Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

20 апреля 2007 года. Регистрационный номер 44-07 

 

Утверждена 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 14 марта 2007 года № 13/13 

 

ИНСТРУКЦИЯ 

о проведении инспекторских проверок 

деятельности кредитных союзов 

 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 

4 июля 2012 года № 28/9, 12 декабря 2012 года № 48/10, 31 мая 2017 года № 21/8, от 15 августа 2018 года № 2018-П-33/33-8-(НФКУ)) 

 

1. Общие положения 

2. Цели проведения инспекторских проверок 

3. Виды инспекторских проверок 

4. Проведение инспекторской проверки 

5. Заключительная встреча с исполнительным органом управления, кредитного союза 

6. Отчет о проверке 

7. Меры воздействия 

8. Ознакомление с отчетом о проверке 

9. Лист ознакомления 

10. Порядок обжалования 

Приложение 1. Уведомление 

Приложение 2. Направление на проверку деятельности кредитного союза 

Приложение 3. Акт о противодействии проведению проверки 

Приложение 4. Лист ознакомления 

 

1. Общие положения 

 

1.1. В соответствии с Законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности", "О кредитных союзах", Национальный банк Кыргызской Республики (далее по тексту Национальный банк) является органом надзора и регулирования деятельности кредитных союзов (далее по тексту кредитный союз) и осуществляет постоянное наблюдение за их деятельностью с целью сохранения стабильной системы кредитных союзов, поддержания и защиты интересов участников и других кредиторов кредитных союзов, соблюдения законодательства Кыргызской Республики и нормативных актов Национального банка. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

1.2. Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью кредитных союзов в соответствии с концепцией надзора за кредитными союзами, направленной на выявление проблем в отдельных кредитных союзах и принятие соответствующих мер по их решению. Поскольку деятельность кредитных союзов по своей сути сопряжена с риском, концепция надзора Национального банка за деятельностью кредитных союзов основана на оценке такого риска. В процессе надзорной деятельности Национальный банк использует методы, сочетающие проведение внешнего надзора и инспектирование на местах. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

1.3. Концепция надзора Национального банка за кредитными союзами определяется тем, что надзор: 

- является коллегиальным процессом, основанным на сотрудничестве кредитных союзов и органов надзора; 

- основан на определении обязанностей кредитных союзов и инспекторов надзора за кредитными союзами; 

- соответствует конкретным характеристикам каждого кредитного союза: его величине и степени присущих ему рисков; 

- является динамичным и чутким по отношению к изменяющимся рискам в отдельных кредитных союзах и развивающимся рыночным условиям; 

- концентрирует свои усилия на том, чтобы кредитные союзы внедряли и поддерживали соответствующие системы управления рисками; 

- проверяет соблюдение кредитными союзами нормативных актов, требований Национального банка и законодательства путем осуществления проверок на местах и посредством внешнего надзора; 

- рационально и эффективно использует человеческие ресурсы Национального банка, направляя основные силы на участки, где имеется наибольший риск. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

1.4. Надзор за кредитным союзом - это цикл, состоящий из планирования, инспектирования, мониторинга и взаимодействия, предусматривающий сотрудничество между органом надзора (Национальный банк) и кредитным союзом. На каждом этапе надзорного цикла Национальный банк оценивает, насколько эффективно руководство кредитного союза выявляет, оценивает, контролирует и управляет рисками. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

1.5. Настоящая Инструкция определяет основные цели и виды инспекторских проверок деятельности кредитных союзов, лицензируемых Национальным банком. Кроме того, Инструкция устанавливает обязательные требования, предъявляемые к кредитным союзам, в связи с проведением проверки их деятельности. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

1.6. Для целей настоящей Инструкции используются следующие сокращенные обозначения и термины: 

- исполнительный орган управления - Председатель и члены Правления кредитного союза; 

- CAMEL - Международная рейтинговая система оценки деятельности финансово-кредитных учреждений, используемая Национальным банком (С - капитал, А - качество активов, М - менеджмент, Е - прибыльность, L - ликвидность). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

1.7. Национальный банк использует рейтинговую систему CAMEL для инспектирования на местах. Рейтинговая система дает общие рамки для сравнения и оценки всех существенных финансовых и операционных показателей работы, а также уровня соблюдения нормативных актов Национального банка и законодательства Кыргызской Республики для каждого кредитного союза. Это дает возможность надзору за кредитными союзами в процессе проверки на местах определить для каждого кредитного союза рейтинговую оценку, которая отражает общее состояние кредитного союза. 

Для получения сводного рейтинга проводится оценка по следующим показателям: 

Адекватность капитала С 

Качество активов А 

Менеджмент М 

Доходность Е 

Ликвидность L 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

1.8. В основу этого рейтинга положена оценка пяти исходных компонентов финансового состояния и операций кредитного союза. В процессе присвоения рейтинга будут учитываться размеры кредитного союза, характер его деятельности и особенности рисков, которым он подвергается. Рейтинг индивидуальных компонентов может пересматриваться по результатам целевых проверок. 

