Приложение
Изменения и дополнения в некоторые постановления Правления
Национального банка Кыргызской Республики
1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О минимальных требованиях по управлению операционным риском в коммерческих банках Кыргызской Республики" от 15 декабря 2005 года № 37/5 следующие изменения и дополнения:
В Положении "О минимальных требованиях по управлению операционным риском в коммерческих банках Кыргызской Республики", утвержденном вышеуказанным постановлением:
- в пункте 1.1. аббревиатуру "НБКР" заменить словами "Национального банка Кыргызской Республики (далее – Национальный банк)";
- пункт 1.2 дополнить абзацем следующего содержания:
"Коммерческие банки, осуществляющие операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, руководствуются настоящим Положением с целью соблюдения стандартов управления операционным риском, установленных Положением "О минимальных требованиях по управлению рисками в банках, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования", утвержденным постановлением Правления Национального банка № 51/5 от 28 декабря 2009 года.";
- пункт 2.1 изложить в следующей редакции:
"2.1. В банке должны быть разработаны и утверждены Советом директоров банка стратегия/концепция и политика по управлению операционным риском, соответствующие масштабу, профилю риска, системной значимости и размеру капитала банка.
Стратегия/концепция управления операционным риском может быть представлена в виде отдельного документа либо являться частью стратегии/концепции управления рисками, которая не должна противоречить общей стратегии развития банка.
Политика по управлению операционным риском может быть представлена в виде отдельного документа либо может быть частью единой политики по управлению рисками и как минимум должна включать:
- цели и задачи управления операционным риском;
- основные принципы управления операционным риском;
- основные виды операционных рисков с учетом всех направлений деятельности банка и причины их возникновения;
- распределение полномочий и ответственности по всем уровням управления и мониторинга операционным риском;
- методы выявления, оценки, мониторинга, контроля и минимизации операционного риска;
- порядок предоставления отчетности и обмена информацией по управлению операционным риском.";
- в пункте 2.3 шестой абзац изложить в следующей редакции:
"- по аутсорсингу. Под аутсорсингом понимается привлечение банком внешних поставщиков услуг для выполнения на непрерывной основе отдельных видов работ и услуг, которые в обычных условиях осуществлялись бы самим банком. Банк не может использовать аутсорсинг для проведения операций, связанных с кредитованием, привлечением депозитов либо другой банковской операции, для которой требуется лицензия;";
в седьмом абзаце слово "включающее," заменить словом "включающие";
- в пункте 2.4 после слов "международного опыта," дополнить словами "полностью интегрироваться в общий процесс управления рисками банка,";
- в пункте 2.5 после слов "деятельности банка" дополнить словами ", а также осуществляет контроль за эффективной реализацией Правлением банка стратегии/концепции, политики и процедур по управлению операционным риском";
- в пункте 3.1:
подпункт 3.1.6 дополнить абзацем следующего содержания:
"Банк должен иметь соответствующую информационно-техническую инфраструктуру для обеспечения текущих и будущих бизнес-процессов (при стабильном функционировании информационных систем и в аварийных случаях), а также для:
- осуществления мониторинга операционных рисков;
- обобщения и анализа информации об операционных рисках;
- подготовки отчетности, представляемой Совету директоров банка, Правлению банка, соответствующим подразделениям банка и другим заинтересованным лицам.";
во втором предложении второго абзаца подпункта 3.1.7 слова "Более того, если при проведении значительных операций" заменить словами "Если при проведении отдельных видов работ и услуг";
дополнить подпунктом 3.1.7-1 следующего содержания:
"3.1.7-1. До использования аутсорсинга банку необходимо разработать процедуру принятия решений о привлечении поставщиков услуг, а также подготовить договоры аутсорсинга. Договор аутсорсинга является важным инструментом снижения рисков, связанных с его неисполнением, или возникновением разногласий сторон. К ключевым положениям договора аутсорсинга должны быть отнесены следующие:
- четкое определение видов работ и услуг, передающихся на исполнение третьей стороне;
- возможность доступа банка, Национального банка и внешних аудиторов ко всей бухгалтерской и иной информации поставщика услуг, имеющей отношение к объекту аутсорсинга;
- непрерывное осуществление банком мониторинга и оценки деятельности поставщика услуг с целью своевременного принятия корректирующих мер;
- условия и минимальные сроки прекращения действия договора в случае возникновения необходимости, а также обязательства, остающиеся в силе, после прекращения действия договора;
- порядок урегулирования существенных вопросов, присущих только договору об аутсорсинге (например, если поставщик услуг находится за рубежом, положение о законодательстве стран сторон заключения договора, во избежание коллизии нормативных правовых актов);
- условия передачи на субдоговор всей или части аутсорсинговой деятельности в случае возникновения необходимости (для обеспечения возможности сохранения аналогичного режима управления рисками в случае изменения поставщика услуг);
- вопросы обеспечения поставщиком услуг конфиденциальности информации, касающейся банка, и защиты от намеренного или случайного её раскрытия посторонним лицам.
