Постановление Правления  

Национального банка  

Кыргызской Республики  

от 27 мая 2020 года 

№ 2020-П-14\31-7-(ПС) 

 

О внесении изменений в постановление 

Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем»  

от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС) 

 

Правление Национального банка Кыргызской Республики, руководствуясь статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» и статьей 26 Закона Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики», постановляет: 

1. Внести изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС) (прилагается). 

2. Юридическому управлению: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования. 

4. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения платежных организаций и операторов платежных систем, ОЮЛ «Ассоциация операторов платежных систем KG (КЕЙ ДЖИ)». 

5. Отделу развития государственного языка и документооборота довести настоящее постановление до сведения соответствующих структурных подразделений, областных управлений, представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего Управление платежных систем. 

 

 

Председатель 

 

Т. Абдыгулов 

 

 

Приложение  

к постановлению Правления  

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 27 мая 2020 года 

№ 2020-П-14/31-7-(ПС) 

 

 

Изменения 

в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС) 

 

 

Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС) следующие изменения: 

в Положении «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 6 дополнить пятнадцатым и шестнадцатым абзацами следующего содержания: 

«Мобильное приложение агента (МПА)  это инструмент (программное обеспечение), предоставляемый агентом платежной организации, одновременно являющимся поставщиком товаров/услуг, доступ пользователей к которому осуществляется через мобильные устройства/ приложения, и посредством которого платежная организация самостоятельно или через агента предоставляет услуги по приему платежей в пользу третьих лиц с использованием денежных средств, возвращаемых пользователю (клиенту)/ абоненту данного поставщика товаров/услуг в счет ранее внесенных на его лицевой счет авансовых денежных средств/ средств предоплаты или их частей. 

Пользователь МПА  физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, одновременно являющийся клиентом платежной организации и абонентом поставщика товаров и услуг, выступающего агентом платежной организации, который использует МПА для проведения платежей и иных операций (услуг) в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.»; 

- в пункте 45: 

слова «(далее МПА)» заменить аббревиатурой «(МПА)»; 

слова «авансов/предоплаты» заменить словами «авансовых денежных средств/ средств предоплаты»; 

слова «и операторов платежных систем» исключить; 

- в пункте 46: 

слова «и операторов платежных систем» исключить; 

слова «авансов/предоплат» заменить словами «авансовых денежных средств/ средств предоплаты»; 

- Положение дополнить пунктом 51-1 следующего содержания: 

«51-1. Идентификация и верификация пользователей МПА физических лиц может проводиться платежной организацией и/или агентом платежной организации в соответствии с Порядком проведения идентификации и верификации клиентов платежных организаций, использующих мобильные приложения агентов для оплаты товаров/услуг (Приложение 2 к настоящему Положению), либо банком в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики на основе заключенного договора с платежной организацией (банк-партнер). 

Идентификация и верификация пользователей МПА юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может проводиться только банком в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики на основе заключенного договора с платежной организацией (банк-партнер). 

В случаях проведения идентификации и верификации пользователей МПА банком-партнером (уполномоченной третьей стороной) платежная организация должна получить от банка необходимую информацию о клиенте/пользователе и его бенефициарном владельце, копии анкет клиента и бенефициарного владельца, а также копии других документов, полученных в результате надлежащей проверки клиента в соответствии с законодательством в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.»; 

- пункты 52 и 53 изложить в следующей редакции: 

«52. Для пользователей МПА физических лиц, прошедших идентификацию и верификацию согласно Порядку проведения идентификации и верификации клиентов платежных организаций, использующих мобильные приложения агентов для оплаты товаров/услуг (Приложение 2 к настоящему Положению), платежная организация должна самостоятельно установить лимиты и ограничения, с учетом ограничений и предельных значений лимитов согласно указанному Порядку. 

Размеры лимитов и перечень ограничений для пользователей МПА должны быть установлены во внутренних правилах и процедурах платежной организации с учетом критериев оценки степени (уровня) рисков на клиента, согласно программе внутреннего контроля платежной организации. 

