Национальный банк дает пояснения относительно отсрочек по кредитным платежам, запрета на взимание комиссий и начисление штрафов и пени 

 

В рамках мер, принимаемых в целях сглаживания негативных экономических последствий распространения коронавирусной инфекции, Национальным банком Кыргызской Республики 18 марта 2020 года принято решение, направленное на поддержку субъектов предпринимательства, населения и сохранение стабильности банковской и финансовой системы страны. 

Данным решением Национального банка финансово-кредитным организациям запрещено начислять и взимать комиссионные и иные платежи при пересмотре условий кредитных договоров, независимо от того, какие послабления были даны заемщику.  

Запрещено налагать на заемщиков неустойку (штрафы/пени) в случаях, когда заемщик не смог оплатить платежи по кредиту вовремя или оплатил только часть суммы. 

Рекомендовано финансово-кредитным организациям предоставить заемщикам отсрочку по платежам по кредитам на срок не менее 3 (трех) месяцев как по основной сумме кредита, так и по начисленным процентам в отдельности или вместе. При этом рекомендовано предоставить отсрочку по платежам, но не списание задолженности заемщика перед финансово-кредитной организацией, поскольку это отразится на возможности коммерческих банков выполнять обязательства перед вкладчиками. 

Обращаем внимание граждан, что так называемые "кредитные каникулы" не означают приостановление начисления процентов на основную сумму. Рекомендация Национального банка четко регламентирует предоставление отсрочки по выплатам основной суммы и процентов, но начисление процентов на основную сумму не может приостанавливаться в связи с существующими обязательствами коммерческих банков. 

Отдельным пунктом в рекомендации Национального банка выделено требование по оценке ситуации у конкретного заемщика, состояния его бизнеса и существующих источников финансирования. По результатам оценки банком могут приниматься решения по предоставлению реструктуризации и пролонгации превышающий рекомендуемый трехмесячный период.  

Кроме того, необходимо учитывать, что, помимо проведенной оценки, непосредственно на размер предоставляемой отсрочки влияет срок размещения депозитов вкладчиков, из средств которых банк осуществляет кредитование.  

Коммерческие банки также являются субъектами предпринимательской деятельности, ведущие свой бизнес в тяжелых условиях, вызванных коронавирусной инфекцией, также как и многие предприниматели республики.  

На сегодняшний день в банковской сфере трудится 15000 граждан, обеспечивающих население нашей страны финансовыми услугами. 

По состоянию на 27.04.2020 г. коммерческими банками реструктуризировано более 57 тыс. кредитов на общую сумму 46,5 млрд сомов. При этом дополнительно на рассмотрении банков находится еще порядка 25 тыс. заявок на сумму около 24 млрд сомов.  

Данная информация не учитывает тот факт, что многие клиенты банков из-за введенных ограничений не могут своевременно обратиться в банк с завлением. В этой связи Национальный банк прогнозирует увеличение поданных заявлений и последующее проведение реструктуризации банками после отмены ограничений на передвижение. 

При возникновении трудностей с выплатой платежей по кредитам заемщику следует обратиться в финансово-кредитную организацию с просьбой об изменении условий кредитного договора (предоставление отсрочки по платежам как по основной сумме, так и по процентам, изменение графика погашения, перенос срока погашения, снижение процентной ставки и др.). 

Финансово-кредитные организации, в свою очередь, принимают решения на индивидуальной основе по каждому кредиту отдельно и предоставляют заемщикам различные варианты, которые позволяют облегчить обязательства заемщиков по их кредитным обязательствам (пересматривают условия договоров, предоставляют отсрочки по платежам) в сложившихся обстоятельствах. 

Информацию о просрочках по кредитам, связанным с ситуацией по недопущению массового распространения коронавирусной инфекции, кредитные бюро не будут включать в негативную кредитную информацию. Следовательно, в будущем при получении последующих кредитов, финансово-кредитные организации будут принимать во внимание причины возникновения просрочек.  

Принятые решения распространяются на заемщиков финансово-кредитных организаций, как физических лиц, так и юридических лиц. В тоже время принятые нормы применимы лишь к платежам заемщиков, испытывающих финансовые трудности по причине прямо или косвенно, связанной с распространением коронавирусной инфекции или мер, предпринимаемых в целях борьбы с ней. 

В условиях чрезвычайного положения рекомендуется обращаться в финансово-кредитные организации дистанционно через их официальные сайты, электронную почту и другие каналы связи.  

Согласно требованиям Национального банка, каждый случай обращения клиента в банк регистрируется в журнале обращений, соответственно, финансово-кредитные организации обязаны рассмотреть заявление заемщиков и направить ответ. 

Указанные меры будут действовать до принятия соответствующего решения Национального банка, в зависимости от экономической и социальной ситуации в стране.  

В случае возникновения вопросов или жалоб просим обращаться по следующим телефонам: 

Наименования управлений 

Код города и номер телефона 

Адрес электронной почты 

Центральный аппарат  

Национального банка 

0(555) 85 57 48 

0 (770) 73 73 49 

(0312) 61 04 86 (0312) 61 52 78 

mail@nbkr.kg 

Ошское областное управление  

(03222) 48434 

(03222) 48375 

jsydykov@nbkr.kg 

Нарынское областное управление  

(03522) 50442 

(03522) 50472 

uduyshenaliev@nbkr.kg 

Иссык-Кульское областное управление  

(03922) 51251 

(03922)51247  

ftartykov@nbkr.kg 

Джалал-Абадское областное управление  

(03722) 23884 

hakimbekov@nbkr.kg 

Таласское областное управление  

(03422) 52270 

(03422) 52077  

iestebesov@nbkr.kg 

Представительство в Баткенской области 

(03622) 50446 

arazakov@nbkr.kg