Процедура принятия решений о привлечении поставщиков услуг должна включать в себя критерии, позволяющие осуществлять предварительную оценку возможности и способности поставщика услуг эффективно, надежно и на высоком уровне осуществлять аутсорсинговую деятельность, а также оценивать факторы возникающих рисков, связанных с привлечением определенного поставщика услуг.
При разработке критериев банку следует учитывать, что поставщик услуг должен:
- обладать необходимыми ресурсами и иметь работников соответствующей квалификации для выполнения работ и услуг, передаваемых банком на аутсорсинг;
- понимать цели и задачи банка в данной области деятельности и действовать в соответствии с ними;
- быть финансово состоятельным с тем, чтобы своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства.";
- пункт 3.3 изложить в следующей редакции:
"3.3. Для обеспечения эффективного выявления операционного риска банк должен вести аналитическую базу данных обо всех событиях, связанных с возникновением операционного риска, и на ежеквартальной основе, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Национальный банк информацию согласно форме, приведенной в приложении 1 настоящего Положения.";
- Приложение 1 изложить в следующей редакции:
"Приложение 1 к Положению "О минимальных требованиях по управлению операционным риском в коммерческих банках Кыргызской Республики" |
||||||||||||||
Убытки по видам деятельности |
Тип событий |
Дополнительная информация |
||||||||||||
Внутреннее мошенничество |
Внешнее мошенничество |
Кадровая политика и безопасность труда |
Клиенты, продукты и деловая практика |
Причинение ущерба материальным активам |
Нарушение непрерывности функционирования и сбои (отказы) систем |
Ненадлежащая организация внутренних процессов и информационных потоков |
Общее количество событий и сумма убытков |
Описание событий, при которых были понесены убытки |
Описание событий, которые ещё не привели к убыткам, но могут привести к убыткам в будущем |
Меры, предпринятые банком для устранения последствий событий |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||||
Банковское обслуживание физических лиц |
Количество событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Общая сумма убытков по всем видам событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Максимальная сумма убытка за 1 событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Банковское обслуживание юридических лиц |
Количество событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Общая сумма убытков по всем видам событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Максимальная сумма убытка за 1 событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Проведение платежей и расчетов |
Количество событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Общая сумма убытков по всем видам событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Максимальная сумма убытка за 1 событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Осуществление корпоративного обслуживания клиентов |
Количество событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Общая сумма убытков по всем видам событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Максимальная сумма убытка за 1 событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Операции с ценными бумагами |
Количество событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Общая сумма убытков по всем видам событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Максимальная сумма убытка за 1 событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Управление активами |
Количество событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Общая сумма убытков по всем видам событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Максимальная сумма убытка за 1 событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Оказание агентских услуг |
Количество событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Общая сумма убытков по всем видам событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Максимальная сумма убытка за 1 событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Оказание брокерских услуг |
Количество событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Общая сумма убытков по всем видам событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Максимальная сумма убытка за 1 событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Оказание консультационных услуг |
Количество событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Общая сумма убытков по всем видам событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Максимальная сумма убытка за 1 событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Предоставление других банковских услуг |
Количество событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Общая сумма убытков по всем видам событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Максимальная сумма убытка за 1 событие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Общая сумма убытков: |
|
|
".
2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О мерах воздействия,применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики" от 19 мая 2005 года № 16/2,следующее изменение:
в Положение "О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики, утвержденное вышеуказанным постановлением:
- второй абзац пункта 1.5. изложить в следующей редакции:
"Предписание должно состоять из вводной, мотивировочной и резолютивной частей (за исключением предписаний, вынесенных по результатам комплексных и целевых проверок).".