Изменения и дополнения в некоторые постановления Правления
Национального банка Кыргызской Республики
1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики Правилах регулирования деятельности микрофинансовых компаний на территории Кыргызской Республики" от 19 февраля 2003 года № 4/2 следующие изменения и дополнения:
1) в наименовании и по всему тексту слова "Временные правила" заменить словом "Правила" в соответствующих падежах;
2) в Правилах регулирования деятельности микрофинансовых компаний на территории Кыргызской Республики, утвержденных вышеуказанным постановлением:
- в наименовании слова "микрофинансовых компаний", заменить словом "микрофинансовых организаций";
- в пункте 1.2.:
слова "микрофинансовых компаний", заменить словами "микрофинансовых организаций (далее- МФО)";
слова "микрофинансовая компания" заменить словами "микрофинансовая организация";
- в пунктах 1.3., 1.4., 1.7., 1.8. слова "микрофинансовых компаний", заменить словами "микрофинансовых организаций" соответствующих падежах;
- пункты 1.5., 1.6. признать утратившими силу;
- пункт 1.9. изложить в следующей редакции:
"1.9. Микрофинансовая организация осуществляет внутренний аудит с тем, чтобы проверить достоверность счетов, проверить и оценить адекватность и эффективность своей системы внутреннего контроля в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Для этого микрофинансовая компания (далее - МФК) обязана, а микрокредитная компания (далее - МКК) /микрокредитное агентство (далее - МКА) может создать свою службу внутреннего аудита.";
- дополнить пунктом 1.10. следующего содержания:
"1.10. Системообразующими считаются МКК/МКА, которые имеют системную значимость для микрофинансового сектора. Критерии системной значимости определяются нормативными правовыми актами Национального банка. В отношении системообразующих МКК/МКА применяется специальный режим регулирования и надзора, устанавливаемый Национальным банком.";
- дополнить пунктом 1.11. следующего содержания:
"1.11. В целях настоящих Правил под оптовым кредитом понимается кредит, предоставляемый микрофинансовым организациям для рефинансирования микрофинансового сектора в целях продвижения финансовых услуг в регионах и поддержки предпринимательской активности.
Под МФО, занимающимся оптовым кредитованием (апексный институт), подразумевается МФО, в котором доля оптовых кредитов составляет более восьмидесяти процентов от кредитного портфеля.";
- в пункте 2.1.:
восьмой абзац изложить в следующей редакции:
"Микрофинансовые компании должны иметь утвержденную Советом директоров внутреннюю кредитную политику. Данная внутренняя кредитная политика должна определять основной регион деятельности, а также максимальный совокупный размер микрокредита, выдаваемый одному и тому же лицу, но в размере не более трех процентов от минимального размера уставного капитала, установленного Национальным банком для вновь создаваемой МФК (не привлекающей срочные вклады от физических и юридических лиц).";
девятый абзац изложить в следующей редакции:
"Для МФК, занимающихся оптовым кредитованием (апексные институты), максимальный совокупный размер микрокредита, выдаваемый одному и тому же лицу, не должен превышать 10 процентов от размера собственного капитала.".
- в пункте 2.1-1.:
первый абзац пункта изложить в следующей редакции:
"2.1.1. Выдача микрокредита, свыше максимального совокупного размера микрокредита, выдаваемого микрофинансовой организацией одному и тому же заемщику или греппе связанных лиц, установленного пунктом 2.1. настоящих правил, за исключением микрофинансовых компаний, осуществляющих прием срочных вкладов от физических и юридических лиц и/или занимающихся оптовым кредитованием, допускается для целей расширения/развития действующего бизнеса, в том числе создание дополнительных рабочих мест, согласно статье 2 Закона Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", по следующим направлениям кредитования";
восьмой абзац исключить;
четырнадцатый абзац изложить в следующей редакции:
"5) предоставляется Анкета-заявка на получение кредита заявителя, при этом, в Анкете-заявке на получение кредита должны быть указаны цели использования кредита с соответствующими расчетами и прогнозами;";
- дополнить пунктом 2.6. следующего содержания:
"2.6. МФК должны осуществлять делопроизводство на государственном и/или на официальном языках. Все внутренние документы, в том числе договоры, контракты, соглашения с контрагентами, необходимо оформлять на государственном или на официальном языках. При этом допускается оформление договоров с контрагентами на государственном и/или официальном и на иностранном языках, имеющих равную юридическую силу. Оформление договоров на иностранном языке допускается только при наличии заверенного в установленном порядке перевода на государственный или официальный язык.";
- Правила дополнить разделом 7 следующего содержания:
"7. Регулирование деятельности микрокредитных компаний и микрокредитных агенств.
7.1. МКК или МКА не имеют права выпускать ценные бумаги, кроме акций, выпускаемых МКК в форме акционерных обществ, а также не имеют права осуществлять иные банковские операции, не предусмотренные статьей 33 Закона Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", за исключением операций финансового лизинга.
7.2. Максимальный совокупный размер микрокредита, выдаваемый микрокредитной компанией одному и тому же лицу или группе связанных лиц, должен быть определен в размере не более шести процентов от минимального размера уставного капитала, установленного Национальным банком для вновь создаваемой МКК. Данное ограничение распространяется на факторинговые операции.
7.3. Для МКК, занимающихся оптовым кредитованием (апексные институты), максимальный совокупный размер микрокредита, выдаваемый одному и тому же заемщику или группе связанных лиц, должен быть не более двадцати процентов от размера собственного капитала.
7.3.-1. Выдача микрокредита, свыше максимального совокупного размера микрокредита, выдаваемого микрокредитной компанией одному и тому же заемщику или группе связанных лиц, установленного пунктом 7.3. настоящих Правил, за исключением микрофинансовых организаций, занимающихся оптовым кредитованием, допускается для целей расширения/развития действующего бизнеса, в том числе создание дополнительных рабочих мест, согласно статье 2 Закона Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", по следующим направлениям кредитования:
- торговля;
- сельское хозяйство (включая растениеводство, животноводство, заготовка/переработка сельскохозяйственных продуктов);
- услуги;
- транспорт;
- промышленность;
- строительство.
При выдаче МКК микрокредитов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, необходимо выполнение следующих условий:
1) наличие у МКК разработанной в соответствии с целями и задачами микрофинансирования политики с определением конкретных кредитных продуктов;
2) сумма такого микрокредита, при соблюдении установленных условий (не более 10 процентов от уставного капитала), не должна быть свыше 1000000 (одного миллиона) сомов;
3) имеется соответствующая информация из Кредитного информационного бюро (КИБ) относительно кредитной истории заявителя, в том числе по просроченным кредитам, ранее полученным заявителем, а также информация о том, выступает ли заявитель в качестве поручителя по каким-либо другим кредитам;
4) имеются необходимые документальные подтверждения платежеспособности заявителя (права владения активами, генерирующими доход заявителя, справка о заработной плате с места работы, патент, свидетельство и т.д.), а также проведена оценка платежеспособности заявителя, подтвержденная заключением ответственного кредитного специалиста или сотрудника в соответствии с кредитной политикой и/или иными внутренними документами МКК;
5) предоставляется Анкета-заявка на получение кредита заявителя, при этом, в Анкете-заявке на получение кредита должны быть указаны цели использования микрокредита с соответствующими расчетами и прогнозами;
6) имеются внутренние нормативные документы МКК, предусматривающие порядок последующего мониторинга целевого использования выданного микрокредита;
7) коэффициент покрытия долга заемщика равен отношению совокупного дохода заемщика к месячному взносу по кредиту (по основной сумме и процентам) не менее 130 процентов.
7.4. Установить для МКК, за исключением указанных в пункте 7.5. МКК, следующие нормативы:
- норматив максимального совокупного размера средств, заимствованных от юридических лиц, в размере не более 150 процентов от собственного капитала;
- норматив максимального совокупного размера средств, заимствованных от учредителей (акционеров) – физических лиц, в размере не более 100 процентов от собственного капитала;
- норматив максимального совокупного размера средств, заимствованных от учредителей (акционеров) – юридических лиц, в размере не более 100 процентов от собственного капитала.
7.5. Установить для МКК, занимающихся оптовым кредитованием (апексные институты), следующие нормативы:
- норматив максимального совокупного размера средств, заимствованных от учредителей (акционеров) – физических лиц, в размере не более 200 процентов от собственного капитала;
- норматив максимального совокупного размера средств, заимствованных от учредителей (акционеров) – юридических лиц, в размере не более 200 процентов от собственного капитала.
Процентная ставка по средствам, заимствованным от учредителей (акционеров), не должна превышать учетную ставку Национального банка более чем на 5 процентных пунктов.
