Постановление Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от 8 июня 2017 года
№ 2017-П-12\23-10-(НПА)
О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики
В соответствии со статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести изменения и дополнения в следующие нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются):
- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «Об операциях коммерческих банков с драгоценными металлами» от 26 августа 2009 года № 35/3;
- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» от 29 декабря 2004 года № 36/13.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 22 июня 2017 года.
3. Юридическому управлению:
- опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Национального банка Кыргызской Республики;
- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
4. Управлению методологии надзора и лицензирования довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», областных управлений и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики Т. Джусупова.
Председатель Т. Абдыгулов
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от 8 июня 2017 года
№ 2017-П-12\23-10-(НПА)
Изменения и дополнения в некоторые нормативные правовые акты
Национального банка Кыргызской Республики
1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «Об операциях коммерческих банков с драгоценными металлами» от 26 августа 2009 года № 35/3 следующие изменения и дополнения:
в Положении «Об операциях коммерческих банков с драгоценными металлами», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- пункт 1.1 изложить в следующей редакции:
«1.1. Настоящее положение устанавливает требования Национального банка Кыргызской Республики (далее – Национальный банк) к проведению коммерческими банками Кыргызской Республики операций с драгоценными металлами.»;
- далее по тексту Положения слова «Кыргызской Республики» после слов «Национальный банк» в различных падежах исключить;
- пункт 1.4 изложить в следующей редакции:
«1.4. В соответствии с международной практикой проведения операций с драгоценными металлами, операции с золотом совершаются в количественных единицах чистой массы металла (в тройских унциях или граммах), операции с платиной и серебром - в количественных единицах лигатурной массы металла.
Для учета драгоценных металлов в граммах, необходимо производить округление до десятых долей следующим образом:
1) если сотая доля больше или равна 5, десятая доля увеличивается на 1, все следующие за ней знаки исключаются;
2) если сотая доля меньше 5, десятая доля остается без изменений, все следующие за ней знаки исключаются.»;
- Положение дополнить пунктом 1.5 следующего содержания:
«1.5. Денежные активы и обязательства, выраженные в драгоценных металлах, подлежат переоценке на ежедневной основе по вечернему фиксингу Лондонской ассоциации рынка драгоценных металлов, установленному в день, предшествующий дню проведения переоценки.
При этом переоценка аффинированных мерных слитков, эмитированных Национальным банком, осуществляется согласно учетной политике банка.»;
- пункт 2.1 изложить в следующей редакции:
«2.1. Банк при наличии операций с драгоценными металлами в перечне разрешенных банковских операций к лицензии банка на право проведения банковских операций может проводить следующие операции с драгоценными металлами в наличной и безналичной форме:
- ведение металлических счетов и привлечение от своего имени драгоценных металлов на оговоренные сроки от других коммерческих банков, юридических и физических лиц;
- размещение драгоценных металлов на оговоренные сроки от своего имени на металлических счетах, открытых в других банках;
- предоставление кредитов банкам в драгоценных металлах, и получение кредитов от банков в драгоценных металлах;
- покупка и продажа драгоценных металлов от своего имени за счет клиента;
- покупка и продажа драгоценных металлов от своего имени за собственный счет;
- осуществление операций с производными финансовыми инструментами с использованием драгоценных металлов.
Коммерческим банкам запрещается осуществлять операции с драгоценными металлами, кроме вышеперечисленных операций.
Коммерческие банки могут осуществлять покупку и продажу монет из драгоценных металлов (золота, серебра, платины), являющихся платежным средством, без получения разрешения Национального банка на право проведения банковских операций с драгоценными металлами.»
- абзац второй пункта 2.7-3 изложить в следующей редакции:
«Возврат драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов клиентов возможен путем перевода драгоценных металлов на другие обезличенные металлические счета, снятием со счетов драгоценных металлов как в физической форме, так и в денежном выражении в национальной валюте, а также путем совершения сделки купли-продажи драгоценных металлов, числящихся на металлических счетах.»;
- в пункте 2.11:
слова «и банком должны быть предприняты все меры по приведению нарушенных нормативов в соответствие» исключить;
пункт дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Банк не имеет права проводить другие операции с драгоценными металлами, в случае отсутствия у банка разрешения на проведение операций с данным видом/формой драгоценного металла.»;
- пункт 3.2 дополнить подпунктами 3.2.6, 3.2.7, 3.2.8, 3.2.9 следующего содержания:
«3.2.6. Установление банком внутренних лимитов открытой позиции в драгоценных металлах по каждому виду драгоценного металла и в целом по всем видам.
3.2.7. Установление минимальных требований к информации о надежности контр-агентов, в зависимости от характера и степени риска совершаемых операций и категории контр-агента.