Рейтинг основан на пятибалльной шкале с возрастанием баллов по мере ухудшения проблем, связанных с кредитным союзом. В сводном рейтинге будут учитываться рейтинг и относительная значимость пяти индивидуальных компонентов. Сводный рейтинг не является средним арифметическим пяти компонентных рейтингов, хотя он часто может совпадать с простым средним значением. 

Таким образом, "1" представляет наивысший рейтинг и, соответственно, самый низкий уровень беспокойства с точки зрения надзора, тогда как "5" представляет самый низкий, критически недостаточный уровень работы кредитного союза и, следовательно, самый высокий уровень беспокойства. Каждому кредитному союзу определяется единый сводный рейтинг, основанный на оценке соответствия определенным финансовым и операционным стандартам, критериям и принципам. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

1.9. Сводный рейтинг CAMEL оценки результатов деятельности кредитных союзов: 

Рейтинг 1 кредитные союзы с данным рейтингом практически здоровы во всех отношениях, любые критические выводы или комментарии незначительны и их можно устранить в рабочем порядке. 

Рейтинг 2 кредитные союзы с данным рейтингом в основном здоровы, но в их деятельности имеются недостатки, исправимые в рабочем порядке. Характер и серьезность этих недостатков не дают основания сомневаться в стабильности кредитного союза. 

Рейтинг 3 кредитные союзы с данным рейтингом имеют комплекс финансовых и операционных недостатков, от умеренных до серьезных. Кредитные союзы, проводящие операции с нарушением законодательства Кыргызской Республики и нормативных актов Национального банка, могут быть также отнесены к данной категории, несмотря на то, что финансовая и общая устойчивость таковы, что их несостоятельность может быть лишь отдаленным явлением. 

Рейтинг 4 кредитные союзы с данным рейтингом имеют чрезмерный объем серьезных финансовых недостатков или сочетание прочих условий, которые определяют деятельность кредитного союза как неудовлетворительную. Существуют большие и серьезные проблемы, которым не уделяется соответствующее внимание. Имеется значительная угроза банкротства, но это еще не неизбежно или ясно не выражено. 

Рейтинг 5 - деятельность кредитного союза с данным рейтингом имеет высокую вероятность банкротства в ближайшем будущем. Объем и серьезность недостатков или неблагополучных и нездоровых тенденций настолько критичны, что такой кредитный союз, при отсутствии срочных и решительных корректирующих мер, скорее всего, потребует ликвидации, или других экстренных мер. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

1.10. Раскрытие рейтинга CAMEL исполнительному руководству кредитного союза производится при необходимости. 

При завершении проверки руководитель проверки может сообщить предварительный рейтинг исполнительному руководству кредитного союза. Однако при этом отмечается, что данный рейтинг является предварительным и может быть изменен до завершения работы над отчетом о проверке. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

1.11. Надзор за кредитным союзом осуществляется в зависимости от вида и степени сложности рисков, которые существуют в данном кредитном союзе. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

1.12. Если в процессе инспектирования на местах, или проведении внешнего надзора инспектора обнаружат, что риск, принимаемый кредитным союзом, не оправдан, то они должны связаться с исполнительным руководством кредитного союза для принятия им мер по уменьшению или устранению неоправданного риска. В такой ситуации кредитный союз должен предпринять определенные исправительные меры по уменьшению подверженности кредитного союза риску, такие как увеличение объема капитала или усиление системы управления риском. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

1.13. Инспектирование деятельности кредитного союза осуществляется Отделом надзора за небанковскими финансово-кредитными организациями Управления надзора за небанковскими финансово-кредитными организациями (далее ОННО УННО), областными управлениями и представительством Национального банка в Баткенской области (далее по тексту ОУ). 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, от 15 августа 2018 года № 2018-П-33/33-8-(НФКУ)) 

 

2. Цели проведения инспекторских проверок 

 

2.1. Основными целями проведения проверок деятельности кредитного союза являются: 

- оценка общего финансового состояния кредитного союза, качества менеджмента кредитного союза; 

- определение рисков, недостатков и слабых мест кредитного союза, которые угрожают его устойчивости и стабильности; 

- определение соблюдения кредитным союзом законодательства Кыргызской Республики и нормативных актов Национального банка; 

- оценка достоверности регулятивной отчетности кредитного союза, представленной в Национальный банк; 

- выработка рекомендаций для устранения выявленных нарушений и недостатков, улучшения состояния кредитного союза и уменьшения рисков, и, если необходимо, выработка предложений по применению предупредительных мер и санкций для устранения выявленных нарушений; 

- оценка выполнения органами управления кредитного союза рекомендаций предыдущей проверки по устранению выявленных недостатков. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

 

3. Виды инспекторских проверок 

 

3.1. В зависимости от поставленных задач, проверки могут быть двух видов: комплексными и целевыми, и завершаются составлением отчета о проверке. 

Комплексная проверка определяет общее состояние кредитного союза и соответствующий рейтинг CAMEL на дату проверки. 