7.6. Для МКК, занимающихся оптовым кредитованием (апексные институты) и имеющих обязательства перед кредиторами (в том числе ФКУ), установить норматив адекватности (достаточности) капитала.
Значение норматива адекватности (достаточности) капитала N1 необходимо поддерживать на уровне не менее 15%
Норматив адекватности капитала определяется по формуле:
N1= СК / СА * 100%, где:
СК - собственный капитал МКК на дату оценки;
СА - сумма балансовых активов на дату оценки за минусом суммы депозитов, размещенных в финансово-кредитных учреждениях в качестве залога в размере суммы привлеченных средств в национальной валюте в целях хеджирования валютных рисков.
7.7. Расчет собственного капитала МКК (на дату оценки) производить на основе следующих показателей:
- оплаченного уставного капитала (стоимость простых и привилегированных акций, или долевой капитал);
- капитала, внесенного сверх номинала (для акционерных обществ);
- дополнительного капитала, внесенного физическими и юридическими лицами;
- резервов для будущих потребностей;
- нераспределенной прибыли/убытков прошлых лет;
- убытков текущего года;
- за минусом инвестиций в капитал (акции, долевое участие) других микрофинансовых организаций, лизинговых компаний и банков.
При этом под инвестициями в капитал (акции, долевое участие) понимается остаток фактически вложенных средств в капитал МФО, лизинговых компаний и банков.
7.8. МКА осуществляет выдачу микрокредитов (обеспеченные и необеспеченные микрокредиты) в национальной валюте за счет собственных средств и заемных средств финансово-кредитных учреждений и/или международных финансовых организаций на условиях, оговоренных с заемщиком в соответствии с уставными целями некоммерческой организации, определяемыми участниками микрокредитного агентства.
7.8.1. Максимальный совокупный размер микрокредита, выдаваемый микрокредитным агентством одному и тому же заемщику или группе связанных лиц, должен быть определен в размере не более 50 тыс. сомов, эффективная процентная ставка по которому не должна превышать учетную ставку Национального банка на момент выдачи кредита более чем на 5 процентных пунктов.
7.9. МКК/МКА должны осуществлять делопроизводство на государственном и/или на официальном языках. Все внутренние документы, в том числе договоры, контракты, соглашения с контрагентами, необходимо оформлять на государственном или на официальном языках. При этом допускается оформление договоров с контрагентами на государственном и/или официальном и на иностранном языках, имеющих равную юридическую силу. Оформление договоров на иностранном языке допускается толь-ко при наличии заверенного в установленном порядке перевода на государственный или официальный язык.";
2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении Положения "О периодическом регулятивном отчете микрокредитной компании/микрокредитного агентства и ломбарда" и Положения "О периодическом регулятивном отчете микрофинансовой компании" от 27 мая 2009 года №25/3 следующие изменения:
- Раздел 7 "Сведения о соблюдении экономических нормативов" дополнить строками следующего содержания: "
Норматив адекватности капитала |
N1 |
СА * 100% СК |
|
Не более 15% |
|
Максимальный совокупный размер средств, заимствованных от юридических лиц |
|
СЗЮ*150% |
|
не более 150% |
|
|
СК |
||||
Максимальный совокупный размер средств, заимствованных МКК от учредителей (акционеров) – физических лиц |
|
СЗФЛ*200% СК |
|
не более 200% |
|
Максимальный совокупный размер средств, заимствованных МКК от учредителей (акционеров) – юридических лиц |
|
СЗЮЛ*200% СК |
|
не более 200% |
|
СЗЮ- совокупный размер средств заимствованных от юридических лиц; |
".
3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "Об утверждении новой редакции Временного положения "О реабилитации банков, находящихся в процессе банкротства" от 2 мая 2007 года № 23/4 следующие изменения:
1) в наименовании и по всему тексту слова "новой редакции Временного положения" заменить словом "Положение" в соответсвующих падежах;
2) во Временном положеним "О реабилитации банков, находящихся в процессе банкротства", утвержденное вышеуказанным постановлением:
- по всему тексту аббревиатуру "НБКР" заменить словами "Национальный банк" в соответствующих падежах;
- абзац пятый пункта 1.4. признать утратившим силу;
- пункт 3.4. признать утратившим силу;
- абзац второй пункта 4.6. изложить в следующей редакции:
"- план по подготовке и представлению на согласование с Национальным банком пакета документов, предоставляемые как для создания банка в соответствии с требованиями законодательства.";
- пункт 5.2. изложить в следующей редакции:
"5.2.Признание выпусков акции недействительными производится в соответствии с законодательством.";
- пункт 5.4. изложить в следующей редакции:
"5.4. По вступлении в законную силу судебного акта о признании недействительными выпусков акций банка-должника и осуществлении других предусмотренных планом реабилитации мероприятий, в том числе по конкурсному отбору инвестора, специальный администратор инициирует государственную перерегистрацию банка-должника в связи с принятием новой редакции его устава, закрепляющего размер уставного капитала банка, который соответствует требованиям Национального банка по минимальному размеру капитала для вновь открываемых коммерческих банков, а также осуществляет новую регистрацию выпуска акций банка-должника.";
- пункт 6.5. изложить в следующей редакции:
"6.5. Национальный Банк рассматривает окончательный отчет и ходатайство о восстановлении лицензии и в течение десяти календарных дней возобновляет действие приостановленной лицензии и выдает данному банку лицензию на проведение банковских операций.";
4. Внести в постановление правления Национального банка Кыргызской Республики "О "Временных правилах ведения бухгалтерского учета и представления информации о финансовом положении коммерческими банками и другими финансово-кредитными учреждениями при процедуре специального администрирования методом ликвидации" от 24 июня 2002 года № 26/4 следующие изменения:
1) в названии и по всему тексту слова "Временные правила" заменить словом "Правила" в соответствующих падежах;
2) во Временных правилах ведения бухгалтерского учета и представления информации о финансовом положении коммерческими банками и другими финансово-кредитными учреждениями при процедуре специального администрирования методом ликвидации, утвержденных вышеуказанным постановлением:
- в названии и по всему тексту слова "Временные правила" заменить словом "Правила" в соответствующих падежах;
- по всему тексту аббревиатуру "НБКР" заменить словами "Национальный банк" в соответствующих падежах;
- подпункты 1-3 пункта 6.5.1. изложить в следующей редакции:
"1) ежедневный пробный баланс по Приложению 1 Положения " О требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков Кыргызской Республики", утвержденных постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 12 марта 2010 года № 6/2, представляется до момента полной ликвидации банка по мере возникновения и отражения операций на счетах прибыли (убытки) и балансовых счетах, на конец отчетного дня.";
"2) ежеквартальный балансовый отчет по Приложению 1 Положения "О требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков Кыргызской Республики", предоставляется не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.";
"3) балансовый отчет за отчетный период с 1 января по 31 декабря включительно по Приложению 1 Положения "О требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков Кыргызской Республики", предоставляется в Национальный банк не позднее 15 февраля следующего за отчетным годом.".
