения, что в дальнейшем к нему могут быть применены соответствующие меры воздействия. Письменное предупреждение направляется за подписью начальника структурного подразделения или заместителя Председателя/члена Правления Национального банка, курирующего надзорный блок. 

 

 

Глава 3. Признание деятельности, действий (бездействия) банка, относящихся к нездоровой и небезопасной банковской практике 

 

6. Деятельность банка, действия (бездействие) его должностных лиц, создающие реальную угрозу и/или высокую вероятность потерь или убытков для вкладчиков банка, других его кредиторов, акционеров, или банковской системы, считаются нездоровой и небезопасной банковской практикой. 

7. Национальный банк определяет нездоровую и небезопасную банковскую практику в каждом отдельном случае, основываясь на оценке: 

- факторов и обстоятельств, сопутствующих ей; 

- потенциальной угрозы для средств вкладчиков, стабильности банка и/или банковской системы в целом. 

8. Наличие одного или нескольких признаков деятельности, действий (бездействия) банка, которые могут относиться к нездоровой и небезопасной банковской практике приведены в приложении 1 к настоящему Положению, перечень которых не является исчерпывающим.  

9. Банки не должны вовлекаться в нездоровую и небезопасную банковскую практику. 

10. Национальный банк может применить в отношении любого банка, деятельность которого признана нездоровой и небезопасной банковской практикой, меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

11. Деятельность банка, действия/бездействия должностных лиц банка признаются как нездоровая и небезопасная банковская практика Комитетом по надзору Национального банка на основании информации, предоставленной структурными подразделениями Национального банка.  

12. Комитет по надзору Национального банка/Правление Национального банка, в рамках компетенции принимает решение о применении соответствующей меры воздействия в отношении банка, его акционеров, должностных лиц банка, действия (бездействие) которых причастны к нездоровой и небезопасной банковской практике. 

 

Глава 4. Добровольные обязательства 

 

13. Отличительной чертой добровольных обязательств является демонстрация руководством банка готовности к сотрудничеству с Национальным банком в целях обеспечения эффективности устранения выявленных недостатков, а также выявленных рисков нарушения определенных норм и правил, а также положений законодательства и/или нормативных правовых актов по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности, и/или угрожающих его стабильности и надежности.  

14. Могут быть использованы следующие виды добровольных обязательств: 

1) устранение замечаний в рамках предварительных действий органа надзора в отношении банка; 

2) подписание письма-обязательства; 

3) подписание письменного соглашения. 

15. Письмо-обязательство готовится и предоставляется банком, в деятельности которого имеют место недостатки и угрозы/предпосылки нарушения нормативных правовых актов, не вызывающие значительную обеспокоенность надзорного органа. Письмо-обязательство должно содержать конкретные меры по устранению недостатков, которые будут предприняты Советом директоров и руководством банка, с установлением сроков и целевых показателей. Письмо-обязательство утверждается Советом директоров банка и подлежит согласованию с Национальным банком.  

16. Письменное соглашение между банком и Национальным банком подписывается только в случаях, когда в деятельности банка имеют место нарушения, но при этом: 

1) банк достаточно капитализирован; 

2) Совет директоров и Правление банка понимают проблемы и готовы предпринять конкретные меры по исправлению существующих проблем; 

3) недостатки и угрозы/предпосылки нарушения не влекут за собой последствия, угрожающие финансовому состоянию банка. 

17. В письменном соглашении указываются действия и сроки их исполнения, которые предстоит предпринять Совету директоров и руководству банка. Письменное соглашение готовится Национальным банком и подписывается с одной стороны Председателем Совета директоров после одобрения Совета директоров банка и с другой - заместителем Председателя/членом Правления Национального банка. Соглашение должно содержать намерение банка по устранению недостатков в деятельности банка и улучшению его финансового состояния. Подписав письменное соглашение, банк принимает на себя обязательства по выполнению его условий. 

18. Письменное соглашение не подписывается с проблемными банками, относящимися к категории недостаточно капитализированного банка. 

 

Глава 5. Меры воздействия, применяемые Национальным банком 

 

19. Меры воздействия Национального банка могут оформляться постановлениями Правления Национального банка или Комитета по надзору Национального банка, предписаниями начальников структурных подразделений Национального банка.  

20. К исключительной компетенции Правления Национального банка относится принятие решений по применению следующих видов мер воздействия: 

1) введение Временной администрации; 

2) отзыв лицензии банка. 

 

§ 1. Предписание 

 

21. Предписание издается начальниками структурных подразделений Национального банка. 

В предписании указываются конкретные ссылки положений нормативных правовых актов Кыргызской Республики, в том числе Национального банка, которые были нарушены банком, его акционерами и должностными лицами, а также срок для их устранения. 