Целевая проверка проводится с целью обзора и более тщательного рассмотрения отдельных аспектов деятельности кредитного союза. 

В зависимости от порядка уведомления, проверки могут быть плановыми (с предварительным уведомлением кредитного союза), и внезапными (без предварительного уведомления о предстоящей проверке). 

3.2. Обычно целевые проверки носят внезапный характер. В случае проведения внезапной проверки направление на проверку предъявляется кредитному союзу непосредственно в момент прибытия группы инспекторов в кредитный союз. 

3.3. В случае, если проверка не является внезапной, то руководитель проверки, в срок не позже, чем за 5 дней до ожидаемого фактического получения кредитным союзом, высылает в кредитный союз уведомительное письмо с приложением перечня необходимых документов, а направление на проверку предъявляется по прибытию в кредитный союз. 

Уведомительное письмо (Приложение 1) и направление на проверку (Приложение 2) направляется/вручается за подписью начальника УННО/ОУ Национального банка. 

(В редакции постановлении Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, от 15 августа 2018 года № 2018-П-33/33-8-(НФКУ)) 

3.4. В соответствии с политикой Национального банка, комплексная проверка каждого кредитного союза проводится для оценки общего состояния кредитного союза по компонентам рейтинговой системы (CAMEL) со следующей периодичностью: 

- ежегодно для кредитных союзов, обладающих лицензией на право привлечения депозитов от своих участников; 

- один раз в два года для кредитных союзов, имеющих внешние заимствования от специализированного финансово-кредитного учреждения ОАО "Финансовая компания кредитных союзов" (далее - ФККС); 

- при выдаче лицензии на право привлечения вкладов (депозитов) от своих участников в соответствии с Положением о лицензировании деятельности кредитных союзов, утвержденным постановлением Правления Национального банка № 14/3 от 04.05.05 г. и зарегистрированным Министерством юстиции Кыргызской Республики за № 75-05 от 10.06.2005 г.; 

- инспекторские проверки кредитных союзов, работающих исключительно со своими собственными средствами, осуществляются по мере необходимости (поступление жалобы, по результатам внешнего надзора и т.д.). 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 12 декабря 2012 года № 48/10, 31 мая 2017 года № 21/8) 

3.5. Целевая проверка кредитного союза проводится: 

- в случае выявления каких-либо негативных тенденций, выявленных в ходе осуществления внешнего надзора; 

- в случае необходимости при выдаче лицензии на привлечение вкладов от участников, если в течение 6 месяцев до момента подачи кредитным союзом соответствующего заявления была произведена комплексная проверка его деятельности; 

- при поступлении жалобы на деятельность кредитного союза; 

- при необходимости проверки устранения кредитным союзом выявленных нарушений в целях принятия решения о возобновлении отдельных операций/действия лицензии; 

- если есть факты и/или подозрения в мошенничестве, злоупотреблении и других незаконных действиях, проводимых кредитным союзом; 

- если есть другие обстоятельства, которые требуют немедленного вмешательства органа надзора за кредитными союзами. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

3.6. В зависимости от ситуации/обстоятельств Национальный банк может планировать более частые проверки (например, ухудшение деятельности кредитного союза требует немедленного вмешательства Национального банка). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

3.7. Срок проведения проверок на местах составляет не более 15 рабочих дней. В зависимости от вида проверки, размеров кредитного союза, а также от сложности ситуации срок проверки может быть продлен на 15 рабочих дней при предоставлении дополнительного направления на проверку, подписанного начальником УННО/ОУ после согласования с заместителем Председателя/членом Правления, курирующим надзорный блок/начальником УННО, соответственно. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, от 15 августа 2018 года № 2018-П-33/33-8-(НФКУ)) 

 

4. Проведение инспекторской проверки 

 

4.1. После прибытия на место проверки, руководитель проверки должен провести встречу с Председателем Правления кредитного союза (или лицом, исполняющим его обязанности), чтобы: 

- вручить направление, и проинформировать о масштабах и задачах проверки; 

- обсудить процесс проведения проверки; 

- представить инспекторов с указанием участков их работы; 

- определить график осуществления контактов с руководством и сотрудниками кредитного союза; 

- ответить на вопросы исполнительного руководства кредитного союза. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

4.2. При отказе или уклонении Председателя Правления (или лица, исполняющего его обязанности) и/или сотрудников кредитного союза от ознакомления с направлением УННО/ОУ Национального банка о начале проверки, либо при недопуске в кредитный союз или иного препятствования действиям инспекторов, руководитель проверки должен составить Акт о противодействии проведению проверки (Приложение 3), который Председатель кредитного союза (или лицо, исполняющее его обязанности) и/или другие должностные лица кредитного союза обязаны подписать. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, от 15 августа 2018 года № 2018-П-33/33-8-(НФКУ)) 

