Постановление Правления  

Национального банка  

Кыргызской Республики  

№ 2020-П-12\19-1-(БС)  

от 30 марта 2020 года  

 

 

 

О порядке работы и регулирования деятельности банков, 

небанковских финансово-кредитных организаций и других юридических лиц, 

поднадзорных Национальному банку Кыргызской Республики, 

при введении на определенных территориях Кыргызской Республики 

чрезвычайного положения в связи с распространением коронавируса COVID-19 

 

 

 

Правление Национального банка Кыргызской Республики в соответствии с Указами Президента Кыргызской Республики «О введении чрезвычайного положения на территории города Джалал-Абад и Сузакского района Джалал-Абадской области Кыргызской Республики» от 24 марта 2020 года № 57, «О введении чрезвычайного положения на территории города Ош, Ноокатского и Кара-Суйского районов Ошской области Кыргызской Республики» от 24 марта 2020 года № 56, «О введении чрезвычайного положения на территории города Бишкек Кыргызской Республики» от 24 марта 2020 года № 55, руководствуясь статьей 20 и 68 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», постановляет: 

 

1. Утвердить меры по минимизации рисков в деятельности коммерческих банков, небанковских финансово-кредитных организаций и других юридических лиц, поднадзорных Национальному банку Кыргызской Республики, при возникновении угрозы массового инфицирования населения в условиях чрезвычайного положения в связи с эпидемией инфекционных заболеваний и способы осуществления комплекса мероприятий, применяемых до, во время и/или после возникновения угрозы массового инфицирования персонала для обеспечения функционирования критичных бизнес-процессов банков небанковских финансово-кредитных организаций и других юридических лиц, поднадзорных Национальному банку Кыргызской Республики и обеспечивающих их реализацию (прилагаются). 

2. Рекомендовать всем микрофинансовым организациям и обменным бюро приостановить свою деятельность на территориях Кыргызской Республики, где введено чрезвычайное положение и имеются соответствующие решения комендантов, до его отмены, за исключением дистанционного обслуживания клиентов. 

3. Микрофинансовым организациям провести работу с коммерческими банками и операторами платежных систем по обеспечению и налаживанию дистанционного (удаленного) обслуживания клиентов микрофинансовых организаций с учетом минимизации рисков угрозы инфицирования населения и обеспечения информационной безопасности, а также по информированию клиентов по вопросам обслуживания и способах дистанционного (удаленного) проведения операций, работе колл-центров (справочных). 

4. Продлить на 45 календарных дней сроки рассмотрения Национальным банком, а также сроки предоставления всех документов банками, небанковскими финансово-кредитными организациями и другими поднадзорными Национальному банку лицами по вопросам лицензирования деятельности банков, небанковских финансово-кредитных организаций и других поднадзорных Национальному банку лиц, в том числе по вопросам согласования должностных лиц, выдаче, регистрации, перерегистрации, переоформления лицензий/свидетельств, расширения деятельности, реорганизации, приобретения порогового участия в капитале (приобретение акций), заключительным встречам по результатам инспекторских проверок, очетов по инспекторским проверкам и другим вопросам, предусмотренным соответствующими нормативными правовыми актами Национального банка по вопросам лицензирования. 

5. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О порядке работы и регулирования деятельности банков, небанковских финансово-кредитных организаций и других юридических лиц, поднадзорных Национальному банку Кыргызской Республики, при введении на территории Кыргызской Республики чрезвычайной ситуации в связи с распространением коронавируса COVID-19» от 23 марта 2020 года № 2020-П-12/14-1-(БС) следующее изменение: 

в Мерах по минимизации рисков в деятельности коммерческих банков, небанковских финансово-кредитных организаций и других юридических лиц, поднадзорных Национальному банку Кыргызской Республики, при возникновении угрозы массового инфицирования населения в условиях чрезвычайной ситуации в связи с эпидемией инфекционных заболеваний и способах осуществления комплекса мероприятий, применяемых до, во время и/или после возникновения угрозы массового инфицирования персонала для обеспечения функционирования критичных бизнес-процессов банков небанковских финансово-кредитных организаций и других юридических лиц, поднадзорных Национальному банку Кыргызской Республики и обеспечивающих их реализацию, утвержденных вышеуказанным постановлением: 

пункт 13 изложить в следующей редакции: 

«13. Банкам необходимо обеспечить деятельность обособленных структурных подразделений с учетом возможности обеспечения доступа населения к банковским/платежным услугам в каждом конкретном населенном пункте.  