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
к проекту "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики"
№ |
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Правила регулирования деятельности микрофинансовых компаний на территории Кыргызской Республики |
Правила регулирования деятельности микрофинансовых организаций на территории Кыргызской Республики |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Общие положения 1.1. Настоящие Правила разработаны на основании Закона "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике" и в соответствии с функциями и задачами, возложенными на Национальный банк Законом "О Национальном банке Кыргызской Республики". 1.2. Целью деятельности микрофинансовых компаний является предоставление населению доступных услуг по микрофинансированию для содействия в преодолении бедности, повышения уровня занятости, содействия развитию предпринимательства и социальной мобилизации населения Кыргызской Республики. При этом микрофинансовая компания вправе преследовать и иные цели, определенные ее учредительными документами и не противоречащие действующему законодательству Кыргызской Республики. 1.3. Национальный банк Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) в целях обеспечения устойчивого развития микрофинансовых компаний и поддержания доверия населения к их деятельности устанавливает экономические нормативы и требования, обязательные для выполнения микрофинансовыми компаниями (далее - МФК). 1.4. Микрофинансовые компании могут устанавливать более высокие требования по экономическим нормативам, согласно своей внутренней политике управления рисками, не нарушая при этом значений, требуемых для исполнения нормативными актами Национального банка Кыргызской Республики. 1.5. В соответствии с Законом "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике" Национальный банк вправе устанавливать в отношении микрофинансовых организаций квалификационные и другие требования для получения лицензии в качестве микрофинансовой компании на право осуществления деятельности по приему срочных вкладов от физических и юридических лиц (далее - вкладов). 1.6. Микрофинансовые компании осуществляют операции по микрокредитованию и привлечению вкладов в национальной валюте Кыргызской Республики, а также в иностранной валюте при наличии дополнительной лицензии (указания в лицензии) Национального банка и другие операции, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики. 1.7. Микрофинансовые компании оформляют выдачу микрокредитов заемщикам кредитным договором в соответствии с требованиями законодательства, в том числе под субсидиарную или солидарную ответственность группы лиц.. 1.8. Микрофинансовые компании должны осуществлять бухгалтерский учет своих операций и формировать финансовую отчетность в соответствии с требованиями Национального банка к учету и отчетности в лицензируемых им коммерческих банках и финансово-кредитных учреждениях. 1.9. Микрофинансовая компания осуществляет внутренний аудит с тем, чтобы проверить достоверность счетов, проверить и оценить адекватность и эффективность своей системы внутреннего контроля в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также оценить подверженность определенным, свойственным исключительно микрофинансовой компании, рискам, не предусмотренным нормативными правовыми актами Национального банка. Для этого микрофинансовая компания обязана создать свою службу внутреннего аудита. |
Общие положения 1.1. Настоящие Правила разработаны на основании Закона "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике" и в соответствии с функциями и задачами, возложенными на Национальный банк Законом "О Национальном банке Кыргызской Республики". 1.2. Целью деятельности микрофинансовых организаций (далее - МФО) является предоставление населению доступных услуг по микрофинансированию для содействия в преодолении бедности, повышения уровня занятости, содействия развитию предпринимательства и социальной мобилизации населения Кыргызской Республики. При этом микрофинансовая организация вправе преследовать и иные цели, определенные ее учредительными документами и не противоречащие действующему законодательству Кыргызской Республики. 1.3. Национальный банк Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) в целях обеспечения устойчивого развития микрофинансовых организаций и поддержания доверия населения к их деятельности устанавливает экономические нормативы и требования, обязательные для выполнения микрофинансовыми организациями. 1.4. Микрофинансовые организации могут устанавливать более высокие требования по экономическим нормативам, согласно своей внутренней политике управления рисками, не нарушая при этом значений, требуемых для исполнения нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики. 1.5. 1.6. 1.7.Микрофинансовые организации оформляют выдачу микрокредитов заемщикам кредитным договором в соответствии с требованиями законодательства, в том числе под субсидиарную или солидарную ответственность группы лиц. 1.8.Микрофинансовые организации должны осуществлять бухгалтерский учет своих операций и формировать финансовую отчетность в соответствии с требованиями Национального банка к учету и отчетности в лицензируемых им коммерческих банках и финансово-кредитных учреждениях. 1.9.Микрофинансовая организация осуществляет внутренний аудит с тем, чтобы проверить достоверность счетов, проверить и оценить адекватность и эффективность своей системы внутреннего контроля в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Для этого микрофинансовая компания (далее - МФК) обязана, а микрокредитная компания (далее - МКК) и микрокредитное агентство (далее - МКА) может создать свою службу внутреннего аудита. 1.10.Системообразующими считаются МКК/МКА, которые имеют системную значимость для микрофинансового сектора. Критерии системной значимости определяются нормативными правовыми актами Национального банка. В отношении системообразующих МКК/МКА применяется специальный режим регулирования и надзора, устанавливаемый Национальным банком. 1.11. В целях настоящих Правил под оптовым кредитом понимается кредит, предоставляемый микрофинансовым организациям для рефинансирования микрофинансового сектора в целях продвижения финансовых услуг в регионах и поддержки предпринимательской активности. Под МФО, занимающимся оптовым кредитованием (апексный институт), подразумевается МФО, в котором доля оптовых кредитов составляет более 80 процентов от его кредитного портфеля. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Регулирование деятельности микрофинансовых компаний, не осуществляющих прием вкладов 2.1. Микрофинансовые компании не имеют права: 1) выдавать кредиты на приобретение ценных бумаг, выпущенных самой МФК, а также принимать их в качестве залога; 2) выдавать поручительства; 3) выдавать гарантии в размере, превышающем в совокупности с микрокредитом (лизингом) норматив максимального размера кредита на одного заемщика; 4) осуществлять иные банковские операции и сделки, определенные законодательством Кыргызской Республики, кроме операций и сделок, предусмотренных Законом "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике"; 5) осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; 6) выдавать аккредитивы, осуществлять операции с драгоценными металлами и доверительное управление имуществом. Микрофинансовые компании должны иметь утвержденную Советом директоров внутреннюю кредитную политику, обязательно определяющую основной регион деятельности, максимальный размер микрокредита, выдаваемый одному и тому же лицу, но не более трех процентов от минимального размера уставного капитала, установленного Национальным банком для вновь создаваемой МФК (не привлекающая срочных вкладов от физических и юридических лиц), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1.-1 настоящих правил, а также категории заемщиков, имеющих право на получение микрокредита в соответствии с целями микрофинансовых организаций, установленными в Законе "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике. Для МФК, занимающихся оптовым кредитованием, максимальный размер микрокредита, выдаваемый одному и тому же лицу, не должен превышать 10% от размера собственного капитала. 2.1.1. Выдача микрокредита, свыше максимального размера микрокредита, выдаваемого микрофинансовойорганизацией одному и тому же заемщику, установленного пунктом 2.1. настоящих правил, за исключением микрофинансовыхкомпаний, осуществляющих прием срочных вкладов от физических и юридических лиц и/или занимающихся оптовым кредитованием, допускается для целей расширения/развития действующего бизнеса, в том числе создание дополнительных рабочих мест, согласно статье 2 Закона Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", по следующим направлениям кредитования: - торговля; -сельское хозяйство (включая растениеводство, животноводство, заготовка/переработка сельскохозяйственных продуктов); - услуги; - транспорт; - промышленность; - строительство. - и другие направления, не противоречащие целям и задачам микрофинансирования, в соответствии с требованиями Закона Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике". При выдаче микрофинансовыми компаниями микрокредитов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, необходимо выполнение следующих условий: 1) наличие у микрофинансовой компании разработанной в соответствии с целями и задачами микрофинансирования политики с определением конкретных кредитных продуктов; 2) сумма такого микрокредита, при соблюдении установленных условий (не более 10% от уставного капитала), не должна быть свыше 3000000 (трех миллионов) сомов (или эквивалента в иностранной валюте); 3) имеется соответствующая информация из Кредитного информационного бюро (КИБ) относительно кредитной истории заявителя, в том числе по просроченным кредитам, ранее полученным заявителем, а также информация о том, выступает ли заявитель в качестве поручителя по каким-либо другим кредитам; 4) имеются необходимые документальные подтверждения платежеспособности заявителя (права владения активами, генерирующими доход заявителя, справка о заработной плате с места работы, патент, свидетельство и т.д.), а также проведена оценка платежеспособности заявителя, подтвержденная заключением ответственного кредитного специалиста или сотрудника в соответствии с кредитной политикой и/или иными внутренними документами микрокредитной компании; 5) предоставлен Бизнес-план заявителя, при этом, в Бизнес-плане должны быть указаны цели использования кредита с соответствующими расчетами и прогнозами; 6) имеются внутренние нормативные документы микрофинансовой компании, предусматривающие порядок последующего мониторинга целевого использования выданного микрокредита; 7) коэффициент покрытия долга заемщика равен отношению совокупного дохода заемщика к месячному взносу по кредиту (по основной сумме и процентам) не менее 130 процентов. |