4.3. В первый день проверки кредитный союз обязан предоставить все документы, указанные в списке, приложенном к письму-уведомлению (Приложение 1). В случае, если кредитный союз отказывается представить какие-либо документы из списка или документы, которые потребовались в процессе проверки, либо в случае, когда кредитный союз не имеет возможности представить эти документы, кредитный союз обязан представить письменное обоснование отказа или невозможности представления этих документов. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

4.4. Если кредитный союз отказывается представить такое обоснование или ввиду неуважительности причин такого отказа, руководитель проверки составляет Акт о противодействии проведению проверки, который подписывается руководителем проверки и одним из членов органов управления кредитного союза. Отказ члена органа управления кредитного союза от подписания актируется инспекторами Национального банка в соответствующем порядке, с указанием мотивов отказа. Соответствующие меры применяются при первом же случае воспрепятствования руководства кредитного союза проведению проверки. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

4.5. В случае, если по прибытию инспекторов окажется, что кредитный союз не располагается по зарегистрированному адресу, то данный факт фиксируется инспекторами с последующим применением соответствующих мер воздействий к кредитному союзу. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

4.6. Руководство кредитного союза должно оказать всестороннюю помощь группе инспекторов и обеспечить выполнение следующих условий: 

- инспектора должны иметь свободный доступ в помещения кредитного союза, ко всем сотрудникам кредитного союза, документации, а также записям, необходимым для проведения инспекции; 

- инспектора должны своевременно получать всю необходимую для проведения проверки информацию и получать необходимые пояснения и/или объяснения от любого сотрудника кредитного союза; 

- там, где возможно, группе инспекторов должно быть предоставлено отдельное помещение в кредитном союзе, и кредитный союз должен обеспечить безопасное хранение документов кредитного союза и Национального банка, а также предоставить доступ к копировальной и иной технике (при ее наличии), необходимой для осуществления проверки; 

- в случае отсутствия копировальной техники и отказа сотрудника кредитного союза сопровождать инспектора за пределы помещения кредитного союза для копирования документа, инспектор, при выносе документов из помещения кредитного союза, должен получить подпись ответственного сотрудника кредитного союза, удостоверяющую, что документы выносятся из помещения для копирования, и при возвращении документа еще одну подпись, подтверждающую, что все документы были возвращены; 

- для оперативного и эффективного решения административных и других вопросов, поднятых в процессе проверки, а также координации отношений кредитного союза с инспекторами от кредитного союза назначается ответственное лицо. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

4.6.-1. Руководство кредитного союза, при проведении инспекторских проверок со стороны Национального банка, обязано предоставить отдельное помещение в кредитном союзе группе проверяющих Национального банка, в котором отсутствуют аудио/видео устройства, осуществляющие аудио/видео запись, пресекать любые попытки третьих лиц установить аудио/видео оборудование в помещении, предоставленном группе проверяющих Национального банка, обеспечить безопасность хранения документов кредитного союза и группы проверяющих Национального банка, а также предоставить указанным лицам оборудование и технику, необходимые для осуществления проверки. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 4 июля 2012 года № 28/9, 31 мая 2017 года № 21/8) 

4.7. Инспекторы могут запрашивать документы кредитного союза, связанные с выполнением возложенных на них заданий. Инспекторы могут делать копии или выписки из необходимых документов и требовать (при необходимости) представления объяснений по документам кредитного союза. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

4.8. При выполнении поставленных задач, члены группы по проверке кредитного союза (инспекторы) проводят обсуждение по возникающим в ходе проверки вопросам с ответственными сотрудниками кредитного союза. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

4.9. В случае выявления в ходе проверки нарушений в других сферах деятельности кредитного союза, которые первоначально не были предусмотрены программой проверки, а также при установлении фактов нарушения законодательства Кыргызской Республики, сроки проверки могут быть продлены, согласно пункту 3.7 настоящей Инструкции. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

 

5. Заключительная встреча с исполнительным 

органом управления, кредитного союза 

 

5.1. Руководитель проверки, по завершению проверки, должен провести заключительную встречу с председателем Правления кредитного союза (или лицом, исполняющим его обязанности) и другими членами органов управления (по необходимости), которая организуется для информирования исполнительного руководства кредитного союза о результатах проверки, обсуждения выводов относительно рисков, а также представления рекомендаций. Начальник ОННО УННО/начальник отдела надзора ОУ Национального банка (либо лица их замещающие) при необходимости могут присутствовать на встрече. В ходе встречи руководитель проверки должен проинформировать о нарушениях, которые должны быть устранены и максимально акцентировать внимание на те области, которые представляют наибольший риск для кредитного союза. Кроме того, заключительная встреча дает возможность Председателю Правления и исполнительному руководству кредитного союза прояснить ситуацию по вопросам, которые вызывают беспокойство у надзора, прояснить и уточнить существующие проблемы, а также задать вопросы инспекторам. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, от 15 августа 2018 года № 2018-П-33/33-8-(НФКУ)) 

5.2. На заключительной встрече руководитель проверки должен проинформировать исполнительное руководство кредитного союза о выводах, сделанных в ходе проверки, которые включают: 

- все случаи нарушения законодательства и нормативных актов Национального банка, раскрытых в ходе проверки; 