В зависимости от выявленного нарушения, а также выявленных рисков, угрожающих стабильности и надежности деятельности банка, предписание может содержать требование: 

- об устранении нарушения (о приведении к установленному уровню значений обязательных нормативов, лимитов открытой валютной позиции; выполнении обязательств перед кредиторами и вкладчиками и другие); 

- о приведении деятельности банка в соответствие;  

- о выполнении определенных действий, в том числе снижающих/оптимизирующих уровень принимаемого банком риска при проведении отдельных операций/сделок. 

22. Предписание должно содержать следующее: 

- дату и место вынесения предписания

- регистрационный номер;  

- полное наименование органа/Ф.И.О. лица, издавшего предписание; 

- фамилию, имя, отчество лица, которому адресовано предписание/полное наименование банка; 

- срок вступления в силу; 

- срок действия предписания, если оно принимается на определенное время; 

- срок обжалования и орган, где может быть обжаловано это предписание.  

Предписание также содержит описание вопроса, то есть указание на факт нарушения, а также всех обстоятельств, с которыми связано нарушение, и с изложением соответствующих ссылок, положений законодательства Кыргызской Республики, в том числе нормативных правовых актов Национального банка, которые были нарушены банком/акционером(ами)/должностными лицами в обоснование направления предписания.  

При вынесении предписания указываются законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался Национальный банк при вынесении предписания, изложение принятого решения, соответствующие меры, которые должны быть предприняты банком/акционером(ами)/должностными лицами банка и устанавливаются сроки их исполнения.  

Предписание скрепляется печатью Национального банка согласно установленному внутреннему порядку. 

23. После направления предписания, ответственное структурное подразделение Национального банка, инициировавшее данное предписание, обеспечивает контроль по исполнению банком предписания в установленные сроки и предпринимает незамедлительные последующие меры в случае его невыполнения. 

 

§ 2. Штраф 

 

24. В случае нарушения банком норм, требований и ограничений, установленных законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности», «О защите банковских вкладов (депозитов)», иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, нормативными правовыми актами Национального банка, Комитет по надзору Национального банка вправе наложить штраф: 

1) в размере не более десяти процентов от норматива минимального размера уставного капитала в отношении банка; 

2) в размере не более среднего годового вознаграждения, включая все виды выплат (должностной оклад, премии, бонусы и др.) в отношении должностного лица банка.  

25. Штраф должен быть уплачен банком, его должностным лицом в срок, не позднее трех месяцев со дня вручения ему постановления о наложении штрафа. 

26. За нарушение лимитов валютной позиции штраф налагается в соответствии с Инструкцией «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики», утверждаемой постановлением Правления Национального банка.  

27. Наложение штрафа на банк и его должностных лиц не является основанием для не устранения допущенного нарушения. 

28. Если штраф не уплачен банком/его должностным лицом в установленный срок, то штраф взыскивается в принудительном порядке в рамках исполнительного производства. 

29. За несоблюдение банком обязательных резервных требований с банка взыскивается штраф в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. 

30. Штраф также может быть наложен в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики об административной ответственности.  

31. Решение о наложении административного штрафа принимается уполномоченным должностным лицом Национального банка в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.  

 

§ 3. Требование 

 

32. Национальный банк вправе предъявить к банку следующие требования: 

- о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению; 

- о проведении повторного/специального внешнего аудита банка; 

- о продаже акций банка в течение определенного Национальным банком срока; 

- о сокращении административных расходов; 

- об изменении организационной структуры банка; 

- об изменении политик, положений, процедур и других внутренних нормативных документов банка. 

 

§ 3-1 Требование о проведении мероприятий по финансовому 

оздоровлению 

 

33. Национальный банк предъявляет к банку требование о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка. 

Банк обязан иметь утвержденный Советом директоров план финансового оздоровления банка на случай возникновения финансовых затруднений и проблем. 

План финансового оздоровления банка составляется согласно требованиям, содержащимся в Приложении 2 к настоящему Положению. План составляется на один календарный год и должен быть предоставлен в Национальный банк в срок до 1 февраля календарного года на который он предоставляется. План должен предусматривать адекватные меры, способы и ресурсы по восстановлению устойчивой и стабильной деятельности банка. 

Банк обязан проводить оценку адекватности плана финансового оздоровления банка. 

34. Национальный банк в любое время может потребовать от банка применения мер, предусмотренных Планом финансового оздоровления, а также любых иных мер, согласно банковскому законодательству Кыргызской Республики. 

В случае выставления требования к банку о проведении мер по финансовому оздоровлению, План финансового оздоровления банка, включая обновленный, а также мероприятия банка по его реализации подлежат согласованию с Комитетом по надзору Национального банка.. 

35. Со дня выставления требования Национального банка, банк не вправе принимать решения о распределении прибыли, выплате дивидендов (в том числе по ранее вынесенным решениям), выполнении любых финансовых обязательств перед акционерами, а также о выплате любых вознаграждений должностным лицам и работникам банка, за исключением заработной платы. 