3.2.8. Установление требований к внутреннему аудиту при проведении проверок операций с драгоценными металлами.
3.2.9. Установление требований по учету и отчетности по операциям с драгоценными металлами для банка и его филиалов.»;
- Положение дополнить пунктом 3.3 следующего содержания:
«3.3. Оценка банковских рисков по операциям с драгоценными металлами в обезличенном виде проводится по аналогии с рисками, возникающими по операциям с производными финансовыми инструментами, и одновременно учитывающей особенности, которые предусматривают поставку драгоценных металлов в физической форме.»;
- в пункте 4.3 слова «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» заменить словами «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики»;
- пункт 4.5 изложить в следующей редакции:
«4.5. За нарушение коммерческим банком установленных лимитов, Национальный банк Кыргызской Республики имеет право применить меры воздействия согласно Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики.»;
- абзацы первый и второй пункта 4.6 изложить в следующей редакции:
«Национальный банк вправе исключить операции с драгоценными металлами из перечня разрешенных банку операций, если банк:
- осуществляет операции с драгоценными металлами, не указанными в перечне разрешенных банковских операций;».
2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» от 29 декабря 2004 года №36/13 следующие изменения и дополнения:
наименование и пункт 1 постановления после слов «открытой валютной позиции» дополнить словами «и открытой позиции в драгоценных металлах»;
в Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики», утвержденной вышеуказанным постановлением:
наименование после слов «открытой валютной позиции» дополнить словами «и открытой позиции в драгоценных металлах»;
- преамбулу Инструкции изложить в следующей редакции:
«Настоящая Инструкция устанавливает порядок расчета открытой позиции и контроля за соблюдением лимитов открытой позиции валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах (далее – открытая позиция) коммерческими банками, действующими на территории Кыргызской Республики. Для достижения цели и выполнения задач Национального банка Кыргызской Республики (далее – Национальный банк) Правление Национального банка отдельным постановлением может изменять значения установленных в настоящей Инструкции лимитов открытой позиции на ограниченный срок.
Настоящий порядок соблюдения лимитов открытой позиции распространяется на все коммерческие банки и на Государственный банк развития Кыргызской Республики (далее - банки).
При разработке внутренней политики и процедур контроля рисков банк должен руководствоваться требованиями настоящей Инструкции.»;
- по всему тексту аббревиатуру «НБКР» заменить словами «Национальный банк» в соответствующих падежах;
- пункт 1.3 изложить в следующей редакции:
«1.3. Чистая позиция - это разница между требованиями (активами) и обязательствами банка, как балансовыми, так и забалансовыми, по каждой иностранной валюте в отдельности и по каждому виду драгоценного металла в отдельности (золоте, серебре, платине), за исключением нумизматических (коллекционных) монет.»;
- пункт 1.4 изложить в следующей редакции:
«1.4. Открытая позиция - это несовпадение требований (активов) банка в иностранной валюте/виде драгоценного металла и обязательств банка в той же иностранной валюте/в том же виде драгоценного металла, а в случае равенства – позиция считается закрытой.
По каждой иностранной валюте и по каждому виду драгоценного металла открытая позиция рассчитывается отдельно.»;
- пункт 1.5 изложить в следующей редакции:
«1.5. Открытая позиция банка может быть длинной (в случае превышения требований (активов) банка в соответствующей валюте /соответствующем виде драгоценного металла над его обязательствами в той же валюте/ том же виде драгоценного металла), или короткой (при превышении обязательств над требованиями (активами)). Длинная валютная позиция записывается со знаком "+", короткая - со знаком "-"»;
- пункт 1.6 изложить в следующей редакции:
«1.6. Суммарная позиция - это сумма всех чистых позиций банка по всем иностранным валютам или по всем видам драгоценных металлов, рассчитанная с использованием метода "short hand", определенном в п.2.5 настоящей Инструкции.»;
- пункт 1.7 изложить в следующей редакции:
«1.7. Лимиты открытых позиций - это устанавливаемые Национальным банком ограничения, выраженные в процентном отношении открытых валютных позиций (по каждой иностранной валюте/по каждому виду драгоценного металла и суммарной) к чистому суммарному капиталу банка. Лимиты открытых валютных позиций рассчитываются в процентах с округлением до двух десятичных знаков после запятой.»;
- пункт 1.8 изложить в следующей редакции:
«1.8. Чистый суммарный капитал банка - данная величина, рассчитывается в соответствии с требованиями Инструкции по определению стандартов достаточности (адекватности) капитала коммерческих банков Кыргызской Республики. В целях настоящей Инструкции при расчете лимитов открытых позиций используется значение чистого суммарного капитала банка по состоянию на 1-е число каждого месяца.»;
- в пункте 1.9 после слов «дата валютирования» дополнить словами «, вид, масса драгоценного металла»;
- в наименовании раздела II слово «валютных» исключить;
- пункт 2.1 дополнить абзацами четвертым и пятым следующего содержания:
«- чистые позиции по каждому виду драгоценных металлов;
- суммарную позицию в драгоценных металлах.»;
- пункт 2.2 изложить в следующей редакции:
«2.2. Чистые позиции рассчитываются отдельно по каждой иностранной валюте и виду драгоценного металла как сумма следующих показателей:
- Чистая спот-позиция в иностранной валюте/виде драгоценного металла. Данная величина рассчитывается как разница между балансовыми активами и балансовыми обязательствами (в том числе незавершенные "спот" контракты с датой валютирования до 2-х дней и "спот" контракты, являющиеся частью "СВОП" контрактов). При этом активы и обязательства включаются в расчет по чистой балансовой стоимости.
