Национальный банк Кыргызский Республики в связи с большим количеством обращений граждан, поступающих в Национальный банк, вновь сообщает, что последствия негативного влияния распространения коронавирусной инфекции на субъекты предпринимательства и населения отслеживаются на постоянной основе и принимаются меры по их сглаживанию.  

В этих целях одной из мер поддержки является решение Правления Национального банка от 18 марта 2020 года, в котором финансово-кредитным организациям (далее  ФКО) рекомендовано предоставлять заемщикам отсрочку по кредитным платежам на срок не менее 3 (трех) месяцев как по основной сумме кредита, так и по начисленным процентам в отдельности или вместе. 

Нормы указанного постановления Правления Национального банка будут действовать до принятия соответствующего решения Национальным банком.  

Важно обратить внимание, что отсрочка может быть предоставлена на основании заявления заемщика в кредитную организацию, с которым был заключен кредитный договор, при условии возникновения у заемщика трудностей с погашением кредита из-за ограничений, которые были введены в связи с распространением COVID-19. 

Заемщику может быть предоставлена отсрочка платежей по кредитам в виде: 

- отсрочки на срок от 3 мес. и более по уплате основного долга; 

- отсрочки на срок от 3 мес. и более по уплате процентов; 

- отсрочки на срок от 3 мес. и более по уплате как основного долга, так и процентов. 

В каждом случае отсроченный платеж (только основной долг, либо проценты, либо основной долг вместе с процентами) может быть: 

1) перенесен на конец срока кредита, в этом случае произойдет увеличение срока погашения кредита. Таким образом: 

- если отсрочка была предоставлена только по основной сумме долга, то в период отсрочки заемщик выплачивает проценты на остаток основной суммы, который был на момент предоставления отсрочки, а после истечения периода отсрочки, продолжает платить по графику, который устанавливается исходя из текущего остатка по основному долгу. 

- если отсрочка была предоставлена по основной сумме и процентам вместе, в период отсрочки заемщик по кредиту ничего не выплачивает. При этом после истечения периода отсрочки заемщик продолжает платить по графику, который устанавливается из текущего остатка по основному долгу. Выплата процентов на остаток основной суммы долга, который должен быть уплачен в случае, если отсрочка по процентам не предоставлялась, по договоренности сторон распределятся по сроку графика или на конец графика погашения. 

2) распределен пропорционально на часть или весь срок кредита, при этом ежемесячные платежи в эти периоды по кредиту увеличатся; 

3) перенесен на дату завершения отсрочки, то есть по истечении периода отсрочки заемщик должен погасить задолженность по отсроченному платежу; 

4) урегулирован другим способом. 

При этом необходимо помнить, что несмотря на предоставление отсрочки по кредитным платежам, в том числе по процентам, за пользование кредитными средствами будет продолжаться начисление процентов, которые заемщик должен будет заплатить в будущем. Решение о неначислении процентов по кредиту принимается только через соглашение сторон кредитного договора. 

Это связано с тем, что кредитные организации, как и другие структуры бизнеса, являются субъектами предпринимательства, от доходов которых зависит сохранение заработной платы их сотрудников, выполнение обязательств по депозитам перед вкладчиками и другими кредиторами, а также финансовая устойчивость банковской системы. 

Предоставление кредитором отсрочки по платежам сопровождается подписанием дополнительного соглашения об изменении условий договора, в котором указываются иные сроки и изменяется прежний график платежей. Заемщику следует тщательно изучить его.  

Не рекомендуется подписывать соглашение о внесении изменений в кредитный договор, а равно другие документы, касающиеся кредита, не читая их! Необходимо внимательно и вдумчиво читать все пункты соглашений. В этих целях по возможности надо взять дополнительное соглашение и новый график домой, более внимательно изучить его условия, убедиться, что в нем не содержатся условий, о которых заемщику неизвестно или смысл которых неясен. Заемщику следует оценить свои возможности по своевременному погашению ежемесячной суммы основного долга и процентов по кредиту, согласно изменяемым условиям договора.  

В свою очередь, Национальным банком на постоянной основе ведется работа по информированию кредитных организаций о необходимости пересмотра сроков платежей по кредитам заемщиков, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и связанных с этим ограничений, с учетом финансовых возможностей заемщика, детального разъяснения клиентам условий проведения реструктуризации кредитов и начисленных процентов по ним, а также соблюдению прав заемщиков на досрочное погашение кредитов.  

Следует отметить, что физические лица и субъекты предпринимательства, получившие ранее отсрочку по платежам по кредиту, но все еще имеющие проблемы с дальнейшим погашением вследствие текущей ситуации, могут повторно обратиться в кредитную организацию для продления отсрочки, пересмотра графика погашения или изменения других условий кредитного договора.   

Необходимо помнить, что при возникновении каких-либо вопросов по предоставлению отсрочки по кредитным платежам заемщику следует прежде всего обратиться в свою кредитную организацию, поскольку споры, возникающие из гражданско-правовых договоров, должны решаться путем переговоров сторон, а если стороны не смогли прийти к согласию  в судебном порядке. 

В случае возникновения вопросов или жалобы в адрес кредитной организации заемщик может обратиться в Национальный банк по телефонам 0(312) 61 52 78, 0(555) 855 748; 0(770) 73 73 49 либо по электронной почте mail@nbkr.kg