36. В период проведения мер по финансовому оздоровлению банка Национальный банк вправе ввести запрет или наложить ограничение на удовлетворение требований кредиторов по денежному обязательству банка, если это приведет к ухудшению его финансового состояния или банкротству. 

Совет директоров банка обязан утвердить программу финансового оздоровления банка. 

 

§ 3-2 Требование о проведении повторного/ 

специального внешнего аудита банка 

 

37. Комитет по надзору Национального банка, в случае выявления нарушений уполномочен потребовать провести повторный/специальный внешний аудит деятельности банка. 

38. Комитет по надзору Национального банка предъявляет банку требование о проведении повторного/специального внешнего аудита путем издания постановления, которое может также содержать дополнительные требования, установленные данным Положением. Требование также может включать ограничения на определенный вид деятельности банка на срок проведения внешнего аудита.  

39. Все расходы, связанные с проведением повторного/специального внешнего аудита, оплачиваются за счет средств банка. 

 

§ 3-3 Требование о продаже акций банка 

 

40. Национальный банк предъявляет требование о продаже акций акционера банка, лицам, не связанным с ним, в течение периода времени, определенного Национальным банком в случаях: 

- если выявлены факты предоставления недостоверной (ложной) информации, на основании которых было получено разрешение Национального банка на участие в капитале банка, либо лицо перестало соответствовать требованиям, предъявляемым к учредителям, предусмотренные законодательством. При этом Национальный банк отзывает разрешение на приобретение акций, ранее выданное заявителю; 

- если лицо приобретает право собственности на акции по наследству или путем восстановления прав на них, в размере, требующем согласия Национального банка, до получения разрешения Национального банка, либо указанным лицам отказано в выдаче разрешения Национального банка; 

- если акционер банка отказывает в предоставлении банку информации о праве собственности на акции для включения в юридическое дело по перечню и в объеме, установленным Национальным банком; 

- аннулирования разрешения на приобретение порогового участия в капитале банка банковской холдинговой компании; 

- если компаниям, которые являются значительными участниками банка аннулировано разрешение на приобретение порогового участия в капитале банка и выставлено требование со стороны Национального банка о прекращении значительного участия в банке; 

- если юридическим лицам, контролируемыми значительными участниками банка, аннулировано разрешение на право быть значительным участником в банке и выставлено требование со стороны Национального банка о прекращении значительного участия в банке. 

Голоса по таким акциям не учитываются при подсчете кворума и при принятии решений. Все ранее принятые решения считаются недействительными, если количество голосов по таким акциям повлияло на принятие решений по существу. 

Лицо, со стороны которого выявлено нарушение, обязано продать соответствующий пакет акций лицам, не связанным с ним, в течение периода времени, определенного Национальным банком. В противном случае Национальный банк обращается в суд о принудительном отчуждении акций указанного лица.  

41. Если дочерняя компания банка участвует в деятельности, не разрешенной законодательством Кыргызской Республики, Национальный банк отзывает свое разрешение на приобретение акций и банк должен продать, принадлежащие ему акции дочерней компании, лицам, не связанным с банком, в течение периода времени, определенного Национальным банком.  

Национальный банк определяет срок, в течение которого банк обязан продать акции. В противном случае Национальный банк обращается в суд о принудительном отчуждении акций указанного лица. 

42. Требование Национального банка о продаже акций банка, а также продаже акций, принадлежащих банку, в течение определённого срока принимается Комитетом по надзору Национального банка. 

 

§ 3-4 Требование о сокращении административных расходов 

 

43. Требование о сокращении административных расходов принимается Комитетом по надзору Национального банка в случаях, когда, по его мнению, банк действует рискованно и/или существующие административные расходы являются высокими, и/или необоснованными, а также во избежание существенных финансовых потерь в будущем.  

44. Основаниями для предъявления требования о сокращении административных расходов могут быть: 

1) наличие финансовых проблем в банке; 

2) выявление фактов нарушения требований законодательства и нормативных правовых актов Национального банка; 

3) наличие неадекватной системы управления рисками в банке; 

4) неисполнение банком требований по капиталу; 

5) другие обстоятельства, свидетельствующие о том, что существующие административные расходы являются высокими и/или необоснованными и/или существует потенциал для их уменьшения.  

45. Национальный банк вправе установить конкретные статьи административных расходов, которые подлежат сокращению либо исключению на определенный срок. 

 

§ 3-5 Требование об изменении организационной структуры банка 

 

46. Комитет по надзору Национального банка вправе потребовать изменить организационную структуру банка в случаях, когда организационная структура банка не определяет и/или недостаточно четко определяет компетенцию, разделение полномочий и ответственность органов управления, структурных подразделений и должностных лиц банка.  