- выводы о качестве активов; 

- выводы о прибыльности кредитного союза; 

- выводы об адекватности капитала; 

- выводы о ликвидности; 

- оценку менеджмента и качества управления; 

- оценку действующей системы бухгалтерского учета и отчетности, информационной системы и системы внутреннего контроля; 

- раскрытие недостатков в классификации активов, формировании и поддержании адекватных резервов. При этом необходимо указать, что эти требования должны быть выполнены до начала следующего отчетного периода; 

- другую необходимую информацию. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

5.3. В ходе заключительной встречи руководитель проверки сообщает исполнительному руководству кредитного союза о необходимости исправить все недостатки, выявленные в ходе проверки, а также рекомендует приемлемые решения указанных проблем и сроки их исполнения. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

5.4. В ходе встречи составляется протокол встречи, где фиксируются все обсуждаемые вопросы, и который должен быть подписан руководителем проверки и Председателем Правления кредитного союза, а в случае его отсутствия уполномоченным лицом. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

5.5. Оценка деятельности кредитного союза, произведенная в ходе проверки, является окончательной. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

5.6. В случае необходимости по результатам проверки может быть затребована корректировка финансовой отчетности с учетом существенности в соответствии с принятыми стандартами финансовой отчетности. 

Примечание (1). Критерий существенности устанавливается в соответствии с МСФО. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

 

 

 

6. Отчет о проверке 

 

6.1. По итогам проверки составляется отчет о проверке, отражающий результаты проверки в письменном виде для органов управления кредитного союза. Отчет о проверке фокусирует внимание органов управления кредитного союза на основных выводах и заключениях проверки, включая все существенные проблемы и меры, которые необходимо предпринять. Отчет содержит все выводы и вопросы, вызывающие беспокойство у органа надзора, а также обязательства, принятые кредитным союзом для исправления и/или улучшения ситуации. 

6.2. Отчет о проверке является одним из первых шагов (мер воздействия), предпринимаемых в отношении кредитного союза по итогам инспекторской проверки, и может содержать обязательные к исполнению предписания об устранении в определенный срок выявленных нарушений при обнаружении фактов несоблюдения кредитным союзом нормативных требований Национального банка, либо нарушения законодательства Кыргызской Республики. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

6.3. Отчет о проверке содержит информацию об общем состоянии кредитного союза, а также об имеющихся существенных рисках и/или недостатках. 

6.4. Отчет о комплексной проверке кредитного союза составляется в соответствии с требованиями внутренних процедур Национального банка. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

 

7. Меры воздействия 

 

7.1. При обнаружении недостатков в деятельности кредитного союза и нарушений законодательства Кыргызской Республики, в том числе нормативных требований Национального банка, проверяющие готовят рекомендации о применении к кредитному союзу мер воздействия в соответствии с нормативными актами Национального банка и законодательством Кыргызской Республики. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

7.2. Решение о применении к кредитному союзу мер воздействия принимается в установленном порядке соответствующими должностными лицами и органами Национального банка, уполномоченными принимать такие решения согласно нормативным актам Национального банка. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

7.3. Если в ходе проверки будет установлено, что член(ы) органов управления кредитного союза совершали действия, подпадающие под деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Кыргызской Республики, то Национальный банк вправе передать имеющиеся материалы, подтверждающие выводы инспекторов, в соответствующие правоохранительные органы (по подведомственности), в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики и внутренними положениями и процедурами Национального банка. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

 

 

8. Ознакомление с отчетом о проверке 

 

8.1. Отчет о проверке в запечатанном виде с сопроводительным письмом направляется Председателю Правления кредитного союза. В обязательном порядке должно быть получено подтверждение о доставке отчета, включающее фамилию и инициалы Председателя Правления кредитного союза, его подпись и дату доставки. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

8.2. В сопроводительном письме указывается: 

- что Правлению кредитного союза необходимо внимательно изучить отчет и в зависимости от рекомендаций, содержащихся в отчете, принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений и отмеченных недостатков; 

- что после ознакомления с отчетом о проверке, необходимо подписать лист ознакомления (Приложение 4); 

- в случаях, если УННО/ОУ Национального банка считает, что необходимо проведение встречи с исполнительными органами кредитного союза, назначается дата встречи. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, от 15 августа 2018 года № 2018-П-33/33-8-(НФКУ)) 

8.3. Вместе с сопроводительным письмом и отчетом о проверке исполнительному руководству кредитного союза в запечатанном виде направляется информация о сводном рейтинге, присвоенном кредитному союзу по итогам проверки, и напоминается, что данная информация является конфиденциальной и не подлежит передаче третьим лицам. 

