О защите прав потребителей финансовых услуг 

 

Национальный банк на постоянной основе ведет работу, направленную на защиту прав потребителей финансовых услуг. Так, на ежедневной основе ведется работа по приему и рассмотрению обращений граждан, предоставлению консультационной помощи потребителям финансовых услуг, руководством Национального банка проводится личный прием граждан, для удобства граждан сотрудниками оказываются консультации по телефону и другим каналам связи. 

Национальный банк предоставляет ответы на все вопросы, возникающие у потребителей финансовых услуг, касающиеся механизмов и путей урегулирования споров между заемщиками и кредиторами.  

В рамках защиты прав потребителей банковских и микрофинансовых услуг Национальным банком c начала года по состоянию на 22 июля 2022 года рассмотрено 566 письменных обращений граждан, предоставлена консультационно-правовая помощь 649 гражданам-потребителям финансовых услуг. Каждое обращение рассматривается в индивидуальном порядке.  

Следует учитывать, что Национальный банк согласно законодательству, не вправе вмешиваться в договорные отношения заемщиков и кредиторов. Отношения между кредитором и заемщиком, равно как между залогодателем и залогодержателем, носят гражданско-правовой характер. Все вопросы, вытекающие из этих отношений, решаются путем ведения переговоров сторон (мирное урегулирование) либо в судебном порядке. 

Особо следует отметить, что многочисленные обращения граждан касаются случаев, где имеются вступившие в силу судебные акты, в том числе окончательного характера. Подобные случаи не могут быть рассмотрены Национальным банком, поскольку Национальный банк не вправе вмешиваться в деятельность судов и не может отменять судебные решения. При рассмотрении подобных обращений граждан Национальный банк рекомендует решать вопросы проблемных заемщиков в индивидуальном порядке с учетом требований законодательства о банковской тайне и разъяснения порядка обжалования судебных решений в случае несогласия с ними. 

На основе поступающих обращений Национальный банк проводит анализ деятельности банков и финансово-кредитных организаций в части их работы с клиентами, раскрытия информации о предоставляемых банками услугах в ясном и доступном для понимания виде, а также при необходимости проводит проверки на предмет соблюдения финансово-кредитными организациями законодательства при выдаче кредитов. При выявлении нарушений Национальный банк применяет меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

Руководителям коммерческих банков указывается на необходимость проведения необходимых работ, направленных на раннее выявление проблем клиентов, при необходимости выработку конкретных мер по реструктуризации задолженности заемщика, обратившегося в банк, ведение переговоров и встреч с проблемными заемщиками, проводить надлежащую работу в региональных представительствах банков на предмет улучшения работы с клиентами, а также осуществление разъяснительной работы. 

Кроме того, Национальным банком ведется работа в рамках межведомственной комиссии по изучению обращений граждан, сообщивших о фактах нарушений законов при взыскании задолженности по заемным средствам (далее комиссия), образованной распоряжением Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики. Во всех регионах республики созданы местные комиссии по работе с проблемными заемщиками. 

Контактные данные районных и городских комиссий по работе с проблемными заемщиками

Что касается деятельности общественных организаций по защите прав потребителей, необходимо отметить, что Национальный банк тесно взаимодействует с ними, рассматривает их обращения в рамках законодательства. В то же время общественные организации должны работать в соответствии с законодательством и осуществлять свою деятельность, основываясь на качественных и системных знаниях законодательства и опыте представительства интересов подзащитных в финансово-кредитных организациях, судебных и иных государственных органах. 

По всем вопросам, касающимся защиты прав потребителей можно обратиться в Национальный банк Кыргызской Республики по следующим контактным телефонам и адресам: 

 

Наименования управлений 

Адрес 

Код города и номер телефона 

Центральный аппарат  

г. Бишкек, пр. Чуй, 168, 


г. Бишкек, ул. Уметалиева, 101  

Общественная приемная:  


0312 61 04 86 


Отдел по защите прав потребителей: 


0555 85 57 48 


0770 73 73 49 


0312 61 52 78 

Ошское областное управление  

г. Ош, ул. Курманжан Датки, 119  

(0-3222) 2-32-33 5-78-65 

Нарынское областное управление  

г. Нарын, ул. Жамгырчы уулу Абас, 6  

(0-3522) 5-01-99, 

(0-312) 29-50-70 

Иссык-Кульское областное управление  

г. Каракол, ул. Токтогула, 265  

(0-3922) 5-12-51 5-12-43 

Джалал-Абадское областное управление  

г. Джалал-Абад, ул. Эркиндик, 13  

(0-3722) 2-05-08 

Таласское областное управление  

г. Талас, ул. Бердике Баатыра, 291   

(0-3422) 5-22-70 

Представительство Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области 

г. Баткен, ул. им. Т.Садыкова 3  

(0-3622) 5-04-46