47. Комитет по надзору Национального банка вправе требовать исключить из организационной структуры банка неэффективные структурные/обособленные подразделения, которые создают сложную и громоздкую структуру банка, которая не отвечает адекватно осуществляемой деятельности банка.  

 

§ 3-6 Требование об изменении политик, положений, процедур и других внутренних нормативных документов банка 

 

48. В случаях, когда содержание политик, положений, процедур и других внутренних нормативных документов в банке не отвечает требованиям законодательства и нормативных правовых актов Национального банка, Национальный банк выставляет требование об их изменении и/или дополнении.  

49. Комитет по надзору Национального банка/Заместитель Председателя/Член Правления Национального банка/Начальники структурных подразделений, по информации структурных подразделений, выявивших несоответствие внутренних документов банка требованиям законодательства, а также в целях снижения рисков и усиления контроля, вправе предъявлять требование о внесении изменений во внутренние нормативные документы: 

- регламентирующие политику банка и порядок осуществления банковских операций; 

- по распределению функций и полномочий между подразделениями (в том числе по вопросам, определяющих процедуру принятия решений; регулирующих деятельность службы внутреннего контроля; по обеспечению и организации безопасности; по обеспечению защиты сведений ограниченного доступа и в другие.).  

 

§4. Повышение экономических нормативов и требований 

 

50. Национальный банк за нарушения экономических нормативов, а также в случаях, когда в деятельности банка наметилась тенденция к ухудшению, при этом банком могут соблюдаться минимальные экономические нормативы и требования Национального банка, может установить для банка новые и/или более жесткие экономические нормативы.  

51. Комитет по надзору Национального банка вправе: 

1) повысить размер коэффициентов достаточности (адекватности) капитала; 

2) снизить максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; 

3) повысить норматив (показатели) ликвидности;  

4) усилить требования к порядку формирования резервов, в том числе путем повышения норм обязательных резервов; 

5) уменьшить размер лимита открытой валютной позиции и позиции в драгоценных металлах в случае, когда необходимо снижение существующих рисков в проведении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами; 

6) изменить другие экономические нормативы, требования и ограничения, устанавливаемые Национальным банком. 

52. Повышение нормы обязательных резервов и повышение минимального размера собственного (регулятивного) капитала принимается Правлением Национального банка по представлению Комитета по надзору Национального банка. 

 

§ 5. Ограничения или запреты 

 

53. В случаях, когда банк недостаточно (неадекватно) капитализирован (в соответствии с классификацией в Приложении 3 к настоящему Положению), а также в случаях, когда банк нарушает требования законодательства и нормативных правовых актов Национального банка, и в деятельности банка имеются риски, Комитет по надзору Национального банка вправе ввести ограничения и запреты.  

54. Комитет по надзору Национального банка вправе ввести ограничения или запреты на выплату дивидендов/распоряжение имуществом и/или денежными средствами банка и/или выплату премиальных вознаграждений в случаях, если банк недостаточно (неадекватно) капитализирован (в соответствии с классификацией в Приложении 3), а также в случаях, когда: 

1) если это приведет к нарушению банком экономических нормативов; 

2) если коэффициент адекватности капитала банка ниже минимального предела, установленного Национальным банком; 

3) если не созданы или созданы в недостаточном размере резервы на покрытие потенциальных потерь и убытков, согласно требованиям Национального банка; 

4) если банк имеет непокрытые убытки за предыдущие годы и/или за отчетный год; 

5) если финансовое состояние банка ухудшится; 

6) в других случаях, предусмотренных законом.  

55. В случаях, когда банк нарушает требования по ограничениям инвестиций, в том числе требований и ограничений по совершению сделок с недвижимостью, ценными бумагами и других сделок, которые оказывают влияние на соблюдение банком экономических нормативов, в том числе по адекватности каптала, Комитет по надзору Национального банка вправе ввести ограничения и запреты на осуществление инвестиций и сделок с недвижимостью, ценными бумагами и других сделок. 

56. Комитет по надзору Национального банка вправе ввести ограничения или приостановить отдельные виды операций, в случае обнаружения в деятельности банка нарушений, связанных с: 

1) вовлечением банка в нездоровую и/или небезопасную банковскую практику; 

2) нарушением банковского законодательства, в том числе законодательства и/или нормативных правовых актов по защите банковских вкладов (депозитов), по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности, по антимонопольному регулированию, развитию конкуренции и защите прав потребителей банковских услуг, включая несоблюдение экономических нормативов, нормативных актов Национального банка или его предписаний.  

57. Ограничение или запрет на создание дочерних компаний, филиалов, представительств и других структурных подразделений банка вводится в случаях, если: 

1) регистрация и/или осуществление деятельности такой компании предполагается в оффшорных зонах, перечень которых определяется Национальным банком, а также в государствах и на территориях, в отношении которых имеются международные санкции, принятые Советом безопасности ООН, обязательные для Кыргызской Республики; 

2) соучредителями такой компании являются лица, в отношении которых установлены ограничения банковским законодательством; 

3) когда расширение деятельности банка создают значительные риски для финансовой стабильности и устойчивости банка.  