53. Для пользователей МПА, прошедших идентификацию и верификацию в банке-партнере в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики, предоставляется доступ к полному спектру услуг, доступных в МПА. 

Для снижения рисков по операциям через МПА платежная организация должна самостоятельно установить лимиты для пользователей МПА, прошедших идентификацию и верификацию в банке-партнере в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики, с учетом предельных значений лимитов согласно настоящему пункту. 

Размеры лимитов для пользователей МПА должны быть установлены во внутренних правилах и процедурах платежной организации с учетом критериев оценки степени (уровня) рисков на клиента, согласно программе внутреннего контроля платежной организации. 

Для пользователей МПА, прошедших идентификацию и верификацию в банке-партнере в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики, устанавливаются следующие предельные значения лимитов: 

- лимит на проведение единовременного платежа (операции) с использованием возвращаемых с лицевого счета пользователя/ абонента авансовых денежных средств/ средств предоплаты или их частей  в размере не более 150 (ста пятидесяти) расчетных показателей; 

- лимит на ежемесячный объем транзакций для одного пользователя МПА с использованием возвращаемых с лицевого счета пользователя/ абонента авансовых денежных средств/ средств предоплаты или их частей  в размере не более 2 000 (двух тысяч) расчетных показателей.»; 

- в Приложении 2 к Положению «Порядок проведения идентификации и верификации клиентов платежных организаций и операторов платежных систем, использующих мобильные приложения агентов для оплаты товаров/услуг»: 

в наименовании Порядка слова «и операторов платежных систем» исключить; 

пункты 1, 2, 3 и 4 Порядка изложить в следующей редакции: 

«1. Настоящий Порядок проведения идентификации и верификации клиентов платежных организаций, использующих мобильные приложения агентов для оплаты товаров/услуг (далее Порядок), разработан с целью проведения идентификации и верификации клиентов платежных организаций, которые являются пользователями услуг агентов платежных организаций, предоставляющих услуги посредством мобильных приложений. 

Идентификация и верификация пользователей МПА осуществляются платежными организациями и/или агентами платежной организации по правилам и процедурам, указанным в настоящем Порядке, или банком в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики на основе заключенного договора с платежной организацией (банк-партнер). 

В ходе предоставления услуг платежная организация самостоятельно или через агента обновляет данные клиентов-пользователей МПА в порядке, установленном законодательством в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. 

2. Платежные организации/ агенты должны обеспечить идентификацию пользователя МПА, а также проведение процедуры верификации пользователя путем проверки достоверности сведений, предоставленных в процессе идентификации и указанных в анкете, с использованием информации и документов, полученных из достоверных источников. 

3. Платежные организации и/или агенты платежных организаций должны обеспечить наличие актуальных идентификационных данных пользователя (ФИО, ИНН/ПИН и др.) на основании документа, удостоверяющего личность физического лица, и срок хранения данной информации в течение 5 (пяти) лет и предоставлять данную информацию по запросу платежной организации и/или Национального банка. 

4. Для пользователей МПА физических лиц, прошедших идентификацию и верификацию в соответствии с настоящим Порядком, за исключением пользователей, прошедших идентификацию и верификацию в банке-партнере в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики, устанавливаются следующие ограничения и предельные значения лимитов: 

- размер единовременного платежа (операции) с использованием возвращаемых с лицевого счета пользователя/ абонента авансовых денежных средств/ средств предоплаты или их частей  не более 150 (ста пятидесяти) расчетных показателей; 

- лимит на ежемесячный объем транзакций для одного пользователя МПА с использованием возвращаемых с лицевого счета пользователя/ абонента авансовых денежных средств/ средств предоплаты или их частей  в размере не более 600 (шестисот) расчетных показателей; 

- проведение только низкорискованных операций, доступных в МПА, согласно Приложению 2 к настоящему Порядку.»; 

пункт 5 Порядка признать утратившим силу; 