8.4. Члены Правления и Председатель Ревизионной комиссии проверенного кредитного союза должны ознакомиться с отчетом. Срок ознакомления с отчетом составляет 10 рабочих дней, начиная с даты отправления Национальным банком отчета с сопроводительным письмом. По окончании этого срока лист ознакомления с подписями возвращается в УННУ/ОУ Национального банка. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

8.5. Члены Правления и Председатель Ревизионной комиссии проверенного кредитного союза обязаны подписаться в листе ознакомления с отчетом о проверке (Приложение 4), при этом несогласие с выводами и заключениями, содержащимися в отчете, не является основанием для отказа в подписании листа ознакомления. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

 

9. Лист ознакомления 

 

9.1. Лист ознакомления содержит подписи всех членов Правления и Председателя Ревизионной комиссии. После ознакомления с отчетом, подписанный лист ознакомления возвращается начальнику УННО/ОУ Национального банка в течение 10 рабочих дней, начиная с даты отправления сопроводительного письма Национальным банком. Кредитный союз должен хранить копию страницы с подписями в делах кредитного союза. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, от 15 августа 2018 года № 2018-П-33/33-8-(НФКУ)) 

9.2. В случае отсутствия того или иного члена Правления, и/или в случае невозможности контакта с ним в течение установленного периода времени для ознакомления с отчетом, кредитный союз в течение пяти рабочих дней со дня получения отчета, должен письменно известить начальника УННО/ОУ Национального банка о причинах, по которым член Правления не может подписать страницу с подписями. При этом, страница с подписями в установленный срок может быть возвращена в УННО/ОУ Национального банка без подписи отсутствующих членов Правления. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8, от 15 августа 2018 года № 2018-П-33/33-8-(НФКУ)) 

9.3. Ответственность за ознакомление с отчетом и подписание страницы с подписями членами Правления в последующем, возлагается на кредитный союз. 

 

 

 

10. Порядок обжалования 

 

10.1. Отчет о проверке не может быть обжалован. 

10.1.1. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

10.1.2. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

10.1.3. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

10.2. Решения Национального банка о применении мер воздействий могут быть обжалованы в соответствии с Положением о досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

10.3. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8)  

10.4. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

10.5. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

10.6. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

 

(1) (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/8) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1  

к Инструкции о проведении   

инспекторских проверок   

деятельности кредитных союзов  

  

Председателю  

кредитного союза  

____________________ ,  

(наименование кредитного союза)  

находящегося по адресу:  

________________________   

г-ну ___________________  

(Ф.И.О.)  

  

УВЕДОМЛЕНИЕ  

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 12 декабря 2012 года N 48/10, 31 мая 2017 года № 21/8, 

от 15 августа 2018 года № 2018-П-33/33-8-(НФКУ)) 

Настоящим Управление надзора за небанковскими финансово-кредитными организациями /Отдел надзора ____________ областного управления (УННО/ ОН ОУ) Национального банка Кыргызской Республики (Национальный банк) уведомляет Вас, что с «___»_______200__ г. будет проводиться комплексная проверка деятельности кредитного союза «_______________».  

В целях эффективного проведения проверки, а также сокращения времени пребывания инспекторов в кредитном союзе, обращаюсь к Вам с просьбой дать указания соответствующим сотрудникам подготовить документы и информацию, описанные в приложении к письму. Все документы и сведения должны быть подготовлены по состоянию на «01»_______200_ г. и переданы руководителю группы проверяющих в день их прибытия в кредитный союз.   

Если в ходе подготовки указанных документов у Ваших сотрудников возникнут какие-либо вопросы, а также в том случае, если кредитный союз не в состоянии подготовить запрашиваемые документы и сведения, то необходимо заблаговременно, до указанной выше даты начала инспекторской проверки, связаться с сотрудником УННО/ОН ОУ Национального банка ___________________________________________________________  

(указать Ф.И.О., должность и номер телефона)  

Планируется, что в проверке примут участие __ инспектора, в связи с этим просим подготовить рабочее помещение с рабочими местами на ___ человека.   

Прошу Вас оказывать всемерное содействие группе проверки по вопросам, связанным с проверкой, обеспечивать возможность своевременного опроса должностных лиц и участников кредитного союза, и доступ к источникам информации, необходимой для выполнения проверки.   

  

Приложение: Перечень документов и сведений на ___ листах  

  

  

С уважением,  

  

Начальник УННО/ОУ ______________________  

(Ф.И.О., подпись)   

  

  

  

Приложение к письму - уведомлению Национального банка  

N ________ от "___" _____________ 20__ г.   

  

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ  

для осуществления проверки деятельности кредитного союза 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР 31 мая 2017 года № 21/8)  

  

I. Документы, возникающие в ходе деятельности органов управления кредитного союза и регламентирующие деятельность кредитного союза :   

1. Учредительные документы (учредительный договор, устав, свидетельство о регистрации/перерегистрации, лицензия Национального банка).  

2. Список членов органов управления кредитного союза и их близких родственников, являющихся участниками кредитного союза (супруги, мать, отец, дети, братья, сестры, бабушки, дедушки).  

№ п/п  

ФИО члена органов управления кредитного союза  

Должность  

№ и дата документа о назначении на должность  

ФИО близких родственников и их родственная связь.  