58. В случаях нарушения требований банковского законодательства, в том числе требований и ограничений по операциям и сделкам, совершаемым между банком и со связанными с банком лицами, Комитет по надзору Национального банка вправе ввести ограничения и запреты на их совершение.  

Банк обязан предоставлять Национальному банку информацию обо всех сделках банка, заключенных со связанными с банком лицами, в порядке, установленном Национальным банком. 

59. Решение о предъявлении требования об ограничении или запрету акционеру банка на дальнейшее участие в деятельности банка принимается Комитетом по надзору Национального банка, если станут известны и подтверждены факты нарушения им Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», нормативных правовых актов Кыргызской Республики, в том числе в случаях, указанных в пункте 39 настоящего Положения. Любое распоряжение акциями, в том числе их реализация, должно быть осуществлено в сроки, указанные в решении Комитета по надзору Национального банка.  

60. При выявлении фактов нарушения требований законодательства, Комитет по надзору Национального банка принимает решение, содержащее требование об ограничении/прекращении осуществления акционером прямого или косвенного влияния на руководство или политику банка (включая прямое или косвенное осуществление права голоса) и сокращении своего участия в уставном капитале банка до уровня, определенного решением, в течение установленного периода времени. В этом случае акционер банка обязан приостановить/прекратить осуществление прямого или косвенного влияния на руководство или политику банка (включая прямое или косвенное осуществление права голоса) и лишается права голоса на собрании акционеров по принадлежащим ему акциям. В решении относительно лишения акционера банка права голоса на собрании акционеров могут быть указаны отдельные вопросы, по которым у него сохраняется право голоса, в случае отсутствия кворума (например, вопрос об увеличении капитала). 

Акционер банка обязан продать свою долю в течение периода времени, определенного Национальным банком. В противном случае Национальный банк обращается в суд о принудительном отчуждении акций указанного лица. 

 

§ 6. Отстранение или освобождение должностных лиц, 

смена органов управления 

 

61. Решение об отстранении или освобождении должностных лиц, смене органов управления банка принимается Комитетом по надзору Национального банка при установлении фактов: 

1)  сокрытия конфликта интересов и/или заинтересованности при заключении сделок банка;  

2)  сокрытия информации, которая свидетельствует о его несоответствии квалификационным требованиям, требованиям по независимости и безупречной деловой репутации; 

3) действия или бездействие члена Совета директоров банка, повлекшее угрозу финансовой стабильности банка, по оценке Национального банка; 

4) нарушения банковского законодательства и/или нормативных правовых актов Национального банка, повлекшие существенные финансовые потери и/или репутационные риски; 

5) участия в деятельности (действия/бездействие), которая характеризуется как нездоровая и небезопасная банковская практика; 

6) осуществления или вовлечения в деятельность, нарушающую нормативные правовые акты Кыргызской Республики по вопросам противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности; 

7) злоупотребления своим положением. 

62. Комитет по надзору Национального банка рассматривает и принимает решение об: 

- отстранении должностного лица от занимаемой должности в банке в случае возбуждения в отношении него уголовного дела; 

- освобождении отдельного должностного лица от занимаемой должности; 

- о смене органов управления банка, что означает смену всех или некоторых должностных лиц и запрещении дальнейшего их участия в деятельности любого банка. 

63. При решении Комитетом по надзору Национального банка об отстранении или освобождении должностных лиц, смены органов управления банка учитывается фактор своевременного информирования Национального банка о ставшем известном нарушении норм законодательства Кыргызской Республики (предъявленных обвинениях или принятых решениях), а также принятия всех возможных, достаточных и разумных мер для предотвращения или устранения такого нарушения. 

64. Решение Комитета по надзору Национального банка об отстранении или освобождении должностных лиц, смене органов управления вступает в силу со дня вынесения такого решения. 

65. Должностные лица банка, утратившие безупречную деловую репутацию в связи с отстранением или освобождением от должности/смены органов управления банка в порядке применения к ним меры воздействия, не могут повторно претендовать на должности, подлежащие обязательному согласованию с Национальным банком, в течение срока ограничения, установленного нормативными правовыми актами Национального банка, с момента вступления их законную силу. 

 

§ 7. Введение специального режима 

 

66. Национальный банк вправе ввести в банк следующие специальные режимы: 

- введение прямого банковского надзора; 

- введение Временной администрации. 

67. Решение о введении режима прямого банковского надзора, а также осуществление самого режима проводится в соответствии с требованиями Положения «О Прямом банковском надзоре», утверждаемого постановлением Правления Национального банка.  