Регулирование деятельности микрофинансовых компаний, не осуществляющих прием вкладов 2.1. Микрофинансовые компании не имеют права: 1) выдавать кредиты на приобретение ценных бумаг, выпущенных самой МФК, а также принимать их в качестве залога; 2) выдавать поручительства; 3) выдавать гарантии в размере, превышающем в совокупности с микрокредитом (лизингом) норматив максимального размера кредита на одного заемщика; 4) осуществлять иные банковские операции и сделки, определенные законодательством Кыргызской Республики, кроме операций и сделок, предусмотренных Законом "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике"; 5) осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; 6) выдавать аккредитивы, осуществлять операции с драгоценными металлами и доверительное управление имуществом. Микрофинансовые компании должны иметь утвержденную Советом директоров внутреннюю кредитную политику. Данная внутренняя кредитная политика должна определять основной регион деятельности, а также максимальный совокупный размер микрокредита, выдаваемый одному и тому же заемщику или группе связанных лиц, в размере не более трех процентов от минимального размера уставного капитала, установленного Национальным банком для вновь создаваемой МФК (не привлекающей срочные вклады от физических и юридических лиц). Для МФК, занимающихся оптовым кредитованием (апексные институты), максимальный совокупный размер микрокредита, выдаваемый одному и тому же заемщику или группе связанных лиц, не должен превышать 10 процентов от размера собственного капитала. 2.1.1. Выдача микрокредита, свыше максимального совокупного размера микрокредита, выдаваемого микрофинансовой организацией одному и тому же заемщику или группе связанных лиц, установленного пунктом 2.1. настоящих правил, за исключением микрофинансовых компаний, осуществляющих прием срочных вкладов от физических и юридических лиц и/или занимающихся оптовым кредитованием, допускается для целей расширения/развития действующего бизнеса, в том числе создание дополнительных рабочих мест, согласно статье 2 Закона Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", по следующим направлениям кредитования: - торговля; -сельское хозяйство (включая растениеводство, животноводство, заготовка/переработка сельскохозяйственных продуктов); - услуги; - транспорт; - промышленность; - строительство. При выдаче МФК микрокредитов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, необходимо выполнение следующих условий: 1) наличие у МФК разработанной в соответствии с целями и задачами микрофинансирования политики с определением конкретных кредитных продуктов; 2) сумма такого микрокредита, при соблюдении установленных условий (не более 10 процентов от уставного капитала), не должна быть свыше 3000000 (трех миллионов) сомов (или эквивалента в иностранной валюте); 3) имеется соответствующая информация из Кредитного информационного бюро (КИБ) относительно кредитной истории заявителя, в том числе по просроченным кредитам, ранее полученным заявителем, а также информация о том, выступает ли заявитель в качестве поручителя по каким-либо другим кредитам; 4) имеются необходимые документальные подтверждения платежеспособности заявителя (права владения активами, генерирующими доход заявителя, справка о заработной плате с места работы, патент, свидетельство и т.д.), а также проведена оценка платежеспособности заявителя, подтвержденная заключением ответственного кредитного специалиста или сотрудника в соответствии с кредитной политикой и/или иными внутренними документами микрокредитной компании; 5) предоставляется Анкета-заявка на получение кредита заявителя, при этом, в Анкете-заявке на получение кредита должны быть указаны цели использования кредита с соответствующими расчетами и прогнозами; 6) имеются внутренние нормативные документы микрофинансовой компании, предусматривающие порядок последующего мониторинга целевого использования выданного микрокредита; 7) коэффициент покрытия долга заемщика равен отношению совокупного дохода заемщика к месячному взносу по кредиту (по основной сумме и процентам) не менее 130 процентов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
2.6. МФК должны осуществлять делопроизводство на государственном и/или на официальном языках. Все внутренние документы, в том числе договоры, контракты, соглашения с контрагентами, необходимо оформлять на государственном или на официальном языках. При этом допускается оформление договоров с контрагентами на государственном и/или официальном и на иностранном языках, имеющих равную юридическую силу. Оформление договоров на иностранном языке допускается только при наличии заверенного в установленном порядке перевода на государственный или официальный язык. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Дополнить разделом : 7. Регулирование деятельности микрокредитных компаний и микрокредитных агенств 7.1. МКК или МКА не имеют права выпускать ценные бумаги, кроме акций, выпускаемых МКК в форме акционерных обществ, а также не имеют права осуществлять иные банковские операции, не предусмотренные статьей 33 Закона Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", за исключением операций финансового лизинга. 7.2. Максимальный совокупный размер микрокредита, выдаваемый микрокредитной компанией одному и тому же лицу или группе связанных лиц, должен быть определен в размере не более шести процентов от минимального размера уставного капитала, установленного Национальным банком для вновь создаваемой МКК. Данное ограничение распространяется на факторинговые операции. 7.3. Для МКК, занимающихся оптовым кредитованием (апексные институты), максимальный совокупный размер микрокредита, выдаваемый одному и тому же заемщику или группе связанных лиц, должен быть не более двадцати процентов от размера собственного капитала. 7.3.-1. Выдача микрокредита, свыше максимального совокупного размера микрокредита, выдаваемого микрокредитной компанией одному и тому же заемщику или группе связанных лиц, установленного пунктом 7.3. настоящих Правил, за исключением микрофинансовых организаций, занимающихся оптовым кредитованием, допускается для целей расширения/развития действующего бизнеса, в том числе создание дополнительных рабочих мест, согласно статье 2 Закона Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", по следующим направлениям кредитования: - торговля; -сельское хозяйство (включая растениеводство, животноводство, заготовка/переработка сельскохозяйственных продуктов); - услуги; - транспорт; - промышленность; - строительство. При выдаче МКК микрокредитов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, необходимо выполнение следующих условий: 1) наличие у МКК разработанной в соответствии с целями и задачами микрофинансирования политики с определением конкретных кредитных продуктов; 2) сумма такого микрокредита, при соблюдении установленных условий (не более 10 процентов от уставного капитала), не должна быть свыше 1000000 (одного миллиона) сомов; 3) имеется соответствующая информация из Кредитного информационного бюро (КИБ) относительно кредитной истории заявителя, в том числе по просроченным кредитам, ранее полученным заявителем, а также информация о том, выступает ли заявитель в качестве поручителя по каким-либо другим кредитам; 4) имеются необходимые документальные подтверждения платежеспособности заявителя (права владения активами, генерирующими доход заявителя, справка о заработной плате с места работы, патент, свидетельство и т.д.), а также проведена оценка платежеспособности заявителя, подтвержденная заключением ответственного кредитного специалиста или сотрудника в соответствии с кредитной политикой и/или иными внутренними документами МКК; 5) предоставляется Анкета-заявка на получение кредита заявителя, при этом, в Анкете-заявке на получение кредита должны быть указаны цели использования микрокредита с соответствующими расчетами и прогнозами; 6) имеются внутренние нормативные документы МКК, предусматривающие порядок последующего мониторинга целевого использования выданного микрокредита; 7) коэффициент покрытия долга заемщика равен отношению совокупного дохода заемщика к месячному взносу по кредиту (по основной сумме и процентам) не менее 130 процентов. 7.4. Установить для МКК, за исключением указанных в пункте 7.5. МКК, следующие нормативы: - норматив максимального совокупного размера средств, заимствованных от юридических лиц, в размере не более 150 процентов от собственного капитала; - норматив максимального совокупного размера средств, заимствованных от учредителей (акционеров) – физических лиц, в размере не более 100 процентов от собственного капитала; - норматив максимального совокупного размера средств, заимствованных от учредителей (акционеров) – юридических лиц, в размере не более 100 процентов от собственного капитала. 7.5. Установить для МКК, занимающихся оптовым кредитованием (апексные институты), следующие нормативы: - норматив максимального совокупного размера средств, заимствованных от учредителей (акционеров) – физических лиц, в размере не более 200 процентов от собственного капитала; - норматив максимального совокупного размера средств, заимствованных от учредителей (акционеров) – юридических лиц, в размере не более 200 процентов от собственного капитала. Процентная ставка по средствам, заимствованным от учредителей (акционеров), не должна превышать учетную ставку Национального банка более чем на 5 процентных пунктов. 7.6. Для МКК, занимающихся оптовым кредитованием (апексные институты) и имеющих обязательства перед кредиторами (в том числе ФКУ), установить норматив адекватности (достаточности) капитала. Значение норматива адекватности (достаточности) капитала N1 необходимо поддерживать на уровне не менее 15% Норматив адекватности капитала определяется по формуле: N1= СК / СА * 100%, где: СК - собственный капитал МКК на дату оценки; СА - сумма балансовых активов на дату оценки за минусом суммы депозитов, размещенных в финансово-кредитных учреждениях в качестве залога в размере суммы привлеченных средств в национальной валюте в целях хеджирования валютных рисков. 7.7. Расчет собственного капитала МКК (на дату оценки) производить на основе следующих показателей: оплаченного уставного капитала (стоимость простых и привилегированных акций, или долевой капитал); капитала, внесенного сверх номинала (для акционерных обществ); дополнительного капитала, внесенного физическими и юридическими лицами; резервов для будущих потребностей; нераспределенной прибыли/убытков прошлых лет; убытков текущего года; за минусом инвестиций в капитал (акции, долевое участие) других микрофинансовых организаций, лизинговых компаний и банков. При этом под инвестициями в капитал (акции, долевое участие) понимается остаток фактически вложенных средств в капитал МФО, лизинговых компаний и банков. 