3. Штатное расписание кредитного союза и анкеты на сотрудников кредитного союза.  

4. Должностные инструкции сотрудников кредитного союза и табель учета рабочего времени.  

5. Внутренние политики, положения, инструкции, процедуры, указания и др. внутренние документы кредитного союза.  

6. Протоколы годовых и внеочередных собраний участников кредитного союза за текущий год и два предыдущих года, а также их копии,  

7. Годовые отчеты Правления кредитного союза, отчеты Ревизионной комиссии за последний год и их копии.  

8. Стратегический план развития кредитного союза и его копия.  

9. Бизнес-план кредитного союза за прошедший и текущий годы, а также их копии.   

10. Отчеты внешнего аудитора в случае, если кредитный союз проходил внешний аудит.  

II. Документы по формированию капитала кредитного союза:  

1. Реестр участников кредитного союза по состоянию на «01»_______200__ г.  

п/п  

Ф.И.О участника  

Сумма сберегательного пая  (сом)  

Доля сберегательного пая от суммы всех сберегательных паев кредитного союза (%)  

2. Сведения о внесении/изъятии добровольных безвозмездных взносов в капитальные резервы кредитного союза с «01»_______200__ г. по «01»_______200__ г.:  

п/п  

Ф.И.О участника  

Сумма взноса  

Сумма изъятого взноса  

№ и дата платежного документа  

Примечание  

3. Учетные карточки участников, в том числе учетные карточки участников, выбывших с «01»_______200__ г. по «01»_______200__ г.  

III. Документы по активным операциям кредитного союза:  

1. Сведения о кредитах кредитного союза по состоянию на «01»_______200__ г.  

п.п.  

Ф.И.О. заемщика  

Общие данные  

Условия кредитного договора и дополнительных соглашений к нему*  

Залог  

Кол-во реструктуризаций  

Отрасль  

Остаток задолженности на ______ г.  

Просрочка на ______ г. (дни)  

Классификация кредита  

паспорт. данные  

место житель.  

дата выдачи  

дата погаш.  

сумма кредита  

ст-ка  

цель  

  

  

  

по кредиту  

по %%  

по кредиту  

по %%  

  

  

2. Учетные карточки заемщиков по действующим кредитам и по списанным кредитам.  

3. Кредитные досье по действующим кредитам и списанным кредитам   

4. Классификация кредитного портфеля по состоянию на «01»_______200__ г. и предшествующих 4 квартальных дат.  

5. Сведения по начисленным, но неполученным процентам на «01»_______200__ г.  

п/п  

Ф.И.О заемщиков  

Остаток начисленных, но неуплаченных процентов на «01»______200_ г.  

В том числе:  

до 30 дней  

31- 60 дней  

61 -90 дней  

91-180 дней  

свыше 180 дней  

6. Сведения об участниках кредитного союза, являющихся залогодателями по кредитам кредитного союза, полученных от ФККС  

№ п/п  

Ф.И.О заемщика  

№, дата договора о залоге между кредитным союзом/ФККС и залогодателем по кредиту участника кредитного союза  

Наличие у участника кредитного союза задолженности по кредиту кредитного союза перед ФККС на дату проверки (указать сумму кредита)  

№, дата кредитного договора между кредитным союзом и ФККС  

7. Журнал регистрации заявлений участников кредитного союза на выдачу кредита  

8. Журнал регистрации учета контактов с заемщиками  

9. Учетные карточки основных средств, акты инвентаризации основных средств  

IV. Документация по обязательствам кредитного союза:  

1. Кредитные договора и договоры лизинга, заключенные между кредитным союзом и кредитором (ФККС и/или другой организацией-кредитором).  

2. Сведения о досрочных погашениях по обязательствам перед ФККС на «01»_______200__ г.   

3. Сведения о задолженности кредитного союза перед ФККС на «01»_______200__ г.:   

№, дата кредитного договора  

Дата получения кредита  

Сумма полученного кредита  

Дата погашения кредита  

% ставка  

Остаток задолженности на «01»_______200__ г.  

Документы по прибыли/ликвидности кредитного союза:  

1. Кассовые журналы.  

2. Выписки по расчетным счетам.  

3. Договора с комбанками на расчетно-кассовое обслуживание.  

Документы по бухгалтерскому учету и отчетности кредитного союза:  

1. Финансовая отчетность кредитного союза на «01»_______200__ г. (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, пояснительные записки к финансовой отчетности), периодические регулятивные отчеты и сведения о выполнении экономических нормативов кредитного союза за 200_ - 200_ годы.  

2. Расшифровки статей баланса на «01»_______200__ г.: «Основные средства», «РППУ», «По процентам начисленным к получению», «Прочая собственность», «Прочие активы», «Прочие обязательства», «Расчетные и депозитные счета в коммерческих банках», «Доходы будущих периодов», «Расходы будущих периодов», «Начисленные проценты по классифицируемым кредитам», «Плата за невыполненные обязательства (пени)», «Начисленные обязательства (сч.21131)» с указанием остатков.   