68. Решение о введении режима временной администрации, а также осуществление самого режима проводится в соответствии с требованиями Положения «О временной администрации», утверждаемого постановлением Правления Национального банка..  

 

§ 8. Отзыв лицензии у банка 

 

69. Отзыв лицензии у банка осуществляется по основаниям, изложенным в Законе Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», а также в случае нарушения Законов Кыргызской Республики «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности», «О защите банковских вкладов (депозитов)». 

70. Решение об отзыве лицензии у банка принимается постановлением Правления Национального банка.  

71. Отзыв лицензии у банка влечет его ликвидацию по основаниям и в порядке, предусмотренном Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности». 

 

Глава 6. Порядок обжалования мер воздействия 

 

72. Досудебное обжалование решений Национального банка является обязательным. Досудебному обжалованию подлежат любые решения Национального банка, за исключением решений Правления Национального банка, которые обжалуются в суд. 

73. Досудебное обжалование не приостанавливает действие решений Национального банка. Досудебное обжалование решений Национального банка осуществляется в срок не позднее 20 (двадцати) рабочих дней со дня получения соответствующего решения Национального банка. 

74. Национальный банк рассматривает жалобу по существу в срок не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня поступления жалобы. Национальный банк вправе продлить срок рассмотрения жалобы однократно на 30 (тридцать) календарных дней. 

75. Мера воздействия, примененная к банку, может быть отменена по решению Национального банка. 

76. Порядок досудебного обжалования решений Национального банка устанавливается нормативными правовыми актами Национального банка. 

 

 

  

  

 

 

 

 

 

Приложение 1 

к Положению о мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим ФКО, лицензируемым Национальным банком 

 

 

 

 

Признаки деятельности банка, действий (бездействия) его акционеров, должностных лиц, которые могут относиться к нездоровой и небезопасной банковской практике: 

 

1. Неспособность Совета директоров и Правления банка обеспечить адекватный контроль и руководство банком в целях предотвращения нездоровой и небезопасной банковской практики и нарушения законодательства Кыргызской Республики. 

2. Действия (бездействие) должностных лиц, которые привели к нарушению законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Национального банка и/или к значительному ухудшению финансового состояния банка. 

3. Отсутствие соответствующих действий или бездействие со стороны акционера(ов) и/или Совета директоров и/или Правления по смене, отстранению, временному отстранению и прекращению полномочий должностных лиц банка, в отношении которых Национальным банком было принято решение об отстранении или освобождение должностных лиц, смене органов управления. 

4. Создание неадекватного резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков по активам и забалансовым обязательствам. 

5. Отсутствие надлежащего в соответствии с МСФО и нормативными правовыми актами Национального банка бухгалтерского учета банковских операций/сделок. 

6. Несоблюдение норм законодательства, в результате которых возникли риски (в том числе риск потери репутации), повлиявшие или которые могут повлиять на стабильную деятельность банка. 

7. Не выполнение требований законодательства в части выявления подозрительных операций и/или не имеющих явного/очевидного законного экономического смысла и/или нарушение требований законодательства Кыргызской Республики о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности. 

8. Несоответствие системы внутреннего контроля и комплаенс-контроля, включая деятельность службы внутреннего аудита и риск-менеджера, требованиям нормативных правовых актов Национального банка. 

9. Проведение банком операций с аффилированными и иными, связанными с банком лицами банка или принятие решения уполномоченными органами/лицами банка по проведению данных операций с нарушением требований нормативных правовых актов Национального банка, в том числе принципа беспристрастности. 

10. Осуществление деятельности, для выполнения которой в банке отсутствуют квалифицированные и опытные сотрудники. 

11. Осуществление банковской деятельности при отсутствии соответствующих политик и процедур, и/или их несоответствие требованиям Национального банка или, когда деятельность банка не соответствует политикам и процедурам, и/или в случаях, когда политики и процедуры не соответствуют масштабам деятельности и уровню рисков банка. 

12. Несоответствие проводимых банком операций стандартам Шариата (для банка, осуществляющего операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования). 

13. Предоставление кредитов клиентам с нарушением требований законодательства Кыргызской Республики, нормативных правовых актов Национального банка, а также внутренних политик/процедур банка, и/или, когда клиент при получении нового кредита имеет невыполненные обязательства перед этим банком или каким-либо другим банком, или предоставление кредитов заемщикам с неоднократной пролонгацией кредитов и нестабильным ухудшающимся финансовым положением. 

14. Значительное ухудшение качества активов банка в связи с увеличением объема просроченных кредитов и/или их доли в общем объеме кредитного портфеля. 

15. Практика кредитного администрирования, включая процедуры предоставления кредитов и процедуры мониторинга, имеет серьезные и значительные недостатки и/или нарушения. 

16. Ненадлежащее формирование кредитной документации, в том числе отсутствие в кредитных досье важной юридической, финансовой и залоговой документации.  