Примечание: Для целей настоящей Инструкции под контрактом "СВОП" понимается операция, представляющая собой комбинацию двух сделок: "спот" и "форвард" контрактов на одну и ту же сумму/массу драгоценного металла (основная сумма "СВОП" контракта), с одним и тем же контр-агентом, на определенный период времени.
- Чистая форвард-позиция в иностранной валюте/виде драгоценного металла. Данная величина рассчитывается как разница между требованиями и обязательствами по контрактам "форвард" (включая фьючерсы), а также "форвард" контракты, являющиеся частью "СВОП" контрактов (основная сумма "СВОП" контракта).
Выпущенные или подтвержденные банком безотзывные гарантии, аккредитивы и подобные им финансовые инструменты, номинированные в иностранной валюте/виде драгоценного металла, за исключением гарантий, аккредитивов и подобных им финансовых инструментов, обеспеченных в той же валюте/ том же виде драгоценного металла. В целях настоящей Инструкции, под финансовыми инструментами подразумеваются вексельные поручительства (аваль), дорожные чеки и другие, принятые в международной практике условные обязательства банка. К финансовым инструментам не относятся кредитные линии.
При этом, указанные гарантии, аккредитивы и подобные им финансовые инструменты включаются в расчет чистой позиции с момента представления бенефициаром (выгодоприобретателем) требования об оплате денежной суммы по обязательству или получения банком документально подтвержденной информации, свидетельствующей о высокой вероятности предъявления требования об оплате по указанным обязательствам. Например, письмо бенефициара о неисполнении (задержке исполнения) принципалом своих обязательств является основанием для включения гарантии в расчет чистой позиции.»;
- пункт 2.3 изложить в следующей редакции:
«2.3. Валютные операции и операции с драгоценными металлами включаются в расчет чистой позиции с даты заключения сделки, в том числе операции, содержащие будущую дату валютирования, не являющуюся датой заключения сделки.»;
- пункт 2.4 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«При расчете чистых позиций в драгоценных металлах:
- драгоценные металлы в безналичной форме в количественном выражении рассчитываются по вечернему фиксингу, установленному Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов в день, предшествующий дню проведения учета, рассчитанный через кросс-курс официального курса доллара США к сому, установленному Национальным банком на отчетную дату;
- драгоценные металлы в физической форме в количественном выражении рассчитываются по учетному курсу, установленному в учетной политике банка.»;
- пункт 2.5 изложить в следующей редакции:
«2.5. Суммарная позиция рассчитывается с использованием метода "short hand". А именно, расчет осуществляется путем суммирования отдельно всех длинных чистых позиций и отдельно всех коротких чистых позиций по каждой валюте /каждому виду драгоценного металла. Затем полученные величины сравниваются друг с другом (в абсолютной величине), и наибольшая из двух величин используется при расчете лимита суммарной позиции.»;
- в наименовании раздела III слово «валютной» исключить;
- пункт 3.1 дополнить подпунктом 3.1.3 следующего содержания:
«3.1.3. В целях регулирования операций купли-продажи с драгоценными металлами Национальный банк устанавливает для коммерческих банков лимит суммарной открытой позиции в драгоценных металлах:
а) по состоянию на конец операционного дня размер открытой длинной/короткой позиции по каждому виду драгоценного металла не должен превышать 15% от чистого суммарного капитала банка;
б) по состоянию на конец операционного дня размер суммарной позиции в драгоценных металлах в совокупности не должен превышать 20% от чистого суммарного капитала банка.»;
- в пункте 3.2 слово «валютных» исключить;
- в первом предложении пункта 3.3 слово «валютных» исключить;
- пункт 3.4 изложить в следующей редакции:
«3.4. Величина открытых позиций в течение операционного дня контролируется банками самостоятельно, исходя из собственной оценки допустимого уровня валютного риска и рисков по операциям с драгоценными металлами. При этом каждый банк должен удерживать размеры рисков в течение дня в соответствии с внутренней политикой управления рисками, утвержденной Советом директоров.»;
- в пункте 3.5 слово «валютных» исключить;
- пункт 3.6 изложить в следующей редакции:
«3.6. В случае, если величина чистого суммарного капитала банка является отрицательной или равна нулю, банк должен привести чистые позиции по каждой валюте/каждому виду драгоценного металла к нулевому значению (закрытая позиция) в сроки, установленные Национальным банком.»;
- Инструкцию дополнить пунктом 3.7 следующего содержания:
«3.7. Драгоценные металлы, находящиеся у банка на ответственном хранении и в качестве заклада, не являются обязательствами банка, и в расчет открытой позиции в драгоценных металлах не включаются.»;
- в пункте 4.1:
слово «валютных» исключить;
после слов «Приложение 1» дополнить словами «и 2»;
- пункт 4.2 изложить в следующей редакции:
«4.2. Банки, имеющие филиалы и дочерние банки, проводящие операции в иностранной валюте и операции с драгоценными металлами, а также имеющие обменные пункты, должны представлять в отчете сводные данные по открытым позициям с учетом данных всех филиалов, дочерних банков и обменных пунктов.»;
- наименование раздела V изложить в следующей редакции:
«V. Меры воздействия за нарушение банками установленных лимитов открытой позиции»;
- пункт 5.1 изложить в следующей редакции:
«5.1. В случае нарушения банком по состоянию на конец каждого операционного дня установленных лимитов открытой позиции, Национальный банк применяет меры воздействия в виде взыскания штрафа в размере 5% от суммы нарушения, но не более 1% от размера оплаченного уставного капитала банка.»;
- пункт 5.2 изложить в следующей редакции:
«5.2. При систематическом (более 2-х раз за последовательные 30 календарных дней) нарушении банком установленных лимитов, Национальный банк может применить иные меры воздействия, предусмотренные банковским законодательством и нормативными правовыми актами Национального банка, вплоть до отзыва лицензии.
Примечание: Превышение установленных лимитов в пределах 0-0,05% не влечет за собой применение штрафа.»;
- пункт 5.3 изложить в следующей редакции:
«5.3. Любые попытки банка каким-либо образом избежать отражения в отчетности реальной чистой позиции будут рассматриваться Национальным банком как:
- попытки ввести Национальный банк в заблуждение;
- нездоровая и небезопасная банковская практика;
- манипуляция чистой позицией с целью искажения ее реальной величины, то есть проведение сомнительных операций, происхождение и совершение которых не поддаются четкой идентификации и/или если эти операции влияют на финансовую отчетность банка и его экономические нормативы;
- предоставление банком недостоверной финансовой и регулятивной отчетности. Подобные операции не принимаются во внимание при расчете лимитов открытых позиций.»;
- предложение первое пункта 5.5 изложить в следующей редакции:
«Меры воздействия в виде взыскания штрафа, как правило, не применяются к банку, если лимит открытой позиции был нарушен в условиях возникших форс-мажорных обстоятельств.»;
- пункт 5.6 изложить в следующей редакции:
«5.6. В период действия в банке временной администрации Комитет по надзору вправе рассмотреть целесообразность взыскания штрафа с банка за несоблюдение установленных лимитов открытой позиции с учетом всех обстоятельств, которые привели к нарушению данного экономического норматива.»;
- пункт 5.7 изложить в следующей редакции:
«5.7. В случае, если нарушение лимита открытой позиции в период действия в банке временной администрации явилось результатом деятельности банка до введения временной администрации, Комитет по надзору вправе рассмотреть вопрос о взыскании штрафа с банка с отсрочкой его оплаты.»;
- Инструкцию дополнить пунктом 6.3 следующего содержания:
«6.3. Организация внутреннего контроля по операциям с драгоценными металлами осуществляется согласно нормам, установленным в Положении об операциях коммерческих банков с драгоценными металлами.»;
- Инструкцию дополнить Приложением 2 следующего содержания:
« Приложение 2
ОТЧЕТ
об открытых позициях в драгоценных металлах (ОПДМ)
ЧСК: ________________ тыс.сом
Вид драгоценного металла |
Учетный курс |
Величина ОПДМ (тыс.сом) |
В том числе: |
Величина ОПДМ (% к ЧСК) |
Отклонение от нормы лимита (%) |
Остатки по незавершенным спот-сделкам |
|
||
|
|
|
баланс |
забаланс |
|
|
продажа |
покупка |
|
золото |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
серебро |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
платина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Суммарная ОПДМ: |
|
|
|
|
|
|
|
|
». |