пункт 6 Порядка признать утратившим силу; 

пункт 10 Порядка изложить в следующей редакции: 

«10. Порядок проведения идентификации и верификации клиента/пользователя МПА проводится любым из следующих способов: 

1) при обращении клиента к сотрудникам и/или уполномоченным лицам платежной организации и/или агента платежной организации, предоставляющим услуги через МПА, при личном присутствии клиента согласно главе 6 настоящего Порядка; 

2) при дистанционном (удаленном) обращении клиента к платежной организации и/или агенту согласно главе 7 настоящего Порядка; 

3) при обращении клиента МПА в банк-партнер в рамках прохождения надлежащей проверки клиента в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики, в том числе в рамках прохождения идентификации и верификации в удаленном режиме. При этом для данной категории пользователей МПА устанавливаются предельные значения лимитов, предусмотренные пунктом 53 настоящего Положения; 

4) при сборе и обобщении сведений техническими средствами, с соблюдением процедур, идентичных получению доступа к электронным государственным и муниципальным услугам, предоставляемых в Кыргызской Республике, при отсутствии ранее проведенной процедуры идентификации и верификации клиента в соответствии с банковским законодательством.»; 

дополнить Порядок главами 6 и 7 следующего содержания: 

«Глава 6. Проведение идентификации и верификации пользователя МПА физического лица при личном присутствии 

15. В целях идентификации пользователя МПА физического лица при его личном присутствии платежная организация и/или агент должны осуществить сбор идентификационных данных пользователя в соответствии с принципом «знай своего клиента», установленных в Приложении 1 к настоящему Порядку, и обеспечить наличие заполненной анкеты пользователя. 

16. Порядок идентификации пользователя МПА в соответствии с настоящей главой доступен только в отношении пользователей МПА физических лиц при личном их присутствии. 

17. Платежная организация и/или агент должны провести верификацию идентификационных данных пользователя путем проверки достоверности сведений, предоставленных в процессе идентификации и указанных в анкете, с использованием информации и документов, полученных из достоверных источников (на основании документа, удостоверяющего личность физического лица). 

18. Платежная организация и/или агент в процессе идентификации и верификации пользователя МПА должны провести проверку пользователя на наличие или отсутствие в санкционных перечнях и перечне лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в легализации (отмывании) преступных доходов. 

Глава 7. Проведение идентификации и верификации пользователя МПА физического лица в удаленном режиме 

19. Платежные организации самостоятельно или через своих агентов вправе осуществлять идентификацию и верификацию пользователей МПА физических лиц в удаленном режиме путем дистанционного обслуживания и применения программных решений, в соответствии с условиями и требованиями настоящего Порядка. 

В случае идентификации пользователя МПА в удаленном режиме процедура верификации совершается без личного присутствия самого пользователя. 

Идентификация и верификация в удаленном режиме может дополнительно применяться для повторной идентификации и верификации пользователей, ранее прошедших процедуры идентификации и верификации при личном присутствии или в удаленном режиме. 

20. Идентификация и верификация пользователей МПА в удаленном режиме в соответствии с настоящим Порядком доступны только клиентам-физическим лицам, являющимся гражданами Кыргызской Республики. 

21. Платежные организации/ агенты для проведения идентификации и верификации пользователей МПА в удаленном режиме вправе использовать собственные программные решения или программные решения, предоставленные третьими сторонами, которые позволяют обеспечить соблюдение условий и процедур, предусмотренных настоящим Порядком и законодательством Кыргызской Республики. 

Программное решение для проведения идентификации и верификации пользователей МПА должно как минимум обеспечивать сквозное шифрование канала передачи фотографий (видеозаписей) и сеанса видеосвязи, а также защиту от подмены данных в процессе их предоставления, от доступа посторонних лиц. 

Платежные организации/ агенты должны использовать информационные системы и методы, обеспечивающие защиту от неавторизованного доступа третьих сторон к процедуре и результатам идентификации и верификации, принимать меры от несанкционированного доступа третьих лиц от имени пользователей МПА. 