17. Допущение систематических (2 и более раза в течение 12 последовательных календарных месяцев) нарушений банковского законодательства Кыргызской Республики. 

18. Невыполнение в установленные Национальным банком сроки предписаний, и других мер воздействия, примененных со стороны Национального банка.  

19. Банком не соблюдаются экономические нормативы по достаточности (адекватности) капитала и банком не предпринимаются достаточные меры по приведению в соответствие экономических нормативов по адекватности капитала с требованиями Национального банка. 

20. Капитал банка недостаточен для покрытия потерь, связанных с присущими банку рисками. Учредители/акционер(ы), несмотря на предварительное предупреждение Национального банка, не пополняют капитал и/или не предпринимают достаточные /исчерпывающие меры по его пополнению в течение срока, определенного Национальным банком. 

21. Угроза невыполнения минимальных требований по капиталу, установленных Национальным банком. 

22. Выплата дивидендов в нарушение законодательства Кыргызской Республики и/или несмотря на ограничение или запрет на распределение прибыли. 

23. Банк имеет недостаточный уровень ликвидности для своевременного выполнения обязательств. 

24. Несвоевременное, неполное или недостоверное представление в Национальный банк отчетов, а также других официально запрашиваемых документов и сведений. 

25. Проведение банком операций, запрещенных законодательством Кыргызской Республики, либо не предусмотренных лицензией, но подлежащих лицензированию и/или согласованию с Национальным банком. 

26. Функционирование банка при объеме прибыли, недостаточном для финансовой стабильности, обеспечения выплаты дивидендов и пополнения капитала. 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2 

к Положению о мерах воздействия,  

применяемых к банкам и некоторым другим ФКО,  

лицензируемым Национальным банком 

 

 

Требования к Плану финансового оздоровления банка 

 

Раздел. 1 Минимальные требования к плану по финансовому оздоровлению. 

 

Часть I. Оценка ситуации в банке 

1. Общие сведения;  

2. Оценка и развернутая информация о финансовом состоянии коммерческого банка; 

3. Система кризисного управления в банке. Задействованные ответственные структурные подразделения. 

4. Аналитические и практические подходы по определению, измерению, контролю и мониторингу банковских рисков присущих в деятельности банка. 

5. Инструменты используемые для предупредждения увеличения банковских рисков. 

 

Часть II. Сценарии (стресс-тест), мероприятия по финансовому оздоровлению и результаты. 

1. Причины, которые могут послужить основанием для осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению коммерческого банка. Возможные риски и сценарии событий, которые могут привести к необходимости осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению. Ниже приведен не исчерпывающий перечень того, что должно включаться в данный пункт: 

- рассмотрение сценария при возможном оттоке депозитов, превышающем критический для банка уровень. Мероприятия банка включая мероприятия внутреннего характера от организации работы с клиентами и структурными подразделениями (включая филиалы и сберкассы) до работы с внешними сторонами (продажа активов, привлечение средств от акционеров, получение межбанковских кредитов, обращение в Национальный банк и др.) по решению вопроса по обеспечению банка необходимой ликвидностью и стабилизации ситуации с вкладчиками во избежание банковской паники; 

- рассмотрение сценариев различных кибер-атак. Организация работы банка и мероприятия при наступлении таких рисков. Работа с клиентами. 

- рассмотрение сценария по привлечению ресурсов на случай чрезвычайных обстоятельств; 

- рассмотрение сценария на случай наступления значительного кредитного риска; 

- рассмотрение сценария на случай значительного недостатка собственного капитала; 

- другие сценарии. 

2. В случае участия в банковской группе, банку также необходимо отразить риски присущие группе и проводимые мероприятия по минимизации и управлению рисками: 

- на уровне материнской компании; 

- на уровне дочерней компании. 

 

Раздел. 2 Требования к Плану мероприятий по финансовому оздоровлению. 

 

Часть III. Минимальные требования к содержанию плана мероприятий и порядок его предоставления. 

 

1. Банком должен быть предоставлен План мероприятий банка на случай осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению по каждому виду риска/сценария, рассмотренного в Части II Плана финансового оздоровления банка и требующего мероприятий по финансовому оздоровлению. 

2. Общий срок реализации плана мероприятий, определенный коммерческим банком, должен быть обоснован с учетом конкретной ситуации в коммерческом банке и характера предлагаемых мер. 

3. План мероприятий должен содержать сведения о предполагаемом результате его выполнения на дату завершения процедуры финансового оздоровления, включая: 

- значения обязательных экономических нормативов и требований Национального банка с разбивкой по отчетным датам за весь период осуществления мер по финансовому оздоровлению; 

- динамику изменения величины собственных средств (капитала) с разбивкой по отчетным датам за весь период осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению; 

- сроки восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности коммерческого банка. 