Решение о закрытии/приостановлении деятельности обособленного структурного подразделения банка (филиалов, сберегательных касс и т.д.) должно быть предварительно согласовано с Национальным банком.  

При этом в случае закрытия/приостановления деятельности обособленного структурного подразделения банка (филиалы, сберегательные кассы и т.д.), связанного с закрытием помещения (торговые центры и другие), в котором они находятся, предварительное согласование не требуется и банкам необходимо незамедлительно информировать Национальный банк о возникшей ситуации по невозможности осуществления деятельности с указанием причин. 

Национальный банк может запретить банку приостановление деятельности/закрытие обособленного структурного подразделения, если, по оценке Национального банка, приостановление/закрытие такого обособленного структурного подразделения создаст условия для невозможности получения населением банковских услуг.». 

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до принятия соответствующего решения Правления Национального банка Кыргызской Республики. 

7. Юридическому управлению: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

8. Управлению методологии надзора и лицензирования банков, Управлению платежных систем, Управлению надзора за небанковскими финансово-кредитными организациями, довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», микрофинансовых организаций, кредитных союзов, ОАО «Финансовая компания кредитных союзов», ОАО «Гарантийный фонд», кредитных бюро, платежных организаций и операторов платежных систем, всех структурных подразделений, областных управлений, представительства Национального банка в Баткенской области.  

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего Управление методологии надзора и лицензирования банков.  

 

 

Председатель  

Т. Абдыгулов 

 

 

 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка  

Кыргызской Республики  

от 30 марта 2020 года  

№ 2020-П-12/19-1-(БС) 

 

 

 

Меры по минимизации рисков 

в деятельности коммерческих банков, небанковских финансово-кредитных 

организаций и других юридических лиц, поднадзорных Национальному банку 

Кыргызской Республики, при возникновении угрозы массового инфицирования населения 

в условиях чрезвычайного положения в связи с эпидемией инфекционных заболеваний и 

способы осуществления комплекса мероприятий, применяемых до, во время и/или после 

возникновения угрозы массового инфицирования персонала для обеспечения 

функционирования критичных бизнес-процессов банков небанковских финансово- 

кредитных организаций и других юридических лиц, поднадзорных Национальному банку 

Кыргызской Республики и обеспечивающих их реализацию 

 

 

Глава 1. Общие положения 

 

1. Коммерческие банки, небанковские финансово-кредитные организации и другие юридические лица, поднадзорные Национальному банку Кыргызской Республики (далее банки), а также должностные лица перечисленных организаций должны использовать в своей деятельности меры, утвержденные настоящим постановлением с учетом специфики деятельности. 

2. Банки должны разработать внутренние документы, которые будут содержать основные меры, методы и средства сохранения (поддержания) обеспечения непрерывности деятельности банков в случае возникновения нештатных ситуаций, связанных с нарушением работоспособности персонала банков и последствий распространения коронавируса COVID-19 с учетом мер, предусмотренных настоящим постановлением. 

3. На период введения режима чрезвычайного положения на отдельных территориях Кыргызской Республики в связи с распространением коронавируса COVID-19 банки должны соблюдать все экономические нормативы и требования, предусмотренные банковским законодательством Кыргызской Республики, за исключением случаев, предусмотренных настоящим постановлением, а также отдельными решениями Правительства Кыргызской Республики, Национального банка Кыргызской Республики и иных уполномоченных органов государственной власти по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения. 

 

Глава 2. Обеспечение безопасности персонала и клиентов банка 

в период чрезвычайного положения 

 

4. Угроза массового инфицирования персонала в условиях чрезвычайного положения в связи с эпидемией (пандемией) инфекционных заболеваний является нештатной ситуацией, требующей оперативного реагирования на риски персонала, который выполняет производственные функции и отвечает за технологический процесс выполнения критичных бизнес-функций банков. 

5. Превентивные меры реализации эпидемиологических угроз включают определение основных критичных функций на период действия/сохранения угроз и формирование основного и дополнительного резерва специалистов, обслуживающих и эксплуатирующих критичные автоматизированные системы банка. 

6. В банках и их структурных подразделениях, у агентов, осуществляющих расчетно-кассовое обслуживание клиентов, должны быть предусмотрены меры по обеспечению безопасности клиентов и персонала банка.  

Необходимо обеспечить обслуживание клиентов в помещениях и структурных подразделениях банка с учетом соблюдения санитарных норм безопасности и профилактики распространения инфекции, предписывающих не допускать скопления большого количества людей. 