22. Для проведения идентификации и верификации пользователей МПА в удаленном режиме платежные организации/ агенты должны обеспечить выполнение следующих условий: 

- обеспечить адекватную систему внутреннего контроля, включая описание процедур, связанных с применением новых технологий (программных решений), предполагающих идентификацию и верификацию клиента/пользователя без личного присутствия, наличие внутренних нормативных документов по управлению рисками, в том числе мер по управлению операционным риском, риском финансирования террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (далее ФТД/ЛПД), комплаенс-риском; 

- обучить персонал, ответственный за идентификацию и верификацию клиентов/пользователей, контроль процесса проверки и мониторинга и управление рисками ФТД/ЛПД, вышеуказанным процедурам и надлежащему применению настоящего Порядка; 

- использовать информационные системы, программное обеспечение, соответствующие требованиям настоящего Порядка; 

- раскрывать информацию об условиях и требованиях для прохождения процедуры идентификации и верификации в удаленном режиме (на своем официальном интернет-сайте, а также посредством используемого программного обеспечения через МПА); 

- верифицировать данные клиента с использованием сведений из соответствующих государственных регистрационных систем Кыргызской Республики; 

- принимать меры по ограничению рисков ФТД/ЛПД по пользователям МПА, идентифицированным в удаленном режиме, в соответствии с лимитами и ограничениями, предусмотренными настоящим Порядком; 

- обеспечить фиксирование и хранение результатов идентификации и верификации клиента в удаленном режиме, точной даты проведения идентификации и верификации пользователя, а также процедур постоянного мониторинга и иных процедур, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики в сфере противодействия ФТД/ЛПД; 

- вести отдельно реестр клиентов, прошедших идентификацию и верификацию в удаленном режиме; 

- выявлять и документировать риски ФТД/ЛПД до запуска процедур идентификации и верификации в удаленном режиме. Принимая за основу требования настоящего Порядка платежные организации вправе вводить дополнительные критерии по ограничению рисков. 

23. Платежные организации/ агенты должны обеспечить надлежащий контроль по сохранению конфиденциальных сведений о клиентах, полученных ими в результате процедуры идентификации и верификации в удаленном режиме, путем непрерывного совершенствования процессов внутреннего контроля, улучшения механизмов и требований по информационной безопасности своих информационных ресурсов. 

24. В целях идентификации пользователя МПА в удаленном режиме платежная организация/ агент должны осуществить сбор идентификационных данных пользователя, предусмотренных в Положении «О порядке проведения надлежащей проверки клиента», утвержденном постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2018 года №606, а также обеспечить наличие заполненной анкеты клиента-физического лица по форме, согласно указанному Положению, за исключением сведений об иностранных гражданах, лицах без гражданства, индивидуальных предпринимателях. 

Анкета может быть сформирована в автоматическом режиме с использованием полученных данных либо заполнена клиентом самостоятельно. 

Анкета хранится в электронном виде с отметкой об идентификации в удаленном режиме (с указанием конкретного способа идентификации). 

25. Идентификация и верификация пользователей МПА в удаленном режиме могут проводиться согласно порядку и процедурам, предусмотренным параграфами 1 или 2 настоящей главы Порядка. 

§ 1. Удаленная идентификация и верификация посредством сверки изображений 

26. В целях верификации идентификационных данных пользователя МПА, полученных удаленным способом, платежная организация и/или агент в рамках настоящего параграфа в процессе идентификации должны получить по электронным каналам взаимодействия через МПА фотографию (видеозапись) лица клиента, фотографию передней и задней (оборотной) сторон документа, удостоверяющего личность клиента, фотографию (видеозапись) клиента рядом с документом, удостоверяющим личность клиента. 

На фотографии (видеозаписи) клиента должны быть четко видны его лицо и плечи, клиент должен находиться в достаточно освещенном помещении. Лицо клиента должно быть полностью открыто, не допускается ношение солнцезащитных очков или иных аксессуаров, закрывающих лицо, попадание тени на лицо клиента, а также присутствие в кадре третьих лиц. 