3. Расшифровки статей отчета о прибылях и убытках «01»_______200__ г.  

4. Договора аренды   

5. Договора с депозитных вкладов кредитного союза в коммерческие банки   

6. Первичные бухгалтерские регистры.  

7. Прочие журналы регистрации, номенклатура дел  

Всю вышеперечисленную информацию необходимо предоставить группе проверяющих Национального банка до «___»________ 200_ года.  

В ходе проверки деятельности кредитного союза любая другая информация, запрашиваемая инспекторами Национального банка, должна быть представлена кредитным союзом.  

Все документы и/или их копии, предоставляемые кредитным союзом в ходе проверки должны быть подписаны Председателем и/или бухгалтером кредитного союза, а также заверены печатью кредитного союза.  

  

  

  

Приложение 2  

к Инструкции о проведении  

инспекторских проверок   

деятельности кредитных союзов  

  

  

НАПРАВЛЕНИЕ 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР 31 мая 2017 года № 21/8, 

от 15 августа 2018 года № 2018-П-33/33-8-(НФКУ))   

  

на проверку деятельности кредитного союза   

_____________________________________  

(полное наименование кредитного союза)  

  

Настоящим удостоверяется, что следующие работники:  

1. _________________________________________________________________________  

(Ф.И.О. и должность)  

2. _________________________________________________________________________  

(Ф.И.О. и должность)  

3. _________________________________________________________________________  

(Ф.И.О. и должность)  

4. _________________________________________________________________________  

(Ф.И.О. и должность)  

5. _________________________________________________________________________  

(Ф.И.О. и должность)  

направляются на проверку деятельности Кредитного союза _______________________   

с «___» _____________ 200__ года.   

Руководителем проверки назначен ______________________________________  

(Ф.И.О. и должность)  

  

  

  

  

С уважением,  

  

Начальник УННО/ОУ ______________________  

(Ф.И.О., подпись)   

  

Приложение 3  

к Инструкции о проведении  

инспекторских проверок   

деятельности кредитных союзов  

  

АКТ  

о противодействии проведению проверки  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР 31 мая 2017 года № 21/8)   

  

____________________________________________________________________  

(наименование кредитного союза)  

_____________________________________________________________  

(место нахождения кредитного союза - адрес, телефон)  

  

_________________________ «____»______________200___года  

(место составления)  

  

Мной, сотрудником Национального банка Кыргызской Республики ________________  

__________________________________________________________________________  

(Ф.И.О. сотрудника Национального банка)  

составлен настоящий Акт в том, что работник(и) кредитного союза ________________  

__________________________________________________________________________  

(Ф.И.О. , должность работника кредитного союза)  

воспрепятствовал(и) проведению проверки деятельности данного кредитного союза: _  

__________________________________________________________________________  

(не допустил(и) в здание кредитного союза, не предоставил(и) запрашиваемые инспекторами документы кредитного союза и т.п.)  

__________________________________________________________________________  

  

В связи с воспрепятствованием проведению проверки сотрудниками Национального банка, работник(и) кредитного союза предупрежден(ы) об ответственности за воспрепятствование проведению проверки кредитного союза.  

  

  

  

Акт составлен: _______________________ ________________ ___________  

(Ф.И.О. сотрудника Национального банка) (должность) (Подпись)  

  

Ознакомлен: ________________________ _________________ __________  

(Ф.И.О. сотрудника кредитного союза) (должность) (Подпись)  

  

  

Получен второй экземпляр акта: ______________________ _________________  

(Ф.И.О. сотрудника кредитного союза) (Подпись)  

  

  

  

  

  

 

 

 

Приложение 4  

к Инструкции о проведении  

инспекторских проверок   

деятельности кредитных союзов  

  

  

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ  

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР 31 мая 2017 года № 21/8, от 15 августа 2018 года № 2018-П-33/33-8-(НФКУ))   

  

Мы, нижеподписавшиеся члены Правления и Председатель Ревизионной комиссии, лично ознакомились с содержанием настоящего Отчета о результатах проверки кредитного союза «_______________________», проведенной инспекторами Национального банка Кыргызской Республики с «__»_________200__г. по «__»_________200__г. по состоянию на «__»_________200__г.  

  

  Ф.И.О. членов Правления и Председателя Ревизионной комиссии  

  Подпись  

  Дата  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

В случае отказа от подписания данного листа, отказ актируется, либо в документе ставятся подписи трех лиц с указанием их ФИО, паспортных данных о том, что в их присутствии до сведения Правления доведено содержание настоящего документа.   

  

ПРИМЕЧАНИЕ: Эта страница должна быть подписана каждым членом Правления и Председателем Ревизионной комиссии (или лицом, исполняющим его/ее обязанности), а затем возвращена начальнику Управления надзора за небанковскими финансово-кредитными организациями (областного управления) Национального банка в течение 10 рабочих дней с момента получения настоящего отчета. Второй экземпляр листа ознакомления с подписями членов Правления должен храниться в кредитном союзе вместе с Отчетом о результатах проверки.