7.8. МКА осуществляет выдачу микрокредитов (обеспеченные и необеспеченные микрокредиты) в национальной валюте за счет собственных средств и заемных средств финансово-кредитных учреждений и/или международных финансовых организаций на условиях, оговоренных с заемщиком в соответствии с уставными целями некоммерческой организации, определяемыми участниками микрокредитного агентства. 7.8.1. Максимальный совокупный размер микрокредита, выдаваемый микрокредитным агентством одному и тому же заемщику или группе связанных лиц, должен быть определен в размере не более 50 тыс. сомов, эффективная процентная ставка по которому не должна превышать учетную ставку Национального банка на момент выдачи кредита более чем на 5 процентных пунктов. 7.9. МКК/МКА должны осуществлять делопроизводство на государственном и/или на официальном языках. Все внутренние документы, в том числе договоры, контракты, соглашения с контрагентами, необходимо оформлять на государственном или на официальном языках. При этом допускается оформление договоров с контрагентами на государственном и/или официальном и на иностранном языках, имеющих равную юридическую силу. Оформление договоров на иностранном языке допускается толь-ко при наличии заверенного в установленном порядке перевода на государственный или официальный язык. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Положения "О периодическом регулятивном отчете микрофинансовой компании" - Раздел 7 "Сведения о соблюдении экономических нормативов" |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ФОРМА по исполнению экономических нормативов для МКК, лицензируемых и регулируемых Национальным банком
|
ФОРМА по исполнению экономических нормативов для МКК, лицензируемых и регулируемых Национальным банком
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Временное положение о реабилитации банков, находящихся в процессе банкротства |
Положение о реабилитации банков, находящихся в процессе банкротства |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
I. Общие положения
1.1. Настоящее временное положение регулирует порядок и процедуры осуществления реабилитации банков, находящихся в процессе банкротства, и подлежит применению к любому коммерческому банку, включая финансово-кредитные учреждения, осуществляющие операции с депозитами, действующие на территории Кыргызской Республики и подлежащие лицензированию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 1.2. В целях настоящего временного положения под реабилитацией банка, находящегося в процессе банкротства (далее - "банк-должник"), понимается процедура, применяемая в процессе банкротства в целях восстановления платежеспособности данного банка. Платежеспособность банка может быть восстановлена посредством привлечения стороннего инвестора принимающего на себя финансовые обязательства по полному погашению всей кредиторской задолженности банка-должника. Под инвестором в настоящем временном положении понимается любое юридическое или физическое лицо (группа лиц), отвечающее требованиям Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" и требованиям НБКР, предъявляемым к действующим акционерам коммерческих банков. 1.3. Предметом регулирования настоящего временного положения является проведение процедуры реабилитации, осуществляемой во внесудебном порядке в соответствии с положениями Закона Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)" после вступления в силу решения суда о признании недействительными всех ранее выпущенных акций банка-должника. 1.4. Настоящее временное положение разработано на основании: - Закона Кыргызской Республики "О консервации, ликвидации и банкротстве банков"; - Закона Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)"; - Закона Кыргызской Республики "О рынке ценных бумаг"; - Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска акций несостоявшимся или недействительным", утвержденного постановлением Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по рынку ценных бумаг от 6 ноября 2001 года N 92, зарегистрированного в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 26 ноября 2001 года, регистрационный номер 196-01. II. Возбуждение процедуры реабилитации банка-должника
2.1. Процедура реабилитации банка-должника может быть возбуждена специальным администратором или группой кредиторов (в количестве не менее двух третей от общего числа кредиторов) путем решения этого вопроса на созванном собрании кредиторов. 2.2. Для возбуждения процедуры реабилитации банком-должником он должен иметь неудовлетворительный баланс или быть не в состоянии погасить свои долги после наступления срока их погашения, при этом минимальной суммы долга не требуется (требования к размеру долга не устанавливаются). 2.3. Процедура реабилитации применяется к банку-должнику с предварительным одобрением ее проведения Национальным банком Кыргызской Республики (далее - "НБКР"), для чего специальный администратор (группа кредиторов) банка-должника одновременно с созывом собрания кредиторов должен обратиться в НБКР с предоставлением следующих документов: - ходатайство о применении к банку-должнику процедуры реабилитации; - список кредиторов банка-должника с суммами задолженности; - балансы банка-должника на последнюю отчетную дату; - план реабилитации банка-должника, содержащий минимальные требования для инвестора; - уведомление о созыве собрания кредиторов банка-должника для рассмотрения вопроса о возбуждении процедуры его реабилитации. 2.4. На собрании кредиторов инициатор проведения процедуры реабилитации обязан представить полную финансовую информацию о банке-должнике, решение НБКР о согласовании применения процедуры реабилитации к данному банку и письменный план реабилитации, содержащий минимальные требования для инвестора по восстановлению платежеспособности банка и его дальнейшего развития. 2.5. На собрании кредиторов вправе присутствовать кредиторы банка-должника, его специальный администратор, представитель НБКР и другие лица, определенные действующим законодательством. 2.6. На собрании кредиторов по инициированию процедуры реабилитации банка-должника должны быть рассмотрены следующие вопросы: - возбуждение процедуры реабилитации в отношении к данному банку-должнику; - утверждение плана реабилитации с определением минимальных требований для инвестора по восстановлению платежеспособности банка и его дальнейшего развития. Если судебная процедура по признанию недействительными всех ранее выпущенных акций (эмиссий) банка-должника не была инициирована до собрания кредиторов, то на собрании кредиторов должен быть также рассмотрен вопрос: - инициирования судебной процедуры по признанию недействительными всех ранее выпущенных акций (эмиссий) банка-должника с предоставлением данных полномочий специальному администратору. 2.7. Кредиторы банка-должника на собрании могут решить: - принять план реабилитации; - внести изменения и дополнения в план и предложить их специальному администратору банка-должника, который должен в течение 14 календарных дней принять или отклонить измененный план. В случае отклонения измененного плана процедура реабилитации может быть обращена в процедуру специального администрирования в соответствии с Законом "О консервации, ликвидации и банкротстве банков"; - при необходимости отложить свое решение на срок не более 14 календарных дней. По истечении этого срока созывается второе собрание; - отклонить план реабилитации; - отклонить план реабилитации и возбудить (возобновить) процедуру специального администрирования. 2.8. Решение по вопросу о проведении процедуры реабилитации во внесудебном порядке считается принятым, если за него единогласно проголосовали все кредиторы, присутствующие на собрании, и специальный администратор банка-должника. Решение по другим вопросам первого или любого последующего собрания кредиторов считается принятым, если за него проголосовали кредиторы, претендующие на 60 и более процентов суммы долга банка-должника, причитающейся тем, кто присутствует на собрании. Сумма долга, причитающаяся тем, кто не присутствует на собрании, не имеет значения. 2.9. Специальный администратор или любой кредитор имеет право в течение 7 календарных дней обжаловать в суде решение собрания кредиторов. В этом случае заявитель должен приложить к заявлению текст плана реабилитации и протокол собрания кредиторов. 2.10. Последующие собрания кредиторов могут быть созваны специальным администратором или кредиторами, имеющими требования на 20 или более процентов от общей суммы долга. Последующие собрания могут быть созваны для изменения плана реабилитации, обращения процедуры реабилитации в специальное администрирование или по другим законным причинам.
III. Восстановление лицензии на проведение банковских операций
3.1. По поступлении в НБКР ходатайства специального администратора о применении к банку-должнику процедуры реабилитации с определенными настоящим временным положением документами, Правление Национального банка Кыргызской Республики должно в 30-дневный срок, рассмотреть представленные документы и, если, представленный план реабилитации удовлетворяет требованиям Закона Кыргызской Республики "О банкротстве", одобрить его и восстановить банку лицензию на проведение банковских операций, существовавшую у банка на момент ее отзыва. Восстановление лицензии оформляется решением Правления НБКР. 3.2. Если представленные документы не удовлетворяют требованиям, предъявляемым Законом Кыргызской Республики "О банкротстве", то НБКР, в 30-дневный срок с момента подачи документов, представляет мотивированный отказ с объяснением причин такого решения. Если в 30-дневный срок с момента получения документов Национальный банк Кыргызской Республики не предоставляет мотивированного отказа, то специальный администратор имеет право обратиться в суд для утверждения плана реабилитации и восстановления лицензии на проведение банковских операций в судебном порядке. Если специальный администратор не согласен с мотивированным отказом Национального банка Кыргызской Республики, то специальный администратор имеет право обратиться в суд для утверждения плана реабилитации и восстановления лицензии на проведение банковских операций в судебном порядке. 3.3. НБКР вправе, одновременно с восстановлением лицензии на проведение банковских операций, принять решение о приостановлении действия этой лицензии, до выполнения банком-должником всех требований, предусмотренных планом реабилитации. 3.4. После выполнения банком-должником всех требований, предусмотренных планом реабилитации, Национальный Банк Кыргызской Республики в течение 10 календарных дней выдает данному банку полную лицензию на проведение банковских операций или снимает с нее ограничения.