27. Достоверность данных документа, удостоверяющего личность клиента, должна быть проверена путем запроса или направления на проверку данных (реквизитов) документа в соответствующие государственные регистрационные системы Кыргызской Республики. 

Платежные организации/ агенты обязаны проинформировать клиента о проверке основных персональных данных через соответствующие государственные регистрационные системы и доступные источники данных, получить согласие клиента в целях сбора и обработки его персональных данных (в письменной форме на бумажном носителе либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью), а также проинформировать о последствиях за предоставление неполной информации и недостоверных сведений при идентификации и верификации в удаленном режиме. 

28. Платежные организации/ агенты осуществляют верификацию идентификационных данных клиента в соответствии с настоящим параграфом путем проведения сверки данных клиента, его фотографий (изображений на видеозаписи) с данными и изображением на представленном по электронным каналам связи через МПА документе, удостоверяющем личность клиента. 

Сверка данных и изображений могут проводиться в автоматизированном режиме. 

29. Платежная организация должна установить минимальные требования к качеству применяемых фото- и видеозаписей, достаточные для однозначного проведения сличения представленных фотографий (изображений на видеозаписи), с учетом требований пункта 30 настоящего Порядка. 

30. Фото-, видео-/аудиозаписи должны быть качественными, храниться без потери качества, а также быть недоступными для использования информации посторонними лицами. Фото-, видео-/аудиозаписи хранятся в течение 5 (пяти) лет. 

Файл фото- и видеозаписи должен также содержать информацию о времени и дате записи, имени, фамилии, отчестве клиента, а также прочие метаданные. Программное обеспечение должно фиксировать любые изменения, вносимые в видео впоследствии. 

31. Если полученные данные о клиенте, а также его фотографии (видеозапись) дают возможность однозначно идентифицировать и верифицировать клиента, клиент может считаться успешно прошедшим идентификацию и верификацию в удаленном режиме путем сверки изображений, с последующим обязательным уведомлением об этом клиента. 

32. Полученные сведения о клиенте фиксируются в анкете, согласно требованиям пункта 24 настоящего Порядка, и хранятся в электронном виде с отметкой об идентификации в удаленном режиме посредством сверки изображений. 

§ 2. Удаленная идентификация и верификация посредством сеанса видеосвязи 

33. Идентификация и верификация пользователя МПА, согласно настоящему параграфу, проводится путем проведения ответственным сотрудником платежной организации или агента интервью с клиентом через сеанс видеосвязи в режиме реального времени с целью сбора идентификационных данных о клиенте и верификации полученных данных. 

34. Для проведения интервью используется опросник, разработанный платежной организацией в соответствии с программой внутреннего контроля платежной организации. Опросник используется для получения или проверки сведений, необходимых для внесения в анкету пользователя, при этом платежная организация и/или агент должны провести верификацию полученных сведений о клиенте. 

35. В ходе сеанса видеосвязи должны быть сделаны фотография лица клиента отдельным кадром, фотография передней и задней (оборотной) сторон документа, удостоверяющего личность клиента, отдельным кадром, а также фотография лица клиента рядом с документом, удостоверяющим личность клиента, в одном кадре. Эти фотографии должны храниться вместе с видеозаписью. 

Допускается получение фотографий клиента и документа, удостоверяющего личность клиента, заранее согласованным способом по установленным каналам связи через МПА. 

36. Достоверность данных документа, удостоверяющего личность клиента, должна быть проверена путем запроса или направления на проверку данных (реквизитов) документа в соответствующие государственные регистрационные системы Кыргызской Республики. 

Платежные организации/ агенты обязаны проинформировать клиента о проверке основных персональных данных через соответствующие государственные регистрационные системы и доступные источники данных, получить согласие клиента в целях сбора и обработки его персональных данных (в письменной форме на бумажном носителе либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью), а также проинформировать о последствиях за предоставление неполной информации и недостоверных сведений при идентификации и верификации в удаленном режиме. 