4. Коммерческий банк вправе предусмотреть поэтапную реализацию каждого пункта плана мероприятий с указанием календарных сроков выполнения каждого этапа. 

5. Предполагаемый результат от реализации всех (или большей части) мер по финансовому оздоровлению является показателем, характеризующим перспективы стабильной деятельности коммерческого банка после даты их завершения. 

При определении предполагаемого результата могут использоваться параметры, предусмотренные в бизнес-плане коммерческого банка. 

Представляемый план мероприятий по финансовому оздоровлению банка должен содержать в обязательном порядке: детальные мероприятия и сроки их выполнения, ответственных исполнителей на каждом этапе реализации, указание индикаторов выполнения, а также меры предпринимаемые банком по осуществлению контроля исполнения плана мероприятий. План мероприятий банка должен предусматривать при необходимости способы и условия участия акционеров и третьих лиц в финансовом оздоровлении банка; мероприятия по сокращению расходов. 

6. План мероприятий должен быть подписан руководителем коммерческого банка и главным бухгалтером коммерческого банка, а также утвержден советом директоров.  

7. Все листы плана мероприятий, включая приложения, должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью коммерческого банка. 

8. Для разработки плана мероприятий коммерческий банк вправе привлекать аудиторскую организацию (индивидуального аудитора). 

В случае, если аудиторская организация (индивидуальный аудитор) была привлечена коммерческим банком к разработке плана мероприятий, в состав документов, представляемых в Национальный банк, необходимо включить аудиторское заключение по внутригодовой аудиторской проверке, в итоговой части которого отражается степень участия аудиторской организации (индивидуального аудитора) в проведении оценки финансового состояния и(или) разработке мер по финансовому оздоровлению, а также мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о перспективах деятельности коммерческого банка с учетом разработанных мер по финансовому оздоровлению. 

9. В случае выявления недостатков и направления требования о доработке плана мероприятий, коммерческий банк должен представить в Национальный банк доработанный план мероприятий в срок не позднее 14 календарных дней со дня получения указанного требования. 

10. В случае необходимости, Национальный банк вправе запросить у коммерческого банка дополнительную информацию, необходимую для признания плана мероприятий реальным, установив срок ее представления. 

11. Коммерческий банк обязан обеспечить выполнение плана мероприятий в полном объеме и установленные сроки. 

 

 

 

 

Приложение 3 

к Положению о мерах воздействия,  

применяемых к банкам и некоторым 

другим ФКО,  

лицензируемым Национальным банком 

 

 

Классификация банков по адекватности капитала 

 

При принятии решения относительно применения той или иной меры воздействия, для Национального банка решающим фактором является достаточность (адекватность) капитала банка. 

Меры воздействия должны соответствовать как уровню капитала, тенденциям его изменения (статичной, сокращающейся или возрастающей), так и параметрам рисков банка, а также зависят от необходимости срочного принятия мер воздействия. 

Классификация адекватности капитала, которая используется при классификации банков, включает диапазоны в коэффициентах адекватности капитала, указанные в таблице 1. 

 

Таблица 1. Классификация банков по адекватности капитала 

Классификация адекватности капитала 

Показатели достаточности (адекватности) капитала 

Другие факторы 

Резервы на покрытие убытков 

Прочие особенности 

Адекватно капитализирован 

Обязательное выполнение следующих показателей: 

Левераж (>=) 8,0%;  

Коэффициент адекватности капитала 1 уровня (>=) 6,0%;  

Коэффициент адекватности суммарного капитала (>=) 12,0%; 

Размер собственных средств соответствует или превышает требования Национального банка 

В целом адекватны и полностью сформированы 

Не наблюдается быстрого и значительного роста суммарных активов 

Недостаточно капитализирован 

Капитал в любой из категорий меньше, чем требования Национального банка, но ни одно из значений не подпадает под определение «значительно недокапитализированного» банка 

Неадекватны и/или не полностью сформированы 

Не соблюдается, по крайней мере, одно из установленных требований Национального банка по капиталу. Наблюдается ухудшение финансового состояния 

Значительно недокапитализирован 

Левераж < 5,0%, но > 2%;  

Коэффициент адекватности капитала 1 уровня < 4%,но (>=) 1,5%;  

Коэффициент адекватности суммарного капитала < 8%, но (>=) 3%;  

Размер собственных средств составляет меньше 50% установленных требований Национального банка 

Неадекватны и/или не полностью сформированы 

Не соблюдаются требования по капиталу и/или какие-либо иные требования Национального банка 

Критически недокапитализирован 

Любой из коэффициентов адекватности капитала составляет менее 25% от установленного Национальным банком значения коэффициента. Размер собственного капитала менее 50% установленных требований Национального банка 

Крайне неадекватны и/или не полностью сформированы 

Не соблюдаются требования по капиталу и/или какие-либо иные требования Национального банка