IV. План реабилитации банка-должника
4.1. План реабилитации банка-должника должен соответствовать требованиям статьи 104 Закона Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)". 4.2. План реабилитации банка-должника может предусматривать любые реорганизационные, организационно-хозяйственные, финансово-экономические, правовые, технические, инвестиционные меры, направленные на восстановление платежеспособности банка-должника с целью предотвращения его ликвидации, в том числе: - сохранение банком-должником всех или части активов; - продажу (отчуждение) или распределение любой части активов банка-должника; - реорганизацию банка-должника в соответствии с законодательством; - пересмотр условий ранее заключенных банком-должником договоров, включая изменение процентной ставки; - изменение управления (менеджмента); - прекращение обязательств банка-должника путем прощения долга, отступного, новации обязательства, отсрочки либо рассрочки исполнения обязательств, скидки с долгов либо иным способом, предусмотренным гражданским законодательством; - исполнение обязательств банка-должника третьими лицами, в том числе привлечение для этих целей стороннего инвестора для восстановления его платежеспособности и дальнейшего развития; - обязательство по выполнению банком-должником в течение 12 месяцев нормативов Национального банка Кыргызской Республики, действительных по отношению к действующим банкам; - иные, не противоречащие законодательству, меры. 4.3. При включении в план реабилитации банка-должника положений о привлечении стороннего инвестора посредством продажи банка-должника для восстановления платежеспособности и дальнейшего развития банка данным планом также устанавливаются минимальные требования для такого инвестора и критерии отбора инвестиционных предложений (планов восстановления платежеспособности). 4.4. Если план реабилитации банка-должника предусматривает необходимость привлечения стороннего инвестора, тендерная комиссия, сформированная Агентством по реорганизации банков и реструктуризации долгов (ДЕБРА), в срок не позднее тридцати календарных дней с момента ее формирования публикует в средствах массовой информации сообщение о проведении тендера, который проводится после решения суда о признании недействительными ранних выпусков акций банка-должника, после чего в срок, установленный этим сообщением, проводит тендер по отбору инвестора для выполнения плана реабилитации и последующего владения и управления банком-должником в целях восстановления его платежеспособности и развития. В задачи тендерной комиссии входит подготовка тендерной документации и проведения тендера. В своей деятельности тендерная комиссия руководствуется соответствующим положением, утвержденным Агентством по реорганизации банков и реструктуризации долгов (ДЕБРА). По результатам тендера комиссия определяет его победителя, исходя из оценки и сравнения предложений претендентов по погашению кредиторской задолженности банка-должника, восстановлению его платежеспособности и дальнейшему развитию с учетом минимальных требований, установленных планом реабилитации, законодательством и НБКР. 4.5. Допускается досрочное выполнение мероприятий, предусмотренных планом реабилитации. 4.6. План реабилитации банка-должника должен включать как минимум следующие разделы, которые могут быть оформлены в виде приложений: - план выполнения банком-должником требований законодательства и нормативных документов НБКР по собственному капиталу, минимальному размеру уставного капитала в соответствии с п.2 постановления Правления НБКР от 20 сентября 1999 года N 61/1; - план по погашению задолженности перед кредиторами с указанием сроков погашения и сроков предоставления ежемесячных (до 15 числа каждого месяца) отчетов в НБКР. При этом срок погашения всех обязательств не должен превышать 12 календарных месяцев; - план по подготовке и представлению в НБКР документов на согласование в соответствии с требованиями законодательства применительно к действующим банкам. 4.7. Специальный администратор является единственным законным представителем банка-должника при выполнении плана реабилитации. 4.8. Допускается досрочное выполнение мероприятий, предусмотренных планом реабилитации.
V. Процедура признания недействительными ранее выпущенных акций банка-должника и регистрации нового выпуска акции
5.1. В связи с тем, что реабилитация банка-должника, проводимая посредством привлечения стороннего инвестора, является невозможной без получения последним права собственности на акции банка, а также учитывая, что все его акции, выпущенные до момента признания банка банкротом, являются необеспеченными какими-либо активами банка в силу его неплатежеспособности, все акции банка-должника, выпущенные до момента возбуждения процедуры реабилитации, подлежат признанию недействительными в судебном порядке. 5.2. Признание выпусков акции недействительными производится в соответствии с Положением "О порядке приостановления эмиссии и признания выпуска акций несостоявшимся или недействительным", утвержденным постановлением Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по рынку ценных бумаг от 6 ноября 2001 года N 92. 5.3. Если судебная процедура по признанию недействительными всех ранее выпущенных акций (эмиссий) банка-должника не была инициирована до собрания кредиторов, то для инициирования процедуры признания выпусков акций банка-должника недействительными специальный администратор, действуя на основании собрания кредиторов, обращается в суд с соответствующим иском, который подлежит рассмотрению в порядке, установленном действующим процессуальным законодательством. 5.4. По вступлении в законную силу судебного акта о признании недействительными выпусков акций банка-должника и осуществлении других предусмотренных планом реабилитации мероприятий, в том числе по конкурсному отбору инвестора, специальный администратор инициирует государственную перерегистрацию банка-должника в связи с принятием новой редакции его устава, закрепляющего размер уставного капитала банка, который соответствует требованиям НБКР для минимального размера капитала действующих коммерческих банков, а также осуществляет новую регистрацию выпуска акций банка-должника. 5.5. Поскольку регистрация выпуска акций производится с целью выполнения плана реабилитации, специальный администратор передает указанные акции инвестору, признанному победителем тендера, с целью оплаты им указанных акций в соответствии с действующим законодательством и требованиями НБКР. 5.6. После оплаты вновь выпущенных акций банка-должника сторонний инвестор производит регистрацию итогов выпуска данных ценных бумаг, с соблюдением требований законодательства, и становится их собственником без каких-либо ограничений и притязаний со стороны третьих лиц.