На входе в помещение банка должны быть обязательно установлены дезинфицирующие средства (санитайзеры). Также банку следует обеспечить клиентам банка, находящимся в очереди, соблюдение безопасного расстояния между ними (не менее 1 м).  

При этом банкам рекомендуется рассмотреть вопрос об особом режиме работы отделений банка в период действия режима чрезвычайного положения с обязательным информированием клиентов о графике работы на официальных интернет-сайтах, а также в социальных сетях или электронных рассылках для клиентов. 

7. Кассовые и другие работники банка, непосредственно контактирующие с клиентами, должны быть обеспечены средствами личной защиты (масками, средствами защиты глаз, перчатками и санитайзерами) и обрабатывать руки и задействованные поверхности после каждого клиента и работы с денежными средствами. Банкам также необходимо рассмотреть возможность обеспечения персонала спецодеждой. 

Банку рекомендуется обеспечить регулярную обработку дверных ручек во всех помещениях обслуживания клиентов, кнопки вызова и этажей лифта, кнопки POS-терминалов и любых других предметов, контактирующих с клиентами и персоналом, специальными средствами дезинфекции каждые 2 (два) часа. 

Банку рекомендуется обеспечить регулярную обработку поверхностей банкоматов и автоматизированных терминалов самообслуживания специальными средствами дезинфекции при каждом сеансе инкассирования устройства. 

8. Банкам необходимо рассмотреть вопрос о переводе максимального количества работников на режим удаленной работы, за исключением персонала, участвующего в осуществлении основных (критичных) для деятельности банка операций или являющегося ответственным за функционирование инфраструктуры, критичной для деятельности банка. При этом банкам необходимо обеспечить режим сохранности и безопасности конфиденциальной информации и защиты каналов передачи информации, а также соблюдение требований информационной безопасности . 

Вопросы оплаты труда, порядка сокращения числа работников (удаленная работа, отпуск без содержания и др.) в связи с введением режима чрезвычайного положения должны решаться в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики. 

Кроме того, банкам необходимо с учетом ограничений, установленных в связи с введением чрезвычайного положения на территории Кыргызской Республики, рассмотреть вопрос обеспечения транспортом сотрудников от дома до рабочих мест и обратно. 

9. При осуществлении операций и оказании услуг банкам необходимо принять меры по максимальному переводу своих клиентов на использование доступных дистанционных/удаленных онлайн-сервисов и инфраструктуры для ограничения прямых контактов персонала с клиентами. 

В частности, банками по вопросам кредитования (финансирования) и рассмотрения других заявок клиентов может быть предусмотрена первоначальная онлайн-обработка поступивших заявлений и документов (электронные версии документов направляются в отделения банка для их обработки через электронные средства связи). На основании рассмотренных электронных версий документов банком может быть принято решение об удовлетворении заявки и назначено конкретное время, когда клиенту необходимо прийти с готовыми документами в отделение банка для получения средств или иной услуги (в том числе проводится идентификация и верификация клиента). 

10. Банкам провести работу над уменьшением плановых и внеплановых визитов клиентов, проинформировать (на официальных интернет-сайтах или в социальных сетях и электронных рассылках для клиентов) о существующих онлайн-сервисах и дистанционном обслуживании, а также предусмотреть возможность перевода на удаленное дистанционное обслуживание клиентов. Также банкам необходимо обеспечить регистрацию и рассмотрение поступающих в электронном виде заявлений от клиентов. 

11. Заседания органов управления банка, комитетов и других коллегиальных органов приоритетно следует проводить в удаленном/заочном формате путем применения технологий конференцсвязи/электронной почты и т.д. либо опросным методом, если он предусмотрен внутренними документами банка и не противоречит законам Кыргызской Республики, с последующим подтверждением и подписанием принятых решений на очередном очном заседании. 

 

Глава 3. Обеспечение бесперебойности оказания  

банковских и платежных услуг 

 

12. Банкам необходимо обеспечить деятельность обособленных структурных подразделений с учетом возможности обеспечения доступа населения к банковским/платежным услугам в каждом конкретном населенном пункте. 

Решение о закрытии/приостановлении деятельности обособленного структурного подразделения банка (филиалы, сберегательные кассы и т.д.) должно быть доведено до сведения Национального банка в течение 1 (одного) рабочего дня со дня принятия решения с указанием причин. 

Национальный банк может запретить банку приостановление деятельности/закрытие обособленного структурного подразделения, если, по оценке Национального банка, приостановление деятельности/закрытие такого обособленного структурного подразделения создаст условия для невозможности получения населением банковских услуг. 