37. Если качество видеоизображения или звука не позволяют успешно провести идентификацию, и наблюдается вероятность возникновения рисков, либо возникают какие-либо сомнения в отношении документа, удостоверяющего личность клиента, платежная организация/ агент должны предпринять меры для устранения препятствий либо завершить сеанс видеосвязи с указанием причин. 

38. Идентификация и верификация в удаленном режиме путем проведения сеанса видеосвязи могут проводиться при условии соблюдения следующих требований: 

- сеанс видеосвязи должен выполняться в режиме реального времени без перерывов. Видео- и аудиопоток должны быть синхронизированы. Изображение должно быть цветным, видеозапись также должна соответствовать требованиям пункта 30 настоящего Порядка; 

- в ходе сеанса видеосвязи должны быть четко видны лицо и плечи клиента, клиент должен находиться в достаточно освещенном помещении. Лицо клиента должно быть полностью открыто, не допускается ношение солнцезащитных очков или иных аксессуаров, закрывающих лицо, а также попадание тени на лицо клиента; 

- сотрудник платежной организации/ агента может проинструктировать клиента о том, каким образом обеспечить качество изображения, соответствующее требованиям платежной организации/ агента и настоящего Порядка; 

- не допускается участие в процессе идентификации третьих лиц, за исключением случаев, когда клиенту требуется содействие третьего лица в силу ограниченных возможностей здоровья. 

39. Платежные организации/ агенты осуществляют верификацию идентификационных данных клиента в соответствии с настоящим параграфом путем проведения интервью с клиентом, сверки представленных клиентом данных и его изображения с данными и изображением на представленном по электронным каналам связи через МПА документе, удостоверяющем личность клиента. 

40. Если данные, полученные от клиента, а также фотографии и сеанс видеосвязи дают возможность однозначно идентифицировать и верифицировать клиента, клиент может считаться успешно прошедшим идентификацию и верификацию в удаленном режиме посредством сеанса видеосвязи, с последующим обязательным уведомлением об этом клиента. 

41. Полученные сведения о клиенте фиксируются в анкете, согласно требованиям пункта 24 настоящего Порядка, и хранятся в электронном виде с отметкой об идентификации в удаленном режиме посредством сеанса видеосвязи. 

§ 3. Признание идентификация и верификация пользователя МПА в удаленном режиме неуспешной 

42. Идентификация и верификация пользователя МПА в удаленном режиме в соответствии с настоящим Порядком признается неуспешной в следующих случаях: 

- информация, предоставленная клиентом, не может быть проверена или результаты проверки отрицательны; 

- отказ клиента о подтверждении своего согласия с условиями использования услуги, предоставления персональных данных и других условий; 

- если качество фото- и/или видео-/аудиозаписей не соответствует требованиям настоящего Порядка и правилам внутреннего контроля платежной организации; 

- непредставление необходимых документов; 

- несоблюдение требований и указаний платежной организации/ агента, установленных во внутренних нормативных документах; 

- если клиент в ходе проведения идентификации посредством сеанса видеосвязи использует помощь третьего лица, за исключением случаев, когда клиенту требуется содействие третьего лица в силу ограниченных возможностей здоровья; 

- если есть подозрения, что клиент действует не по своей воле и/или под давлением других лиц. 

43. Ответственность за соблюдение агентом требований настоящего Порядка при проведении идентификации и верификации клиентов-пользователей МПА в удаленном режиме несет платежная организация.»; 

в Приложении 1 к Порядку «Перечень обязательных сведений о пользователях мобильных приложений агентов платежных организаций и/или электронных кошельков»: 

слова «настоящему Положению» заменить словами «главе 6 настоящего Порядка»; 

слово «паспорта» заменить словами «документа, удостоверяющего личность клиента»; 

абзацы четырнадцатый и пятнадцатый исключить.