VI. Выполнение плана реабилитации банка-должника
6.1. Выполнение условий плана реабилитации банка-должника происходит под контролем НБКР. На период выполнения плана реабилитации контроль над его выполнением осуществляет НБКР. 6.2. Выполнение банком-должником условий плана реабилитации подтверждается предоставлением отчета специального администратора. Специальный администратор должен на ежемесячной основе предоставлять такие отчеты в НБКР. Данный отчет должен включать информацию о ходе реализации мероприятий, предусмотренных планом реабилитации с приложением подтверждающих документов. 6.3. По истечении срока плана реабилитации специальный администратор совместно с инвестором направляет в НБКР окончательный отчет о выполнении плана реабилитации вместе с ходатайством о восстановлении банку-должнику лицензии. 6.4. План реабилитации считается выполненным при условии полного погашения всей признанной кредиторской задолженности банка-должника, а также восстановлении его платежеспособности и создания условий для возобновления деятельности банка, в том числе выполнения всех требований законодательства и НБКР по собственному капиталу, банковскому помещению, внутренним актам, составу акционеров, органов управления и контроля. 6.5. НБКР рассматривается окончательный отчет и ходатайство о восстановлении лицензии в десятидневный срок с момента его получения. |
I. Общие положения
1.1. Настоящее временное положение регулирует порядок и процедуры осуществления реабилитации банков, находящихся в процессе банкротства, и подлежит применению к любому коммерческому банку, включая финансово-кредитные учреждения, осуществляющие операции с депозитами, действующие на территории Кыргызской Республики и подлежащие лицензированию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 1.2. В целях настоящего Положения под реабилитацией банка, находящегося в процессе банкротства (далее - "банк-должник"), понимается процедура, применяемая в процессе банкротства в целях восстановления платежеспособности данного банка. Платежеспособность банка может быть восстановлена посредством привлечения стороннего инвестора принимающего на себя финансовые обязательства по полному погашению всей кредиторской задолженности банка-должника. Под инвестором в настоящем Положении понимается любое юридическое или физическое лицо (группа лиц), отвечающее требованиям Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" и требованиям Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк), предъявляемым к действующим акционерам коммерческих банков. 1.3. Предметом регулирования настоящего Положения является проведение процедуры реабилитации, осуществляемой во внесудебном порядке в соответствии с положениями Закона Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)" после вступления в силу решения суда о признании недействительными всех ранее выпущенных акций банка-должника. 1.4. Настоящее Положение разработано на основании: - Закона Кыргызской Республики "О консервации, ликвидации и банкротстве банков"; - Закона Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)"; - Закона Кыргызской Республики "О рынке ценных бумаг"; - Прекратил действие в соответствии со статьей 36 Закона Кыргызской Республики от 20 июля 2009 года №241 "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики";
II. Возбуждение процедуры реабилитации банка-должника
2.1. Процедура реабилитации банка-должника может быть возбуждена специальным администратором или группой кредиторов (в количестве не менее двух третей от общего числа кредиторов) путем решения этого вопроса на созванном собрании кредиторов. 2.2. Для возбуждения процедуры реабилитации банком-должником он должен иметь неудовлетворительный баланс или быть не в состоянии погасить свои долги после наступления срока их погашения, при этом минимальной суммы долга не требуется (требования к размеру долга не устанавливаются). 2.3. Процедура реабилитации применяется к банку с предварительным одобрением ее проведения Национальным банком, для чего специальный администратор (группа кредиторов) банка-должника одновременно с созывом собрания кредиторов должен обратиться в Национальный банк с предоставлением следующих документов: - ходатайство о применении к банку-должнику процедуры реабилитации; - список кредиторов банка-должника с суммами задолженности; - балансы банка-должника на последнюю отчетную дату; - план реабилитации банка-должника, содержащий минимальные требования для инвестора; - уведомление о созыве собрания кредиторов банка-должника для рассмотрения вопроса о возбуждении процедуры его реабилитации. 2.4. На собрании кредиторов инициатор проведения процедуры реабилитации обязан представить полную финансовую информацию о банке-должнике, решение Национального банка о согласовании применения процедуры реабилитации к данному банку и письменный план реабилитации, содержащий минимальные требования для инвестора по восстановлению платежеспособности банка и его дальнейшего развития. 2.5. На собрании кредиторов вправе присутствовать кредиторы банка-должника, его специальный администратор, представитель Национального банка и другие лица, определенные действующим законодательством. 2.6. На собрании кредиторов по инициированию процедуры реабилитации банка-должника должны быть рассмотрены следующие вопросы: - возбуждение процедуры реабилитации в отношении к данному банку-должнику; - утверждение плана реабилитации с определением минимальных требований для инвестора по восстановлению платежеспособности банка и его дальнейшего развития. Если судебная процедура по признанию недействительными всех ранее выпущенных акций (эмиссий) банка-должника не была инициирована до собрания кредиторов, то на собрании кредиторов должен быть также рассмотрен вопрос: - инициирования судебной процедуры по признанию недействительными всех ранее выпущенных акций (эмиссий) банка-должника с предоставлением данных полномочий специальному администратору. 2.7. Кредиторы банка-должника на собрании могут решить: - принять план реабилитации; - внести изменения и дополнения в план и предложить их специальному администратору банка-должника, который должен в течение 14 календарных дней принять или отклонить измененный план. В случае отклонения измененного плана процедура реабилитации может быть обращена в процедуру специального администрирования в соответствии с Законом "О консервации, ликвидации и банкротстве банков"; - при необходимости отложить свое решение на срок не более 14 календарных дней. По истечении этого срока созывается второе собрание; - отклонить план реабилитации; - отклонить план реабилитации и возбудить (возобновить) процедуру специального администрирования. 2.8. Решение по вопросу о проведении процедуры реабилитации во внесудебном порядке считается принятым, если за него единогласно проголосовали все кредиторы, присутствующие на собрании, и специальный администратор банка-должника. Решение по другим вопросам первого или любого последующего собрания кредиторов считается принятым, если за него проголосовали кредиторы, претендующие на 60 и более процентов суммы долга банка-должника, причитающейся тем, кто присутствует на собрании. Сумма долга, причитающаяся тем, кто не присутствует на собрании, не имеет значения. 2.9. Специальный администратор или любой кредитор имеет право в течение 7 календарных дней обжаловать в суде решение собрания кредиторов. В этом случае заявитель должен приложить к заявлению текст плана реабилитации и протокол собрания кредиторов. 2.10. Последующие собрания кредиторов могут быть созваны специальным администратором или кредиторами, имеющими требования на 20 или более процентов от общей суммы долга. Последующие собрания могут быть созваны для изменения плана реабилитации, обращения процедуры реабилитации в специальное администрирование или по другим законным причинам.
III. Восстановление лицензии на проведение банковских операций
3.1. По поступлении в Национальный банк ходатайства специального администратора о применении к банку-должнику процедуры реабилитации с определенными настоящим Положением документами, Правление Национального банка должно в 30-дневный срок, рассмотреть представленные документы и, если, представленный план реабилитации удовлетворяет требованиям Закона Кыргызской Республики "О банкротстве", одобрить его и восстановить банку лицензию на проведение банковских операций, существовавшую у банка на момент ее отзыва. Восстановление лицензии оформляется решением Правления Национального банка. 3.2. Если представленные документы не удовлетворяют требованиям, то Национальный банк, в 30-дневный срок с момента подачи документов, представляет мотивированный отказ с объяснением причин такого решения. Если в 30-дневный срок с момента получения документов Национальный банк не предоставляет мотивированного отказа, то специальный администратор имеет право обратиться в суд для утверждения плана реабилитации и восстановления лицензии на проведение банковских операций в судебном порядке. Если специальный администратор не согласен с мотивированным отказом Национального банка, то специальный администратор имеет право обратиться в суд для утверждения плана реабилитации и восстановления лицензии на проведение банковских операций в судебном порядке. 3.3. Национальный банк вправе, одновременно с восстановлением лицензии на проведение банковских операций, принять решение о приостановлении действия этой лицензии, до выполнения банком-должником всех требований, предусмотренных планом реабилитации. 3.4.
IV. План реабилитации банка-должника
4.1. План реабилитации банка-должника должен соответствовать требованиям статьи 104 Закона Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)". 4.2. План реабилитации банка-должника может предусматривать любые реорганизационные, организационно-хозяйственные, финансово-экономические, правовые, технические, инвестиционные меры, направленные на восстановление платежеспособности банка-должника с целью предотвращения его ликвидации, в том числе: - сохранение банком-должником всех или части активов; - продажу (отчуждение) или распределение любой части активов банка-должника; - реорганизацию банка-должника в соответствии с законодательством; - пересмотр условий ранее заключенных банком-должником договоров, включая изменение процентной ставки; - изменение управления (менеджмента); - прекращение обязательств банка-должника путем прощения долга, отступного, новации обязательства, отсрочки либо рассрочки исполнения обязательств, скидки с долгов либо иным способом, предусмотренным гражданским законодательством; - исполнение обязательств банка-должника третьими лицами, в том числе привлечение для этих целей стороннего инвестора для восстановления его платежеспособности и дальнейшего развития; - обязательство по выполнению банком-должником в течение 12 месяцев нормативов Национального банка, действительных по отношению к действующим банкам; - иные, не противоречащие законодательству, меры.
4.3. При включении в план реабилитации банка-должника положений о привлечении стороннего инвестора посредством продажи банка-должника для восстановления платежеспособности и дальнейшего развития банка данным планом также устанавливаются минимальные требования для такого инвестора и критерии отбора инвестиционных предложений (планов восстановления платежеспособности). 4.4. Если план реабилитации банка-должника предусматривает необходимость привлечения стороннего инвестора, тендерная комиссия, сформированная Агентством по реорганизации банков и реструктуризации долгов (ДЕБРА), в срок не позднее тридцати календарных дней с момента ее формирования публикует в средствах массовой информации сообщение о проведении тендера, который проводится после решения суда о признании недействительными ранних выпусков акций банка-должника, после чего в срок, установленный этим сообщением, проводит тендер по отбору инвестора для выполнения плана реабилитации и последующего владения и управления банком-должником в целях восстановления его платежеспособности и развития. В задачи тендерной комиссии входит подготовка тендерной документации и проведения тендера. В своей деятельности тендерная комиссия руководствуется соответствующим положением, утвержденным Агентством по реорганизации банков и реструктуризации долгов (ДЕБРА). По результатам тендера комиссия определяет его победителя, исходя из оценки и сравнения предложений претендентов по погашению кредиторской задолженности банка-должника, восстановлению его платежеспособности и дальнейшему развитию с учетом минимальных требований, установленных планом реабилитации, законодательством и Национальным банком. 4.5. Допускается досрочное выполнение мероприятий, предусмотренных планом реабилитации. 4.6. План реабилитации банка-должника должен включать как минимум следующие разделы, которые могут быть оформлены в виде приложений: - план по подготовке и представлению на согласование с Национальным банком пакета документов, предоставляемые как для создания банка в соответствии с требованиями законодательства. - план по погашению задолженности перед кредиторами с указанием сроков погашения и сроков предоставления ежемесячных (до 15 числа каждого месяца) отчетов в Национальный банк. При этом срок погашения всех обязательств не должен превышать 12 календарных месяцев; - план по подготовке и представлению в Национальный банк документов на согласование в соответствии с требованиями законодательства применительно к действующим банкам. 4.7. Специальный администратор является единственным законным представителем банка-должника при выполнении плана реабилитации. 4.8. Допускается досрочное выполнение мероприятий, предусмотренных планом реабилитации.