Кроме этого, банкам необходимо незамедлительно информировать Национальный банк о возникновении ситуаций невозможности осуществления деятельности отдельных обособленных структурных подразделений с указанием причин. 

13. Банкам необходимо обеспечить бесперебойное функционирование обособленных структурных подразделений, доступных для обслуживания банкоматов, POS-терминалов и автоматизированных терминалов самообслуживания, а также осуществление основных банковских услуг: расчетно-кассовое обслуживание (в том числе конверсионных операций (при необходимости)), прием заявлений, рассмотрение и выдачу кредитов (при необходимости), переводы по системам денежных переводов. 

14. Банкам необходимо оказывать клиентам в надлежащем порядке консультационные услуги по всем вопросам предоставляемых услуг, а также обеспечить бесперебойную работу колл-центров, интернет-сайтов, онлайн-сервисов, страниц в социальных сетях, оптимизировав их под условия чрезвычайного положения. 

15. Банкам необходимо заблаговременно проводить анализ потребностей в обеспечении банка и его обособленных структурных подразделений и банкоматов денежной наличностью. По результатам анализа банкам необходимо подготовить и направить соответствующую заявку в Национальный банк. 

16. Банкам необходимо на постоянной основе своевременно обеспечивать инкассирование и бесперебойную работу банкоматов, автоматизированных терминалов самообслуживания. В случае возникновения ситуаций по невозможности инкассирования банкоматов/терминалов самообслуживания незамедлительно информировать об этом Национальный банк с указанием причин. 

17. Банкам необходимо обеспечить своевременные взаиморасчеты с платежными системами и прием во всех своих структурных подразделениях и филиалах наличных денежных средств от платежных организаций и их агентов в полном объеме и своевременное зачисление на счета поставщиков товаров/услуг и платежных организаций. 

18. Во избежание рисков возникновения нештатных ситуаций и финансовых потерь банкам необходимо адекватно управлять рисками, связанными с угрозой роста числа хакерских атак на банковские системы в целях хищения денег и данных, взять под особый контроль функционирование периферийной сети, системы расчетов банковскими платежными картами, мобильного/интернет банкинга и мобильных приложений, а также обеспечить бесперебойность и безопасность платежных инструментов, каналов обмена финансовыми сообщениями и деятельности банка в целом. 

19. В банках на постоянной основе должны быть обеспечены возможности решения проблемных задач, связанных с выходом из строя техники, программного обеспечения или других объектов инфраструктуры. В случае нарушения работы критичных систем и невозможности самостоятельно устранить причины их возникновения незамедлительно информировать об этом Национальный банк с указанием причин. 

20. Банкам необходимо на постоянной основе проводить мониторинг текущей ситуации в банке, проводить анализ достаточности имеющихся средств (ликвидных активов) и принимать меры для исключения ухудшения финансового состояния банка. 

21. Банкам необходимо на постоянной основе проводить работу со штабом уполномоченного коменданта по обеспечению непрерывной деятельности банка. 

 

Глава 4. Вопросы регулирования и надзора за деятельностью банков  

 

22. Требования банковского законодательства по вопросам надзора, регулирования и лицензирования деятельности банков, установленные в нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики, распространяются на банки полностью. При этом сроки рассмотрения документов по вопросам лицензирования, в том числе по вопросам согласования должностных, выдаче, регистрации, перерегистрации, переоформления лицензий/свидетельств, расширения деятельности, реорганизации, приобретения порогового участия в капитале (приобретение акций) на основании решения Правления Национального банка, могут быть продлены, с учетом срока действия режима чрезвычайного положения. 

23. Случаи нарушения банком экономических нормативов и требований, установленных банковским законодательством Кыргызской Республики в результате введенного режима чрезвычайного положения на территории Кыргызской Республики, будут рассматриваться Национальным банком с учетом принятых банком мер и действий, а также влияния режима чрезвычайного положения.  

24. Отчетность банков, кроме случаев принятия Национальным банком отдельного решение по данному вопросу, должна предоставляться в установленные нормативными правовыми актами Национального банка сроки и может быть направлена в Национальный банк в электронном формате с последующим предоставлением бумажной версии после снятия режима чрезвычайного положения.  

25. В период действия настоящего постановления переписка банков с Национальным банком может осуществляться в электронном формате с уполномоченных адресов электронной почты, определенных банком и направленных на официальную электронную почту Национального банка (mail@nbkr.kg) с последующим после прекращения чрезвычайного положения на территории Кыргызской Республики предоставлением оригиналов документов.