V. Процедура признания недействительными ранее выпущенных акций банка-должника и регистрации нового выпуска акции
5.1. В связи с тем, что реабилитация банка-должника, проводимая посредством привлечения стороннего инвестора, является невозможной без получения последним права собственности на акции банка, а также учитывая, что все его акции, выпущенные до момента признания банка банкротом, являются необеспеченными какими-либо активами банка в силу его неплатежеспособности, все акции банка-должника, выпущенные до момента возбуждения процедуры реабилитации, подлежат признанию недействительными в судебном порядке. 5.2. Признание выпусков акции недействительными производится в соответствии с законодательством.
5.3. Если судебная процедура по признанию недействительными всех ранее выпущенных акций (эмиссий) банка-должника не была инициирована до собрания кредиторов, то для инициирования процедуры признания выпусков акций банка-должника недействительными специальный администратор, действуя на основании собрания кредиторов, обращается в суд с соответствующим иском, который подлежит рассмотрению в порядке, установленном действующим процессуальным законодательством. 5.4. По вступлении в законную силу судебного акта о признании недействительными выпусков акций банка-должника и осуществлении других предусмотренных планом реабилитации мероприятий, в том числе по конкурсному отбору инвестора, специальный администратор инициирует государственную перерегистрацию банка-должника в связи с принятием новой редакции его устава, закрепляющего размер уставного капитала банка, который соответствует требованиям Национального банка по минимальному размеру капитала для вновь открываемых коммерческих банков, а также осуществляет новую регистрацию выпуска акций банка-должника. 5.5. Поскольку регистрация выпуска акций производится с целью выполнения плана реабилитации, специальный администратор передает указанные акции инвестору, признанному победителем тендера, с целью оплаты им указанных акций в соответствии с действующим законодательством и требованиями Национального банка. 5.6. После оплаты вновь выпущенных акций банка-должника сторонний инвестор производит регистрацию итогов выпуска данных ценных бумаг, с соблюдением требований законодательства, и становится их собственником без каких-либо ограничений и притязаний со стороны третьих лиц.
VI. Выполнение плана реабилитации банка-должника
6.1. Выполнение условий плана реабилитации банка-должника происходит под контролем Национального банка. На период выполнения плана реабилитации контроль над его выполнением осуществляет Национальный банк. 6.2. Выполнение банком-должником условий плана реабилитации подтверждается предоставлением отчета специального администратора. Специальный администратор должен на ежемесячной основе предоставлять такие отчеты в Национальный банк. Данный отчет должен включать информацию о ходе реализации мероприятий, предусмотренных планом реабилитации с приложением подтверждающих документов. 6.3. По истечении срока плана реабилитации специальный администратор совместно с инвестором направляет в Национальный банк окончательный отчет о выполнении плана реабилитации вместе с ходатайством о восстановлении банку-должнику лицензии. 6.4. План реабилитации считается выполненным при условии полного погашения всей признанной кредиторской задолженности банка-должника, а также восстановлении его платежеспособности и создания условий для возобновления деятельности банка, в том числе выполнения всех требований законодательства и Национального банка по собственному капиталу, банковскому помещению, внутренним актам, составу акционеров, органов управления и контроля. 6.5. Национальный Банк рассматривает окончательный отчет и ходатайство о восстановлении лицензии и в течение десяти календарных дней возобновляет действие приостановленной лицензии и выдает данному банку лицензию на проведение банковских.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Временные правила ведения бухгалтерского учета и представления информации о финансовом положении коммерческими банками и другими финансово-кредитными учреждениями при процедуре специального администрирования методом ликвидации |
Правила ведения бухгалтерского учета и представления информации о финансовом положении коммерческими банками и другими финансово-кредитными учреждениями при процедуре специального администрирования методом ликвидации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Временные правила определяют порядок бухгалтерского учета и методические основы представления информации о финансовом положении при процедуре специального администрирования методом ликвидации коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений (в дальнейшем по тексту - банки), осуществлявших деятельность по лицензии Национального банка Кыргызской Республики, в целях правильного отражения и представления информации о финансовом положении ликвидируемого банка для пользователей. 1.2. При процедуре специального администрирования методом ликвидации нормативные документы, регламентирующие бухгалтерский учет в коммерческих банках, действуют в части, не противоречащей законодательству Кыргызской Республики и данным Правилам. ГЛАВА 2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В целях применения настоящих Временных правил используются следующие определения: 2.1. Специальное администрирование - процедура процесса банкротства, применяемая в отношении банка-должника. 2.2. Ликвидация - метод процедуры специального администрирования, который предусматривает изъятие и отчуждение всех активов должника, включенных в ликвидационную массу, с целью удовлетворения требований кредиторов в соответствии с их очередностью. 2.3. Ликвидационная масса - активы должника без учета активов, являющихся предметом залога, а также изъятых из оборота. |
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила определяют порядок бухгалтерского учета и методические основы представления информации о финансовом положении при процедуре специального администрирования методом ликвидации коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений (в дальнейшем по тексту - банки), осуществлявших деятельность по лицензии Национального банка Кыргызской Республики, в целях правильного отражения и представления информации о финансовом положении ликвидируемого банка для пользователей. 1.2. При процедуре специального администрирования методом ликвидации нормативные документы, регламентирующие бухгалтерский учет в коммерческих банках, действуют в части, не противоречащей законодательству Кыргызской Республики и данным Правилам.
ГЛАВА 2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В целях применения настоящих Правил используются следующие определения: 2.1. Специальное администрирование - процедура процесса банкротства, применяемая в отношении банка-должника. 2.2. Ликвидация - метод процедуры специального администрирования, который предусматривает изъятие и отчуждение всех активов должника, включенных в ликвидационную массу, с целью удовлетворения требований кредиторов в соответствии с их очередностью. 2.3. Ликвидационная масса - активы должника без учета активов, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
6.5. Информация о финансовом положении, представляемая банком при процедуре специального администрирования методом ликвидации, в НБКР
6.5.1. В целях исполнения функций НБКР по осуществлению денежно-кредитной политики банк при процедуре специального администрирования методом ликвидации представляет в НБКР информацию о финансовом положении по следующим формам: 1) ежедневный пробный баланс по форме 5 Приложения 5 Положения "О порядке формирования финансовой отчетности для коммерческих банков и финансово-кредитных учреждений, лицензируемых НБКР", представляется до момента полной ликвидации банка по мере возникновения и отражения операций на счетах прибыли (убытки) и балансовых счетах, но не реже 1 раза в неделю; 2) ежеквартальный балансовый отчет по форме 1 Приложения 1 Положения "О порядке формирования финансовой отчетности для коммерческих банков и финансово-кредитных учреждений, лицензируемых НБКР", предоставляется не позднее 16 числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала; 3) балансовый отчет за отчетный период с 1 января по 31 декабря включительно по форме 1 Приложения 1 Положения "О порядке формирования финансовой отчетности для коммерческих банков и финансово-кредитных учреждений, лицензируемых НБКР", предоставляется в НБКР не позднее 15 февраля следующего за отчетным года. |
6.5. Информация о финансовом положении, представляемая банком при процедуре специального администрирования методом ликвидации, в Национальном банке
6.5.1. В целях исполнения функций Национального банка по осуществлению денежно-кредитной политики банк при процедуре специального администрирования методом ликвидации представляет в Национальный банк информацию о финансовом положении по следующим формам: 1) ежедневный пробный баланс по Приложению 1 Положения " О требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков Кыргызской Республики", представляется до момента полной ликвидации банка по мере возникновения и отражения операций на счетах прибыли (убытки) и балансовых счетах, на конец отчетного дня. 2) ежеквартальный балансовый отчет по Приложению 1 Положения " О требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков Кыргызской Республики", предоставляется не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
3) балансовый отчет за отчетный период с 1 января по 31 декабря включительно по Приложению 1 Положения " О требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков Кыргызской Республики", предоставляется в Национальный банк не позднее 15 февраля следующего за отчетным годом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Временный порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций у банков в Кыргызской Республике и ликвидации банков. |
Признать утратившим силу. |